Jump to content
Скриптонит

Катаганское побоище: геноцид катаганов другими казахами

Recommended Posts

Just now, Qutluq Bilge said:

Может в Афганистан к хазара? У хазара есть племя qataghan.

 

Знаете, есть такое предание у каракалпаков об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, но оно касается событиям конца 17 века, а не начала. Данное предание записано Соболевым в 1874 году у правобережных каракалпаков дельты Амударьи и публиковалось в российских газетах.

Link to comment
Share on other sites

54 minutes ago, Kamal said:

Знаете, есть такое предание у каракалпаков об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, но оно касается событиям конца 17 века, а не начала. Данное предание записано Соболевым в 1874 году у правобережных каракалпаков дельты Амударьи и публиковалось в российских газетах.

К сожалению, я плохо разбираюсь в истории кочевых народов и не смогу поддержать дискуссию, особенно если это касается племен. Вставил информацию о катаганах хазара только потому что запомнил это название когда-то посмотрев клипы этого народа на Youtube :)

Link to comment
Share on other sites

10 hours ago, Steppe Man said:

 

Quote

 

Маңгульский  калмык Жолой-Елюй Даши?

Вы обратили внимание на список литературы?
Пункт номер 4 ссылается на группу во вконтакте.

Quote

4. Единый тюркский народ – ЕТН. Племя Катаганы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-21242429_540987 (13.07.2020).

Выводы делайте сами :) 

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Samatq сказал:

Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган

Ер Косай и его отец Ер Кокче предки рода Уак.

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Qutluq Bilge сказал:

Может в Афганистан к хазара? У хазара есть племя qataghan.

В Афганистане много узбеков племени катаган. Катаганы также были в Бухарском эмирате, они были одним из самых влиятельных племен в Кундузе (Сев. Афганистан, кот. долгое время был в составе узбекских ханств).  Часть казахских начала уходить еще до Побоища в Восточный Туркестана (по сведениям бен Вали). После побоища: часть к кыргызам, часть примкнула к канглы как шанышкылы, а большинство к узбекам. Допустимо, что в какой то части Мавереннахра и в Кундузе уже была группа катаганов, к которым присоединились ташкентские. Я считаю что у кыргызов катаганы поздние кырме от турсуновских или кундузских ибо они идут лишь как подразделение рода Саяк. А саяки, насколько я знаю, как раз из памирских кыргызов (но могу ошибаться)

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

18 часов назад, Samatq сказал:

Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган, старейшина кыргызских родоплеменных структур. Племя катаган считалось устойчивой и надежной этнической единицей в сорокаплеменном Кыргыз журту.

В эпосе «Манас»:

Катаган эр Кошой [8, с. 60].

Кундуз, Талкан жеринде, (На земле Кундуз и Талкан,)

Катаган деген элинде, (В народе катаган,)

Кошой деген эр болот (Есть витязь эр Кошой) [7, с. 43].

По эпическим данным катаганы как значительное родоплеменное объединение, отличались автономностью, мобильностью и внушительностью. 

Судя по упоминанию Манаса в МаТ, наличию у ногайцев его упоминания этот персонаж не тяньшанский, а выходец из улуса Джучи, из его восточной части, связанной с кыпчаками, с Алтаем. Отсюда и наличие Ер Косая. Интересно упоминание тут Кундуза, видимо поздний элемент

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, кылышбай сказал:

подразделение рода Саяк. А саяки, насколько я знаю, как раз из памирских кыргызов (но могу ошибаться)

Нет. Саяки не имеют отношения к памирским кыргызам. 
 

Катаган указаны как род при Чекир Саяк. Чекир саяк и Саяк разные ветви.

В разных санжыра Катаган идут от Карачоро сразу. То есть как отдельное племя.

Link to comment
Share on other sites

12 hours ago, Qutluq Bilge said:

К сожалению, я плохо разбираюсь в истории кочевых народов и не смогу поддержать дискуссию, особенно если это касается племен. Вставил информацию о катаганах хазара только потому что запомнил это название когда-то посмотрев клипы этого народа на Youtube :)

Нам тоже известно только об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, а состава ушедших племен не знаем, потому что, в сведениях Ережеп Бия (Старший бий правобережных каракалпаков) не перечислены. В 1873 году каракалпаки дельты Амударьи были разделены на две части, правый берег вошёл в состав РИ, а левобережные до 1925 года оставались в составе Хивинского ханства и ХНСР. 

По всероссийской переписи 1897 года правобережных каракалпаков насчитывалось всего 20 тысяч семей, поэтому 60 тысяч семей, не считая ферганских и зарафшанских каракалппков, ушедших из Хорезма в 17 веке это внушительные цифры.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, кылышбай сказал:

Судя по упоминанию Манаса в МаТ, наличию у ногайцев его упоминания этот персонаж не тяньшанский, а выходец из улуса Джучи, из его восточной части, связанной с кыпчаками, с Алтаем. Отсюда и наличие Ер Косая. Интересно упоминание тут Кундуза, видимо поздний элемент

Вообще нет

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Samatq сказал:

Нет. Саяки не имеют отношения к памирским кыргызам. 

Катаган указаны как род при Чекир Саяк. Чекир саяк и Саяк разные ветви.

В разных санжыра Катаган идут от Карачоро сразу. То есть как отдельное племя.

Но Магидович пишет что среди кыргызов Афганистана были катаганы из племени Саяк. Возможно он ошибся, перемешав информацию о чекир саяках с ТШ и катаганах с Кундуза.

Но тут немного поправлю вас: катаганы среди чекир саяков жиены, то есть племянники. По преданиям они потомки дочери Турсуна, выданной за чекир саяка. После разгрома катаганов Ишимом они вместе с катаганами ушли в Восточный Туркестана (миграция катаганов из Дешта в ВТ зафиксирована в источниках). На этом  лишь основании они и считаются катаганами. Возможно есть и др. версии - вы лучше знаете.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В 1635 году Ялангтуш был послан ханом Имамкули против казахов. Ялангтуш осадил Мурат-султана (сын Тауекель-хана) в городе Пскент. Мурат признал власть Имамкули, Ялангтуш переключился на решение других задач. Ялангтуш захватил Ташкент, но Мурат-султан при помощи других казахских султанов (Джангир, сын Ишима и Мухамедияр, сын Турсун-Мухаммеда) и калмаков выступил снова против Имамкули. 23 марта 1636 года он осадил Ташкент  и Туркестан. Ялангтуш смог снять осаду и объединится с армией Имамкули [Burton, 1997: 188]. Ж. Сабитов

Интересно, что сыновья Ишима и Турсуна позже вместе воевали против узбеков, в т.ч. Ялангтуш-бахадура

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
22 часа назад, кылышбай сказал:

Но Магидович пишет что среди кыргызов Афганистана были катаганы из племени Саяк. Возможно он ошибся, перемешав информацию о чекир саяках с ТШ и катаганах с Кундуза.

Но тут немного поправлю вас: катаганы среди чекир саяков жиены, то есть племянники. По преданиям они потомки дочери Турсуна, выданной за чекир саяка. После разгрома катаганов Ишимом они вместе с катаганами ушли в Восточный Туркестана (миграция катаганов из Дешта в ВТ зафиксирована в источниках). На этом  лишь основании они и считаются катаганами. Возможно есть и др. версии - вы лучше знаете.

Вот замечательная статья С.М.Абрамзона:

Цитата

 Интересен один из эпизодов этой борьбы, который переплелся с другим событием - войной между казахскими ханами Турсуном и Ишимом, происходившей в 20-х годах XVII в. Киргизы выступали на стороне последнего[5]. Этот эпизод изложен в предании, сообщенном упомянутым О. Джаманджээновым.

Вот о чем повествует предание. Племя катаган жило раньше в долине р.Таласа, возглавляли его братья Шамий-султан и хан Турсун. По соседству кочевало племя кыпчак во главе с Эшимканом (так киргизы называли хана Ишима). До Эшимкана дошли слухи о том, что в местность Кёлдюн башы Кёкё-Кюлюсюн, расположенную на восточном побережье Иссык-Куля, пришел калмак Аджаан с большим войском и стал уничтожать всех без исключения киргизов, даже беременных женщин. Эшимкан решил тогда созвать знатных лиц на угощение "улюш" и пригласить на него хана Турсуна. Он предлагает Турсуну совместно сразиться с Аджааном.

Прежде всего Эшимкан приказал своему знатоку лошадей (сынчы ) выбрать для него коня. Сынчы увидел среди табунов, принадлежащих Тюгёль-баю (Тюгёль - сын Чекира, легендарного родоначальника племени чекир-саяк ), скакуна Шарпкула. Сам Тюгёль-бай в это время находился со скотом в Мерки, но его постоянное стойбище располагалось в долине р.Джумгал, в местности, называемой его именем (Тюгёль-сай). Согласно совету сынчы, Эшимкан отправился в сопровождении 70-80 человек к Тюгёль-баю, был хорошо принят и получил коня во временное пользование (кюч). Эшимкан отправился в поход. Произошло сражение,после которого Аджаан бежал на своем коне Телишалкы. Эшимкан догнал его и убил, взял много добычи и из Каркыра и Кегена приехал в местность Тюп-Джыргалан. Здесь он советовался с народом и отдыхал, поэтому местность получила название Джыргалан[6]. Затем Эшимкан предложил желающим и имеющим хороших лошадей отправиться вместе с ним в Талас. Остальные должны были медленно ехать следом. С ним поехали пять спутников, имевших хороших скакунов. Один из коней носил имя Тору-Айгыр, два - Кара-Буурул, два - Ак-Сур, один был иноходец-жорго. По дороге к Таласу скакуны спутников издохли, а по их именам были названы местности, лежащие на пути, - Тору-Айгыр, Чон Ак-Суу, Кичи Ак-Суу, Кара-Буурул, Джоргонун бели. Эшимкану пришлось ехать одному по дороге Шибе (так называлась дорога от Токмака до Ашмара-Мерки). Когда Эшимкан прибыл в Талас, он не нашел там ни своего народа, ни скота. Он заночевал. Утром к нему подъехал человек - табунщик жылкычы Тюгёль-бая. Он поехал вслед за Эшимканом в надежде получить долю от военной добычи (соогат или мёёсюл), но во время похода на него не обратили внимания и ему ничего не досталось. Табунщик рассказал Эшимкану, что кони его спутников погибли, а он сам догнал Эшимкана на кобылице Кара-Бээ - матери Шарпкула.

Вдвоем они направились в Джумгал, где в это авремя летовал Тюгёль-бай. Последний сказал, что он не видел народа Эшимкана и что со стороны Кашгара никто не нападал, поэтому Эшимкану следует поехать через Джумгал в сторону Иссык-Куля и искать там свой народ. Эшимкан с табунщиком поехал пл указанному пути. Остановившись в местности Орто-Токой, они увидели множество наскоро обглоданных костей. Эшимкан решил, что здесь останавливались голодные люди, которые поспешно бежали, подвергшись нападению. Отправившись дальше, в местности Тозор они увидели аил и решили, что он калмакский. Ночью Эшимкан подъехал к этому аилу, захватил женщину, охранявшую овец, и стал ее распрашивать. В темноте она не узнала его и рассказала, что была женой Эшимкана и что хан Турсун, воспользовавшись его отсутствием, захватил все принадлежавшее иму имущество и жен. Так как они не захотели стать его женами, Турсун сделал их рабынями: одну заставил носить дрова, другую - воду, а эта должна была охранять скот. После ее рассказа о вероломстве хана Турсуна Эшимкан попросил ее сказать, как можно победить Турсуна. По ее словам, в крепость хана Турсуна из реки Тон подведена по трубе "тютюк" вода, если воду закрыть, то все люди в крепости погибнут от жажды. Эшимкан перекрыл воду, затем под видом торговца из Кашгара с караваном из 100 верблюдов, на каждом из которых было спрятано по несколько воинов, накрытых палатками чатыр, проник в крепость хана Турсуна. Вся семья хана Турсуна и его войско были перебиты, за исключением дочери самого Турсуна и дочери его младшего брата Шамий-султана.

После этого Эшимкан отослал Тюгёль-баю его коня Шарпкула, но тот обиделся, так как считал, что конь по заслугам принадлежит Эшимкану. Тюгёль-бай послал Эшимкану в сопровождении своего сына Мангыта коня обратно, накинув на него попону "уртюк" из шкуры тигра, повесив ему на шею амулеты из перьев филина (укюнюн жюню) и из дерева "долоно". Это был подарок и поздравление Эшимкану по случаю его победы над общим врагом - баш куттуктоо. Ответным подарком Эшимкана Тюгёль-баю была дочь хана Турсуна. Эшимкан выдал дочь Шамий-султана замуж за киргизского бия Чаа (Чаа - правнук Богорстона, легендарного родоначальника племени солто).
На дочери хана Турсуна Тюгёль-бай женил своего сына Мангыта. Она родила ему трех сыновей: Казыгула, Сюйёркула и Эсеркимиша. Потомков двух первых сыновей дочери хана Турсуна назвали общим именем катаган, по названию племени, к которому она принадлежала. Эту группу катаган из киргизского племени чекир-саяк считают племянниками - "жээн" раннего племени катаган. Катаганцев, принадлежавших хану Турсуну, Эшимкан прогнал в сторону Кашгара - за Опол-Тоо, в Кебез-Тоо.
Это сообщение О. Джаманджээнова получило некоторое подтверждение в рассказе Джумабая Качыбекова, основанном на его личных наблюдениях, относящихся к 1937-1938 гг.[7] В Восточном Туркестане к югу от Таш-Коргона (Ташкургана) расположен хребет Кебез-Тоо, у подножия которого есть и песчаная местность, и лес. Между перевалами Чёп-бель и Мус-бель (на юге) живут киргизы, относящие себя к племени катаган, - около 2 тыс. семей. Часть этой территории входила в Хотанский округ, часть - Яркендский.

Эти катаганцы - кочевники "кёчмён" живут аилами, состоящими из 50 - 60 семей. Постоянных селений у них нет. Домов они не имеют, живут в юртах "бос уй" в которых много ковров - хотанских и яркендских. Мужчины носят высокие войлочные шляпы "калпак" с вышивкой, женщины - платья с вышивкой на подоле, нагрудные вышитые украшения "онюр", сапоги с украшениями. Потники "тердик" также отделаны вышивкой. Катаганцы занимаются скотоводством и сеют очень мало. Рассказывают, что живут они в этой местности очень давно, что у них был когда-то был когда-то герой Кошой. Спрашивали Джумабая, правда ли, что этот герой похоронен в Ат-Башы, на берегу реки[8], и что там живут киргизы, относящиеся к племенам черик и сары-багыш. Катаганцы говорят на чистом киргизском языке. Многие из их обычаев аналогичны обычаям тянь-шанских киргизов; у них также устраиваются конские скачки "ат чабыш", скачки с козлом ("улак тартыш"), борьба на конях ("эр эниш") и др. Только при оплакивании покойного катаганцы сначала угощают прибывших, а потом уже разрешают приступить к оплакиванию (на Тянь-Шане поступают наоборот).
Трудно судить, насколько точны сведения, сообщенные Д. Качыбековым, но они не могут рассматриваться лишь как плод воображения рассказчика. По-видимому, все эти рассказы основаны на фактах, свидетельствующих о наличии групп киргизов далеко на юге, вплоть до границ Пакистана. Изложенный же выше эпизод служит подтверждением существования многовековых этнических и политических связей между киргизами и казахами.

https://eurasica.ru/articles/kyrgyz/sm_abramzon_narodnye_predaniya_kak_istochnik_dlya_izucheniya_etnicheskoy_istorii_kirgizov_tsentralnogo_tyan-shanya/

 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, кылышбай сказал:

В 1635 году Ялангтуш был послан ханом Имамкули против казахов. Ялангтуш осадил Мурат-султана (сын Тауекель-хана) в городе Пскент. Мурат признал власть Имамкули, Ялангтуш переключился на решение других задач. Ялангтуш захватил Ташкент, но Мурат-султан при помощи других казахских султанов (Джангир, сын Ишима и Мухамедияр, сын Турсун-Мухаммеда) и калмаков выступил снова против Имамкули. 23 марта 1636 года он осадил Ташкент  и Туркестан. Ялангтуш смог снять осаду и объединится с армией Имамкули [Burton, 1997: 188]. Ж. Сабитов

Интересно, что сыновья Ишима и Турсуна позже вместе воевали против узбеков, в т.ч. Ялангтуш-бахадура

Кто эти калмаки? Ойраты или тюрки не принявшие ислам?

Link to comment
Share on other sites

On 1/22/2022 at 1:11 AM, Скриптонит said:

Катаган (хатакины) – племя монгольского происхождения, в XVI-XVII веке составляли почти половину казахского народа.

Ханы и Политический центр:
три Алаша (жуза) – во главе верховный хан Есим, столица в городе Туркестан,
— два Катагана – во главе младший хан Турсун, столица в городе Ташкент.


Скопировано из ленты группы VK «Неономады – Великая степь Дух единения»: https://vk.com/neonomads

три Алаша - здесь я скорее вижу смысл как "три братья"  то есть три "агалаш" или "алаш" как мы тувинцы говорим.

Вполне логично первоначально было 3 братья чингизиды-төре,  и далее создавалось три адм-территор-владения трех братьев "старшего, среднего и младшего"  ну скажем ихнего первого скромного "сотня - джуза" под управлением.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В настоящее время считается, что название «калмыки» относилось к ойратам, пришедшим на территорию Казахстана в начале XVII в. Русские и западноeвропейские документы говорят о калмаках с XV века. Новые данные свидетельствуют, что на Руси знали о калмаках из личных контактов с ними. Имя «Калмак» существовало и часто употреблялось на Руси в XVI в. О калмаках писали и помещали их на картах путешественники и географы Западной Европы: А. Дженкинсон (1558), А. Вид (1537), С. Герберштейн (1526), М. Меховский (1521), Фра Мауро (1459), А. Контарини (1475) и др. Калмаки играли значительную роль в политической жизни государственных образований Средней Азии, Казахстана и Поволжья задолго до прихода сюда ойратов.

Link to comment
Share on other sites

Почему калмаки (калмыки) были не только этническим термином, но и географическим?

 

Этноним "калмаки" вызывает давние споры как среди ученых, так и среди обывателей. Точно известно только то, что так называли ойратов соседние с ними кочевые тюркские народы. И этноним переводился как "оставшийся". То есть, или те кто не ушел с Чингис-ханом в походы, или те кто остался в буддистской вере или язычестве.

Сам термин активно используется с XIV века в мусульманских источниках, таких как "Зафар-наме" Йезди и "Шаджарат-аль-Атрак" (Родословная тюрок).

Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса:

  • «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там – калмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207

Калмаки оказались как раз в улусе Чагатаидов (Маверанахре), где к буддистам и другим конфессиям относились лояльно. То есть, по сути они были выдавлены с территории Золотой Орды к Чагатаидам. По этнической наполненности калмаки были разных племен и народов - тюрки, монголы, иранцы и даже возможно славяне. Это был конфессиональный термин, а не этнический.

Что интересно, первый хан Могулистана Тоглук-Тимура вырос среди неких калмаков (географической привязки нет).

 
Туглук-Тимур-хан (тюрк. Тоглук-Тимур) (ок. 1329—1362/1363) — первый хан Моголистана (1347—1362/1363), хан (Мавераннахр) (1360—1362/1363). Происхождение Тоглук-Тимур-хана не вполне ясно. Согласно одним источникам (Муизз ал-аснаб, Зафар-наме Йазди, Шаджарат ал-атрак), он был сыном Эмил-Ходжи, сына Дувы, сына Барака, сына Йисун-Дувы, сына Мутугэна, сына Чагатая, однако, согласно другим источникам (Бабур-наме, Тарих-и Рашиди), он был сыном Эсен-Буки, другого сына Дува-хана.

При этом, калмаками называли всех, кто не принял именно ислам. Не важно, он был христианином, шаманистом, тенгрианцем или буддистом. И этот термин не употреблялся только в отношении ойрат.

Сами ойраты были как мусульманами, так и буддистами. Также много было шаманистов. Окончательно они приняли буддизм при Тогон-тайше, который оттеснил мусульман-ойратов в Среднюю Азию, где те растворились в военной среде при дворах правителей Могулистана и Мавернахра.

 
Тогон-тайши (монг. Тогоон тайш, ум. 1439) — ойратский тайши, сын и наследник Махаму, первый советник при монгольском Тайсун-хане и фактический правитель Монгольского ханства. Являлся представителем родa Чорос.

После этого, кочевники-мусульмане по привычке стали называть ойрат калмаками, хотя те себя так не называли. А от мусульман этноним Калмак перешел и к русским, хотя те еще с XVII века до XVIII века называли их часто зюнгарцами.

Наряду с конфессиональным объяснением этнонима Калмак есть и географический.

В историческом труде "Тарих-и Рашиди" упоминаются исконные земли Чингис-хана - Каракорум и Калмак.

  • Скорее всего, под Калмаком подразумевались такие территории, как Западная и Юго-Западная Монголия, поскольку ниже М. Хайдар, автор «Тарих-и Рашиди», отмечал: «На севере Кашар [граничит] с горами Моголистана, которые тянутся с запада на восток… Те горы, с одной стороны, простираются до Шаша, а с другой, пересекая Турфан, упираются в земли калмаков» - монография Б.Китинова Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии

Упоминается географический термин и в других исторических сочинениях, как например "Таварихе" турецкого хрониста Сейфи Челеби. Там оно упоминается как наименование региона, наряду с другими, где проживали потомки Чингис-хана. И народ, проживавший в них назывался калмаки. Хотя определенной сноски на конкретный народ не делалось. Просто как население региона.

Так как ойраты не относятся к потомкам Чингис-хана, то скорее всего Западная и Юго-Западная Монголия (современный Ховд в Монголии) был позже заселен ойратами после распада империи Юань.

 
Импе́рия Юа́нь (Их Юань улс.PNG монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus.PNG Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝, пиньинь Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем[2], который завершил завоевание Китая в 1279 году. Империя пала в результате восстания Красных повязок в 1351—1368 годах. Официальная китайская история этой империи записана при последующей империи Мин и носит название «Юань ши» - Википедия

Таким образом, следует считать, что в истории Средней Азии были два племени Калмаков. Одно - это потомки тех, кто отказался принимать ислам и ушел в улус Чагатая из Золотой Орды. А второй - истинные калмыки, которые пришли на территорию Средней Азии из Западной Монголии, где существовал регион Калмак (со времен Чингис-хана).

Только этим можно объяснить, что ранее среди кочевых узбеков был род Калмак. И это еще в тот период, когда ойраты не начали переселяться в Могулистан. Также на это указывает то, что среди казахов и русских часто встречается имя Калмак (Калмык) как составная часть фамилии. К тому же среди катайских башкир есть род Калмак. И среди казахских Аргынов (в племени Сару-Кыргыз есть род Калмак).

Такое частое родовое имя говорит о том, что в XIV-XV веках среди кочевых племен Евразии было очень много родов калмаков. Но это были не ойраты (хотя они также были среди них), а разные роды, отказавшиеся принимать ислам.

В то же время, современные калмыки происходят от ойрат, когда-то завоевавших регион Калмак и перенявших это имя.

Понимание этого позволяет избежать путаницы в осознании исторических процессов, запущенных после того как хан Узбек объявил ислам официальной религией Золотой Орды.

Link to comment
Share on other sites

31 минуту назад, Steppe Man сказал:

Калмак - то есть, или те кто не ушел с Чингис-ханом в походы

 

Где Чингизхан с татарами?

И где калмаки?

Это же совершенно разные времена и народы.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

7 minutes ago, АксКерБорж said:

 

Где Чингизхан с татарами?

И где калмаки?

Это же совершенно разные времена.

 

Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса:

  • «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались тамкалмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207
Link to comment
Share on other sites

On 1/25/2022 at 5:46 AM, Steppe Man said:

Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса:

  • «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались тамкалмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207

есть отдельная тема про калмаков живших на территории современного Казахстана до прихода ойратов.

по одной версии они были монголоязычными и  влились в состав калмыков (Дремов) 

по другой версии они стали каракалпаками (Сабитов)

по моей версии они влились в состав казахов (Тауекель хан называется ханом казахов и калмаков)

пока самая обоснованная версия у Дремова имхо   

Link to comment
Share on other sites

В 23.01.2022 в 12:58, Tama сказал:

Ер Косай и его отец Ер Кокче предки рода Уак.

Родоначальник Таз мудрый старец Бакай. 
Zake читайте, он прав на 90%.

Link to comment
Share on other sites

В 29.01.2022 в 00:41, Samatq сказал:

Родоначальник Таз мудрый старец Бакай. 
Zake читайте, он прав на 90%.

Я знаю, что уран рода Таз - Бакай. Что писал Заке, я не совсем понял.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...