Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      10

    • Постов

      28932


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      10

    • Постов

      18540


  3. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      7

    • Постов

      19162


  4. Бозбет Шыны

    Бозбет Шыны

    Пользователи


    • Баллы

      7

    • Постов

      1545


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/02/25 в Сообщения

  1. Малая растительность на теле это характерный признак монголоидов. Скифы - монголоиды? :)))
    2 балла
  2. Всех приветствую! Недавно пришли мои результаты теста (Y-111), вышел R1b >>> BY40441. В той же ветке находятся: Pavlodar 92, Dongtalede 36, Tavan 5. В соседней ветке (L-1432) кыпчаки с “ботаевцами”.
    2 балла
  3. кстати, волейболистка Томирис Сагимбаева из Жагалбайлы, родом из Хромтау вроде, мать беларуска, скоро наверно добавят в список знаменитых Жагалбайлы )
    2 балла
  4. https://www.frontiersin.org/journals/genetics/articles/10.3389/fgene.2025.1516130/abstract Genetic Genealogy of Y-chromosome in the Zhetiru Tribe of the Kazakh Population from Kazakhstan Zhunussova, Tayshanova, Bukayev, Bukayeva, Aidarov, Temirgaliev, Sabitov and Zhabagin.
    2 балла
  5. Рюрик Новгородский — Хрёрек Харальдссон Норвежский Основной проблемой русской истории, является — ложная хронология 850-х — 990-х гг. — принятая на основании ПВЛ и «общепризнанная» «официальной» русско-российской историографией. Данная «хронология» была привита представителями русско-российской исторической школы — стоящими на позиции антинорманизма — при прямом попустительстве и содействии «официальной» русско-российской исторической академической элиты. Не смотря на то, что весь фактический археологический багаж 20−21 вв. — показывает, что становление русской государственности, основание и интенсивное расширение первых русских городов приходятся на 920-е — 950-е гг — полностью опровергая «хронологию» Нестора — российская историческая академическая элита — по прежнему стоит на страже ложного удревнения русской истории. На данный момент создалась идиотская ситуация — «поддерживания жизни» в «мёртвом теле» ПВЛ. Все имеющие познания в области начальной русской истории — признают ложность датировок ПВЛ 850-х — 990-х гг. Но при этом, все российские историки в своих «трудах» и «высказываниях» — постоянно цитируют и ссылаются на ПВЛ. Академик Янин — 70 лет копал Новгород. Раскопки можно признать одними из самых масштабных в мировой практике — по привлечению сил и средств. Вывод ученого и его команды следующий — «Начало становления Новгорода — как города произошло в 930-х гг» … Но стоит нам заглянуть в учебник истории или википедию — и что мы там увидим: «Рюрик (ум.879) — князь Новгородский (862−879)» или «Новгород — столица древнерусского государства Киевской Руси (862−882)» — хотя: Ни Новгорода, ни Киева, ни Руси — ещё не было. Данное обстоятельство — требует пересмотра «заморских» «прототипов» и кандидатур, на роль Рюрика, Олега, Игоря и Ольги. Поскольку Олег и Игорь — упоминаются зарубежными источниками — ок. 939 г. — мы можем утверждать, что Рюрик умер незадолго до 939 г. А Олег погиб в 944 г. Следовательно — нам нужны Рюрик и Олег — которые упоминаются в скандинавской истории в 920-х — 930-х гг. Потомок свейского конунга Ингвара Высокого (+~715) — Харальд Норвежский (+~933), был отцом — Хрёрека (+925/36) — по нашей версии — Рюрика Новгородского, отца князя Игоря (~917 — 944) и деда князя Святослава (~937−972). Хрёрек Харальдссон (~895 — 925/36), по свидетельству «саги о Харальде Прекрасноволосом» — норвежский конунг в Хёрдаланде и Согне. Некоторое время — был любимцем отца — но затем уступил влияние Эйрику Кровавой Секире — и исчез из норвежской истории. «XX Харальд конунг стал теперь единовластным правителем всей Норвегии. Тут он вспомнил, что ему когда-то сказала та гордая девушка (Гюда, дочь Эйрика, конунга из Хёрдаланда). Он послал людей за ней, велел доставить ее к нему и положил ее с собой. У них были такие дети: Алов была старшей, затем шли Хрёрек, Сигтрюгг, Фроди и Торгисль. XXI У Харальда конунга было много жен и много детей. Одну из его жен звали Рагнхильд. Она была дочерью Эйрика конунга Йотланда. Ее называли Рагнхильд Могущественная. Их сыном был Эйрик Кровавая Секира. " «Харальд конунг сам жил обычно в середине страны. Хрёрек и Гудрёд всегда были при конунге, и у них были большие владения в Хёрдаланде и Согне. Эйрик жил с Харальдом конунгом, своим отцом. Из всех своих сыновей он любил его больше всего и ценил его выше всех. Ему он дал Халогаланд, Северный Мёр и Раумсдаль.» Мы видим, что Хрёрек — «уступил» Эрику — норвежский трон. Как первому конкуренту Эйрика, ему — не было места в Норвегии. Мы — не имеем более сведений о Хрёрике — зато нам кое-что известно о жизни его братьев и ближайших родственников: Хальфдан Черный (ум. ок. 931 г.), конунг Трёнделага, сын Харальда Прекрасноволосого. Вместе со своим братом Хальфданом Белым — неоднакратно — совершал походы на восток, через земли восточных славян. Хальфдан Белый (погиб в Эстонии в 914 г.), конунг Трёнделага, сын Харальда Прекрасноволосого. Вместе со своим братом Хальфданом Черным — совершал походы на восток, через земли восточных славян. На обратном пути из последнего похода, в ходе одной из стычек, был убит в Эстонии. «Xaльвдaн Чepный и Xaльвдaн Бeлый xoдили в викингcкиe пoxoды в Bocтoчныe Cтpaны. Oднaжды y ниx пpoизoшлa жapкaя битвa в Cтpaнe Эcтoв. B этoй битвe пoгиб Xaльвдaн Бeлый.» Эйрик I Кровавая Секира (ок. 895−954), король Норвегии (930 — 934/935), король Нортумбрии (Йорка) в (947—948) и (952—954). С ранней юности, совершал неоднократные походы на восток, через земли восточных славян. «Koгдa Эйpикy иcпoлнилocь двeнaдцaть лeт, Xapaльд кoнyнг дaл eмy пять бoeвыx кopaблeй, и oн oтпpaвилcя в пoxoд, cнaчaлa в Bocтoчныe Cтpaны, a зaтeм нa юг в Дaнию, a тaкжe в Cтpaнy Фpизoв и в Cтpaнy Caкcoв. Этoт пoxoд пpoдoлжaлcя чeтыpe гoдa. 3aтeм oн oтпpaвилcя нa зaпaд зa мope и вoeвaл в Шoтлaндии, Бpeтлaндe, Иpлaндии и Baллaндe, и этoт пoxoд тoжe пpoдoлжaлcя чeтыpe гoдa. Пocлe этoгo oн oтпpaвилcя нa ceвep в Финнмёpк и дaльшe в Cтpaнy Бьяpмoв, гдe пpoизoшлa бoльшaя битвa, в кoтopoй oн oдepжaл пoбeдy.» «Эйpик Kpoвaвaя Ceкиpa вepнyлcя из пoxoдa в Bocтoчныe Cтpaны c бoeвыми кopaблями и бoльшим вoйcкoм. … Бpaтья cильнo пocпopили, … Tyт пoгиб Бьёpн…» Эйpикy иcпoлнилocь двeнaдцaть лeт ([907]) … и oн oтпpaвилcя в пoxoд, cнaчaлa в Bocтoчныe Cтpaны, затем походы + 4 года ([911]), ещё походы + 4 года ([915]) далее — oн oтпpaвилcя нa ceвep в Финнмёpк и дaльшe в Cтpaнy Бьяpмoв, гдe пpoизoшлa бoльшaя битвa, в кoтopoй oн oдepжaл пoбeдy — ([915]). Смерть Бьёрна Морехода относят к 927 году. Значит второй поход Эйpика в Bосточные страны — [926]. В итоге мы имеем: Первый поход Эйpика в Bocтoчныe Cтpaны — [907]. «Большой» поход Эйpика в Cтpaнy Бьяpмoв — [915]. Второй поход Эйpика в Bocтoчныe Cтpaны — [926]. Саги свидетельствуют, что сыновья норвежского ярля — Рёгнвальда Эйстейнссона использовали Западно-Двинский путь для осуществления грабительских походов. Торир Молчаливый (ум. ок. 935), ярль Мёра — сын Рёгнвальда Эйстейнссона (+ ок.894), ярла Мёра и ближайшего соратника норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого. Осуществил ряд походов по Западно-Двинскому пути. Захватил власть над племенами Плоцких кривичей. Основатель Гнездова — около 895 года. Его внуки Рёнгвальд (ум.978) и Торир (ум.978) — правили в Полоцкой и Туровской земле до 978 года. Торир Молчаливый — был женат на родной сестре Хрёрека Харальдссона — Алов Красе Года. Хрольв Пешеход (Ролло) (ум. ок. 932), старший сын Рёгнвальда Эйстейнссона. Завоеватель северо-западной части Франции — Нормандии. В «Саге о Хрольве Пешеходе» содержатся сведения о походах Хрольва по Западно-Двинскому пути. По всей видимости — Около 925 года — Хрёрек Харальдссон, покинул Норвегию и перебрался в Старую Ладогу, затем около 927 года — он основал город Новгород и вскорости умер.
    2 балла
  6. Уважаемый @Rust По теме лингвистики . Вот эти здесь в открытом доступе: Johanson, Lars & Csató, Éva Á. (eds.) (2021). (Download free) https://www.academia.edu/69419334/The_Turkic_Languages_edited_by_Lars_Johanson_and_Éva_Á_Csató Robbeets, Martine & Savelyev, Alexander (eds.) (2020). Language Dispersal Beyond Farming. Amsterdam: Benjamins. https://library.oapen.org/bitstream/id/e3d61e07-01c4-46cc-988a-3c4dbfac32a7/9789027264640.pdf Journal Article Bayesian phylolinguistics infers the internal structure and the time-depth of the Turkic language family https://academic.oup.com/jole/article/5/1/39/5736268
    1 балл
  7. монголы слабо исследованы
    1 балл
  8. https://www.altargana.info/wp-content/uploads/Buriad_sudlal_5.pdf https://archive.org/stream/39020025955496-ageneralhistory/HighRes_39020025955496_djvu.txt
    1 балл
  9. Много лет назад я общался с лингвистом из Финляндии. Его сфера научного интереса - уральские и алтайские языки. Тогда на разных площадках активно обсуждались вопросы популяционной генетики и физической антропологии. Он говорил мне, что расовое смешение народов, метизация, генетические дрейфы популяций (все эти новые термины) не имеют прямого отношения к лингвистике. У языка  один корень, а у народа нет. Если нет лингвистических данных, на основании которых можно сделать обоснованное предположение, то ни один лингвист не примет подобное утверждение в качестве доказательства. Причём необходим именно научный методологический подход, а не занимательная лингвистика. И как быть со всем этим, если у народа не было письменности? В таких случаях обращаются к топонимам, гидронимам, именам правителей и даже к народным названиям звёзд и созвездий. Любые лингвистические данные допускаются. Внешний вид и генетика людей нет.
    1 балл
  10. Просто ссылки: Г. Ховорт: "... Ханом, говорит Рашид, который правил ими во время выхода из Ургене Кюн, был Буртечино, из племени Курула, расы Кайанов. Курула были хорошо известной ветвью знаменитой тюркской расы кункуратов". Ю.А. Зуев: "... Как полагают, они (катунское племя в составе династийной коалиции монголов - конгыраты) были тюркоязычны и в качестве таковых вошли в состав Орта жуза казахов".
    1 балл
  11. Ув. Shamyrat! Я мужчина. Я зарегистрирован на форуме с 2012 года и публиковал длинные тексты с цитатами и ссылками на статьи задолго до появления искусственного интеллекта в широком доступе. У вас есть что-нибудь по теме или вы хотите обсудить пол участников форума, разглядеть троллей и обвинить в не указывании фотографий и имени в профиле? Ссылку вы скопировали на выдержку из текста Шараф Марвази, который был младше Гиппократа приблизительно на 1700 лет, и допустил много неточностей ссылаясь на текст Гиппократа. Похожие случаи в исторических материалах встречаются часто. Вы действительно полагаете, что тюрки жили в Европе (тут надо уточнить что под Европой имели в виду древние греки) во времена Гиппократа, или вы просто сослались на исторический источник на всякий, не оценивая достоверность изложенных в нём исторических сведений?
    1 балл
  12. Кому интересна тема шаманства (не современного коммерческого для туристов, а настоящего). Мой друг из Якутска поделился. 26.03.2025 г. прошла презентация монографии "Тунгусский шаманизм" авторов историков-этнографов Анатолия Алексеева и его дочери Сарданы Алексеевой. На презентации был показан на английском языке фильм про известного тунгусского (эвенкийского) сильного шамана Савея. Обложка монографии. Все фото любительские на телефон приятеля, говорит что тираж всего 500 книг и он успел с большим трудом купить одну.
    1 балл
  13. И не только это.Вот эта "чрезвычайное изобилие влаги"низа живота тоже создает некую картину характерную центрально азиатской расе(взгляните на якутских и монгольских балбанов) и их метисных вариантов.В скифском мире как мы знаем встречались и чистые монголоиды и южносибирцы хоть и меньше чем варианты европеоидов.Быть может в описание попало какоето племя(или союз) где были преимущественно монголоидные скифы
    1 балл
  14. С этими данными я знаком, как раз сейчас занимаюсь статьей по источникам времен эмира Тимура. Истахри и других географов мы здесь на форуме уже обсуждали. Для этих географов был единый горный массив от Хорасана через Фергану до Алтая. Есть два факта, которые опровергают данные этих арабских географов. Первый - мускус. В их работах часто пишется о мускусе, лучшим считается тибетский, татарский, затем кыргызский. Мускус - это "струя кабарги", которая не водится на Тянь-Шане. Второе - это соболь. Географы пишут о землях кыргызов, в которых водится соболь. На Тянь-Шане его нет. В приведенном Вами тексте есть такое понятие как Восточный Тянь-Шань. Это хребты Богдо-ула и Баркёльтаг, севернее их Бешбалык и Южный Алтай. Предположу, что кыргызы в период эмира Тимура жили именно в долинах южной части Алтая. Почему именно там? Потому, что для кыргызов характерен горный или "вертикальный" способ кочевания. В степях они не жили. Тимур организовал около 11 походов в Моголистан, но кыргызов не упоминает. Кыргызские и бешбалыкские пленницы были захвачены чагатаями царевича Искандера сына Омар-Шейха. Это по сути единственное упоминание.
    1 балл
  15. по ходу, он думает, что тама - это туматы )
    1 балл
  16. 1 балл
  17. обещали на двух-трех
    1 балл
  18. Скифы были разной расы(включая даже северных протоевропеоидов) и разных языков.Общее между ними только материальная культура
    1 балл
  19. По казахски говорили те кто жил и контактировал с казахами. Валиханов писал, что сибо в Синьцзяне говорят по казахски и даже складывают стихи в казахском стиле.
    1 балл
  20. Надо анкеты смотреть и подробно на биг у700 людей брать
    1 балл
  21. Надо биг У700 им делать
    1 балл
  22. Это по данным анализа биоматериала, который мы отбирали и сдавали в апреле 2021 года. Раннюю выборку около 15-20 человек не учитывали здесь [asan kaygy]
    1 балл
  23. а может наоборот, башкиры ведь бежали к казахам в степи, прячась от царских войск
    1 балл
  24. Ухэр - КРС. И вол (кастрат). эм үхрийг үнээ --- самка КРС - корова.
    1 балл
  25. В общем, я практически убежден, что ни легендарный первый тюрк Ай Атам, ни загадочное послание чуйских племен "Луна ярко [светит над] Мукунь [в] полночь" (или "Луна священная (скрытая?) племени Мукунь [в] полуфазе") не имеет отношения к манихейству. У меня есть куда более интересная версия: чуйское племя Чу (в составе Чумугунь, Юэбань) на самом деле являлось потомками ираноязычных Юэчжи. А Юэчжи (月氏) это буквально "клан Луны" ! На монетах Сападбиза (правитель западной Бактрии) изображена Луна (богиня NANAIA) и лев. Центром культа Нанайи считается Пенджикент. Вспомните, что по некоторым данным лев (Арслан) был тотемом Чигилей. И в конце концов "чи гиль" это иранское словосочетание.
    1 балл
  26. Ув. Эсен, даже в случае смены обряда с трупосожжения на трупоположение, должны были сохраниться артефакты, которые относились бы к культурам енисейских кыргызов - керамика, оружие, конское снаряжение и т.д. Этого нет. Движение действительно шло через Алтай, на 11 век самый южный вариант - Текели. Кыргызы настолько беспокойный и воинственный народ, что они постоянно попадают в поле зрения источников. До монгольского времени и немногим позднее кыргызы на Тянь-Шане не фиксируются. Далее - язык. Смена языка на кыпчакский "й" язык (айак, кой) с ен. кыргыз. "з" языка (азак, коз). Когда она произошла? Худяков писал что от соседей. Один из кыргыз. журналистов на Фейсбуке писал мне что язык можно поменять на базаре (!) и т.д. Я веду к тому, что на Тянь-Шане кыпчаков не было, чтобы смешаться и поменять язык. Самое первое упоминание кыргызов, насколько я помню это Самарканди под 1399 годом упоминает кыргызских плениц, которых вместе с кашгарками, яркендками отправил своему деду эмира Темиру его внук Искандер.
    1 балл
  27. У монголов это было всегда, те же 9 белых юрт и т.д.
    1 балл
  28. 😁 Чи гелек - это уже клубника )) Вспомнил и кущелек - щенок на акногайском диалекте ))
    1 балл
  29. Буряты (костяк) тоже выходцы из калмаков/ойратов, тоже когда-то жили в Иртыш-Алтайском регионе, а позже в 16- 17 веках переселились в байкальский регион. Это все есть и в источниках и в фольклоре, но это уже проблема бурятов как с этим всем быть. https://eurasica.ru/forums/topic/4339-вопросы-монголам/?do=findComment&comment=472424
    1 балл
  30. Удивительно, но толькое сейчас я кажется нашёл чрезвычайно важную статью, которая приближает нас к разгадке тайны Чигилей. Статья эта "Зөв зус, или “правильная” масть лошади в коневодческой культуре монгольских народов: символика масти // Вестник БНЦ СО РАН 2014 №3 (15) - c.100-116 " Ключевые отрывки из неё: "...Полагали, что под лопатками у крылатой лошади есть небольшие отверстия в коже и там, под кожей, лошадь прячет свои крылья. По словам унгинских бурят, крылья коня могли быть видны человеку только в то время, когда конь спал: "...тогда эти крылья растопыривались, как будто конь хотел лететь". Буряты говорят, что человеку не дано увидеть крылья лошади - конь может погибнуть... ... Д.С. Дугаров, который пришел к к выводу, что слово загалмай не является именем коня, а отражает его особые качества. Какими же были эти качества? Он пишет, что все рассмотренное им многообразие термина загалмай сводится к одному знаменателю - птице и ее символу - кресту. Хотелось бы подчеркнуть, что в наибольшей степени форме креста отвечает тень летящей хищной птицы - кобчика, беркута и т.д. Д.С. Дугаров приходит к выводу, что слово джагал (загал) - это не масть лошади, а особые отметины на теле животного - темновато-коричневые пятна и полосы на плечах лошади, в которых скрывается намек на крылья, якобы уже убранные, скрытые от людских глаз. Эту мысль в свое время выразил Г.В. Ксенофонтов и отметил, что лошади такой масти являются наиболее излюбленными для посвящения верхнему духу. У якутов божество, покровительствующее материнству и плодородию, Айыысыт представлялось в облике белой кобылицы, но с темными отметинами, являя собой яркий пример крылатой небесной лошади..." Еще много интересного о СИНКРЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ОЛЕНЯ-КОНЯ-ПТИЦЫ ЗАГАЛМАЙ можно почерпнуть в книге: Д.С. Дугаров "Исторические корни белого шаманства" На материале обрядового фольклора бурят. Иранское божество Симург в петроглифах Жалтырак-Таша, часто ассоциируется с мифической птицей Хумай (прообраз Умай):
    1 балл
  31. Мда, ну это уже совсем откровенный фольк и татаро-монгольский глобус 😞
    1 балл
  32. Относительно указанных Вами историков. 1. Боровкова локализовала кыргызов - цзянькунь в землях севернее хребта Боро-Хоро и западнее пустыни Цзоосотын-Элисун. Т.е. это Восточный Тянь-Шань, почти Алтай. Речь идет о временах до переселения кыргызов в Минусинскую котловину. Бартольд предполагал, что в это время кыргызы жили в районе озера Кыргыз-Нор. 2. К Бернштаму тоже много вопросов. На Тянь-Шане нет захоронений, которые бы атрибутировались как древнекыргызские, т.е. по обряду кремации. Выше вы приводите данные О.Караева об обнаружении таких в Текели. Почти по всем сведениям, которые приводятся все не так очевидно. Куча и Бешбалык были завоеваны после 840 года ен. кыргызами при преследовании уйгуров. Эту информацию опровергает М. Дромпп. И т.д.
    1 балл
  33. Лингвисты склоняются к тюркской (протоалтайской) этимологии этого слова Proto-Altaic: *ā̀mV Nostratic: Nostratic Meaning: to be quiet; sleep Russian meaning: быть спокойным; спать Turkic: *ăm- Mongolian: *amu-, *ami- Tungus-Manchu: *ām- Comments: KW 9, VEWT 19, ТМС 1,2-3, АПиПЯЯ 292, Дыбо 13, Rozycki 17. A Western isogloss. The root presents considerable difficulties because of widespread later interlingual borrowings (see TMN 2, 125, Щербак 1997, 97-98). A specific problem is raised by initial h- in some Southern Mongolian forms (Dong. hamura-, Bao. hamera-, Mongor xamurā- 'to rest'). The aspiration here is evidently secondary, because it is absent both in Dagur and in most attested Middle Mongolian sources (but cf. MA hamisqu). It is, therefore, probable that these forms are in fact borrowed from modern Turkic dialects with secondary aspiration (cf. h- in Khalaj). This would be indeed an argument in favour of the whole *amura- group of words in Mong. to be regarded as borrowed from Turkic (although later reborrowings into modern Turkic languages were, of course, also possible). However, significant semantic and formal differences do not allow us to regard as borrowed, on the one hand, the Turkic forms going back to attested Old Uyghur (e.g. amɨr- 'to love), on the other hand, Mong. ami-n 'life, soul' and amu- 'to rest'. altet-prnum,altet-meaning,altet-rusmean,altet-turc,altet-mong,altet-tung,altet-reference,
    1 балл
  34. Нашел в ДТС: "amraq" - любимый "amrїl", "amrїq" - спокойный Вроде как у тюрков Алтая и Саян (алтайцы, шорцы, тыва) есть, например, река Амырсу - тихая и личное имя Амыр - спокойный (в прошлые годы был на форуме юзер из Горно-Алтайска с таким именем). Про другие языки трудно сказать.
    1 балл
  35. монголы глубоко не исследовались. У казахов у уйсунов (дулат, албан, суан и т.д.), шанышкылы, кереев и еще других племен
    1 балл
  36. Jagalbay, отвлекитесь хоть немного от своих сибирских татар. )) Давайте все таки вместе разберем по деталям иллюстрацию в словаре Скалоне (в процессе разбора можете шепотом нацокивать чтоб не разучиться)). Здесь автор или привлеченный им художник явно хотел показать нам, что в той местности, где они собирали лексический материал для словаря, присутствуют: высокие горы; местные ездят верхом на верблюдах; местные носят высокие остроконечные головные уборы. Горы. По Иртышу (белому) есть только одни высокие горы и это Алтай, Рудный Алтай в ВКО РК. В Юго-Западной Сибири гор нет. А заявленный вами Баянаул совершенно в другой стороне. Верблюды и головной убор. На этом фото нач. 20 в. Горный Алтай, казах верхом на верблюде в остроконечном головном уборе. Здесь художник показал процесс изготовления молочной водки в той же местности. Для сравнения: МАЭ. Г.И. Чорос-Гуркин. 1930 г. Алтайцы. Прибор для перегонки арака (буквально один в один). Здесь характерные головные уборы и навряд ли казахские и сибирских татаров. Может быть художник хотел показать головные уборы алтайцев (бөрүк)? У сидящих с двух сторон этот. У сидящего по центру этот.
    1 балл
  37. https://www.frontiersin.org/journals/genetics/articles/10.3389/fgene.2025.1516130/abstract Genetic Genealogy of Y-chromosome in the Zhetiru Tribe of the Kazakh Population from Kazakhstan Zhunussova, Tayshanova, Bukayev, Bukayeva, Aidarov, Temirgaliev, Sabitov and Zhabagin.
    1 балл
  38. Да, мы можем относительно уверенно вычеркнуть тотемного предка Огуза из КРС. Но прикол в том, что тотем у него всё-таки был! И насколько я могу судить, есть лишь один источник с его прямым указанием. Действительно, взгляните еще раз на список токуз-огузов и в частности на название племени Огуз (Киби, Кибир) из одного "хотаносакского" источника: https://eurasica.ru/forums/topic/5400-древние-уйгуры/?do=findComment&comment=478469 Название это - Карибари. Скорее всего его можно реконструировать как тюркское Кара бөри, то есть "черный волк". Сравните это название с именем отца Огуза - Кара-хан (исламизированная легенда выкидывает тотем, оставляя лишь "кара"). Попробуем теперь рационализировать этот тотем телесского племени Киби/Огуз, поместив его в соотв. контекст: 1) Көк бөри (синий, сивый волк) - тотем клана тюркютов Ашина 2) Ак бөри (белый волк) - тотем Кыпчаков (до разгрома уйгурами и китайцами - телесское племя Сеяньто) Цитата из "НАЦИОНАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗООМОРФНОГО ОБРАЗА ВОЛКА В АЛТАЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ" Л. Тыбыкова 3) Можно вспомнить легенду о происхождении Гаоче от волка и дочери царя Хунну. 4) В начале IX века в Центральной Азии усилилось государство енисейских кыргызов Хагас , правитель которого носил титул ажо и происходил из аристократического рода Кыргыз. Он воспользовался поражением уйгур в войне с тибетцами и в 820 году отложился и 'объявил себя ханом, свою жену - ханшою, а мать - вдовствующей ханшою' . По представлениям кочевников в степи мог быть только один каган, который должен был править народами, 'живущими за войлочными стенами'. Уйгурский каган послал против него 'министра с войском', но тот не смог добиться успеха. Противостояние енисейских кыргызов с тюрками и уйгурами сохранилось в записях, как война с синим и черным волками из племени 'семи волков'. Источник:https://samlib.ru/o/oleg_pauller/ewristicheskajaistorija-1.shtml 5) Упоминание "семи волков" на тувинских стеллах как врагов енисейских кыргызов: "О ТИТУЛАХ В ГОСУДАРСТВЕ EНИСЕЙСКИХ КЫРГЫЗОВ ИЧРЕКИ (İçreki) И ӨГЕ (Öge). VII-XI ВВ." О.К. Каратаев https://kghistory.akipress.org/unews/un_post:2372 6) Род "семи волков" сохранился у хакасских сагайцев: Чит пуур а) Ах пуур — Белый волк б) КОк пуур — Серый волк в) Хара пуур — Черный волк г) Хуу пуур — Белый волк д) Хасха пуур — Белолобый волк е) Таг пуур — Горный волк ж) Суг пуур — Речной волк Источник: "ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДОВ Южной Сибири и Центральной Азии" Зориктуев Продолжение следует...
    1 балл
  39. Наверно. Я бы в такую древность без учета палеогенетики даже не совался.
    1 балл
  40. Ув. Zake, комментарий в тексте Сейфи Челеби (про ту же область ориентировочно вокруг Большого Алтая, Горный Алтай РФ, ИКАО СУАР Китая и БУ аймаг Монголии, где исконно обитали кыргызы, калмаки и по моей версии находился исторический Кара-Корум (не нынешний Хархорин и не Хангай): "... Основываясь на данных этого "Предисловия" к "Зафар-наме", академик В. В. Бартольд писал: "Известно, что после изгнания монгольской династии из Китая в ее владении остались только ее "коренные области" (юрт-и асли), т.е. Каракорум и Калмак, позднее "эмиры ойратов" отняли у них и это". Периферией эта область наверно стала позже, при Юань, а по статусу и в прошлом это наверно был коренной юрт Чингизхана.
    1 балл
  41. А у вас есть ученая степень? Чтобы что-то обосновывать на научной основе надо иметь учёную степень, т.е. быть учёным. Вы же обычный диванный "эксперт", который "прочитал много книжек" и "знает лучше других".
    1 балл
  42. Какие казахские рода еще на генетику нужно разобрать?
    1 балл
  43. Арабизмы и персизмы есть и у "дальних" хакасов.
    1 балл
  44. Как этот ролик отменяет гипотезу о базовой билингвальности монголо-татар Чх? Билингвальность - это когда два (!) языка, если что.
    1 балл
  45. @АксКерБорж Лично я не фантазирую, а обосновываю все на научной основе и даже привожу ссылки в отличии от вас, человека который не приводит ссылки и обзывает своих оппонентов в дискуссии. То, что северные казахи говори через "ЛЫК" вместо литературного "ЙЫК" исторический факт, и то что казахи раньше говорили "Жиырманшы" вместо позднего "Жиырмасыншы" тоже исторический факт.
    1 балл
  46. Некомпетентен в целом в генетике, но стараюсь обращать внимание на новости по палеоднк. Если исходить из того, что предки тюрков - это хунну, то в палеоднк хунну был "компот" гаплогрупп, в том числе и r1a. Такое же многообразие гг напр. в палеоднк киданей. (Если я правильно интерпретирую данные) Охотники-собиратели бродили по всему континенту. Гаплогруппы ведь появились до перехода охотников-собирателей на кочевое скотоводства? . Если не ошибаюсь этим мутациям десяток или пару десятка тысяч лет? Т.е. обладатели предполагаемых условно "индоевропейских" гг были же в номадической восточной Евразии и там переходили к кочевничеству (по андроновской культуре вопросов нет, а вот карасукская, тагарская были мультиэтничными культурами, а скифов пазырыкцев относят к "европеоидному" варианту южно-сибирской расы). Получается, что уже в предхуннское время шло постоянное смешение и контакты индоевропейцев и восточных евразийцев. Делать исконно "тюркской" только одну гг и отсекать другие, мне кажется, не совсем правильным, тем более мы имеем палеоднк хунну с "пестрым" составом гг. Короче исконно тюркскими могут разные гг, в том числе и r1a.
    1 балл
  47. Обратили внимание, что там даже сроки указали? 3 дня не употреблял молозиво, а потом после заключения сделки с матерью начал употреблять. Сюжет крутиться именно вокруг молозива, т.е. Уыз. ..Женское молозиво — секрет молочных желёз, образующийся в последние дни беременности и в первые 3-5 дней после родов, после чего сменяется переходным молоком, а затем и зрелым. .."
    1 балл
  48. Даже приведенный самый поверхностный анализ однокорневых семантически близких древнетюркских лексем очевидно показывает, что термин QATUN ~ QATYN это никакой не иранизм, а исконно тюркское понятие, крепко связанное с понятиями РОДСТВЕННИКИ ЖЕНЫ (qadyn ~ qaiyn). Предполагаю, что в основе их древнетюркский корень QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться". Образно выражаясь, QATUN ~ QATYN (замужняя женщина, жена, госпожа), как и QADYN ~ QAIYN (ее отец и родственники) присоединяются к роду мужчины и его потомков. Косвенно об этом действии свидетельствует и предшествующий ему по традиции и времени термин "KELIN" (невестка), этимология которого "прибыть", "прийти", "приехать" (в род жениха). Образно говоря, в род мужа невестка сперва приходит, которая после торжества бракосочетания полноправно присоединяется (смешивается, соединяется) к роду мужа. В тюркских языках много лексем, происходящих из корня QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться". Примеры из казахского языка: қат - каждый слой, пласт, ряд қат - ягоды в виде соединенных между собой шариков (малина, ежевика и пр.) қатар - ряд, двойной қатылу - приправлять, приправа қатыс ~ қатынас - принимать участие с другими қатыр ~ қашыр - мул как результат помеси осла с кобылой и т.д. и т.п.
    1 балл
  49. Не было никаких Иринчи-доржиев в Иране, это все результат "целенаправленной" транскрипции и чтения с позиции современных монгольских языков и даже их религий. Здесь может быть что угодно вместо Иринчин-доржи, например, при ином раскладе "ere beririnči" или по другому. Да, вот так и рождаются на свет неведомые миру фантомы, вот в 13 веке в Иране оказывается служил скромным чеканщиком ханских монет некто тибетец Ринчин-Доржи.
    1 балл
  50. хе, хе... Дорогой, в казахском языке (совр. кипчакско-хасагском) наверное слово "бас" означает и давить и голово. На самом деле в тюркском языке эти слова разные: бас - давить баш - голово и эти две слова совсем разные по корню. и также, үй - это не связано с казахским "үй-" - свали,навали. Кстати это может быть монголизмом в казахском языке монгольского слова "үй-, үйх" такого же значения. Тюркское слово "эб, өб, өг, өй, үй" - это все связаны с понятием "гнездо".
    1 балл
×
×
  • Создать...