arkuk Опубликовано 16 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2017 1 час назад, Kamal сказал: У казахов тоже есть свои региональные нюансы, не правда ли?! Что интересно, в нашей семье рахмАт говорила только мама. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2017 1 час назад, enhd сказал: Короче говоря акакдемических работ у казахов мало, в основном на уровне "батырской были" придуманных. Не меньше и не большечем у монголов, у которых фольк-хисториков также не мало. В этом плане казахи не уникальны 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 16 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 16 апреля, 2017 3 minutes ago, arkuk said: Что интересно, в нашей семье рахмАт говорила только мама. У нас в семье также было, произносили по-разному, стало быть это не только региональное. А вообще, каракалпакский язык по-моему все еще в процессе развития, хотя можно сказать процентов на 80 преуспели в этом плане. Предки жили на стыке казахского, туркменского, хивинского языков, плюс аральцы говорили на непонятном языке, короче, все это мы унаследовали и в течение 20 века приводили чисто каракалпакскому (то есть, выработали свой собственный литературный язык) на котором мы и должны говорить, но наличие в республике крупных групп казахов, узбеков и туркмен в этом плане все же воздействует неблагоприятно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 В 16 апреля 2017 г. в 09:45, Kamal сказал: мийман и мехман (гость) Это чисто по каракалпакский, древнетюркский или же ещё откуда. Наравне с этими словами говорят ли Конак ? Впервые слышу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 On 4/16/2017 at 2:27 AM, asan-kaygy said: Плюс представьте можно уйти в закрытые аналитические центры при совбезе или АП где наукой не занимаются, там зарплата 250-500 тысяч Если будет выбор (семью надо кормить) куда пойдет хороший аналитик заниматься наукой или обслуживать текущую власть в политологии и идеологии? Каких монгольских фольк-историков вы уже знаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 1 час назад, Peacemaker сказал: Каких монгольских фольк-историков вы уже знаете? Во главе них стоит какой то Писмейкер Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 22 часа назад, Momyn сказал: Кстати у меня вопрос к вам, задам вечером, если буду в состоянии. Ухожу в гости. Местные часто подтрунивают вновь прибывших по языку или другим отличиям. Не знаю было ли это с представителями С. жуза, но сейчас местные из В. и С. жуза делают так с оралманами из ваших краев. В такой одной шутливой обстановке один из них серьезно сказал, что на самом деле каракалпаки это вы, ибо у них нет ни одного рода или племени из М. жуза, а есть конраты, кипчаки, кияты, канглы и др. Еще одним доказательством он назвал наш южный традицию на похоронах « дауыс шығару». Это когда в дом покойного вбегают с плачем ( поэтому нельзя вбегать в дом, даже если сильно хочешь в туалет) и стонаниями . Не знаю как с этим в обрусевшем северо-востоке, но от Кызыл Орды и далее на запад, т.е М. жуз, такого нет. Он правду говорил, у вас как южных казахов ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 Из вашего поста Момын баурым лично я ничего не понял, возможно "состояние нестояния" до конца не отпускает Не понял я откуда вы - с Юга или с Запада а может Центровой? К кому Вы обращаетесь - к Каракалпакам, откуда оралманы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 2 hours ago, arkuk said: Это чисто по каракалпакский, древнетюркский или же ещё откуда. Наравне с этими словами говорят ли Конак ? Впервые слышу. Вообще-то "конак" говорят в разговорной речи - все кто приходит в дом это "конак", если даже он не родственник, а какой-нибудь путник, останавливающийся на ночлег. А на мийман/мехман официально приглашают, т.е. под этим подразумеваются определенные приготовления к встрече дорогих гостей. А откуда это слово точно не знаю, может быть какие-то заимствования. У нас в семье предпочитают мийман или мехман, а словом "конак" иногда даже ругают в адрес домочадцев, которые не знают что где лежит: "конактай бола бермесенши" (не будь как гость). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 Обращаюсь к юзерам из КЗ, есть ли такое. 1 час назад, Kamal сказал: если даже он не родственник, а какой-нибудь путник, останавливающийся на ночлег. Да, мы привыкли гостем называть тех кого знаем, ждём, родных и тд. А как у вас представляются люди пришедшие свататься? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 Только что, arkuk сказал: Из вашего поста Момын баурым лично я ничего не понял, возможно "состояние нестояния" до конца не отпускает Не понял я откуда вы - с Юга или с Запада а может Центровой? К кому Вы обращаетесь - к Каракалпакам, откуда оралманы? Лень было редактировать. Признаюсь, с языкоми не очень у меня, два раза ломало меня с этим: в детстве с казахского на русский и в студентах с русского на казахский, в итого на 5 не зная не казахского не русского. Сам жамбылский. Обращяюсь к Камалу каракалпаку. Оралманы земляки Камала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 53 minutes ago, Momyn said: Местные часто подтрунивают вновь прибывших по языку или другим отличиям. Не знаю было ли это с представителями С. жуза, но сейчас местные из В. и С. жуза делают так с оралманами из ваших краев. В такой одной шутливой обстановке один из них серьезно сказал, что на самом деле каракалпаки это вы, ибо у них нет ни одного рода или племени из М. жуза, а есть конраты, кипчаки, кияты, канглы и др. Еще одним доказательством он назвал наш южный традицию на похоронах « дауыс шығару». Это когда в дом покойного вбегают с плачем ( поэтому нельзя вбегать в дом, даже если сильно хочешь в туалет) и стонаниями . Не знаю как с этим в обрусевшем северо-востоке, но от Кызыл Орды и далее на запад, т.е М. жуз, такого нет. Он правду говорил, у вас как южных казахов ? Не сказал бы что младшежузовских родов у нас нет, например Жетиру есть и еще какие-то рода. Но у нас казахи на похоронах не плачут, а у каракалпаков "дауыс шыгару" это обязательный элемент прощания с покойным, все мужчины должны оплакивать покойного громким воплем. Мой один земляк, бывший форумчанин Полат, кстати, мать у него казашка, говорил, что "дауыс шыгару" раньше бытовал и у казахов младшего жуза, но во время оплакивания покойного в каком-то ауле, на них налетели враги и перебили всех. Из-за этого у казахов этот обряд запрещен. За правдивость его слов не ручаюсь, казахам больше известно должно быть. А так, в одной беседе с южными казахами я убедился, что лексика у них очень близка каракалпакской. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Momyn Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 Только что, Kamal сказал: Не сказал бы что младшежузовских родов у нас нет, например Жетиру есть и еще какие-то рода. Но у нас казахи на похоронах не плачут, а у каракалпаков "дауыс шыгару" это обязательный элемент прощания с покойным, все мужчины должны оплакивать покойного громким воплем. Мой один земляк, бывший форумчанин Полат, кстати, мать у него казашка, говорил, что "дауыс шыгару" раньше бытовал и у казахов младшего жуза, но во время оплакивания покойного в каком-то ауле, на них налетели враги и перебили всех. Из-за этого у казахов этот обряд запрещен. За правдивость его слов не ручаюсь, казахам больше известно должно быть. А так, в одной беседе с южными казахами я убедился, что лексика у них очень близка каракалпакской. Спасибо. Вообщем мы два очень близких народа, независимо от жузов и арысов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 3 часа назад, Peacemaker сказал: Каких монгольских фольк-историков вы уже знаете? да хотя бы вас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 Скажу за свою Уральскую область, да у нас не слышно на счёт "дауыс шыгару" - конечно когда то было у всех а потом кое что "отмирает". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 13 minutes ago, arkuk said: Скажу за свою Уральскую область, да у нас не слышно на счёт "дауыс шыгару" - конечно когда то было у всех а потом кое что "отмирает". Кстати, у вас на северо-западе в основном племена жетиру живут? или алшынов больше? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 1 час назад, Kenan сказал: Кстати, у вас на северо-западе в основном племена жетиру живут? или алшынов больше? Уральск чисто запад. Скажу так - на северо-западе Уральской области больше алшинов, а юго-восток - больше жетиру. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 В 14.04.2017 в 23:15, Kenan сказал: Надо бы их проверить. Баарины скорее всего окажутся нирунами, а вот доланы уже могут иметь J2, R1a. Имхо у доланов будет немало старкластера,будет ли он близок вашим дулатам?конечно вопрос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
arkuk Опубликовано 17 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 17 апреля, 2017 В 16 апреля 2017 г. в 09:16, Momyn сказал: АКБ все время пишет рахмат, вместо казахского рахмет, что очень подозрительно. Может у него сибирско-татарские корни или каракалпакские, если по каракалпакски тоже рахмат. Рахмет, Кайрат (АКБ). нашёл за 2010 год, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 В 15.04.2017 в 20:57, Kamal сказал: если правильно понял он из рода ашамайлы в составе кереев, которые сами по себе "кирме" (вхожденцы) среди казахов. Я думаю, все эти ашамайлы родственны, но в какой-то исторический период разделены. Если связка в сибирском юрте, то причиной разделения и последующее их вхождение в состав разных племен могут быть падение Сибири. Это версия. Ув. Kamal, мы кірме не в составе Казахского ханства, казахов, а кірме в составе Орта жүз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 В 16.04.2017 в 11:16, Momyn сказал: АКБ все время пишет рахмат, вместо казахского рахмет, что очень подозрительно. Может у него сибирско-татарские корни или каракалпакские, если по каракалпакски тоже рахмат. Это из так нелюбимой вами темы про региональные отличия среди казахов. Дело вовсе не в одном слове "рахмат-рахмет". В говоре южных и прилегающих к югу областей Казахстана, легшего начиная с переезда столицы на юг в основу литературного языка, многие слова во втором слоге произносятся на "Е", тогда как в нашем северо-восточном/юго-западно-сибирском говоре до сегодняшнего дня сохраняется древний тюркский сингармонизм гласных - и в первом и во втором слоге повторяется один звук, у вас разные! На вскидку наши с вами произношения (не написание): түтүн - түтін, рақмат-рахмет, майрам-мейрам, әбдән-әбден, көтөн-көтен, үлкөн-үлкен, келдің ба-келдің бе и т.д. и т.п. При вашем желании могу развить свои аргументы и примеры в теме "Казахский язык". Құп бола ма? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 19 часов назад, arkuk сказал: Это чисто по каракалпакский, древнетюркский или же ещё откуда. Наравне с этими словами говорят ли Конак ? Впервые слышу. В ЮКО тоже так говорят, гость - мейман. Это по ходу фарсизм. Тюркское название гостя - кьонакь (от слова "кьон" - остановиться, переночевать, присесть, опуститься, приземлиться). Например, көші-қон - миграция. А почему бы и не Эргене-кон = стоянка в местности Ергене? Кстати про все замеченные мною различия в словах я писал в теме про Казахский язык, их очень много! 15 часов назад, arkuk сказал: Скажу за свою Уральскую область, да у нас не слышно на счёт "дауыс шыгару" - конечно когда то было у всех а потом кое что "отмирает". Чисто по своему личному жизненному опыту знаю, что в ЮКО, где я бывал и на похоронах, и на свадьбах (и даже на узбекской посчастливилось побывать ), часто соблюдают эту старинную нашу красивую казахскую традицию к сожалению уже формально. Когда прибывают гости близкие родственники встают в ряд и начинают "дауыс шығару" (громко рыдать и причитать) и тут же расходятся продолжая прерванные беседы, дела, смех. Мне это не понравилось. Потому что наша древняя традиция изначально и по своей сути была от души, это был этикет проявления траура и несчастья от утраты близкого человека. Он сопровождался в старину (у нас это еще было в первой половине прошлого века) скорейшим сочинением на руку (импровизации) и пения песен "жоқтау" (плач по умершему) и расцарапывания женщинами своих лиц до крови в знак глубокой скорби. Кстати эти традиции зафиксированы в точности и в деталях и у татар Чингизхана, но современные монголоязычные их совершенно не знают, они им чужды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 13 minutes ago, АксКерБорж said: Ув. Kamal, мы кірме не в составе Казахского ханства, казахов, а кірме в составе Орта жүз. Из Сибири? Где об этом говорится? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 54 минуты назад, Kenan сказал: Где об этом говорится? В местных устных преданиях 18-19 веков. Один аксакал, давно уже маркум, поделился со мной отрывком письма канжыгалинского Сакулак-бия в горах Ерейментау басентиинскому Казангап-бию по Иртышу (1771-1856) в стихоттворной рифмованной форме про шежыре 6 племен Орта джуза. Там черному по белому написано, что керей и уак кирме, причем есть ключевые слова "келді қайдан" - "пришли сюда откуда". 54 минуты назад, Kenan сказал: Из Сибири? Вероятно да, после колонизации русскими Сибири и падения Сибирского ханства. Керей как основное племя первоначально юрта, затем одноименного ханства. Это примерно рубеж 16-17 вв. или даже начало 17 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 апреля, 2017 Поделиться Опубликовано 18 апреля, 2017 В 16.04.2017 в 11:16, Momyn сказал: АКБ все время пишет рахмат, вместо казахского рахмет, что очень подозрительно. Кстати, я автоматически следуя общепринятому литературному языку, основанному на базе южного говора, не замечая того сам обращаюсь к вам уважительно по казахски "Мөке", хотя если быть верным нашему говору, то следовало бы писать "Мөкө". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться