Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-6

Рекомендуемые сообщения

Только что, Jagalbay сказал:

ну теперь-то и мы так говорим, а аула - это двор

 

У нас всегда было так.

Реформ отдельных слов по бирбалински-жагалбайски никто не проводил. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас всегда было так.

Реформ отдельных слов по бирбалински-жагалбайски никто не проводил. :D

 

давайте пруфы

теперь я понял почему южные казахи за туылу радеют, у них это было еще 100 лет назад, и они хотят распространить  на всю страну )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Jagalbay сказал:

теперь я понял почему южные казахи за туылу радеют, у них это было еще 100 лет назад, и они хотят распространить  на всю страну )

 

Почему вы хватаетесь за одно-два слова?

Неужто не видите всей проблемы?

Хотя что я требую от жыйрманшыведа?

 

4 минуты назад, Jagalbay сказал:

давайте пруфы

 

Никаких пруфов я вам давать не собираюсь, это привычные для меня с рождения повседневные термины.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Jagalbay сказал:

Русские лингвисты 19 века писали, человек на казахском будет кісі 

Арабизм адам, скорее всего, из-за стихов Абая распространился

Ну да. Все же читали Абая. Мне вот с пеленок мама читала Абая. И моей маме бабушка читала Абая.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас всегда было так.

Реформ отдельных слов по бирбалински-жагалбайски никто не проводил. :D

 

когда у казахов появились сараи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, АксКерБорж сказал:

Почему вы хватаетесь за одно-два слова?

Неужто не видите всей проблемы?

Хотя что я требую от жыйрманшыведа?

почему отвергаете родное жиырманшы? ведь литературный казахский основан в том числе на словах вашего региона))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Jagalbay сказал:

2023-02-26-225226124.png

Сарсен Аманжолов

Пишут что язык Кодекса Куманикуса нельзя считать языком основой казахского языка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Zake сказал:

Пишут что язык Кодекса Куманикуса нельзя считать языком основой казахского языка.

вы не согласны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Jagalbay сказал:

вы не согласны?

Я выборочно читал КК (вернее пытался читать). Мне кажется, что есть тюркские языки, которые гораздо ближе КК, чем казахский. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Jagalbay сказал:

почему отвергаете родное жиырманшы? ведь литературный казахский основан в том числе на словах вашего региона))

 

Такое произношение для меня дико, пусть даже оно орфорграфически верное.

Да и не слышал я ни от кого такого слова.

Это все равно что заставлять сейчас казахов говорить алтымыс вместо алпыс. 

 

1 час назад, Jagalbay сказал:

когда у казахов появились сараи?

 

Смотря где.

У родо-племен на северо-востоке Казахстана наверно они были изначально и издревле, без них в суровые зимы скоту (кроме лошадей) было бы очень тяжко.

Точно так же как эти же родо-племена, в отличие от населявших другие, более мягкие климаты, зимовки имели в виде стационарных построек, а не из юрт.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

Такое произношение для меня дико, пусть даже оно орфорграфически верное.

Да и не слышал я ни от кого такого слова.

потому что  это привычка

 

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

У родо-племен на северо-востоке Казахстана наверно они были изначально и издревле, без них в суровые зимы скоту (кроме лошадей) было бы очень тяжко.

сараи? или загоны?

то есть, сами жили в юртах, а скот в сараях? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж  Нет. Это не тоже самое. У нас нету даже примерной фиксации трансформации из алтмыш в алпыс у предков казахов. А фиксация жиырманшы у нас есть. При этом казахи говорили и писали жиырманшы в советское время. А уже к моменту 1950 годов оно отождествилось с формами алпысыншы, жетпісінші и превратилась в жиырмасыншы. Сверху уже скидывали Сарсен Аманжолова, где он говорит, что западно казахское жайлы стало использоваться и у остальных казахов в качестве послелога. Тоже самое произошло и с жиырмасыншы. Поэтому у вас выбор между тем говорить и писать жиырманшы, или продолжать использовать исковерканное жиырмасыншы.

24 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Это все равно что заставлять сейчас казахов говорить алтымыс вместо алпыс. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Jagalbay сказал:

сараи? или загоны?

 

Загоны у нас - ашық.

Сараи - қора, мал қора.

 

31 минуту назад, Jagalbay сказал:

то есть, сами жили в юртах, а скот в сараях? 

 

Вы невнимательно читаете посты. 

Я же написал выше.

 

21 минуту назад, Bir bala сказал:

Нет. Это не тоже самое. 

 

Раз сказали А, говорите и Б.

Одним жыйырманшы не отделаетесь, оспаривайте всё - алпыс, сексен, айналу и всё остальное - они все по вашей конструкции неправильные. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж В смысле неправильные?
Алпыс это Алты+мыш
Сексен это Сегіз  + он
Айналу это метатеза Айлану.

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

оспаривайте всё - алпыс, сексен, айналу

Я так понял, вы не различаете историческую лексику от деформированной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вы невнимательно читаете посты. 

Я же написал выше.

издавна сараи были, это с какого века? если в 19 еще были юрты)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Летом кочевая жизнь действительно имеет много приятностей, но зимою она ужасна. Тогда занесенные со всех сторон снежными сугробами и дрожащие от несносного холода жители степей киргизских почти не выходят из кибиток своих и, сидя беспрестанно у огня (Где нет дров, там употребляется для огня скотский помет), в одно и то же время страдают, с одной стороны, от жары, а с другой — от мороза. Между тем ветер чрез верхнее отверстие и двери наносит к ним хлопья снега и иногда, [297] превращаясь в сильную бурю, опрокидывает войлочное жилище со всеми в нем укрывающимися. Между тем нагие дети выползают из-под войлоков или овчин, которыми они обыкновенно бывают накрыты, и, садясь в горящую золу, обжигают себе руки или ноги; вопли их раздирают слух.

В защиту от всех бедствий и неприятностей зимы киргиз-казаки стараются проводить оную в лесах, камышах, между буграми или в песках южной степи.

Сказав выше, что как зимние, так и летние кочевья их не могут быть ни точно определены, ни всегда сохраняемы одними жителями, мы прибавили, однако ж, что они довольно постоянно возвращаются на первые. Это потому, что не везде можно найти необходимые для зимнего кочевья выгоды, и что в средине зимы глубокие снега не позволяют переменять мест.

Притом некоторые киргизы, особенно из кочующих при границе русской, осенью заготавляют сено, делают для скота землянки и городят, где можно, плетни для защиты от ветра, особенно северного.

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Когда слово карындас стало употребляться в качестве сестра, если раньше это было означало брат?

Frère aîné (старший брат)

Akà, agà (ака, ага)

C. - akh, M. - aka*

Frère cadet (младший брат)

Ini (ини)

K.T. - inir, M. - dogon, don

Frère (брат)

Karandach (карандаш)

***

Soeur (сестра)

Apte (апте)

C. - abla, M. - du

Soeur aînée (старшая сестра)

Ара (ana)

**apaï, M. - eghetchi

Soeur cadette (младшая сестра)

Senel (сенел)

K. - synyl, M. - ughin doo

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Jagalbay сказал:

как давно казахи стали вместо жазғытурым стали использовать көктем? в книге выше 1 вариант

 

Это разные регионализмы, зачем их путать в одно, мол одно заменило другое? 

У вас каша, без обиды.

На северо-востоке всегда говорили и сейчас говорим на весну "жазғытұрғым", "көктем" не говорят".

"көктем" говорят на юге.

 

22 часа назад, Jagalbay сказал:

вот тут под словом кора что подразумевают? 

1931 год авторы Жолдыбайулы и Шонанулы

 

Кто такие и откуда Жолдыбай и Шонан?

Ни черта не понял из отрывка, сами поясните что там написано.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Jagalbay сказал:

Когда слово карындас стало употребляться в качестве сестра, если раньше это было означало брат?

 

В разных тюркских языках по разному.

Если в алтайском языке карандаш это брат, то по вашему и в казахском так должно быть?

Поясните логику вашей мысли.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Jagalbay сказал:

занесенные со всех сторон снежными сугробами и дрожащие от несносного холода жители степей киргизских почти не выходят из кибиток своих

 

Хотите заявить, что казахи Сибкрая зимой жили в юртах? 

(здесь пояснение, что "Сибкрай" это собирательно примерно северо-восточная часть страны с холодным климатом зимой - СКО, Акмолинская, северная часть Карагандинской, северная часть Семипалатинской, Павлодарская и приграничные районы Тюменской, Омской, Новосибирской областей и степная часть Алтайского края).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Jagalbay сказал:

2023-02-27-201927131.png

 

вот тут под словом кора что подразумевают? 

1931 год авторы Жолдыбайулы и Шонанулы

Қорадағы мал аяздың өшін пішеннен алғысы келегндей аузына түскенін бұралап соға береді. Арқасына аяз батқан арық мал бүрсең қағып сұусыйды. Аяздан әлсіреп құлаған мал болар деп дәмеленіп, саусқан дауысы шаттанып шығады.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, АксКерБорж сказал:

В разных тюркских языках по разному.

Если в алтайском языке карандаш это брат, то по вашему и в казахском так должно быть?

Поясните логику вашей мысли.

по Клапроту  в в 19 веке у казахов карындас означало брат. Оно не только у алтайцев означает брат, разве слова кардаш, кардеш - это не тоже самое?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...