Jump to content
АксКерБорж

Племя УАК - каким племенем они были раньше?

Recommended Posts

large.771079486_.jpg.ad99c2f9c3e0717e4cd842347d481817.jpg

Один интересный момент! Среди Найманов имеется линия Сары-Жомарт Ергенекты. По тестированию доминирующая линия R1a. Интересно узнать имеется ли связь?

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Makenzi сказал:

large.771079486_.jpg.ad99c2f9c3e0717e4cd842347d481817.jpg

Один интересный момент! Среди Найманов имеется линия Сары-Жомарт Ергенекты. По тестированию доминирующая линия R1a. Интересно узнать имеется ли связь?

Вообще Кокжарлы и Бура дети брата Сарыжомарта, которых он выкупил у узбек. Тем более в этом шежире написано, что у них непонятное происхождение. 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Makenzi сказал:

Больше интерес представляет линия Бағаналы, где доминирует R1a

У Баганалы R1b z2103

Link to comment
Share on other sites

В 21.04.2022 в 13:02, Zake сказал:

Интересно, кто-то из историков развивал версию Уақ Керей = Уық Керей?

Скорее всего родство кровное вытекло из-за соседства и совестного проживания. Родство подогнали. По генетике и шежире общего у уаков и кереев нет

Link to comment
Share on other sites

Имен уак кирей, сколько мне известно, нет между древними племенами монголо-тюркскими, но в киргизской поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель уаков. 

Среднюю орду составляют основные роды: аргын, кипчак, конрад, найман; второстепенные, присоединившиеся после — такие роды у киргиз называются джетыру — семироды: уак и кирей. 

Ч. Валиханов

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, кылышбай сказал:

Родственники есть в Грузии и Турции. Но родство в пределах 3,000 лет

Представим что мы родные братья ,если мы оба сделаем биг , уфулл не покажет что мы имеем общих предков 50 лет назад

Link to comment
Share on other sites

Уаку Бидалы заказали Биг У, а второй оказывается не керей, а кожа, просто предок по имени Керей. Общий предок у Уак Бидалы и Кожа скорее всего в районе 1500лет. 

Link to comment
Share on other sites

В 01.12.2022 в 21:40, кылышбай сказал:

Скорее всего родство кровное вытекло из-за соседства и совестного проживания. Родство подогнали. По генетике и шежире общего у уаков и кереев нет

Касательно родства кереев и уаков по шежире. @АксКерБорж писал же что родоначальники кереев Ошыбай и уаков Жаубасар были братьями. Нужно уточнить этот момент.

Генетика является вспомогательным инструментом, но сейчас  нам нужно выяснить историю уаков и в первую очередь под каким названием они могли фигурировать в источниках.

Link to comment
Share on other sites

Валиханов Ч.

"...Об Ир-Кокче упоминается в Никоновской летописи под 1423 г. и по поводу нападения царя Куидадата* на одоев. «Тогда же убили и Кокчю, богатыря татарского, велика суща телом и силою..."

Уак Ер-Кокше был на службе чингизида Худайдада. 

Пишут, что Худайдат то ли крымский шибанид то ли тука-тимурид, кто знает точную информацию - сообщите.

Как с этой линией чингизидов  и Крымом могли быть связаны уаки?

Link to comment
Share on other sites

В 01.12.2022 в 20:40, кылышбай сказал:

Скорее всего родство кровное вытекло из-за соседства и совестного проживания. Родство подогнали. По генетике и шежире общего у уаков и кереев нет

2 рода из Старшего Жуза переводят в Средний Жуз. Поселили рядышком. Как поздних вхожденцев в Жуз их называют Уак и Керей / позже Уак-Керей/. 

Пришли вместе, живут рядышком, тесно общаются... однако близкие родственники... 

:D

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, buba-suba сказал:

2 рода из Старшего Жуза переводят в Средний Жуз. Поселили рядышком. Как поздних вхожденцев в Жуз их называют Уак и Керей / позже Уак-Керей/. 

Пришли вместе, живут рядышком, тесно общаются... однако близкие родственники... 

:D

Речь идет о Уак и Ашамайлы Керей. Их не переводили из Старшего жуза.

Link to comment
Share on other sites

Согласно исследованиям генетиков, 64 % уак являются носителями гаплогруппы N1a1a, тогда как родственные им кереи преимущественно являются носителями гаплогруппы C2*[10] (C3-старкластер)[5]. 

Link to comment
Share on other sites

В 21.04.2022 в 22:02, Zake сказал:

Я считаю, что за названиями "Уақ", "Сіргелі",  "Буркут" стоят синонимичные термины (или с близкой семантикой), имеющие прямое отношение к стропильным шестам, жердям и т.д.

Нужно расписать эту гипотезу в отдельной теме.

Я считаю, что термины уйшин, уак, сиргели, буркут имеют именно "юртную" этимологию, сама тамга ашамайлы "х"  - это есть графический знак юрты. 

(Вернее в том числе графический  знак юрты)

Если внимат-но смотреть на сами родоплеменные названия то применительно к юрте термин "бұрғат" означает то же самое что и "уық", т.е. "стропильные" жерди

https://kazakh.academic.ru/3378/бұрғат

Само слово бұрғат у средневековых монголов (https://forum-eurasica.ru/topic/2533-каракорум/?do=findComment&comment=444292) использовалось в значении "ива", и это логично так как собственно юртные жерди уық делают из ивы.

Подробнее расписывал здесь

https://forum-eurasica.ru/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087

К сожалению, мало кто обращает внимание на сами родоплеменные названия.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Zake сказал:

сама тамга ашамайлы "х"  - это есть графический знак юрты

 

А может быть это одна из разновидностей общей с другими взаимосвязанными племенами тамга равносторонний крест? + 

Которая в разных вариациях есть и была у волости Кият (по Андрееву), у Чингизхана, у части торе, у крымских гирей, у казахских племен керей, меркит, керейт, тлеу, кете, торткара, уйсун, в т.ч. дулат, албан, суан, шанышкылы (катаган), ошакты, шапырашты.

 

Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

А может быть это одна из разновидностей общей с другими взаимосвязанными племенами тамга равносторонний крест? + 

Которая в разных вариациях есть и была у волости Кият (по Андрееву), у Чингизхана, у части торе, у крымских гирей, у казахских племен керей, меркит, керейт, тлеу, кете, торткара, уйсун, в т.ч. дулат, албан, суан, шанышкылы (катаган), ошакты, шапырашты.

 

И крест и знак юрты. 

Само слово "монгол" сами монголы умудрялись объяснять и с тюркских и с монг. языков.

Находчивые были ребята.

Link to comment
Share on other sites

Вернее все эти крестообразные тамги "х" являются геральдическими символами, изображающего летящего сокола.

Я думаю, изначально "крест " здесь был не при чем, что впрочем не мешает здесь увидеть и "крест" и т.д.

Про то, что  знак ашамайлы кереев "х" в древнетюркской рунике имел значение "дом", т.е. "юрта" написано здесь

 https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1969

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Zake сказал:

Вернее все эти крестообразные тамги "х" являются геральдическими символами, изображающего летящего сокола.

Я думаю, изначально "крест " здесь был не при чем, что впрочем не мешает здесь увидеть и "крест" и т.д.

 

Я бы предположил, что в 8 - 13 веках собственники этих тамг уже объясняли их происхождение каждый по своему, возможно история которых уходит корнями во времена, далекие даже от них .

В этом ключе я с вами полностью согласен - каждый новый их наследник объяснял их как мог - летящий сокол, несторианский крест, деталь юрты, развилка ашамай, первая буква в слове из трех букв, нож от мясорубки, крестик для укладки кафельной плитки и т.д. и т.п. :)

  

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Kenan сказал:

В каких регионах и народах

Наверное там где ставили Сэргэ - Сіргелі

Сэргэ́ (бур. сэргэ — «коновязь») — ритуальные коновязные столбы и деревья у бурят, якутов, алтайцев и других родственных народов.

Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Ставится в виде столба у юрты, у ворот дома («пока стоит сэргэ — семья жива»). Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность.

Сэргэ связано с культом коня — к нему привязывали коней хозяева и гости, а также оно является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира. На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.

В прошлом сэргэ устанавливались возле каждой юрты, и кроме того — во время посвящения шамана (обряд шанар). В местах захоронения шаманов устанавливались очень высокие сэргэ — для коновязи богов и духов. Также на месте захоронения шаманов устанавливались сэргэ в виде каменных обелисков (оленный камень).

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, Uran55 сказал:

Сэргэ - Сіргелі

По этой аналогии можно отыскать и потомков Керексуров - Кереитов.

Керексу́ры (херексуры, монг. хэрэгсүүр) — погребальные сооружения в виде грунтово-каменных насыпей высотой от одного до двух—трёх метров, находящиеся на территории Монголии и южносибирских регионов России (Алтай, Тува, Забайкалье).

Link to comment
Share on other sites

В 23.01.2023 в 02:21, Uran55 сказал:

Наверное там где ставили Сэргэ - Сіргелі

Сэргэ́ (бур. сэргэ — «коновязь») — ритуальные коновязные столбы и деревья у бурят, якутов, алтайцев и других родственных народов.

Сэргэ связано с культом коня

 

У казахов "сірге" не то что у якутов "сэргэ".

У вас "сэргэ" коновязь, у нас "сірге" это намордник для сосунков.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...