Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 08/07/21 во всех областях
-
У хакасов тоже "Худай". Это ( скорее всего) говорит о древних контактах с иранским миром. Т.е. намного раньше мусульм. Могулистана.1 балл
-
"Бытует миф о Млечном пути и связанным с ним созвездии Плеяд. Согласно повествованию созвездие Плеяд (хакас. Тлгер) было творением владыки Нижнего мира -Эрлик-хана. Верили, что в прошлом лето длилось целый год. Однако Эрлик-хан решил изменить такой порядок. Он сотворил Плеяды, от которых по Земле распространился адский холод. Бог ,(Худай)увидев это, решил избавить Землю от Плеяд. " https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-astralnye-vreniya-hakasov у Тувинцев вроде тоже есть Худай так что это мало что доказывает1 балл
-
Ну да, как можно сравнивать деликатесную конину или нежную баранину с мясом грызуна? Всё, щас Аза разбушуется.1 балл
-
Вы правы, ув. Zake, вон у кыргызов это слово есть и они в прошлом упоминаются в числе лесных племен.1 балл
-
У казахов нет "йыш" и т.д. Всё таки казахи, скорее всего, не имеют отношения к "лесным народам", в том числе к часто упоминаемых вами "приэртышским лесным народам Джучи")1 балл
-
Я считаю, что это как раз таки важно. И локализация Отюкена на юго-западном Алтае, имхо, не нарушит лаконичности присутствия здесь же племен кай, ябаку, басмыл, татар, чомул. Я помню, ув. Zake, наше небольшое географическое расхождение "по Алтаю" (у вас севернее Горного Алтая, у меня юго-западнее Большого Алтая) пошло еще с того времени, когда мы с вами различно объясняли ориентирования по Тамим ибн Бахру.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
У вас ошибочное представление о своем народе в прошлом как о бесцельно бродячем народе. У любого кочевого скотоводческого племени была и есть родина, мы не цыгане. Об это свидетельствует масса примеров, на вскидку - стойкое, древнее понятие "ел" (рус: эль), мы до сих пор так говорим, что у нас "ельде" или поеду "ельге"; если не ошибаюсь из совокупности кочевых пастбищных зимних, летних и межсезонных территорий основным местом считалась земля зимовок; даже средневековые источники часто упоминают о таких понятиях как "коренной юрт", "родной юрт" и т.д Мигрировали крайне редко и то из-за чрезвычайных ситуаций - нападение врага, продолжительный и повсеместный джут или др. Исторические примеры всем известны - хунны/гунны, куны/куманы/кыпчаки, китаи/кидани, татары/монголы - все они уходили из тогдашнего Пристенного Китая (Чин) на запад, кереи ветви ашамайлы, откочевавшие вниз по Иртышу в Юго-Западную Сибюрь, торгауты Аюке, отковевавшие сперва в Юго-Западную Сибирь, а оттуда к Итилю, родо-племена Орта и Улу джуза, отковевавшие в Среднюю Азию, казахи кереи и найманы откочевавшие в Западную Монголию или ушедшие в Турцию. Человек оставляет свою родину ведь только при вынуждающих его ситуациях, а род-племя целиком, тем более. Но в любом случае после окончания таких форс-мажоров племя возвращалось на свою родину на правах собственника исторических пастбищ и мест захоронения предков. Вам должно быть стыдно как профессиональному историку не знать таких обыденных вещей или, вероятно, намеренно искажать их.1 балл
-
Совершенно верно, например лесные туба[с]- это алтайские тубала́ры. http://gotoaltay.ru/altay/obshhaja-informacija/narodnosti-altaja/tubalary ...Самоназвание — туба (тува) кижи, тубалар, а также йыш кижи («лесные люди»). В 2000 г. наделены статусом коренного малочисленного народа. До этого они числились в составе алтайцев. В Российской Федерации проживают 1,6 тыс. чел. Наиболее компактно тубалары проживают в Республике Алтай, в селах Турочакского и Чойского районов. Традиционные места расселения и природопользования тубаларов расположены по левобережью р. Бии, по р. Большая Иша, Малая Иша, Сары-Кокша, Кара-Кокша, Пыжа, Уймень, по северо-западному побережью Телецкого озера и прилегающим к ним территориям.... Или лесное племя Урасут, обитавшее в пределах страны кыргызов и Кем-Кемджиут - это алтайские Урс[ул]-кижи (люди с реки Урсул). Этимологически урас[ут] - это скорее всего основа урс (ырыс?) плюс аффикс множ. числа [т]. В случае с рекой Урс[ул] - основа урс (ырыс?) плюс "ул" - это река ("йул" или "чул"). т.е. Урсул - это река племени урс или урс[ут] во множ. числе https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Урсул Урсу́л[2] (в верховьях Ело, Большой Аргем[3]) — река в России, протекает по территории Онгудайского и Усть-Канского районов Республики Алтай, левобережный приток Катуни. Или напр лесное племя байчжиги можно соотнести с рекой Байжигит (уст. Байджигит) — река в России, протекает в Республике Алтай. Устье реки находится в правому берегу реки Акалаха. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Байжигит_(река)1 балл
-
простой, рядовой каракалпакский ученый, который звездной болезнью не хворает, просто объясняет ситуацию - а пришлые ли каракалпаки на своей нынешней земле? Респект, не боится инквизиции, а говорит прямо. Тут есть все - от хорезмских конратских инаков (род Балгалы) 18-20 веков и родо-племенным составом Аральцев 16-19 веков, ну и много чего, относительно характера Амударьи и политики края. Жаль, что на каракалпакском языке, но для желающих, общую суть разговора понять можно.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
В статье по этнической истории аргынов хотелось бы увидеть ваше мнение относительно локализации рода в разное время. Вы вроде планировали такую работу написать1 балл
-
Ну как можно с вами о чем-то культурно дискутировать, если вы допускаете такие колхозные выходки? Извините меня, но в таких случаях французы говорят, гуляй Вася!1 балл
-
Азбаяр наверно думает, откуда АКБ надумал учиться монгольскому языку на нашу голову, теперь читает всё что не нужно, все секреты.1 балл
-
1 балл
-
Это не диалекты. Это литературный халха-монгольский язык, который я нынче учу. Стат. база единая, государственная, на основе государственного языка.1 балл
-
Аза, к сожалению вы не ответили на мой вопрос:1 балл
-
Я по секрету поделился своим внутренним чутьем, а вы сразу отдай шапку, отдай сапоги, проиграл. А где факты против? Против чего мне крыть нечем, Ямбакалмук? Так ведь любой юзер может себя назвать кем угодно. Вон мой друг Володька уже 2 года отказывается от своего изображения называя его каким-то приятелем.1 балл
-
Мое чутье редко подводило меня в жизни, хотя шаманских способностей за собой не замечал, да и в роду баксов не было. Вот и сейчас я совсем не камлаю и бубна у меня нет, но я вижу ваш смутный образ, он мне родной, монголоидный. Но по вашему устойчивому стилю и культуре ведения диалогов я могу вангануть более точнее, что вы прекрасная калмычка.1 балл
-
ТЮБЕТЕЙКА - версии о происхождении, виды, названия. Однозначного ответа на вопрос о происхождении феномена тюбетейки нигде не найдете. Распространенной версией считается объяснение ее происхождения в связи с проникновением в тюркскую среду ислама (первоначально в районы средней и нижней Волги). Возникают вопросы, почему она связана именно с тюркской средой, а к примеру, не с арабской или персидской, если это напрямую касается ислама? И почему именно ислам и тюрки? Попытался прояснить для себя ситуацию и обнаружил, что ислам к тюбетейке не имеет никакого отношения. Прообразом или «прадедушкой» тюбетейки оказался обычный древнетюркский войлочный подшлемник боевого шлема, который впоследствии видоизменялся вместе с видоизменением самих тюркских номадов (в связи с оседанием их в земледельческих оазисах). Кстати даже тюрбан (чалма), которую мы видим у арабов, персов, индусов и у др., стала наматываться этими народами на тюбетейку, как шлем надевался на подшлемник-тюбетейку. Следует отметить, что у тюрков не было креплений внутри шлема в виде кожаных ремешков и поясков, так называемого «парашюта», исключающего необходимость ношения тюбетейки-подшлемника, как это было у поздних (и у ранних?) европейских народов (в т.ч. современные армейские и прочие каски). У народов, имевших шлем шарообразной формы (пример европейского) и подшлемник соответствовал этой форме: и войлочный: У тюрков подшлемник соответствовал конической, остроконечной форме шлема: Кстати, наша с ув. Атыгаем версия о тюркских монголах и тюркской Монголии 12-13 вв. подтверждается также формой боевого шлема так называемых татаро-монголов, который один в один общетюркский и, в частности, половецко-кыпчакский. Однако никаких тюбетеек повторяющих форму шлема современные монголоязычные народы не знают, как будто никогда не знали шлемов коническо-сферической остроконечной форм! Древнетюркские изображения тюбетеек и подшлемников: АН СССР, Сибирское отделение, Институт истории, филологии и философии. В. Д. Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. Изд. "Наука" Сибирское отделение, Новосибирск-1984. Гл. 2. Типы головных уборов на изваяниях: I - половецкий шлем, 2 - алтайский головной убор - колпок, 3 - тюбетейка, 4 - кушанский шлем на скульптуре из Таксилы, 5 - кыргызский шлем, 6 - головной убор на персонаже из Варахши (бухарский Согд), 7 - маньчжурский шлем, 8 - головной убор на скульптуре Кюль-Тегина из Кошо-Цайдама (Монголия), 9, 10 - китайский головной убор-путоу, 11 - алтайская меховая шапка, 12 - налобная повязка на персонаже из Афрасиаба (Тохаристан-Чаганиан), 13 - облегающая шапочка на персонаже из Пенджикента, 14, 15 - шлемы на половецких статуях, 16 - скифский колпак на воине из Персеполя (Иран), 17 - трехрогая личина из Семиречья. Тип 1 Шапочки конической или сфероконической формы, плотно облегающие голову, являются одним из преобладающих видов уборов (изваяния 4, 37, 78, 93, 99, 120, 122, 132, 133, 194, 205, 234, 246, 255). По форме они напоминают наиболее распространенные у кочевников Центральной и Средней Азии тюбетейки 1. Их также можно сравнить (ввиду обобщенности очертаний и некоторой аморфности) со сфероконическими шлемами половецких изваянии 2. Такие металлические шлемы, конечно же, могли изображаться и на алтайских изваяниях воинов, так как они были широко распространены в древнетюркской армии. ВИДЫ: Как подчеркнул выше, основная масса современных тюбетеек является видоизмененными формами древнетюркского войлочного подшлемника, приспособленного в соответствии с традициями и культурой регионов, где оседали тюрки-номады. Попытаюсь вкратце подразделить на виды и перечислить названия у конкретных народов – обладательниц головного убора: - мужские и женские - круглые и квадратные - остроконечные, плосковерхие и сферические - низкие и высокие - по орнаменту (у таджиков, узбеков ( + уйгуров?) сочетание белого узора в виде четырех стручков перца "калампир" (миндалевидный орнамент) с чёрным фоном; у дунган, узбеков и уйгуров разноцветные, у нахских народов зеленые и т.д.) - по оформлению (расшитые бисером, с кисточкой на верху, со сборочками и пр.) НАЗВАНИЯ: Русское название «тюбетейка» - от татарского «tübətəy (түбәтәй)» (түбә – вершина) Татарское – такыя, тафья, tübətəy (түбәтәй) Узбекское – дўппи (do`ppi) - в Самарканде тюбетейка называется «калпок», «калапок», в других районах наиболее распространенным термином является «дуппи» (Ташкент, Ферганская долина, Хорезм и другие) Уйгурское - доппа или бөк Таджикское - тўппӣ (северный диалект), тоққӣ (южный диалект) Туркменский – tahýa (тахъя) – круглые или квадратные Азербайджанское – арахчын Карачево-балкарское – тахя, ракшын (см: азербайджанское – арахчын) Кыргызское – тебетей Казахское – тақия (такъя) В основе всех названий (кроме такыя-такъя) лежит тюркское слово «тобе/тюбе/топе», означающего вершину, верхушку горы, в перен. смысле вершину, макушку головы. Значениеже второго слова «тақъя» - это купол и именно сферической формы. Примеры: Тақъя тепе – гора, кажется в Крыму; аналогичной формы (букв: сферическая, остроконечная вершина, макушка) Такиядай төбе – маленький холм Тақия карын – сычуг Тақ – трон, престол (корона этой же формы?) Тақ – пришивать, нацеплять, надевать, прикалывать (отсюда и Тақа – каблук…) Кстати вершина – төөбө на других языках: Англ., датский - top Азери – täpä Карачаево-балкарский – тепе Крымско-татарский – töpe Казахский – töbö Изображения современных тюбетеек: Квадратная: Высокая: Высокая квадратная: Очень высокая: Татарская: Дунганская: С кисточкой: Нахские (чеченско-ингушские): Каракалпакская: Туркменская: Афганская: Кыргызская: Монгольская: Казахская: Хочу обратить внимание, что исконная форма древнетюркского боевого войлочного подшлемника сохранилась в казахской форме тюбетейки - круглая, остроконечная, почти без узоров и одного тона – повторяет форму боевого шлема, а также форму жилища степных номадов – юрты. И даже сейчас казахи продолжают одевать тюбетейку (тақия) под зимние меховые головные уборы малахай, тымак и др. Х/ф Ангел в тюбетейке: Эта форма была в моде в России до конца 60-х гг. 20 века, вот некоторые примеры: Х/ф Старик Хоттабыч: Х/ф Местро встречи изменить нельзя: Х/ф Кавказская пленница:1 балл
-
Ув. Нурлан5, создав эту тему я хотел бы услышать версии о происхождении тюбетейки, свою я выссказал. Вопрос практического применения тюбетейки в позднее время и в современных условиях (от солнца, снега, дождя, ветра и т.д.) я перед собой не ставил. Под словами "узоры меандром или огурцом" что Вы имели в виду? Узоры в виде стручкового перца на тюбетейках квадратной формы узбеков, таджиков и уйгуров? Перья филина (уку) у казахов считаются ведь оберегом от злых духов, их использовали в качестве навершия на головных уборах (детских, женских и мужских), на музыкальные инструменты (на гриф домбры),на детскую люльку (беск) и др., а сейчас и в качестве амулета в автомашинах, подвешанного к зеркалу в салоне автомобиля.1 балл
-
Новомодные в 2000-х гг. в мусульманских республиках СНГ белые тюбетейки, почему-то считающиеся арабскими: Так ли это на самом деле? (кстати узбекские власти запретили их как чуждые своим национальным) Мое мнение, что тюркская пратюбетейка или подшлемник имела чрезвычайно широкое распространение, захлестнув Кавказ, Ближний Восток, Европу и др. регионы. К примеру, это: 1. Грузинская войлочная "сванка": 2. Арабские хлопковые "ихляс", "тааджийя", "куфийя" (никогда не видел арабов в тюбетейках, у них исключительно платки, наверное она у них все время под платком): "Ихляс" больше похож на вязанную шапочку: "Куфийя" - это вероятно искаженное тюркское "такъя-тахъя": 3. Еврейская "кипа": 4. Фанцисканская "Кардинальская шапочка": И т.д.1 балл
-
-1 балл