Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      12

    • Постов

      56378


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      17677


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      28584


  4. elimkaz

    elimkaz

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      688


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 07/31/21 во всех областях

  1. Вики может и права насчет ЮКО, не знаю, ув. Elimkaz, но факт остается фактом, наши ерейментауские канджыгалинцы чтят и считают его своим, местным, имхо даже в их шежыре он присутствует.
    2 балла
  2. Об этом я и пишу, мол, при абсолютном знании генеалогии каждого из них, личная их деятельность и заслуга перед народом несколько запутанно. Тем не менее, Богенбай батыр табын хорошо раскрыт Тевкелевым. И я пишу, что такой батыр ни за что бы не пошел против своих союзников-каракалпаков, а каракалпаки знали, что такой батыр никогда не подведет и не обманет, отсюда и уважение к его персоне. Кстати, в битвах против туркмен участвовали и каракалпаки тоже, и для Богенбая они остались верными братьями по оружию.
    1 балл
  3. https://www.youtube.com/watch?v=Cd-Mqz2Hd1o&t=374s
    1 балл
  4. https://www.youtube.com/watch?v=Cd-Mqz2Hd1o&t=374s
    1 балл
  5. Я, в свою очередь, считаю, что тардуш/тардус не является множ.числом от тарду. Более того, я не вижу связи с гл. tar и тем более со среднеиранским trw. Скорее всего, термин тарду-тардуш-тардус как и тартар/татар являются производными формами от основы "тарт"/"тарту". Технически тардуш/тардус от основы тарт/тарту мог получиться за счет многозначного, многофункционального тюркского аффикса -ш. https://monographies.ru/en/book/section?id=6672 "...Отглагольные имена существительные: alїš «дань» < al «дать», arvas «волшебство, ворожба» < arva – «ворожить», bїčїš «отрез шелковой ткани» < bїč «резать, кроить», čalїš «сражение, борьба» < čal «давать подножку – прием в борьбе».." В современных тюркских языках тардуш/тардус пишется и звучит как тартыш-тартыс: https://m.tatpoisk.net/dict/tat2rus/тартыш Перевод слова "тартыш" с татарского на русский: тартыш - сущ 1. прям, перен борьба, состязание 2. драка 3. перен тяжба, спор https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/тартыс/ тарты́с 1) борьба; столкновение; схватка 2) спор; конфликт 3) муз. игра на музыкальных инструментах 4) спорт. перетягивание каната, веревки или полосы материи (борющимися) арқан тартысы → перетягивание каната көкпар тартысы → козлодрание
    1 балл
  6. 1 - Бокенбай Карабатыр улы 1667-1742 году погиб в битве с туркменами Из рода Табын Жетыру. Каратабынская волость аул Караулкелды сейчас называется Байганинский район Актюбинской области. 2 - Канжыгалы Богенбай 1680 - 1778. Родился в 1680 году на родовом зимнем пастбище племени Аргын — на берегу р. Бугунь (ныне Байдибекский район Южно-Казахстанской области) в семье потомственного батыра — батыра Акша и его жены-каракалпачки Сандык. Внук Батыра Альдеуна. 3 - Богенбай Кожекулы' (в некоторых источниках Биркурткаулы) (1700, на берегу реки Торгай — 1759, на берегу реки Шаган, приток Жайыка) — казахский батыр, предводитель объединенного аргын-кыпчакского и ногайского войска. Происходит из рода караман токал аргына.[1]Участвовал в сражениях с жонгарами в Мангыстау, на берегах pек Жайык, Ойыл, Жем, Сагыз и окрестностях Туркестана, Шу, Жетысу, Аягоза и др. Оказывал содействие развитию торгово-экономических отношений с Россией. 20 марта 1747 года тархан Шакшак Жанибек и батыр Богенбай направили письмо-обязательство губернатору Оренбурга И.Неплюеву о беспрепятственном прохождении российских торговых караванов через земли Среднего жуза. 20 июня 1748 года в Орской крепости член Комиссии иностранных дел А. И. Тевкелевым и Богенбаем, доверенным лицом тархана Жанибека «в равной степени с бригадиром Тевкелевым», был подписан документ о казахско-русских отношениях. Летом 1759 году был смертельно ранен при освобождении окрестностей Мангыстау от туркменских захватчиков. 4 - Богенбай Маянбайулы (1630—1708) — казахский батыр. Происходил из рода ашамайлы племени керей. При Тауке-хане возглавлял объединённое войско казахов, каракалпаков, ногайцев (1668). Участвовал в нескольких сражениях с джунгарами. Весной 1688 года был ранен, отражая нашествие калмыков. Стал прототипом главного героя эпической поэмы Жанкиси Кошекулы «Богенбай-батыр» (не следует путать с эпосом «Богенбай-батыр», посвящённым Канжигали Богенбай-батыру). А вот, что говорит по этому поводу старший научный сотрудник института истории и этнологии Академии наук Казахстана Ирина Ерофеева: "Богенбай-батыров было трое, но в исторической науке произошел интересный парадокс: во многих энциклопедиях - старых и новых - персональные биографии всех их "слили" в биографию одного батыра Богенбая из рода канжигалы племени аргын. А это совершенно разные люди с небольшой разницей в возрасте: Бокенбай-батыр Караулы из рода табын; Бокенбай Буркуткаулы (или Байкурткаулы) из рода шакшак племени аргын; еще один Богембай Акшиулы из рода канжигалы племени аргын. Именем одного из них названа улица в Алматы". По словам Ерофеевой, ряд историков из-за недостаточного знания письменных источников считают, что Канжигалы-карт Богембай прославился главным образом в казахско-джунгарской войне 1723-1730 годов. Хотя на самом деле взлет его популярности среди казахов приходится на более позднее время - на 40-50-е годы XVIII века. Из-за этого знаменитую речь на Каракумском курултае в 1710 году, когда было принято первое решение оказывать сообща отпор неприятелю, приписывают ему, хотя ее произносил якобы Бокенбай-батыр из рода табын. "В предании казахов совершенно определенно идет речь о пожилом человеке, старейшине Бокенбае с седыми волосами и седой бородой, а Канжигалы-карт Богембаю тогда было только 19-20 лет, и старейшиной рода он, естественно, в то время никак быть не мог!" - считает старший научный сотрудник. Отцом Бокенбай-батыра был Карабатыр, а матерью - калмычка. "В одной из битв 17-летнего юношу взяли в плен калмыки. Целый год Бокенбай томился у неприятеля, которые всеми силами старались его уговорить перейти на их сторону, но безуспешно. Через год его освободили, молодой человек вернулся на родину - тогда он жил на территории нынешней Западно-Казахстанской области. За проявленные смелость и мужество уже в молодые годы соплеменники удостоили его почетного звания "батыр", а в начале XVIII века избрали старшиной рода табын Младшего жуза", - рассказывает Айсулу Тасимова. 1710 год стал эпохальным для всего казахского народа. В тот год состоялся курултай знатных представителей жузов. "Устав от почти столетней борьбы с джунгарами, большинство склонялось к тому, что нужно сдаваться. Престарелый Тауке-хан почти согласился, как слово взял наш Бокенбай-батыр. Именно тогда он произнес свою знаменитую речь, которая стала поворотной для всего нашего народа. После казахские старшины избрали его командующим единого общеказахского ополчения. В течение последующих двадцати лет он почти беспрерывно воевал с джунгарами вместе с ханом Абилкайыром, где командовал крупными воинскими силами", - утверждает профессор."С Абилкайыр-ханом он был родственником. Хан его уважал и всегда прислушивался к его мнению. Когда нападки со стороны воинственных джунгар, калмыков и туркмен совсем достали, был большой совет. Решили, что лучше принять протекцию России, чем гибнуть от рук неприятеля", - поясняет Тасимова. Аул Жаркамыс Байганинский район Актюбинской области.
    1 балл
  7. https://avestnik.kz/shezhire-na-osnove-nauki/ Шежире на основе науки. Западный регион Казахстана. Актобе
    1 балл
  8. Банхар позднее название. Раньше обычно называли монгол нохой.
    1 балл
  9. Вообще ТАРТАР (тянущий-отбирающий-раздирающий) можно отнести к группе таких тюркских терминов, прозвищей и личных имен как КЕСЕР, БАСАР, ТУРАР, ТОКТАР, ТАНАТАР, БАГАШАР, ЖАУКАШАР, КОЙБАГАР и т.д.: Кесер (кесу - резать) - "порежет", "режущий" и т.д. (қолкесер, тұсаукесер); Басар (басу - давить; следовать, ступать) - 1. "раздавит", "давящий" и т.д. (Бөрібасар - "волкодав" и т.д.) 2. "последует", "последующий" (Iзбасар - "последователь" и т.д.); Тұрар - "выживет", ТОҚТАР -"выживет" или букв "пусть остановится" и т.д.
    1 балл
  10. Всё это пустые слова и эмоции как обычно это у вас. К сожалению вы даже не смогли дать контраргументы на мой пост, которые я хотел от вас услышать. Ну раз их нет у вас, то ничего страшного.
    1 балл
  11. А прокомментировать смешные отговорки слабо?
    1 балл
  12. Странно, страна и народ одни, а традиции разные. У нас говорят: "Жауырынды қонаққа қоймайды" (лопатку гостям не подают). У нас лопатка еда домочадцев, женщин и детей.
    1 балл
  13. А здесь и вовсе интересный род-племя, төмөр нохой - железная собака:
    1 балл
  14. Ув. Steppe Man - Peacemaker подкинул мне еще несколько фоток Боржигонов и Боржигинов:
    1 балл
  15. Извините, но я пишу не про калмыков. Я пишу про монгольские народы Монголии. Ничего я не забыл. Вот пожалуйста еще. Водители боржигоны (выбравшие это модное книжное прозвище): Животноводы боржигоны (выбравшие это модное книжное прозвище):
    1 балл
  16. Таких курьезных случаев очень много, потому что каждый волен придумывать и выбирать себе с паспорта любой тюрко-татарский этноним. Вместо Катаган - Хатгин и Хатигин: Их найман - племя Великие найманы: И даже племя Монгол: Потому что всерьез думают, что такое племя существовало. Если вначале разрешили прописывать понравившийся средневековый тюрко-татарский этноним в удостоверения личности, то позже разрешили их вписывать даже в водительские права. Я живо представил у нас такую картину. В Омске гаишник казах останавливает меня, грозит крупный штраф, но тут гаишник со слезами на глазах кидается мне в объятия с криком: "Ағасы, менде кереймін!" (Дядя, родной мой, я тоже керейт!). И всё, дело в шляпе. Но монгольские гаишники не лыком шиты, их то не проведешь, они то прекрасно знают что все эти надписи в паспортах и правах это каприз их хозяев и к действительности не имеют никакого отношения. Поэтому навряд ли монгольские гаишники при виде надписи "Ургийн овок - Баржгон" бросаются в объятия с криком: "Я тоже Баржигон, мы с вами оба нируны товарищ капитан!". Все авторские права соблюдены. Фотографии любезно предоставлены ув. Steppe Man - Peacemaker'ом.
    1 балл
  17. Во-первых, "бурджигин" - это тюркское название потомков отца Чингизхана: "... Однако прозванием детей Есугэй-бахадура, который был отцом Чингиз-хана... Бурджигин же по-тюркски значит человек, глаза которого синие." Во-вторых, это название не этноним, не самоназвание и не название рода-племени во всей иерархии татарских родов и племен того времени, а всего лишь книжное прозвище всего одной семьи, вероятно родившееся гораздо позднее жизни Чингизхана, так сказать родившееся в период поздней героизации, обожествления белой кости. В третьих, об этом названии современные народы узнали исключительно из книг. А как же иначе? Я думаю именно поэтому при выборе понравившихся татарских этнонимов согласно Указу Президента Монголии 1991 года, халха монголы допускают разнообразное написание этого прозвища. Баржигон: (раньше заливал фото удостоверений) Боржигон: Боржгин: Боржигин: Хош Боржигон: Хиад Боржгон: Боржигин Дорги: Боржигон Малж: Боржигон Лорой: И т.д.
    1 балл
  18. АКБ, у вас истерика?) Столько сообщений за пару часов . Все верно: после выхода перевода Храпачевского мне стало интересно где прошел Елюй Даши и я попытался отыскать Кэдун, озвучил свое предположение. Но потом меня поправил не только reicheOnkel, но и админ выкладывал цитаты, кажется по раскопкам в монгольском Кэдуне. И я, как мужик, как еркек, признал что ошибся и написал: Этот разбор Кэдуна был 3 года назад, а вы спустя 3 года пишите: АКБ, по теме есть возрпажения? Как вам моя карта? Нравится?) Вы же просили позавчера: Даже мне не удобно за то как вы опозорились перед всем форумом: столько лет заниматься историей монголов и не знать что в Монголии были киданьские городища и что вал Чингисхана не построен Чингисханом. Нужно больше читать, ув. АКБ, а не на форуме сидеть
    -1 балл
  19. Не опускайтесь до уровня АКБ. Обзываться это его подростковая выходка. Сізге жараспайды, мнение о себе не портьте
    -1 балл
×
×
  • Создать...