Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      17677


  2. Tama

    Tama

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      1387


  3. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      11005


  4. ARS

    ARS

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      2532


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/18/21 во всех областях

  1. Я другое скажу на примере енхда. Монг. юзеры в случае напр с традицией "труповыставления" и т.д. стараются обьяснить это влиянием буддизма. Дескать на все стороны их жизни повлиял буддизм и эта традиция вызвана сугубо религиозн. причинами. Но когда пишешь напр. о роли буддизма в пропаганде культа Чингисхана, то начинают это отрицать: типа буддизм здесь не при чем.
    1 балл
  2. Видимо все таки этноним узбек связан с именем Узбек-хана. Уж очень долго он правил и много серьезных реформ провел
    1 балл
  3. Кстати, кочевников (калмаков?) Улуса Джучи продолжал обращать в ислам и беклярбек Едиге: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho_2/text5.phtml?id=11515 ..У императора Тотамиша был сын, которого Едигуй выгнал из его земли. Тотамишь бежал в землю, которая недалеко от Самарканда, а сын в Кафу, Генуэзский город, который граничит с Татарией. Едигуй напал на этот город Кафу, потому что сын Тотамиша оттуда воевал с ним и нанес большой вред всей земле; жители города заключили мир с Едигуем, а сын Тотамиша бежал к Тамурбеку. Этот Тотамишь и сыновья его живы и в дружбе с Тамурбеком. А Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства....
    1 балл
  4. https://www.litmir.me/br/?b=613324&p=1 ...Дело в том, что Чингис-хан в тюрко-монгольском мире считался не просто автором Ясы, а создателем всего тюрко-монгольского права! Так, всего два десятилетия спустя после смерти Чингис-хана францисканец Бенедикт Поляк, посетивший Монгольскую империю в 1245–1247 гг. в составе посольства Папы Римского под руководством Иоанна де Плано Карпини, со слов своих монгольских информаторов писал, что «Чингис-кан был создателем их [религиозного права]», и что «у них есть некие традиции, [созданные] Чингис-каном, которые они соблюдают»[16]. Таким образом, основателю Монгольской империи приписывалось также и введение запретов-табу (запрет дотрагиваться ножом до костра, садиться на плеть, проливать молоко и др.), являвшихся на самом деле старинными обычаями тюрко-монгольских народов Евразии[17 Уже в XV в. Чингис-хан стал считаться и создателем «торе» — довольно сложной политико-правовой категории, представлявшей собой совокупность древних тюрко-монгольских принципов организации государства, органов власти и взаимоотношений между монархом и подданными, возникших ещё в древнетюркском обществе[18]. Так, известный персоязычный тимуридский историк Шихаб ад-Дин Абдаллах б. Лутфаллах ал-Хавафи, более известный как Хафиз Абру (ум. 1430) в своём сочинении «Дополнение к собранию сочинений Рашида» (или «Продолжение «Сборника летописей”») пишет: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдём в веру арабов?»[19]. Среднеазиатский завоеватель Бабур, основатель империи Великих Моголов в Индии, также пишет в своих «Записках»: «Мои предки и родственники всегда тщательно соблюдали законы Чингиза. В собраниях, при дворе, во время празднеств, сидя и вставая — никогда они не шли наперекор установлениям Чингиза» (в оригинале — «торе-и-Чингиз». — Р. П.)[20]. А в XVI в. тюркские народы, исповедовавшие ислам, приписывали Чингис-хану и создание адатов — правовых обычаев, действовавших одновременно с шариатом. Например, в эпоху Ивана Грозного ногайские правители выстраивали отношения с Московским царством на основе «adet-i cengiziyye», т. е. «адатов Чингис-хана»[21].... ...Ещё одним ярким примером является судебное решение Мухаммада Шайбани-хана — потомка Чингис-хана в тринадцатом поколении, основавшего в начале XVI в. Бухарское ханство. Хан разбирал спор о наследовании между вторым сыном наследодателя и внуком от старшего, рано умершего сына. Поскольку сам хан позиционировал себя как ревностного приверженца ислама, то суд осуществлялся в соответствии с нормами шариата, а «согласное мнение улемов сходится на том, что внук при наличии сына наследства не получает, будь это внук от живого сына или сына, умершего при жизни отца, который является дедом этого внука». Однако сам Мухаммад Шайбани-хан склонялся в пользу внука-наследника, но, не находя в мусульманском праве нормы в пользу своей позиции, заявил, что в «ясе Чингизхановой сказано, что внук, отец которого умер при жизни деда, в наследовании приравнивается к родному сыну» и «[велел] поступать по установлению Чингиз-хана»[32]. Между тем все дошедшие до нас акты волеизъявления Чингис-хана касались исключительно публично-правовой сферы, и в частные правоотношения ни он, ни последующие ханы-законодатели принципиально не вмешивались, предоставляя их регулирование местному, обычному или религиозному праву[33]. Соответственно, никакого «установления Чингиз-хана» о наследовании имущества внуком или сыном наследодателя быть не могло. Тем не менее авторитет Чингис-хана-законодателя (в сочетании с авторитетом и властностью самого Шайбани-хана) не позволили судьям и самим тяжущимся усомниться в решении хана. Более того, некоторое время спустя придворные правоведы и богословы Мухаммада Шайбани-хана сумели обнаружить мнение какого-то малоизвестного улема (мусульманского правоведа), которое в некоторой степени было сходно с нормой, приписанной бухарским ханом своему предку[34]....
    1 балл
  5. http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Al_Birzali/text1.phtml?id=12578 В 712 году (= 9 мая 1312 — 27 апр. 1313 г.) умер царь Дешт-Кипчака и прилегающих к нему, входящих в его состав, государств, известный под именем Токтатая; говорят, что настоящее имя его Токтакай и говорят, что он умер в месяце ребиэльэввеле в столице своего государства, прожив около 30 лет. Царем |стр. 173| он пробыл 23 года, потому что вступил на престол государства 7 лет от роду. Он был неверным (державшимся) религии поклонения идолам, любил Уйгуров, т. е. лам и волшебников, и оказывал им большой почет. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман. Любил он мудрецов и врачей и делал им большие подарки. Войск у него было много. Говорят, что произошла война между ним и врагами его, из числа восставших против него, что он из ратей своих отрядил из каждого десятка по одному (человеку) и что число снаряженных достигло 250,000 всадников. Был у него сын, красивее которого (никто) не видал; он был привержен к исламу, любил слушать чтение Корана великого, хотя и не понимал его, и предполагал, когда сделается царем (этой) страны, не оставить в царстве своем никакой другой религии, кроме мусульманской. Но он умер (уже) при жизни отца, оставив сына. Когда он умер, то отец его (Токтай) назначил наследником (престола) сына упомянутого сына своего, однако же, ему не привелось повелевать, так как после него (Токтая) царством овладел сын брата его, Узбекхан. Это был также юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец. Он умертвил нескольких эмиров и вельмож, умертвил большое количество Уйгуров, т. е. лам и волшебников, и провозгласил исповедание ислама. На престол царский он вступил [175] в конце рамазана этого, т. е. 712 года (= янв. 1313 г.). Государство это известно под именем царства Берке, сына дяди Хулаку. Смерть его (Берке) последовала в 665 году; между ним и Токтатаем царствовали три царя, как то: Менгутемир, Тудаменгу и Тулабуга. Знаменитый шейх Алаэддин Энноман Эльхарезми ханефит, во время пребывания своего в Дамаске, рассказывал, что длина этого государства простирается на 8, а ширина на 6 месяцев пути. Аллаху (это) лучше известно!
    1 балл
  6. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/al-Omari/text3.phtml?id=12548 ...Пребывающий там, теперь султан его, Узбекхан, построил в нем медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям ее. Рассказывал мне почтеннейший Зейнеддин Омар, сын [230] Мусафира, что этот султан Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дел, не входя в подробности обстоятельств и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и расходования; у каждой из жен его есть своя часть доходов; каждый день он ездит к одной из этих жен, остается этот день у нее, ест и пьет у нее; она облачает его в (новую) полную смену платья, а ту, которая была на нем, надевает на одного из тех, которые случайно окажутся около него; одежда его (впрочем) не особой доброты и не высокой цены. Он (Узбек) мусульманин чистейшего правоверия, открыто проявляющий свою религиозность и крепко придерживающийся законов мусульманских, соблюдает совершение молитвы и отбывание постов; при всем его расположении к подданным и обращающимся к нему (лицам), рука его не щедра на подарки, да если бы он и захотел этого, то не достало бы у него на это доходов с земель его. Большая часть его подданных обитатели шатров, (живущие) в степях. Питание их составляют животные их: лошади, коровы и овцы. Посевов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего встречаются у них посевы проса; им они питаются и по части произведений земли, в нем (т. е. в просе, заключается) все их (богатство) (см. стр. 209, пр. 6). Цены во всем этом государстве чрезвычайно низки, за исключением Курканджа; это столица Харезмской области, и (потому) называется просто Харезмом. В ней цены продуктов очень постоянны; редко они низки, и бывают или очень высокие или средние, но дешевизны (там) не знают. Что касается мяса, то |стр. 210| оно дешево и большею частью режут лошадей в этих странах. У тех из них, которые живут в степи, мясо не продается и не покупается. Большая часть их еды (состоит) из мяса (добываемая посредством) охоты, из молока, сала и проса. Когда у одного из них начинает хиреть скотина, как то: лошадь или корова или овца, то он закалывает ее и вместе с домочадцами своими съедает часть ее, и (часть) дарит своим соседям, а когда у них (соседей) также попортится овца, или корова, или лошадь, то они закалывают ее и дарят (часть ее) тем, кто их одарил. По этой причине в домах их (никогда) не [231] бывает недостатка в мясе.....
    1 балл
  7. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Egipet/XIII/Nuvajri/text2.htm О воцарении Узбека, сына Тогрулджи, сына Менгутемира, сына Тогана, сына Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана. Он девятый из царей этого государства. Прибыли послы его ко двору владыки нашего, султана Эльмелик-Эннасыра, государя стран [163] Египетских, земель Сирийских и других владений мусульманских. Прибыли они в дзульхиддже 713 года (= 19 марта -16 апр. 1314 г.); при них были подарки для нашего владыки султана, не походившие на обычные. В послании его, между прочим, было поздравление нашего владыки, султана Эльмелик-Эннасыра, с расширением ислама от Китая до крайних пределов Западных государств; сказано было также, что в государстве его (Узбека) оставалась еще шайка людей, не исповедовавших ислама, но что он, воцарившись, предоставил им выбрать или вступление в мусульманскую религию, или войну, что они отказались (от принятия ислама) и вступили в бой, что он напал на них, обратил их в бегство и уничтожил их посредством избиения и пленения. Он прислал нашему владыке султану нескольких из взятых у них в плен. Наш владыка султан отпустил послов его обратно, в сообществе послов от себя. Он пожаловал им награды, и послал с ними множество подарков. Вот что нам передано по части сведений о царях этого Северного государства до времени составления нами этого сочинения, а то, что дошло до нас по части известий о них после этого, мы приведем, если будет угодно Аллаху, в числе известий о величестве Насырийском (царствующем) в богохранимых странах Египетских.
    1 балл
  8. Фольклор, шежире. Список называется так, 92 баулы қыпшақ, но там не все кипчаки как и в других вариантах. Недавно мне скинули один такой вариант, первый в списке стоит кипчак. Также есть другие интересные данные. Например, по Ср.жузу ұлыс бастығы Сары Келімбет, Уәзір Аргын, орынбасар Найман. Род исполняющий даруга, род исполняющий баскак. Короче, казахам т.н. список илатийа был знаком и не чужд.
    1 балл
  9. Я имел виду что монгольский термин "jigur-e agulgan" - "жигүүр агуулган" имеет смысл быстро отправлять как будто "оснащая крылом, как птица" и можно сказать поэтичное высказывание. Это кстати устоявший термин в письме. А этого перевести деревянно как "бежать быстро" - вообще тупизм.
    -1 балл
  10. Откуда этой солидарности появиться если он один из вас. Видели когда нибудь чтобы он исправлял вашу или акб пустышки о монгольских языках.
    -1 балл
  11. Ув. писатель научных статей, Грубость и сарказм вы не прекращаете, хорошо. У саков субклады 2125>23592, в основном YP1456, посмотрите у каких народов этот субклад распространенён, прежде чем говорить о разности субкладов. R-M207>M173>M420>M459>M198>M417>PF6162>Z93>Z94>Z2124>Z2125>S23592 R-M207>M173>M420>M459>M198>M417>PF6162>Z93>Z94>Z2124>Z2125>S23592 R-M207>M173>M420>M459>M198>M417>PF6162>Z93>Z94>Z2124>Z2125>S23592>FGC56408>YP1456>PH1397>YP1548 R-M207>M173>M420>M459>M198>M417>PF6162>Z93>Z94>Z2124>Z2125>S23592>FGC56408>YP1456>PH1397>YP1548 R-M207>M173>M420>M459>M198>M417>PF6162>Z93>Z94>Z2124>Z2125>S23592>FGC56408>YP1456>PH1397>YP1548>YP1547 https://www.yfull.com/tree/R-YP1456/
    -1 балл
  12. Ждём ответа именно на этот вопрос.
    -1 балл
  13. " По сообщению династийной хроники «Юаньши» один из военных сподвижников монголов Тутуха был из племени «Циньча» (кыпчак), территорией которого первоначально была у гор Аньдоган на реке Жэлянчуань, откуда его племя мигрировало на северо-запад и обосновалось у гор Юйболи при «государе» Цюйу (ок. 1115–1125 гг.). По мнению П. Пелльо переселенцы были из племени байаут (Рашид-ад-Дии упоминает это племя на реке Селенге), а имя «кипчак» племя «присвоило» на новом месте. По мнению С. Ахинжанова существует две версии сходные в том, что некое горное племя (Аньдозань) переселилось близ гор Юйлиболи (Урал), их вождь (Кунан) назвал свое владение Киньча, а байауты приняли этноним юйлиболи (ильбари, эльбули, ольбурлик); таким образом, монгольское племя байаут с Селенги стало тюркским «эль бурли» («народ волка»). " То есть "кипчак"-и - это первоначально монголы.
    -1 балл
  14. Коныраты с М407 и есть потомки хунгиратов, возможно одного из них (прошли через "бутылочное горлышко"). Баргуты/буряты тоже М407. РАД писал что кунгираты и баргуты были родственны, имели одну тамгу, т.е. потомки одного предка.
    -1 балл
  15. Ничего подобного. "По субкладам саки разные" - чушь. Ошибаетесь, и уже не в первый раз. Не надо придумывать про "саки это слветское наследия". Их Индо-Европейский язык тоже наследие того времени. Как написано было в научной статье - сак, так я и указал. Про гаплогрупное единвсто тоже не придумывайте. Откуда вы такой термин взяли я не знаю.
    -1 балл
  16. Культ ворона это один из культов из шаманистического мировозрения у монголов. В сегодняшнем камлании у халха-монгольских шаманов, говорится: " ... Хан хэрээ дагуултай | С проводником хан-вороном Халтар баавгай унаатай ..." | С верховымм бурым медведем ... Как видите "ворон" - это хан и проводник или нөхөр (нукер).
    -1 балл
  17. Камлание - это очень устойчивое старое традиция. Слова или текст камлания не изменяется, передается шаманам строго по порядку. В монголии шаманство не устранился даже на строгие приемы со стороны буддийского ламаиства. Источники - это шаманские ритуалы и камлание.
    -1 балл
  18. Вот отрывок из начала темы. Далее всё крутится вокруг комментария 800. Все рассуждения про басту: колокольчик, горшок, пахталка для кумыса и т.д. Значит всем юзерам можно пользоваться этим комментарием, а АКБ будет запрещать именно мне пользоваться этим комментарием?
    -1 балл
  19. Вся тема крутится вокруг "частного мнения переводчика" ... лучше воспользоваться "истиной в последней инстанции" - мнением АКБ, противоречащим источнику? Оказывается персидское слово "басту" по мнению АКБ - кожаный мешок с золотой мутовкой, хотя переводчик с персидского утверждает что это ГЛИНЯНЫЙ ГОРШОК или ДЕРЕВЯННАЯ/ЖЕЛЕЗНАЯ пахталка. Переводчик утверждает: для МАСЛА, АКБ - для кумыса. Уважаемые юзеры, принимавшие участие в данной теме, оказывается, мы здесь переливаем из пустого в порожнее, обсуждая личное мнение какого-то переводчика...
    -1 балл
  20. Ну вот ещё одно слово Халцгай записанный в тюркизм которое мы используем и понимаем, а современные тюрки нет. Причем я не перестаю соглащаться тюркизмов в монгольском много. Кстати лощадь на рисунке вверху мы называем как раз халзана а не халцгай.
    -1 балл
  21. Не соглашусь с вами , куда вероятней из черных клоубок, чк=каракалпак? На Украине есть близкие образцы
    -1 балл
  22. Какой ВЫ непонятливый!!! С каких пор тюрко-монгольская молочная продукция связана с ПЕРСИДСКИМ и РУССКИМ языками? Слово "басту" в персидском языке при переводе на русский обозначает "глиняный горшок", "емкость для масла, варенья" - термины русского языка. Или "деревянная или металлическая пахталка для сбивания сливочного масла" - тоже термины русского языка. При переводе с персидского на казахский были бы применены казахские термины названия изделия для сбивания сливочного масла или хранения того же масла с указанием материала, из которого они изготовляются. То есть в казахском переводе не фигурировало бы слово "пахталка" как изделие для кумыса. А был бы другой термин.
    -1 балл
  23. Никакого идентифицирования с буддийским божеством не было в империи Юань, просто было установлено порядок церемонии государственных поклонений. Например церемония поклонения "8-и белых юртов и прочих" было образовано как раз после ухода в иную жизнь Чинги хагана. То есть когда сел Хубилай на трон империи Юань церемония почитания и поклонения было проводился многие годы, это было скорее шаманистическое обряд было. В более поздних буддисткого времени (XVI век и позже) в книгах и документах писали что род Чингис хагана происходит от "Алтан сандалиту хагана Индии" - ну чтобы сделать более величественной что ли. Н вообщем чингизиды и их последние поколения согласно по течению обстоятельства сочиняли легенду для себя. Например Хивинский хан Абульгази бахадур родословную Чингиз хагана воспроизводит от Адама и Евы. Ну получается для мусульман наш монгольский Чингиз хаган святым должно быть.
    -1 балл
  24. Камал сам бывший киданин-хунгират Елюя Даши/Ван Цзи-Ла/ как и АКБ. 王紀剌 ван-цзи-ла (транскрипция для ongγira[t]), (х)унгират.
    -2 балла
  25. Этим вы оправдываете мощный культ личности ЧХ у монголов и его остутствие у нас?
    -2 балла
×
×
  • Создать...