Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 12/24/20 во всех областях
-
1 балл
-
При этом я осознаю, что НЬАҒУ в маньчжурском означает родню по мужу, людей одного рода, сородичей и т.д. Потому что при заимствовании термина часто теряется изначальный смысл.1 балл
-
В тунгусо-манчжурских есть глагол НЬАҒИ - приближаться, приходить и НЬАҒУ - близкий, родня, родственник. От него и образовано слово нағаши думаю. В древнетюркском это слово JAQIN - ЖАҚЫН. Видимо в древнетюркском при отделении от общего праалтайского произошел переход Н -> Й, Ғ -> Қ. Таким образом если восстановить получится НАҒЫН, что близко к слову НАҒАШЫ.1 балл
-
Не у всех кыргызов. Возможно только у племени бугу. Эту гипотезу Айтматов популяризировал в своем Белом Параходе, потом пошло, поехало1 балл
-
1 балл
-
Элсн-песок,Элиста-песчаный(ая),Салькн-ветер. На мой взгляд среди монголов,буряты и калмыки близки так же,как среди тюрков кыргызы и казахи. Даже типичные фамилии у нас похожи- Очиров,Бадмаев, Церенов,Цеденов, Эрдниев и тд.1 балл
-
Ну я не знаю в какой момент у бурят был этот переход, допустим "песок" у нас это "элhэн", в то же время в Курумканском районе есть село "Элэсун" - "песчаное" тут видно еще в старом формате через "с". Иногда у баяндаевских бурят в слове "ветер" - "hалхин/hалсин" проскакивает "салхин" ну и т.д.1 балл
-
Не, это потому, что в якутском много монголизмов, но несколько измененных в звучании. Для нас эти монголизмы были не совсем понятны из-за звучания, для них же наоборот. Они сами эту причину и называли.1 балл
-
Из Могулистана или из тимуридских? Если хотеть то можно везде искать корни. Пока же мы знаем джалаира Кадыргали, который связан не с ЧУ, а с ЗО1 балл
-
Не нужно смотреть на уровне больших гаплогрупп. Нужно смотреть субклады. По ним хоринские N окажутся не среди балтов, финнов и якутов, а среди казахов, ногайцев, халха-монголов, тувинцев с общим предком,жившим во времена хунну1 балл
-
Да, у халха скорее всего р.п. структура была потеряна или сильно исказилась в Цинский период. У бурятов картина получше. Например, по их родословным были два брата: Бурядай и Хоридай-мерген. Потомками первого являются племена булагатов и эхиритов, второго - хоринцы. Генетически эхириты и булагаты относятся к одной гаплогруппе, хоринцы к другой. Видимо братья были не родные, но главное, их "шежире" четко разделило их на две группы, которые и генетически различаются. Знаете как звали мифического отца Бурядая и Хоридая? Барга-батор. Есть такой монгольский этнос: баргуты. Знаете какие у них две доминирующие гаплогруппы? Те же, что и у булагатов, эхиритов, хоринцев - отомков Баргу-батора1 балл
-
Про те и не те кыпчаки, кияты и т.д. это может быть мнение форумчанина, лучше читайте статьи. Современные ойраты (калмыки РФ и ойраты Монголии) это не те же ойраты Худуки, которых покорил Джучи. Связь конечно между ними есть, но не такая прямая. Позже к ним много кто присоединился, а кто то ушел. Кыргызский язык часть лингистов относят к кыпчакским языкам, но в отдельную от ногайско-кыпчакских группу (в которую входят казахский, ногайский и каракалпакский. По сути это три диалекта одного языка). Очень много общего у кыргызского с южно-алтайским. Т.е. у нас с кыргызскими общее в языке больше от того, что мы с ними живем по соседству много столетий, а не от того, что мы одного корня. Жоканье и йоканье это отдельная тема. Для меня лично все туманно. Но уже были попытки найти их взаимосвязь у древних тюрков (ув. Samtat выкладывал работу совеских лингвистов по жоканью в Зап. тюркском каганате)1 балл
-
Все совпадает: шежире это не только кровное родство. Внутри родов могут быть кырме, могут быть жиены. Да, коныраты у каракалпаков не такие однородные генетически и скорее это союз разных родов. Но сама структура устоявшаяся. Т.е. есть шежире, оно записано, большинство сзнают свою р.п. принадлежность и т.д. Есть ли кровное родство между разными подродами на разных уровнях это уже другой вопрос. Арысы каракалпаков, это и есть союзы, крылья, аймаки ..., только называются арысами. И эта структура, этот состав шежире, который мы имеем сейчас, сложился уже в 19 веке, а в 16-18 веках, уверен, состав и структура были другие. Те же кытаи могли прийти лишь в 18 веке. Как раз после этих событий 17-18 веков и сложилась тот соств, та структура шежире, которые мы имеем сегодня. У казахов так же. Думаете, у нас все 500 лет был такой же состав шежире что сейчас?) По мангытам вы не правы, это род, племя. Объединивший разные племена Дешта Едыге был из этого рода. Поэтому представители этого рода возможно имели какой то особый статус среди др. племен, не знаю, но это был род. Мангыт как политноним использовали сторонние лица, описывающие ногайцев. У ногайцев, каракалпаков, узбеков мангыт это род, племя, который присутствует в их шежире. Мангыты как род есть даже у казахов и, кажется, у кыргызов. У большинства мангытов по результатам тестирования выявлен старкластер. Подтверждает версию о принадлежности нирунов к старкластеру (мангыты ведут свои корни от мангутов - род из монголов-нирунов)1 балл
-
Кто "они"? И для чего смотреть аутосомы? Насчет аутосомов: это ядерная ДНК и на ее структуру влияют все родительские линии: отцовские, материнские, все бабушки и все дедушки. Склоняюсь, что часть Жетыру и Сыргели выходцы из Ногайской орды или, как минимум, имеют близких родичей (соплеменников) среди ногайцев1 балл
-
Кыз атасына, эркек апасына тартат. - физиология и интеллект Атаны көрүп уул өсөт, энени көрүп кыз өсөт - поведение1 балл
-
1 балл
-
Думаю у ногайцев тоже р.п. состав сильно "деформировался" и перестроился (их история потаскала даже больше чем каракалпаков и калмыков). Но если всерьез заняться отдельными группами, например кара-ногайцами, думаю можно найти связь отцовских генетических линии и рода-племени1 балл
-
Вот вам данные из РАДа, наслаждайтесь: Кутун-наур, Онон, Буир-наур. Что за "науры" такие? Наверняка рядом с Павлодаром...1 балл
-
У вас как обычно тройные стандарты. Где выгодно начинаете упоминать историков, в том числе советских, типа как же так, не уважаете мнения Зуева. А когда не выгодно - гоните чушь про запреты. РАД как источник великолепен. И по нему - монголы жили на Ононе, а не Чингиле.1 балл
-
1 балл
-
Караулходжа не татарин, он казах из рода ходжа. Татарином был другой отец Фатимы муфтий. 5 тысяч юрт толенгутов слишком много для Аблая, максимум 500.1 балл
-
1 балл
-
Тоғыз таңбалы Найман 1992 - Бошай Кітапбаев http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?716340 Шежіре 1 - Бошай Кітапбаев http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?909821 Шежіре 2 - Бошай Кітапбаев http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?844056 Тоғыз таңбалы Найман 2008 - Бошай Кітапбаев http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?374146 Көкжарлы Найман Бөрте шежіресі - Сағди Қапасұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?967316 Найман шежіресі 1 - Қайсенов Зейнолла http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?889283 Найман шежіресі 3 - Қайсенов Зейнолла http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?339844 Найман шежіресі Ұланбатыр Ергенекті Сарыжомарт Жиенбет - Қоңырбаев Құмар Жансейітұлы /Ақатайұлы/ Қасенов Әбдірахман Мұқанұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?724030 Найман Қожамбет руы шежіресі - Дәрібаев Бекболат Бурабайұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?605073 Найман Қаракерей Қожамбет Шағыр Мысқал - Әміренов Мұратбек Дүйсенбекұлы, Мерекенов Сағыныш Уәрбекұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?83069 Қарт Алтай аясындағы Ару Марқа - Макен Мешелқызы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?206177 Өр Алтай, Асау Қалжыр, Қара Ертіс - Макен Мешелқызы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?126099 Найман Төртуыл Тоғыз руларының шежіресі - Макен Мешелқызы, Көкенай Бидашұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?534607 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 4 - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?130585 Тоғыз таңбалы Найман Терістаңбалы шежіресі - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?4670 Найман Қыржы Қазыбек руының шежіресі - Ибраемов Сансызбай Абуғалиұлы http://irbis.pushkinlibrary.kz:8087/jirbis2/components/com_irbis/pdf_view/?58991 Тоғыз таңбалы Найман Бура шежіресі 1 - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/1316 Тоғыз таңбалы Найман Бура шежіресі 2 - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/1315/read Қарау жасық шежіресі - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2170 Тоғыз таңбалы Найман Терістаңбалы шежіресі - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2168 Көнші шежіресі - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/1314 Тоғыз таңбалы Найман Бура шежіресі 2/5 - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2161 Тоғыз таңбалы Найман Бура шежіресі 1/6 - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2152 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 1 Байжігіт Мәмбет - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2167 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 2 Қожамбет - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2159 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 3 Қожамбет - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2166 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 4 Жұмық Саты - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2160 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 5 Көнші, Тоқабай, Жанай - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2162 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 6 Жолымбет, Бәйімбет, Жолболай - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2169 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 7 Мұрын - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2163 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 8 Мәмбет/Өмір,Күшік - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2164 Тоғыз таңбалы Найман Қаракерей шежіресі 9 Мәмбет/Қожағұл Байжігіт/Қарақұрсақ - Сыдықов Мүсәйіп Қыдырқанұлы https://e-kitap.kz/book/2165 Шежіре ұмытпандар Жабай атың / Бағаналы/ - Байсахалов Боранбай Мұсылманбекұлы http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593539 Найман Жұртшы ата жұрағаты /Бағаналы/ - Қадыр Әмзеұлы http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1591064 Тегін білу-тектіліктін тірегі /Төртуыл/ - Қалибек Алтынбаев http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593552 Найман тайпасы Бағаналы руының шежіресі http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593112 Найман Қаракерей Алдияр ұрпағының шежіресі http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593116 Найман Садыр шежіресі - Мұхаметкәрімұлы Тұрсын http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593117 Құрмаш ата шежіресі Семізнайман Меңлібай Ізбасар тармағы - Құрмаш Төлегенұлы http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593139 Қарсақшал /Төртуыл/ - Қалибек Алтыбаев, Дилуар Солтанов http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1593583 Қайнар Қызырілияс - Жемісбек Толымбеков http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1604886 Найман Тоқпақ шежіресі - Кәкен Бәтесбайұлы https://cak.clan.su/publ/tarikhi_kitaptar/k_ken_b_tesbaj_ly_najman_to_pa_shezhiresi/4-1-0-87 https://vk.com/doc209171213_2665198001 балл
-
От вашей неинформированности факт повсеместной традиции никуда не исчезнет. Не надо делать таких громких заявлений. Вам надо просто больше читать. Традиция охоты с ловчими птицами, а это разные виды ястребиных, соколиных и орлов, была распространена вплоть до начала 20 века по всей территории, населенной казахами, а это понятие шире административных границ нынешнего Казахстана.1 балл
-
Конечно можно и даже нужно! Потому что редко как Амыр резал скот обоими способами - монгольским и тюркским, и редко кто испробовал мясо скота, зарезанного и тем и другим способом. А на форуме вообще таковых нет, причем большинство видело баранов только в виде бууз или бешпармака. Вероисповедание Амыра в данном вопросе не играет никакой роли!1 балл
-
Вся обозримая история современных монголоязычных народов не дает ни единого исторического факта наличия у них традиции охоты с ловчими птицами. Если найдете таковые и представите здесь, то все мы пересмотрим свои убеждения. Только просьба не приводить в пример средневековые татарские племена. Начните эдак с века 16-го, если такая традиция была и забылась, как вы наивно полагаете, то за 500 лет в любом случае должна была оставить следы.1 балл
-
Зачем объяснять очевидное и оправдываться? Братья калмыки как обычно развлекаются холиваром и троллингом. Им достаточно почитать спец. тему и тогда глаза у них откроются.1 балл
-
Если честно не знал, что калмыки выращивают и едят свинину. Если это правда, то наверно это культурное наследство от предков мэнгу-шивэй, которые разводили свиней в Приамурье.1 балл
-
Ну факт что есть. Из этой статьи вы могли проанализировать что есть и в других областях. Я не пойму, у вас какие-то комплексы из-за своих традиций и численности? Почти в каждом посту изливаете это. Можете "возрождать" соколиную охоту у себя если так хочется. У казахов эта традиция не с потолка взята. Многочисленные фотографии и картины художников царской эпохи это зафиксировали.1 балл
-
http://azh.kz/ru/news/view/18421 Беркутчи из Западного Казахстана. Когда центр Золотой Орды был далеко не на алтайских горах, соколиная охота практиковалась ордынцами. Западный Казахстан - это степи, равнины, низины, пустыни, полуспустыни В Центральном, Южном, Северном, Восточном везде есть.1 балл
-
Охото с соколами есть и в Южном Казахстане и в Западном и Центральном. На Востоке их просто больше. Ну если совсем есть нечего не умирать же от голода.1 балл
-
Эка вас занесло, что-то вы попутали по ходу. Монголоязычные народы совершенно не знакомы с традицией охоты с ловчими птицами, это древнейшая прерогатива тюркских кочевых скотоводов, от которых и она перешла в Европу, Россию, к арабам и маньчжурам. Кстати вы этим самым дали мне подсказку, чтобы этот вопрос я разместил в новой теме про конфликты исторических фактов о татарах Чингизхана.1 балл
-
0 баллов
-
0 баллов
-
Какой факт ? Факт вашей лжи ? Другой бы сказал, бы: Извиняйте хлопцы, бес попутал, а вы избрали в свою защиту "наглый наезд" с выдумыванием каких-то комплексов. Теперь я имею право всегда вам напоминать О вашем подлоге. Факт наличия в недавнем прошлом Охоты с птицами в Зап.Казахстане и др. областях (Кроме востока) вы не привели, ЗНАЧИТ ИХ НЕТ ! Мы Калмыки не заявляем О подобной охотничьей традиции, хотя кое какие сведения имеются. М.б. у нас этим занимались пленные найманы-казахи, не знаю. Докажите, что я "комплексы из-за своих традиций и численности? Почти в каждом посту изливаете это" ! Или опять вранье очередного предположительного юзера из КЗ. ? RUST, прошу нашу переписку перенести в соответствующую тему.-1 балл
-
Мне виднее, бабушка и дедушка будучи из ЮКО использывали именно слова нағашы и төркін. Мне без разницы кто-то что-то там писал про нас.-1 балл
-
Кстати, казахские стар и C-F3830 нашли у средневековых монголов и жужаней. С-F1756 нашли у хуннских могильников и кыргызских кыпчаков. А ойратских С-M48 пока ни у кого не нашли... Возможно только у одного Андроновца и современных тунгусов.-1 балл
-
-1 балл
-
-1 балл
-
А что, Кыпшаковедение и кыпшаковеды претендуют не только на тюрков-татар, но уже и на тюрков-хунну? Вроде бы новая "наука", а такая наглая. Ооооо! Дележка пошла уже по именам? Тогда весь род Чингизхана чей будет, если основатель рода Кабул? Хотя, если серьезно, то джебе - наконечник стрелы, стрела, это казахское слово, в монгольском искаженное "зэв". По ходу думан тоже ходит в кружок Кыпшаковедения. Интересно, Вовка деньги берет за участие в кружке? Или опиум для народа бесплатный?-2 балла