Меня тоже заинтересовал этот момент. Я сделал быстрый поиск, и вот что нашёл.
Источник арабского текста
Единственный полный текст путешествий Абу-Дулафа (ar-Risāla al-ṯāniyya) сохранился лишь во вставках у Якута 1229) и ал-Казвини (1283). Издание, подготовленное де Гойе (Лейден, 1866), лежало на столе у Бартольда.
Перевод Бартольда (рус., 1927/1963)
«…Есть мускус. Есть три годовых праздника. Знамёна их зелёные. Во время молитвы они обращаются к югу…».
Независимый английский перевод V. Minorsky (1955)
“They possess musk; they keep three annual festivals; their banners are green; during prayer they face south …” (Abū Dulaf Misʿar’s Travels, § 66).
Сопоставление с арабским оригиналом:
wa-ʿindahum misk — «у них есть мускус»;
wa-lahum ṯalāṯatu aʿyād — «у них три праздника»;
wa-alwiyatuhum ḫuḍr — «их стяги — зелёные».
Перевод Бартольда тсоответствует арабскому тексту.
Насколько достоверен рассказ Абу-Дулафа?
Абу-Дулаф не посещал кыргызов лично. Во время саманидского посольства (около 942 г.) он записал сведения со слов проводников и купцов — то есть из вторых рук.
Рукопись утрачена. До нас дошли лишь цитаты у Якута (1129) и ал-Казвини (1283), то есть минимум два звена переписывания.
Ф. Маркуарт (1903) считал первую Risāla псевдоэпиграфом, а вторую — «смесью правды и курьёзов». В. Минорский, проанализировав текст, признал сведения о кыргызах «в целом реалистичными, хоть и причудливо сгруппированными».
Параллели. Торговля енисейским мускусом фиксируется в китайских источниках 9–10 вв.
Абу-Дулаф опирался на чужие рассказы, а текст дошёл до нас через посредников. Можно ли доверять этим сведениям? Вероятно, да, если сопоставлять их с независимыми источниками, подтверждающими наличие зелёных знамён и ориентацию на юг во время молитвы. Также нельзя исключить 'эффект испорченного телефона;, когда информация передаваемая из рук в руки, искажена. Купцы могли приукрашивать факты, и часто это делали ради личной выгоды, рассказывая мусульманам то, что тем бы хотелось услышать. Лишь бы мусульмане имели дело с ними, а не с другими купцами. Подобных исторических примеров немало среди торговцев, правителей и дипломатов, делавших заявления из прагматичных соображений, не соответствующие действительности.
Я торговлей мускусом верю, это подтверждено в параллельных источниках, а в зеленые знамена и молитвы обращением на юг нет. Неправдоподобно для кыргызов того времени за исключением отдельных случаев.