Перейти к содержанию
Zake

Связь образования казахского проекта Джанибека и Керея с последующими поколениями карататар Рума, т.е. монголов из бывшего Улуса Хулагу, которых переселил Тимур в Могулистан. Прототип Алача-хана - чагатаид Султан-Ахмад хан. Дулати-фальсификатор?

Рекомендуемые сообщения

10 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Отождествления так и работают. Вы не знали? Это куда более точный метод нежели ваш не связанный ни с чем версия с метисами. Точно таким же методом тюркоязычное племя Жагалбайлы отождествляли с птицей JAGILTAY.

 

Вы не ответили на вопрос: как связаны крысы и казахские аргыны?

Касательно жагалбайлы можно обсудить в теме https://forum-eurasica.ru/topic/6556-этимологиясемантика-жагалбайлы-жагалмай-жагалтай-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/#comments

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Тотемистический этноним. Вы и без меня знаете, что древние тюрки почитали животных, так как окружавшая их культура была населена ими повсеместно. К примеру  в этнониме "Жагалбайлы" можно увидеть почитание птицы Жагалтай, в этнониме "Тама" можно увидеть почитание верблюда и т.д. Я не вижу никакой связи  в вашем метисизации. Метисизация происходила всегда и везде, то почему тогда рандомное событие должно быть отождествлено с аргынами вообще по вашему? Это так не работает.

12 минут назад, Zake сказал:

как связаны крысы и казахские аргыны?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Тотемистический этноним. Вы и без меня знаете, что древние тюрки почитали животных, так как окружавшая их культура была населена ими повсеместно. К примеру  в этнониме "Жагалбайлы" можно увидеть почитание птицы Жагалтай, в этнониме "Тама" можно увидеть почитание верблюда и т.д. Я не вижу никакой связи  в вашем метисизации. Метисизация происходила всегда и везде, то почему тогда рандомное событие должно быть отождествлено с аргынами вообще по вашему? Это так не работает.

 

Давайте без демагогии. Какова связь крысы и казахских аргынов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.03.2023 в 23:11, Bir bala сказал:

@Zake вы в своем уме? Я сверху уже объяснил.

Нет обьяснения, просто тычете на похожее слово в словаре. В этом и заключается весь ваш "научный" метод. Почему, по вашему, казахские аргыны выбрали тотемом крысу? Ничего не бывает просто так, должны быть "следы" в источниках. Одного вашего желания мало. На примере жагалбайлы или кыргызской жагалмай-тамги я обьяснил как это было связано с процессом переименования в Уйгурском каганате: они отождествляли себя с соколом при атаке на жертву и это было зафиксировано в танских исторических документах. Плюс это название имело манихейскую подоплеку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Вот и спросите у аргынов, почему они выбрали крысу. Я вам предложил версию. Принимать или отвергать это ваш выбор.

17 минут назад, Zake сказал:
18 минут назад, Zake сказал:

кыргызской жагалмай-тамги я обьяснил как это было связано с процессом переименования в Уйгурском каганате: они отождествляли себя с соколом при атаке на жертву и это было зафиксировано в танских исторических документах.

Почему казахские аргыны выбрали тотемом крысу?

Вы не скидывали ничего про кыргызской тамги Жагалмай. Где оно в форуме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Bir bala сказал:

Тотемистический этноним. Вот и спросите у аргынов, почему они выбрали крысу. 

 

:D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.02.2023 в 22:16, Zake сказал:

 

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Vasifi/frametext3.htm

...[они] обратились к снаряжению и вооружению для отражения казахов, и в день четверг двадцать шестого священного месяца мухаррама 23 с огромным, устрашающим горы и ужасающим моря войском знамена прибежища победы двинулись с берега реки Сайрам 24 в сторону Казахстана 25, и местность Никин 26, что из числа древних городов и [который] сейчас разрушен, стала местом, где были раскинуты победоносные шатры, и [количество] веревок и кольев, [при помощи которых разбиваются палатки], превзошло в том месте [число] звезд и метеоритов.

25. Казахстан — по-видимому, первое упоминание этого термина в мусульманских источниках.

26. Никин *** — по-видимому, искаженное переписчиками написание *** Йанги — название города Тараза, появившееся в послемонгольское время.

Здесь рядом с "Казахстан" упоминается местность Никин. Я думаю, здесь нет никакого искажения. "Некен" с казахского переводится как одинокий и т.д. (с монг. "один"). 

Одно из значений "казак" - "одинокий"  совпадает с лексическим значением термина "некен", которое, в свою очередь, часто используется парно в виде  некен-саяқ.

https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-kazakh-russian-term-21600.htm

В общем, некен, саяқ, қазақ в том числе имеют и схожую семантику.

Слово къазакъ в карачаево-балкарском языке имеет несколько значений:

1. Ист. (пленный) раб (не имевший семьи, служивший в доме

2. казак (Донской, Кубанский и т.п.)

3. одинокий, къазакъ бёрю - одинокий волк

Источник: Карачаево-балкарско-русский словарь под ред. Э.Р. Тенишева Москва "Русский язык" 1989 г., С. 375

https://forum-eurasica.ru/topic/2834-сословия-и-вертикальная-мобильность/?do=findComment&comment=48191

Къазакъ берю (Одинокий волк) 

https://pesni.guru/text/ayaz-къазакъ-берю-одинокий-волк

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zerek Не вижу связи  карачаевского "Казак-одинокий" с терминами Никин из Бадаи Аль Вакаи и с другими древнетюркскими терминами. Тут скорее всего значение одинокого исходит из первого значения "раб". А это значения раба в свою очередь исходит из захваченных ими русских казаков, которые попав в плен к карачаевцам стали служить рабами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.12.2021 в 16:23, Zake сказал:

Теперь рассмотрим конкретный эпизод ибн Арабшаха о переселении карататар в Могулистан

https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Ibn_Arabshah/text5.phtml?id=5717

ИЗЛОЖЕНИЕ О ТОМ, КАК ТЕМУР, [РАЗДЕЛИВ] ПО ГРУППАМ ТАТАР, РАССЕЛИЛ ИХ НА ВОСТОК И ЗАПАД, НАЛЕВО И НАПРАВО

После того, как Темур утвердился в столице, решил начать расселение татар. Они (татары) были многочисленными и мужественными людьми. Хотя Темур отобрал у них оружие и подавил их славу и гордость, однако бог сохранил их численность. Поэтому Темур опасался их смелости. Он расформировал их сборище, освободил земли от занявших там толпы. Разбросал их в пустыни и ручьи, степи и просторы, разослал их в окраины, бросил их в заброшенные и неурожайные места, раскидал их в смертельно плачевные места. Потом он закрыл их головами рты границы, их поясами перекрыл ворота дороги. Одну из их групп отправил в Кашгар, это один из промежуточных мест между Китаем и Индией; ещё одну группу направил в Дувайру, расположенный посредине местности, называемая Иссык-куль (Горячее озеро). Она (местность Иссык-куль) является границей земли Темура и монголов.

Этой группе случайно улыбнулось счастье. Потом как только Темур расстанется с людьми, присоединившихся к нему, они (татары) расстались с людьми, которые должны были присоединиться к ним. В результате они (татары), сбежав, соединились (с соплеменниками) и больше не вернулись к Темуру. Они шли, нацеливаясь северной стороны и, пройдя Дашти [Кипчак], пришли к Идику. Потом Темур каждого оставшегося несчастного, унывающего (татарина) с их племенами и семьями соединил к Аргуншаху и с крепким наставлением оседлал и отправил их в земли Дашта и границы Хорезма. Это было обычаем Темура, основой его указов и дел была такая структура, потому что он был постоянно переселяющимся чёртом, был похож на хитрого обманщика Далла. Каждый раз, когда в какой-то области воздвигал крепость или же занимал какую-нибудь часть пограничной земли своего противника, сюда он передислоцировывал свои войска, находящиеся в [211] других самых отдалённых крепостях и цитаделях, а также переселял туда имеющихся людей таким образом: если они находились на левой стороне, то переселял на правую сторону, если же находились на юге или западе, то переселял их на север. 

Дулати:

Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними.

194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности».

В первое время в Могулистане, бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно именно переселенцы из Улуса Хулагу, которые поэтому и получили прозвище "казак".

Вражда Джанибека, Керея  с Абулхаиром и их "бегство"  - это явно перенос ситуации из 16 века, когда жил сам Дулати (вражда урусидов и шайбанидов)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Дулати:

Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними.

194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности».

В первое время в Могулистане, бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно именно переселенцы из Улуса Хулагу, которые поэтому и получили прозвище "казак".

Вражда Джанибека, Керея  с Абулхаиром и их "бегство"  - это явно перенос ситуации из 16 века, когда жил сам Дулати (вражда урусидов и шайбанидов)

 бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно   Мне кажется что основной смысл упирается в  бежав и отделившись - и получили прозвище "казак".   

Вражда Джанибека, Керея  с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, buba-suba сказал:

 бежав и отделившись скитались в беспомощности, в растерянности, разрозненно   Мне кажется что основной смысл упирается в  бежав и отделившись - и получили прозвище "казак".   

Вражда Джанибека, Керея  с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. 

 

Вы все связанные посты по теме прочитайте внимательно: Керей и Джанибек оказались в Могулистане вместе с ордынским ханом Бараком, вынужденымн в конце жизни уйти в сторону Средней Азии, к границам Улугбека. Абулхаир тут не при чем. Версия Дулати не подтверждается источниками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Вы все связанные посты по темп прочитайте: Керей и Джанибек оказались в Могулистане вместе с Бараком. Версия Дулати не подтверждается ранними источниками.

Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, buba-suba сказал:

Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже

То есть кто отделился от Абулхаира и стал кочевать отдельно. На чьей территории - второстепенно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.05.2023 в 18:27, buba-suba сказал:

Разницы нет: С Бараком или без него - казаками назвали тех, кто ушел с Кереем и Джанибеком и тех кто присоединился к ним чуть позже

Разница в том, что Керей и Джанибек  можно сказать  местные,  могулистанские узбеки, а не беглецы из Улуса Абулхаира.

Тем более Сыгнак (Сырдарья) - это земли Уруса, которые и требовал Барак у Улугбека.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, buba-suba сказал:

 

Вражда Джанибека, Керея  с Абулхаиром и их "бегство" --- это было во все века - отделившихся всегда пытались вернуть. Или уничтожить. 

 

Вы специально мимо ушей пропускаете данные про переселение карататар из Рума в Могулистан Тимуром. Кто их пытался вернуть  или уничтожить? Зачем? Они интегрировались в среду кочевников Могулистана. Вот их потомки и есть могулистанские казаки  узбекских ханов Барака, Керея и Джанибека, к которым  позже примкнули и ордынские узбеки (при Бурундуке, Касыме и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Разница в том, что Керей и Джанибек  можно сказать  местные,  могулистанские узбеки, а не беглецы из Улуса Абулхаира. 

В том дело что с территории узбеков Абулхаира ушли на границу с могулистанами. По Дулати - на территорию враждебных могулистанцев. Короче - "ушедшие на вольные хлеба" на сопредельную территорию, не вступив под власть "сопредельной территории", т.е. образовали независимое ханство. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Вы специально мимо ушей пропускаете данные про переселение карататар из Рума в Могулистан Тимуром. Кто их пытался вернуть  или уничтожить? Зачем? Они интегрировались в среду кочевников Могулистана. Вот их потомки и есть могулистанские казаки Барака, Керея и Джанибека, к которым  позже примкнули и узбеки.

Вроде это другая история, имеющая только косвенное значение для Керея с Джанибеком. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, buba-suba сказал:

Вроде это другая история, имеющая только косвенное значение для Керея с Джанибеком. 

Это и есть самая настоящая история казахов, подтвержденная источниками. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, buba-suba сказал:

В том дело что с территории узбеков Абулхаира ушли на границу с могулистанами. По Дулати - на территорию враждебных могулистанцев. Короче - "ушедшие на вольные хлеба" на сопредельную территорию, не вступив под власть "сопредельной территории", т.е. образовали независимое ханство. 

Изучите матчасть, Барак и Абулхаир вообще не были связаны. Вы хоть в википедию гляньте: когда Барак ханствовал в Орде, Абулхаир пешком под стол ходил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Это и есть самая настоящая история казахов, подтвержденная источниками. 

Которая не имеет связи с переселением из Рума

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Zake сказал:

Изучите матчасть, Барак и Абулхаир вообще не были связаны. Вы хоть в википедию гляньте: когда Барак ханствовал в Орде, Абулхаир пешком под стол ходил.

Я так и написал: независимо от Барака. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, buba-suba сказал:

Вроде это другая история, имеющая только косвенное значение для Керея с Джанибеком

@buba-suba Согласен. Надоели теории "Старший жуз-могулистанская каша", "Средний жуз-узбекская каша", "Младший жуз-ногайская каша".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если кто не знал, то первые казахи  Барака, Керея, Джанибека и есть самая настоящая могулистанская "каша", которая со временем абсорбировала в свой состав большинство узбекских кочевников Дешта при Бурундуке и Касыме. При этом согласен, что неправильно весь Младший жуз огульно привязывать/примазывать к ногайцам, потому что какая-то часть Младшего жуза была изначально задействована в могулистанском казахском проекте еще со времен Барака, Керея, Джанибека (первые казачествующие батыры по Валиханову).

Далее, если с алашами всё ясно, то остается вопрос с казахскими катаганами: вполне возможно что это тёзки с катаганами Чингиза. Нужно выяснить, что означал термин "катаган" в словарях. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...