Jump to content
Guest Хангылбай

Саха, Якуты

Recommended Posts

11 часов назад, кылышбай сказал:

Т.е. якутский Чингисхан не связан с ЧХ?

 

10 часов назад, buba-suba сказал:

странно... Когда же древние якуты Чингисхана превратили в небожителя Чингис-тенгри? Еще до рождения Темучина/Чингисхана? 

 

Отрывок из википедии (раздел - Происхождение имени и титула «Чингис»):

Д. Банзаров, основываясь на монгольских рукописях, писал что, Тэмуджин сделал своим титулом имя Хаджир Чингис-тенгри, одного из духов-сыновей неба[52]. Его мнение было поддержано В. В. Бартольдом[53] и Л. Н. Гумилёвым[38]. Б. Я. Владимирцов также предполагал, что Тэмуджин получил титул от имени светлого духа, которому поклонялись монголы[54].

Отрывок из википедии скопирован отсюда:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BD

 

Как жили монголы и тюрки до рождения Темучина (Чингисхана)? Древние этносы состояли из эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы). Предки монгол и тюрков тоже не были исключением. Были рабы-монголы, рабы-тюрки. Не все же были суперменами. Еще была междоусобица. Проигравших уничтожали или порабощали. Для тех, кто бежал из рабства или бежал после поражения в междоусобице якутская тайга служила надежным убежищем. Беглый раб-монгол или пораженец-монгол попавшие в якутскую тайгу были носителями древнемонгольской религии и поклонялись божеству Хаджир Чингис-тенгри. Вот так и должно было случиться. В любом случае божество с именем Чингис должно было попасть в Якутию задолго до рождения Темучина. Хаджир (сокол) Чингис (крепкий, непоколебимый) - тенгри (бог). Если переименовать на тюркский манер, тогда получится Хаджир Чингис-хаан. Следовательно, божество Хаджир Чингис-хаан у якутов стал божеством Чыҥыс Хаан. Поэтому, можно сказать, что якутское божество Чыҥыс Хаан не имеет связи с полководцем Чингисханом. Несмотря на то, что Чыҥыс Хаан на русский манер будет звучать так: Чингисхан. 

PS. Также, древний монгол бежавший из монгольских степей и попавший в Якутию был носителем монгольских генов. Поэтому, якуты являются носителями монгольских генов тоже, наряду с генами тюрков и автохтонов Якутии. 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Харабыл сказал:

Тэмуджин сделал своим титулом имя Хаджир Чингис-тенгри, одного из духов-сыновей неба[52].

Как видите, Хаджир Чингис-тенгри существовал еще до рождения Тэмуджина.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, Харабыл сказал:

 

 

Отрывок из википедии (раздел - Происхождение имени и титула «Чингис»):

Д. Банзаров, основываясь на монгольских рукописях, писал что, Тэмуджин сделал своим титулом имя Хаджир Чингис-тенгри, одного из духов-сыновей неба[52]. Его мнение было поддержано В. В. Бартольдом[53] и Л. Н. Гумилёвым[38]. Б. Я. Владимирцов также предполагал, что Тэмуджин получил титул от имени светлого духа, которому поклонялись монголы[54].

Отрывок из википедии скопирован отсюда:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BD

 

Как жили монголы и тюрки до рождения Темучина (Чингисхана)? Древние этносы состояли из эксплуататоров и эксплуатируемых (рабы). Предки монгол и тюрков тоже не были исключением. Были рабы-монголы, рабы-тюрки. Не все же были суперменами. Еще была междоусобица. Проигравших уничтожали или порабощали. Для тех, кто бежал из рабства или бежал после поражения в междоусобице якутская тайга служила надежным убежищем. Беглый раб-монгол или пораженец-монгол попавшие в якутскую тайгу были носителями древнемонгольской религии и поклонялись божеству Хаджир Чингис-тенгри. Вот так и должно было случиться. В любом случае божество с именем Чингис должно было попасть в Якутию задолго до рождения Темучина. Хаджир (сокол) Чингис (крепкий, непоколебимый) - тенгри (бог). Если переименовать на тюркский манер, тогда получится Хаджир Чингис-хаан. Следовательно, божество Хаджир Чингис-хаан у якутов стал божеством Чыҥыс Хаан. Поэтому, можно сказать, что якутское божество Чыҥыс Хаан не имеет связи с полководцем Чингисханом. Несмотря на то, что Чыҥыс Хаан на русский манер будет звучать так: Чингисхан. 

PS. Также, древний монгол бежавший из монгольских степей и попавший в Якутию был носителем монгольских генов. Поэтому, якуты являются носителями монгольских генов тоже, наряду с генами тюрков и автохтонов Якутии. 

 

Все таки якуты довольно таки отличаются от бурят генетический, и даже от тувинцев. 

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Скриптонит сказал:

Все таки якуты довольно таки отличаются от бурят генетический, и даже от тувинцев. 

Да, это так. У нас есть кровь народностей Крайнего Севера.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Харабыл сказал:

Да, это так. У нас есть кровь народностей Крайнего Севера.

Мне как казаху лицо якутов (особенно якуток!) кажутся гораздо более знакомыми нежели бурят и даже тувинцев. Буряты более походят на корейцев по мне таки. Все таки язык есть язык ;)

Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, Скриптонит сказал:

Мне как казаху лицо якутов (особенно якуток!) кажутся гораздо более знакомыми нежели бурят и даже тувинцев. Буряты более походят на корейцев по мне таки. Все таки язык есть язык ;)

Женская ДНК это вообще отдельная тема. Мало кто обращает внимание на женскую линию, а зря. Митохондриальная ДНК тоже о многом может рассказать.

Думаю многие народы именно по женской линии окажутся братьями :)

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Nurbek сказал:

Женская ДНК это вообще отдельная тема. Мало кто обращает внимание на женскую линию, а зря. Митохондриальная ДНК тоже о многом может рассказать.

Думаю многие народы именно по женской линии окажутся братьями :)

 

Корейцы и японцы именно по материнской линии ближе к северным народам Азии, по отцовской ближе к юго-восточным.

Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, Харабыл сказал:

Хаджир Чингис-тенгри существовал еще до рождения Тэмуджина.

У якутов нет такого божества "Хаджир Чингис-тенгри"...У якутов Айыы ЧингисХан что подтверждает его земное происхождение. Якуты канонизировали своего Хана, только после его смерти.

А что бы Остап перестал фантазировать. Ему следует открыть якутский словарь, где русским по белому написано...Чингис якутский царь

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/446

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Nurbek сказал:

народы именно по женской линии

По женской линии у якутов полный порядок, и родом тоже от туда откуда отцовские.

Результаты исследований демонстрируют:  тесное генетическое родство народов Якутии с народами Южной Сибири (тувинцы, буряты, алтайцы, хакасы, тофалары) и монголами. На генетическом уровне Якутия является продолжением Южной Сибири, наиболее близкой ее производной. Результаты подтверждают сценарий согласно которому территория Якутии заселялась главным образом из регионов Забайкалья и Прибайкалья

Link to comment
Share on other sites

Характерной особенностью пула митохондриальной ДНК популяций Якутии в сравнении с другими регионами является преобладание двух гаплогрупп - С и D, широко распространенных в Северной Азии.

ФЕДОРОВА Сардана Аркадьевна

ЭТНОГЕНОМИКА КОРЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Частота гаплогруппы С в Якутии достигает максимальных значений в сравнении с другими регионами мира: она составляет 44% митохондриального пула популяций РС(Я). Линии гаплогруппы С в Якутии за одним исключением относятся к двум основным ветвям - С4 и С5. Спектр линий характеризуется высоким разнообразием. Частота второй мажорной гаплогруппы D варьирует от 14% в популяции юкагиров до 33% в популяции центральных якутов (в среднем 28%). Линии гаплогруппы D относятся к двум кластерам - D4 и D5. Кластер D4 представлен в Якутии разнообразным спектром линий - D4a, D4b, D4c, D4h, D4e (D2b), D4i, D41, D4o2, широко распространенным в более южных популяциях Дальнего Востока и Китая (Kong et al, 2003; Starikovskaya et al, 2005; Yao et al, 2002a, 2002b, 2002c, 2004). Кластер D5, характерный в большей степени для популяций Китая (Kivisild et al, 2002; Yao et al, 2002a, 2002b, 2002c; Nishimaki et al, 1999; Tsai et al, 2001; Qian et al, 2001), представлен в Якутии небольшим количеством линий ветви D5a2 и единственной линией субкластера D5bl.

Вклад каждой из остальных 15 гаплогрупп в митохондриальный генофонд популяций Якутии составляет, за редким исключением, менее 5%. Присутствие в Якутии гаплогрупп, характерных для более южных регионов, очевидно, связано с древними миграционными процессами в направлении юг-север, имевшими место в прошлом.

Как видим с "остальными" за которых так ратует Остап. Якуты предпочитали не смешиваться, либо изводили их под корень.

Link to comment
Share on other sites

В 13.09.2022 в 10:23, Харабыл сказал:

Да, это так. У нас есть кровь народностей Крайнего Севера.

Я так понимаю также много смешанных с русскими.
Якуты как мне кажется достаточно много русских ассимилировали. Сахаляры это же смесь с русскими.

Link to comment
Share on other sites

В 13.09.2022 в 08:19, Скриптонит сказал:

Все таки якуты довольно таки отличаются от бурят генетический, и даже от тувинцев. 

Если говорить про мужские линии потому что у саха 90% ветки, которая редко, но встречается в Прибайкалье. Но среди остальных 10% есть типичные бурятские и тувинские гаплогруппы C, N

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, кылышбай сказал:

у саха 90% ветки

Y-STR, похожие на гаплотипы исходной линии Эллэй, были обнаружены на Западе: в Афганистане и на Северном Кипре, а также на Востоке: в провинции Ляонин (Китай),Улан-Баторе и в Северной Монголии. В случае доминирующей линии Омогой в г. Чифень(провинции Гирин, Китай) были найдены очень близкие гаплотипы, отличающиеся одним мутационным шагом. Для якутского гаплотипа Неизвестный был обнаружен самый широкий спектр подобных гаплотипов: в Монголии, Китае и Южной Корее. Например, гаплотипы, раз-личающиеся только на один шаг мутации, были обнаружены в Северной Монголии (среди по -
пуляции халк, дархад и урянхай), Улан-Баторе(халк) и в провинции Цзилинь, Китай (китаец).

90% - Из Монголии и Северного Китая отличие... один шаг мутации.

Link to comment
Share on other sites

Один шаг мутации если не учитывать...

34 минуты назад, Uran55 сказал:

самый широкий спектр подобных гаплотипов

ДАТИРОВКИ ПО ПОЛНЫМ СИКВЕНСАМ Y-ХРОМОСОМЫ

Скорость мутирования для полного секвенирования Y-хромосомы уже определена во многих исследованиях. Причем в отличие от скорости STR, и прямой подсчет, и калибровки получены в нескольких работах, причем для калибровок использованы самые разные подходы (рис. 16). На этом рисунке показаны величины скорости, полученные во всех этих исследованиях. Видно, что первоначально (статьи 2009 — 2012 годов) разброс был почти двукратный, но почти все последующие исследования (можно надеяться, более основательные) дали близкие оценки, и центр тяжести определений скорости явно находится около величины 0,8*10-9 мутаций на нуклеотид в год. То есть для среднестатистического нуклеотида на Y-хромосоме вероятность мутировать за один год составляет примерно восемь шансов из 10 миллиардов. Разумеется, для одного отдельно взятого нуклеотида это весьма редкое событие, но если секвенируются, скажем, 10 миллионов нуклеотидов, то вероятность мутации хотя бы одного за один год составляет восемь шансов из ста. А за сто лет – уже восемьдесят шансов из ста. То есть одна мутация произойдет в среднем за 120 лет.

http://генофонд.рф/?page_id=5166

Link to comment
Share on other sites

Подытожим факты по происхождению отцовских линий якутов. Якуты как этнос сложился в ХVI веке из выходцев северного Китая и Монголии где ныне проживают их ближайшие родственники, предположительно из Халха, Дархад, и разумеется Урянхай. Это родство По заметкам А.А. Саввина, злой дух, увидев шамана, обычно задает вопросы: «Хайа дьуот-тугунуй? (Кто из дьуотту явился?», «Хайа тумат ураанхайгыный? (Из каких туматов уранхай?)», «Хайа борон ураанхайгыный (Кто из серых уранхайцев?)» или же «Хайа хаахайгыный? (Из какого рода хаахай?» [д. 52, л. 6; 48, л. 27]. На что шаман отвечает «Саха байаан/байаат ойуунабын (Якутский байан/байат шаман)».

О древнем родстве говорит и... Есть другая группа, которую называют «лесные урянкаты», но эти (последние) отличаются от первых. Это лесное племя находилось в пределах Баргуджин-Токума, там, где обитали племена кори, баргут и тумат, близкие друг другу.

Говорят, что раздувала меха главная ветвь племени, восходящая к Кияну. Точно так же раздувало меха и то племя, которое известно под именем нукуз, и племя урянха, принадлежащее к их ветвям.

Эллэй муж одиночка, оорцог-эрсоготох. Гипотезы происхождения этнонима ооржак. По мнению Б.И. Татаринцева, этноним ооржак можно сопоставить со старописьменным монгольским огурчак 'брошенный, покинутый, одинокий' и современным монгольским оорцог 'обособленный', 'отдельный'.

Западномонгольские урянхаи летом и осенью, когда продолжительно гремит гром, выходят из юрты и обращаются к небу со следующими словами: Я человек Искони (оорцог) из урянхов. Хочешь ли ты, гремя, Ударить вороного жеребца; Хочешь ли ударить и меня, Хочешь ли ты, гремя, Ударить бурого жеребца; Хочешь ли ударить меня. Среди халхасов и других монгольских этнических групп человек из рода бо'рджигинов происхождением из «тайджи» имел право «накричать на небо»

Баджи (якут. Бадьы; ? — XVI век) — первый вождь и тойон кангаласского племени якутов на Средней Лене, герой якутских легенд и преданий, дед Тыгына Дархана.

Согласно некоторым источникам, Баджей имел несколько имен. В якутских легендах он часто упоминался как Дойдуса Дархан, а по данным С. И. Боло носил имя Тюсюлге Дархан...Основой слова, обозначающего этническое название дархад, дархчууд, дархчуул является дархан (darqan). С монгольского языка название дархан переводится как «человек, имеющий особые права и привилегии», «мастер кузнечного дела»[2], «священный, неприкосновенный, свободный от налогов».

 

Link to comment
Share on other sites

В 14.09.2022 в 10:36, Uran55 сказал:

Чингис якутский царь

https://sakhatyla.ru/books/pekarskiy-1/446

Чыҥыс - якутский царь (Чингисхан - якутский царь?).

В детстве читая это я радовался. Потому-что был наивен и доверчив. Верил всему напечатанному на бумаге. 

В якутском языке нет слова "самозванство". В детстве в моей голове не было понятия о "самозванцах". 

В 21-м веке писали, вроде мать Чингисхана была якутка. Потом, в народе родилась "старинная" легенда о том, что якуты были самым передовым отрядом Чингисхана и ЧХ бросал якутов на самые трудные участки сражений. Следом родились народные гипотезы - Субедей и Хубилай были якутами. И наконец, "раскрылась главная тайна", которую якуты, якобы, верно и надежно скрывали много веков, пошли слухи - Чингисхан похоронен в Якутии. А в наши дни мы узнали, что река Онон, которая начинается в Монголии, во времена Чингисхана впадала в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Какую "старинную" легенду принесет завтрашний день, пока неизвестно. "Старинные" легенды продолжают рождаться. Чыҥыс (Чингисхан) - якутский царь, возможно, эта легенда родилась среди якутов в 19-ом веке или в начале 20-го века. В эти времена у якутов были грамотные люди умеющие читать по русски, которые узнав о существовании Чингисхана из книг, могли ошибочно принять божество Чыҥыс Хаан (Хаджир Чингис-тенгри) за Чингисхана. Еще было много безграмотных сказителей, которые услышав у грамотных людей о Чингисхане могли сочинить легенды о нем, что и распространили среди народа. 

Link to comment
Share on other sites

В былые времена исследователи не имели точных археологических и генетических данных. Поэтому, появились разные гипотезы о том, что якуты пришлый народ и прародина якутов находится где-то на юге за пределами Якутии. Якобы якуты из Байкала переселялись в Якутию несколькими волнами. Каких только гипотез не было. Научных и народных. Одни из них говорили, что якуты пришли из Байкала, Прибайкалья, Забайкалья, Алтая, Енисея, Хакассии (Сахсары), казахстанских степей, монгольских степей, Аральского моря, Тибета, Индии, Ирана (Сахастан), Монголии, Внутренней Монголии (Китай), Синьцзяня, Сирии, пустыни Сахары, Скандинавии, Атлантического океана и т.д. Другие гипотезы указывали, что якуты происходят из Кушанского царства, Шумерского царства, Империи гуннов, Киданьской империи, Золотой Орды, Атлантиды, Йеке Монгол улуса и т.п. Есть гипотезы твердящие что якуты происходят только от одного отдельно взятого народа. Например, от кыргыз. Но, другие гипотезы опровергают это и твердят каждый своё: якуты произошли от монгол и ни от кого другого; якуты произошли только от викингов; только от канглов; только от юэчжи; только от массагетов; только от атлантов и т.д. Еще есть гипотезы "доказывающие" происхождение якутов от Чингисхана. Некоторые якуты верят в это. Некоторые даже хотят быть потомками одновременно сразу нескольких великих полководцев - Чингисхана, Елюй Даши, Субедея, Хубилая, Тамерлана, Аттилы. 

А что показывают современная археология и генетика? Археология не нашла древних якутов на Байкале. Не нашли древних якутов и там где находились Шумерское царство, Кушанское царство, Золотая Орда, Йеке Монгол Улус. Не найдут и в Венгрии, Скандинавии, Индии, Атлантиде. Археология находит древних якутов только в Якутии. А по генетике видно, что якуты происходят из автохтонных и пришлых компонентов. Остается признать, что якуты сложились как народ в Якутии. Прародиной и родиной якутского народа является сама Якутия. Даже можно предположить, что до рождения якутского этноса в Якутии жили не-якуты, а из других регионов приходили тоже не-якуты. Но, когда местные не-якуты и пришлые не-якуты смешались родился якутский этнос.

Легенды о том, что якутский народ из Байкала спустился на плотах вниз по реке Лена, можно сказать, это народные гипотезы. Их могли сочинить под влиянием исследователей прошлых лет. До советской власти было очень много народных сказителей. Среди сказителей было много сочинителей. 

Link to comment
Share on other sites

В 11.09.2022 в 23:05, Nurbek сказал:

ат - лошадь

Монгольский адуу (конь, конский) и тюркский ат (конь) возможно от очень древнего алтаизма (алтайский язык). Турецкий aygır (жеребец) from Proto-Turkic *adgïr ("жеребец"). Эвенкийский авду (скот) From Proto-Tungusic *abdu- (“скот, собственность”).

https://en.wiktionary.org/wiki/%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%83

Западно-тюркское лаша (лошадь). От лаша происходят русская лошадь, чувашское лаша (лошадь), татарское алаша (вьючная лошадь), крымско-татарский алаша (лошадь), казахский алаша (вид верблюда) и т.д.

https://en.wiktionary.org/wiki/%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%8C

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Харабыл сказал:

якуты пришлый народ и прародина якутов находится где-то на юге за пределами Якутии.

§ 52. Тунгусы говорили, что вверху Витима, в устье реки Карги 46, живет даурский князец Ботога, до которого от устья реки Кутомары вверх по реке водяным путем один месяц. Этот князец имеет много всякого скота, а кроме того, у него есть еще соболи, а также серебро и шелковые ткани, которые он покупает на реке Шилке у князца Ладкоя 47. Далее вверх по реке Витиму, близ озера Яравна, жили такие же дауры, имевшие много скота. От князца Ботоги в три с половиной дня можно было волоком дойти до реки Шилки 48. На всем ее протяжении до самого устья можно было встретить в большом количестве дауров, пахавших землю и сеявших, как и русские, разный хлеб 49. В устье реки Уры 50 жил князец Ладкой; поблизости от его улуса копали в горе серебряную руду 51, которую даурские князцы переплавляли и обменивали на соболей. Этих соболей, в свою очередь, скупали у них китайцы и привозили [83] им взамен шелковые ткани и разные другие товары. На Шилке имелись также медные и свинцовые руды. Князь Ладкой и другие даурские князцы собирали много хлеба, а князец Ботога с реки Витима покупал его в обмен на соболей. Большинство жителей на Шилке занималось земледелием и от него кормилось, но воевать они не умели. С левой стороны в реку Шилку впадает река Гиль. По ней жили якуты и тунгусы. Тунгусы, встреченные Перфирьевым на реке Витиме, имели на своих шашках и на своем платье серебряные круги и пуговицы.

Link to comment
Share on other sites

В 13.09.2022 в 08:06, Харабыл сказал:

якутское божество Чыҥыс Хаан

 

Вы про божество 7 неба, божество судьбы человека Одун-Чыҥыс Хаан? (из-за созвучия отождествляемого с Чингизханом)

А ведь есть еще если не ошибаюсь божество лошадей и КРС Дьөһөгөй (Дёсөгөй)? (из-за созвучия отождествляемого с Есукеем)

 

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы про божество 7 неба, божество судьбы человека Одун-Чыҥыс Хаан? (из-за созвучия отождествляемого с Чингизханом)

А ведь есть еще если не ошибаюсь божество лошадей и КРС Дьөһөгөй (Дёсөгөй)? (из-за созвучия отождествляемого с Есукеем)

 

Такие названия свирепых божеств как Чингиз-хан и Керей-хан распространены у сибир. тюрков (хакасов, алтайцев и т.д.) 

https://askizon.ru/istoriya-khakasii/khakasskaya-meditsina/1518/kirej-khan

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, buba-suba сказал:

Это может

У якутов божество коровников Темуджин Тойон он же Могол Тойон проживают на Северо-Восточном участке неба, в месте восхода солнца, в дни летнего солнцестояния. Если вы станете лицом вперед (на восток) то можете краешком левого глаза увидеть место их проживания. Место проживания Джесегей Тойона (Юго-Восток) божество лошадников можете увидеть краешком правого глаза, в дни зимнего солнцестояния. Весь год у якутов делится на полугодия коровников и лошадников, в дни равноденствий проводится соответственно весенний и осенний Ысыах. Первый именуется день Белого изобилия (когда якуты переходят на Белую пищу) и осенний Черного (мясного), слово изобилие в этом случае не применяется.

Link to comment
Share on other sites

Верхний мир населен добрыми духами - айыы, которые покровительствуют людям на земле.  Дьылга хаан -тожество судьбы, которого иногда называли Чынгыс хаан - именем полузабытого божества времени, рока, зимней стужи; Сюнке хаан Сюгэ - божество грома. По поверьям якутов, он очищает небо от злых духов.

Зима отождествляется якутами в образе быка. Ынахсыт Тангара.

Одним из самых наглядных изображений традиционной якутской картины мира может считаться схема якутского гадания при помощи шила. Шило подвешивалось на веревочке над специальным чертежом, который состоял из маленького круга, вписанного в большой. По данным В.Л. Серошевского, внутренний по-якутски назывался кюн (солнце), внешний - джие (дом)1.

Будущее определялось по направлениям колебаний шила. Наиболее подробно их значение описывает А.Е. Кулаковский:

«1) Если маятник совпадает с восточной дорогой, ведущей к богиням Айыысыт и Иэйэхсит, ворожитель будет иметь много детей. 2) Если направится по западной «чертовой дороге», ворожитель умрет. 3) Если направится на северо-запад, к «корню болезней», - будет хворать. 4) Если будет указывать на север, по дороге «дров и сена», - будет бедняком. 5) Если укажет на северо-восток, откуда восходит летнее солнце, к богам рогатого скота Ынахсыт тёрдё Могол-тойон, Усун Куйаар Хотун, - будет богат рогатым скотом. 6) Если совпадает с юго-восточной дорогой, ведущей к богу конного скота Кюрюё-Джёсёгёй, откуда восходит зимнее солнце, - будет богат конным скотом»2.

Чингисхан - Темуджин - Могол ...не слишком ли много совпадений.

 

 

Link to comment
Share on other sites

Князь Ладкой и другие даурские князцы собирали много хлеба, а князец Ботога с реки Витима покупал его в обмен на соболей. Большинство жителей на Шилке занималось земледелием и от него кормилось, но воевать они не умели. С левой стороны в реку Шилку впадает река Гиль. По ней жили якуты и тунгусы.

Ши́лка — река в Забайкальском крае России, левая составляющая Амура (правая составляющая — Аргунь).

Образуется слиянием Онона и Ингоды. Протекает в долине между Шилкинским и Амазарским хребтами на севере и Борщовочным хребтом на юге[

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...