Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      12

    • Постов

      18998


  2. Cuckinator

    Cuckinator

    Пользователи


    • Баллы

      4

    • Постов

      13


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      4

    • Постов

      28685


  4. Aether

    Aether

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      443


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 10/24/24 во всех областях

  1. сорри, асман и аспан их персидского Из перс. آسمان (âsmân, âsemân) ‘небо’.
    1 балл
  2. 1 балл
  3. Родовой термин бурут мог преобразоваться в брат - бурят, самые крайние западные, иркутские буряты-булагаты (булагачины в средневековых летописях). Племя булагаты, по ним остальные байкальские племена названы или приняли этноним буряты. У кыргызов имеется племя булгачы (ичкилик), созвучие, вроде имеется.
    1 балл
  4. 1. В XVIII веке китайские и русские источники называли племена, обитавшие на Тянь-Шане, бурутами. 2. Маньчжурский чиновник Чуань Юань, а также Суэрдэ, служивший в Кашгаре с 1769 года, писали, что на Тянь-Шане живет народ булутэ, или буруты. 3. В русских работах жители Тянь-Шаня названы бурутами впервые в «Путевом журнале» И. Унковского, который ездил послом к зюнгарскому хун-тайчжи Цэван Рабтану в 1722—1724 годах. 4. Позже название "буруты" упоминается в донесении Л. Угримова, который посетил джунгарского правителя Галдан Церена в 1730 году. 5. Многие исследователи рассматривают «буруты» как раннее название киргизов, обитавших на Тянь-Шане. 6. Одни авторы считают бурутов племенем, которое с древнейших времен жило на Тянь-Шане, а другие — выходцами из Монголии, переселившимися на Тянь-Шань в средние века. 7. Н. Я. Бичурин, объясняя, кто такие булутэ, упомянутые в труде «Си юй вэнь цзянь лу», пишет, что киргизцы ранее обитали по южной стороне Хотонских гор, неподалеку от северных пределов Тибета. 8. Бичурин утверждает, что уже в IV веке они появились на нынешних местах, на Тянь-Шане, и были известны под китайскими именами: Болу, Булу и Болюй. 9. Он также считает, что слова Болу и Булу схожи с термином «бурут», следовательно, бурут — это древнее имя киргизов, которым китайцы и монголы называют их до сих пор. 10. Таким образом, по мнению Н. Я. Бичурина, тяньшанские киргизы еще в IV веке были известны в Китае под именем «буруты». 11. Однако доказательство этому заключается лишь в сходстве слов «Болу» и «Булу» с термином «бурут». 12. Но если буруты жили на Тянь-Шане с IV века, то возникает вопрос, когда и куда они переселились? 13. В известных источниках нет данных о бурутах, которые бы жили на Тянь-Шане в древности и раннем средневековье. 14. Возможно, буруты растворились среди современных киргизских племен. Однако среди киргизов не встречается ни племени, ни рода с именем бурут. 15. Ч. Валиханов, посетивший киргизов в 1856 году, писал, что народ не знает о названии бурут и не имеет рода с таким названием. Саякбай Каралаев называл кыргызов бурутами в Манасе от имени калмыков, то есть знали что их бурутами. "...Уйгур, кыргыз балаадан Ылдамдап жолго салыптыр. Табам – деп, бурут жайыңды, Басып Чолок-Кайыңды, Баяр менен Шорону, Басып өтүп шолорду,..." "Союш болду бурутка Кол тийбеген семизим. Карарып жаткан чарбагым, Каптап келген чантуудан Качтыңбы менин арбагым. Колдон чыгып калабы Коргонум менен сарайым, Кодураган бурутка Кор болду менин далайым, Колунду койдой чуулатын, Коркуп кайда барайын? Ааламды бузган аярлар, Албан түрлүү иши бар, Аларыма не болду? Кылымды бузган кыярлар, Кыйындар кайда жоголду? Кыйынсыган бурутту Кырдыра бербей журутту, Арыбын арбын не салбайт? Алтайдан келген буруттун Аземдүүсүн не албайт? Өнөрүн арбын не салбайт, Өкүмсүп келген буруттун Өткүрүн кармап не албайт? Баатыр, балбан калбады, Баштарын бурут жалмады, Өнөр билген аярлар Өрттөнүп кеткен чантууга Өмөлүп неге барбады?!” - У Орозбакова. "Көргөндүн бою дүркүрөп, Өлүүчү бурут өзүң кел, Жанып кетер учкан жел, Каның болор аккан сел, Баатырың болсо бачым кел, Ооздон оту буркурап, Көзүнөн жалын шыркырап, Астындагы сурала ат Атырылып жүгүрсө Этек-жеңи дыркырап, Кырамын – деп, бу келген Буруттардын баарысын, Мылтыкка куюп дарысын, Тогуз карыш казандай Коргошун окту салганы, Салган огу коргошун, Салпылдаган бу каапыр Өзүнүн билбейт оңбосун. Бу кайдан келген бурут – деп, Немеси калбай кырылсын Кайнап жаткан журут – деп, Аскерди көздөй ок атты, Алтымыш төрт кишини Бүтүрдү тамам ишини. Аткан огу жетиптир, Алтымыш төрт кишини Алек кылып кетиптир. Ок түшкөн жери оюлду, Ушу келген буруттар Кылайын – деп, тоюңду, Ок тийген жери казылды, Обо көчкөн немедей Күн күркүрөп басылды."
    1 балл
  5. "...Буурсунду бурдурбайт Буруттан Манас эр чыкты Бул Анжыянга турдурбайт. Чабышып чама келе албайт, Кызы талак бурутка Чабышып адам жеңе албайт. Алтайдан Манас туулган, Эсенкандын элине Салып келди чуулган. Кыйлага кызык кылды дейт, Бет алышып урушуп Бээжиндин журтун кырды дейт. Буласын булап алыптыр, Эсенкандын элине Бузукту мыктап салыптыр. Кочкулардан койбоптур, Балбандарын, дөөлөрүн, Баарын кырып оңдоптур. Куткарып элин чыгыптыр, Орго, Дөңгө балбандын Баарысын жерге тыгыптыр. Канды суудай агызып, Каракандын тукуму Канкор бурут чыгыптыр, Өрдөй конуп Таласты..." "Буруттан Манас эр чыкты Түрү бузук жүзүндө Өрттөнүп кеткен ал бурут Бизге душман зилинде." "...Колго тийген бул бурут Артык мыкты эр экен. Кан ичме канкор бурутка Жолдош болчу эме экен..." "Кара байыр казанат Калбыр өпкө, жез билек Кайыпка катар ат минген, Илек-илек жоо чыкса, Сезгенбей жоого бир тийген, Курун селде чалынган, Катар найза сунганда Кудуреттеп жалынган, Көрсө, бурут өзү экен Казынаңдын баарысын Карактап алганы жүргөн кези экен. Төбөбүздөн басканы, Жүктөлгөн дилде, көп алтын Олжо кылып чачканы. Көрдүм бурут өзү экен. Карасам кара көзү экен..." "Кыргыздан Манас кан чыгат. Мунун каарынан жан чыгат. Телегейин тең тубат, Буруттан Манас шер туулат, Жүргөнүнөн жан чыгат." и .т.д. и так 198 упоминаний бурутов как кыргызов от имени калмыков в Манасе по Саякбаю Каралаеву. То есть кыргызы сами себя называли бурутами? Зачем? "Кырк үйлүүнүн баарысы, Азып барган бул журттун Акбалта, Жакып карысы, Кызматка кирди баарысы. Алтын кенин казышты, Казып алган алтынды Дорбого салып катышып, Керек десе калмакка Төрт түлүк малга сатышып, Шамыянын* шайлатып, Кош өгүзүн байлатып, Жердин жүзүн ачтырып, Уучтап тукум чачтырып, Эгин айдап жай болуп, Эсепсиз кыргыз бай болуп, Ак буудай нанын чайнашып, Эшигиңин алдына Алтыдан тулпар байлашып, Айдап алган эгиндин Кочушун койго сатышып, Табагын тайга сатышып, Сан кара күтүп бай болуп, Көңүлү мындан жай болуп, Санаасы менен болтуруп, Сандыгынын баарысын Сары алтын мүлккө толтуруп, Бай Жакып деп аталып; Сан кара күтүп эр Жакып Төрт түлүгү шай болуп, Төрө агаң Жакып бай болуп, Астыңкы эрдин шалпайтып, Эки өркөчүн каркайтып, Атаны алты сан болуп, Абаң Жакып бай болуп. Ал Алтайда турганда Абаң Жакып көк жалдын Алтыны жети там толуп, Адырда жылкы алты сан, Аргымак — буудан аралаш Жакып күтүп сан кара, Көңүлү күндө жай болду Алтайда манжу — калмактан Баарынан Жакып бай болду. Байлыгы журтка билинип, Улук экен Эсенкан Анын даңзасына* чийилип, Аты жетти ааламга Абаң Жакып берендин Даңкы журтка жайылып, Атактуу Жакып бай болуп, Эчен жылы болгуча Бир балага зар болуп: Малды күттүм, балам жок, Жараткандан көп тилейм, Менин бала күтөөр чамам жок. Тоодогу жылкым — тогуз сан, Тобурчак* тулпар алам жок, Тозокко жыйган каран мал Муну тосуп алуучу, Тозоктуу дүйнө балам жок! Тобурчак тулпар мээси жок, Муну тосуп алчу ээси жок! Куу дүйнөнү көп жыйдым, Же бала табаар чамам жок! Атаным алты сан болду, Баласы жок сандалган Жакыбын. мындай жан болду! Тегинге жыйган ээсиз мал Теңшерсем эркек балам жок, Тегеренет эсен жан. Туурага толду кайран мал, Туякка эркек бала жок, Тура албас болду кайран жан! Менин жүктөөрүм атан, пил болду, Береки алган жарым Чыйырды, Алганым эчен жыл болду. Солбуп чачын тарабайт, Соолгур кандай күн болду. Баатыркан кызы Бакдөөлөт, Менин баштатан жарым ушу эле Барктасам бала торобой, Баарыдан мүшкүл иш болду. Ээси жок малды көп күтүп, Не мураска жетемин, Баана кылган бала жок, Туяксыз өтүп кетемин. Аргымак бактым мээси жок, Муну таптап минээр ээси жок! Мен Алтайга келгени Каран малды көп жыйып, Бастырып төргө чыкпадым, Же «баа» эткен үнүн укпадым. Арманым калың, ичим чок, Алтайга минээр буудан жок. Өзүм менен уялаш Айдалган сегиз тууган жок. Ичим капа, боорум чок, Мал үзүрүн көрүүчү Баатыр кыргыз журтум жок! Эңкейип кетсем элим жок, Ээсиз малды жаюуга, Менин эзелки тууган жерим жок! Элим турмак бул жерде Эш кармарга жээним жок! Астымда турган ага жок, Алтайда туруп күн көрдүм, Арка кылган тага жок! Менин байлыгым калын, сында жок, Менин арстаным кыргыз элим жок! Кудайдын салган дүмөгүн, Көтөрбөскө чамам жок. Көп ээсиз малды мен жыйдым, Муну күтүп алаар балам жок! Кырк үйлүү кыргыз биз болдук! Кара калмак—манжунун Ортосунда турабыз, Же калкты табаар айла жок, Калайык, кандай арга кылабыз! Бу калмактын ичинде Абаңыз Жакып өлөбү, Баласыз Жакып экен деп, Каран калган көп малды Калмак кечили* келип бөлөбү?! Кочкусу кордук салабы, Баштатан кордолуп келген эл элек, Каран калган бу малды Кытайын, ээлеп алабы!" ----------- "Алооке баш болгон күчтүү душмандары кыргыздарды басып алып, катуу эзип, көп кордуктар көргөзөт. Каршылык көрсөтүүгө аракеттенген Каракандын балдарын туш-тушка бөлүп айдап жиберет. Каракандын сегиз уулунун эң кенжеси Жакып кырк үйлүү кишилер менен кошо Алтайга айдалат. Алар Иленин башы Үч-Аралдан өтүп, Ак-Талаа деген жерге барышат да кен казып, эгин айдап жан багышат. Жакып ченде жок байыйт, бирок баласыз болгондуктан армандуу жүрөт. Буруттан (кыргыздан) Манас деген баатыр чыгып, сени жеңет деген аярларынын сөзү боюнча Эсенкан Манас аттуу баланы таап келүү үчүн көп балбан-баатырларын жөнөтөт. Алар көп жерлерди кыдырып чыгышып, акыры Самаркандан чоң эшендин уулу Жарманас аттуу балага жолугушуп, аны байлап кетишет." ----------- "В устном творчестве тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая говорится, что кыргызы и буруты издавна обитали на одной территории. В то же время в историческом фольклоре хакасов и алтайцев сохранились сведения о независимых, сильных и могущественных бурутов. По данным преданиям, можно понять, буруты проживали то на Саяно-Алтае, то на территории современной Монголии. Действительно, внутри современных тюрко-монгольских народов имеются самостоятельные рода бурут и кыргыз. У тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая (хакасы, алтайцы, телеуты, урянхайцы, хотоны, торгоуты, миянгаты, дэрбэты, хошоуты, хойты) широко распространен род бурут (пүрүт), который связан с кыргызами (17, с.54-55). С IX-X вв. этнокультурные, исторические взаимоотношения кыргызов с монголами усились. Например, после смерти Чингиз-хана на освободившийся наследственный престол взошел Огодой-хан (Угедэй), который с намерениями наладить союзнические отношения взял “четвертой царицей” Жачын, которая была дочерью вазиря одного из кыргызских ханов. Как сообщал А. В. Адрианов, буруты считались потомками кыргызов пришедших со стороны Тувы, и рассеявшихся кыргызов. Согласно хакасскому фольклору прародиной бурутов является по одной версии Бурятия, а по другой — страна Тӧрбет (дербеты Северо-Западной Монголии). Отождествление прародины с Бурятией — явление более позднее, связанное с созвучием этнонима бурят (по-хак. "пыраат"), с названием сеока "бурут". Вероятно, этот сеок все-таки относился к потомственным родам Кыргызской земли, ибо джунгары применяли термин бурут для обозначения тянь-шаньских кыргызов. На Алтае известны идентичные легенды о кыргызах и бурутах, а алтайский сеок бурут в русских документах за 1756 назван «кыргызы». Кроме того, среди племён Северо-Западной Монголии роды кыргыз, наряду с родами бурутов, относились к древнейшим жителей этой страны. В самом известном Кыргызском эпосе Манас древних кыргызов называют "бурутами" (от манасчи Саякбай Каралаева). Среди сагайского рода кыргыз, т. е., несомненно, среди потомков оставшейся на Енисее части киргизского народа, Радлов слышал легенду, по которой киргизами был истреблен посланный в их землю для сбора дани ойратами отряд в 300 человек вместе с его начальником. Когда от этого отряда в течение года не было никаких известий, хун-тайджи послал отряд в 1.000 человек из казак-бурутов (бурутами ойраты называли киргиз; "казак бурутами", т. е. казак-киргизами ойраты и по их примеру русские назвали казаков); их предводитель, не добившись от киргиз, кто виновен в истреблении ойратского отряда, увел с собой к хун-тайджи весь народ; осталось только несколько человек, успевших заблаговременно скрыться. Другая легенда, также переданная Радловым, приписывает увод киргиз известному борцу за свободу калмыцкого народа Амурсане (1750-х г.), спасшемуся в 1757 г. в русские пределы и умершему в том же году от оспы в Тобольске. Если судить по появлению термина кыргыз из китайских источников, они появились на рубеже 3 века, т.е. они очень древний народ, из-за этого название бурут как множественное число может появится только от тувинского слова бурун - древный, а не от слова буруу - вина. О какой-то вине или повинности кыргызов-бурутов или предков бурят в монгольских средневековых летописях нет ни единого упоминания. "Имеется одно ошибочное высказывание Г. Д. Санжеева относительно нахождения бурутов в составе енисейских кыргызов. Возражая Г. Н. Румянцеву, писавшему, что «племя бурут в составе киргизов существует и в настоящее время» [1951: 19–20], Cанжеев категорически возразил ему, говоря, что «такого племени бурут среди киргизов нет и не было» [1983а: 95]. Но оказывается, такое племя бурут среди киргизов было и есть. Выдающийся русский ученый, путешественник, историк и этнограф Г. Е. Грумм-Гржимайло писал, что киргизы-буруты обитали в домонгольское время в Баргуджин-Тукуме, по соседству с бурятами, откуда переселились на Тянь-Шань, «вероятно, в ХIII в.» [1934: 180]. К сказанному можно добавить слова известного современного хакасского этнографа В. Я. Бутанаева: «Пÿрÿт (бурут) – название сеока среди качинцев, сагайцев и кызыльцев; ах пÿрÿт, хара пÿрÿт, хасха пÿрÿт – подразделения сеока бурут» [1999: 99]. На смежной территории с бурутами-кыргызами могли жить остатки омонголившихся селенгинских уйгуров, которые оставили после себя в приаральско-сырдарьинских степях и просторах Восточного Урала столь много этнонимов и этнотопонимов с основой -ай." "В начале ХIII в. буруты и буряты, отданные ойратскому Худуха-беки, переселились в плодородные прихангайско-алтайские земли, прежде принадлежавшие найманам. В начале XVIII в. указанные буруты и буряты вместе с енисейскими кыргызами были уведены джунгарскими зайсанами в бассейн р. Или, где именовались по-прежнему бурутами [История Тувы 1964: 25; Миллер 1937: 314]. Позднее эти буруты были зафиксированы в составе тянь-шаньских киргизов. А то, что буруты были изначально древнекыргызским племенем пяяр, которое в эпоху Тюркских и Уйгурского каганатов смешалось с теле-уйгурскими племенами, можно считать доказанным [Потапов 1969а:191–192]. Поэтому «буряты» «Сокровенного сказания» не имеют ничего общего с современными бурятами Прибайкалья и Забайкалья, хотя можно допустить очень отдаленное родство через предполагаемого прототюркского тотемного предка волка бири. Тогда встает вопрос, почему и каким образом современные буряты, никогда не имевшие в своем родоплеменном составе имя буряад и до появления русских во всем Байкальском регионе не называвшие себя бурятами, вдруг стали так называться?"
    1 балл
  6. "Енисейские кыргызы существовали вплоть до начала XVIII века. Они были союзниками Кучума-хана, например, в войнах с русскими. Они были союзниками джунгаров, среди прочих. Во время резни джунгар династией Мин, огромная часть енисейских кыргызов также была убита. Так, в самом начале XVIII века часть кыргызов, ныне известных как фуюйские кыргызы, была депортирована в Маньчжурию." "**Аборигены региона реки Енисей на самом деле были Q(Афонтова гора (палеолит))** **В эпоху неолита,популяция Q трансформировалась в древних северо-восточных азиатов на аутосомах.(Из-за активной экспансии охотников-собирателей Амура)** **В целом, скифов(восточных скифов)можно смоделировать как смесь между западно-евразийскими источниками, в первую очередь западными степными скотоводами (степь\_MLBA/синташта) и группами, подобными BMAC, с дополнительным количеством примеси от популяции, представленной народами LBA Хубсугул восточно-евразийского происхождения.** **Олений камень/Хубсугул по сути происходит от древних палеосибиряков (в частности, Байкал\_EBA/Афонтова гора + AR14K). Проще говоря, они в конечном итоге пришли из Северо-Восточной Азии 14 000 лет назад..** **Другими словами, «кыргызы» (R1a1a1b2a2a3-S23592) уже были «монголоидами» в эпоху железного-бронзового века**"
    1 балл
  7. Т.е. нельзя сказать, что тянь-шаньские кыргызы совсем уж не имеют никакого отношения к енисейским. Имеют общую генетику(кровь) по мужской линии и общее название, по крайней мере те, кто R1a.
    1 балл
  8. Ну вот, например в этот период, кыргызы-мужчины могли жить между враждующими джунгарами и бурутами. Воевали с бурутами и захватывали себе в жены их женщин. Стали монголоидами-кочевниками. И затем освободились, сбежав на Тянь-шань, но сохранив самоназвание кыргыз. Вместе с ними ушли некоторые некоторые роды бурутов, которых покорили джунгары и которые перешли на сторону кыргызов и ушли с ними на Тянь-шань, например Бургу-бурут. Далее скопом они прикочевали на тянь-шань и присоединили к себе местные племена. Так сформировался кыргызский этнос.
    1 балл
  9. R1a сакская гаплогруппа у современных кыргызов около половины. Монголоиднрсть не обязательно связана с Y хромосомной гаплогруппой, она вполне может передаваться по женской линии и монголоидность 50% кыргызов, имеющих R1a передалась именно так, т.е. светлые кыргызы взяли в жены монголок. Можно сделать вывод, что ядро современных кыргызов из предков R1a, которые брали в жены и наложницы буруток. Женщина больше проводила в детстве с детьми и соответственно они все это впитывали с молоком матери и домашний быт, способ хозяйствования постепенно становились бурутскими, но название племени кыргыз сохранялось по мужской линии, как и R1a. Утрата похоронной обрядности может говорить о том, что они жили среди племен с другой обрядностью и были зависимы от этих племен, были вынуждены перейти на их обрядность. Монголоидность и темные волосы, глаза- доминантный ген, поэтому кыргызы очень быстро, в течение нескольких поколений потемнели и стали монголоидными. Вырисовывается такая картина: часть кыргызов мужчин оказывается среди монголоидных сильных племен, зависит от них, но при этом берет в жены женщин из этих племен, теряет свою светловолосость, голубоглазость, теряет похоронную обрядность, быт и культуру. Но сохраняет память о своем кыргызском происхождении, т.к. происхождение и племя передается по отцу. Люди с таким происхождением угнетаются, и в один момент восстают и убегают от тех, от кого они зависят. Вместе с семьями. Но те, кому они подчинены не хотят их отпускать. Хотят их использовать и угнетать. И вот не это ли восстание описывается в кыргызском эпосе Манас и бегство на Тянь-шань, когда единовременно уже угнетенные монголоидные киргизы-кочевники спасаются от калмаков, какое совпадение (калмыки тоже монголоиды). Теперь осталось выяснить, когда и где все это могло произойти с кыргызами? И в какой момент и как они оказались на Тянь-шане?
    1 балл
  10. Full article: Phylogeographic analysis of Y-chromosomal haplogroup C2a-M48-F8472, a minor paternal lineage of Han populations with possible ancestry of Xiongnu
    1 балл
  11. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМА «НОГАЙ» — Сабитов Ж.М. https://www.youtube.com/watch?v=cfJd0LyobIU&t=13s
    1 балл
  12. Не только. Мао Цзе Дун тоже казахам был.
    1 балл
  13. Читал я этот бред. На востлите можете почитать переводы советского времени. Никто там казахов не видел.
    1 балл
  14. На юге Кыргызстана готовят нан-палоу - "хлебный плов", куда добавляют высохший хлеб.
    1 балл
  15. не помню, постили это из статьи Ускенбая?
    1 балл
  16. Суп с кровью варили и пили те же средневековые монголы (по Рашид ад-дину): و عادت ایشان در آن عهد چنان بوده که سخن مسجع مغلق و معمی گویند. سخنانی که بر زبان ایلچی فرستاده اند / از آن طرز بوده و ایشان فهم نمیکردند و در آن فرو ماندند. جوانی در میان ایشان بود... نام گفته است که معنی این سخن آن است که اقوام بسیار مانند قنقرات و تاتار و درلکین که به ما هیچ تعلق نداشتند جمله با ما متفق و دوست شدند. ما که آقا و اپنی و خون یکدیگریم متفق گردیم و دوست شویم. ایشان قبول نکرده اند و شوقتُویی که مغولان از شکنبه و خون میپختند از دیگ برآورده و بر روی آن ایلچی زده اند و به استخفاف و استهزای تمام او را بازگردانیده بدان سبب عداوت و کینه زیادت شده و جنگ و فتنه میان ایشان قایم گشته و بكرات مصافها Обычай их в те времена был таков, что они говорили трудно понимаемой рифмованной прозой и загадками. Слова, которые они переслали через посла, принадлежали к такому роду. Те не понимали их и были бессильны разобраться в этом. Среди них был некий юноша, по имени... [пропущено имя], он сказал: „Смысл этих слов следующий: многие племена, как то: кунгират, татар и дарлекин, которые не имеют с нами никаких (родственных) связей, теперь все объединились с нами и стали друзьями. Мы, которые суть старшие и младшие братья и одной крови друг с другом, давайте заключим союз и станем друзьями!". Они не согласились и, зачерпнув из котла варево, КОТОРОЕ МОНГОЛЫ ВАРЯТ ИЗ КИШОК И КРОВИ (خون می پختند), выплеснули в лицо послу и отправили его назад с полным презрением и издевательством. По этой причине вражда и ненависть возросли и война и смута установились между ними.
    1 балл
  17. У Марко Поло также видим отличие мусульманского закалывания скота от традиционного тюрко-монгольского забивания: "Тѣло же Ахмака онъ велѣлъ вырыть изъ могилы и бросить на улицу, на съѣденіе собакамъ, а сыновьямъ, принимавшихъ участіе въ злодѣяніяхъ отца, онъ приказалъ заживо содрать кожу. Размышляя о правилахъ проклятой секты сарацинъ, дозволяющихъ имъ совершать всевозможныя преступленія и убивать людей другой вѣры, такъ что даже гнусный Ахмакъ и сыновья его могли считать себя невинными, онъ сталъ ненавидѣть и презирать ее. По-этому, призвавъ къ себѣ сарацинъ, онъ запретилъ имъ продолжать многіе дѣла; допускаемые ихъ закономъ, и велѣлъ, чтобы браки ихъ заключались согласно съ обычаями татарь, и чтобы, убивая животныхъ, они не перерѣзывали имъ горло какъ прежде, а вскрывали животъ".
    1 балл
  18. Судя по описанию арабского автора Ибн Фадлана (Х в.) забивание скота у тюрков до Ислама не отличалось от монгольского: ‏‎ولا يقدر أحد من المسلمين أن يجتاز ببلدهم حتى يجعل له منهم صديقاً ينزل عليه ، ويحمل له من بلد الإسلام ثوباً ، ولا مرأته مقنعة ، وشيئاً من فلفل، وجاورس ، وزيب ، وجوز ، فإذا قدم على صديقه ضرب له قبة ، وحمل إليه من الغنم على قدره ، حتى يتولى المسلم ذبحها لأن الترك لا يذبحون وإنما يضرب الواحد منهم رأس الشاة حتى تموت "И не может ни один мусульманин проехать через их страну без того, чтобы не сделать кого-либо из них себе другом, у которого он останавливается. Он привозит для него из страны ислама одежды, а для жены его покрывало, немного перца, проса, изюма и орехов. Когда же он прибудет к своему другу, то тот разобьет для него юрту и доставит ему овец сколько может, так что мусульманину останется только закалывать их, так как тюрки их не закалывают, — право же, кто-либо из них бьет по голове овцу, пока она не умрет" Нынешнее закалывание у большинства тюркоязычных народов вероятнее всего влияние Ислама и режутся по мусульманским правилам
    1 балл
  19. Каракалпаки свою историю знают хорошо, поэтому я свободно пишу, думая, что это всем без исключения являются известными фактами, но многим, наверное, непонятно, кто такой Ерназар Кенегес и кто такой Ерназар Алакоз. Я много раз писал об этом, но, раз уж опять прикасаюсь к этому вопросу, то хотел бы уточнить ситуацию 1855-56 годов ещё раз. Когда каракалпаки под руководством предводителя каракалпакского Арыса Конрат Ерназара Колдаулы по прозвищу Алакоз (пестроглазый) данное ему из-за его голубо-черных глаз, то есть, один глаз голубой, другой черный и, который являлся внучатым племянником знаменитого Айдос бия, предводителя каракалпакского восстания против Хивы 1827 года, когда каракалпаки потерпели поражение и попали под всеобщую зависимость от Хивы. Так вот, в 1855 году Ерназар Алакоз объединил два Арыса каракалпаков на войну против хивинского беспредела, чинимого против каракалпакского населения бывшего Аральского государства и добился больших успехов, провозгласив отдельное от Хивы Каракалпакское ханство, которое просуществовало почти год. Расширив свою территорию до нынешнего Амударьинского района ККР, Ерназар Алакоз предложил Хивинскому хану мир об разграничении территории на захваченных каракалпаками территориях, которые охватили всю прежнюю территорию Аральского государства. И для передачи Хивинскому хану данных мирных предложений, Ерназар Алакоз направил хивинскому хану своего друга Ерназара Кенегеса, предводителя Арыса Онторт уру, которого хивинский хан обработал как самого настоящего олуха, внушая ему, что Ерназар Алакоз российский шпион, который пригласил российского агента Зарлык торе из российских степей на Каракалпакское ханство и, что все они, Зарлык и Ерназар Алакоз есть самые настоящие кяфиры (неверные), которые хотят разрушить мусульманский мир в Хиве и единство с братскими каракалпаками. В общем, Ерназар Кенегес, будучи другом детства тогдашнего хивинского хана и его другом по медресе, где они вместе учились, поверил хивинскому хану и пошел против Ерназара Алакоза, то есть, неожиданно, идейная война каракалпаков во имя независимости превратилась в гражданскую. В результате идейная сторона каракалпаков потерпела очередное поражение. Грамоты и медали о награждении каракалпакских батыров, в том числе Ерназара Кенегеса, в войне против "неверных", то есть против своих же конратских сородичей имеются в хивинских архивах. По результату этих поражений, каракалпаками начал управлять Ерназар Кенегес, которому Хивинский хан даровал Каракалпакскую Автономию в виде полного самоуправления как и обещал. То есть, Каракалпакская Автономия была провозглашена на законных основаниях в 1856 году на территориях бывшего Аральского государства, которое до сих пор существует теперь уже в статусе Республики Каракалпакстан.
    1 балл
  20. На всякий случай поясню, что билингва найдена в Каракоруме в Монголии.
    1 балл
  21. Кливз: ПЕРЕВОД ТЕКСТА НА КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ В пятнадцатом году [1220] правления Тай-цзу шэн-ву хуан-ти (то есть Чингисхана), когда циклический год приходился на кенгченскую эпоху, он основал столицу в Холинь (Корум)... Под присмотром Тай-цзунга хуанди (то есть Угэдэя Каана) люди и живые существа были здоровы и обильны. Впервые он построил дворец [там]. По этому случаю он построил буддийское сооружение. Когда он заложил фундамент, но еще не возвел крышу, Сянь-цзун (т.е. Мункэ Каан) продолжил [с того места, где он остановился]. Когда наступил циклический год [в] пинг-чен [1256], он (то есть Сянь-цзун) построил великую Ступу (fou-t'u) . Он покрыл [это] высоким павильоном.
    1 балл
  22. У ханов, контролировавших такие регионы как Ташкент и Туркестан должны были быть летописцы и секретари. Скорее всего эти документы утрачены.
    1 балл
  23. Среднемонгольские и бурятские термины родства не перестают меня удивлять. В точь в точь как казахские. Ближе чем в Халха монгольском.
    1 балл
  24. Исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили удивительные факты о медицинских навыках древних обитателей Сибири. Оказалось, что они могли проводить сложные хирургические операции на головном мозге. Согласно сайту VN.RU, в ходе исследования обнаружено, что 25-летней женщине была проведена операция еще при жизни. По состоянию костей ученые смогли установить, что она прожила еще около трех месяцев после вмешательства. Характер операции остается загадкой из-за отсутствия сохранившейся нервной ткани. Однако известно, что операция была проведена в области головного мозга, где нарушения часто связаны с психическими расстройствами. Скорее всего, древние "хирурги" не были осведомлены об этой связи. Ученые также обнаружили, что трепанации проводились с использованием специального ланцетовидного ножа из меди или бронзы. Кроме того, в могильнике были обнаружены другие медицинские инструменты, включая иглы с ложечкой для снадобий. Курган, в котором были найдены эти артефакты, датирован III-I веками до нашей эры. Интересно, что женщина, подвергшаяся операции, представляла собой обычного члена общины, не принадлежавшего к элите. Это свидетельствует о том, что древние "высокотехнологичные" медицинские вмешательства были доступны представителям всех слоев общества.
    1 балл
  25. Я просто объяснил этимологию слова. И как от кир бичик пошло дальше. Азбука - рассказал про аз. Разобрать буки? Письмо - корень пичи. Наука. Корень слова - ук. Не в смысле слушай, а в смысле учи. Укаркаба - не учи меня. От ук (учить) - научить, т.е научи меня, наука и т.д.
    1 балл
  26. Абсолютно верно. Суффикс -з, -с. В древнетюркском означал взаимность. Да и сейчас означает. Например тасы - неси. Тасыс - помогай носить. Ұр - ругать, ұрыс - ругаться с кем-то. Соқ - бить, соғыс - биться с кем-то. Бөл - делить, бөліс - делиться с кем-то, кел - приходить, келіс - сходиться во мнениях.
    1 балл
  27. 1 балл
  28. Все эти утверждения о тюркском глобусе вызваны исключительной некомпетентностью авторов. Это касается и АКБ, который отрицает заимствования. Она говорит о "чилля" - 40 днях, может стоило просто заглянуть в словарь? Это таджикский язык. Итог: обычный для фольков бред про злых советских историков, которые исказили историю.
    1 балл
  29. Еще раз: Эгиз - от высокий, длинный. Эгиз Тоо - Высокие горы, Эгиз жар - Высокий яр, Эгиз бойлуу - Высокий ростом.
    1 балл
  30. Этимология Жети-Огуз от Жети-Эгиз это мнение отдельных филологов. У нас на юге в речи термин эгиз - это в том числе "высокий". Жети-Огуз - считается что это "семь быков", там семь скал:
    1 балл
  31. В указанных вами словарях - https://el-sozduk.kg/эгиз/ эгиз Толковый словарь кыргызского языка (1969) I зат. Бир энеден бир мезгилде туулган эки бала, төл. Эгиз кыздар оюнчуктар менен алек («Жаш ленинчи»). Короодо коюң эң семиз, Соолугу төлдөйт жылда эгиз (Барпы). ЭГИЗ II сын. диал. Бийик, узунунан, бийигинен келген. Эгиз тоо. Эгиз жар. Эгиз бойлуу.
    1 балл
  32. Я собственно считаю,что могулы это нынешные уйгуры и кыргызы, а не казахи. А казахи есть средневековые кипчаки ,лесные тюрки плюс джурчены и маньчжуры..Нужно спросить себя почему кочевые узбеки из ЗО выгнали ваших предков от себя..
    1 балл
  33. сколько кыргызов ушли к уйгурам , узбекам, таджикам одному богу известно
    1 балл
  34. Страшно что эта чушь уходит в массы.
    1 балл
  35. Сам факт нахождения в Минусе предковых для кыргызов генетических данных ставит жирную точку в споре о преемственности современных кыргызов от енисейских кыргызов. Таким образом сводится на ноль теория Кызласовых об отсутствии родства между ними.
    1 балл
  36. не обращайте внимание на таких. из-за них и их сказок про то, что ногайцы, каракалпаки это отделившиеся казахи, эти два народа не сильно нас любят. главное на оф. уровне, историки, этнологи так не считают
    1 балл
  37. Мне от души жалко родной каракалпакский народ и больно за его будущее. Мое мнение и убеждение, что один тюркский народ никогда не должен быть в составе другого тюркского государства. Это гарантированная постепенная культурная ассимиляция и естественно победителем во всех сферах выйдет узбекский. Лучше пусть в составе любого другого этноса и государства, но не своего тюркского. В составе чуждого окружения наоборот включаются рычаги самосохранения.
    1 балл
  38. А ровным счетом, разговор не о комплексе - с какого черта, каракалпаки в 18 веке боролись против казахов, бухарцев и хивинцев, если не о сохранении своего самосознания? Зачем им нужно было погибать ни за что? Значит, погибать нужно было, ибо мы погибали, чтоб не погибнут. А произведения Жийен жырау тому свидетельства.
    1 балл
  39. Если это сказано со стороны казахов, о чем и не сомневаюсь, то разве мы можем перечить против этих утверждений . Мы ведь, боремся против узбеков, а все казахское - бальзам на душу. А между тем, в среде древних каракалпаков до 13 века было только одно племя "казахлы". Я так думаю, что они же и стали прототипом будущего многомиллионного народа.
    1 балл
  40. Мы вообще то обсуждали воровство истории казахов, в котором Ле Рафин обвинил соседей. Я пояснил, что такие грешки есть у всех, например воровство ЧХ у монголов, или как показал в учебниках объявление Золотой Орды древнеказахским государством. Что не так? Примеры привел. Что вас не устраивает?
    1 балл
  41. Про учебники, вот учебник для ВУЗов: Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана: Учебник для вузов. 8-е изд. перераб. и доп./ - Костанай: Костанайский региональный институт исторических исследований, 2006. - 350 с. "древнеказахское государство". Т.е. ногайцы, татары, каракалпаки происходят от древних казахов?
    1 балл
  42. Обычно объясняют как иранизм, из согдийского "χśаδ". Значение не помню, кажется "светлый" или "святой". Титул обозначал "принца крови" в Тюркского каганата. Если смотреть из монгольского, то можно предположить связь с этим словом: Proto-Mongolian: *sadu-n Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: relative by marriage; friend Russian meaning: свойственник; друг Written Mongolian: sadun (L 656) Middle Mongolian: sadun (HY 30), ṣādǝm (IM) Khalkha: sadan Kalmuck: sadṇ Ordos: sadun ============= В тюркские языки (в частности) древнетюркский могло попасть гипотетическое западно-протомонг. "sаd" как "šаd". Развитие "sаdаn" => "sаd" с потерей конечного "-аn" обычное явление (вам ли рассказывать) для халха-монгольского языка, ведь те же "нар(ан)", "сар(ан)", "од(он)" и т.д.
    1 балл
  43. Нет дорогой друг. Он вам не трехлетний жеребенок с приставкой Джу-, а самый простой Иванушка. то бишь John, Johanan. Довольно часто встречается у этих восточных христиан. Посланец Алакуш-дигид-хури к Чингисхану, носил такое имя.
    1 балл
  44. Тут,АксКерБорж, с вами я в корне не согласен. Я лично,и многие мои земляки букву Ж выговариваем как Ж, и не как более. Не спорю Алматинцы говорят джяксы, джяман и это сразу режет нам слух,\. А букву Ш, как Ч, допустим Шелек, хоть убей они скажут Челек. Да и вообще на букву Ж у них по моему слова нет. Ну, прям, как киргизы. Буква Ы, да обозначается одинаково как в русском языке, но это абсолютно разные звуки. Уж, лучше спросить представителей Семея, носителей литературного языка, языка Абая.
    1 балл
  45. едва ли ногайлы потеряются на Кавказе, очень уж сильно они отличаются, культурно и антропологически, от насельников тех мест. эти последние не дают ногаям забыть об этом. даже кумыки с карачаями и балкарцами осознают себя наследниками кавказской Алании больше, чем общей с ногаями тюркской истории. куда больше шансов у ногайцев утратить свой язык, культуру и даже этноним в случае слияния с казахами, что и случилось с некоторыми ногаями, влившимися в состав Младшего жуза на правах маленького ру в жетиру, если не ошибаюсь. ИМХО, довольно странно ждать от людей, ощущающих себя представителями маленького, но гордого народа, что они будут с радостью воспринимать перспективу поглощения другим, более крупным этносом. Звать ногаев в казахи Младшего жуза - этноцентризм, АКБ, осложненный комплексом "старшего брата".
    1 балл
  46. У нас близнецы это гезәк. В словаре которым я пользусь sahifa.tj, слова эгиз нет: также как и во многих других www.webtran.ru/ el-sozduk.kg/ www.ltran.ru translate.google.com что как минимум говорит о том, что это слово не используется в основном диалекте кыргызского.
    -1 балл
  47. Я так не считаю. Это какой то диалект монгольского языка. Вполне вероятно,что язык ССМ это язык найманов т.е.найманский диалект.
    -1 балл
×
×
  • Создать...