Steppe Man Опубликовано 22 января Автор Поделиться Опубликовано 22 января ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Сартах, Мангу-хан и Кен-хан оказывают почет христианам. Происхождение Чингиса и Татар Именно, в то время, когда Франки взяли Антиохию, единовластие в упомянутых северных странах принадлежало одному лицу, по имени Кон-хан. Кон – имя собственное, а хан – обозначение достоинства, значит же оно то же, что прорицатель. Всех прорицателей они называют хан. Отсюда их государи называются хан, так как в их власти находится управление народом путем прорицания. Поэтому в истории Антиохии читаем, что Турки послали за помощью против Франков к королю Кон-хану. Ибо из этих стран явились все Турки. Этот Кон был Каракатай. Кара значит то же, что "черный", а Катай – название народа, откуда Каракатай значит то же, что "черный Катай". И это они говорят для различения их от Катаев, живущих на востоке над океаном, о которых я скажу вам впоследствии. Эти Катаи жили на неких горах, через которые я переправлялся, а на одной равнине между этих гор жил некий несторианин пастух (pastor), человек могущественный и владычествующий над народом, именуемым Найман (Naiman) и принадлежавшим к христианам-несторианам. По смерти Кон-хана этот несторианец превознес себя в короли, и несториане называли его королем Иоанном, говоря о нем вдесятеро больше, чем согласно было с истиной. Именно так поступают несториане, прибывающие из тех стран: именно из ничего они создают большие разговоры, поэтому они распространили и про Сартаха, будто он христианин; то же говорили они про Мангу-хана и про Кен-хана и потому только, что те оказывают христианам большее уважение, чем другим народам; и однако на самом деле они не христиане. Таким-то образом распространилась громкая слава и об упомянутом короле Иоанне; и я проехал по его пастбищам; никто не знал ничего о нем, кроме немногих несториан. На его пастбищах живет Кен-хан, при дворе которого был брат Андрей, и я также проезжал той дорогой при возвращении. У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. За его пастбищами, в расстоянии на 10 или 15 дневных переходов, были пастбища Моалов; это были очень бедные люди, без главы и без закона, за исключением веры в колдовство и прорицания, чему преданы все в тех странах. И рядом с Моалами были другие бедняки, по имени Тартары (Тarcar). Король Иоанн умер без наследника, и брат его Унк обогатился и приказывал именовать себя ханом; крупные и мелкие стада его ходили до пределов Моалов. В то время в народе Моалов был некий ремесленник Чингис; он воровал, что мог, из животных Унк-хана, так что пастухи Унка пожаловались своему господину. Тогда тот собрал войско и поехал в землю Моалов, ища самого Чингиса, а тот убежал к Татарам и там спрятался. Тогда Унк, взяв добычу от Моалов и от Татар, вернулся. Тогда Чингис обратился к Татарам и Моалам со следующими словами: "Так как у нас нет вождя, наши соседи теснят нас". И Татары, и Моалы сделали его вождем и главою. Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Затем Чингис повсюду посылал вперед Татар, и отсюда распространилось их имя, так как везде кричали: "Вот идут Татары". Но в недавних частых войнах почти все они были перебиты. Отсюда упомянутые Моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое. Та земля, в которой они были сперва и где находится еще двор Чингис-хана, называется Онанкеруле. Но так как Каракарум есть местность, вокруг которой было их первое приобретение, то они считают этот город за царственный и поблизости его выбирают своего хана. Кон-хан ,Кен-хан, Король Иоанн -кто они? Король Иоанн-найманский Хучлэг хан? Получается Унк это Джаха-Гамбу.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 24 минуты назад, Steppe Man сказал: Тогда, собрав тайком войско, он ринулся на самого Унка и победил его; тот убежал в Катайю. Там попала в плен его дочь, которую Чингис отдал в жены одному из своих сыновей; от него зачала она ныне царствующего Мангу. Сорхахтани-бэки - дочь Тогорила Ван-хана (Унк в тексте), жена Толуя, мать Мункэ/Менгу-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Автор Поделиться Опубликовано 22 января 1 час назад, Kenan сказал: Потому что вы путаете У этого Иоанна был брат, также могущественный пастух, по имени Унк; он жил за горами Каракатаев, на три недели пути от своего брата, и был властелином некоего городка, по имени Каракарум; под его властью находился народ, именовавшийся Крит и Меркит и принадлежавший к христианам-несторианам. А сам властелин их, оставив почитание Христа, следовал идолам, имея при себе идольских жрецов, которые все принадлежат к вызывателям демонов и к колдунам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Автор Поделиться Опубликовано 22 января 3 минуты назад, buba-suba сказал: Сорхахтани-бэки - дочь Тогорила Ван-хана (Унк в тексте), жена Толуя, мать Мункэ/Менгу-хана. Унк получается братам короли Иоан ( Иван) .т.е. найманского Хучлуг хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Автор Поделиться Опубликовано 22 января 15 минут назад, buba-suba сказал: Сорхахтани-бэки - дочь Тогорила Ван-хана (Унк в тексте), жена Толуя, мать Мункэ/Менгу-хана. Сорхахтани-бэки - не дочь Ван-хана ,а дочь его брата Джаха-Гамбу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 7 минут назад, Steppe Man сказал: Унк получается братам короли Иоан ( Иван) .т.е. найманского Хучлуг хана. А разве все ханы не братья? ЧХ - нещитово, он ремесленник... А в европе все короли - родственники. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Автор Поделиться Опубликовано 22 января 3 минуты назад, buba-suba сказал: А разве все ханы не братья? ЧХ - нещитово, он ремесленник... А в европе все короли - родственники. Да. Даже король Англии тоже оказался потомкам Чингисхана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 9 часов назад, Kenan сказал: Потому что вы путаете джуркинов киятов и джиркинов кереитов. Я вам подробно и несколько раз обьяснил свою позицию. Я исхожу не только из текста ССМ, но из контекста событий той эпохи, которые описаны в различных источниках. Там описывается внутрен. противостояние, борьба за власть и Чингизхан согласно тем же прочингизовским источникам (Джувейни) был вторым человеком в кереито-сагизском (т.е. кереито-найманском) государстве. В кровопролитных войнах Арихбуги, Кайду с Хубилаем по обеим сторон баррикад тоже стояли родственники, соплеменники и разные фрагменты одного племени. Свои воевали против своих. Такое часто бывает и брат вынужден идти против брата. Пусть каждый останется при своем мнении. Предлагаю не повторяться. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 24 января Поделиться Опубликовано 24 января В 23.01.2024 в 04:10, Zake сказал: Я вам подробно и несколько раз обьяснил свою позицию. Я исхожу не только из текста ССМ, но из контекста событий той эпохи, которые описаны в различных источниках. Там описывается внутрен. противостояние, борьба за власть и Чингизхан согласно тем же прочингизовским источникам (Джувейни) был вторым человеком в кереито-сагизском (т.е. кереито-найманском) государстве. В кровопролитных войнах Арихбуги, Кайду с Хубилаем по обеим сторон баррикад тоже стояли родственники, соплеменники и разные фрагменты одного племени. Свои воевали против своих. Такое часто бывает и брат вынужден идти против брата. Пусть каждый останется при своем мнении. Предлагаю не повторяться. Кереито-монгольском. Так как кераиты по РАДу - род монголов, то МОНГОЛЬСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 января Поделиться Опубликовано 24 января 1 час назад, buba-suba сказал: Кереито-монгольском. Так как кераиты по РАДу - род монголов, то МОНГОЛЬСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. Насчет кереито-сагизского государства (или вассального квазигос. формирования и т.д.) я писал в контексте сведений Джувейни, где Онг-хан был показан вождем кереитов и сагизов, а Чингисхан был возвеличен им до статуса второго человека в государстве, которому подчинялись армия, суды, отношения с союзниками и т.д., т.е. почти всё. Можете назвать это монгольской гражданской войной или татарской или монголо-татарской, это не суть важно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 24 января Автор Поделиться Опубликовано 24 января Не было керейто-найманский союз. Сакиз вероятно сахайты. Сахайт в другом монгольском множественном числе сахайс. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 января Поделиться Опубликовано 24 января 18 часов назад, Steppe Man сказал: Не было керейто-найманский союз. Сакиз вероятно сахайты. Сахайт в другом монгольском множественном числе сахайс. https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext11.htm 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz, а М. К воспроизводит примечание Бланшэ (Blanchet), согласно которому Saqïz — эквивалент найманов, потому что saqïz в тюркском языке означает «восемь», как и naiman — в монгольском. Пеллио отмечает (Campagnes, 220), что существует два довода против этого утверждения. Во-первых, «восемь» в тюркском языке соответствует слову sekiz, а не saqïz, а во-вторых, Онг-хан вовсе не был правителем найманов, напротив, он являлся заклятым врагом этого народа и постоянно воевал с ним. Пеллио предлагает вместо SAQYR, которое мы видим в списках (и которое также встречается в Vassaf, Bombay ed, 558, из чего следует, что SAQYZ в тексте появилось в результате исправления, сделанного редактором), использовать общепринятую форму, а именно SAQYT, соответствующую форме SAQYAT, т. е. Saqïyat, упоминаемой Рашид ад-Дином (Березин, V, 95, и VII, 122; Хетагуров, 128) при перечислении кераитских племен. Это название пропущено в тексте Березина (VII, 122), возможно потому, что оно встречается только в одном из использованных им списков и после него стоит пропуск. У Хетагурова племена приводятся в другой последовательности, и Saqïyat (или, как он их называет, сакаиты (Sakait)) следуют за Qonqïyat, а не за Jirgin (джиргинами), и вместо пропуска — короткое предложение: «Это также племя». Онг-хан был вождем кереитов и saqiz-ов. Кереитские сахаит/сахиат упоминаются только мельком в ССМ и у РАДа, в отличие например от джиркинов и т.д. И тем более Джувейни как был отделяет saqiz-ов от кереитов. Ведь так и было, так как найман (saqiz) были государствообразующим племенем (вернее союзом), а сакиат - это же просто кереитские стражники (монгольское "сахиа" -стража), т.е. не было никакого самостоят-го или автономного статуса у кереитских "стражников" сахиятов. То что это сакиат думают так переводчики, потому что там написано saqiz, т.е. "древесная смола" (вспомните уйгурские легенды о рождении Буку-хана от смолистого нароста на дереве), вместо sakiz/sekiz (восемь). В общем все достаточно сложно, данные одного прочингизовского источника (Джувейни) не бьются с другими (ССМ и т.д.). У Джувейни не пишется о вражде кереитов и найманов, Тем более Джувейни писал, что saqiz-овский Кучлук был "сыном" Онг-хана. Его современник Джемаль Ал- Карши (1230-1315) именовал найманского Кучлука также как Кучлук Ас-Сагизи ан-Насрани ("насрани" - христианин) https://forum-eurasica.ru/forums/topic/6823-найман-сагиз-сакиз/?do=findComment&comment=452223 Я думаю, что найманские и кереитские ханы были соправителями, но кереитские были формально "старшими". Писали, что онгутская верхушка тоже была связана с кереитскими ханами, отдельная линия. (В ССМ описывается чуть ли состояние анархии, безвластия, т.е. кто захочет, тот и становится ханом). В целом, данные Джувейни весомее, так как он жил в ту эпоху, застал еще очевидцев тех событий. Кстати, помните же Унь[джин] Сакайт/Сакиат которые присоединились к Чингизхану. Унь[джин] - это же изготовители унин, т.е. вогнутых шестов, жердей для юрт. По монгольски это "унь", а по тюркски это уық, уук и т.д.,( название казахских Уақ я связываю именно с юртным термином уық), т.е. Уық/Уақ сахиат/сахаит. Основу керей/кереит - кер/гер можно обьяснить как "юрта", "дом" с монгольского. Возможно с этим связано, что "юртная" тематика часто обыгрывается в разных названиях племен, связанных с средневековыми кереитами и saqiz( найманами): үйши-үйшин (үй- "дом", "юрта"), уньджин, бурқат/буркут, уақ/уық, сіргелі, бағаналы, ергенекты и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 26 января Поделиться Опубликовано 26 января В 25.01.2024 в 04:16, Zake сказал: https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Juweini_3/frametext11.htm 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz, а М. К воспроизводит примечание Бланшэ (Blanchet), согласно которому Saqïz — эквивалент найманов, потому что saqïz в тюркском языке означает «восемь», как и naiman — в монгольском. Пеллио отмечает (Campagnes, 220), что существует два довода против этого утверждения. Во-первых, «восемь» в тюркском языке соответствует слову sekiz, а не saqïz, а во-вторых, Онг-хан вовсе не был правителем найманов, напротив, он являлся заклятым врагом этого народа и постоянно воевал с ним. Пеллио предлагает вместо SAQYR, которое мы видим в списках (и которое также встречается в Vassaf, Bombay ed, 558, из чего следует, что SAQYZ в тексте появилось в результате исправления, сделанного редактором), использовать общепринятую форму, а именно SAQYT, соответствующую форме SAQYAT, т. е. Saqïyat, упоминаемой Рашид ад-Дином (Березин, V, 95, и VII, 122; Хетагуров, 128) при перечислении кераитских племен. Это название пропущено в тексте Березина (VII, 122), возможно потому, что оно встречается только в одном из использованных им списков и после него стоит пропуск. У Хетагурова племена приводятся в другой последовательности, и Saqïyat (или, как он их называет, сакаиты (Sakait)) следуют за Qonqïyat, а не за Jirgin (джиргинами), и вместо пропуска — короткое предложение: «Это также племя». Онг-хан был вождем кереитов и saqiz-ов. Кереитские сахаит/сахиат упоминаются только мельком в ССМ и у РАДа, в отличие например от джиркинов и т.д. И тем более Джувейни как был отделяет saqiz-ов от кереитов. Ведь так и было, так как найман (saqiz) были государствообразующим племенем (вернее союзом), а сакиат - это же просто кереитские стражники (монгольское "сахиа" -стража), т.е. не было никакого самостоят-го или автономного статуса у кереитских "стражников" сахиятов. То что это сакиат думают так переводчики, потому что там написано saqiz, т.е. "древесная смола" (вспомните уйгурские легенды о рождении Буку-хана от смолистого нароста на дереве), вместо sakiz/sekiz (восемь). В общем все достаточно сложно, данные одного прочингизовского источника (Джувейни) не бьются с другими (ССМ и т.д.). У Джувейни не пишется о вражде кереитов и найманов, Тем более Джувейни писал, что saqiz-овский Кучлук был "сыном" Онг-хана. Его современник Джемаль Ал- Карши (1230-1315) именовал найманского Кучлука также как Кучлук Ас-Сагизи ан-Насрани ("насрани" - христианин) https://forum-eurasica.ru/forums/topic/6823-найман-сагиз-сакиз/?do=findComment&comment=452223 Я думаю, что найманские и кереитские ханы были соправителями, но кереитские были формально "старшими". Писали, что онгутская верхушка тоже была связана с кереитскими ханами, отдельная линия. (В ССМ описывается чуть ли состояние анархии, безвластия, т.е. кто захочет, тот и становится ханом). В целом, данные Джувейни весомее, так как он жил в ту эпоху, застал еще очевидцев тех событий. Кстати, помните же Унь[джин] Сакайт/Сакиат которые присоединились к Чингизхану. Унь[джин] - это же изготовители унин, т.е. вогнутых шестов, жердей для юрт. По монгольски это "унь", а по тюркски это уық, уук и т.д.,( название казахских Уақ я связываю именно с юртным термином уық), т.е. Уық/Уақ сахиат/сахаит. Основу керей/кереит - кер/гер можно обьяснить как "юрта", "дом" с монгольского. Возможно с этим связано, что "юртная" тематика часто обыгрывается в разных названиях племен, связанных с средневековыми кереитами и saqiz( найманами): үйши-үйшин (үй- "дом", "юрта"), уньджин, бурқат/буркут, уақ/уық, сіргелі, бағаналы, ергенекты и т.д. Кераит. Рассказывают, что в древние времена был один царь; он имел семь [восемь] сыновей, и все они [были] смуглые. По этой причине их называли кераитами. После того, с течением времени, каждое из ответвлений и потомства тех сыновей получили особое имя и прозвище. До самого последнего времени собственно кераитами называют одну [племенную] ветвь, в которой был один [действительный] государь; остальные сыновья стали слугами того брата, который был государем, из них же государя не было. [Впрочем] Аллах больше знает! Джиркин. Они были уважаемым и геройским племенем из племен Он-хана. Ноджуд-Саруджир 584-Кудай был начальником [шихнэ] Шираза, а его братья Какхэ 585, Тугай и Кутлуг-Бука-битикчи, и его сыновья, Есудер 586 и Дузбай 587, [происходят] из их племени. Аджик 588-Ширун, бывший великим эмиром Он-хана, которого Чингиз-хан просил отправить к нему послом, также был из них. Конкаит 589. От этой кости были Бенсил 590-нойон и его сын Туглук-сокольничий |А 22б, S 48| [кушчи]. Тайджу-бахадур, который [получил] имя вместе с Алинаком, и сын Тайджу-бахадура, Газан, который изменил во время смуты, также [происходят из этого племени]. Сакаит. Они также суть племя. Тумаут 591. Алинак-бахадур, Алчи 592-тутгаул 593 и его сын [129] Саты 594 были из этого же племени. В настоящее время из них – Эбугэн битикчи 595. Албат. Из этого племени [происходил] Илангиз – отведыватель ханских блюд, [бывший] из ев-угланов старшей жены Чингиз-хана, Бортэ-фуджин; он был эмиром сотни из числа тысячи Чингиз-хана. Сакаит у РАДа - племя в составе кераитов. У Джувейни SAQYZ, т. е. Saqïz скорее всего это сакаит. примечание Бланшэ (Blanchet), согласно которому Saqïz — эквивалент найманов, потому что saqïz в тюркском языке означает «восемь», как и naiman — в монгольском. Бланшэ делает допущение: созвучность слова из текста другому слову из другого языка; У Джувейни в одном месте найманы так и записаны: Найманы по большей части христиане, но никак не секиз. Поэтому Ваша запись неверна: В 23.01.2024 в 04:10, Zake сказал: Там описывается внутрен. противостояние, борьба за власть и Чингизхан согласно тем же прочингизовским источникам (Джувейни) был вторым человеком в кереито-сагизском (т.е. кереито-найманском) государстве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 26 января Поделиться Опубликовано 26 января 3 часа назад, buba-suba сказал: Кераит. Рассказывают, что в древние времена был один царь; он имел семь [восемь] сыновей, и все они [были] смуглые. По этой причине их называли кераитами. После того, с течением времени, каждое из ответвлений и потомства тех сыновей получили особое имя и прозвище. До самого последнего времени собственно кераитами называют одну [племенную] ветвь, в которой был один [действительный] государь; остальные сыновья стали слугами того брата, который был государем, из них же государя не было. [Впрочем] Аллах больше знает! Джиркин. Они были уважаемым и геройским племенем из племен Он-хана. Ноджуд-Саруджир 584-Кудай был начальником [шихнэ] Шираза, а его братья Какхэ 585, Тугай и Кутлуг-Бука-битикчи, и его сыновья, Есудер 586 и Дузбай 587, [происходят] из их племени. Аджик 588-Ширун, бывший великим эмиром Он-хана, которого Чингиз-хан просил отправить к нему послом, также был из них. Конкаит 589. От этой кости были Бенсил 590-нойон и его сын Туглук-сокольничий |А 22б, S 48| [кушчи]. Тайджу-бахадур, который [получил] имя вместе с Алинаком, и сын Тайджу-бахадура, Газан, который изменил во время смуты, также [происходят из этого племени]. Сакаит. Они также суть племя. Тумаут 591. Алинак-бахадур, Алчи 592-тутгаул 593 и его сын [129] Саты 594 были из этого же племени. В настоящее время из них – Эбугэн битикчи 595. Албат. Из этого племени [происходил] Илангиз – отведыватель ханских блюд, [бывший] из ев-угланов старшей жены Чингиз-хана, Бортэ-фуджин; он был эмиром сотни из числа тысячи Чингиз-хана. Сакаит у РАДа - племя в составе кераитов. У Джувейни SAQYZ, т. е. Saqïz скорее всего это сакаит. примечание Бланшэ (Blanchet), согласно которому Saqïz — эквивалент найманов, потому что saqïz в тюркском языке означает «восемь», как и naiman — в монгольском. Бланшэ делает допущение: созвучность слова из текста другому слову из другого языка; У Джувейни в одном месте найманы так и записаны: Найманы по большей части христиане, но никак не секиз. Поэтому Ваша запись неверна: Похоже вы невнимательно прочитали мой пост. Переводчики написали так: Чингисхан носил имя Темучина 43 до той поры, пока, согласно повелению «"Будь!", и оно бывает» 44,-он не стал господином всего обитаемого мира. В те дни Онг-хан 45, вождь кераитов и *сакиятов 46 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz... Какой смысл был для Джувейни отделять сакиятов от кереитов. Они разве не кереиты? Сакияты (уньджин сакият), т.е. "стражники" - это же и есть одно и кереитских племен. А вот с найманами-saqiz ситуация другая, они не кереиты, хотя и были близки! Тем более в самом тексте написано SAQYZ, а также в одном из списков SAQYR, сакиат вообще нет ни в тексте, ни в списках, этот вариант предложили сами переводчики, потому что по тюркски "восемь" будет SAKIZ , а не SAQYZ/SAQIZ, которое есть "смола". Напомню, по зафиксированным манихейским легендам древнеуйгурский Буку-хан произошел из СМОЛИСТОГО нароста на дереве. На эту легенду специалисты не обратили внимание и поэтому начали рассматривать вариант с сахиат. Подозреваю, что найманский эпонимный этноним SAQYZ/SAQIZ - "древесная смола" был связан с именем яглакарского (урожденный эдиз) Богук-кагана. То что Джувейни упомянул найманов всё правильно, SAQIZ-ы и были найманами, этот экзоэтноним они могли получить от монголоязычных хитаев/киданей. Дело в том что SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ достаточно близки, тем более для карахитаев/киданей, которые вряд ли трепетно и скрупулезно относились к разнице между тюркскими SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ и стали понимать это как "восемь", т.е. "найман". Т.е. на моей стороне зафиксированые в источниках SAQYZ (Джувейни) и САГИЗИ (Д. Карши), а также обьяснение этих терминов в контексте рождения легендарного Буку-хана, а у переводчиков всего лишь предположение что это могло быть (!) сахиат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 января Поделиться Опубликовано 28 января В 26.01.2024 в 16:22, Zake сказал: Переводчики написали так: Чингисхан носил имя Темучина 43 до той поры, пока, согласно повелению «"Будь!", и оно бывает» 44,-он не стал господином всего обитаемого мира. В те дни Онг-хан 45, вождь кераитов и *сакиятов 46 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz... Какой смысл был для Джувейни отделять сакиятов от кереитов. Они разве не кереиты? Сакияты (уньджин сакият), т.е. "стражники" - это же и есть одно и кереитских племен. А вот с найманами-saqiz ситуация другая, они не кереиты, хотя и были близки! Тем более в самом тексте написано SAQYZ, а также в одном из списков SAQYR, сакиат вообще нет ни в тексте, ни в списках, этот вариант предложили сами переводчики, потому что по тюркски "восемь" будет SAKIZ , а не SAQYZ/SAQIZ, которое есть "смола". Напомню, по зафиксированным манихейским легендам древнеуйгурский Буку-хан произошел из СМОЛИСТОГО нароста на дереве. На эту легенду специалисты не обратили внимание и поэтому начали рассматривать вариант с сахиат. Подозреваю, что найманский эпонимный этноним SAQYZ/SAQIZ - "древесная смола" был связан с именем яглакарского (урожденный эдиз) Богук-кагана. То что Джувейни упомянул найманов всё правильно, SAQIZ-ы и были найманами, этот экзоэтноним они могли получить от монголоязычных хитаев/киданей. Дело в том что SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ достаточно близки, тем более для карахитаев/киданей, которые вряд ли трепетно и скрупулезно относились к разнице между тюркскими SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ и стали понимать это как "восемь", т.е. "найман". Т.е. на моей стороне зафиксированые в источниках SAQYZ (Джувейни) и САГИЗИ (Д. Карши), а также обьяснение этих терминов в контексте рождения легендарного Буку-хана, а у переводчиков всего лишь предположение что это могло быть (!) сахиат. В очередной раз убеждаюсь, что вся та история запутана и вызывает ожесточенные споры именно из-за искаженного чтения и отождествления всего и вся - топонимов, антропонимов, генонимов и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 29 января Поделиться Опубликовано 29 января В 26.01.2024 в 18:22, Zake сказал: Похоже вы невнимательно прочитали мой пост. Переводчики написали так: Чингисхан носил имя Темучина 43 до той поры, пока, согласно повелению «"Будь!", и оно бывает» 44,-он не стал господином всего обитаемого мира. В те дни Онг-хан 45, вождь кераитов и *сакиятов 46 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz... Какой смысл был для Джувейни отделять сакиятов от кереитов. Они разве не кереиты? Сакияты (уньджин сакият), т.е. "стражники" - это же и есть одно и кереитских племен. А вот с найманами-saqiz ситуация другая, они не кереиты, хотя и были близки! Тем более в самом тексте написано SAQYZ, а также в одном из списков SAQYR, сакиат вообще нет ни в тексте, ни в списках, этот вариант предложили сами переводчики, потому что по тюркски "восемь" будет SAKIZ , а не SAQYZ/SAQIZ, которое есть "смола". Напомню, по зафиксированным манихейским легендам древнеуйгурский Буку-хан произошел из СМОЛИСТОГО нароста на дереве. На эту легенду специалисты не обратили внимание и поэтому начали рассматривать вариант с сахиат. Подозреваю, что найманский эпонимный этноним SAQYZ/SAQIZ - "древесная смола" был связан с именем яглакарского (урожденный эдиз) Богук-кагана. То что Джувейни упомянул найманов всё правильно, SAQIZ-ы и были найманами, этот экзоэтноним они могли получить от монголоязычных хитаев/киданей. Дело в том что SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ достаточно близки, тем более для карахитаев/киданей, которые вряд ли трепетно и скрупулезно относились к разнице между тюркскими SAQYZ/SAQIZ и SAKIZ и стали понимать это как "восемь", т.е. "найман". Т.е. на моей стороне зафиксированые в источниках SAQYZ (Джувейни) и САГИЗИ (Д. Карши), а также обьяснение этих терминов в контексте рождения легендарного Буку-хана, а у переводчиков всего лишь предположение что это могло быть (!) сахиат. Дело в том, что у джувейни сакизы - отдельно, и найманы - отдельно. Разные племена, разное написание. Про найманов так и пишет: найманы, а не сакизы. Найманы по большей части христиане, Сакизы по Джувейни - племя, тяготеющее к кераитам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 января Поделиться Опубликовано 30 января Вы упорно не принимаете во внимание сведения Джемаля Карши, который называл найманского Кучлука Ас-Сагизи ан-Насрани ("насрани" - христианин). Карши жил в ту эпоху и в том регионе,где ханствовал найманский Кучлук, застал еще очевидцев тех событий, получал информацию как говориться из первых уст. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 31 января Поделиться Опубликовано 31 января В 30.01.2024 в 16:47, Zake сказал: Вы упорно не принимаете во внимание сведения Джемаля Карши, который называл найманского Кучлука Ас-Сагизи ан-Насрани ("насрани" - христианин). Карши жил в ту эпоху и в том регионе,где ханствовал найманский Кучлук, застал еще очевидцев тех событий, получал информацию как говориться из первых уст. Вы утверждаете что по Джувейни найман=сагиз. Я утверждаю что Джувейни не приравнивал найманов и сагиз. Про найманов он так и писал: найманы. А сакизов считал подвластным Тогорилу Ван-хану. Или Вы считаете что Кучлук найманский был подвластным Тогорилу Ван-хану кераитскому? А что до Карши, ну он обозвал Кучлука то ли "Смолистым дубом", то ли "Хвойным капом" (персидского не знаю). И еще "Христианином". Ну и что? Может Карши вспомнил Буку-хана, а Кучлука найманского посчитал его потомком? Территория, которой когда-то владели найманы (местность Каракорум - Хангай и его окрестности), позволяет так думать. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 31 января Поделиться Опубликовано 31 января 11 часов назад, buba-suba сказал: 1. Вы утверждаете что по Джувейни найман=сагиз. Я утверждаю что Джувейни не приравнивал найманов и сагиз. Про найманов он так и писал: найманы. А сакизов считал подвластным Тогорилу Ван-хану. Или Вы считаете что Кучлук найманский был подвластным Тогорилу Ван-хану кераитскому? 2. А что до Карши, ну он обозвал Кучлука то ли "Смолистым дубом", то ли "Хвойным капом" (персидского не знаю). И еще "Христианином". Ну и что? Может Карши вспомнил Буку-хана, а Кучлука найманского посчитал его потомком? Территория, которой когда-то владели найманы (местность Каракорум - Хангай и его окрестности), позволяет так думать. 1. Согласно Джувейни найманский Кучлук был "сыном" кереитского Ван-хана. 2. Джемаль Карши вообще ничего не писал ни про смолу, ни про Буку-хана и т.д., зачем фантазировать на ровном месте? Карши просто называл Кучлука Ас-Сагизи, т.е. "из сагизов" и на этом всё. Всё очень просто и ясно: согласно Джувейни saqiz-ы наряду с собственно кереитами подчинялись кереитскому Онг-хану и при этом Кучлук был его "сыном", плюс эти данные потверждаются Джемалем Карши (Кучлук Ас-Сагизи). Поэтому на этом завершаем наш наймано-сагизский диспут. Если что-то непонятно, то еще раз внимат-но перечитайте мои посты. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 31 января Поделиться Опубликовано 31 января В 25.01.2024 в 04:16, Zake сказал: Его современник Джемаль Ал- Карши (1230-1315) именовал найманского Кучлука также как Кучлук Ас-Сагизи ан-Насрани ("насрани" - христианин) Кучлук Каповый Христианин. Все сходится. 1 час назад, Zake сказал: 2. Джемаль Карши вообще ничего не писал ни про смолу, ни про Буку-хана и т.д., зачем фантазировать на ровном месте? Карши просто называл Кучлука Ас-Сагизи, т.е. "из сагизов" и на этом всё. Я не фантазирую. Я упорядочиваю выводы, сделанные Вами по ошибке. В 26.01.2024 в 18:22, Zake сказал: 46. В печатном тексте SAQYZ, т. е. Saqïz... В 26.01.2024 в 18:22, Zake сказал: SAQYZ/SAQIZ - "древесная смола" Ас-Сагизи - "из смолистого нароста" - капа. Как Буку-хан. А Вы сделали вывод что В 26.01.2024 в 18:22, Zake сказал: SAQIZ-ы и были найманами, хотя Джувейни различал найманов и сакизов. Найманы отдельно, сакизы с кераитами. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться