Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      5

    • Постов

      19007


  2. Карай

    Карай

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      1868


  3. Boroldoi

    Boroldoi

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      1599


  4. кылышбай

    кылышбай

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      11026


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 03/16/21 во всех областях

  1. По описанию Чан Чун прошёл Фан Жоу по пути из перевала около нынешнего Каалгана до озера в Шилийн Гол. Этот Харбалгас совсем другой балгас чем тот около Хархорин.
    3 балла
  2. Ув. Zake, я указал эти городища на карте выше, можете не выделять аймаки, сами города ближе к Хархорину. Продублирую карту киданьских пограничных городоищ (АКБ будет очень рад):
    2 балла
  3. Если не ошибаюсь, то это так называемая Карабалгасунская надпись, которая была выбита на 3 языках - уйгурском, согдийском и китайском. Более менее сохранилась китайская часть текста. Перевод можно прочитать здесь: По вашей версии метнулись уйгуры на восток, поставили там свои города и надписи и ускакали обратно в ВТ.
    2 балла
  4. К юго-западу от Иртыша, в пределах Павлодарской области сплошь живут аргыны, в составе которых и фиксируются кыргызские роды вроде шериков или жунды кыргызов.
    1 балл
  5. Значит мой прогноз оказался удачным.
    1 балл
  6. Так сказал один авторитетный местный краевед
    1 балл
  7. Иманбек - Аргын-Басентиин-Иман
    1 балл
  8. Оказалось зря вы тут острите) Абель Ремюза в своих исследованиях о Каракоруме22 пришёл к заключению, на основании древних китайских маршрутов, что развалины Каракорума тождественны с городом (или развалинами) Талархэ Харабалгасун, показанным на карте иезуитов на запад от Орхона. Клапрот же на своей карте поставил Каракорум южнее, в верховьях этой реки. Но после иезуитов, с начала XVIII столетия, никто из Европейцев в течение почти 160 лет не был на Орхоне. Только в 1873 г. И. В. Падерин, снабжённый наставлениями архимандрита Палладия, отправился из Урги с специальною целью отыскать место развалин знаменитого города. Туземные жители указывали ему на развалины, называемые Хара херим или Хара балгасун, лежащие в 6 или 8 верстаз на запад от Орхона. Эти развалины, представляющая четырёхугольное пространство, обнесенное валом, он и принял за остатки древнего Каракорума. Но справедливость такого предположения не безусловная, что между прочим видно из монгольской летописи «Эрдэнийн эрихэ», переведенной профессором А. М. Позднеевым на русский язык и изданной им в 1883 г. В этом переводе, на стр. 110, примеч. 2, сказано, что монастырь Эрдэни-цзу был возведён на месте развалин того города, который был построен Огедай ханом и служил его резиденциею. Этот громадный монастырь, основанный в 1585 г., лежит в двух верстах к востоку от Орхона и показан на всех подробных картах Монголии. Профессор Позднеев в 1877 г. сам был в Эрдэни-цзу и после того в личном разговоре со мною выразил мнение, что вал, окружающий теперь этот монастырь, по всей вероятности и есть остаток древнего Каракорума. Вот почему было бы весьма желательно, чтобы долина Орхона и окрестные горы были подробно исследованы сведущими лицами, с целью проверки сведений древних персидских и китайских писателей об этой местности, как равно и описания Каракорума, сообщенного Рубруквисом в 1254 г. Очень может быть, что эту древнюю монгольскую столицу видели и наши русские великие князья Ярослав и Александр Невский, которые в 1246 и 1249 годах вынуждены были ехать на поклонение в стойбище всемогущего в то время монгольского хана. Вероятнее предки казахов были по обе стороны стен Отрара. Предки калмыков и бурят - только штурмовали Если есть вопросы - спрашивайте. Хархорин не был киданьским городом, это столица монголов, построенная позже (вставил чтобы показать ув. Zake что он не "глубоко-глубоко в тылу" как он писал выше) Сами придумали якобы мою версию с Кэдуном на границе с Приморьем - сами герически это пытаетесь опровергнуть Ув. АКБ, по поводу Кэдуна большинство специалистов пришли к выводу, что он находится на Керулене (я на карте его показал). Там Елюй Даши и собрал представителей степных племен: "Идя на север 3 дня, [Елюй Даши] прошел Хэйшуй1 и встретился с сянвэнем белых татар (онгутов)2 Чункуром3. Чункур преподнес в дар 400 голов лошадей, 20 верблюдов и вдоволь баранов. Идя на запад дошел до города Кэдун, где остановился в Управлении наместника Северного двора (бэйтин духу фу). [Елюй Даши] собрал вокруг себя [людей] из 7 округов - ..., а также вождей и народ 18 племен...". Вы тут отстали от времени и от молодежи, которая в тренде . Вопрос "верить или нет"не стоит. Исторический памятник по имени "вал Чингисхана" существует, хорошо изучен и описан русским, советскими и китайскими археологами и историками. Он лишь называется вал Чингисхана, но все знают, что он не связан с ним. Вы меня разочаровываете, что уровень ваших познаний оказался очень низко, тем более тема касается средневековых кочевников Монголии. Зачем читать Миллера или слушать местных бурят если есть поздние, более точные работы по памятнику? Раз вы про этот вал читаете байки местных и историков, живших 300 лет назад, нечему удивляться содержанию других ваших постов, полных фолька. Про Чингисов камень промолчу
    1 балл
  9. Да. Вы правы
    1 балл
  10. Да, я заметил, что там упоминается некие Тайханские горы. Похоже речь идет о землях Внутренней Монголии. 172. Тайханские горы огибают Пекинскую равнину с запада и севера. Под другими горами разумеются отроги гор пересекающие Хуайлайскую долину, с запада на восток.
    1 балл
  11. "В результате ассимиляции тюрками других нетюркоязычных племен еще в ^ тыс. до н.э. преимущественно тюркскими стали следующие регионы: Северо-Восточная Сибирь (Якутия и ее окрестности), Юго-Восточная Сибирь (Республика Тыва и ее окрестности), Юго-Западная Сибирь (Алтайский край), Западная Сибирь, Уйгурская часть Центральной Азии, Средняя, Передняя, Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа. Но усиление нетюркоязычных племен и народов привело к тому, что некоторые тюркские регионы постепенно становились нетюркскими."https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskie-korni-tyurkoyazychnyh-narodov По-моему, очень разумный вывод. Хотя, в дальнейшем автор статьи уходит от принципа объективности. начинается подгонка под заданный результат. Вы в курсе, что аланов (которых также называли иногда асами) тур Хейердал считал предками АСОВ из норвежской мифологии. Он утверждал, что АСЫ на самом деле были вполне реальными людьми и приводит свои доказательства. "Тур Хейердал: - В «Саге об Инглингах» довольно подробно рассказано о земле Асов, расположенной в низовьях Танаиса, так в древности называли реку Дон. Предводителем Асов в давние времена был некий Один, великий и мудрый вождь, владевший колдовскими искусствами. Войны с племенами соседнего народа Ванов при нем проходили с переменным успехом: Асы – то побеждали, то терпели поражение. Для меня одно лишь это доказывает, что Один был не богом, а человеком, ведь боги не могут проигрывать. В конце концов, война с Ванами закончилась миром, но к тому времени в низовья Танаиса пришли римляне, и Асы, ослабленные долгими войнами, были вынуждены отступить на север. Я внимательно прочитал саги и посчитал, что от Одина до исторической фигуры Харальда Прекрасноволосого (Х век) прошло тридцать одно поколение. Умножая эту цифру на средний детородный возраст, мы получаем полное совпадение с историческими данными: северное Причерноморье римляне покорили именно в первом веке до нашей эры. Это еще одно доказательство. Кроме того, я был просто поражен, когда узнал, что племена асов и ванов были реальными народами, населявшими здешние места до нашей эры! А когда я посмотрел на карту низовьев Дона и увидел слово «Азов», то я просто не мог прочитать его иначе как «Ас Хов», ведь древненорвежское слово «хов» обозначает храм или священное место. То есть город Азов в древности был сакральной зоной Асов!"
    1 балл
  12. Нельзя быть титульной нацией по отношению к кому-либо. "Титульная" - та, что вынесена в "заголовок", "на титульный лист". Казахи - вынесены в "заголовок". Халха - НЕ "в заголовке". Халха - вообще не являются отдельной нацией. Это составная часть нации. Вы уже давно все поняли, но не хотите расстаться со своими иллюзиями.
    1 балл
  13. Именно там. Вроде была и порода лошадей Таминская и найманская (баганалы).
    1 балл
  14. Нас поздравлять незачем. Это его персональный труд и победа.
    1 балл
  15. Оказывается он мой земляк, из нашего пригорода Аксу, кстати ровесник моего сына. Вообще то те места по левобережью Иртыша исконные зимовки басентиинских родов племени аргын. Послушал его ремикс и оригинал песни, он действительно сделал из обычной песни конфетку. Первая реакция Иманбека это шок:
    1 балл
  16. Это мне понятно, но причем здесь кидани? В курсе, что сам Каракорум был не на месте древнего уйгурского города? Построен примерно в 20 км от него. И кстати, вспомните у Джувейни рассказывается как были найдены камни, на которых монголы не смогли прочитать древнюю уйгурскую рунику. Коли монголы ЧХ вышли из среды токуз-огузов, почему они ничего не знали и не декларировали родство с уйгурами?
    1 балл
  17. Поздравляю казахов с получением Грэмми Иманбека. Есть его шежере?)))
    1 балл
  18. Где в Каракоруме остатки киданьской крепости и где источники об этом?
    1 балл
  19. Нанзатов Б.З., ИМБиТ СО РАН, г. Улан-Удэ Племенной состав бурят в XIX веке. В XIX веке бурятские племена были организованы в так называемые "роды". Эти "роды" - представляли собой административные образования, основу которых составляли малые племена, либо их части. Зачастую, многие малые племена, осколки племен не могли составить административную единицу и включались в состав административного "рода", основу которому составляло более крупное по численности племя, либо его часть, которое и давало свое название административному роду. Однако, названия некоторых административных "родов" указывают на явный смешанный этнический характер, основанный на территориальности, например: Подгородный, Сборный, Изголовский, Баргузинский, Окинский и др. На протяжении XIX века административные "роды" входили в состав Степных Дум, осуществлявших функции внутреннего самоуправления бурят. В Иркутской губернии функционировали следующие степные думы: Балаганская, Идинская, Кудинская, Верхоленская, Ольхонская, Тункинская. В Забайкальской области - Баргузинская, Кударинская, Селенгинская, Хоринская, Агинская, Урульгинская. После прекращения работы Степных Дум административные "роды" продолжили свое существование в рамках Инородческих управ, которые входили в состав административных округов. В конце XIX века, а именно в 1897 году, буряты входили в административные образования, именуемые как "роды", представленные в нижеследующих таблицах (Патканов, 1912, 434-708): Иркутская Губерния Иркутский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек I Абаганад 407 Курумчи 1291 II Абаганад 408 Окинский 1531 III Абаганад 818 Сайгуд 660 IV Абаганад 463 Тэртэ 2327 Алагуй 692 I Харануд 335 I Ашибагад 849 II Харануд 527 II Ашибагад 778 III Харануд 1138 I Бабай 581 IV Харануд 712 II Бабай 766 I Хонгодор 2169 III Бабай 789 II Хонгодор 801 IV Бабай 428 III Хонгодор 451 Бадархан 635 IV Хонгодор 1119 I Буян 620 I Хойго 1211 II Буян 1316 II Хойго 501 III Буян 398 Чалдар 501 Иркид 316 Шошолог 1299 I Куркуд 947 Широнхон 881 II Куркуд 627 Непоказанных родов и оседлые инородцы 2727 Итого 31979 Балаганский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек Ашибагад 1571 I Онгой 641 I Барай 666 II Онгой 811 II Барай 193 III Онгой 670 III Барай 509 IV Онгой 148 Боролдой 337 I Онхотой 715 Булуд 1077 II Онхотой 647 Букуд 805 Островский 119 I Готол 1287 Тагна 414 II Готол 1285 Тэртэ 69 III Готол 2941 Хангин 441 IV Готол 602 Харануд 502 Занги 380 I Холтубай 553 Зунгар 1085 II Холтубай 383 Изголовский 495 III Холтубай 798 I Икинад 628 IV Холтубай 468 II Икинад 676 I Хонгодор 1838 I Ирхидей 611 II Хонгодор 1057 II Ирхидей 1087 III Хонгодор 979 Кахинский 1091 IV Хонгодор 783 I Кульмед 1553 V Хонгодор 1820 II Кульмед 977 VI Хонгодор 1840 I Муруй 694 VII Хонгодор 971 II Муруй 1399 VIII Хонгодор 1452 Ноед 841 I Шаралдай 1147 I Ноед 868 II Шаралдай 1107 II Ноед 1147 IX Шарануд 626 III Ноед 245 Шарад 558 I Олзой 734 Шолод 585 II Олзой 1136 Янгуд 1618 Онгой 619 Без указания рода 1114 Итого 52413 Верхоленский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек I Абазай 3080 Ользон 1832 II Абазай 2433 Содо-хойбо 1383 Бахай 1070 Хэнгэлдэр 590 Баяндай 1136 I Шоно 646 I Бура 1949 II Шоно 1586 II Бура 703 III Шоно 1039 III Бура 507 IV Шоно 1217 IV Бура 861 V Шоно 1043 Кырма 939 VI Шоно 1190 Нэхэлэй 1144 Без указания рода 396 Итого 24744 Кроме того в Иркутской губернии буряты числились в Нижнеудинском и в Киренском округах: 1598 и 10 человек соответственно. В целом, общая численность бурят в Иркутской губернии составляла 110745 чел. или 21,5% от всего населения губернии, или 38,4% от всего бурятского населения Байкальского региона (Патканов, 1912, 98). Забайкальская область. Читинский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек Баргузинский 460 Халбин 615 Бодонгуд 6520 Хоацай 1442 Галзуд 2892 Барун-Хоацай 3807 Кубдуд 5130 Зун-Хоацай 2108 Сахалтуй 182 Худайский 97 Соколтуй 75 Цаган 3688 Харануд 3 Шараид 4614 Харгана 6738 Без указания рода 837 Барун-Харгана 1 - - Итого 39209 Баргузинский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек Баяндай 1508 Шоно 2757 Бура 933 I Хэнгэлдэр 1617 Галзуд 1395 II Хэнгэлдэр 1473 Оторчин 520 Без указания рода 195 Сборный 1112 Итого 11510 Верхнеудинский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек Батанай 3117 Барун-Харгана 3492 Бодонгуд 1318 Зун-Харгана 3531 Галзуд 5909 Барун-Хоацай 2433 Гучид 1221 Зун-Хоацай 3015 Барун-Кубдуд 3030 Худай 5530 Зун-Кубдуд 5071 Цаган 989 Халбин 2833 Хэнгэлдэр 7 Харануд 7 Шараид 2165 Харгана 67 Без указания рода 8889 Итого 53624 Селенгинский округ Название административного рода Кол-во человек Название административного рода Кол-во человек Абазай 870 II Табангуд 289 Алагуй 1064 III Табангуд 1196 I Атаган 2998 I Тэртэ 1233 II Атаган 969 II Тэртэ 973 Ашибагад 2363 Узон 228 Бабай-Хурумчи 857 Харануд Иринский 1197 Болбуй 383 I Харануд Селенгинский 3012 Бумал-Готол 1749 II Харануд Селенгинский 559 Ключевский 447 Харануд Чикойский 862 I Куркуд 1298 Хатагин 1047 II Куркуд 253 I Хонгодор 729 Ользон 1047 II Хонгодор 674 Подгородный 859 V Хонгодор 471 Сборный 899 Цаган 14 I Сартул 2109 Цонгол 3713 II Сартул 2511 I Шоно 3038 I Сойго 1355 II Шоно 1513 II Сойго 1555 Шошолог 317 I Табангуд 633 Без указания рода 16923 Итого 62107 Также в Забайкальской области буряты числились в Троицкосавском, Нерчинском, Нерчинско-Заводском и в Акшинском округах: 10772, 206, 101 и 109 человек соответственно. В целом, бурят в Забайкальской области насчитывалось 177638, что составляло 26,4% от всего населения, или 61,6% всего бурятского населения Байкальского региона (Патканов, 1912, 100). В общем, бурят в Иркутской губернии и Забайкальской области по материалам С. Патканова насчитывалось 288383, что составляло примерно 24,3% от всего населения Байкальского региона в 1897 году. Племенной состав. Представленные выше материалы указывающие на демографию бурят в конце XIX века, представляют лишь фискальный состав "родов", в этой сводке не учтены многие малые племена, осколки племен, которые не смогли составить административную единицу, и следовательно, входили в состав административных родов, основанных на базе более многочисленных малых племен. Поэтому, для представления более четкой этнической карты региона необходимо представить все существующие племена в рамках этнотерриториальных групп. В XIX веке, в период существования Степных дум, у бурят сформировались новые общности - этнотерриториальные группы, которые разнятся между собой, помимо территориальных, различиями культурными и языковыми. Наиболее западной этнотерриториальной группой бурят являются нижнеудинские буряты. В составе нижнеудинских бурят исследователями отмечались следующие этнические единицы: тумэшэ, шарад, кулмэнгэ, мальжираг, туряалаг, кхоршон, кара коршон, саган коршон, янта коршон, котоб, барунгар, якта, бэбри, кхотомуд, кхурдуд, кара-дархан, саган тинса, кара тинса, бакан, бурхан шубун, ашибагат. (Сыденова, 2000, 101; Хангалов, 1959, 15-47; Санжеев, 1930, 10; Дарбеева, 1960, 119). Нижнеудинские буряты расселены в среднем течении реки Уды, впадающей в Ангару в ее среднем течении с южной стороны. Как видно, из приведенного списка, часть представляет осколки малых племен, известных среди остальных групп бурят, такие, как шарад, хулмэнгэ, хурдуд, ашибагад. Большая часть распространена только среди нижнеудинских бурят. В состав этнотерриториальной группы балаганских или унгинских бурят в XIX входили такие малые племена, как букод, зунгар, ноёд, олзой, муруй, хулмэнгэ, хогой, онгой, онхотой, икинад, барай, холтубай, шарад, боролдой, харануд, хангин, ашибагад, тэртэ, тагна, занги, янгут, соленгуд, готол, шарануд, ехэнуд, боронуд, зод (НАРБ, ф.3.о.1.д.862. - Л.5-9; Балдаев, 1970). Балаганские буряты расселены в долинах Унги и ее притоков, в среднем течении Оки, а также по западному берегу Ангары. Около половины племен входило в состав большого племени булагатов. В северной части расселены племена, входившие в XVII веке в икинатский племенной союз. Племена позднего монгольского происхождения дисперсно расселены и в основном массиве. В состав этнотерриториальной группы аларских бурят входили такие малые племена, как хонгодор, тайбажан, ашита, харганай, хагта, хабарнуд, шоно бурутхан, дуртэн, болдой, хотогой, сартул, шошолог, боронут, хурдут, шарануд, холтубай, шакуй, янгуд, хурхуд, туралаг, хогой, ноёд, шоно бурутхан, бадархан (Басаева, Зимин, 1988, 58). Близкой аларским бурятам является небольшай этнотерриториальная группа китойских бурят, среди которых известны такие племена, как сайгут, hойhо, шошолог, хурхуд, хатагин, тайшуд, урянхай, расселенные в долине р. Китой. Аларские буряты расселены в долине реки Белая, и ее притока р. Аларь. Большинство племен принадлежит большому племени хонгодор (Румянцев, 1961, 115-126). К числу близких хонгодорам относятся буряты племени бадархан. В составе также есть осколки малых племен булагатов и небольшие группы выходцев из Монголии, не вошедших в большое племя хонгодоров. В состав этнотерриториальной группы идинских бурят входили такие малые племена, как готол, янгуд, ирхидэй, олзой, муруй, хулмэнгэ, ноёд, хогой, онгой, онхотой, холтубай, барай, булуд, шаралдай, зомод, хурдуд, обогон, хулдад, буин, обондой, манхолюд, аргаhан, нарад, тогто (Румянцев, 1969, 76-104; Балдаев, 1970; НАРБ, л.ф. Маласагаева.). Идинские буряты расселены в долинах рек Иды, Осы и их притоков, а также верховий Уды, впадающей в Ангару с востока. Основную массу идинских бурят составляют булагатские племена. Единственным эхиритским является племя тогто. Остальные племена являются осколками одноименных монгольских племен, по большей части ойратских. В состав этнотерриториальной группы кудинских бурят входили такие малые племена, как алагуй, абаганад, ашибагад, харануд, бубай, бабай, буин, хурумша, олой, отонхой, хухурдой, мунхэлэй, саган, далхай, дурлай, хухэнуд, ехэнуд, дархад, хан-хиргис, галзуд, нохойуруг, хуасай, гушид, худай, хонгодор, тажагар (Балдаев, 1970; НАРБ, л.ф. Маласагаева). Кудинские буряты расселены в долинах рек Куды, Мурина, Китоя впадающих в Ангару, а также буряты долины реки Голоустной впадающей в озеро Байкал на юго-западе. В общем, большинство кудинских бурят составляют малые племена булагатов. Несколько малых племен, издавна расселенных в Кудинской долине, не входят в состав большого племени булагатов. Присутствуют также осколки племен из разных мест этнической Монголии, прибывшие в позднем средневековье и в новое время. В состав этнотерриториальной группы верхоленских бурят входили такие малые племена, как шоно, хэнгэлдэр, абазай, олзон, баяндай, худагсаган, хадалай, бура, хамнагадай, бахай, хойбо, нэхэлэй, содо, хэрмэ, булуй, балтагай, басай, харятай, хурай, эмхэнуд, алагуй, хухурдой, миндалхай, хурхуд, харануд, саган, хоридой, нагатай, галзуд, нохойуруг, хуацай, шарайд, сэгэнуд, тугуд, хайтал, торгоуд, боронуд, зунги, булга уруг, булгадай, минган, алаг, богол, нетун, согол, оторши, эрен дэглэй, лавхай, сазагай, дарбай (Румянцев, 1951, 78-108; Балдаев, 1970). Верхоленские буряты расселены в долинах верховий Лены и ее притоков, а также в долинах верховий Куды и Мурина. Большинство принадлежит к большому племени эхиритов. Присутствуют булагатские племена. Встречаются племена, по традиции относимые к хори, но по собственным преданиям, некоторые из них вышли из Джунгарии. Отмечаются также осколки племен ойратского и монгольского происхождения. В состав этнотерриториальной группы ольхонских бурят входили такие малые племена, как шоно, абазай, хамнай, хэнгэлдэр, алагуй, сойод, галзуд, сэгэнуд, хайтал, буян, дурлай, харбяд, нохой, баяндай, булагад (Жамбалова, 2000, 17; Бабуев, 1989, 13-15). Ольхонские буряты расселены на острове Ольхон, и в средней части западного побережья озера Байкал. Большинство составляли выходцы из долины верхней Лены - племена эхиритов, а также сопутствующие им осколки сэгэнудов, галзудов и других малых племен бурят верховий Лены и долины Куды. В состав этнотерриториальной группы тункинских бурят входили такие малые племена, как хонгодор, хурхуд, шошолог, тэртэ, hойhо, бадархан, чалдар, урянхай, сойот, иркит, онход, таха, мандай, булагат, зунгар, хоршон, залха, енгуд, чахар (НАРБ, ф.171.о.1.д.137. - Л.48; Абашеев, 1965, 4). Тункинские буряты расселены в долинах реки Иркут, и ее притоков, находящихся в горном массиве Восточного Саяна. Наиболее многочисленной общностью являются хонгодоры. Основную часть составляют малые племена, неприсоединившиеся к большим бурятским племенам. Распространенны также прежде тюркоязычные сойоты, иркиты, а также прежде тунгусоязычные залха. В состав этнотерриториальной группы закаменских бурят входили такие малые племена, как хонгодор, тэртэ, хурхуд, hойhо, булбэ, хоршод, салжууд, атаган, бурэнгуд, алагуй, сартул, уляаба, долоонгуд, дурбэнгуд, боолдой, соохэр, ангад, зунгар, барунгар, галзуд, шоно, тангуд, сойот, заяктай и сэнтигэн (Галданова, 1992, 23-30; Бабуев, 1993). Закаменские буряты расселены в западной части горного хребта Хамар-Дабан в верховьях реки Джиды и ее притоков. Основу составляют малые племена, неприсоединившиеся к большим племенам. Представлены в небольшом количестве хонгодорские племена, также группы булагатов и эхиритов. Племена сартул и атаган являются частью племен, расселявшихся в XVII веке в устье Селенги. Присутствуют сойоты и тунгусские племена: заяктай и сэнтигэн, которые в течение XIX века были ассимилированы бурятами. В состав этнотерриториальной группы окинских бурят входили такие племена, как боолдой, шуртху, шуранхан, моотонго, тэртэ, даланча, шоошхой, нойод, долоонгууд, донгод, hойhо, хоршод, саган, булга, муртэн, шонорог, махарог, уляаба, сойот, иркит, хаасут, онхот (Дугаров, 1983, 90-100). Окинские буряты расселены в верховьях Оки, в долине ограниченной с северо-востока хребтом Восточным Саяном, с юго-запада хребтом Большой Саян. Основу окинских бурят составляют малые племена - осколки тункинско-закаменских племен, не входящих в состав большого племени хонгодоров. Хонгодорские племена боолдой, шуртху, шуранхан, моотонго являются этнической общностью среди окинских бурят. Особняком стоят племена, которые еще в XIX веке были билингвами и наряду с бурятским пользовались родным тюркским языком - сойоты, иркиты, хаасуты и онхоты. В состав этнотерриториальной группы баргузинских бурят входили такие племена, как абазай, баяндай, шоно, хэнгэлдэр, булагад, галзуд, сэгэнуд, эмхэнуд, бура, уули, басай, оторши, шарад, хурумша, онгой, хадалай, содой, богол, согол (Румянцев, 1949, 48-51). Баргузинские буряты расселены в долине реки Баргузин, впадающей в озеро Байкал на северо-востоке. Все племена баргузинских бурят являются выходцами с верховий Лены и долины верховий Куды и ее притока Мурина. Большинство из них принадлежат большому племени эхирит. Такие племена, как сэгэнуд, эмхэнуд, хурумша являются неприсоединившимися к большим племенам. Племена галзуд и шарад, чьи этнонимы совпадают с хоринскими, также являются выходцами с западной стороны Байкала. В состав этнотерриториальной группы кударинских бурят (байкало-кударинских) входили такие племена, как абазай, шоно, олзон, хэнгэлдэр, алагуй, ашибагат, хурумша, сэгэнуд, хайтал, дурлай, галзуд, торгоуд, монгол, хамниган, отонхой, баяндай, бура, зунгар, балтай (Махатов, 1964, 4; Балдаев, 1958, 152-177). Кударинские буряты расселены в одноименной степи, находящейся в устье Селенги на восточном берегу озера Байкал. Также как и баргузинские буряты являются выходцами с долин рек Лена, Куда и Мурин. Большинство племен относятся к эхиритам. Сопутствующими им являются верхоленские сэгэнуды, хайталы, дурлаевцы, торгоуды, галзуды, шарады, зунгары и муринские хурумшинцы не входившие в большие племена бурят. Булагатами являются буряты племен алагуй, ашибагад, отонхой. В состав этнотерриториальной группы селенгинских бурят входили такие племена, как ашибагад, харануд, цонгол, атаган, хатагин, сартул, узон, хурумша, олзон, бумал, табангуд, алагуй, готол, бабай, боян, урянхай, шоно, абазай, галзуд, хонгодор, хасама, хамниган, бошин, шошолог, цоргил, алцутха, тэлэгун, хэнцэх, выбылк, бухари, тайши, шири, байдан, чонад, боготул, солон, гозум, бэбэлэг, боленгуд, найман, цохор, батод, хотогойд, юмшой, номход, илджигид, урлуд, арабтан, арбанад, харчид, шаралдай, абагануд, ша-ван, джарай, дурбэд, хачинуд, зургин, хайтал, богол, булгад, янгуд, муруй, хангин, хогой, хухуйд, джунджэн, хэнгэлдэр, хотогту, хирчид, дамарин, бани, алатай, халчин, хорчид, салджуд, хуйд, хулмэд, хорлид, онход, хэрдэг, бунгуд, хурхуд, хатнол, дзэрид-азарбатан, хариан, арбагатан, монгол, дабши, согол, борсой, бухуд, хангин, онгод, холдумуй, суламанги, бардам, аргасун, шарайд, батанай, гучид, хирид, урлюд, абгад, сунуд, халбин, дайтхад (Румянцев, 1965, 90-117). Селенгинские буряты расселены в среднем и нижнем течении реки Селенги, в среднем и нижнем течении реки Джиды. Большое количество племен в составе этнотерриториальной группы селенгинских бурят объясняется тем, что в этом регионе скопилось большое количество осколков племен западных бурят бежавших в Монголию - на восточное побережье Байкала в середине XVII века. Также некоторые племена западных бурят были переселены в долину Селенги и введены в казачье сословие, после вхождения этой территории в Российское государство для охраны границ. Здесь сохранились также предшествующее западнобурятским монгольские племена табангуд, атаган, хатагин, сартул, цонгол и др. Также в течении XVII-XVIII веков в этот район постоянно прибывали беженцы из этнической Монголии от Чахара и Ордоса на юго-востоке до Джунгарии на западе. Бегство в пределы Российского государства было обусловлено внутренними распрями между халха-монголами и джунгарами, а также завоеваниями маньчжуров. В силу сложившихся ситуации в этом регионе этнической Бурятии сложилось наиболее пестрая этническая картина, сложенная из племен, осколков племен из монгольских степей и с западного берега озера Байкал. В состав этнотерриториальной группы хоринских бурят входили такие племена, как галзуд, хуацай, хубдуд, шарайд, гучид, харгана, худай, бодонгуд, халбин, батанай, саган, шоно, хэнгэлдэр. Хоринские буряты расселены на обширной территории, ограниченной с востока Яблоновым хребтом. Основная часть населения расселена в долине реки Уды, впадающей в Селенгу, в долине реки Хилок и его притоков к востоку от Селенги. Основную массу этнотерриториальная группы хоринских бурят составляют представители большого племени хори, состоящего из одиннадцати малых племен. В небольшом количестве в этом регионе представлены выходцы из Баргузинской долины. В состав этнотерриториальной группы агинских бурят входили такие племена, как галзууд, харгана, хуасай, хубдууд, шарайд, бодонгууд, худай, сагаан, халбин, сахалтуй (Бадмаев, 1997, 6). Агинские буряты расселены в низовьях реки Онон, в долине реки Ага и в среднем течении реки Ингода. В основном, агинские буряты представлены хоринскими племенами, остальные группы являются меньшинством, которое не составляло административных единиц. В состав этнотерриториальной группы ононских хамниган входили такие племена, как сартул, урянхан, тугчин, хачин, узон, гунуй, мекерчин, хатакин, горлут, даганхан, модоргон, багшинар, улдэгэн, бичикантан, пуцагат, луникер, дулигад, чимчигид (Дамдинов, 1995, 54). Ононские хамниганы расселены в узкой приграничной с Монголией полосе, в долине реки Онон. Основную группу населения составляют жители долины Онона, принадлежащие к группе обуряченного монгольского населения. В составе ононских хамниган, также отмечаются обуряченные тунгусы (эвенки) - мекерчин, пуцагат, луникер, дулигат и чимчигид. Все перечисленные выше этнотерриториальные группы бурят в этническом отношении являются смешанными, состоящими из племен, относимым как к большим племенам булагат, эхирит, хори и хонгодор, так и к малым племенам не являющимися их подразделениями. Исходя из этого, необходимо прояснить принадлежность к большим племенам их подразделений. К большому племени булагат (булгад), или к т.н. "коренным булагатам" по материалам генеалогий относятся такие малые племена, как алагуй, хурхуд, саган, далхай, готол, янгуд, мандалхай, батлай, буин, мунхэлэй, хухурдой, шаралдай, олой, отонхой, бабай, осогор, харануд, бубай, булса, ата, боза, дурлай, хогой, онгой, онхотой, холтубай, ирхидэй. Из указанных двадцати семи племен только тринадцать в XIX веке составляли административные "роды", остальные входили в состав этих родов, т.е. не были представлены на административной карте. К большому племени эхирит (эхирид), или к т.н. "коренным эхиритам" по материалам генеалогий относятся такие малые племена, как хэнгэлдэр, абазай, шоно, худагсаган, хадалай, бура, хамнагадай, бахай, олзон, баяндай, тогто, содо, хойбо, хэрмэ. Из указанных четырнадцати племен только девять составляли административные "роды", остальные, очевидно, входили в состав последних, за исключением малого племени тогто, которое входило в состав идинских бурят. К большим племенам бурят можно также отнести и племя хонгодор (хонгоодор). Большое племя было основано как племенной союз только в Прибайкалье, после выхода из Северо-западной Монголии разрозненных малых племен и осколков, которые после небольшого мирного затишья начали складываться в территориальные группы в долинах Белой, Китоя, и устья Иркута. Процесс сложения территориальной группы продолжался вплоть до XVIII века (Румянцев, 1961, 115-128). В административном отношении хонгодоры делились на роды, в основе которых лежало обозначение порядковым числительным, т.е. 1-й хонгодорский род, 2-й хонгодорский род и т.д. до 8-го в Алари, а также с 1-го по 4-й в Тунке (Асалханов, 1960, 71). К большому племени хори относятся такие малые племена, как галзуд, хуацай, хубдуд, шарайд, гушид, харгана, худай, бодонгуд, халбин, батанай, саган. Все эти племена составляли административные роды, которые зачастую делились на территориальные ветви - барун и зун, т.е. "западный" и "восточный". Также в административном отношении эти роды дублировались в Хоринской и Агинской степных думах, где они составляли абсолютное большинство. Однако, для выяснения этнического состава хоринских племен важными являются материалы Ц.Б. Цыдендамбаева о хоринских хухурах - подразделениях малых племен. Среди хухуров- хоринцев встречаются западнобурятские и монгольские этнонимы, которые указывают на сложный исторический путь развития большого племени хори. Малые племена, находившиеся на периферии и в удалении от крупнейших булагатов и эхиритов, не консолидировались с последними. На их основе создавались территориальные группировки. К наиболее крупным из их числа относятся такие племена, как сэгэнуд, икинад, зунгар, букуд, хурумша, абаганад, шошолог, тэртэ, hойhо, чалдар, табангуд, атаган, хатагин, цонгол, сартул, узон, нойод, шарануд и др. Большое количество подобных малых племен являются малочисленными и не упоминаются в административных документах. Также к подобным группам населения относятся осколки племен из различных регионов Монголии, в составе западных бурят в большом количестве встречаются этнические группы ойратов, в селенгинском регионе отмечается большое количество халхаских и внутреннемонгольских по происхождению групп населения. НАРБ, ф.3.о.1.д.862. НАРБ, ф.171.о.1.д.137. НАРБ, л.ф. Маласагаева. Абашеев Д.А. Тункинский говор. // Труды БКНИИ СО РАН. Вып.17. - Улан-Удэ, 1965. - С.3-34 Асалханов А.И. О бурятских родах в XIX веке. // Этнографический сборник. Вып.1. - Улан-Удэ, 1960. - С.68-83 Бабуев С.Д. О родовом составе ольхонских бурят. // Цыбиковские чтения. - Улан-Удэ, 1989. - С.13-15 Бабуев С.Д. Из родословных Закаменских бурят. - Закаменск, 1993. - 24 с. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят. - Новосибирск, 1997. 159 с. Балдаев С.П. Предания о расселении кударинских и кабанских бурят. // Записки БНИИК. Вып.XXV. - Улан-Удэ, 1958. - С.152-177 Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят. Ч.1. Булагаты и эхириты. - Улан-Удэ, 1970. 362 с. Басаева К.Д., Зимин Ж.А. Хозяйственный календарь аларских бурят. // Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. - Улан-Удэ, 1988. - С.57-75 Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX - первая половинаXX вв.). - Новосибирск, 1992. 182 с. Дамдинов Д.Г. Язык ононских хамниган. Автореф. на соиск. уч.ст.д.филол.н. Улан-Удэ, 1995. 59 с. Дарбеева А.А. Предварительные данные о языке нижнеудинских бурят. // Труды БКНИИ. Вып. 3. - Улан-Удэ, 1960. - С.118-126 Дугаров Б.С. О происхождении окинских бурят. // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. - Улан-Удэ, 1983. - С.90-101 Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Новосибирск, 2000. 400 с. Махатов Б.П. Страницы из жизни бурят Кударинской степи - Улан-Удэ, 1964. 59 с. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т.III. Иркутская губ., забайкальскаяЮ Амурская, Якутская, Приморская обл. и о.Сахалин. - СПб, 1912. 708 с. Румянцев Г.Н. Баргузинские буряты. // Труды Кяхтинского краеведческого музея им. ак. В.А. Обручева и Кяхтинского отделения Всесоюзного географического общества. - Улан-Удэ, 1949. - С.34-62 Румянцев Г.Н. Родо-племенной состав верхоленских бурят. // Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Вып. XII. - Улан-Удэ, 1951. - С.78-108 Румянцев Г.Н. Предания о происхождении аларских бурят. //Этнографический сборник БКНИИ СО АН СССР. Вып. 2. - Улан-Удэ, 1961. - С.115-128. Румянцев Г.Н. Селенгинские буряты. // Труды БКНИИ СО РАН. Вып. 16. - Улан-Удэ, 1965. - С.87-117 Румянцев Г.Н. Идинские буряты (родо-племенной состав). // Этнографический сборник. Вып.5. - Улан-Удэ, 1969. - С.76-104. Санжеев Г.Д. Фонетические особенности говора нижнеудинских бурят. - Л., 1930. 11 с. Сыденова Р.П. Нижнеудинские буряты как этнотерриториальная группа. // Этнологические исследования. Вып.1. - Улан-Удэ, 2000. - С.94-110. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т.2. - Улан-Удэ, 1959. 444 с.
    1 балл
  20. Титульная нация Монголии - монголы, точка!!!! Титульная нация РФ - русские!!!! Титульная нация Казахстана - казахи!!!! Все 3 нации имеют свои составные части, объединенные общим названием и общим самосознанием, историей, языком и т.д. Можно (и нужно!) считать их монолитными. Деление на всякие подгруппы в данном случае имеет значение только внутри этих стран. На внешней арене у них одно единственное название. Это правило для всех современных крупных этносов. Они - результат слияния (при царе Горохе, возможно). Кто так не делал, либо вымерли, либо стали реликтами и утратили свое былое значение. Вы, как всегда, противоречите сами себе, как Вам выгодно: "здесь играю, здесь не играю. а здесь рыбу заворачиваю..." Вопрос к Вам, лично: если я Вас спрошу про Вашу национальность, Вы вначале назовете себя казахом, а потом свой род и племя или НАОБОРОТ? Подозреваю, мы ответим одинаково. К монголам это тоже относится.
    1 балл
  21. Да, на странице 705 (707) в этой книге: http://kazneb.kz/site/catalogue/view?br=1544196
    1 балл
  22. Бек, Би, Бай существовали и существуют одновременно, это разные титулы. Кто-то когда-то выдвинул мысль о перерождении "бек" в "би", а вы не задумываясь подхватили, вам уж непростительно. Бек - крепкий (гл. бекіту - укреплять) Би - правитель и судья в одном лице (гл. билеу - управлять; билік - власть; даже в шашках дамку называют би ) Бай - само собой разумеется богач, богатый "Codex Cumanicus" дает переводы и примеры сотношения титулов с латынью: Хан - imperator (на латыни) - шах (фарси) Солтан - rex Бек - princep Бей (каз: Би) - baron От себя добавлю: Бай - ditis, dives Enhd, помните поговорку "Управляй так, чтобы плясали под твою дудку"? Теперь поняли связь власти и танца?
    1 балл
  23. вы можете на основании чего в той статье выделены т.н. кимаки и сары-тюргеши? по моему это просто фантазии без древнего ДНК вообще насчет алчитатар тоже самое.Но также вам статью это не помешало написать. Я никакие статьи не буду писать и рецензии,это ваша работа. Наша просьба к вам быть обьективным. В чем моя необъективность. Я казанский татарин и заинтересован сделать Младший жуз алчи-татарами? Объективно генетические данные косвенно играют в мою пользу, так как география происхождения субклада четко показывает на ту область откуда и по источникам алчи татары Отвечаю таким же бредом:хорошо согласимся с тем что алшыны-алчитатары. Ну так вот средний жуз и большой потомки мунгал,кипчаки исключение,ведь так это и без днк ясно,по названию племен. Так вот алчитатары как вы знаете подверглись геноциду со стороны мунгал.Дабы востановить доброе имя своего народа есть страны которые выплачивают компенсацию Испания-домиинеканцам,германия-евреям итд.Средний и большой жузы должны так же младшему выплачивать компенсацию за геноцид+за окупацию наших земель (зап. кз.) Вы монголы,а мы татары правильно я говорю).Как по вашему мнению?Ведь мы 2 разных народа получается)!
    -1 балл
  24. По АКБ на Алтае
    -1 балл
  25. Приведите пожалуйста, из версии Сагымбая, что Көкөтөй был ханом, пусть и в стороне Ташкента, чтобы убедится, а Көкүм хан исторический личность, который действительно был ханом и которого убили. Отсутствие конкретных сведений о кыргызских племенах до МАТ еще не повод всех кыргызов записывать в моголы, в средневековых кашгарских трудах кыргызско-могольские отношения четко расписаны. На счет санжыры, что есть, то и есть, ни мною придумано, ладно бы в одном или в другом, но сплошь констатация, наверно какая то доли правды есть. Но я лично считаю, что кыргызские моңолдор не имеют отношения к моголам Моголистана, они уже в Алтае были в составе кыргызов в числе сорока племен, образоваших кыргызский народ и добросовестно выполняли свой долг по освоению южных рубежей
    -1 балл
  26. Из диссертации Д.М. Тулуша: Список впечатляет. Эти все древнеуйгурские сооружения были исследованы в Туве. Все это предполагает существенное давление на древних уйгур именно с севера - с земель ен. кыргызов. И опровергает бредни юзера АКБ о нахождении уйгурского каганата в ВТ.
    -1 балл
  27. Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан shine.shuukh.mn › irgenanhan › view Монгол улсын иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135-р зүйлийн 135.2.6-д зааснаар Бүлтэн овогт Гэлэгпэлийн Маамцэрэнг ... Монгол Улсын шүүхийн шийдвэрийн сан new.shuukh.mn › irgenanhan › view Иргэний хэрэг шүүхэд хянан шийдвэрлэх тухай хуулийн 135 дугаар зүйлийн 135.2.6-д зааснаар Бүлтэн овогт Банзрагчийн Сэрчинсүрэнгийн ..
    -1 балл
  28. кылышбай, откуда у тебя такая тяга и рвение к фольку? Из прочитанных недавно художественных книжек? И откуда привычка пенять на зеркало?
    -1 балл
  29. Очень сомнительные утверждения
    -1 балл
  30. Да нормальная история у кыргызов, формировались мы как указано в эпосе Манас и трудах китайцев и арабов и других на Алтае (включаю туда весь южный сибирь). Были взлеты и падения, кто то ушел, кто то влился, обычный процесс становления народа. А то что можно было украсть из истории уже украли, будем собирать по крупинкам! А чужой истории мне не надо! Было их и нет. Постскриптум: согластно китайским источникам войлочные белые шляпы (считай ак калпаки) кыргызы носили еще на многие века перед до появления могулов!
    -1 балл
×
×
  • Создать...