Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 04/29/25 во всех областях
-
https://poisknews.ru/arheologiya/moneta-vi-veka-s-nadpisyu-tyurk-kagan-novoe-otkrytie-arheologov-mozhet-perepisat-istoriyu/ Монета VI века с надписью «Тюрк-Каган». Новое открытие археологов может переписать историю Замечательная археологическая находка, сделанная на территории Узбекистана, представила монету VI века, несущую на себе надпись «Тюрк-каган». Это открытие способно радикально изменить устоявшиеся представления о ранних периодах Тюркского каганата и о самом раннем письменном упоминании этнонима «тюрк», сообщает портал Аrkeonews. Монета, обнаруженная в окрестностях Ташкента, столицы Узбекистана, датируется периодом Западно-Тюркского каганата. Профессор Гайбулла Бабаяров, ведущий эксперт из Национального центра археологии при Академии наук Узбекистана, расшифровал надпись, выполненную согдийским письмом, как «twrk x'γ'n» – «Тюрк-каган». Важно отметить, что эта находка опережает предыдущие задокументированные случаи употребления данного термина примерно на полтора столетия. «Ранее считалось, что первое упоминание словосочетания «Тюрк-каган» относится к Орхонским надписям начала VIII века, – отметил профессор Бабаяров. – Эта монета отодвигает историческую грань к концу VI – началу VII веков, а именно к 580-610 годам нашей эры. Таким образом, история названия «Тюрк» насчитывает около 1400-1500 лет». Профессор также предполагает, что происхождение монеты может быть связано с потомками Истеми-кагана, ключевой фигуры в создании обширной Тюркской империи. Истеми-каган управлял Ферганской областью, стратегически важным регионом в сердце Центральной Азии. Отличительные черты монеты, включая иконографию и технологию изготовления, а именно диаметр, вес, технические параметры и состав металла, соответствуют периоду правления Ябгулук Западного Тюркского каганата (конец VI – начало VII веков). Эти признаки выделяют ее среди монет, выпущенных во время правления Ябгу-кагана (начало VII века – 630-е годы) и более позднего периода каганата (630-740 годы) западных тюрок. Помимо важного уточнения даты появления этнонима «тюрк», находка предлагает новый взгляд на социально-экономическую организацию ранних гёктюрков. Распространенное мнение долгое время склонялось к тому, что гёктюрки представляли собой преимущественно кочевое общество, что подразумевало ограниченную потребность в сложной денежной системе. Однако обнаружение этой монеты с надписью «тюрк-каган», наряду с коллекцией из более чем 20 других монет различных типов из Ташкентской области, содержащих различные тюркские титулы, такие как «джабгу», «чабгу-каган» и «каган», ставит под сомнение эту традиционную точку зрения. Наличие такого разнообразия монет убедительно свидетельствует о том, что тюркские правители и значительная часть их населения вели более оседлый образ жизни, занимаясь активной торговлей, что, в свою очередь, требовало функционирующей денежной системы и, возможно, развития городских центров.2 балла
-
Дорогие форумчане, поздравляю всех с 80-летием Великой Победы в Великой Отечественной войне! Не забудем Великий подвиг наших дедов и прадедов, добывших эту Победу как на полях сражений, так и непосильным трудом в тылу. Вечная память!2 балла
-
Мы действительно кремировали и вешали мертвецов (вроде,преимущественно шаманов) на деревья. Также ,у нас был обычай захоронения умерших в земле Все эти мотивы упоминаются в песнях и легендах: “Когда Ак-Сыба дань собрал, хан-бий из бедренной(?) кости коня трубку сделав, в ту трубку яд положив, табак закурив, Ак-Сыбе-богатырю курить дал. Ак-Сыба трубку взял, когда закурил, яд в трубке зажег (и) растопил. Ак-Сыба-богатырь, своей земли достигнув, как золото, пожелтев, заболел (и) умер. Перед смертью Ак-Сыба-богатырь сказал: «Народ мой меня оболгал; если я умру, труп мой сожгите, пепел мой на ту землю, где я вырос, отнеся, развейте». Когда Ак-Сыба умер, его труп на костре сожгли; пепел в платок завязав, единственная сестра Ак-Сыбы, этот пепел в его землю доставив, развеяла. Сестра с той земли назад не вернулась. [От] этой земли телеуты получились.»“1 балл
-
Есть еще какой то источник про молитву кыргызов. АБД АР-РАШИД АЛ-БАКУВИ СОКРАЩЕНИЕ [КНИГИ O], "ПАМЯТНИКАХ" И ЧУДЕСА ЦАРЯ МОГУЧЕГО КИТАБ ТАЛХИС АЛ-АСАР ВА'АДЖА'ИБ АЛ-МАЛИК АЛ-КАХХАР ШЕСТОЙ КЛИМАТ (16) СТРАНА ХИРХИЗОВ. 16 Это — тюрки. Протяженность [их страны] — один месяц [пути]. У них есть царь, которому они подчиняются, и он осведомлен об их нуждах. Никто не может подойти-к нему, пока ему не минет сорок лет. Во время молитв они пользуются размеренной речью. Молятся они, повернувшись к югу лицом. Там есть камень, который зажигают ночью, и он заменяет им светильники. Источник: https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext6.htm1 балл
-
Меня тоже заинтересовал этот момент. Я сделал быстрый поиск, и вот что нашёл. Источник арабского текста Единственный полный текст путешествий Абу-Дулафа (ar-Risāla al-ṯāniyya) сохранился лишь во вставках у Якута 1229) и ал-Казвини (1283). Издание, подготовленное де Гойе (Лейден, 1866), лежало на столе у Бартольда. Перевод Бартольда (рус., 1927/1963) «…Есть мускус. Есть три годовых праздника. Знамёна их зелёные. Во время молитвы они обращаются к югу…». Независимый английский перевод V. Minorsky (1955) “They possess musk; they keep three annual festivals; their banners are green; during prayer they face south …” (Abū Dulaf Misʿar’s Travels, § 66). Сопоставление с арабским оригиналом: wa-ʿindahum misk — «у них есть мускус»; wa-lahum ṯalāṯatu aʿyād — «у них три праздника»; wa-alwiyatuhum ḫuḍr — «их стяги — зелёные». Перевод Бартольда тсоответствует арабскому тексту. Насколько достоверен рассказ Абу-Дулафа? Абу-Дулаф не посещал кыргызов лично. Во время саманидского посольства (около 942 г.) он записал сведения со слов проводников и купцов — то есть из вторых рук. Рукопись утрачена. До нас дошли лишь цитаты у Якута (1129) и ал-Казвини (1283), то есть минимум два звена переписывания. Ф. Маркуарт (1903) считал первую Risāla псевдоэпиграфом, а вторую — «смесью правды и курьёзов». В. Минорский, проанализировав текст, признал сведения о кыргызах «в целом реалистичными, хоть и причудливо сгруппированными». Параллели. Торговля енисейским мускусом фиксируется в китайских источниках 9–10 вв. Абу-Дулаф опирался на чужие рассказы, а текст дошёл до нас через посредников. Можно ли доверять этим сведениям? Вероятно, да, если сопоставлять их с независимыми источниками, подтверждающими наличие зелёных знамён и ориентацию на юг во время молитвы. Также нельзя исключить 'эффект испорченного телефона;, когда информация передаваемая из рук в руки, искажена. Купцы могли приукрашивать факты, и часто это делали ради личной выгоды, рассказывая мусульманам то, что тем бы хотелось услышать. Лишь бы мусульмане имели дело с ними, а не с другими купцами. Подобных исторических примеров немало среди торговцев, правителей и дипломатов, делавших заявления из прагматичных соображений, не соответствующие действительности. Я торговлей мускусом верю, это подтверждено в параллельных источниках, а в зеленые знамена и молитвы обращением на юг нет. Неправдоподобно для кыргызов того времени за исключением отдельных случаев.1 балл
-
Насчет телесов глубоко сомневаюсь, что они были кыргызами. Тёлёс - это обозначение восточного крыла у тюрков и уйгуров. Позднее часть племен Алтая приняла этот этноним. В посольстве к Кюль-тегину от ен. кыргызов был Тардуш Ынанчу Чор, что говорит о существовании у кыргызов дуальной системы Тёлёс/Тардуш. Как показал В. Тишин у енисейских кыргызов большую политическую роль играло племя "кюмюль". Это наиболее многочисленный этноним в рунических надписях кыргызов. Азы и Чики также указываются как отдельные от кыргызов племена.1 балл
-
1. Здесь не соглашусь с ув. Алмасом Аманбаевым. О кыргызском мускусе информация встречается часто. Как и о соболе, который водится в их землях. 2. Ув. аксакал Дмитрий Глебович Савинов пишет о единичных артефактах, накладках "весьма близких" и т.д. Я ранее писал уже о том, что ен. кыргызы проникали на Тянь-Шань, однако это были единичные случаи. Нет данных о переселении большой группы. Напомню, что очень яркая археологическая культура ен. кыргызов (как в Хакассии и Туве) на Тянь-Шане не обнаружена. 3. Тенишев четко определяет алтайский период кыргызского языка, когда прошла смена языка на кыпчакский. Вообще с алтайцами у нас очень тесные этногенетические связи, язык, набор племен, культура и т.д. По мнению некоторых историков формирование культуры южных алтайцев проходила не в Горном Алтае, а возможно южнее, т.е. в южных отрогах Большого Алтая. И кыргызы и алтайцы выходцы из одного культурно-исторического ареала. Попытка как-то объяснить с исторической точки зрения близость кыргызов и юж. алтайцев была предпринята покойным В.Я. Бутанаевым, который предположил, что алтайцев с Тянь-Шаня увели на Алтай ойраты(!).1 балл
-
1 балл
-
Привожу национально-психологические характеристики народов Центральной Азии. Источник: Учебник для вузов "Социальная психология", автор В.Г. Крысько, Москва, 20041 балл
-
Ну, вообще-то, любое блюдо из индейки это очень даже уважаемое блюдо для каракалпаков, только под мясо индейки у нас принято готовить исключительно "жуери гуртук", когда клецки готовят из муки жуери (сорго) особым способом. А "турама" готовится исключительно из мяса говядины, которого крошат в мелкие кусочки и смешивают с клёцками, приготовленными из пшеничной муки. Подобие таких блюд ,,турама,, есть и у туркменов и ногайцев, а среди других тюркских народов не отмечено, зато аналог блюда "жуери гуртук"с мясом индейки есть у калмыков и кавказских народов, где клецки готовят из кукурузной муки, как аналог муки из сорго. Географически, очень даже приличное расстояние если судить по принципу влияния соседних культур. Так, откуда же это блюдо "жуери гуртук" распространилось у каракалпаков, если его нет даже у узбеков?1 балл
-
О том, что климат в регионе периодически менялся, что Аральское море то исчезало, то вновь появлялось несколько раз, доказано и трудами учёных-археологов. Но, при этом о полном исчезновении моря доказательств нет. Возможно, сильно уменьшилось в размерах, стало быть, Сырдарья в какой-то степени смогла поддерживать, чтоб дно моря не превратилось в нынешнюю пустыню Аралкум ещё в прошлые катаклизмы. По легенде моего деда, лично мои предки-Кызылаяки вынужденно кочевали по берегу Амударьи, которая периодически меняла свое русло в Каспийское море, один из его рассказов как раз увязывается с событиями 14-16 веков, о которых археологические данные также свидетельствуют, что регион на этот период полностью опустел от людей, так как Амударья по Узбою повернула в Каспийское море, куда переселилось и местное население. Амударья обратно повернула в Арал лишь в конце 16 века, что привело к обратному переселению населения, где вскоре образовалось и Аральское государство. Единственное отличие предыдущего высыхания от нынешнего в том, что Амударью нынче искусственно лишили полноводья, разделив её надвое Каракумским каналом, то есть Амударья уже не может заполнить Аральское море в полную силу, плюс по пути русла построены и не менее грандиозные иные ирригационные сооружения.1 балл
-
Кто-то перевел мою статью на турецкий язык и опубликовал ее за моим авторством в Турции. https://www.academia.edu/129261752/CUC%C4%B0_ULUSUNUN_S%C4%B0YAS%C4%B0_TAR%C4%B0H%C4%B0_1256_1263_1 балл
-
Выглядит очень аппетитно, блюдо для гурманов. У нас же принято гуся варить для беша по той причине, что хозяйки считают, что мясо гуся суховатое. Поэтому в духовке обычно пекут уток. А может быть по той же причине, что наша традиционная мясная кухня только варенная.1 балл
-
1 балл
-
В советское время из Андижана ходил пассажирский поезд до Москвы. Во второй половине 1980-х мы всей семьёй добирались этим поездом до Москвы. Авиабилеты на всю семью были дорогими для нашей семьи. Родители хотели показать нам Москву. Маршрут проходил через Приаралье. Тогда железнодорожные станции в Приаралье были пропитаны запахом рыбы в летний сезон. На перронах стояло много женщин с огромными сумками вяленой и копченой рыбы. Позже мы уже не ездили на поезде этим маршрутом и как обстояли дела с рыбой на Арале не знаю. Судя по комментариям и фотографиям Арала, то все было очень плохо если не сказать катастрофично. Главная причина катастрофы Аралла отбор огромного количества воды, в первую очередь из Амударьи под хлопковое орошение. Большая часть открытых каналов советского периода (Каракумский, Каршинский, Бухарско-Самаркандский ) построена без гидроизоляции. До половины подаваемой воды теряется на фильтрацию и испарение, и не возвращается в сток Амударьи. За последние восемь лет посевные площади под хлопком в Узбекистане сократились почти на 30 % – с примерно 1,3 млн га (2016 г.) до около 0,9 млн га (2024 г.). Это данные Минсельхоза. Поскольку хлопок - одна из самых водоёмких культур, то поля стали переводить на менее жадные до воды культуры. Что взамен? Зерновые. В первую очередь озимая пшеница. Овощи и бахчевые Сады: урюк, яблоня, черешня Орехи – миндаль, фисташка, грецкий орех. Согласно правительственному постановлению, поля на которых сеяли хлопок сдают частным фермерам в десятилетнюю аренду с правом продления. Арендаторы обязаны внедрять капельное орошение и влагосберегающий севооборот. Во Ферганской долине, к примеру, за счёт такой программы появилось много новых урюковых садов и виноградников. Не знаю как в других регионах Узбекистана, а в Ферганской долине очень много новых садов и виноградников. Сады глаз радуют. Также государство модернизирует оросительную сеть. Ведётся бетонирование участков Каршинского магистрального , Бухарско-Самаркандского каналов. Это старые каналы питаются водой из Амударьи. Проекты финансируют бюджет, всемирный банк и АБР. За счёт снижения фильтрации и испарения планируют экономить до 300 млн куб. м. воды в год. Это очень малая часть. Смотрите выше на данные отбора воды из Амударьи. Хлопок постепенно уступает место другим культурам и водоэкономному сельскому хозяйству в Узбекистане.1 балл
-
Demographic History of Ancient Okunev People and Their Kin across Eurasia: A Patrilineal Perspective The ancient Okunev culture in South Siberia is renowned for its mysterious artistic and cultural legacy and belief system. Many later, Eurasian steppe peoples are thought to have inherited elements of the Okunev culture, but its origins and evolution remain unclear. Previous research of ancient DNA (aDNA) indicated that the primary paternal lineage of the ancient Okunev people was Q-L330-YP761. In this study, we sequenced 25 modern samples from this haplogroup and analyzed them alongside 26 ancient samples and 10 modern samples from public sources. The updated, high-resolution phylogenetic tree shows paternal lineage Q-L330-YP761 expanded significantly during the Okunev culture. Its downstream subclade Y145421 was the main paternal type of the Chandman culture. Phylogeographic analysis indicates that Q-L330-YP761 largely integrated into the Xiongnu, Tiele, and Han Chinese populations after the Okunev culture. Many downstream branches of Q-L330-YP761 also migrated westward to Central Asia and Europe. In summary, Q-L330-YP761 is considered one of the genetic lineages that have migrated across the Eurasian steppe since the Bronze Age.1 балл
-
Я проездом был в Целинограде в начале 1990-ых. Тогда это был типично советский город. Судя по сегодняшним видеороликам, Астана совсем другой город . Похоже, от хрущёвок и панельных девятиэтажек 1970-х годов ничего не осталось. Что касается ослов, то в Коране разрешается использовать их как верховое животное, а употреблять в пищу нельзя - харам. У пророка Мухаммеда был ослик по кличке Яфур, на котором пророк Мухаммед изредка ездил. В узбекской культуре сохранилось множество пословиц, поговорок и легенд, где осёл представлен и в положительном, и в отрицательном контексте. Все же чаще в положительном.1 балл
-
Поднимаю старую тему. Я почитал на эту тему ради собственного интереса. Ситуация за последние два десятилетия выглядит так (по данным FAO AQUASTAT и ICWC). Годовой забор пресной воды Узбекистан - 50–56 млрд куб. м. (2005 г.). Туркменистан - 28 млрд куб. м. (2004 г.). Казахстан -21 млрд. куб. м. (2010 г.). То есть суммарный забор воды в Казахстане и Туркменистане (около 49 млрд куб. м.) сопоставим с объёмом Узбекистана. Узбекистан использует примерно столько же воды, сколько два соседних государства вместе, но при этом обслуживает более чем в полтора раза большее население чем в Казахстане и Туркменистане. Около 2/3 - 3/4 совокупного водоотбора Узбекистана и Туркменистана приходится на бассейн Амударьи (пограничные области двух стран). Казахстан забирает воду главным образом из Сырдарьи; заметная часть стока уходит на промышленность (до 30 % национального водопотребления), тогда как в Узбекистане и Туркменистане промышленный сектор потребляет не более 3–5%. Надо отметить, что Казахстан сделал немало для восстановления уровня воды в Арале последние годы. Сельское хозяйство Узбекистана и Туркменистана сильно зависит от количества пресной воды. Плюс государства не всегда могут договориться по сбережению воды для Арала. Основные водопотребители — хлопковые и рисовые плантации; хлопчатник остаётся крупнейшим водоёмким культурным экспортом региона. Бахчевые а также сады и другие культуры ни в какое сравнение с хлопком. Во времена СССР хлопок считался стратегическим сырьём. На самом верху было принято решение обеспечить потребности армии и текстильной промышленности. Если в Казахстане осваивали целину, засеивая её пшеницей и кукурузой, то в Узбекистане и Туркменистане поднимали целину хлопком. Для орошения были построены крупные каналы/ Именно эти проекты стали одним из ключевых факторов последующей аральской катастрофы. Тогда разрабатывали грандиозные проекты с 'разворотом Сибирских рек вспять'. Это были не просто дискуссии: решения утверждались на пленумах ЦК КПСС и заседаниях Политбюро. Канал Сибирь - Средняя Азия (Обь-Тобол-Тургай-Арал), система Иртыш-Тургай-Арал, и другие. В разработке участвовали 160 НИИ и проектных организаций, подготовлено 50 томов расчётов. К началу 1980-х выяснилось, что реализация потребует десятков миллиардов рублей и огромных энергозатрат. Академические экспертные комиссии выступали против проекта. Под давлением учёных в 1986 г. политбюро ЦК КПСС приняло решение о полном прекращении работ. Два крупнейших канала по водоотбору - Каракумский 1375км, годы строительства 1954-1988. И сеть Шават-Кипчак – 200км, годы строительства 1950-1970-ые. Для понимания сколько требуется воды для этих культур: Хлопок 10 000 литров на 1 кг волокна. Стоимость $1,70 за кило хлопка на мировом рынмке Рис шлифованный 1325 литров на 1 кг. Стоимость $0.43 за кило Пшеница 1300 литров на 1 кг. Стоимость $0,19 за кило Урюк 1287 литров на 1 кг. Стоимость $3 за кило. Или, количество литров воды на $1 товарной стоимости Хлопок -5800литров/$1USD Рис -3060литров/$1USD Пшеница -6950 литров / $1USD Урюк - 430литров / $1USD Отсюда понятно, почему в Узбекистане, Таджикистане, Баткенской области Кыргызстана активно сажали урюковые сады последние 20-25 лет. В Узбекистане экспорт урюка вырос раз в 15, может больше за последние 20 лет. Во-первых, затраты ниже при более высокой рентабельности, а во-вторых, спрос на курагу в соседних странах - Казахстане и России - видимо заметно выше, чем на рис. Кроме того, почти половина поданной по каналам Амударьи воды просеивается через пески пустыни или испаряется и больше никогда не возвращается в русло Амударьи, тем самым сокращая приток к Аральскому морю. Такие вот были проекты ради обеспечения страны стратегическим сырьём - хлопком. СССР мог закупать хлопок в дружественных или нейтральных странах (Египте, Индии, Иране, некоторых государствах Южной Америки), и действительно частично это делал, но в системе централизованного планирования без указания из Москвы на местах и пальцем пошевелить было нельзя. Хотели быть самодостаточными. К тому же планы пятилеток задавали жёсткие требования по сдаче 'белого золота', что привело к массовым припискам сдачи хлопка в 1970-е и начале 1980-х. Фальсификации были не только в Узбекской ССР, но и в Туркменской, Азербайджанской ССР. Сильнее всего пострадал от карательных мер именно Узбекистан. Алиеву старшему - члену Политбюро - как то получилось оправдаться в центре. Но это уже отдельная тема.1 балл
-
Итоги турнира по заявленным выше бойцам. Казах Баглан Жаканша одержал уверенную победу над монгольским бойцом А. Тэмүүленом: Казах Даурен Дакенов выиграл удушающим монгольского фаворита Ш. Бат-Итгэлта: Монгол М. Нандин-Эрдэнэ одержал яркую победу над тайцем Ликит Танавитом заполучив пояс по версии NFC:1 балл
-
Хунну включили в состав подданных много кого. Но изначально они выходцы из Восточной Азии. И по их языку не видел такой же аргументации у сторонников их монголоязычия как это есть в тезисами Анны Дыбо1 балл
-
А Юебань? Последние генетические исследования показывают что связь между европейскими гуннами и хунну есть. Плюс исследования Анны Дыбо многое что показывают1 балл
-
То что много хунну приняло подданство Сяньби во втором веке не делает их монголоязычными изначально.1 балл
-
Еще одно видео про казахов. 1.Из ошибок можно назвать ошибочное возведение родословной казахских ханов от Орда Эжена, когда в действительно они являются потомками Тука Тимура. 2.Касательно жузов также начала нести бред, что жузов изначально было не три, а аж целых 8 штук. Откуда это вообще взялось один бог знает.1 балл
-
Плов раньше был роскошью Самым любимым кушаньем повсеместно является плов. Готовят его по обычному рецепту. По типу он относится к ташкентскому, т. е. при его приготовлении употребляют меньше воды, чем, например, в Самарканде, поэтому плов получается более сухой. Из разновидностей плова в Ташкентской области следует отметить плов с горохом нохот и голубцами гок ош. Плов с голубцами делается весной и в летние месяцы. Для него используются свежие молодые виноградные листья. Мясо для такого плова рубится с луком и заворачивается в листья. Затем эти голубцы нанизываются на нитку. Плов с голубцами из виноградных листьев делается обычно только для семьи. В прежнее время плов был пищей зажиточных людей, так как это блюдо дорогое и было недоступно многим семьям бедняков. Сейчас плов в состоянии приготовить любая колхозная семья, он готовится в семье один-два раза в неделю. В прошлом в Ниязбаши чаще готовили не плов, а рисовую кашу с мясом бутка. Лук и морковь в нее не клали. Такое блюдо распространено сейчас у бывших кочевых узбеков (дурмены, локайцы), у казахов, киргизов. Источник: Издательство "Наука". (1966). Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана1 балл
-
1 балл
-
Изменение узбекской кухни в 20-ом веке Овощи и фрукты колхозники получают со своих приусадебных участков. Широко употребляют в пищу виноград, абрикосы, персики, айву, а также вишню, черешню, клубнику и т. д. Самое большое распространение имеют сейчас овощи, завезенные сюда русскими в конце XIX — начале XX в. (картофель и помидоры). Картофель начал распространяться еще до революции в Чиназе и Байт-Кургане. Эти центры находились на крупных торговых путях и гораздо быстрее воспринимали все новое. Помидоры распространились позднее, после коллективизации, а в некоторых отдаленных местах, как, например, селении Яллама и позже. Сейчас нельзя себе представить узбекскую кухню без этих овощей. Болгарский перец и капуста стали входить в меню колхозных семей уже в послевоенные годы. Из других овощей широко употребляют лук, морковь, тыкву, огурцы, издавна выращивают дыни и арбузы. В каждом хозяйстве обязательно сажают разнообразную зелень: душистый райхон, которым приправляют супы, жидкие похлебки, мяту и т. д. Источник: Издательство "Наука". (1966). Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана1 балл
-
Вам это не понять и это объяснимо, потому что вы не казах и не знакомы в деталях с нашими традициями, обычаями и верованиями. Точно так же, как я не знаком с узбекскими и не собираюсь с вами спорить про них. Казахи всегда ходили и сейчас ходят на поминки не с целью наесться досыта, как врет казах Думан Лимфоцит. А для того, чтобы принять участие в последнем намазе (жаназа) человека, в похоронах (жерлеу, қою), бросить горсть земли в могилу (топырақ салу), участвовать в молитве (құран, дұға оқу), помянуть умершего ритуальной кониной и ритуальными масляными шельпеками (ас) (не считая сопутствующей другой еды). Всё это считается у нас "сауап" (ар. саваб).1 балл
-
у них и разговорный, и письменный язык был один и тот же. смотрите словарь Гандзекаци сказку про разговорный казахский и письменный монгольский вы сами придумали и сами в это верите.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
IShowSpeed посетил в эти дни Монголию. Знакомится сам и знакомит свою аудиторию с Монголией и ее культурой.1 балл
-
Американский интернет-стример Даррен Уоткинс-младший (Спид) знакомится с монгольским горловым пением у статуи Чингизхана:1 балл
-
350-е - в орде шаньюя Халатоу (356-358), числом около 35 тыс. кибиток, поселившейся в степях восточнее Ордоса на территории Ранее Янь, в числе племен хунну упоминается племя ЯНЬТО. 551 - племя СЙЕЯНЬТО становится вассалами I Тюркского каганата. Согласно "Тан-Шу": "сйеяньто - особое поколение Теле... между телескими поколениями это было самое сильное... предки Теле были потомками Хуннов... язык Теле схожен с Хуннским." Племя СЙЕЯНЬТО образовано от слияния родов СЙЕ (СИР) с родом ЯНЬТО. Сиры покорили Яньто и во главе объединения стал господствующий ханский род ИЛЬТЭР (с кит. Илиту). После покорения Сиров Тюрками первого каганата, племя кочевало двумя большими отделами - одна часть на Хангае (Отюкенская чернь), другая кочевала от отрогов Алтая (по Ахинджанову Алтая российского) вплоть до отрогов Восточного Тянь-Шаня (все же, основная часть жила в Восточном Тянь-Шане - А.Р.) После распада Тюркского каганата на две части, восточно-тяньшаньская группа племен СИРОВ (кит. Сйеяньто) попадает под власть Западно-тюркских ябгу-каганов. По "Тан-Шу" : "сйеяньтоский Ишибо утвердился при горах Яньмо (этот ороним привязывается Ахинджановым к Восточному Казахстану)... его поколение кочевало от Алтайских гор на запад и служило Шеху-хану". Лю Мао Цай (Liu Mau-tsai) отмечает, что в обеих версиях "Тан-Шу" говорится, что "административная система, оружие и обычаи сйеяньто почти такие же, как у тюрков". около 600 года - в Отукенской черни (Хангай) одно из племен Сйеяньто теснит другое телеское племя Сикер (кит. Сыцзянь, возм. Чик-эр, Чик, Чик-иль, Чигиль? - А.Р.) 605 - Западно-тюркский Чурын-ябгу-каган (кит. Чуло-йеху-кэхань), опасаясь (не без основания - А.Р.) мятежа Сиров-Сйеяньто "собрал в большом числе и казнил их вождей". Вызванные в ставку ничего не подозревавшие старейшины родов были вероломно и жестоко вырезаны. Сиры поднимают мятеж и на короткий срок создают в Восточном притяньшанье свое государство. "Тан-Шу": "все государства - Чу, Гаочан, Яньцы, полностью им подчинились". Однако военные действия для Сиров складываются неудачно, и поэтому они вынуждены откочевать со своих земель. Племена Сиров откочевывают к врагам западно-тюркских каганов: их восточно-тюркским собратьям, тем более, что часть Сиров по-прежнему обитает в Отюкене. "Тан-Шу": "Ишибиев внук Инань с 70 тыс. кибиток подался Хйели-хану." Сиры Инанч-эркина подаются Эль-кагану и занимают земли южнее реки Тола. 619 - Младший брат Эль-кагана удоставивается высшего после каганского титула "Шад" и получает в удел западное крыло каганата "Тардуш". 628 - Шад крыла "Тардуш" собирает с Сиров "беззаконные подати", что вызывает объяснимый в среде телеских племен мятеж. Первые сражения показывают военное превосходство мятежников, в результате чего Эль-каган оставляет Отюкен и отводит свою орду в свои южные земли, к Инь-Шаню. Тюрки-тугю, оставшиеся на Хангае, вливаются в состав Сиров. По мнению тюрковедов Хирта и Цегледи, "так был положено начало союзу Тюрков и Сиров." Обычай вливания покоренных племен в структуру победившего племени, является обычным для кочевников Азии. 629 - В рядах мятежных племен начинается борьба за власть. В этом более организованным и сильным Сирам противостоит племя Он-уйгуров (Десятиплеменной уйгурский народ), во главе с родом Яглакар. Он-уйгуры создают антисирскую коалицию "Токуз-огуз" (Девять -огузов, т.е. племен). Соперники присылают послов в Чаньань, ко двору Тайцзуна (существовала подобная традиция, когда для большей "легитимизации" в глазах вассальных племен, каганы заручались поддержкой сильного соседа - "поднебесной".), и китайский император признает Сиров. В итоге вождь сиров Инанчу-эркин провозглашает себя Йенчу Бильге-каганом. Образуется Сирский каганат. Прежние земли Восточно-тюркского каганата признают власть Сиров. На севере Сиры покоряют енисейских кыркызов, и для "верховного надзора" оставляют там своего "эльтебера". Административная система Сиров полностью повторяет тюркскую, два крыла "Тёлёс"(восточное) и "Тардуш" (западное), во главе крыльев его сыновья - Шады, отличие от тюрков, по моему мнению, то, что эти Шады получают еще титулы "малых ханов". Ставка каганата на реке Тола. 630 - Тяжелым положением Эль-кагана пользуются китайцы, которые наносят тюркам поражение. Эль-каган попадает в плен и уводится в Китай, где его поселяют в соответствии с его "царским" происхождением, со всем уважением и пышностью. 630-е - Вождь тюркского рода "тули" (тёлёс? - А.Р.) Чеби-каган отводит свою орду в пределы Горного Алтая и провозглашает себя там Ичжи-кэханем (тюркск. Ички- "внутренним"? каганом - А.Р.). Однако его орду "усмиряют" союзнае сирские и китайские войска. 634 - "от тоски по своей Родине, привольным степям и вольному воздуху" в Китае умирает Эль-каган. 639 - Сиры предлагают свою помощь китайцам в покорении государства "Гаочан". 640-е - Империя Тан, в противовес Сирам, создают в Чугай Кузы (горы Инь-Шаня) и в степях севернее Ордоса "буферный, марионеточный" каганат во главе с Ашина Сымо (лично предан Тайцзуну, пользуется его полным доверием, но не имеет авторитета у сородичей - Цегледи). Для этого туда переселяют "тюрков Эль-кагана", те роды которые переселились в империю после поражения тюрков. Ставка нового "каганата" - город Хэй-Шаочен, "город Черных песков". 641 - Сиры, Токуз-огузы (Тунло, Пугу, Мохэ, Си, Уйгуры и другие) во главе с Тардуш-шадом (скорее всего старший сын Инанч-эркина) пересекают Гоби и обрушиваются на "буферный каганат". Ашина Сымо с ордой скрывается за Великой стеной. 642 - битва на реке Ночжень. Ашина Сымо при поддержке 4 китайских дивизий наносит поражение Сирам и Огузам. Война заканчивается миром и переговорами о браке Сирского кагана с Танской принцессой. 645 - Умирает Йенчу Бильге-каган (Инанч-эркин). Престол наследует старший сын. Но младший сын Бачжо (Ба-чур ? А.Р. по аналогии с тюркским Мочжо - Мо-чур.) поднимает мятеж, убивает брата и овладевает Сирским престолом. 646 - Используя междоусобицы Сиров, мятеж поднимают Токуз-огузы. Глава Он-уйгуров эльтебер Тумиду жалуется китайскому императору "Бачжо жесток и беззаконен, не способен быть нашим господином." Токуз-огузы наносят Сирам сокрушительное поражение. По мнению С.Г.Кляшторного именно в это время Сиры принимаю второе, уничижительное имя "Кыбчак" - "злополучный, злочасный". Около 70 тыс. Сиров откочевывают в Прииртышье, на свои прежние земли. Это тревожит Токуз-огузов - "все старейшины девяти фамилий услышав об их поселении этого испугались." При этом часть Сиров остается на Хангае и признает власть победителей. 647-648 - В прииртышье с Сирами сражается Ашина Шер, тюркский царевич на танской службе, взявший для императора Тайцзуна город куча в Восточном Туркестане. 647 - Эльтебер уйгуров Тумиду объявляет себя каганом. Образуется Первый уйгурский каганат. 649 - часть Сиров все же подается империи Тан, "для расселения племени предводителя Ашидэ Тэцзяня эркина учреждены два округа Гаолань и Цилянь". Чэн Чжумянь считает Ашидэ Тэцзяня вождем сирского рода Тэцзянь. Интересен факт того, что второй среди тюрков по значимости род Ашидэ имеет Сирские корни. 668 - Сиры оставшиеся на Хангае поднимают мятеж. Для его подавления уйгуры призывают танские дивизии. Сиры в большом количестве уходят в пределы империи, их селят вместе с тюрками-тугю в северных провинциях Китая. 679 - Знать тюрко-сирского рода Ашидэ, расселеная в Китае, поднимает мятеж. Каганом объявляется царевич из рода Ашина, родич покойного Эль-кагана, Нишу-бег. Мятеж подавляют "семиреченские дивизии Пэй Син Цзяна", при этом часть восставших в знак покорности убивают Нищу-бега и отправляют его голову в Чаньань. "Непримиримые" "поднимают на белой кошме" царевича Ашина Фунаня и отходят за Хуанхэ. 681 - Пэй Син Цзянь разбивает "непримиримых". Ашина Фунаня казнят на главной площади в Чаньани. Но самые "непокорные" в количестве 17 мужей и во главе с царевичем Ашина Кутлугом укрываются в горах Инь-Шаня. 682 - Кутлуг объявляет себя Эльтериш (народ собравший? - А.Р.) каганом. Его военные успехи (к нему присоединилось множество родов) заставляют китайцев снять с тяжелого для них тибетского фронта несколько дивизий во главе с Чан Чжи. Численное превосходство китайцев и ряд поражений предопределяет отход тюркютов ("кёк-тюрки", по Л.Н. Гумилеву - тюркюты, тюрки Второго тюркского каганата) за Гоби, на Хангай. 688 - Битва при Толе в Отюкене (Хангай). Тюркюты Кутлуг-чора наголову разбивают уйгурское войско Баз-кагана. Впоследствии, в 692 г. балбал Баз-кагана украсит погребальный комплекс Эльтериш-кагана (Кутлуг-чора). Гибель Второго Уйгурского каганата. Он-уйгуры во главе с родом Яглакар, а также племена Киби, Сыгйе, Тунло, Хуань и Байси откочевывают в низовья Эцзин-гола и принимают танский протекторат, который терпят до 90-х годов, после чего уходят на Хангай и подчиняются тюркютам. 693 - Умирает Кутлуг. На престоле его брат Мо-чур, он принимает тронное имя Капаган-каган. 693 - Погибает Капаган-каган. Он, после подавления мятежа племени Байырку с небольшим отрядом телохранителей натыкается либо на организованую Байырку засаду либо просто на более многочисленную группу воинов этого племени. 755 - Восстание Ань Лушаня в Фаньяне (Китай). Ань Лушань - представитель знатного тюрко-согдийского рода в империи Тан. 757 - уйгурский Элетмиш Бильге-каган посылает помощь империи Тан. Уйгуры разбивают Ань Лушаня, который погибает. Уйгурским корпусом командует старший сын кагана Кутлуг Бильге-ябгу. После китайского похода, его обвиняют в попытке мятежа и казнят. Корпус, который участвовал в подавлении мятежа Ань Лушаня, участвует в походе против кыркызов. август 758 - Второй, неудачный поход уйгуров в империю для борьбы с мятежными наследниками Ань Лушаня. Командует корпусом родич кагана Кутлуг-чор-тегин. 759 - смерть Элетмиш Бильге-кагана, Трон переходит ко второму сыну Кутлуг-Бильге-таркан-сенгуну. (Полное тронное имя - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган, он же Бёгю-каган.) 762-763 - Третий поход уйгуров против мятежников. На этот раз уйгурский корпус играет решающую роль в спасении династии Тан. За это Бёгю-каган получает титул "ин-и цзянь-гун" - "мужественный, справедливый, доблестный". 763 - Бёгю-каган объявляет манихейство официальной религией каганата. Его манихейский титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани". 765-766 - Новый мятеж в империи Тан, на этот раз его поднимает военачальник Бугу Хуай-энь (герой войн с Ань Лушанем, глава знатной фамилии тюркского племени Бугу), тесть Бёгю-кагана. На помощь ему и против танских войск отправляется младший брат уйгурского кагана - Алп Улуг-тутук Яглакар или Алп Ышбара-сенгун Яглакар (согласно степному праву, он унаследовал отцовский очаг и главенство в каганском роду Яглакар). Хуай Энь погибает, и тогда уйгуры обращают свое оружие уже против его бывших союзников - тибетцев. Итоги походов уйгуров в Китай - почти 12 летний мир с империей Тан и уплата замаскированной дани в ввиде шелка и зерна. 778 - Обострение отношений Третьего Уйгурского каганата с империей Тан. 779 - мятеж в ставке уйгурского каганата. Во главе мятежа самый влиятельный после кагана сановник, противник манихейства и "глава внутренних буюруков" Ынанчу бага-тархан, он же Тон бага-тархан. Бёгю-каган погибает от рук мятежников, вместе с ним родичи и множество согдийских манихейских священников. 780 - Тон бага-тархан провозглашен Алп Кюлюг Бильге-каганом (780-789) (? уже не из Яглакаров, из эдизов).1 балл
-
Завышено)) Карасукцы могли прибыть: 1) из центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселёв, Новгородова, Г. Ф. Дебец), 2) Средней Азии, являлись носителями европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).1 балл
-
Иркиты жили по соседству с ойратами, чуть западнее. Входили в состав кэм-кэмджиутов. Это не ойраты, а соседи ойратов.1 балл
-
@АксКерБорж Интересно наверное вести беседу с самим собой?1 балл
-
Вчера контрольный пост про кудрявых показал - не игнор! Или 7 пятниц на неделе?1 балл
-
Здесь мы пытаемся выяснить причину Вашего игнора материала, выложенного ув. Igar, который я продублировал. Материал как раз по данной теме. Может выскажете своё мнение?1 балл
-
Я и сейчас считаю, что найманы были тюркоязычными. Они кстати были очень близки древним уйгурам. Про кыргызов или уйгуров не понял. Они и были тюркоязычными. Первое тюркское зафиксированное слово - ен. кыргызское "ай" - луна. Если по яглакарам бред, то может объясните как уйгурский род стал катунским родом киданей?1 балл
-
статья костюкова на самом деле нормально взвешенная, она как раз таки занимает срединную позицию между ненаучными фриками двух лагерей и он достаточно хорошо на источниках показывает как в первые десятилетия монголы относились к кыпчакам.1 балл
-
1. Александр и Петр греческое и еврейское имена значит ли что Невский или Петр первый говорили на греческом и иврите И его самоидентификация для нас всех загадка так как его уже не спросишь, так что не надо выдумывать там то что недоказуемо в принципе 2. А их было 70 тысяч семей а осталось совсем мало Так что не надо судить о чем то не погружаясь глубоко в проблему. идите почитайте лучше Костюкова про кыпчаков в Улусе Джучи.1 балл
-
1. Вы быструю тюркизацию как установили? Мне кажется вы этот вопрос на должном глубоком уровне не исследовали. Посмотрите монгольские пайцзы и ярлыки, по ним видно что процесс был дольше чем вы хотите его показать 2. Монголы вы помните как татарок активно брали в жены, но при этом всех кто выше колеса арбы хорошо мужчин порезали. Так что у племен татар мало осталось мужчин в роду. Костюков хорошо описал как вплоть до возведения на престол Гуюка, монголы сильно резали кыпчаков, потом геополитика заставила полностью все поменять. Почитайте его статью1 балл
-
Брали жен из других родов, так постепенно шло смешение и разные генетические компоненты пришли к одному знаменателю. Местные не всегда забывали род, но шло новое родообразование как у местных так и у пришлых, как это было с юзами, мингами, буркутами, кырками, ширинами, усерганами и т.д.1 балл
-
1 балл
-
Уже писал об этом много раз, повторю свой пост. Продолжу обращать внимание на то, как история монголов ЧХ сшита КИДАНСКИМИ "белыми нитками"! Даже фантазии особо не было, тупо брали со своих киданских легенд и биографий и лепили заново байки касательно монголов ЧХ! Про то, что имя монгольского хана Амбагая взяли у киданского Елюй Амбагая, а сам сюжет казни "спионерили" у кереитов уже писал. Теперь посмотрите киданьскую байку о солнечном луче - Нуре: "...Согласно легенде, когда мать Абаоцзи спала, то ей приснилось, что само солнце проникло в её лоно, отчего она и забеременела. В реальности отца Абаоцзи звали Ганьли (Салади), он принадлежал к роду Елюй (Ели, Шили) — одному из трёх правивших кланов киданей, части племени дела (迭剌);..." Сравните с Алан-Гоа и нирунством монголов ЧХ: "...Вскоре муж умер, а Алан-Гоа осталась вдовствовать. Ночью [она] спала в юрте, [ей] снилось — белый свет проник в верхнее отверстие юрты 2 и обернулся в золотого цвета божество, скользнувшее на лежанку [где она] спала. Алан-Гоа проснулась в испуге. В связи с этим [событием] стала беременной и произвела на свет сына, [433] это и был как раз Бодончар. Выражение лица у Бодончара было странное, [сам] крайне молчалив и немногословен, домашние считали его тупым. Одна только Алан-Гоа говорила остальным так: «Этот ребенок не слабоумный, в будущих поколениях его дети и внуки обязательно будут весьма знатными»..." Подчеркну, что все рассуждения об отдельных народах: монголах и татарах, нирунах, Хамаг Монгол Улс и т.д. базируются большей частью на таких байках. Причем в основном эти БАЙКИ ИМЕЮТ ИМЕННО КИДАНСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ!1 балл
-
Ойроты до полного побеждения и включения в состав Монголов все время враждовали и воевали против монголов Тэмужина. Сначала в союзе с меркитами, потом в союзе с Жамухой и тайчиутов, потом вместе с Найманами, и также с Хэрэйдами. Во вся времена взаимоборства Аригбуке и Хубилая они поддерживали первого. После распада империи Юань ойроты вновь противостояли против монголов, и были много войн...1 балл
-
Плано Карпини, новый перевод: Все четко и понятно, сначала долина Эмиля, потом земли найманов (Монгтльский Алтай), потом после долгой езды уже Каракорум. Чингилский/Павлодарский Каракорум остался в землях еще до Эмиля.-1 балл
-
-1 балл
-
Уяснили ) главное поняли , теперь удивляться не станете , если в день похорон вас не накормят-1 балл