Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 12/15/19 во всех областях
-
Вы знаете, было время когда ойратом называться было опасно и не комильфо. Поэтому в СССР их переименовали в алтайцев. Возможно у ваших олетов заглохшая историческая память отголоски этих событий.2 балла
-
Сведения о «Кер тағы» у Г.Е.Грумм-Гржимайло ("Описание путешествия в Западный Китай"). Гл.9 «В центральную Джунгарию за дикими лошадьми»: «… Н.М. Пржевальскому не суждено было познакомиться с дикою лошадью (Почему? ), этим интереснейшим из животных Центральной Азии. Сообщаемые им сведения о некоторых повадках ее, не вполне, как это мы ниже увидим, согласные с тем, что нам самим пришлось наблюдать, дают даже повод думать – не куланов ли он принял за лошадей (путаница, о которой я писал выше ). Что это не невозможно и что это ни в каком случае не может быть поставлено в упрек знаменитому исследователю Центральной Азии, явствует уже из того, что даже местные охотники - киргизы (АКБ: казахи) и турфанлыки (АКБ: самые «равнинные» из прочих уйгуров) - на дальнем расстоянии не берутся различить этих животных. … Пржевальский замечает: «Киргизы называют дикую лошадь «Кёртагом»; «Суртэгом» же зовут джигетая (Asinus hemionus Pall). Это не совсем так. Слова «кер» и «сур» – названия мастей. «Кер» значит мухортая, подвласая, иначе каурая, с большими беловатыми подпалинами. Когда масть темнее, когда навис исчерна-серый и стан издали кажется мышасто-пегим, киргизы зовут ее «сур»…. турфанцы называют «яуват» или «такы»… наконец, монголы, называющие дикого осла «хула» и, имеют особое название и для дикой лошади – «такы гурасын».2 балла
-
1 балл
-
вы из какой палаты? напрашивается вопрос. но из корректности напишу нейтрально: источники по векам, морям, ностратическим согласным и прилагательным есть? и главное справки по ассимиляции? есть, нет?1 балл
-
Уважаемый Асан Кайгы, вы можете ответить на вопрос. Сколько казахов секвенировали то бишь взяли ДНК анализы и преимущественно в каком регионе?1 балл
-
пжлста "керу" означает распирать. Обычно распирают что то крест на крест. Даже первые примитивные колеса распирали крестом. Казахское слово "кереге" от юрты тоже означает распирать крестом стены. Крест тогда был не только "+", но и "Х" образным. Последнее это тамга "ашамай" принадлежит подроду ашамайлы кереев. Надо сказать в тюркском "аша" означает вилообразный предмет или развилку1 балл
-
1 балл
-
Наличие тюркских имен не говорит о тюркоязычности. ИМХО, племена вообще без напрягов могли перейти из тюркского на монгольский и с монг. на тюрк. языки в зависимости от выгоды и нужды. Давние предки вообще могли говорить на тунгусских или др. языках вымерших. У Рашид ад-дина ойраты монголоязычны, и он не был заинтересован в фальсификации их язык. принадлежности.1 балл
-
меня невозможно прогнать, только навечно забанить) по ходу шутить ты разучился, поэтому скажу всерьез: когда -нибудь заеду до тебя. подойду или нет, еще не знаю, но точно буду проездом туда-обратно чуть выше.1 балл
-
Туранидные казахи. Слева уйгур.1 балл
-
Много чего можно вспомнить - и имена первых их правителей (Куттук-бек, Тенгиз, Инальчи, Торельчи, Илчикмиш, Огул-Каймыш, Суламиш, Бука-Темур, Улту и др.) и вторых правителей (Тогон-Тоган, Ээсэн-Есен, Хархула-Каракул, Харгуцаг-Каракучук и др.), и чоросов, и телеутов и т.д. и т.п.1 балл
-
Алтайцы - тюркоязычные и считают себя потомками средн. ойратов. Так на каком языке говорили средн. ойраты?1 балл
-
Кереи в одном субкладе с другими нирунами? А что вас удивляет? Так и должно быть. Все по логике источников1 балл
-
Ув. Коралас, Kenan, Karaganda. Не думаю, что имя младшего брата Чингизхана, как и древнетюркское название одно из созвездия Псов, связано со словами "қасқыр" (волк), "қайсар" (дерзкий), "қысыр" (яловая). Я считаю неправильным читать имя с позиции русской фонетики и арабской графики "Каср ~ Касар ~ Хасар". Русский язык (язык перевода летописи) и арабский алфавит перса Рашид аад-Дина имеют правило пропускать короткие гласные и не знают мягких, умлаутных гласных,. На оригинале тюркской фонетики я думаю имя звучало "Кäсäр ~ Кесер". Это имя и название созвездия имеют одинаковый смысл, который приводит Рашид ад-Дин - хищный зверь. В основе словообразовательный тюркский глагол "кäс ~ кес" (резать, рассекать, разрывать [плоть])".1 балл
-
Как только начинаешь спрашивать у монголов значение некоторых слов в том же пресловутом ССМ на монгольском, то уверенно говорят, что эти слова монгольские. Но в словарном языке, во всяком случае в современном монгольском языке, не объясняется некоторые слова из ССМ. Когда говоришь об этом, то в этом случае оппоненты отнекиваются , что это древнемонгольское слово, подзабытое. При этом объясняется смысл аналогично тюркскому. Из этого я сделал вывод, что монгольские народы в основе, костяке, ядре были тюркские народы, конечно не все, которые со временем перешли на другую веру и вместе с этим перешли или переняли язык религии через ассимиляцию тибетцев и маньчжуров..1 балл
-
У казахов у дикой лошади особо ценилась "къарта" дикой лошади (жирная толстая кишка), не только само мясо. А как же дела обстоят с мясом диких ослов "куланов"? Мог ли Джучи охотиться на них в музыкальном рассказе о его трагической смерти? Знатоки пишут, что мясо дикого осла "кулана" не употребляют за ее плохие вкусовые качества – оно жесткое, жилистое, невкусное, отсутствуют внутренний и брюшной жир как у лошади (къазы). Поэтому даже браконьеры не стреляют кулана, кроме дилетантов, которые не знают об этих качествах. Поэтому кулан не представляет ценности как охотничий трофей у профессионалов охотников и поэтому даже не существует мировой охотничьей традиции по охоте на кулана. А различная информация в интернете о "куланьем деликатесе" это всего лишь миф.1 балл
-
Задаю себе вопрос - почему казахская и монгольская степные породы лошадей самые выносливые (неприхотливые в корме, круглогодично на воле, зимой на тебеневке и совершенно не нуждаются в водопое, в заготовке сена, фураж не требуется совершенно, выдерживают морозы до -50С и жару до +50С, выносливые для перехода на дальние расстояния под вьюком, под седлом и в упряжи, и т.д.)? Ответ я думаю простой - веками кобылы домашних лошадей на воле скрещивались с жеребцами диких лошадей, приплод от которых получал дополнительные свойства дикой лошади, которой нет у домашних лошадей. Таким образом, веками шел своего рода естественный отбор. Думаю казахи зная и видя это сознательно допускали это, скромные такие парни зоотехники - селекционеры.1 балл
-
Есть в казахском языке слово Қысыр, что означает яловая; нетельная; нежеребая. По видимому в первоначальном значении это слово обозначало молодых самцов и самок животных еще не родивших или не имеющих потомство. В отношении хищника это означало вроде одинокого шатуна,или разведчика волчьей стаи, которые засылались перед охотой. Подтекст звучит как одинокий. Тогда логично предположить следующее. В тюркском языке Жаушы означает вестника,гонца, посланника приносящегося радостную или горькую весть. Первые скакали с белым знаменем, вторые с черным знаменем. Вспомним, что весть о рождении сына в пути застал Шынгысхана когда он в своем штабе ожидал вести от своих полководцев, которые добивали меркитов, что и случилось Впрочем это было его первая громкая победа над своими врагами. Поэтому логично было сына назвать предвестников победы "Жаушы", Жаушы Касар означает - одинокая весть или первоначальная вест в череде последующих. Здесь корневое слово Хас, что на тюркском означало "особый, отличный от других". Например Хас сулу- самая, особо красивая, Хас батыр- особо отличающийся батыр. Все таки Чингисхан рождение сына отметил как "Особая весть" - Жаушы Касар среди победных фронтовых донесений.1 балл
-
Обязательное условие из аула. Чтобы и согым по трушному северному, чтобы и бюйрёки, и шельпеки и беш без овощей и фруктов. Или из аула не хочется?1 балл
-
Вообще правильно будет ұлы жузге қауға, орта жузге камча, киши жузге найза копье. Қалам перо придумали позднее бии всегда судили ногайкой камчой.1 балл
-
Приводил уже в др ветке: Напомню, что Абай Кунанбаев считал, что легендарный казахский Алаша хан и есть Алача-хан Могулистанский: "...Үлкені Ташкентке хан болып, кішісі қазақты билеген. Бұлар Шағатай нәсілінің Жүніс ханның балалары болған. Сол қазақты билегеннің аты Ахмет екен.... Ахмет хан қалмақты көп шауыпты, көп қырыпты. Қалмақ рахымсыздығына қарай «мынау бір алашы болды ғой» депті, жан алушы дегеннің орнына. Сондықтан, ол кісі Алаша хан атаныпты... Сонаң соң хан бұл атты қалмақ қорыққанынан қойды ғой, енді сіздер шапқан уақытта «алашы-алашы» деп ұран-сүрен салыңыз деп бұйырып, бұларға айқай салғанда көп жанның айқайымен «алаш-алаш» деп кетіпті. Сондықтан «алаш-алаш болғанда, Алаша хан болғанда, қалмаққа не қылмап едік» деп, алаш ұранды қазақ атанған себебі сол екен " (Абай. Екінші том. Алматы «Жазушы» 1995. 223-224 беттер). Перевод: Старший был ханом в Ташкенте, а младший правил казахами. Они потомки Шагатая, дети Жунус хана. Того кто правил казахами, звали Ахмет-хан... Ахмет-хан уничтожил много калмаков. Из-за этого калмаки назвали его "алашы", т.е. забирающий души. В итоге этого человека прозвали Алаша-хан... Из-за того что калмаки боялись этого прозвища, хан приказал использовать уран "алашы, алашы". В итоге, казахи проговаривая " когда алаш был алашом и когда был Алаша-хан, чего только мы не делали с калмаками" и сформировали казахский уран "Алаш".1 балл
-
Существует версия что разные жузы это территории принедлежащие разным ханствам.Младший Хивинскому,средний Бухарскому,старший Кокандскому.-1 балл
-
Ашраф, Ваша старая песня про тюрков-шумеров не имеет под собой научного обоснования.-1 балл
-
Здесь выражается "кругозор" рядовых азахских юзеров которые кроме своих шежире (вполне может быть сочиненного какими-то монголами в частности) далее ничего ге смогут видеть и рассматривать, т.е. рассуждать И ещё точнее трайбализма, один казахский трайб возвеличивает себя до какого то точки у другого казахского трайба. Это врожденное или внедренное извне характеристика казахов.-1 балл
-
Давно замечаю ,что у северных казахов отличия много от других казахов. -конское седло -курык/уурга/ -длинные рукава костюма -киданьская бандана -саукеле /богтог/ -баргутская женская белая головная бандана -низкие черные юрты -езда на корове /езда на ишаке мало. не любят ослов// -малахай/малгай овчинный или лисьи / -желание отнести себя к мунгуло-татарам..-1 балл
-
Здесь на форуме где- то есть про Некудерийскую орду, к хазарейцам и ЗО они отношения не имеют , они были уничтожены , не помню точно кем, Тимуром или Хулагу? Они взяли имя своего нойона Некудера как этноним ( это о традиции перенимания этнонимов) . И заметьте какой необычный титул - Тайши у их нойона Некудера для Ср Азии. Вроде они были балдырами( метисами) рождены от местных тюркских женщин, занимались грабежом и набегами на соседние улусы , за что и были уничтожены. Так что это не хазарейцы.-1 балл
-
Хорошо, у кереев стар, тогда кто же они ? Ни среди нирунов, ни среди дарлекинов таких не было. Кто?-1 балл
-
Чем отличаются северные казахи от южных? Как у одних родителей могут рождаться дети, совершенно не похожие между собой, так и представители одной и той же нации могут отличаться друг от друга. И чем дальше они находятся друг от друга, тем больше отличий. Например, Comode насчитал целых 12 различий между северными и южными казахами. 1. Количество гостей на свадьбе Как самый гостеприимный народ, казахи любят и умеют праздновать. Особое место в этих празднованиях занимают свадьбы. И ни для кого не секрет, что в этом вопросе южанам нет равных! Вот где ни одного, даже самого дальнего родственника, не оставят без пригласительного билета. В отличие от северных казахов, которые предпочитают скромные торжества с небольшим количеством гостей, южане устраивают приемы от 300 человек, празднуют до глубокой ночи и танцуют под песни Беркута с Аишей, Заттыбека и Акылбека Жеменея. 2. Отношение к холоду Северные казахи не только берегут внутренние органы от тряски во время свадебных торжеств, но и свою внешность от раннего старения. А помогают им в этом более суровые климатические условия. Привыкшие к холодные зимам северные казахи легко переносят -25 зимой, тогда как лишенные природной криотерапии южане начинают мерзнуть при любой минусовой температуре. 3. Фамилия в паспорте Северные казахи - народ степенный и стабильный: были "-овы/-евы" и остались "-овы/-евы". Зачем ввязываться в этот бюрократический квест, если люди все равно зовут друг друга по имени, правда? Вот южане пусть и меняют, они любят веселиться, и в ЦОНах им точно не будет скучно. К этому времени не только веселые, но и шустрые южане давно уже поменяли окончание своей фамилии на "-ұлы" и "-қызы". Вернулись к корням, так сказать! 4. Сәлем салу Юг Казахстана свято чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Особняком среди них стоит традиция "сәлем салу". После свадьбы молодая сноха каждый день совершает поклон перед старшими членами своей новой семьи в знак почтения и уважения. Снохи же северного Казахстана обычно совершают его только раз - на свадьбе. И к подобной профилактике радикулита относятся с подозрением. 5. Язык общения В общении северных казахов преобладает русский язык. Оно и понятно. Соседство граничащих государств всегда вносило свои коррективы в язык общения местного населения. Зато в чисто казахском языке южан иногда проскальзывают узбекские нотки. 6. Соблюдение традиций Юг Казахстана свято чтит, помнит и соблюдает древние традиции. Мы это, кажется, уже писали? Но написать еще раз не грех, потому что южане действительно свято чтят, помнят и соблюдают древние традиции казахов в разы больше, чем северные жители. Но зато западные казахи - единственные, кто до сих пор сумел сохранить добрую и красивую традицию "көрісу". Вроде бы сразу шах и мат. Но статья не о них. 7. Диалект Ученые и языковеды до сих пор спорят, есть ли в Казахстане диалекты. Ведь диалект - это разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. Мы не будем ввязываться в этот спор, но отметим, что есть такие слова у южан, которые северные казахи никогда не используют. 8. Разное произношение одних и тех же слов Южанин может потерпеть холод, постарается ограничиться двумястами гостями на свадьбе, поздороваться на русском языке, но как только он скажет "болсай енді", он тут же выдаст свое происхождение. Ну и ладно, правда? Аняқта, на востоке вообще говорят "әгүршік" вмест "қияр", так что нормально айтыватырмыз. 9. Дни празднования торжественных мероприятий Свадьба на юге, как аудиторская проверка - никогда не знаешь, когда нагрянет, как долго продлится и каким будет итог. Так что, если вы получили приглашение на свадьбу, то это не обязательно будет пятница или суббота. В отличие от северных братьев, южане совершенно спокойно могут назначить торжество на любой будний день. Дайын отыра берсей, в общем. 10. Культура чаепития Порой количество чая в чашке, которое вам нальют на юге страны, просто бесит! Южане наливают чай ровно столько, сколько остается на дне выпитой чашки у северного казаха. Ну вот не положено наливать у них полную чашку, кесешку или пиалушку (подчеркнуть слово "пиалушка"). Это знак неуважения к гостю. Ведь чай надо пить горячим! А пока выпьешь полную чашку, чай уже и остынет. Традиции гостеприимства, понимаешь. 11. Посевные площади Климатические и географические условия всегда определяли род занятий для жителей каждой местности. Поэтому северные казахи кормят страну хлебом, а южные балуют нас бахчевыми - арбузами и дынями! 12. Принадлежность к родам и жузам Среди северных казахов больше всего "аргентинцев". Именно так прозвали в простонародье племя среднего жуза - аргынов. Юг же страны имеет в своем составе представителей как среднего жуза, так и некоторые племена старшего жуза. Наш общий Казахстан Конечно, эти отличия вовсе не призваны делить страну на север и юг. Они лишь показывают, насколько богата и разнообразна культура нашего народа. Ведь проживая на расстоянии 1700 км (для справки: это расстояние от северной границы страны до южной) друг от друга, мы все остаемся казахами и жителями большого и дружного Казахстана! http://comode.kz/post/what-where-when/chem-otlichajutsja-severnye-kazahi-ot-juzhnyh/-1 балл