Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/01/21 во всех областях
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Судя по тому, что заимствованные из тюркского языка монголами съедаются, то это тюркизм в монгольских. саба - сав куда - худ бөле - бүл бажа - баж ага - ах нагачи - нагац жиен - зээ аже - ээж улус - улс орда - орд баксы - багш Джочи - Зүч Джебе - Зэв Болат - Болд Бату - Бат тағы - тахъ бука - бух бура - буур булгын - булга бака - бах алма - альм борша - борц сары - шар кара - хар талкан - талх балта - балт борік - бүрх мангі - мөнх и т.д.1 балл
-
если это только редукция, то должна была быть более равномерной в разных диалектах казахского.1 балл
-
Теперь вам ДТС понадобился? Вы же вчера только требовали не показывать вам ДТС. Вы же требовали доказательства из современной речи, т.е. из современных словарей?1 балл
-
Осмелюсь сказать, что это единственное аргументированное и адекватное мнение, а другие полная туфта. В 2021 году думать что Бейбарс из берш - это великий уят.1 балл
-
Разве ваше мнение чем-то аргументированно? Кроме как генетическими данными нескольких человек, даже непонятно из каких родов. И вообще странно, что пришельцы пришли и так случайно взяли название местного рода, когда как другие восточнотюркские племена остались при своих названиях: Конырат, Найман, Керей, Меркит, Мангыт и т.д. К этому вопросу относитесь более вразумительно.1 балл
-
Ув. Kamal, я не могу ничего утверждать по туркменской или каракалпакской юрте, но могу привести вам сведения по казахской юрте и аналогиям из средневековья: Рубрук "О татарах и жилище": "... ее они (канглы и кыпчаки) покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также, войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче." А казахи изготовляли войлок из осенней стрижки и для белизны посыпали его известью, мелом или порошком из женных костей. Этим придавалась не только яркость и белизна, но и прочность войлоку и сохранение ее от насекомых. Белый войлок никогда не тускнеет, даже если годами он используется в качестве напольного ковра, под ноги. Тем более юрта не могла закоптиться дымом с наружной стороны. Кара уй - это юрты из темных видов войлока. Были такие, например: Ақ шаңқан үй (юрта, покрытая белоснежным войлоком), Ақ отау үй (новая белоснежная юрта для молоденов, для вновь образованной семьи), Қара құрым үй (старая юрта с изношенным войлоком), Қараша үй (старая юрта с изорванным, дырявым войлоком)1 балл
-
Оффтоп Баймурзы и флуд Peachemaker'a, абсолютно не относящийся к данной теме, скрыт. Peachemaker, вы же помахали всем ладошкой "бай, бай", теперь решили снова нести на форум холивар?1 балл
-
"Каруй" это шымкентский диалектизм от "қара үй", у всех казахов "кигіз үй" (или "киіз үй"). Kamal прав. Қара үй (или по-узбекски - қора үй) назывались прокопченные юрты с рванным войлоком из темной овечьей шерсти, черной и коричневой, жилище бедняков. А белоснежные просторные юрты из белого войлока или побеленные, как это делалось еще при Чингизхане и до него, с узорами, орнаментами и лентами - жилище середняков и богатых.1 балл
-
Kamal, судя по фото в каракалпакском светодымовом обруче (каз: шаңырақ) и крестовин (каз: күлдіреуіш) больше, 8 и более. Отсюда у меня версия, может и то и другое результат материала, используемого каракалпаками для их изготовления, то есть для усиления и жесткости конструкции? Например, у нас 1 обод и по 3 перекрестных крестовин, потому что используется достаточно крепкий, легко сгибаемый и легкий тальник (каз: тал).1 балл
-
Это только мебель, не затрагивая деревянных деталей самой юрты, а также предметов и внутреннего убранства юрты, изготовляемых из других материалов - войлока, чия, кожи, металла и прочего.1 балл
-
Мебель казахской юрты, изготовляемая из дерева: Кебеже - сундук для посуды и некоторых сухих продуктов: Асадал - шкаф для посуды и некоторых сухих продуктов: Төсекағаш - кровать: Жастықағаш - подставка для подушек, которые ложились друг на друга, меньшая на большую по размеру, пирамидой Жүкаяқ - подставка для сложенных войлочных ковров: Адалбақан - вешалка для одежды в виде шеста с сучьями: Сандық или Әбдіра (юж. диал. - әбдіре) - сундуки разных размеров, как правило, обивались жестью и ставились друг на друга, меньший на больший по размеру, пирамидой: Қобда - небольшие сундучки, ларцы, шкатулки1 балл
-
Peachemaker, ваша ссылка на анонимную антиказахскую статью с политическим окрасом скрыта, здесь не место политике и национализму. Я вижу вы на протяжении последнего времени вместо обсуждения разнообразных исторических тем упорно решили продолжить свой троллинг в адрес казахского народа, предупреждения на вас не действуют, поэтому наверно буду обращаться к админу, чтобы он отправил вас отдохнуть и поразмыслить и на пару месяцев.1 балл
-
Юрта татаров (монголов) 11-13 веков согласно персидской миниатюре из "Джами-ат-таварих" Рашид-ад-дина: Интересны детали двери и линейность купольных жердей, отличающиеся от юрты монгольского типа. Как и у юрты тюркского типа налицо 2 двери - деревянная 2-створчатая и войлочная накидная, а также изогнутые в нижней части купольные жерди.1 балл
-
Вид просторной казахской юрты изнутри, убранство и оформление: 27 ноября 2014 года на 9-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия в Париже, древняя войлочная юрта кыргызов и казахов (АКБ: как идентичные) включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В этот же день в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО был включен и казахский кюй исполняемый на домбре (АКБ: по-казахски "күй" - душевное состояние, настрой души - казах рождался с музыкой на тое и умирал с музыкой, жоктау).1 балл
-
Какие еще монголы? Ведь среди современных монголоязычных народов нет рода или племени кунгират, а если имеете в виду средневековых кунгиратов, то они тюрки: "Ханом, говорит Рашид, который правил ими во время выхода из Ургене Кюн, был Буртечино, из племени Курула, расы Кайанов (Erdmann, Temudschin, pp.523-4; Abulghazi, pp.32-3). Курула были хорошо известной ветвью знаменитой Тюркской расы Кункуратов" [Г.Ховорт - Sir HENRY H. HOWORTH, K. C. I. E., F. R. S., etc.] Профи знает что говорит, он перелопатил кучу источников, а значит доверять ему можно и нужно - все, борджигины, кияты, нируны, дарлекины и кунгираты это тюрки.1 балл
-
Мы тут тюркские этимологии не знаем, всякие народные предположения ас-су, не в счет. А вы требуете монгольские этимологии. Есть средневековое слово, есть его поздний аналог из языка потомков. Значение терминов совпадает.0 баллов
-
Как может быть у тех, у кого родной язык предположительно был тюркский, быть тюркизмы в языке? Шутка с долей правды, ув. Zake. Это версия ув. Zake и он ее хорошо отстаивает и обосновывает. Но ведь у нас у всех разные мнения, инкубатор это всегда плохо и серо, а плюрализм мнений в конце приводит к истине. Я уже задавал свой вопрос ув. Zake, задам и тебе, боролдой, прежде чем ты начнешь представлять себе разные шкурки. )) Вопрос - а почему ты решил, что джалаиры бурам (самцам верблюдов) Гур-хана смазывали рты жиром? Насколько мне известно, Рашид ад-Дин говорит о кормлении ("давали масло в пищу"), за что те и получили имя белагэ. То есть причем тут глагол "мазать"?-1 балл
-
В том то и дело что в слово в слово по Рашид уу :). Вы мне литературу дайте и лучше до 90х. О том как киян сходил с Найманских гор. Или ДТС. У меня веры к вашим и КО заявам уже нету.-1 балл
-
Я ничего такого не требовал. Боже упаси. К современным словарям, "переводам" и статьям из Казахстана у меня доверия нету. Я все же думаю что в ДТС действительно древнетюркский, который напомним по времени близок к монгольскому. И в котором, я все больше убеждаюсь, много слов которые нам монголам гораздо близко знакомы чем современным тюркам. Почему много общих слов я не знаю и вы не знаете, это предмет споров лингвистов ( совместное проживание, общий праязык и тд) и к предмету темы вообще не важно и меня честно говоря не волнует. Так вот найдите мне киян в ДТС, я сам не смог найти. Запишем в ряд общих слов имевщихся в древнетюрском и монгольском, всего то. Как любит говорить ваш ментор, без истерики.-1 балл
-
Прежде вам самому надо внимательно ознакомиться с указаниями Махмуда, у него ведь даются фонетические особенности не одного тюркского наречия, а емнип, разные, сравнение. Ерунда какая-то про йер у алтайцев и про то, что йоканье древнее. Вызывает подозрение, что вы продвигаете какие-то свои местнические фонетические интересы. Так и язык татарских племен и семьи Чингизхана, разбираемый в соседней теме, по крайней мере по тем кускам, которые мы успели там сравнить, тоже очень близкий.-1 балл