Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-8

Рекомендуемые сообщения

(55) Участие в войнах русских старообрядцев в округе Алтай (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)

тут есть про Оспана батыра

Званцов

Цитата

Поход в Тибет 
Про Тибет я знал только то, что давали в школе. Знал, что там горное место, что нельзя пробраться на машинах. А от казахов слыхал, что там в горах ядовитый газ. Они не знали, что там просто кислорода недостаточно, — когда уставший человек засыпает, сердце все тише, 
тише бьется, и останавливается само. 

Так мы и шли по могилам. Сперва несколько скелетов увидели, а потом их много стало рассеяно. Зашли однажды в ущелье, полное мертвых лошадей и людей. За 13-15 лет перед нами казахи-кочевники там уходили с боями, и советские с самолетов расстреливали их. Лошади лежали как целые — в пустыне воздух сухой, кожа застывает. И также люди — как мумии, внутри ничего, а кожа раздутая.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://bulletin-histsocpolit.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/740/941
ДавлетияровМ.М. *11Старший научный сотрудник Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана. г. НукусE-mail:  madat.davlet@gmail.comКУНГРАТЫ В СОВРЕМЕННОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕАннотацияВ  статье  сравнительно  рассматривается  структура  каракалпакских  кунгратов,  делается попытка  выявить  признаки  родовой  самоидентификации,  определить  регулирующую  роль  в брачных, семейно-родственных отношениях. Изучение родовой структуры и родовых групп дает возможность  определить  степень  участия  различных  этнических  компонентов  вэтногенезе различных народов, а также помогает выявить факторы, способствующие ослаблению традицион-ных  родовых  связей  в  условиях  глобализации,  а  также  прогнозировать  будущее  этнических сообществ и их культурных традиций. Родовые подразделения каракалпаков объединены в два крупные арыса:«коңырат» и «он төртуруў». Каждый из них делится на более мелкие родовые группы, и каждый соотвественно имеет свои собственные названия. По поводу наименования «Қоңырат»,  существуют  различные  варианты  о  его  происхождении.Среди  каракалпаков  и узбеков  широко  распространено  объяснение  происхождения  наименования  «қоңырат»  от тюркского «конғыр-ат» -рыжая, гнедая лошадь. Очень ценными являются представления людей о происхождении своего уруў,который входит в состав арыса«Қоңырат». Представители арыса Қоңырат, в определённой степени выделяют себя среди представителей арыса «Он төрт уруў», что проявляется в различиях в восприятии и этническом самосознании. Одним из показателей этого явления является характер их расселения. Так, «конгратцы» преимущественно проживают в северной части Каракалпакии и на левом берегу Амударьи.Ключевые слова:Каракалпаки, кунграты, родовая структура, родовое самосознание, уруў, көше, тийре

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Джагалбайлы сказал:

Там пишут что:

Цитата

Пока останки находились в музее, учёные провели генетическое исследование. Результаты показали, что они принадлежали мужчине, который жил в XV веке и относился к потомкам Чингисхана.

Результаты опубликованы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Джагалбайлы сказал:

В конце 18 века там были развалины большого города Татагая или Ботагая. Обширность развалин в 10 верст. Были большие четырехугольные здания, храмы и множество строений поменьше. Казахи говорили, что это ногайский город. Видимо золотоордынский.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Koshoj сказал:

Там пишут что:

Результаты опубликованы?

Лапша там.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Довольно забавно слышать от Ж.Сабитова, что исследователь не должен зависеть от одного источника и относиться к нарративам критически в то время, как он сам не критически относится к данным "Чингиз Наме" Утемиша Хаджи. На интервью также много чего сказано на вроде того, что шибанид Абулхаир был и казахским ханом, что вряд ли соответствует исторической действительности.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Абулхаир хан часть нашей истории.

А насчет Утемыш-хаджи, там к нему я критически тоже отношусь. Там есть разное.

Так что ярдлыки не наклеивайте

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy Его можно интерпретировать, как хана той  немногочисленной части казахов, которые раньше были узбеками впоследствии влившиеся в состав казахов Керея и Джанибека. Но никак хана всех казахов. 

25 минут назад, asan-kaygy сказал:

Абулхаир хан часть нашей истории

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Bir bala сказал:

@asan-kaygy Его можно интерпретировать, как хана той  немногочисленной части казахов, которые раньше были узбеками впоследствии влившиеся в состав казахов Керея и Джанибека. Но никак хана всех казахов. 

 

я его ханом казахов не называл.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, asan-kaygy сказал:

его ханом казахов не называл.

@asan-kaygy А что вы тогда на интервью подразумевали под "Многие считают, что он не наш хан, на самом деле он наш хан"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наш хан и казахский хан, это немного разные вещи. Берке хан тоже наш правитель, но не казахский хан.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy Нашли кого сравнить. Берке Золотоордынский хан, он был ханом для всех, а Абулхаир таковым не был. Ваш тезис можно было бы принять в том случае, если бы Керей и Джанибек и подвластные им казахи подчинялись ему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну я выше показал, что вы передергиваете слова

Абулхаитра я не называл ханом всех казахов. "Наш хан" это немного другое

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy ну так дайте определение, что такое "наш хан" и что вы подразумеваете.

Если он не правил казахами, и не был общим Золотоордынским ханом, то средневековый и современный казах не может сказать, что это его или их хан.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 минуты назад, Bir bala сказал:

@asan-kaygy ну так дайте определение, что такое "наш хан" и что вы подразумеваете.

Если он не правил казахами, и не был общим Золотоордынским ханом, то средневековый и современный казах не может сказать, что это его или их хан.

он был ханом части улуса Джучи, причем немалой части Улуса Джучи

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, asan-kaygy сказал:

он был ханом части улуса Джучи, причем немалой части Улуса Джучи

@asan-kaygy Ну да, он правил в Восточном Дешти Кыпчак в бывшем левом крыле Золотой Орды. А как из этого следует, что он наш хан? 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Bir bala сказал:

@asan-kaygy Ну да, он правил в Восточном Дешти Кыпчак в бывшем левом крыле Золотой Орды. А как из этого следует, что он наш хан? 

 

Он часть нашей национальной истории, или вы считаете, что до 1470-ых годов на территории Казахстана были все "не наши правители"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy У каждого клана Чингизидов были свои родоплеменные группы. Всех смешивать в одну кашу, как это пытаетесь сделать вы, в корне неправильно. Казахские этнические группы возглавлялись восточными Тукай-Тимуридскими Джучидами, узбекские этнические группы возглавлялись Шибанидскими Джучидами. Абулхаир хан безусловно являлся ханом по соседству с Джанибеком и Кереем. Поэтому правомерно признавать Абулхаира хана соседом по территории, но никак не нашим ханом в принципе. Вы даже не можете дать определение, что хотели сказать под "наш хан". Я вам все предельно объяснил, чтобы соответствовать понятию "наш хан", Абулхаир должен был возглавлять помимо узбекских, и казахские родоплеменные группы тоже, а также Джанибек и Керей должны были быть зависимыми от него вассалами, как и прочие восточные Джучиды, однако судя по первоисточникам ни одно из этих концепции не подтверждается.

2 часа назад, asan-kaygy сказал:

Он часть нашей национальной истории, или вы считаете, что до 1470-ых годов на территории Казахстана были все "не наши правители"?

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не могли бы аргыны, изначально будучи группой ногайско-кыпчакского происхождения от тюркских народов Кавказского региона, позднее войти в казахский племенной союз?

Например, в Турции был известный крымско-ногайский актёр по имени Джюнейт Аркын. Если аргыны пришли со стороны Кавказа и Западного Казахстана? В ногайских поселениях я тоже видел такие имена, как Эркин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, Bir bala сказал:

@asan-kaygy У каждого клана Чингизидов были свои родоплеменные группы. Всех смешивать в одну кашу, как это пытаетесь сделать вы, в корне неправильно. Казахские этнические группы возглавлялись восточными Тукай-Тимуридскими Джучидами, узбекские этнические группы возглавлялись Шибанидскими Джучидами. Абулхаир хан безусловно являлся ханом по соседству с Джанибеком и Кереем. Поэтому правомерно признавать Абулхаира хана соседом по территории, но никак не нашим ханом в принципе. Вы даже не можете дать определение, что хотели сказать под "наш хан". Я вам все предельно объяснил, чтобы соответствовать понятию "наш хан", Абулхаир должен был возглавлять помимо узбекских, и казахские родоплеменные группы тоже, а также Джанибек и Керей должны были быть зависимыми от него вассалами, как и прочие восточные Джучиды, однако судя по первоисточникам ни одно из этих концепции не подтверждается.

 

Это ваше видение. я с ним не согласен.

Разницами между "казахами" и "узбеками" тогда фактически отсутствовала. Только политическая ориентация на разных Джучидов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy Это вообще ни на чем не основанная и никакими аргументами не подкрепленный тезис. Поэтому я точно также, как и вы не согласен с вашим и прочими такими видениями. 

Из золотоордынских этнонимов татар, ногай, узбек, казак политонимом является только узбек.

1 час назад, asan-kaygy сказал:

Разницами между "казахами" и "узбеками" тогда фактически отсутствовала.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наконец то вышла долгожданная статья по предкам казахских коныратов

Ссылка здесь:

Сабитов Ж.М. К вопросу о происхождении золотоордынских эмиров Нангудая и Кутлук-Тимура // Золотоордынское обозрение. 2025. Т. 13, № 3. С. 563–580.

https://www.academia.edu/144349144/%D0%A1%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%96_%D0%9C_%D0%9A_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%83_%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%8F_%D0%B8_%D0%9A%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%83%D0%BA_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2025_%D0%A2_13_3_%D0%A1_563_580

Было шесть версий происхождения Нангудая, существующих в историографии, среди которых наиболее обоснованной я признаю ту, что приведена в «Фирдаус ал-икбал», с поправкой на ошибку автора — смешение двух разных лиц по имени Ногай (темник Ногай и кунграт Ногай).

Помимо «Фирдаус ал-икбал», шежире называют в числе его предков Жаилхана, Сенке-бия и Ногая, имена которых совпадают с предками из письменных источников. Предком Нангудая действительно был Терк-Амал-хан, кузен Борте (жены Чингисхана), а не золотоордынский темник Ногай.

Таким образом, Нангудай происходит из правящей линии кунгратов, связанных с домом Чингисхана через брачные союзы (Тумалун — дочь Чингисхана, супруга Тыныма-гургена).

Ниже напишу генеалогию Нангудая.

Золотоордынский эмир Нангудай имеет длинную генеалогию предков. К именам предков мы добавим краткий пересказ сведений, касательно того или иного предка Нангудая и свои пояснения. Ниже указана генеалогия Нангудая (номер будет означать колена, то есть 7 – это предок в 7 колене, 12 – предок в 12 колене):

1. Агадай. Отца Нангудая звали Агадай бахадур. Он правил в Булгаре 22

года. Совершал походы на русские княжества и черкесов, «покорил эти стра

ны и назначил там наместников». Он управлял странами Булгар и Черкес в

качестве заместителя отца. Ему подчинялось 30 тысяч юрт кунгратов и 100

тысяч юрт других кочевников. Также он восстановил городские стены Хад

жи-Тархана, лежавшие в руинах со времен Джучи. Погиб в 713 году хиджры

(1313–1314) вместе с отцом в возрасте 35 лет в битве с Сонкор-мирзой из

племени Мангыт.

2. Ногай. Отца Агадая звали Ногай. Погиб Ногай из племени кунграт в возрасте 81 или 92

лет в 713 году хиджры и имел 7 сыновей.

3. Муса гурген. В 631 или в 633 году по хиджре Муса гурген унаследовал улус отца. Бату повысил его в должности и выдал за него дочь Хулагу (сын Толуя) по имени Таракай-хатун. Она родила ему Ногая и Тудаку хатун. Тудаку была замужем за султаном Ахмад Тегудером сыном Хулагу. Муса гурген умер в 663 г. по хиджре, во времена правления Берке. Его доисламским именем было имя Тука-Тимур.

4. Тыным гурген получил от Чингиз-хана титул нойон (вместо титула хан, который был у его отца) и во владение всех кунгратов. Сопровождал Чингиз-хана в большинстве его походов. В битве между ханом и султаном Джалал ад-Дином Хорезмшахом на берегу реки Инд (Синд) Тыным гурген упорно сражался, ранил самого султана и убил его знаменосца. Султан потерпел поражение, но спасся, прыгнув в реку. Хан одарил Тыныма гургена

множественными наградами и почестями и поднял его по статусу выше других эмиров. По возвращению из Ирана, Чингиз-хан отправил своего сына Джучи обратно в его владения и послал с ним Тыныма гургена вместе с его племенем в улус Джучи. Джучи уважал Тыныма и ничего не предпринимал без его совета. Ближе к концу жизни Тыным гурген принял ислам.

5. Терк-Амал-хан. Когда Чингиз-хан воевал с Онг-ханом Кереитом, он попросил помощи у Терк-Амал-хана, и с его помощью победил. Взойдя на трон, Чингиз-хан попросил Терк-Амал-хана прислать ему Тагахара Бахадура (своего брата), которого он назначил личным эмир-и лашкара. Терк-Амал-хан, правил 35 лет и в 618 году по хиджре умер. У него было четыре сына. Старшего звали Тыным гурген. Чингиз-хан выдал замуж за него свою дочь

Тумаюн. Имена младших сыновей Терк-Амал-хана были Эльчи Ноян, Ачай и

Тукен.

6. Дей (Даритай)-нойон хан. Он был современником Есугея Бахадура. У хана было трое сыновей, Кая-хан, Терк-Амал-хан и Тагачар-нойон. Даритай-нойон-хан сделал Кая-хана правителем кунгратов на Кара-Мурене, сделал Терк-Амал-хана своим наследником и сделал Тагачар-нойона эмир-и лашкар. Кая-хан умер во времена Гуйук-хана ибн Угедей каана. Судя по всему, отцом Терк-Амал-хана был Даритай-хан, брат Дай-сецена (отца Борте).

7. Арслан-хан. Имел 10 сыновей. Арслан-хан, мстя за смерть сына Кабул-хана, разграбил район Китая под названием Ханбалык, убил эмира Алтан-хана по имени Ток Чингсанг.

8. Монге-хан. Он имел семь сыновей: Пашан, Сенги, Джамуха, Байсун, Арслан, Кубдай и Сойюнч. Большинство кланов племени кунграт являются их потомками. Монге отправил четырех сыновей, которые были старше Арслана, вместе с 20 тысячами семей племени кунграт на берег реки Кара-Мурен; они завладели этим местом и поселились там.

9. Джаилган-хан. Был современником Тумбинай-сечена. Он восстал против своего родственника Караул-хана и убил его. После этого он стал ханом всех кунгратов. У него была дочь Аруджа хатун, которую он выдал замуж за прадеда Чингиз-хана, Кабул-хана, сына Тумен-хана. Здесь интересным фактом является то, что Жаилхан (Джаилган-хан), согласно каракалпакскому фольклору, считается предком кунгратов.

10. Аганай-хан

11. Сынтай-Тимур

12. Каучин

13. Кадан-хан

14. Калджидай-хан. По генеалогическим расчетам он мог родиться около

892 года (расчет на основании 30 лет на поколение).

Калджидай-хан, согласно «Фирдаус ал-икбал», был очень справедливым и образованным человеком. У него был младший брат по имени Салджидай и сын по имени Кадан-хан. Когда Калджидай-хан умирал, он разделил свой улус и имущество на две части: сыну и брату. Когда Кадан-хан взошел на престол, Салджидай-хан, поднял восстание. После долгих боев он захватил и заключил в тюрьму Кадан-хана, который умер в тюрьме.

Салджидай-хан после захвата Кадана стал правителем кунгратов. В течение пяти поколений после него королевство принадлежало его потомкам. Имя последнего короля было Караул-хан, сын Тимадж-хана, сына Кескюн-хана, сына Уранджи-хана, сына Буркай-хана, сына Салджидай-хана.

Другой вопрос - генеалогия эмира Кутлук-Тимура

Существует пять версий происхождения Кутлук-Тимура, наместника Хорезма при Узбек-хане:

Наша версия - из племени онгут.

Вот наша реконструкция его генеалогии:

Кутлук-Тимур происходил от Чин-Тимура, баскака Ургенча, назначенного Джучи. Его потомки:

 

Чин-Тимур - онгут, баскак Ургенча при Джучи, служил также при Угэдэе и Чурмагуну.

Онгу-Тимур и Куч-Тимур — сыновья Чин-Тимура; первый служил в Иране, второй - в Хорезме.

Толук-Тимур, сын Куч-Тимура - правитель Хорезма до 1307 г.

Куртука - сын Онгу-Тимура; его сыном был Кутлук-Тимур, упомянутый как Наджм ад-Дин Кутлуг-Тимур, назначенный Олджайту-ханом хорезмшахом, но на деле - представитель династии хорезмских наместников. Его мать - сестра хана Токты, жена эмира Куртуки, а братья - Мухаммед-ходжа и Сарай-Тимур.

Харунбек, сын Кутлук-Тимура, зять Узбек-хана, женатый на дочери ханшы Тайдуллы.

Таким образом, Кутлук-Тимур происходил из онгутской династии наместников Хорезма, восходящей к Чин-Тимуру, вассалу Джучи. Эта линия была тесно связана с Джучидами через браки и службу при Узбеке и Токте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@asan-kaygy Забавно, пишите "по предку казахских коныратов"  а в самой статье ни одного доказательства в пользу вашей гипотезы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...