Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 09/04/21 во всех областях
-
Подтверждаю ваши слова. Как известно, в прошлом в лесостепях, степях и полупустынях водилось несколько видов дикой лошади, на которых охотились казахи - тарпан, қулан и др. Некоторых из них казахи называли по их характерной масти, например, кер құлан или кер тағы. Поэтому можно наглядно судить об этом цветовом оттенке по сохранившейся одной из них. Н.М. Пржевальский («Из Зайсана через Хами и Тибет и на верховья Желтой реки». Третье путешествие в Центральной Азии. 1879 - 1880 гг.): "... Новооткрытая лошадь, называемая киргизами кэртаг, а монголами также тахи (АКБ: от казахского, тюркского "тағы" - "дикая"), обитает лишь в самых диких частях Джунгарской пустыни. Здесь кэртаги держатся небольшими (5 - 15 экземпляров) стадами, пасущимися под присмотром опытного старого жеребца... За исключением Чжунгарии, кертаг нигде более не водится". Г.Е. Грумм-Гржимайло ("Описание путешествия в Западный Китай", гл.9 «В центральную Джунгарию за дикими лошадьми»): "… Пржевальский замечает: «Киргизы называют дикую лошадь «Кертагом»; «Суртэгом» же зовут джигетая (Asinus hemionus Pall). Это не совсем так. Слова «кер» и «сур» – названия мастей. «Кер» значит мухортая, подвласая, иначе каурая, с большими беловатыми подпалинами. Когда масть темнее, когда навис исчерна-серый и стан издали кажется мышасто-пегим, киргизы зовут ее «сур»…. турфанцы называют «яуват» или «такы» Сейчас эта лошадь всем известна как "лошадь Пржевальского". Вот он по-казахски "КЕР ТАҒЫ" или по-монгольски "ТАХЬ", вот варьирование оттенков этой масти КЕР (конечно есть и разнобой от качества фотографий):1 балл
-
Видел такие фильмы. Насколько мне известно, это казахи из соседних с Кыргызстаном районов - Алматинская и Жамбылская области. Короче Алатау и явное влияние соседей кыргызов. В остальной части Казахстана емнип такого не было и нет. Но такой черно-белый колпак судя по старым фильмам отличается от казахского высотой, он гораздо ниже, и у него поля короткие.1 балл
-
Говорить так начистоту - а халхи присвоили татарина Чингизхана. Либо вы сами себе противоречите, либо у вас избирательный подход, к примеру, в отношении дулатов 100%-ное совпадение этнонима вами не принимается, а в отношении этнонима монгол у вас вопросов нет. Как прикажете вас понимать? И верите ли вы в форумную псевдонауку Тёзковедение? Спрашиваю, потому что ваша позиция по дулатам-дуглатам явно клонится к ней. ) С какой стати вы решили, что они монгольские, в смысле халхаские, калмыцкие, бурятские? И вы же перечислили имена урянхая, меркита, кунгиратки, найманки и чингизида, т.е. в основном тюркские племена. Современным монголоязычным народам эти имена стали знакомы лишь в 20 веке, наверняка больше всего из художественных книг И. Калашникова и В. Яна.1 балл
-
В советских фильмах и старых фотографиях можно увидеть казахов в простых белых айыр-калпаках с черной окантовкой.1 балл
-
Мне кажется войлочный колпак это был головной убор знати, если быть точнее, наверно султанов и ханов. Поэтому простой народ их не носил и мы не видим их на старинных фотографиях. Такой же колпак у татар (монголов) в 13 веке:1 балл
-
Вас не выдвигали на премию, допустим Ника или Фэнтэзи?1 балл
-
Не надо неверно толковать источники, тогда не будет исправляльщиков.1 балл
-
Извините, но кабанинскую этимологию в топку! Благодарите Азбаяра, подкинувшего нам хорошую версию, которую потом довел до ума ув. Zake. Мифический предок черного татарина Чингизхана - Бодончар (в Огузоведении - Бузанджар). Моянчур - тогуз-огузский каган ("уйгурский"). Он же по китайским хроникам Келей-кэхань, т.е. Керей-каган. Все карты бьют, потому что вопреки существующим взглядам, предки татарских (средневековых монгольских) племен Чингизхана все же не шивэи, мохэ или кидани, а окиданенные (омонголенные в языковом плане) тюркские тогуз-огузские племена (название династии аристократической верхушки "Уйгур").1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Но не ответили,что вы имели ввиду под словами "чуть другие","не было некоторых (многих?) этнических компонентов"? И по вашим словам следует,что казахи XVI века и современные казахи - это совсем другие народы? P.S.Специально не стал окрашивать,чтобы наверняка получить ответ.. Я не о 16 веке говорил. Я имел в виду период 14-15 веков.1 балл
-
Я уточнил свой пост, что похожи на кыргызский и казахский.1 балл
-
Я уже отвечал вам, что речь шла о постмонгольском и современном времени.1 балл
-
Как видим на миниатюрах присутствуют оба вида колпака, похожие и на кыргызский, и на казахский. Откуда они? Или сжульничал художник?1 балл
-
Миниатюра "Смерть Чингизхана". 1603-1604, Абу-аль-Фазл ибн Мубарак «Акбарнамэ», Британская библиотека, Лондон:1 балл
-
1 балл
-
Сцена нашествия на Венгрию, татары преследуют отступающего короля Белу IV, 1241 год:1 балл
-
Сейчас буду заливать миниатюры, по которым так не скажешь.1 балл
-
Больше всего изображений головных уборов, похожих на позднейшие войлочные колпаки, имеется на персидских миниатюрах сцен времен и событий татар Чингизхана. Вопрос - кто изображены на них в таких уборах? А на сценах, где они на головах Чингизхана и его сыновей - откуда у них он?1 балл
-
По моему вы понимаете мои слова совершенно по другому, чем я вкладываю в них смысл. Речь у меня шла о казахах и кыргызах позже 15 века!1 балл
-
-1 балл
-
В последнее время пропаганда Казахстана искусственно создает миф о жестоких, жадных, похотливых негодяях-джунгарах и миролюбивых казахских кочевниках, которых они чуть было не вырезали. Эпоха “актабан-шубырынды” (20-50 гг. 18 в.) сопоставляется ими с восстанем 1916 г, коллективизацией 30-х годов ХХ века. Чего только стоят псевдоисторические агитки - "Кочевник", "Мын бала"! При этом идеологическая диверсия распоясовшихся казахских политиканов не находит должного отпора со стороны монгольской общественности, по всей видимости потому, что защищать честь и доброе имя джунгар некому, ибо этот народ, как известно, в середине 18 века был почти полностью уничтожен, во-вторых, играет свою роль и политическое бессилие и идейная разобщенность монгольских народов, корумпированность их руководителей, которым нет дела до чести всего монгольского рода. Лишь только под давлением подлинных исторических фактов слетает мишура и позолота с легенды о благородных свободолюбивых казахских батырах, и перед нами предстают образы типичных средневековых феодалов - темных, жестоких, жадных, эгоистичных и продажных. Так, почему-то казахские историки, вопя о жестокостях джунгар, молчат о том, как ханы Есим и Турсун в 20-е годы 17 в. огнем и мечом проходили юг Средней Азии, или о том, что война 1698-1699 г.г. была вызвана совершенно безобразным поведением казахского хана Тауке. Последний сначала бесцеремонно ограбил несколько джунгарских караванов, а затем подло перебил посольство в 500 человек, что джунгары были просто вынуждены начать очередную войну. Жестокость и хищничество джунгар не отличалась ничем от казахского. В трудах Ч. Валиханова приводится, например такой эпизод: “Балталинец Уразумбет-батыр славился удивительною ловкостью и быстротою действия. Баенбай-батыр баганалинец рассказывал, что ему однажды случилось быть вместе с Уразумбетом: ночью поехали они на аул калмыков из 8 юрт; они решились напасть – сказано и сделано; пока он, Баянбай, успел перебить калмыков в двух юртах, как явился Уразумбет-батыр, объявил, что он доконал всех. Он получил двойную добычу”. Тем же ревнителям казахской истории, которые не могут отказаться от привычного понимания “актабан-шубырынды”, можно напомнить о вторжении казахов в Джунгарию в 1712 году, когда те были замучены трехгодичным периодом засух, джутов и неурожаев. Но больше всего изумляет культ хана Абылая, того самого Абылая, который добровольно вопреки мнению большинства подвел весь казахский народ в царское ярмо, присягнув Екатерине. Того самого Аблая, который добивал остатки ойратов в 1757 году, нападал на обессиливших калмыков, шедших в Джунгарию, в 1771 г. Особую лепту в его раздувание внес фильм "Кочевник", в котором говорится о том, что юный султан Аблай убил на рыцарском поединке сына контайши Галдан-Церена – Чарча, хотя по документам известно, что детей с таким именем у правителя Джунгарии не было. Особенно шокирует факт приведенный в книге Ш.Б. Чимитдоржиева "Национально-освободительное движение монгольского народа в 17-18 вв." на стр. 128.: "Вечером 3 августа 1757 г. Амарсана попал в ставку казахского князя Аблая, где царило веселье, из юрты султана доносились звуки домбры. Но приход Амарсаны прервал музыку. Беседа не клеилась, чувствовалось что-то неладное, подозрительное... Стараясь не подать виду, что встревожен, Амарсана вышел из юрты, заявив, что завтра с ним встретится. Однако ночью было совершено нападение. Подосланные Аблаем люди схватили более 20 человек из окружения Амарсаны, а сам джунгарский хан чудом спасся. Люди Аблая сумели лишь поймать племянника Амарсаны Дашицэрэна и зайсана Цибаханя и доставить их в ставку маньчжурской армии". Разительно отличается от абылаевского поведение настоящего степного рыцаря Тогтохо, бесстрашного баргутского князя, боровшегося с китайцами. Речь идет об эпизоде осады унгерновцами дома князя, где, зная его благородство, прятались евреи (Л. Юзефович. "Самодержец пустыни"): "Обыскивать дом не посмели. Чтобы получить доказательства пребывания там евреев, за домом установили тайное наблюдение. Вскоре доказательства были получены и предъявлены; Тогтохо-гун вынужден был признать, что действительно прячет у себя евреев, но выдать их отказался. В Монголии законы гостеприимства священны. Князь заявил, что принял этих людей под покровительство и отдать их на верную смерть — значит для него покрыть свое имя «несмываемым позором». При всей кажущейся театральности этих слов они, вероятно, именно так и прозвучали. Тогтохо-гун был порождением того мира, которым так восхищался Унгерн и основы которого им же самим и были подорваны". Вот тебе и Кошпендилер!!! На проверку Абылай оказался человеком, нарушившим все законы степного гостеприимства, когда личность доверившегося гостя не прикосновенна. Чего же можно было ожидать от человека, который в 1757 году ездил в Пекин и вступил в подданство китайского императора как «ван» — вассальный князь, уплачивающий оговоренную дань, а уже через 2 года он отдавший казахский народ в русское подданство также с обязанностью платить дань и все, для того, чтобы его многочисленный двор (одних сыновей 350!) получал побрякушки, товары и деньги от китайцев и русских. Ни один из джунгарских ханов не торговал так широко и выгодно для себя свободой своего народа. Джунгария не покорилась, за что была потоплена в крови, но сохранила незапятнанной свою честь!-1 балл
-
Абылай-хан (1711—1781) — хан всего Казахского ханства, признанный всеми жузами, сын Коркем Уали-султана, внук Абылай хана Каншера, потомок Барак-хана (в 9-м колене). А казахский султан Абылай всё своё детство провёл при ставке ойратских князей, поскольку являлся приёмным сыном главы Ойратского ханства Галдан-Церена. В дальнейшем Абылай предаст ойратов и перейдёт на сторону Цинов. Земля ойратов - Алтай-1 балл
-
Для Алимулы, ахинеей могу назвать и вашу ахинею. Но зачем, Вы докажите, что я несу ахинею то там, то тут, и я Вам ступудово отвечу.-1 балл
-
И начинается .... бля, бля и бля. Вы хоть суть поймите, если вообше годны осмыслить что-то. Ладно, если уж не у дел, то представьте головной убор - у самих древних предков, ибо значение Калпак произошло издревле, когда казахов не было и помине, но был народ Кыргыз. Но Кыргызы тоже были готовы сдать любого, лишь бы самим уцелеть. Вот тогда кыргызы разделились, одни стали Ак калпаками, другие - Каракалпаками. А почему Каракалпаки любят Черный цвет, а кыргызы - белый?! Поэтому, говоря. что мы что-то сокрализуем, Вы просто обижаете нас.-1 балл
-
В русском языке есть слово "матёрый", специально привожу цитату про этимологию данного слова, где есть указание на однокоренное слово в польском языке, а также о сходстве данного слова с созвучными тюркскими словами. Происхождение слова матерой матеро́й матёрый, укр. ма́терий «немолодой», блр. мато́рны, ст.-слав. матерьство πρεσβεῖον, заматорѣвъ, заматерѣвъ προβεβηκώς, цслав. матеръ, маторъ «старый», болг. ма́тор «крепкий, здоровый, зрелый, старый», сербохорв. ма̏тор «старый», словен. matȯ́r «престарелый», чеш. matorný «серьезный, строгий», польск. zаmаtоrzаłу, zamotrzały «затвердевший» Скорее всего это праслав. производное от мать, аналогично лат. māteria, māteriēs «строительный лес, материя»; см. Траутман, ВSW 171; Бернекер 2, 25; Вальде-Гофм. 2, 50 и сл. Другие считают родственным лат. mātūrus «зрелый», mānе «утром» (Мейе, ét. 407; Маценауэр, LF 10, 64), арм. mairi «строительный лес, дерево» (Леви, KZ 40, 562; Бернекер 2, 25). Родство с греч. μάτις ̇ μέγας (Гесихий), др.-ирл. maith «хороший» (Петерссон, Verm. Beitr. 128) не доказано. Заимствование из лат. mātūrus неприемлемо, вопреки Романскому (JIRSpr. 15, 120; см. Бернекер, там же). Случайно созвучие с тюрк. словами «ловкий, храбрый»; тат. matur, matyr, чув. mоdог и т. д. (см. Рясянен, TschL. 154 и сл.; Паасонен, FUF 2, 126) [Махек (ZfslPh, 23, 1954, стр. 117) на основании мор. диал. zmateřelé obilí «сгнившее зерно» предполагает родство с нем. modern «гнилой, тухлый». — Т.] Польское слово «urodziwy» /статный, красивый, пригожий/ произошло от польского слова "uroda"/красота. В русском языке "урод" имеет прямо противоположное значение, хотя слова однокоренные, от корня "род", т.е. тот, кто "уродился".... только у поляков "уродился на славу". а у русских "уродился страхолюдиной". Версия о заимствовании из тюркских или наоборот, насколько я понимаю, лингвистами полностью исключается, раз пишут, что это СЛУЧАЙНОЕ созвучие. Как вариант, корень этого слова слишком древний, появился еще до разделения языковых семей, поэтому сохранился в совершенно разных языках с похожим значением. А что Вы скажете об армянском слове МАТУР (маленькая часовня или место для молитвы, очень распространены в Армении.) ?-1 балл
-
не нужно подменять понятия.... "из тюркских языков" - не значит "из казахского".... учитывая торговые и политические связи Древней Руси, Ваш вариант, как раз, наименее вероятный, скорее из чагатайского, т.к. это был общий средневековый письменно-литературный язык тюркоязычной Средней Азии. Казахский литературный вышел из чагатайского, а не наоборот... "В период формирования казахской нации казахский язык использовался в повседневном устном общении, а также в сфере устно-поэтического творчества. Казахский литературный язык восходит к литературному чагатайскому языку или тюрки, общему для многих тюркских языков XV-XVI в.в. Впоследствии формирование казахского литературного языка характеризовалась следованием общей литературной традиции тюрки и все более интенсивным вовлечением в сферу складывающегося литературного языка лексических и грамматических элементов разговорной речи. Язык этого периода (XVI-сер.XIX), использовавшийся для составления официально-деловых бумаг, в переписке, художественной литературе и исторических сочинениях получил название староказахского письменного литературного языка." https://www.e-trans.ru/languages/about.php?n=44 Кроме того, первые стаканы ("достоканы") были принадлежностью зажиточных людей, простолюдины пользовались посудой с другими названиями. Старорусское слово «достокан» зафиксировано первоначально в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича, датированной 1358 годом, и обозначало особый вид питейной посуды. А это говорит о межязыковых связях в определенных социальных слоях как со стороны русских, так и со стороны тюрков.-1 балл
-
Это что? Хотите показать Сколько чуши можно написать в одном посте.-1 балл
-
Нынешние Алшины, то есть, современные Младший Жуз, сами не знают, к кому они подчинялись - Едигеидам, или казахским правителям. Я говорю,что они находились и там, и сям. Было две группы Алшинов, которые - узбеки, и которые - калмаки, не принявшие ислам. Но в 18 веке, оба они стали единой этнической группой, ибо приняли единую политическую систему в плане одной этнической группы, ставшей казахами.-2 балла