Kamal Опубликовано 22 января, 2022 Опубликовано 22 января, 2022 Just now, Qutluq Bilge said: Может в Афганистан к хазара? У хазара есть племя qataghan. Знаете, есть такое предание у каракалпаков об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, но оно касается событиям конца 17 века, а не начала. Данное предание записано Соболевым в 1874 году у правобережных каракалпаков дельты Амударьи и публиковалось в российских газетах.
Qutluq Bilge Опубликовано 22 января, 2022 Опубликовано 22 января, 2022 54 minutes ago, Kamal said: Знаете, есть такое предание у каракалпаков об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, но оно касается событиям конца 17 века, а не начала. Данное предание записано Соболевым в 1874 году у правобережных каракалпаков дельты Амударьи и публиковалось в российских газетах. К сожалению, я плохо разбираюсь в истории кочевых народов и не смогу поддержать дискуссию, особенно если это касается племен. Вставил информацию о катаганах хазара только потому что запомнил это название когда-то посмотрев клипы этого народа на Youtube
Qutluq Bilge Опубликовано 22 января, 2022 Опубликовано 22 января, 2022 10 hours ago, Steppe Man said: Quote https://kgcode.akipress.org/unews/un_post:19093 Маңгульский калмык Жолой-Елюй Даши? Вы обратили внимание на список литературы? Пункт номер 4 ссылается на группу во вконтакте. Quote 4. Единый тюркский народ – ЕТН. Племя Катаганы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-21242429_540987 (13.07.2020). Выводы делайте сами
Tama Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 20 часов назад, Samatq сказал: Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган Ер Косай и его отец Ер Кокче предки рода Уак.
кылышбай Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 10 часов назад, Qutluq Bilge сказал: Может в Афганистан к хазара? У хазара есть племя qataghan. В Афганистане много узбеков племени катаган. Катаганы также были в Бухарском эмирате, они были одним из самых влиятельных племен в Кундузе (Сев. Афганистан, кот. долгое время был в составе узбекских ханств). Часть казахских начала уходить еще до Побоища в Восточный Туркестана (по сведениям бен Вали). После побоища: часть к кыргызам, часть примкнула к канглы как шанышкылы, а большинство к узбекам. Допустимо, что в какой то части Мавереннахра и в Кундузе уже была группа катаганов, к которым присоединились ташкентские. Я считаю что у кыргызов катаганы поздние кырме от турсуновских или кундузских ибо они идут лишь как подразделение рода Саяк. А саяки, насколько я знаю, как раз из памирских кыргызов (но могу ошибаться) 3
кылышбай Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 18 часов назад, Samatq сказал: Кошой - один из главных героев эпоса «Манас», глава племени катаган, старейшина кыргызских родоплеменных структур. Племя катаган считалось устойчивой и надежной этнической единицей в сорокаплеменном Кыргыз журту. В эпосе «Манас»: Катаган эр Кошой [8, с. 60]. Кундуз, Талкан жеринде, (На земле Кундуз и Талкан,) Катаган деген элинде, (В народе катаган,) Кошой деген эр болот (Есть витязь эр Кошой) [7, с. 43]. По эпическим данным катаганы как значительное родоплеменное объединение, отличались автономностью, мобильностью и внушительностью. Судя по упоминанию Манаса в МаТ, наличию у ногайцев его упоминания этот персонаж не тяньшанский, а выходец из улуса Джучи, из его восточной части, связанной с кыпчаками, с Алтаем. Отсюда и наличие Ер Косая. Интересно упоминание тут Кундуза, видимо поздний элемент 1
Steppe Man Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 Дилмурод РАХМОНОВ, (c) ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЗБЕКСКОГО НАРОДА (2 часть) ДАШТИ КИПЧАКСКИЕ УЗБЕКИ https://portalus.ru/modules/history/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1423673225&archive=&start_from=&ucat=&
Samatq Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 2 часа назад, кылышбай сказал: подразделение рода Саяк. А саяки, насколько я знаю, как раз из памирских кыргызов (но могу ошибаться) Нет. Саяки не имеют отношения к памирским кыргызам. Катаган указаны как род при Чекир Саяк. Чекир саяк и Саяк разные ветви. В разных санжыра Катаган идут от Карачоро сразу. То есть как отдельное племя.
Kamal Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 12 hours ago, Qutluq Bilge said: К сожалению, я плохо разбираюсь в истории кочевых народов и не смогу поддержать дискуссию, особенно если это касается племен. Вставил информацию о катаганах хазара только потому что запомнил это название когда-то посмотрев клипы этого народа на Youtube Нам тоже известно только об уходе 60 тысяч семей верх по Амударье, а состава ушедших племен не знаем, потому что, в сведениях Ережеп Бия (Старший бий правобережных каракалпаков) не перечислены. В 1873 году каракалпаки дельты Амударьи были разделены на две части, правый берег вошёл в состав РИ, а левобережные до 1925 года оставались в составе Хивинского ханства и ХНСР. По всероссийской переписи 1897 года правобережных каракалпаков насчитывалось всего 20 тысяч семей, поэтому 60 тысяч семей, не считая ферганских и зарафшанских каракалппков, ушедших из Хорезма в 17 веке это внушительные цифры. 1
Samatq Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 4 часа назад, кылышбай сказал: Судя по упоминанию Манаса в МаТ, наличию у ногайцев его упоминания этот персонаж не тяньшанский, а выходец из улуса Джучи, из его восточной части, связанной с кыпчаками, с Алтаем. Отсюда и наличие Ер Косая. Интересно упоминание тут Кундуза, видимо поздний элемент Вообще нет
кылышбай Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 5 часов назад, Samatq сказал: Нет. Саяки не имеют отношения к памирским кыргызам. Катаган указаны как род при Чекир Саяк. Чекир саяк и Саяк разные ветви. В разных санжыра Катаган идут от Карачоро сразу. То есть как отдельное племя. Но Магидович пишет что среди кыргызов Афганистана были катаганы из племени Саяк. Возможно он ошибся, перемешав информацию о чекир саяках с ТШ и катаганах с Кундуза. Но тут немного поправлю вас: катаганы среди чекир саяков жиены, то есть племянники. По преданиям они потомки дочери Турсуна, выданной за чекир саяка. После разгрома катаганов Ишимом они вместе с катаганами ушли в Восточный Туркестана (миграция катаганов из Дешта в ВТ зафиксирована в источниках). На этом лишь основании они и считаются катаганами. Возможно есть и др. версии - вы лучше знаете. 1
кылышбай Опубликовано 23 января, 2022 Опубликовано 23 января, 2022 В 1635 году Ялангтуш был послан ханом Имамкули против казахов. Ялангтуш осадил Мурат-султана (сын Тауекель-хана) в городе Пскент. Мурат признал власть Имамкули, Ялангтуш переключился на решение других задач. Ялангтуш захватил Ташкент, но Мурат-султан при помощи других казахских султанов (Джангир, сын Ишима и Мухамедияр, сын Турсун-Мухаммеда) и калмаков выступил снова против Имамкули. 23 марта 1636 года он осадил Ташкент и Туркестан. Ялангтуш смог снять осаду и объединится с армией Имамкули [Burton, 1997: 188]. Ж. Сабитов Интересно, что сыновья Ишима и Турсуна позже вместе воевали против узбеков, в т.ч. Ялангтуш-бахадура
Admin Rust Опубликовано 24 января, 2022 Admin Опубликовано 24 января, 2022 22 часа назад, кылышбай сказал: Но Магидович пишет что среди кыргызов Афганистана были катаганы из племени Саяк. Возможно он ошибся, перемешав информацию о чекир саяках с ТШ и катаганах с Кундуза. Но тут немного поправлю вас: катаганы среди чекир саяков жиены, то есть племянники. По преданиям они потомки дочери Турсуна, выданной за чекир саяка. После разгрома катаганов Ишимом они вместе с катаганами ушли в Восточный Туркестана (миграция катаганов из Дешта в ВТ зафиксирована в источниках). На этом лишь основании они и считаются катаганами. Возможно есть и др. версии - вы лучше знаете. Вот замечательная статья С.М.Абрамзона: Цитата Интересен один из эпизодов этой борьбы, который переплелся с другим событием - войной между казахскими ханами Турсуном и Ишимом, происходившей в 20-х годах XVII в. Киргизы выступали на стороне последнего[5]. Этот эпизод изложен в предании, сообщенном упомянутым О. Джаманджээновым. Вот о чем повествует предание. Племя катаган жило раньше в долине р.Таласа, возглавляли его братья Шамий-султан и хан Турсун. По соседству кочевало племя кыпчак во главе с Эшимканом (так киргизы называли хана Ишима). До Эшимкана дошли слухи о том, что в местность Кёлдюн башы Кёкё-Кюлюсюн, расположенную на восточном побережье Иссык-Куля, пришел калмак Аджаан с большим войском и стал уничтожать всех без исключения киргизов, даже беременных женщин. Эшимкан решил тогда созвать знатных лиц на угощение "улюш" и пригласить на него хана Турсуна. Он предлагает Турсуну совместно сразиться с Аджааном. Прежде всего Эшимкан приказал своему знатоку лошадей (сынчы ) выбрать для него коня. Сынчы увидел среди табунов, принадлежащих Тюгёль-баю (Тюгёль - сын Чекира, легендарного родоначальника племени чекир-саяк ), скакуна Шарпкула. Сам Тюгёль-бай в это время находился со скотом в Мерки, но его постоянное стойбище располагалось в долине р.Джумгал, в местности, называемой его именем (Тюгёль-сай). Согласно совету сынчы, Эшимкан отправился в сопровождении 70-80 человек к Тюгёль-баю, был хорошо принят и получил коня во временное пользование (кюч). Эшимкан отправился в поход. Произошло сражение,после которого Аджаан бежал на своем коне Телишалкы. Эшимкан догнал его и убил, взял много добычи и из Каркыра и Кегена приехал в местность Тюп-Джыргалан. Здесь он советовался с народом и отдыхал, поэтому местность получила название Джыргалан[6]. Затем Эшимкан предложил желающим и имеющим хороших лошадей отправиться вместе с ним в Талас. Остальные должны были медленно ехать следом. С ним поехали пять спутников, имевших хороших скакунов. Один из коней носил имя Тору-Айгыр, два - Кара-Буурул, два - Ак-Сур, один был иноходец-жорго. По дороге к Таласу скакуны спутников издохли, а по их именам были названы местности, лежащие на пути, - Тору-Айгыр, Чон Ак-Суу, Кичи Ак-Суу, Кара-Буурул, Джоргонун бели. Эшимкану пришлось ехать одному по дороге Шибе (так называлась дорога от Токмака до Ашмара-Мерки). Когда Эшимкан прибыл в Талас, он не нашел там ни своего народа, ни скота. Он заночевал. Утром к нему подъехал человек - табунщик жылкычы Тюгёль-бая. Он поехал вслед за Эшимканом в надежде получить долю от военной добычи (соогат или мёёсюл), но во время похода на него не обратили внимания и ему ничего не досталось. Табунщик рассказал Эшимкану, что кони его спутников погибли, а он сам догнал Эшимкана на кобылице Кара-Бээ - матери Шарпкула. Вдвоем они направились в Джумгал, где в это авремя летовал Тюгёль-бай. Последний сказал, что он не видел народа Эшимкана и что со стороны Кашгара никто не нападал, поэтому Эшимкану следует поехать через Джумгал в сторону Иссык-Куля и искать там свой народ. Эшимкан с табунщиком поехал пл указанному пути. Остановившись в местности Орто-Токой, они увидели множество наскоро обглоданных костей. Эшимкан решил, что здесь останавливались голодные люди, которые поспешно бежали, подвергшись нападению. Отправившись дальше, в местности Тозор они увидели аил и решили, что он калмакский. Ночью Эшимкан подъехал к этому аилу, захватил женщину, охранявшую овец, и стал ее распрашивать. В темноте она не узнала его и рассказала, что была женой Эшимкана и что хан Турсун, воспользовавшись его отсутствием, захватил все принадлежавшее иму имущество и жен. Так как они не захотели стать его женами, Турсун сделал их рабынями: одну заставил носить дрова, другую - воду, а эта должна была охранять скот. После ее рассказа о вероломстве хана Турсуна Эшимкан попросил ее сказать, как можно победить Турсуна. По ее словам, в крепость хана Турсуна из реки Тон подведена по трубе "тютюк" вода, если воду закрыть, то все люди в крепости погибнут от жажды. Эшимкан перекрыл воду, затем под видом торговца из Кашгара с караваном из 100 верблюдов, на каждом из которых было спрятано по несколько воинов, накрытых палатками чатыр, проник в крепость хана Турсуна. Вся семья хана Турсуна и его войско были перебиты, за исключением дочери самого Турсуна и дочери его младшего брата Шамий-султана. После этого Эшимкан отослал Тюгёль-баю его коня Шарпкула, но тот обиделся, так как считал, что конь по заслугам принадлежит Эшимкану. Тюгёль-бай послал Эшимкану в сопровождении своего сына Мангыта коня обратно, накинув на него попону "уртюк" из шкуры тигра, повесив ему на шею амулеты из перьев филина (укюнюн жюню) и из дерева "долоно". Это был подарок и поздравление Эшимкану по случаю его победы над общим врагом - баш куттуктоо. Ответным подарком Эшимкана Тюгёль-баю была дочь хана Турсуна. Эшимкан выдал дочь Шамий-султана замуж за киргизского бия Чаа (Чаа - правнук Богорстона, легендарного родоначальника племени солто). На дочери хана Турсуна Тюгёль-бай женил своего сына Мангыта. Она родила ему трех сыновей: Казыгула, Сюйёркула и Эсеркимиша. Потомков двух первых сыновей дочери хана Турсуна назвали общим именем катаган, по названию племени, к которому она принадлежала. Эту группу катаган из киргизского племени чекир-саяк считают племянниками - "жээн" раннего племени катаган. Катаганцев, принадлежавших хану Турсуну, Эшимкан прогнал в сторону Кашгара - за Опол-Тоо, в Кебез-Тоо. Это сообщение О. Джаманджээнова получило некоторое подтверждение в рассказе Джумабая Качыбекова, основанном на его личных наблюдениях, относящихся к 1937-1938 гг.[7] В Восточном Туркестане к югу от Таш-Коргона (Ташкургана) расположен хребет Кебез-Тоо, у подножия которого есть и песчаная местность, и лес. Между перевалами Чёп-бель и Мус-бель (на юге) живут киргизы, относящие себя к племени катаган, - около 2 тыс. семей. Часть этой территории входила в Хотанский округ, часть - Яркендский. Эти катаганцы - кочевники "кёчмён" живут аилами, состоящими из 50 - 60 семей. Постоянных селений у них нет. Домов они не имеют, живут в юртах "бос уй" в которых много ковров - хотанских и яркендских. Мужчины носят высокие войлочные шляпы "калпак" с вышивкой, женщины - платья с вышивкой на подоле, нагрудные вышитые украшения "онюр", сапоги с украшениями. Потники "тердик" также отделаны вышивкой. Катаганцы занимаются скотоводством и сеют очень мало. Рассказывают, что живут они в этой местности очень давно, что у них был когда-то был когда-то герой Кошой. Спрашивали Джумабая, правда ли, что этот герой похоронен в Ат-Башы, на берегу реки[8], и что там живут киргизы, относящиеся к племенам черик и сары-багыш. Катаганцы говорят на чистом киргизском языке. Многие из их обычаев аналогичны обычаям тянь-шанских киргизов; у них также устраиваются конские скачки "ат чабыш", скачки с козлом ("улак тартыш"), борьба на конях ("эр эниш") и др. Только при оплакивании покойного катаганцы сначала угощают прибывших, а потом уже разрешают приступить к оплакиванию (на Тянь-Шане поступают наоборот). Трудно судить, насколько точны сведения, сообщенные Д. Качыбековым, но они не могут рассматриваться лишь как плод воображения рассказчика. По-видимому, все эти рассказы основаны на фактах, свидетельствующих о наличии групп киргизов далеко на юге, вплоть до границ Пакистана. Изложенный же выше эпизод служит подтверждением существования многовековых этнических и политических связей между киргизами и казахами. https://eurasica.ru/articles/kyrgyz/sm_abramzon_narodnye_predaniya_kak_istochnik_dlya_izucheniya_etnicheskoy_istorii_kirgizov_tsentralnogo_tyan-shanya/ 2
Скриптонит Опубликовано 24 января, 2022 Автор Опубликовано 24 января, 2022 19 часов назад, кылышбай сказал: В 1635 году Ялангтуш был послан ханом Имамкули против казахов. Ялангтуш осадил Мурат-султана (сын Тауекель-хана) в городе Пскент. Мурат признал власть Имамкули, Ялангтуш переключился на решение других задач. Ялангтуш захватил Ташкент, но Мурат-султан при помощи других казахских султанов (Джангир, сын Ишима и Мухамедияр, сын Турсун-Мухаммеда) и калмаков выступил снова против Имамкули. 23 марта 1636 года он осадил Ташкент и Туркестан. Ялангтуш смог снять осаду и объединится с армией Имамкули [Burton, 1997: 188]. Ж. Сабитов Интересно, что сыновья Ишима и Турсуна позже вместе воевали против узбеков, в т.ч. Ялангтуш-бахадура Кто эти калмаки? Ойраты или тюрки не принявшие ислам?
enhd Опубликовано 24 января, 2022 Опубликовано 24 января, 2022 On 1/22/2022 at 1:11 AM, Скриптонит said: Катаган (хатакины) – племя монгольского происхождения, в XVI-XVII веке составляли почти половину казахского народа. Ханы и Политический центр: — три Алаша (жуза) – во главе верховный хан Есим, столица в городе Туркестан, — два Катагана – во главе младший хан Турсун, столица в городе Ташкент. Скопировано из ленты группы VK «Неономады – Великая степь Дух единения»: https://vk.com/neonomads три Алаша - здесь я скорее вижу смысл как "три братья" то есть три "агалаш" или "алаш" как мы тувинцы говорим. Вполне логично первоначально было 3 братья чингизиды-төре, и далее создавалось три адм-территор-владения трех братьев "старшего, среднего и младшего" ну скажем ихнего первого скромного "сотня - джуза" под управлением. 1
кылышбай Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 16 часов назад, Скриптонит сказал: Кто эти калмаки? Ойраты или тюрки не принявшие ислам? Ойраты 1
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 5 hours ago, кылышбай said: Ойраты Есть родоплеменное деление этих калмаков?
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 В настоящее время считается, что название «калмыки» относилось к ойратам, пришедшим на территорию Казахстана в начале XVII в. Русские и западноeвропейские документы говорят о калмаках с XV века. Новые данные свидетельствуют, что на Руси знали о калмаках из личных контактов с ними. Имя «Калмак» существовало и часто употреблялось на Руси в XVI в. О калмаках писали и помещали их на картах путешественники и географы Западной Европы: А. Дженкинсон (1558), А. Вид (1537), С. Герберштейн (1526), М. Меховский (1521), Фра Мауро (1459), А. Контарини (1475) и др. Калмаки играли значительную роль в политической жизни государственных образований Средней Азии, Казахстана и Поволжья задолго до прихода сюда ойратов.
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 Почему калмаки (калмыки) были не только этническим термином, но и географическим? Этноним "калмаки" вызывает давние споры как среди ученых, так и среди обывателей. Точно известно только то, что так называли ойратов соседние с ними кочевые тюркские народы. И этноним переводился как "оставшийся". То есть, или те кто не ушел с Чингис-ханом в походы, или те кто остался в буддистской вере или язычестве. Сам термин активно используется с XIV века в мусульманских источниках, таких как "Зафар-наме" Йезди и "Шаджарат-аль-Атрак" (Родословная тюрок). Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса: «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там – калмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207 Калмаки оказались как раз в улусе Чагатаидов (Маверанахре), где к буддистам и другим конфессиям относились лояльно. То есть, по сути они были выдавлены с территории Золотой Орды к Чагатаидам. По этнической наполненности калмаки были разных племен и народов - тюрки, монголы, иранцы и даже возможно славяне. Это был конфессиональный термин, а не этнический. Что интересно, первый хан Могулистана Тоглук-Тимура вырос среди неких калмаков (географической привязки нет). Туглук-Тимур-хан (тюрк. Тоглук-Тимур) (ок. 1329—1362/1363) — первый хан Моголистана (1347—1362/1363), хан (Мавераннахр) (1360—1362/1363). Происхождение Тоглук-Тимур-хана не вполне ясно. Согласно одним источникам (Муизз ал-аснаб, Зафар-наме Йазди, Шаджарат ал-атрак), он был сыном Эмил-Ходжи, сына Дувы, сына Барака, сына Йисун-Дувы, сына Мутугэна, сына Чагатая, однако, согласно другим источникам (Бабур-наме, Тарих-и Рашиди), он был сыном Эсен-Буки, другого сына Дува-хана. При этом, калмаками называли всех, кто не принял именно ислам. Не важно, он был христианином, шаманистом, тенгрианцем или буддистом. И этот термин не употреблялся только в отношении ойрат. Сами ойраты были как мусульманами, так и буддистами. Также много было шаманистов. Окончательно они приняли буддизм при Тогон-тайше, который оттеснил мусульман-ойратов в Среднюю Азию, где те растворились в военной среде при дворах правителей Могулистана и Мавернахра. Тогон-тайши (монг. Тогоон тайш, ум. 1439) — ойратский тайши, сын и наследник Махаму, первый советник при монгольском Тайсун-хане и фактический правитель Монгольского ханства. Являлся представителем родa Чорос. После этого, кочевники-мусульмане по привычке стали называть ойрат калмаками, хотя те себя так не называли. А от мусульман этноним Калмак перешел и к русским, хотя те еще с XVII века до XVIII века называли их часто зюнгарцами. Наряду с конфессиональным объяснением этнонима Калмак есть и географический. В историческом труде "Тарих-и Рашиди" упоминаются исконные земли Чингис-хана - Каракорум и Калмак. Скорее всего, под Калмаком подразумевались такие территории, как Западная и Юго-Западная Монголия, поскольку ниже М. Хайдар, автор «Тарих-и Рашиди», отмечал: «На севере Кашар [граничит] с горами Моголистана, которые тянутся с запада на восток… Те горы, с одной стороны, простираются до Шаша, а с другой, пересекая Турфан, упираются в земли калмаков» - монография Б.Китинова Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии Упоминается географический термин и в других исторических сочинениях, как например "Таварихе" турецкого хрониста Сейфи Челеби. Там оно упоминается как наименование региона, наряду с другими, где проживали потомки Чингис-хана. И народ, проживавший в них назывался калмаки. Хотя определенной сноски на конкретный народ не делалось. Просто как население региона. Так как ойраты не относятся к потомкам Чингис-хана, то скорее всего Западная и Юго-Западная Монголия (современный Ховд в Монголии) был позже заселен ойратами после распада империи Юань. Импе́рия Юа́нь (Их Юань улс.PNG монг. Их Юан Улс, Великое Юаньское государство, Dai Ön Yeke Mongghul Ulus.PNG Dai Ön Yeke Mongghul Ulus; кит. упр. 元朝, пиньинь Yuáncháo) — монгольское государство, основной частью территории которого был Китай (1271—1368). Основано внуком Чингисхана, монгольским ханом Хубилаем[2], который завершил завоевание Китая в 1279 году. Империя пала в результате восстания Красных повязок в 1351—1368 годах. Официальная китайская история этой империи записана при последующей империи Мин и носит название «Юань ши» - Википедия Таким образом, следует считать, что в истории Средней Азии были два племени Калмаков. Одно - это потомки тех, кто отказался принимать ислам и ушел в улус Чагатая из Золотой Орды. А второй - истинные калмыки, которые пришли на территорию Средней Азии из Западной Монголии, где существовал регион Калмак (со времен Чингис-хана). Только этим можно объяснить, что ранее среди кочевых узбеков был род Калмак. И это еще в тот период, когда ойраты не начали переселяться в Могулистан. Также на это указывает то, что среди казахов и русских часто встречается имя Калмак (Калмык) как составная часть фамилии. К тому же среди катайских башкир есть род Калмак. И среди казахских Аргынов (в племени Сару-Кыргыз есть род Калмак). Такое частое родовое имя говорит о том, что в XIV-XV веках среди кочевых племен Евразии было очень много родов калмаков. Но это были не ойраты (хотя они также были среди них), а разные роды, отказавшиеся принимать ислам. В то же время, современные калмыки происходят от ойрат, когда-то завоевавших регион Калмак и перенявших это имя. Понимание этого позволяет избежать путаницы в осознании исторических процессов, запущенных после того как хан Узбек объявил ислам официальной религией Золотой Орды.
АксКерБорж Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 31 минуту назад, Steppe Man сказал: Калмак - то есть, или те кто не ушел с Чингис-ханом в походы Где Чингизхан с татарами? И где калмаки? Это же совершенно разные времена и народы. 1
Steppe Man Опубликовано 25 января, 2022 Опубликовано 25 января, 2022 7 minutes ago, АксКерБорж said: Где Чингизхан с татарами? И где калмаки? Это же совершенно разные времена. Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса: «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там – калмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207
boranbai_bi Опубликовано 28 января, 2022 Опубликовано 28 января, 2022 On 1/25/2022 at 5:46 AM, Steppe Man said: Связано это с религиозной реформой хана Золотой Орды Узбека, который сделал ислам единственной официальной религией Великого Улуса: «Когда Султан-Мухаммед Узбек-хан вместе со своим илем и улусом достиг счастья (удостоиться) милости бога, то по указанию таинственному и знаку несомненному, святой Сейид-Ата всех их привел в сторону областей Мавераннахра, а те несчастные, которые отказались от преданности святому Сейид-Ата и остались там, стали называться калмак, что значит “обреченный оставаться”. А когда каждого из тех людей, которые вместе со святым СейидАта и Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками, а люди, которые остались там – калмаками» - Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Извлечения из персидских сочинений, обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1941. с.206-207 есть отдельная тема про калмаков живших на территории современного Казахстана до прихода ойратов. по одной версии они были монголоязычными и влились в состав калмыков (Дремов) по другой версии они стали каракалпаками (Сабитов) по моей версии они влились в состав казахов (Тауекель хан называется ханом казахов и калмаков) пока самая обоснованная версия у Дремова имхо
Samatq Опубликовано 28 января, 2022 Опубликовано 28 января, 2022 В 23.01.2022 в 12:58, Tama сказал: Ер Косай и его отец Ер Кокче предки рода Уак. Родоначальник Таз мудрый старец Бакай. Zake читайте, он прав на 90%.
Tama Опубликовано 31 января, 2022 Опубликовано 31 января, 2022 В 29.01.2022 в 00:41, Samatq сказал: Родоначальник Таз мудрый старец Бакай. Zake читайте, он прав на 90%. Я знаю, что уран рода Таз - Бакай. Что писал Заке, я не совсем понял.