Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 10/31/21 во всех областях
-
Если в этом аргументе вы опираетесь на древнетюркские тексты, то я вас огорчу. Никто точно не знает как читались древнетюркские руны, какой там был точный звук. Там мог быть хоть ДЖ хоть ДЬ в начале слов. Более того никакого начального Й там явно не было и вот почему: в древнетюркских текстах встречаются два слова которые читают одинаково с начальной Й, это йағ (враг) и йинчиге (тонкий). Как видно эти два слова на письме передаются разными рунами. Хотя почему-то читаются одинаково с начальным Й. Думаю понятно, что первое читается как Ж твердая, вторая как Ж мягкая (сингармонизм). Это полностью соотвествует тому как читается ЖАУ и ЖІҢІШКЕ в казахском. В первом случае Ж читается как обычная Ж, во втором как мягкая Ж, что-то среднее между Ж и ЖЬ.2 балла
-
Из книги А.М.Щербак "Сравнительная фонетика тюркских языков" 1970 год: Как видим Щербак вообще не рассматривал Й как начальный звук.1 балл
-
Не стоит бурно реагировать на такие статьи. Мне лично сложно представить себе, чтобы в век интернета кто-то скромно говорил о своем народе, особенно когда статья несет в себе патриотический смысл. Это касается любого народа.1 балл
-
Там типичное пренебрежение к среднеазиатам и ура-патриотизм-романтизм. Падение Джунгарии это итог действий самой Джунгарии а не жертва ради среднеазиатских народов или результат экспансии маньчжур. И тот факт, что халха монголы не захотели объединяться с джунгарами говорит об отсутствии выгод для халха. Вряд ли монголы оценят такие воззрения своих собратьев из России.1 балл
-
1 балл
-
Не знаю про тюркское йоканье, но джоканье в начале слов древнейший фонетический признак. Читаем у В.В. Бартольда: "... На карте Птолемея, а это 1 - 2 в.в. н.э., река Яик (Урал) отмечена как Baix fluvius, что является латинской передачей тюркского слова Джаик, означающего "разлившаяся (река)". Или упоминание 10 века у Ибн Фадлана, эта же река упоминается под названием Джайих. Оба фонетических написания сродни с казахским названием реки - Джаик, но не с башкирской, татарской или ногайской формой - Яик.1 балл
-
1 балл
-
Никакой древней Й не было. Начальный Й в некоторых тюркских языках это более позднее фонетическое изменение.1 балл
-
В монгольских языках слово "булгак" одно из многих сотен или даже тысяч тюркизмов. Один только формант "ғақ" с потрохами выдает его тюркскость. Как и в другом тюркском слове в языке татар Чингизхана - "тургак" (стража). Или другие лексемы из источников. Даже доказывать не хочется на каждый каприз боролдоя.1 балл
-
Вопросы "қайда" (где) и "қайдан" (откуда) никак не связаны со словом "йер" (земля, место), как вы это предположили выше. Йоканье - джоканье разве касается звуков в середине слов? Йоканье - джоканье это про инициальные звуки. А кто сказал, что лексика CC казахская?1 балл
-
1 балл
-
Легко разделим, тем более с языком отцов, который может не совпадать с языком матерей.1 балл
-
1 балл
-
Киргизская палатка возле Омска (казахская юрта). 1885-1886 гг. Коллекция Кеннана. Библиотека Конгресса США:1 балл
-
Отвлекаете на оффтоп, но придется послать вас с Хукером к Словарю тюркских наречий великого Махмуда. Вам надо как можно больше читать.1 балл
-
12-летний лунный календарь впервые разработали монголоязычные хунну. Это только у потомков-монголов сохранился. Вы наверняка хотели сказать "12-летний тюркский животный календарь", который берет начало еще с дохунских времен?1 балл
-
У казахов дверь юрты ставится на восток. Так что это описание халха-монголов. Вы вырвали из контекста то, что вам показалось похожим на халхаское, но сильно промахнулись. Вот она гл.2 целиком "О татарах и их жилищах" (свои сравнения даю в скобках) : "Они не имеют нигде постоянного местожительства и не знают, где найдут его в будущем. Они поделили между собою Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца (СМ: во времена путешествия автора в 1253 - 1255 гг. от Дуная до восхода солнца кочевали тюркские племена, монголоязычные в этом регионе не кочевали); и всякий начальник знает, смотря по тому, имеет ли он под своею властью большее или меньшее количество людей, границы своих пастбищ, а также где он должен пасти свои стада зимою, летом, весною и осенью. Именно зимою они спускаются к югу в более теплые страны, летом поднимаются на север, в более холодные. В местах, удобных для пастбища, но лишенных воды, они пасут стада зимою, когда там бывает снег, так как снег служит им вместо воды. Дом, в котором они спят, они ставят на колесах из плетеных прутьев (СМ: речь идет о тюркских стационарных грандиозных юртах на телегах, у монголоязычных таких нет); бревнами его служат прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка наподобие печной трубы (СМ: такие регулируемые войлочные шейки юрт известны у тюрков - у половцев, казахов и других, но монголоязычные их не знают) ); ее они покрывают белым войлоком, чаще же пропитывают также, войлок известкой, белой землей и порошком из костей, чтобы он сверкал ярче (СМ: казахи до последнего времени отбеливали войлок юрт костяным порошком, мелом, известью, монголоязычные так не делают); а иногда также берут они черный войлок. Этот войлок около верхней шейки они украшают красивой и разнообразной живописью. Перед входом они также вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей (СМ: это явное описание войлочной двери тюркской юрты, юрты монголоязычных народов войлочной двери не знают). Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей. И они делают подобные жилища настолько большими, что те имеют иногда тридцать футов в ширину. Именно я вымерил однажды ширину между следами колес одной повозки в 20 футов, а когда дом был на повозке, он выдавался за колеса по крайней мере на пять футов с того и другого бока. Я насчитал у одной повозки 22 быка, тянущих дом, 11 в один ряд вдоль ширины повозки и еще 11 перед ними. Ось повозки была величиной с мачту корабля, и человек стоял на повозке при входе в дом, погоняя быков. Кроме того, они делают четырехугольные ящики из расколотых маленьких прутьев величиной с большой сундук, а после того с одного краю до другого устраивают навес из подобных прутьев и на переднем краю делают небольшой вход; после этого покрывают этот ящик, или домик, черным войлоком, пропитанным салом или овечьим молоком, чтобы нельзя было проникнуть дождю, и такой ящик равным образом украшают они пестроткаными или пуховыми материями. В такие сундуки они кладут всю свою утварь и сокровища, а потом крепко привязывают их к высоким повозкам, которые тянут верблюды, чтобы можно было таким образом перевозить эти ящики и через реки. Такие сундуки никогда не снимаются с повозок. Когда они снимают свои дома для остановки, они всегда поворачивают ворота к югу и последовательно размещают повозки с сундуками с той и другой стороны вблизи дома, на расстоянии половины полета камня, так что дом стоит между двумя рядами повозок, как бы между двумя стенами. Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе как живописью; мало того, я все нарисовал бы вам, если бы умел рисовать. Один богатый моал, или татарин, имеет таких повозок с сундуками непременно 100 или 200; у Бату 26 жен (СМ: по ходу речь о тюрках, т.к. монголоязычные не знают многоженства), у каждой из которых имеется по большому дому, не считая других, маленьких, которые они ставят сзади большого; они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкают по 200 повозок. И когда они останавливаются где-нибудь, то первая жена ставит свой двор на западной стороне, а затем размещаются другие по порядку, так что последняя жена будет на восточной стороне и расстояние между двором одной госпожи и другой будет равняться полету камня. Таким образом, один двор богатого моала будет иметь вид как бы большого города, только в нем будет очень немного мужчин. Самая слабая из женщин может править 20 или 30 повозками, ибо земля их очень ровна (СМ: а ровна ли земля Халхи, как ровна казахская степь? ). Они привязывают повозки с быками или верблюдами одну за другой, и бабенка будет сидеть на передней, понукая быка, а все другие повозки следуют за ней ровным шагом. Если им случится дойти до какого-нибудь плохого перехода, то они развязывают повозки и перевозят их по одной. Ибо они едут так медленно, как ходит ягненок или бык." Так что это описание казахов, возразил бы я вам. Создается четкое представление, что Рубрук описывает просторный и высокий тип юрты, а не приземистую и крохотную.1 балл
-
Может быть у маньчжуров и халхасцев порядок нанесения тамги и не был упорядочен и она ставилась куда заблагорассудится, но у тюркских племен с древнейших времен четко регламентированы области применения и предназначения тамг.1 балл
-
Если не можете понять элементарных вещей, то скорее всего вы только что слезли с летающей тарелки. "Вход в [казахскую] юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема." https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCEQFjAB&url=http%3A%2F%2Fdecan.kz%2Fkazaxskie-zhilishha-2.html&ei=Dd-3U9jRIcLoywPkvYGICA&usg=AFQjCNGjBYP8WzP0vXG5OuLhAtmuL4S7iw&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CDYQFjAE&url=http%3A%2F%2Fwww.cool4student.ru%2Fnode%2F1179&ei=Q-K3U_DULueNywPQooDYCQ&usg=AFQjCNFSuTOkkFxgyHltY5rp9zo9vuxIhg&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt "Шаньюй [хуннов] в своей юрте «сидит на левой стороне, лицом к северу». Отсюда следует, что вход в юрту был с востока, как это было в кибитках современных нам тюркских народов - киргизов, казахов, башкир и других." "Шицзи": https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=5&ved=0CEUQFjAE&url=http%3A%2F%2Fkronk.spb.ru%2Flibrary%2Frudenko-si-1962-03.htm&ei=h-C3U_2pNsn-ygOjoYKQAg&usg=AFQjCNEmnHXIpMubJ0ooH94IXxzH-gRw-g&bvm=bv.70138588,d.bGQ&cad=rjt1 балл
-
Отважусь предположить, что вплоть до 14-15 вв. н.э. там издревле и непрерывно присутствовал тюркский пласт, который начиная с этого времени подвергся резкой и обширной халхизации. И вообще, неожиданное появление в 15-16 вв. на исторической арене и в письменных источниках монголоязычного пласта - это неразгаданная великая загадка науки, которая давно была бы разгадана, если бы не искусственное удревнение академической наукой истории монголоязычных путем отождествления их с тюрками "сяньбийцами", с тюрками "татарами" (мугальцами Могулистана) и другими. А если копнуть глубже, то современные монголоязычные народы конечно же не могли в 14-15 вв. неожиданно свалиться с луны. Сама по себе напрашивается версия о тюркской основе современных монголоязычных народов, что подтверждается массой аргументов, но эта основа претерпела сильное постороннее влияние. Чье влияние? Ответ на этот вопрос и даст разгадку великой загадке истории! А в остальных словах, про кумыс, двери юрты и прочее, вы, Aza-Hooker-*MONGOL*-Peacemaker, как всегда троллите. Монголоязычные не знают слова "кумыс", а тюркская юрта имела вход лицом как к восходу солнца, так и к солнцу в полудне, т.е. к югу. Нет времени, а то бы я повторно привел бы вам мой анализ описания татар Рубруком и слепому станет ясно, что описывал он вовсе не халхов, бурятов или калмыков, а кочевые тюркские племена! Будет время, запощу.1 балл
-
Дружище Hooker, вы привели описание тюрков, халхасцы здесь не причем. Вот что он пишет дальше: "Они делают также для нужд важных господ каракомос, то есть черный кумыс." А если более тщательно проанализировать его описания, то вопросы о том, кого он описывал, вообще отпадут.1 балл
-
Тебе уж, Aza-Hooker-*MONGOL*-Peacemaker, не простительно так флудить, ведь ты на форуме уже ветеран, имеющий несколько ходок. Отлистай несколько страниц по теме и поймешь, что кочевые тюрки широко использовали разные виды войлочной юрты (стационарные на телегах, разборные обыкновенные, грандиозные ханские, малые воинские и т.д.) задолго до того, как в 15-16 веках стали образовываться современные монголоязычные племена, народы и их языки. Особо обрати свой взгляд на казахские юрты на старинных фотографиях, боковые решетчатые стены которых (от которых происходит название ваших юрт "гер") достигают высоты современных квартирных потолков, около 2,2 - 2,5 м., а высота купола в центре юрты достигают 3-4 метров! И сравни теперь это великолепие с халхаской юртой, стены которой ниже роста человека. Оспаривать очевидное дело упрямцев и глупцов.1 балл
-
Это вы три раза очевидные вопросы задаёте, а я не могу найти способов вам обходительно ответить. В тюрскких языках есть гармония гласных, тем более в алтайском она ещё более развита. Кайдан у них бы и остался Кайдан (если по вашему они не говорят Алген вместо Алган, и Алтей вместо Алтай). Когда в слове нет гармонии гласных, это чаще всего признак двусоставности или заимствованности. Кай йерден>кайерден>кайрден>кайден. Если что то не понимаете, не надо компенсировать громкими выражениями.-1 балл
-
В том то и дело что в слово в слово по Рашид уу :). Вы мне литературу дайте и лучше до 90х. О том как киян сходил с Найманских гор. Или ДТС. У меня веры к вашим и КО заявам уже нету.-1 балл
-
Опять знакомая история, современные тюрки делают референс на ДТС а сами слово это незнают. А нам современным монголам знакомо без всяких древне и среднев. Кстати вот перевод на русский чтобы не думали что Со временем эти радостные "Вот в священном ДТС!" меня стали забавлять-3 балла