Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 09/08/25 во всех областях
-
Ну так монгольские народы не только северо азиатская раса.Среди них есть значительный пласт представителей южносибирской расы.Среди тех же халха монголов довольно много тюркской крови.А у бурятов скорее всего славянская кровь не прям редкость2 балла
-
Так писать не следует в отношении любого народа. Казахи - это этнос и социально‑историческая общность. Маркеры по мужской линии (Y‑хромосомные) полезны для изучения древних миграций и контактов между группами людей. Также не следует выбирать из науки только то, что удобно для подтверждения собственных убеждений. Следует либо опираться на весь спектр научных данных и методов при изучении происхождения народа, либо ясно оговаривать ограниченность выбранного подхода. Использовать только маркеры по мужской линии (Y‑ДНК) лишь потому, что это приемлемо и понятно в обществе в силу историко‑культурных практик, - нарушение научной методологии. Так легко подогнать факты под культурные ожидания, не выстраивая научного объяснения. Этническая принадлежность - это не биологическая данность, а социальная категория. Есть патрилинейные общества (родство по отцу), матриллинейные общества (родство по матери/ иудеи, африканские общества). Если собрать полсотни исследований по происхождению народа/народов за последние 15 лет и провести метаанализ, окажется, что применяются взаимодополняющие подходы: анализ аутосомной ДНК, палеогеномные данные (палеоДНК), маркеры по мужской линии (Y‑ДНК) и по женской линии (мтДНК). Только совокупность этих методов и данных вместе с археологией, лингвистикой и исторической антропологией дает адекватную картину этногенеза народа. Не следует ссылаться только на частоту мужского маркера, а тем более на единичные случаи. Хотя отдельные выбросы (outliers) могут представлять интерес в отдельных исследованиях. Тем не менее обобщать выводы на их основе нельзя.2 балла
-
1 балл
-
Наконец то вышла долгожданная статья по предкам казахских коныратов Ссылка здесь: Сабитов Ж.М. К вопросу о происхождении золотоордынских эмиров Нангудая и Кутлук-Тимура // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 3. С. 563–580. https://www.academia.edu/144349144/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96_%D0%9C_%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%83%D0%BA_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2025_%D0%A2_13_3_%D0%A1_563_580 Было шесть версий происхождения Нангудая, существующих в историографии, среди которых наиболее обоснованной я признаю ту, что приведена в «Фирдаус ал-икбал», с поправкой на ошибку автора — смешение двух разных лиц по имени Ногай (темник Ногай и кунграт Ногай). Помимо «Фирдаус ал-икбал», шежире называют в числе его предков Жаилхана, Сенке-бия и Ногая, имена которых совпадают с предками из письменных источников. Предком Нангудая действительно был Терк-Амал-хан, кузен Борте (жены Чингисхана), а не золотоордынский темник Ногай. Таким образом, Нангудай происходит из правящей линии кунгратов, связанных с домом Чингисхана через брачные союзы (Тумалун — дочь Чингисхана, супруга Тыныма-гургена). Ниже напишу генеалогию Нангудая. Золотоордынский эмир Нангудай имеет длинную генеалогию предков. К именам предков мы добавим краткий пересказ сведений, касательно того или иного предка Нангудая и свои пояснения. Ниже указана генеалогия Нангудая (номер будет означать колена, то есть 7 – это предок в 7 колене, 12 – предок в 12 колене): 1. Агадай. Отца Нангудая звали Агадай бахадур. Он правил в Булгаре 22 года. Совершал походы на русские княжества и черкесов, «покорил эти стра ны и назначил там наместников». Он управлял странами Булгар и Черкес в качестве заместителя отца. Ему подчинялось 30 тысяч юрт кунгратов и 100 тысяч юрт других кочевников. Также он восстановил городские стены Хад жи-Тархана, лежавшие в руинах со времен Джучи. Погиб в 713 году хиджры (1313–1314) вместе с отцом в возрасте 35 лет в битве с Сонкор-мирзой из племени Мангыт. 2. Ногай. Отца Агадая звали Ногай. Погиб Ногай из племени кунграт в возрасте 81 или 92 лет в 713 году хиджры и имел 7 сыновей. 3. Муса гурген. В 631 или в 633 году по хиджре Муса гурген унаследовал улус отца. Бату повысил его в должности и выдал за него дочь Хулагу (сын Толуя) по имени Таракай-хатун. Она родила ему Ногая и Тудаку хатун. Тудаку была замужем за султаном Ахмад Тегудером сыном Хулагу. Муса гурген умер в 663 г. по хиджре, во времена правления Берке. Его доисламским именем было имя Тука-Тимур. 4. Тыным гурген получил от Чингиз-хана титул нойон (вместо титула хан, который был у его отца) и во владение всех кунгратов. Сопровождал Чингиз-хана в большинстве его походов. В битве между ханом и султаном Джалал ад-Дином Хорезмшахом на берегу реки Инд (Синд) Тыным гурген упорно сражался, ранил самого султана и убил его знаменосца. Султан потерпел поражение, но спасся, прыгнув в реку. Хан одарил Тыныма гургена множественными наградами и почестями и поднял его по статусу выше других эмиров. По возвращению из Ирана, Чингиз-хан отправил своего сына Джучи обратно в его владения и послал с ним Тыныма гургена вместе с его племенем в улус Джучи. Джучи уважал Тыныма и ничего не предпринимал без его совета. Ближе к концу жизни Тыным гурген принял ислам. 5. Терк-Амал-хан. Когда Чингиз-хан воевал с Онг-ханом Кереитом, он попросил помощи у Терк-Амал-хана, и с его помощью победил. Взойдя на трон, Чингиз-хан попросил Терк-Амал-хана прислать ему Тагахара Бахадура (своего брата), которого он назначил личным эмир-и лашкара. Терк-Амал-хан, правил 35 лет и в 618 году по хиджре умер. У него было четыре сына. Старшего звали Тыным гурген. Чингиз-хан выдал замуж за него свою дочь Тумаюн. Имена младших сыновей Терк-Амал-хана были Эльчи Ноян, Ачай и Тукен. 6. Дей (Даритай)-нойон хан. Он был современником Есугея Бахадура. У хана было трое сыновей, Кая-хан, Терк-Амал-хан и Тагачар-нойон. Даритай-нойон-хан сделал Кая-хана правителем кунгратов на Кара-Мурене, сделал Терк-Амал-хана своим наследником и сделал Тагачар-нойона эмир-и лашкар. Кая-хан умер во времена Гуйук-хана ибн Угедей каана. Судя по всему, отцом Терк-Амал-хана был Даритай-хан, брат Дай-сецена (отца Борте). 7. Арслан-хан. Имел 10 сыновей. Арслан-хан, мстя за смерть сына Кабул-хана, разграбил район Китая под названием Ханбалык, убил эмира Алтан-хана по имени Ток Чингсанг. 8. Монге-хан. Он имел семь сыновей: Пашан, Сенги, Джамуха, Байсун, Арслан, Кубдай и Сойюнч. Большинство кланов племени кунграт являются их потомками. Монге отправил четырех сыновей, которые были старше Арслана, вместе с 20 тысячами семей племени кунграт на берег реки Кара-Мурен; они завладели этим местом и поселились там. 9. Джаилган-хан. Был современником Тумбинай-сечена. Он восстал против своего родственника Караул-хана и убил его. После этого он стал ханом всех кунгратов. У него была дочь Аруджа хатун, которую он выдал замуж за прадеда Чингиз-хана, Кабул-хана, сына Тумен-хана. Здесь интересным фактом является то, что Жаилхан (Джаилган-хан), согласно каракалпакскому фольклору, считается предком кунгратов. 10. Аганай-хан 11. Сынтай-Тимур 12. Каучин 13. Кадан-хан 14. Калджидай-хан. По генеалогическим расчетам он мог родиться около 892 года (расчет на основании 30 лет на поколение). Калджидай-хан, согласно «Фирдаус ал-икбал», был очень справедливым и образованным человеком. У него был младший брат по имени Салджидай и сын по имени Кадан-хан. Когда Калджидай-хан умирал, он разделил свой улус и имущество на две части: сыну и брату. Когда Кадан-хан взошел на престол, Салджидай-хан, поднял восстание. После долгих боев он захватил и заключил в тюрьму Кадан-хана, который умер в тюрьме. Салджидай-хан после захвата Кадана стал правителем кунгратов. В течение пяти поколений после него королевство принадлежало его потомкам. Имя последнего короля было Караул-хан, сын Тимадж-хана, сына Кескюн-хана, сына Уранджи-хана, сына Буркай-хана, сына Салджидай-хана. Другой вопрос - генеалогия эмира Кутлук-Тимура Существует пять версий происхождения Кутлук-Тимура, наместника Хорезма при Узбек-хане: Наша версия - из племени онгут. Вот наша реконструкция его генеалогии: Кутлук-Тимур происходил от Чин-Тимура, баскака Ургенча, назначенного Джучи. Его потомки: Чин-Тимур - онгут, баскак Ургенча при Джучи, служил также при Угэдэе и Чурмагуну. Онгу-Тимур и Куч-Тимур — сыновья Чин-Тимура; первый служил в Иране, второй - в Хорезме. Толук-Тимур, сын Куч-Тимура - правитель Хорезма до 1307 г. Куртука - сын Онгу-Тимура; его сыном был Кутлук-Тимур, упомянутый как Наджм ад-Дин Кутлуг-Тимур, назначенный Олджайту-ханом хорезмшахом, но на деле - представитель династии хорезмских наместников. Его мать - сестра хана Токты, жена эмира Куртуки, а братья - Мухаммед-ходжа и Сарай-Тимур. Харунбек, сын Кутлук-Тимура, зять Узбек-хана, женатый на дочери ханшы Тайдуллы. Таким образом, Кутлук-Тимур происходил из онгутской династии наместников Хорезма, восходящей к Чин-Тимуру, вассалу Джучи. Эта линия была тесно связана с Джучидами через браки и службу при Узбеке и Токте.1 балл
-
1 балл
-
нарын вообще монгольское слово, только непонятно от кого осталось, от монголов или позже от джунгар Нарийн— тонкий, узкий (может употребляться в зависимости от контекста).1 балл
-
Недавно нашел одну интересную статью про польского генерала Сулькевича вообщем в статье говорится что он потомок литовских татар из рода Алчин-Джалаир ещё там информация что в 1430 году некий Джалаир из рода Алчин переехал туда получается где то ровесник Алау батыра есть ли в шежире алчинов такие персонажи? Сулькевичи получается потерянное колено Алшынов? Там у них герб даже свой есть Вот статья : https://diletant.media/articles/45330467/1 балл
-
Да, мне известно со слов каракалпакских информаторов-Колегенов о неком Генжебай батыре служившем Аблай хану и переселившимся со своим племенем в Туркестан, где и остались. В этом случае они должны были быть в группе Сагындык бия (тесть Аблай хана), которого Аблай хан переселил на Талас или в Тараз, точно не помню сейчас, во главе со своим сыном Адилем. Но, в группе Сагындык бия имя Генжебай не встречается и, возможно, информаторы путают Аблай хана с Тауекелем. Я в недавнем посте писал, что некоторые каракалпакские рода часто меняли свою лояльность тому или иному правителю, и вплоть до воцарения Ишим Мухаммед хана, численность каракалпаков постоянно менялась, то увеличивалась, то уменьшалась. Отсюда и сведения могут несколько искажаться во времени. Причем, искажения могут быть и в другую сторону, например, Генжебай батыр мог служить не Аблай хану, а Уали хану, то есть его сыну, рожденному от каракалпачки Сайман ханум. В любом случае, ключевые здесь могут быть ураны "Улытау" и "Уллытау", а также род Колеген и племя Кытай, а также связующая их всех местность Улытау. А Генжебай батыр согласно легендам переселяется в Туркестан, а Сагындык бий происходит из племени Кипчак-Балталы.1 балл
-
1 балл
-
Казахи, населяющие приграничные с каракалпакми районы, казахское национальное блюдо ет ("бишпармак") называют как и каракалпаки күртік. гуртик, күртік - это название раскатанного теста в блюде: Внизу приведен список названий раскатанного теста в блюде, используемых казахами в разных регионах. Но он не полный, в нем нет названий, используемых на юге (қамыр и пр.). Выше я тоже приводил свой список. По поводу вопроса о происхождении "гуртик - күртік", калмыцкое это название раскатанного теста в мясе или другое, надо выяснять дальше.1 балл
-
Колегены стали казахами, предположительно каракалпаки но не понятно когда от них отошли1 балл
-
Из тестированных Колдаулинцев известно, что трое относятся к этой гаплогруппе (то есть, половина), остальные - два G и один Q. К сожалению, у тестированных не указаны названия подродов, так как Колдаулы среди каракалпаков довольно большой род, на форуме есть даже отдельная тема по ним. Помню, один форумчанин из Беларуссии искал своего совпаденца среди Колдаулы.1 балл
-
1 балл
-
https://www.pnas.org/doi/abs/10.1073/pnas.24184851221 балл
-
Интересные новости от китайских археологов. Раскопали захоронение сяньбийцев древнего времени и нашли у них N1c-F4205. Что из этого следует? Во-первых по прямой мужской линии это родня казахским уакам, сргелы, возможно жалаирам-кайшылы, колегенам емнип, а также каракалпакскому роду колдаулы. Помимо этого треть бурят из числа хоринских родов тоже их родня. Еще совсем немного ойратов там сидит в этом кластере. Во-вторых многочисленные днк аваров из Венгрии также совпадают. В общем авары, основавшие аварский каганат в Венгрии по всей видимости потомки жужаней, которые бежали от тюрков.1 балл
-
1 балл
-
Интересные новости от китайских археологов. Раскопали захоронение сяньбийцев древнего времени и нашли у них N1c-F4205. Что из этого следует? Во-первых по прямой мужской линии это родня казахским уакам, сргелы, возможно жалаирам-кайшылы, колегенам емнип, а также каракалпакскому роду колдаулы. Помимо этого треть бурят из числа хоринских родов тоже их родня. Еще совсем немного ойратов там сидит в этом кластере. Во-вторых многочисленные днк аваров из Венгрии также совпадают. В общем авары, основавшие аварский каганат в Венгрии по всей видимости потомки жужаней, которые бежали от тюрков. Ж.М. Сабитов1 балл
-
Это анахронистические данные. Чамас это возможно Чамач-бий/Чамаш-бий - один из основателей Кокандского ханства. Сары-багыш и Бугу потомки Кылжыра, т.е. фиксируется их родство.1 балл
-
Еще один местный всадник на фото Дудина С.М. Охотник с ястребом и барабаном. На заднем плане наша необъятная степь до горизонта (қыр). Для чего барабан спросите вы? Объяснение находим у этнографа М.И. Красовского. "Область сибирских киргизов (Образ жизни казахов степных округов)" 1868 год: "... Жилище киргиза ... Тут же сидит на особенной подставке сокол или беркут, с навешанным на глаза кожаным колпачком. Над ним висит седло, барабан для спугивания дичи и разные другие охотничьи принадлежности".1 балл
-
Этот мужчина похож на слабо выраженного евро-монголоида. Если бы я встретил его на улицах Астаны, я бы точно сказал, что он казах. У меня был один бурятский друг, светловолосый и голубоглазый. Этот мужчина — его слегка более тёмный, русый вариант.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
У теленгит встречается уйсунский ствркластер , если доолос из этой ветке , интересно получится1 балл
-
Как турок/туркмен с корнями из Туркестана, я смотрю на ваши комментарии и вы абсолютно правы. Казахи — это народ, который рассеялся на огромной территории и имеет глубокие связи со многими братскими общностями. Ногайцы, каракалпаки, родовые племена, составляющие основу узбеков, казахские группы в Кыргызстане, родственные общины в Монголии, тюркские народы Сибири, и даже группы, ведущие свое происхождение от венгерских степей и наследия аваров — все они имеют общие генетические и культурные следы с казахами. У нас также есть прочная связь с крымскими татарами в Турции и другими соотечественниками из Туркестана. Кроме того, у них очень сильная языковая связь с казанскими татарами, карачаево-балкарцами и кумыками на Кавказе. Я сам лично был свидетелем того, как многие казахи могут без особых трудностей понимать и общаться с этими народами. Видеть это естественное общение, возможное благодаря принадлежности к одной языковой семье, действительно очень здорово. Поэтому я считаю, что определять казахов только через одну гаплогруппу (например, C2) — это очень неполно. Казахи на самом деле обладают огромным генофондом, объединяющим множество групп, таких как R1a, N, C, Q, J, E, G и многие другие, которые я не могу все перечислить, — это сплав тюркского и монгольского наследия. Я считаю, что они являются одними из самых настоящих и многогранных наследников империи, основанной Чингисханом. Так что смотреть на один генетический маркер и говорить «вот кто такие казахи» — не только неправильно, но и является большой несправедливостью по отношению к богатству этого великого и древнего народа.1 балл
-
Ничего экзотического в гаплогруппе О нет. Это гапла свойственна киданям и населению китайских равнин. И сейчас ее много у халха монголов. Авары это осколок жужанского каганата, возможно группа под предводительством предпоследнего жужуанского кагана Амаржина (Аваржина), которая ушла на Запад в период распада и включили в себя кочевников западной степи, дойдя до Паннонии.1 балл
-
@asan-kaygy У каждого клана Чингизидов были свои родоплеменные группы. Всех смешивать в одну кашу, как это пытаетесь сделать вы, в корне неправильно. Казахские этнические группы возглавлялись восточными Тукай-Тимуридскими Джучидами, узбекские этнические группы возглавлялись Шибанидскими Джучидами. Абулхаир хан безусловно являлся ханом по соседству с Джанибеком и Кереем. Поэтому правомерно признавать Абулхаира хана соседом по территории, но никак не нашим ханом в принципе. Вы даже не можете дать определение, что хотели сказать под "наш хан". Я вам все предельно объяснил, чтобы соответствовать понятию "наш хан", Абулхаир должен был возглавлять помимо узбекских, и казахские родоплеменные группы тоже, а также Джанибек и Керей должны были быть зависимыми от него вассалами, как и прочие восточные Джучиды, однако судя по первоисточникам ни одно из этих концепции не подтверждается.1 балл
-
Наш хан и казахский хан, это немного разные вещи. Берке хан тоже наш правитель, но не казахский хан.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Кстати на кыргызском есть слово "саксак"в значении всклокоченный растрепанный.Саксайган чач-растрепанные/не ухоженные волосы1 балл
-
https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941 ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail: madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ статье сравнительно рассматривается структура каракалпакских кунгратов, делается попытка выявить признаки родовой самоидентификации, определить регулирующую роль в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность определить степень участия различных этнических компонентов вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных родовых связей в условиях глобализации, а также прогнозировать будущее этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат», существуют различные варианты о его происхождении.Среди каракалпаков и узбеков широко распространено объяснение происхождения наименования «қоңырат» от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре1 балл
-
1 балл
-
Вот еще палец в сибирских языках, где не манча: Алтайский - сабар Шорский - падырбаш Якутский - тарбах Долганский - чөмуйэ Тувинский - салаа Тофаларский - эргек Чулымский - сағзақ Хакасский - салаа (взято мной из Списка Сводеша для тюркских языков)1 балл
-
Алтайский (горно-алтайский) манча палец Алтайско-русский словарь, Н. А. Баскаков, 1973, стр. 341 Хакасский манча палец, кисть руки «Хакасско-русский словарь», ред. В. Я. Бутанаев, 1983, стр. 312 Тувинский манча (редко) палец (диалектное) «Тувинско-русский словарь», К. Б. Салчак, 1980, стр. 294 Шорский манча палец «Шорско-русский словарь», А. П. Дульзон, 1953, стр. 228 Сарыг-югурский (туранские югуры, КНР) manča палец Yu. A. Zhukov et al., Saryg Yugur Dictionary, 1998, p. 201 То есть это слово известно в целом ряде сибирских тюркских языков, а не только в кыргызском. В некоторых диалектах встречается форма с «ч», в кыргызском — чаще с «ж».1 балл
-
1 балл
-
у нас герб был с верблюдом Герб Петропавловска — Википедия1 балл
-
1 балл
-
халха М504 , М48 ближе больше тунгусо-маньчжурам , чем к нам , об этом надо писать нашим генетикам То что халха это типа казахи , это тоже самое что писать огузы, турки F4205 это самодийцы , чукчи1 балл
-
Сабитов Ж., Каратаев А., Толегенулы Б. Представители казахских племен в эпосе «Манас» // Asian Journal “Steppe Panorama”. 2025. Т. 12. № 4. С. 946–959. https://www.academia.edu/143726744/Сабитов_Ж_Каратаев_А_Толегенулы_Б_Представители_казахских_племен_в_эпосе_Манас_Asian_Journal_Steppe_Panorama_2025_Т_12_4_С_946_9591 балл
-
Спасибо за текст. Я недостаточно читал по теме переселения каракалпаков в долину. Возможно, имели место две–три волны миграции каракалпаков в долину. Наверняка переселения согласовывались с местной властью: просто прийти и занять пастбища без разрешения было бы трудно. И Кокандское ханство в то время находилось на подъеме и вело войны с соседями — с казахскими родами, Бухарским эмиратом и Хивинским ханством. Войны Коканда с джунгарами были и ханство проводило политику дружбы с разными силами против джунгар. К началу 18-го века ханство расширилось: был взят Ташкент - важный узел путей сообщения - и установлен контроль над городами юга современного Казахстана (Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата). Там мечети строили. Также над частью Семиречья (крепости Пишпек и Токмак). Дорога и логистика в ту часть Чуйской долины (верховья Чу) далекая и трудная: чтобы попасть из Ферганской долины в Чуйскую, надо преодолеть Сусамырский перевал, который выше и сложнее перевала Камчик. Очень непросто с логистикой там до сих пор. Зимой дорогу время от времени закрывают. Закрепление в Токмаке (рядом с древней столицей Караханидов Баласагуном) открывало выход к Иссык-Кулю и далее в Восточный Туркестан. Также Коканд соперничал с Бухарой за Худжанд и Ура-Тюбе (историческая Согдиана), в конце концов тоже присоединили к Кокандскому ханству. Не умаляя воинственности каракалпаков, которые позднее наверняка участвовали в коннице Кокандского ханства, надо отметить: на фоне усиления и экспансии того времени, выступить против Кокандского ханства, после давления на средней Сырдарье на каракалпаков, было бы крайне трудно для каракалпаков. Ферганская долина защищена горами со всех сторон, а один из основных входов в неё - перевал Камчик. Да и зачем , если можно было договориться? Я считаю каракалпаков приняли в Фергане как скотоводческое население с согласия хана. Переселение каракалпаков, по всей видимости, происходило волнами в Ферганскую долину. Кроме Ферганы, часть каракалпаков осела и в Зарафшанской долине. Исследования о миграциях каракалпаков за последние 300 лет существуют, но картина фрагментарняа. История разбросана в источниках эпизодами. В последние годы эту тему подробно не изучали.1 балл
-
Если какой-то историк что-то и оспаривал, хотя мне неизвестны подобные историки, возможно, кто-то высказал какие-то свои предположения, которые не являются фактами. Так что, пока никаких переубеждений не предпринято, да и каракалпакскую историю никто из проф историков ещё не изучал. Чингизиды не имеют национальностей и, если Кучум хан и его потомки управляли каракалпаками, то они автоматически каракалпаки.1 балл
-
Когда Геродот описывал скифские племена, то наверняка кыргызы еще были персоязычные. Каргасы-Грифы скорее всего это и есть древние кыргызы. Стерегущие золото грифоны. По Геродоту они соседствовали с аримаспами, которых называли одноглазыми. Что интересно Ар Асп это прекрасноконные с персидского. Это и есть пестроконные Алагчины (Бома) с которыми кыргызы соседствовали и воевали согласно китайским древним источникам. Одноглазыми их называли из-за повязки на голове с кругом на лбу. Такой элемент одежды до сих пор существует у северных сибирских народов (эвенки, якуты). По Геродоту Стерегущие золото грифоны и Аримаспы, по китайским источникам Кыргызы и Алагчины.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
@Лимфоцит Я не отрицал генетические исследования. Это уже вы начали придумывать. Из генетики прекрасно можно проследить время появление этногенетического коллектива, из генетики можно проследить родственные линии, из генетики можно проследить число поколении. Но с помощью генетики нельзя проследить к примеру какие рода найманов были изначально у казахов, а какие позже пришли и ассимилировались. А вы как раз хотите вот эту вот не верифицированную часть выдать за лже науку. Вы так и не смогли объяснить как гаплогруппы соотносятся тем, что я у вас спрашивал. Или у вас какие то проблемы с русским языком?1 балл
-
Предки бурятов переместились из Алтая в Забайкалье в 16-17 веках и там смешивались с местными "тунгусами". В каких пропорциях не знаю. Поэтому у бурятов могло сохраниться много среднемонг. слов в архаичном звучании. Ибо"монголизмы" или "хитаизмы" проникли в Алтайский регион до эпохи Чингиза. Яркий пример, это хитайское название реки Оби - Амар ("спокойная"). И обязат-но должно быть пересечение по днк с бывшими насельниками Алтая, т.е. в том числе казахами и кыргызами. Но я не совсем уверен, что все это вы в состоянии "переварить". Никак не хочу принизить вас. Но большинство уверено что буряты -автохтоны Байкала и при этом "плевать" на документы. Калмаки назывались в общем ойрот и ойлиот (ölöt). Входившие в их состав баргу-бураты ушли из Алтайского региона на Байкал. Кроме письменных источников об этом свидетельствует и фольклор бурятов (читайте фольклор галзутов, которые вышли из Катуни) https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Bakunin_V/text11.htm "...Но сие достоверно, что в XVI веке калмыцкой народ назывался на их языке ойрот (Ойротами назывались поколения западных монгол, объединенных под главенством Чоросского князя Махмуда), а по мунгальски ойлиот, и от мунгал научился грамоте и арифметике, а разделялся между себя на четыре части и назывались: 1. Хошоут, 2. Баргу Бурат (Одно из главных племен бурят-монголов. Рашид-эд-Дин упоминает в племенном составе бурят-монголов: Эхиритов, Баргу-бурят и Хоринцев. Баргу-буряты в состав ойротов не входили), 3. Зенгор, 4. Торгоут. Из них первые Хошоут пребывание свое и доныне имеют при Коку Нуре (Ку-ру-нор — Голубое озеро в Тибете.) то-есть при Синем озере, лежащем между Китайского государства, Тебетского или Тангутского народа, в котором жительствует Далай лама (Далай-лама – высшее духовное лицо у буддистов. Тибета, обладающее советской властью), и Малой Бухарин (Малой Бухарией назывался Кашгар или Восточный Туркестан) и имеют своих ханов, а около д 700 года от нападения зенгорцов вступили в подданство Далай ламы. Другие Баргу Бурат напредь сего кочевали при вершине реки Иртыша и при Алтайских горах и имели собственных своих владельцов. Но с 1 618 года от частых нападений соседей их мунгал и других калмык они раззорены и многие из них по их разным улусам разделены. Да из них же немалая часть вступила в подданство Российской империи и ныне пребывание свое имеет в Сибири в Иркутской провинции и на своем языке называют себя бурат, а россияня называют их братскими калмыками, и таким образом сей народ перевелся. Третие Зенгор кочевали при реке Или и около озера на их языке называемого Балхаш Нур, лежащего под 48 градусом северной широты, в которое впадает река Или... Например, в Баргузине буряты оказались только в первой половине 18 века по источникам. И дрались за эти земли с местными тунгусами. При этом тунгусы сильно притесняли пришлых баргузинских бурят (Зугейский грабеж) https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Letopis_barguz_burjat/text1.phtml Баргузинские буряты перешли в Баргузин из Иркутской губернии Верхоленского округа 1 с урочища Анги в 1740 годах; очем имеются официальные сведения отом, что: селенгинский воевода бригадир Якобий 2 18 апреля 1745 года 3 предписал указом ея императорского величества в Баргузин прикасщику дворянину Федору Ловцеву, чтоб указать под владения вновь перешедшим бурятам в Баргузине земли”.... ... И так буряты сии по переходе в Баргузин нашли здесь местных жителей тунгусов, которые смотрели на новых пришельцев ненавистно, старались — как-нибудь стеснять их, и были частые между ними стычки и споры насчет поземельного владения; 16 так как тунгусы имели в то время преимущество — как многочисленностью, так и по праву местных жителей, первенство, (Тунгусов было душ 5 и 6 тысяч) поэтому тунгусы заставили бурят, чтобы они указанные им места /л. 2 (157) a/ загородили толстыми листвяничными косяками под названием Ута Хуре (длинная городьба), (Почти верст на 60) что действительно было исполнено со стороны бурят; 17 Несмотря на это тунгусы нарочито из городьбы поскотины перегоняли бурятский скот, таким образом отзываясь, что бурятский скот, перешли на тунгускую землю, захватывали таковых в пользу своего общества, главною долиею грабежа пользовался их начальник, под названием Зугей; почему буряты эти события называли Зугейским грабежем!1 балл
-
У жуань жуаней или Рураней в большинстве своем находят C2 F-3830, которая почему-то среди сегодняшних кыргызов и казахов 😅 https://www.yfull.com/tree/C-F3830/1 балл
-
То что нынешний Кыргызстан (если я вас с Бектемиром правильно понял) является исконной территорией кыргызов начиная с 9 века - бред (на мой взгляд).1 балл
-
надо протестировать фуюйских кыргызов и если будет R1a - сравнить с субскладами R1a тянь-шанских кыргызов, хакасов, кумандинцев и др. народов алтая и саян. может тогда подойдем ближе к разгадке енисейской проблемы1 балл
-
язык это диалект, имеющий армию и полицию. Насчёт литературного узбекского - а что тебя удивляет? Все тюркские литературные появились в XX веке - и узбекский, и татарский, и турецкий. Что жо старузбекского, то ты сам и отвечаешь - он же СТАРОузбекский. Русский литературный появился в XIX веке, лет на 100 раньше. Ну и что?1 балл