АксКерБорж Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 07.01.2021 в 15:40, asan-kaygy сказал: Инасы прадед Тутука из Юань Ши это и есть Иналчук Гаир-хан Такому отождествлению "прадед Тутука Инасы = Отрарский Иналчук Кайр-хан", на мой взгляд, мешают следующие факты, как минимум: 1) В «Юань ши» говорится, что прадед Тутука Инасы принял бежавшего от Чингизхана меркитского правителя Хуту, сына Тохта-бека, что и стало лейтмотивом первого столкновения монголов-татар с кипчаками, однако во всех других источниках о тех событиях (Джувейни, Вассаф, РАД, ССМ и др.) такого емнип нет, в них основной и единственный лейтмотив первого столкновения монголов-татаров с кипчаками это убийство последними послов первых; 2) В «Юань ши» емнип не говорится, что прадеда Тутука Инасы звали Кайр-ханом; 3) В «Юань ши» емнип не не говорится, что прадед Тутука Инасы был правителем Отрара; 4) В «Юань ши» емнип не говорится, что прадед Тутука Инасы якобы убил послов и разграбил караван Чингизхана, за что в отместку последний отправил карательный отряд против первого; 5) В «Юань ши» емнип говорится об обычной смерти прадеда Тутука Инасы, вероятно от старости, и ничего не говорится, что он был казнен самим Чингизханом после взятия Отрара, чему, как известно, подвергся Кайр-хан; 6) В «Юань ши» емнип говорится об отце Инасы Сомонаке, сыне Инасы Урусмане (который «подчинился монголам»), внуке Балдучаке, правнуке Тутуке, однако опять же во всех других источниках о тех событиях (Джувейни, Вассаф, РАД, ССМ и др.) емнип упоминания таких предков и потомков Кайр-хана нет. Что на это скажут ув. участники обсуждения? Или отождествление "прадед Тутука Инасы = Отрарский Иналчук Кайр-хана" это всего лишь личная идея П. Пельо? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Такому отождествлению "прадед Тутука Инасы = Отрарский Иналчук Кайр-хан", на мой взгляд, мешают следующие факты, как минимум: 1) В «Юань ши» говорится, что прадед Тутука Инасы принял бежавшего от Чингизхана меркитского правителя Хуту, сына Тохта-бека, что и стало лейтмотивом первого столкновения монголов-татар с кипчаками, однако во всех других источниках о тех событиях (Джувейни, Вассаф, РАД, ССМ и др.) такого емнип нет, в них основной и единственный лейтмотив первого столкновения монголов-татаров с кипчаками это убийство последними послов первых; 2) В «Юань ши» емнип не говорится, что прадеда Тутука Инасы звали Кайр-ханом; 3) В «Юань ши» емнип не не говорится, что прадед Тутука Инасы был правителем Отрара; 4) В «Юань ши» емнип не говорится, что прадед Тутука Инасы якобы убил послов и разграбил караван Чингизхана, за что в отместку последний отправил карательный отряд против первого; 5) В «Юань ши» емнип говорится об обычной смерти прадеда Тутука Инасы, вероятно от старости, и ничего не говорится, что он был казнен самим Чингизханом после взятия Отрара, чему, как известно, подвергся Кайр-хан; 6) В «Юань ши» емнип говорится об отце Инасы Сомонаке, сыне Инасы Урусмане (который «подчинился монголам»), внуке Балдучаке, правнуке Тутуке, однако опять же во всех других источниках о тех событиях (Джувейни, Вассаф, РАД, ССМ и др.) емнип упоминания таких предков и потомков Кайр-хана нет. Что на это скажут ув. участники обсуждения? Или отождествление "прадед Тутука Инасы = Отрарский Иналчук Кайр-хана" это всего лишь личная идея П. Пельо? Юань Ши источник который писался после падения династии Юань и туда вошло не так много инфы. Тутук, потомок Иналчук Каир-хана вряд ли бы стал афишировать в новой монгольской среде что его прадед враг Чингиз-хана, убивший послов. Также как потомки торе во время советской власти скрывали свое происхождение. Там очень много косвенных свидетельств в пользу отождествления помимо имени, но я приберегу их для статьи Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 4 минуты назад, asan-kaygy сказал: Тутук, потомок Иналчук Каир-хана вряд ли бы стал афишировать в новой монгольской среде что его прадед враг Чингиз-хана, убивший послов. 1) По моему, такое не скроешь. 2) Емнип есть противоположные примеры, когда бывшие враги Чингизхана делали головокружительную карьеру в его команде и их прошлое не скрывалось. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 12 минут назад, АксКерБорж сказал: 1) По моему, такое не скроешь. 2) Емнип есть противоположные примеры, когда бывшие враги Чингизхана делали головокружительную карьеру в его команде и их прошлое не скрывалось. 1. При желании можно. 2. Не корректное сравнение. Одно дело простые смертные, другое бывшие правители. Кто из бывших ханов служил Чингиз-хану? обычно их дети, жены, дочери и потомки, но не сами ханы. Вспомните хоть одного из царственной семьи меркитов или татар, кто был близким сподвижником Чингиз-хана. Женщины и дети. Тут также. как с татарами и меркитами потомки врага и приютившие врага. Сын Инасы отбивался до 1230-ых. Его потомки уже служили Менгу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 46 минут назад, asan-kaygy сказал: Сын Инасы отбивался до 1230-ых. Его потомки уже служили Менгу. Вот именно, сын Инасы, но не сын Кайр-хана. 46 минут назад, asan-kaygy сказал: 1. При желании можно. Можно рассуждать по разному. 46 минут назад, asan-kaygy сказал: 2. Не корректное сравнение. Есть много примеров. 46 минут назад, asan-kaygy сказал: Одно дело простые смертные, другое бывшие правители. Кто из бывших ханов служил Чингиз-хану? Линия Инасы, его потомки, тоже не были ханами. 1 час назад, asan-kaygy сказал: Тутук, потомок Иналчук Каир-хана вряд ли бы стал афишировать в новой монгольской среде что его прадед враг Чингиз-хана, убивший послов. Имхо, "преступление" Иналчук Кайр-хана гораздо тяжелее, чем "преступление" прадеда Тутука Инасы. Они попросту несоизмеримы. Первый совершил ужасное, убил послов, неприкасаемых во все времена и у всех народов. Второй никого не убивал, нормы обычного права не нарушал, он всего лишь приютил бежавшего сына меркитского правителя, то есть всего лишь сыночка какого-то бека, даже не хана. При этом, по степным традициям устной словесности и ораторства, Инасы прекрасно объяснился перед Чингизханом: "Когда воробей удирает от ястреба, то даже заросли могут спасти его жизнь. Разве мое сострадание уступает травам и деревьям?". И очень важная деталь! "Юань ши" тут же подчеркивает, что Инасы к тому времени был очень стар", чего не скажешь о Кайр-хане, отчаянно защищавшего Отрар. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Нашел в "Диване": soƴan jїlan - толстая большая змея, удав, но böke или buka не нашел. В ДТС тоже не нашел. Посм стр 913 Диван Лугат ат Тюрк Кашгари. 5763 бука - "большая змея" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 Just now, АксКерБорж said: 1) По моему, такое не скроешь. 2) Емнип есть противоположные примеры, когда бывшие враги Чингизхана делали головокружительную карьеру в его команде и их прошлое не скрывалось. Представители некогда враждебных ЧХ племен делали карьеру, особенно через пару поколений при его внуках. Имена личностей из татар, меркитов, найманов и др. вы сами знаете. Just now, АксКерБорж said: Имхо, "преступление" Иналчука Кайр-хана гораздо тяжелее, чем "преступление" прадеда Тутука Инасы. Они попросту несоизмеримы. Первый совершил ужасное, убил послов, неприкасаемых во все времена и у всех народов. Второй никого не убивал, нормы обычного права не нарушал, он всего лишь приютил бежавшего сына меркитского правителя, то есть всего лишь сыночка какого-то бека, даже не хана. При этом, по степным традициям устной словесности и ораторства, Инасы прекрасно объяснился перед Чингизханом: "Когда воробей удирает от ястреба, то даже заросли могут спасти его жизнь. Разве мое сострадание уступает травам и деревьям?". И очень важная деталь! "Юань ши" тут же подчеркивает, что Инасы к тому времени был очень стар", чего не скажешь о Кайр-хане, отчаянно защищавшего Отрар. Ну и что должен был сделать ЧХ за эти обиды на Кайр хана после разгрома Отрара и его казни? Обязать своих потомков проклинать кыпчаков пяцот тыщь лет ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 7 минут назад, Kenan сказал: Ну и что должен был сделать ЧХ за эти обиды на Кайр хана после разгрома Отрара и его казни? Обязать своих потомков проклинать кыпчаков пяцот тыщь лет ? Вы по ходу не в теме. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 10 января, 2021 Поделиться Опубликовано 10 января, 2021 51 минуту назад, АксКерБорж сказал: Вот именно, сын Инасы, но не сын Кайр-хана. Можно рассуждать по разному. Есть много примеров. Линия Инасы, его потомки, тоже не были ханами. Имхо, "преступление" Иналчук Кайр-хана гораздо тяжелее, чем "преступление" прадеда Тутука Инасы. Они попросту несоизмеримы. Первый совершил ужасное, убил послов, неприкасаемых во все времена и у всех народов. Второй никого не убивал, нормы обычного права не нарушал, он всего лишь приютил бежавшего сына меркитского правителя, то есть всего лишь сыночка какого-то бека, даже не хана. При этом, по степным традициям устной словесности и ораторства, Инасы прекрасно объяснился перед Чингизханом: "Когда воробей удирает от ястреба, то даже заросли могут спасти его жизнь. Разве мое сострадание уступает травам и деревьям?". И очень важная деталь! "Юань ши" тут же подчеркивает, что Инасы к тому времени был очень стар", чего не скажешь о Кайр-хане, отчаянно защищавшего Отрар. Ну тут источники ограничены. В Хорезмских нет сына Каир-хана, в Китайских другого нет. Это нормально. При этом и потомок Инасы и Теркен-хатун (кузина Иналчука) были из рода баявут. Линия Инасы были ханами. Иналчук то же был стар. Он был двоюродным дядей Мухаммеда Хорезмшаха, у которого были уже свои внуки и взрослые дети. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 10.01.2021 в 17:09, АксКерБорж сказал: Нашел в "Диване": soƴan jїlan - толстая большая змея, удав, но böke или buka не нашел. В ДТС тоже не нашел. "Йити башлиг йил бука" -"Змея о семи головах". Этим словом оказывается называли воинов по Кашгари. Отсюда и народ змей в армянском источнике и вся эта "змеиная" тематика. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 11 часов назад, Zake сказал: "Йити башлиг йил бука" -"Змея о семи головах". Здесь вероятно змея - йил[ан], а большая - бука (бык). Заметьте, эта приставка "бука" (большой, сильный) позже была очень популярна среди татарских племен и чингизидов. Она у них чуть ли не как Иван и Петр у русских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 8 минут назад, АксКерБорж сказал: Здесь вероятно змея - йил[ан], а большая - бука (бык). Заметьте, эта приставка "бука" (большой, сильный) позже была очень популярна среди татарских племен и чингизидов. Она у них чуть ли не как Иван и Петр у русских. Бука да, популярная приставка. Выше написано, что "бука" - "большая змея". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 4 минуты назад, Zake сказал: Бука да, популярная приставка. Выше написано, что "бука" - "большая змея". Что означает здесь "йил"? "Йити башлиг йил бука" -"Змея о семи головах". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 Только что, АксКерБорж сказал: Что означает здесь "йил"? "Йити башлиг йил бука" -"Змея о семи головах". Не знаю. Надо спрашивать у специалистов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 16 часов назад, Zake сказал: Не знаю. Надо спрашивать у специалистов. Возможно ли такое? Сур йилан, букв. серая змея - гадюка. Сары йилан, букв. желтая змея - уж. Бука йилан, букв. змея бык - удав. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 Только что, АксКерБорж сказал: Возможно ли такое? Сур йилан, букв. серая змея - уж. Сары йилан, букв. серая змея - гадюка. Бука йилан, букв. змея бык - удав. Кстати возможно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2021 13.01.2021 в 22:26, АксКерБорж сказал: Здесь вероятно змея - йил[ан], а большая - бука (бык). Заметьте, эта приставка "бука" (большой, сильный) позже была очень популярна среди татарских племен и чингизидов. Она у них чуть ли не как Иван и Петр у русских. Как думаете, приставка "Бука" (напр у представителей найманов и прочих племен) тоже означала "змею" как в случае с Будрачем? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 8 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2021 А вариант "сильная" не подходит? "БYХЭ" - сильный, крепкий? "Удав - сильная змея"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 февраля, 2021 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2021 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 25 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2021 Могой мога моге.. -змея бокой бока боке .. ? могой • ( mogoi ) ( монгольское правописание ᠮᠣᠭᠠᠢ ( моɣай ) ) змея Синонимы ( эвфемизм ) хайрхан ( хайрхан , буквально « милосердный » ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 25 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2021 Суврага-Хайрхан[1][к. 1] (монг. Суврага хайрхан) — горная вершина в центральной Монголии высотой 3179 метров над уровнем моря. Хайрхан (монг. Хайрхан — Милостивый, священный) — сомон аймака Архангай, Монголия. Хасагт-Хайрхан[2] (монг. Хасагт хайрхан) — горный массив в западной Монголии. Высочайшей точкой массива является одноимённая вершина Хасагт-Хайрхан высотой 3578 метров над уровнем моря. Баатар Хайрхан ( монгольский : Баатар хайрхан уул ) - гора в Монголии , расположенная в провинции Ховд . Он имеет высоту 3984 м (13 071 фут) над уровнем моря. Jargalant Хайрхан ( монгольский : Жаргалант Хайрхан , блаженная святая гора ), гора в Монголии , расположенный в провинции Ховд . Он имеет высоту 3796 м (12 454 фута) над уровнем моря. Гора поднимается выше Хары-Нуур (озеро), в Хар-Нуурах национального парка Гора Ондор Хайрхан Гора Ондор Хайрхан (монгольский: Өндөр Хайрхан уул, высокая святая гора) - гора в Горном Алтае, расположенная в провинции Баян-Улгий В Монголии Хаирхан -Милостивый, священный ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Niki Опубликовано 25 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 25 сентября, 2021 Поминальный комплекс в честь Иль Етмиш Бильге кагана, правившего в 747- 759 гг. Его имя на древнетюркском яз.: El Etmiš: Bilge qaγan, в китайских источниках: Гэлэ-хан Мояньчжо (Моюн-чур // Баян-чур). Расположен в местности Могойн шинэ ус сомона Сайхан Булганского аймака. На сегодняшний день памятник находится на месте обнаружения. Источник: http://atalarmirasi.org/ru/29-pominalnyy-kompleks-i-stela-v-chest-el-etmish-bilge-kagana-moyun-chura Г. Рамстедт в четвертой строке на северной стороне стелы Могойн Шинэ-ус прочел: «tür[к]….bacaq älig jyl olurmyš», а в примечании отметил: «возможно и чтение tür[k] [qy]bčaq» [2.13,44]. В русском переводе надписи ученый прочитал «Когда турки – кипчаки властвовали [над нами] пятьдесят лет…» [2.6.40]. Это чтение Г. Рамстеда (конъектура) в последнее время безоговорочно принимается ведущими специалистами данной области. Автор этих строк детально рассмотрев название «кипчак» в текстах Могоин Шинэ-ус, привел изначальное изменение, кроме того доказал то, что кипчаки властвовали над Тюркским Каганатом и в 1984 году выпустил статью специально на эту тему . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться