Bir bala Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября 52 минуты назад, АксКерБорж сказал: Йокать могли там, где соседствовал йокающий народ. @АксКерБорж Йокание в словах қай йаққа>>>қақа (қай жаққа), мына йаққа>>>мынақа (мына жаққа) скорее из за первичности йоканья в целом, и вторичности джоканья. Во многих грамматиках казахского языка 19-20 веков, где описаны и северный и остальные региональные говоры это встречается. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Йокать могли там, где соседствовал йокающий народ. рядом с вами йокающие сибирские татары, на востоке алтайцы так же йокающие, значит вы йокали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября 8 часов назад, boranbai_bi сказал: раз Клапрот писал, что казахи йокали, значит какая то часть йокала. до сих пор большинство казахов(юг и запад) говорят қай яққа, мыняққа итп не надо недооценивать изменения связанные с советским образованием, они затронули каждого казаха 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Йокать могли там, где соседствовал йокающий народ. Аманжолов Цитата Одним из древних (XII—XV вв.) памятников алшынского диалекта является текст поэмы «Козы Корпеш и Баян-слу», опубликованный проф. Березиным К. Н. Б е р е з и н , Турецкая хрестоматия, т. III, Казань, 1876 Приведу несколько куплетов из этой поэмы: 1. Қарабай мен Сарыбай аңға, шыққан, Екеуінің дәуірі даңға шыққан, Екі бай қосылған соң, келе ятса, Алдундан буаз марал тұра қашқан. 2. Сол екі байдың жайлауы тұман еміс, Киік атып, ан етін жыйған еміс, Екі байды сорсаңыз ғазаматтар, Қарабай мен Сарыбай деген еміс. 3. Ойбай шеше, ай шеше, кетерекмін, Аякезден хұдай йол, берсе, өтерекпгн. Сол Қарабай кеткелі жыйырма йыл, Жыйырма йыл кусам, соңынан йетерекпін. 4. Ондайыңны көп айтпа маңан дейді, Алдам оңды ясатқан тобам дейді. Қайғулының қырық бөрү келсе йетіп, Қырық кез оғум ялынсын оңан дейді. 5. Атың арық, өзүңнің йүзің сарық, Қайда барып келдің-ау айтсана, ата?! (стр. 70—71, 99, 102, 130, 143). 6. Өткен іске өкініп, біз кеталы, Біраз айтып мүратқа біз йеталы Ат үстіне Қозыке — ұлақтырса, Алты құлаш түсіпті қүл көтені. 7. Айдалада алпыс «құл» ойнасқан соң, Алпыс «қүлды» бір тазша басты дейді. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 сентября Поделиться Опубликовано 16 сентября насчет "арыс - оглобля" Аманжолов пишет, что это южный диалектизм, но АКБ говорит, что у них в Павлодаре так же, к тому же вот у нас в СКО говорят жетек кстати, из под Кызылту, нынешний Кишкенеколь наш борец чемпион Мира Ризабек Айтмукан Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября В 15.09.2024 в 12:58, Jagalbay сказал: у всех наших соседей с юга, запада, север, востока: ата - это отец ата - это отец отца Вполне допускаю, что ата называли отца, но в определенном конкретном регионе и это для казахского языка норма Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября В 16.09.2024 в 08:42, Bir bala сказал: Йокание в словах қай йаққа>>>қақа (қай жаққа), мына йаққа>>>мынақа (мына жаққа) скорее из за первичности йоканья в целом, и вторичности джоканья. Во многих грамматиках казахского языка 19-20 веков, где описаны и северный и остальные региональные говоры это встречается. Не забывайте про эффект ногайских толмачей. В 16.09.2024 в 11:47, Jagalbay сказал: рядом с вами йокающие сибирские татары, на востоке алтайцы так же йокающие, значит вы йокали? Сибирские татары (по нашему ногай) и алтайцы (даже названия у нас для них нет) не соседи, контактов не было и сейчас нет. В 16.09.2024 в 11:55, Jagalbay сказал: насчет "арыс - оглобля" Аманжолов пишет, что это южный диалектизм, но АКБ говорит, что у них в Павлодаре так же, к тому же вот Зачем учите меня как мы называем оглоблю? Арыс он и есть арыс, екі арыс. В 16.09.2024 в 11:55, Jagalbay сказал: у нас в СКО говорят жетек После заимствования явленцами от переселившихся к ним кандасов феномена жиликов "оглобля - жетек" уже совсем не удивителен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября В 16.09.2024 в 11:55, Jagalbay сказал: насчет "арыс - оглобля" Аманжолов пишет, что это южный диалектизм, но АКБ говорит, что у них в Павлодаре так же у нас в СКО говорят жетек Я не ошибся. Весь северный и северо-восточный регион оглобли телеги и саней называют арыс: СКО не исключение из списка, не отдельный островок в Степном крае. Значит у вас в Явленке происходят новые явления. И не исключено что и вы скоро будете йокать. )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября В 16.09.2024 в 15:51, Jagalbay сказал: Аманжолов В алшынском диалекте йоканье шло вперемешку с жоканьем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Не забывайте про эффект ногайских толмачей. Все таки мы не такие однородные, как правильно и неоднократно вы отмечали. Кто-то йокал, но большинство джокало. Пока есть зафиксированные факты Аманжолова йоканья (смешанное с джоканьем) в алшынском диалекте. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 1 час назад, Zake сказал: В алшынском диалекте йоканье шло вперемешку с жоканьем. Где географически был распространен алшынский диалект? Если не ошибаюсь, то территория расселения алшынских родов это приграничье с Узбекистаном, каракалпаками и Южным Казахстаном, где йоканье тоже вперемешку с джоканьем. Поправьте меня если я ошибаюсь. 1 час назад, Zake сказал: Все таки мы не такие однородные, как правильно и неоднократно вы отмечали. Кто-то йокал, но большинство джокало. Пока есть зафиксированные факты Аманжолова йоканья (смешанное с джоканьем) в алшынском диалекте. Все зависит от конкретного региона, т.е не везде была такая картина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 12 минут назад, АксКерБорж сказал: Где географически был распространен алшынский диалект? Если не ошибаюсь, то территория расселения алшынских родов это приграничье с Узбекистаном, каракалпаками и Южным Казахстаном, где йоканье тоже вперемешку с джоканьем. Поправьте меня если я ошибаюсь. Мою точку зрения наверное знаете: алшынские алимулы присоединились к казахам лишь в конце 17 века. До этого они обитали в Аштарханидском ханстве. Т.е. они сами могли быть носителями йоканья вперемешку с джоканьем. Йокала ли другая, т.е. казахская группа алшынов (байулы) не знаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Я не ошибся. Весь северный и северо-восточный регион оглобли телеги и саней называют арыс: СКО не исключение из списка, не отдельный островок в Степном крае. Значит у вас в Явленке происходят новые явления. И не исключено что и вы скоро будете йокать. )) СКО нет в списке, если вы не заметили Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 8 часов назад, АксКерБорж сказал: Зачем учите меня как мы называем оглоблю? Арыс он и есть арыс, екі арыс. я говорю, что арыс не только у вас 8 часов назад, АксКерБорж сказал: После заимствования явленцами от переселившихся к ним кандасов феномена жиликов "оглобля - жетек" уже совсем не удивителен. кандасы приехали лет 10 назад, а жетек было и 100 лет назад Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 9 часов назад, АксКерБорж сказал: ата - это отец отца Вполне допускаю, что ата называли отца, но в определенном конкретном регионе и это для казахского языка норма нет, ата - это отец, Ильминский предполагал, что әке от уважительного атеке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 сентября Поделиться Опубликовано 21 сентября 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Сибирские татары (по нашему ногай) и алтайцы (даже названия у нас для них нет) не соседи, контактов не было и сейчас нет. а где ваши предки жили, когда Иртыше были джунгары и их зять сын Кучума Ишим хан с его людьми? кстати, читал легенду, что реку Ишим назвали сибирские татары, потому что там утонул Ишим хан после стычки с русскими, до этого называли так же как и казахи - Есиль Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 11 часов назад, Jagalbay сказал: а где ваши предки жили, когда Иртыше были джунгары и их зять сын Кучума Ишим хан с его людьми? Официальная наука давно объяснила всем, что местные казахские родо-племена поголовно бежали на юг и запад. Но по материалам сборника ИКВРИ выходит по другому, что калмаки контролировали некоторые районы по Иртышу, а казахи все остальные. Не уверен в этом, но склоняюсь к такой картине. 11 часов назад, Jagalbay сказал: кстати, читал легенду, что реку Ишим назвали сибирские татары, потому что там утонул Ишим хан после стычки с русскими, до этого называли так же как и казахи - Есиль Сибирские татары обитали в устье реки, а казахи в центральной части и у истоков. Каждый называл реку по своему и таких примеров много. 11 часов назад, Jagalbay сказал: нет, ата - это отец, Ильминский предполагал, что әке от уважительного атеке Ну причем тут Ильминский? В нашем крае никто отца не называл и не называет ата. 11 часов назад, Jagalbay сказал: жетек было и 100 лет назад Докажите с примерами из казахской речи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Официальная наука давно объяснила всем, что местные казахские родо-племена поголовно бежали на юг и запад. Но по материалам сборника ИКВРИ выходит по другому, что калмаки контролировали некоторые районы по Иртышу, а казахи все остальные. Вы наверное были у Абака белого калмака , он обитал , кочевал , ваших краях , у алтайцев теленгитов есть старкластер , если он как у вас , то вы казахам вероятно попали от них 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 8 минут назад, Лимфоцит сказал: Вы наверное были у Абака белого калмака , он обитал , кочевал , ваших краях , у алтайцев теленгитов есть старкластер , если он как у вас , то вы казахам вероятно попали от них Что сегодня принимал для снятия стресса, алкоголь или что-то другое? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Лимфоцит Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 8 минут назад, АксКерБорж сказал: Что сегодня принимал для снятия стресса, алкоголь или что-то другое? У меня не было привычки пить с утра , когда хлестал в 90годы , вы человек с в/о , это как в дипломной работе берут 3 варианта , один из них такой должен быть , как говорят предков не выбирают 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 5 часов назад, АксКерБорж сказал: В нашем крае никто отца не называл и не называет ата докажите Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Докажите с примерами из казахской речи. мой отец называет, его отец называл, который родился в начале 20 века Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Официальная наука давно объяснила всем, что местные казахские родо-племена поголовно бежали на юг и запад. Но по материалам сборника ИКВРИ выходит по другому, что калмаки контролировали некоторые районы по Иртышу, а казахи все остальные. Не уверен в этом, но склоняюсь к такой картине. 5 часов назад, АксКерБорж сказал: Сибирские татары обитали в устье реки, а казахи в центральной части и у истоков. Каждый называл реку по своему и таких примеров много. так вы же говорите, что не соседствовали вы читали сибирскотатарские предания? часть их ушла в казахские степи, так как, у них стал расти лес и казахи одно время совершали туда набеги, что так же зафиксировал кажется Катанов с уст сибирских татар Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 1 час назад, Jagalbay сказал: мой отец называет, его отец называл, который родился в начале 20 века Это не доказательство, нужны обоснования с примерами из казахской речи и из трудов писателей северо-казахстанцев. Интересно на форуме еще есть юзеры из СКО кто сможет дать справку? Вроде Asan-Kaygy родом из СКО или нет? 1 час назад, Jagalbay сказал: так вы же говорите, что не соседствовали вы читали сибирскотатарские предания? часть их ушла в казахские степи, так как, у них стал расти лес и казахи одно время совершали туда набеги, что так же зафиксировал кажется Катанов с уст сибирских татар Контактов не было, чтобы перенимать культуру и язык. Какая-то часть ногаев оказались в нашем краю, когда и как не знаю, но они не делали и не делают погоду в культурном и языковом плане. Я уже писал как то, что у нас чуть ли не в каждом селе есть 2-3 семьи сибирских татар, которые уже все почти оказачились выходя замуж за казахов и женясь на казашках. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Интересно на форуме еще есть юзеры из СКО кто сможет дать справку? Вроде Asan-Kaygy родом из СКО или нет? его отец из СКО, а он из бывшей Кокшетауской обл Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 22 сентября Поделиться Опубликовано 22 сентября 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Контактов не было, чтобы перенимать культуру и язык. Какая-то часть ногаев оказались в нашем краю, когда и как не знаю, но они не делали и не делают погоду в культурном и языковом плане. Я уже писал как то, что у нас чуть ли не в каждом селе есть 2-3 семьи сибирских татар, которые уже все почти оказачились выходя замуж за казахов и женясь на казашках. как не было, если казахи совершали набеги и уводили людей оттуда, к тому же наши кыпшаки - выходцы с Сибирского ханства Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться