Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/30/21 во всех областях
-
У потомков Абылая доминируящая гаплогруппа R2a, его называли сартом, в расчудесную историю о выжевшем сыне султана, что был батраком, аталыка, которого убили враги, внука правителя Ташкента Абылая Каншера, очень слабо верится. Честно еще до начала выхода этих серий уже были споры, в которых в том числе и другие пользователи высказали сомнение, и предположили его возможное происхождение из рода Кожа. В карасуйекство Абылая, как полагает лектор, тоже не верится.1 балл
-
Может быть она увидела что в биографий Абылай хана много белых пятен и выдвинула возможную версию о том что он не чингизид.1 балл
-
@boranbai_bi На самом деле я немного озадачился от ее выступления, где она на первом видео про Аблая говорила, что она действительное считает, что Аблай не был чингизидом. Вроде бы уважаемый специалист, а говорит такое.1 балл
-
1 балл
-
Случайно наткнулся на этот Древнекипчакский гимн из Кодекса. Я думаю просто замечательно. А вам как эта музыка? Но сразу заметно что это европейская церковная музыка, не так ли?1 балл
-
1 балл
-
Сталинские времена это разве не часть истории? Или они до сих пор неразрывно связаны с современной политикой в России, что это до сих пор относится к политике, а не истории? Или все иностранные источники должны быть под запретом - как в советские времена?1 балл
-
Согласно ‘Āлам-āрā-йи Шāх Исмā‘ūл, Абу-л-Хайр-хан в сопровождении Шибанида Джāнūбек-султана, приезжавшего в ставку Кāсим-хана с просьбой о помощи Шибанидам, против которых выступила в то время со стороны Хорасана-иранская (сефевидская, она же кызылбашская) армия во главе с правителем Ирана шахом Исмā‘ūлом, по приказу своего отца Кāсимхана направился из Казахской степи (Дашт-и Кипчāк) на юг, в сторону Мāварā’-н-нахра. Миниатюра из рукописи Та’рūх-и ‘алам-āрā-йи шāх Исмā‘ūл (ИРИ, Исфахан). Художник – Му’ūн Мусавūр (XVII век). Сражение между Абу-л-Хайр-ханом и шахом Исмā‘ūлом, момент отступления казахов под ударами кызылбашей (они на рисунке в красных шапках) и гибели Абу-л-Хайр-хана. В центре композиции – Абу-л-Хайр-хан и шах Исмā‘ūл. Атрибуция в сноске неверная, так как имя Абу-л-Хайр-хана написано на полах его одежды: (но я бы на месте казахских авторов написал все таки не отступления казахов а отступление казахов и узбеков) Следует сказать, что в тексте казахское войско не называется казахским. Оно называется «узбекским» (uzbakī), «степным» (dashtī) или «войском степных узбеков» (sipāh-i uzbakān-i dasht). Поскольку речь идет о войске, собранном в Степи, во владениях Кāсим-хана (т.е. в Казахском ханстве) и возглавлявшемся сыном казахского хана, то мы считаем себя вправе говорить о нем, как о казахском, а в тех случаях, когда оно выступало в коалиции с войском Шибанидов, – казахско-узбекским. Данный форум один из немногих ресурсов в сети где не нужно объяснять в очередной сотый раз историю этнонима казахи . В том числе его связь с распространённым средневековым этнонимом узбеки. Подробнее читайте в переводе Джандосовой и Атыгаева отрывка из Āлам-āрā-йи Шāх Исмā‘ūл про поход казахско-узбекского войска, отправленного Касым-ханом на Иран.1 балл
-
1. Староказахский это специальный термин который используют узкие специалисты еще с советских времен если в языке рукописи нормы далеки от чагатайского и близки степным кипчакским языкам. ЕМНИП Юдин этот термин ввел. Таков язык Таварихи Гузидайи Нусрат наме и видимо язык данного сочинения 2. Он иранист-востоковед. Насчет фольк-хистори здесь я не читал его посты так как вы. Надо напрямую у него спросить на каком языке говорил Чингиз-хан после чего будет все ясно. 3. Я с ним по многим пунктам не согласен. Я критикую его позицию по Мунтахаб ат-Таварих и т.д., но то что он нашел эту важную рукопись для истории Казахстана это очень круто. Такие находки новых источников по истории Казахстана очень большая редкость.1 балл
-
РУКОПИСЬ ЖЕНЫ КАСЫМ ХАНА (начало XVI в) Трактат по мусульманскому богословию на тюркском языке (кыпчакском диалекте), без начала и конца; этот трактат разделен на семьдесят одну главу, и заключение; каждый из них посвящен объяснению отрывков из священного Корана и иллюстрирован одним или несколькими рассказами, относящимися к священным персонажам Ислама. Дата написания: 1501-1515 годы Язык написания: тюркский (староказахский) Формат: Насталик, начало XVI в. 193 листа. 21 × 14 сантиметров. – «Бухарский переплет». Описание: Это произведение посвящено (лицевая сторона 2-го листа) Айше Султан Ханым (Бегим), дочери султана Хусейна Мирзы, (Хусейна Байкары) тимуридского правителя, которая вышла замуж за узбек-казахского султана Касыма Джахангира (Касым хана) в конце XV века, последние дни ее прошли в Индии, в империи Великих Моголов; эта рукопись, по всей видимости из частной личной ее библиотеки. Книга вероятно после прихода шибанидов в Мавераннахре, через бежавших из Средней Азии тимуридов попала в Индию, затем в XIX веке книга была приобретена национальной библиотекой Франции. Источник: Национальная библиотека Франции. Отдел рукописей. https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1008812286341343&id=1000163774333521 балл
-
Здесь я хотел сделать замечание не на весь текст ув. Бахтияра (впрочем с многими из контента я согласен), только отдельно выделенный момент. Здесь он примеру дает как монгольские племена "булгачи" .... Это очень грубое мнение! В смысле название племени чисто монгольское. Племена: булгачи, керемучи, калучи, ахтачи, кушчи и т.п. были созданы после гособразования Монголов по разделению основного вида деятельности или кто дал дань/налог предметом. булгачи - собольщик - это мог бы быть люди тюркского, тунгусского и монгольского по происхождению ... а только название монгольское. Были люди выделенные по обязанности "шибагучин - птицеловы или птицедержатели" и они в тюркской среди стали называться "кушчи". Но шибагучинами или кушчи-ами могли и быть кто угодно. Самой большая племя или род у могулов (могулистанцев) был "калучи" - халиучин по монгольски. халиу - выдра следовательно "калучи - халиучин" охотники на выдров или народ плативший налог шерстью выдров. И вот такие имена племен в Могулистане подтверждает что население или просто народ приходившие из Монголии состояли из ойротов при Хубсугулья и/или ещё севернее.1 балл
-
Всем салам аллейкум! Я полагал уже давно разобрались, что казахи не имеют отношения к Могулистану. По факту, на этом форуме это давно с аргументами было разобрано. По кыргызам, если откинуть шаблоны, и разбираться по источникам, то выводы можно сделать такие: 1. Ещё со времён Чингисхана кыргызы были покорены монголами, в источниках, это указано. У Абулгази (который опирался на более старые источники, и на котором делает акцент историк Султанов) описаны этнические процессы у кыргызов которые смешались с монголами (монгольская генетика, монголизмы в языке), и вобрали некоторые монгольские племена (булгачи и вероятно другие). 2. Параллельно в этот же период в Средней Азии и в Восточном Туркестане происходят аналогичные процессы. Образуются две новые этнические группы: чагатайцы в Мавераннахре и могулы ВТ и юго-восток Средней Азии. Обе этнические группы родственные, ключевые маркеры их этничности: Ислам, карлукоязычие, чингизизм. При этом в Мавераннахре были таджики, которые также участвовали в этих этнических процессах. А в ВТ средневековые уйгуры. И эти группы наложили свои существенные дополнения в формирование тюрков чагатаев и могулов. 3. Появление кыргызов. В значительной степени монголизированные кыргызы (с уже монгольской генетикой, вероятно с какими то культурологическими монгольскими заимствованими и монголизмами в языке) появляются на окраине Могулистана. Как они появились, это сейчас не важно. Важно то, что они избежали исламизации во времена сильных ханов тоглук-тимуридов (которые подковные гвозди забивали в головы тем кто не принимал Ислам) находясь вне достижения этих ханов, будучи небольшой и изолированной группой. 4. Могулы в это время представляют из себя этническую группу из нескольких субъэтносов: 1. небольшую группу потомков монголов пришедших в 13 в. Ставших уже мусульманами и в значительной степени утративших средневековый монгольский. 2. Основная группа потомков карлукоязычного мусульманского населения бывших как оседлыми так и кочевниками и ведших смешанный тип хозяйствования. 3. Малочисленная группа потомков средневековых уйгуров, которые относительнонедавно стали мусульманами. Которые жили на востоке ВТ, и вели смешанный тип хозяйствования. 5. Во многом аргументы как обывателей так и историков о близости могулов и кыргызов или даже тождестве их опираются на сведения МХД и ряда других источников. МХД знавший историю своих предков, о родстве с монголоязычными этносами, в т.ч. с ойратами. Описывал кыргызов как родственный этнос, которые уже пришли в ВТ в значительной степени монголизированными, в монгольскости кыргызов МХД видел родство. Но почему то упорно никто не желает видеть другую часть описания кыргызов МХД, он четко разделяет их как от карлукоязычных могулов, так и от потомков монголов (к коим он себя относил). Он пишет, что они разошлись, потомки монголов стали мусульманами (14 век), а кыргызы остались в неверии. И далее он везде описывает кыргызов как инородную этническую группу более того враждебную по отношению к могулам. 6. Как генетики собираются выделять монгольскую генетику от могульской? Если учесть, что потомки монголов в составе могулов были малочисленной группой и в значительной степени смешанной с местными тюрками. 7. Как историки на основе слов, что монолдор закваска кыргызского народа сконструировали их преемственность от могулов, при этом есть санжыра, где монолдор происходят от женщина Наалы и кыпчакского мужчины, а также факта наличия имени часто встречающегося имени Монол у кыргызов. Вообще не понятно. Кто объяснит?1 балл
-
Ув. Rust, можно ли назвать кыргызов 15 века идентичным современным кыргызам? Казаков 15-16 вв идентичным современным казахам? Я думаю да, потому что особых вливаний или инородных пластов уже зафиксировано не было. Вот и вы примите за факт - могулистанцы/могулы 15-16 вв- это и есть современные уйгуры. Вам уже не раз описывали этнический, языковой, религиозный состав Могулистана, что этому способствовало итд. Но могу процитировать:1 балл
-
Наверно правильно называть их калмакским наследием. Потому что речь идет о топонимике Казахстана, а казахи, как известно, никогда не использовали термины "ойрат", "джунгар". Все население Джунгарского ханства казахи именовали калмаками, монголоязычных - кара калмаками (черными калмыками), тюркоязычных телеутов - куба калмаками (светлыми калмыками). Только в конце 20 века в фильмах на казахском языке казахские актеры стали говорить "жоңғар", "жоңғарлар".1 балл
-
С.Губаева в своей работе «Ферганская долина. Этнические процессы на рубеже XIX-XX вв». пишет: "В 1897 году в Ферганской области Русского Туркестана этнический состав населения был следующим: сартов было 828 080 человек, что составляло 52,69% всех жителей края, кыргызов 423 639 человек, или 26,3%; полукочевых узбеков – 153 780, или 9,78%; таджиков – 114 081, или 6,62%; каракалпаков – 25 971, или 1,65%; русских – 9848, или 0,63%; прочих – 16 821, или 1,72%». Итак, сартов в Ферганской долине было 828 тыс., а узбеков всего лишь 153 тыс. чел. При этом она отмечает, что узбеки с численностью 153 тыс. чел. – это лишь те узбеки, которые пришли в Фергану в XVIII-XIX вв. А тех узбеков, которые пришли в XVI веке вместе с Шейбани-ханом, она включает в категорию сартов: «К концу XV – началу XVI в., к периоду появления в Фергане даштикипчакских узбеков, здесь уже было густое тюркоязычное население, хотя и не утратившее еще родоплеменного деления. Анализ «Бабурнаме» и других письменных источников, а также топонимии Ферганской долины привел меня в свое время к выводу о том, что до появления даштикипчакских узбеков здесь жили следующие тюркские и монгольские племена: ягма, карлук, чигиль, ашпар, турукшар, чограк, каучин, джалаир, барлас, найман, ктай, минг, кырк, чурас, канглы, бахрин, нарын, тагай, дуглат, утарчи, аргын, балыкчи и, по-видимому, другие. Большинство этих племен, судя по «Запискам» Захириддина Мухаммада Бабура», были у же в это время оседлыми. Кочевых же племен Ферганы Бабур приводит не так уж много. В частности, он упоминает несколько раз тюркские племена ашпар, турукшар, чограк, кочевавшие в горных районах к югу и востоку от Андижана. Большинство тюркских племен, живших в Фергане в период появления здесь узбеков из даштикипчакских степей, было уже оседлым. У з б е к и. Среди прибывших в начале XVI в. узбеков могли быть следующие племена, помимо целого ряда указанных выше: кунграт, кыят, катаган, кенегес, мангыт, сарай, юз, кипчак, уч уру и др. Они тоже довольно быстро осели. Как писал автор XVII в. Махмуд ибн Вали, в большей части деревень близ Андижана обосновались даштикипчакские узбеки, что является свидетельством оседлого их состояния в этот период. В.С.Батраков и вовсе считает, что оседание даштикипчакских узбеков в Фергане завершилось не только в XVII, но даже XVI в. Замкнутость и небольшие размеры Ферганы, а также относительно высокая для того времени плотность населения обусловливали и близкое соседство вновь прибывших скотоводов в земледельцами долины, что тоже содействовало более быстрому оседанию даштикипчакских узбеков именно в этом районе Мавереннахра. И, наконец, близкие говоры отдельных групп тюрков Мавераннахра и узбеков из даштикипчакских степей, одинаковые родоплеменные названия некоторых групп тех и других облегчали процесс оседания узбеков и слияния их с оседлым тюркским населением Ферганы, пополняя тем самым пласт тюркоязычных сартов края. О густом узбекском (даштикипчакском) населения в этом районе говорят данные топонимии. Карта Кокандского оазиса буквально пестрит названиями кишлаков, в которых отразились родоплеменные названия узбеков: Кырк, Минг, Кунград, Кенегес, Катаган, Мангыт и др. об этом же свидетельствуют и материалы ревизии, проведенной в Туркестане в 1907 году. Наличие же в начале ХХ в. в этих районах узбеков в очень небольшом числе свидетельствует о почти полном слиянии их с сартами. Более того, и это небольшое число было, скорее всего, не остатками старых поселенцев, а позднейшими мигрантами: юзами и кипчаками и др. Ю з ы – одно из крупных узбекских племен – представляли в дореволюционной Фергане довольно значительную группу, но точных сведений пока об их числе нет. Первые юзы прибыли в Фергану, вероятно, с войсками Шейбани-хана, но, думается, что эта группа давно осела, как и многие другие племена даштикипчакских узбеков, и слилась с оседлым тюркоязычным населением Ферганы. В данном разделе рассматриваются юзы, пришедшие в Фергану в более обозримое время, в конце XVIII-XIX вв. Родиной предков большинства ферганских юзов были сопредельные с Ферганой территории Заамина и Ура-Тюбе, меньшая часть прибыли из Гиссара. Заамин, Ура-Тюбе и Гиссар были основными местами расселения юзов в рассматриваемый период. Т ю р к и. Тюрки в широком смысле этого слово, как уже говорилось, жили в Ферганской долине задолго до появления здесь узбеков Шейбани-хана. Все они давно слились с древним ираноязычным населением Ферганы, приняв участие в формировании тюркоязычных сартов долины. В данном разделе пойдет о той части тюрков, которая известна в литературе под названием «этнографическая группа “тюрк”» в составе узбеков и появилась в Фергане относительно недавно, в XVIII-XIX вв. По записанным мною преданиям, тюрки переселились в Фергану из районов Ура-Тюбе и Заамина, а также некоторых районов Сурхандарьинской области в основном в XVIII – начале XIX вв. Многие их них до сих пор поддерживают родственные связи с уратюбинскими и зааминскими тюрками. Пополнение ферганских сартов за счет новых пришлых элементов не закончилось с приходом сюда даштикипчакских элементов. В течение всех остальных веков вплоть до начала ХХ в. в Фергану продолжают прибывать мигранты не только из сопредельных территорий, но и довольно отдаленных. Так, постоянная междоусобная борьба ханов, не прекращавшаяся в соседнем Бухарском ханстве в течение XVIII-XIX вв., вызывала массовые переселения в Фергану жителей Бухары, Самарканда и других городов и окрестных селений. Среди беженцев были не только узбеки, но и таджики и другие народы. Не мало мигрантов было и из Хивинского ханства, из районов Казахстана, Кыргызстана и других мест. Так, около 250 лет назад прибыли в Фергану со стороны Хорезма узбеки-кунграты (хотя, как уже говорилось, они были в Фергане и раньше). В частности, некие Кунграт-бува и Куват-бува основали, по преданию, селение Кунграт близ Андижана. Примерно в это же время прибыли узбеки-кунграты в район нынешнего селения Укчи (к юго-востоку от Коканда), но уже из Бухарского ханства. В селении Гулякандоз (к югу от Ходжента) прибыли представители этого племени из районов Казахстана. Зарегистрированы мною потомки кунгратов и к северу от Коканда (кишлак Кунграт и др.). Таким образом, ареал распространения кунгратов, прибывших в Фергану в XVIII-XIX вв. был когда-то достаточно широк: от крайнего запада до востока долины. Но сохранились об этом сведения лишь в топонимии и в памяти некоторых стариков. Примерно 250 лет назад появились в Фергане и новые группы сараев. Потомки подразделения сараев акбуралы-сарай, кыркаралы-сарай и анджигалы-сарай зарегистрированы, в частности, Тюракурганском районе Наманганской области. Выявлены сараи в районе Шахрихана и Андижана. Около 200 лет назад, по данным Н.О.Турсунова, переселились на территорию Аштского района Ходженсткой области и небольшие группы карлуков и карактаев из Ташкентского оазиса. Примерно в это же время из ташкентского селения Катаган мигрировали часть катаганов в упомянутый Тюракурганской район, создав здесь одноименный кишлак. Постоянная борьба Бухарского и Кокандского ханств в конце XVIII и начале XIX в. за территории Ура-Тюбе и Джизака привели опять-таки к переселениям не только значительные группы тюрков и юзов, уходившими со своими стадами в более спокойную Фергану, но и оседлых жителей этих районов. Часть этих переселенцев тоже слились с сартами Ферганской долины. Нашествие джунгар (калмыков) в 1723 г. на казахские и кыргызские кочевья, на районы Туркестана, Ташкента, Чимкента, Сайрама вынудили бежать в Фергану казахов, кыргызов и каракалпаков, ряд узбекских племен, например, кипчаков и кураминцев. Вторжение на короткий срок в Фергану после разгрома китайцами Джунгарского царства в середине в XVIII в. самих калмыков также не осталось без следа для этнической истории края. Калмыки вскоре были изгнаны, но часть их осталась и слилась с местными населением, о чем свидетельствуют не только топонимы Калмак, разбросанные по всей Ферганской долине, но и сообщения информаторов. В окрестностях Кувы, Маргилана, Коканда мне неоднократно говорили о живших здесь раньше калмаках (калмыках), которые к настоящему времени слились с сартами. В сложении узбекоязычных сартов Ферганы приняли участие и часть среднеазиатских арабов, и часть уйгуров, мигрировавших сюда в XVIII-XIX вв., и таджиков, издавна живших на территории Ферганы, и многих других этнических групп. Таким образом, в конце XIX – начале ХХ вв. оседлое тюркоязычное население Ферганы, именуемое «сарт», представляло собой сложный синтез разнородных этнических элементов, объединенных общим типом хозяйства, одинаковым бытом, близкими говорами и единым самосознанием. Как видим, самой многочисленной народностью в Ферганской области Русского Туркестана были узбекоязычные сарты, что обусловило соответствующую направленность этнических процессов. За десятилетие их число увеличилось на 10% и, думается, что не только за счет естественного прироста и миграций, но в значительной степени и за счет поглощения ими представителей других более мелких этнических групп. Например, численность полукочевых узбеков уменьшилось за этот период более чем 5,5 раз, кыргызов на 41 328 человек, т.е. почти на 9%. Так резко сократиться их число могло, в первую очередь за счет слияния с сартами. В то же время число таджиков сократилось всего на 5083 человека». С.Абашин в своей книге "Национализмы в Средней Азии" пишет: «Говоря об узбеках, Уйфальви подчеркнул, что те превращаются в сартов. В книге "Кухистан, Фергана и Кульджа" (1878г.) Уйфальви добавил, что "…В Туркестане всех оседлых и городских жителей, за исключением таджиков, называют сартами, без различия происхождения…"; "Термин сарты не является, таким образом этническим термином. Узбеки мало чем "физически" отличаются от сартов (но характер "более честный и более свободолюбивый") – Уйфальви полагает, что, когда русская власть установиться, все узбеки Ферганы превратятся в сартов»1 балл
-
От себя высскажу, что наверно нельзя забывать и то, что обобщенным политическим термином джунгар назывались как тюркоязычные, так и монголязычные родо-племена, объединенные в одну силу. Их потомки сейчас приспокойно живут в Западной Монголии, в СУАР КНР, в Горном Алтае, Тыва чоне. Сюда не отношу Республику Хальмг Тангч по той причине, что в крупных казахско-джунгарских битвах калмыки, по моему, не принимали участия, они тогда были на Волге. Истреблена была маньчжурами небольшая часть джунгар. Небеспочвенны мнения и о том, что основную мощь джунгарским военным силам придавали урианхаи-тыва.1 балл
-
можно об этом историческом факте или сказке поподробнее? что он указывал? где было сражение? было ли? какие силы участвовали? и т.д. какие битвы были? какими историческими фактами вы располагаете?1 балл
-
По сути что нибудь есть кроме рожиц и клоунады?1 балл
-
Кошщи, чисто мое мнение, что название озера Кургальджин (по русски), т.е. Коргалжын объясняется казахским словом Қорғасын - свинец, т.е. озеро с водой со свинцовым оттенком. Интересно как на ойротском (не халха, т.к. между ними имеются некоторые различия) звучит свинец? Вот общее описание озера: Озеро Кургальджин - царство тростников и рогоза. Их заросли занимают 70-80 % водного зеркала. Тростник разделяет единый водоем на несколько крупных заливов и множество плесов, получивших самостоятельные названия озер. А вот фото из космоса подтверждающее его цвет:1 балл
-
Вообще джунгары против казахов имели только небольшие силы,так как основные силы были в борьбе с китайце-манджурами,и лишь раз они употребили их в большей мере и тогда это были годы великих бедствий для казахов.-1 балл
-
Историк Бичурин в "Историческом обозрении ойратов или калмыков"в ссылке N63 указал что факт о том что 600 казахов уложили десятки тысяч калмыков чистая киргиз-кайсацкая сказка,надо сказать что сам он отнюдь не прокалмыцки настроен.-1 балл
-
Это ойратское наследие, джунгарское это внешний этноним.-1 балл
-
Это и доказывает кто составлял большинство населения ЗО, а монголизмы конечно есть, если хорошо поискать.-1 балл
-
-1 балл
-
Так как Юдин всегда стоит поперек горла у уйгуров форума, то пришлось подтянуть мнение Бартольда-1 балл
-
-1 балл