Zake Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января В 21.01.2024 в 10:47, Samatq сказал: От оор- тяжелый оорук, арка - тыл На турецком ağırık ASKERLIK TERIMI bir askeri birliğin cephane, yiyecek ve eşya yükü. военный термин: фураж, боеприпасы, снаряжение подразделения Orduda bir birliğin cephane, yiyecek ve eşya yükleri тоже самое Аɣruq 1 груз, имущество, скарб. ДТС, стр 25. @NurbekЭто слово из ДТС скорее всего связано с турецким ağırık? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января Есть такие слова в ваших языках? В монгольском агсамнах ,агсан тавих..( агсам,агсан).. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 26 минут назад, Steppe Man сказал: Похоже, что монг. Аурух (ставка) связано с древнетюркским Аɣruq 1 груз, имущество, скарб. ДТС, стр 25. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 1 час назад, Zake сказал: Аɣruq 1 груз, имущество, скарб. ДТС, стр 25. @NurbekЭто слово из ДТС скорее всего связано с турецким ağırık? Не знаю на счет турецкого ağırık. Но в якутском есть слово ыарык - тяжесть, бремя. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 2 часа назад, Steppe Man сказал: Есть такие слова в ваших языках? В монгольском агсамнах ,агсан тавих..( агсам,агсан).. Скорее всего нет. Не похоже на тюркское слово. По казахски ақсын - пусть льётся, глагол, а не существительное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 25 января Поделиться Опубликовано 25 января Военно-политические термины Сокровенного сказания — кыргызские. оорук-тыл еще один пример этому Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 27 января Поделиться Опубликовано 27 января В 26.01.2024 в 07:11, Samatq сказал: Военно-политические термины Сокровенного сказания — кыргызские. оорук-тыл еще один пример этому Такой термин как "оорук" пока находим только в кыргызском. В письменном монгольском есть вариант ару-ки в принципе с теми же значениями что и оорук, но оно скорее всего связано с монгольским ар, ару. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 января Поделиться Опубликовано 28 января В 22.01.2024 в 19:47, Nurbek сказал: Не знаю на счет турецкого ağırık. Но в якутском есть слово ыарык - тяжесть, бремя. ауырлық - тяжесть, бремя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 29 января Поделиться Опубликовано 29 января В 27.01.2024 в 16:28, Zake сказал: Такой термин как "оорук" пока находим только в кыргызском. В письменном монгольском есть вариант ару-ки в принципе с теми же значениями что и оорук, но оно скорее всего связано с монгольским ар, ару. Якутский уорук 1) разг. жильё, жилище; помещение; таас уорук каменное помещение; киэҥ уорук просторное жильё; 2) место постоянного пребывания кого-л.; логово, берлога, нора (зверя); булчут уоруга место постоянного пребывания охотника; бөрө уоруга логово волка. любопытно еще кое что арҕах — берлога арка, оорук связаны каким-то образом 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 4 февраля Поделиться Опубликовано 4 февраля В 29.01.2024 в 06:29, Samatq сказал: Якутский уорук В саха тыла "уо" дифтонг, т.е. по нашему-вашему оорук или орук. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nurlan71 Опубликовано 31 мая Поделиться Опубликовано 31 мая Оор - бремя - бремя для народа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
nurlan71 Опубликовано 31 мая Поделиться Опубликовано 31 мая В 07.07.2023 в 22:04, Leshrak01 сказал: Имхо, вопрос этимологии этнонима кыргыз - решённый. Кырк Огуз, что означает 40 племен. Лучше версии просто нет. Этот вопрос можно поднять, когда изобретут машину времени. Или Кырк Гуз Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня Цитата Один из этих четырех улусов есть могульский [улус]. Он разделился на две части: одна часть — могулов, другая — Чагатаев. Но эти два подразделения по причине взаимной враждебности друг друга называют пренебрежительными именами: Чагатаи называют могулов «джете» 157, а могулы Чагатаев именуют «ка-раунас» 158. В настоящее время из Чагатаев не осталось ни одного человека, кроме падишахов чагатайских, которые являются сыновьями Бабур-падишаха. А вместо Чагатаев их наследственными городами и областями овладели [другие] люди. Могулов же осталось около тридцати тысяч в пределах Турфана и Кашгара» а Могулистан захватили узбеки [-казахи] и киргизы. Хотя киргизы тоже из могульских племен 159, но в связи с тем, что они поднимали часто восстания против [могульских] хаканов, они [217] отделились от могулов. Все могулы стали мусульманами, они вошли в [число] правоверных людей. Киргизы же, как и прежде, остались [во власти] неверия. По этой причине они отделились от могулов. Дженкинсон Цитата Причиной, почему оттуда не приходило караванов, было то, что [185] уже 3 года до моего приезда сюда длилась большая война, продолжавшаяся и при мне, между двумя большими татарскими странами и городами, расположенными как раз по пути между Бухарой и Китаем, и некоторыми варварскими степными народами, как язычниками, так и магометанами, граничащими с этими городами. Города эти называются Ташкент (Taskent) и Кашгар (Cascar); народ, воюющий с Ташкентом, называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром, зовутся Кингами (Qings), они язычники и идолопоклонники. Оба эти варварских народа очень могущественны; они живут в степях, не имея ни городов, ни домов, и почти покорили вышеназванные города, так крепко заперев дорогу, что никакому каравану нельзя пройти не ограбленным. Таким образом в течение 3 лет до нашего пребывания здесь ни один караван не прошел и не поддерживал торговли между Китайской и Бухарской страной. Когда же путь свободен, то это путешествие длится 9 месяцев. @asan-kaygy если Qings - это Qirgis, то значит Дулати не врал, что они не мусульмане Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 17 июня Автор Поделиться Опубликовано 17 июня В Маджму ат таварих кыргызы мусульмане, а дуглаты язычники. У Мухаммеда Хайдар Дуглати дуглаты мусульмане, кыргызы язычники Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 17 июня Автор Поделиться Опубликовано 17 июня Обвинения в неверии обычная политическая практика в исламе Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня 3 часа назад, Jagalbay сказал: Дженкинсон @asan-kaygy если Qings - это Qirgis, то значит Дулати не врал, что они не мусульмане https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text3.phtml Подтверждение информации, почерпнутой из сочинения Сейфи, можно найти в рассказе английского купца и дипломата А. Дженкинсона, пытавшегося в 1558-1559 гг. проехать из Средней Азии в Китай. Он не смог этого сделать, так как за три года до его приезда сюда здесь началась и продолжалась при нем большая война между городами Ташкентом и Кашгаром и, по выражению самого Дженкинсона, "варварскими степными народами", из-за которых караванные пути в Китай оказались перерезанными 38. "Народ, воюющий с Ташкентом,-писал он,-называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром, зовутся Кингами (Qings), они язычники и идолопоклонники (здесь А. Дженкинсон, несомненно, имеет в виду ойратов.-B. C.). Оба этих варварских народа очень могущественны; они живут в степях, не имея ни городов, ни домов, и почти покорили вышеназванные города, так крепко заперев дорогу, что никакому каравану нельзя пройти не ограбленным" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня 6 часов назад, Zake сказал: https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text3.phtml Подтверждение информации, почерпнутой из сочинения Сейфи, можно найти в рассказе английского купца и дипломата А. Дженкинсона, пытавшегося в 1558-1559 гг. проехать из Средней Азии в Китай. Он не смог этого сделать, так как за три года до его приезда сюда здесь началась и продолжалась при нем большая война между городами Ташкентом и Кашгаром и, по выражению самого Дженкинсона, "варварскими степными народами", из-за которых караванные пути в Китай оказались перерезанными 38. "Народ, воюющий с Ташкентом,-писал он,-называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром, зовутся Кингами (Qings), они язычники и идолопоклонники (здесь А. Дженкинсон, несомненно, имеет в виду ойратов.-B. C.). Оба этих варварских народа очень могущественны; они живут в степях, не имея ни городов, ни домов, и почти покорили вышеназванные города, так крепко заперев дорогу, что никакому каравану нельзя пройти не ограбленным" qings больше похоже на qirgis, возможно Дженкинсон не разобрался в почерке вы согласны с заметкой калмыка Санчирова? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня Цитата Старший сын хана Абд ал-Латиф-султан был ханом Аксу. Казахи и киргизы ни мгновения не имели покоя от страха перед султаном. В то время у казахов было два хана: Хакк-Назар-хан и Науруз-Ахмад-хан. Султан совершил набег на Хакк-Назар-хана на Эмеле [и] сильно погромил [его]. Хакк-Назар-хан объединился с киргизами, пришел следом за султаном [и] ночью убил султана. В ту ночь в охранении был аймак балыкчи. [Он] не сообщил хану [о приближении врага и] бежал. Одним словом, казахи [и] киргизы убили султана. Для хана [это] было большим горем. [Он] отправился на служение к Ходжа Мухаммад Шарифу — да святится тайна его — [и] сообщил [ему о своем горе]. Хазрат Ходжа беседовал с добрыми духами. [Он] [413] просил для хана 10 поддержки. Получив благую весть, [он] сообщил [об этом] хану. Хан обрадовался и занялся подготовкой войска. Мухаммад-курэкана 11 [он] послал к Науруз-Ахмад-хану [со следующим посланием]: «[Наше] слово таково, что /63а/ Хакк-Назар-хан киргиз убил моего сына. Если хан в мире с нами, то пусть окажет поддержку войском». Науруз-Ахмад-хан с почетом и уважением прислуживал Мухаммад-беку и вознамерился прийти с войском. Хан созвал войско на пять месяцев. Со славой и могуществом [он] выступил в поход. В местности под названием Артиш 12 он настиг казахов [и] киргизов. Казахи и киргизы укрепились. Хан, сам став во главе [войска], оказал: «Если есть люди, признающие меня ханом, [то сейчас самое] время [доказать это]», — [и] хан погнал коня [на врага]. Великие и малые, тюрки [и] таджики последовали [за ним]. [Они] прорвали укрепленную линию врага, схватили [врагов и] разграбили [их имущество]. [Они] убили шесть знаменных тора во главе с Хакк-Назар-ханом. Казахи остались без знамен. не могу найти, в каком году умер сын Рашид хана, но если Науруз Ахмад правил в 1552-1556, то примерно в те года, как раз об этом периоде пишет Дженкинсон Цитата уже 3 года до моего приезда сюда длилась большая война, продолжавшаяся и при мне, между двумя большими татарскими странами и городами, расположенными как раз по пути между Бухарой и Китаем, и некоторыми варварскими степными народами, как язычниками, так и магометанами, граничащими с этими городами. Города эти называются Ташкент (Taskent) и Кашгар (Cascar); народ, воюющий с Ташкентом, называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром Цитата Этот город Кашгар лежит на полдороге между Бухарой и Китаем; он принадлежит особому государю по имени Решит-хану. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня Цитата Сообщения одного жителя Персии, который утверждает, что он ездил в Китай вышеописанной дорогой, а также другой дорогой вблизи морского берега, как это следует ниже. Сообщение это прислано из России от Джайльса Холмса. Прежде всего из Двинской области известна дорога на Печору, а с Печоры, едучи на оленях (Olens or harts), до реки Оби 6 дней пути сушей и столько же водой. Обь — река, полная мелей; ее устье шириной более 70 русских миль. Оттуда в 3 днях пути по правой стороне находится место, называемое Чернолесье (Chorno lese), по-английски — черные леса (black woods); оттуда поблизости живет народ, называемый Печекони (Pechey-Cony), которые, по его описанию, убирают волосы, подобно ирландцам. От Печеконов до Желтых Калмачей (Joult-Calmachey) — 3 дня пути, а от тех до Черных Калмачей (Chorno-Calmachey) — 3 дня пути к ю.-в. Оба эти народа — татарской веры и платят дань великому Хану. вот еще у Дженкинсона с чужих слов на русский неправильно транскрибировали, должно быть - Желтые Калмаки и Черные Калмаки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня 8 часов назад, asan-kaygy сказал: В Маджму ат таварих кыргызы мусульмане, а дуглаты язычники. У Мухаммеда Хайдар Дуглати дуглаты мусульмане, кыргызы язычники возможно народ еще был язычниками к тому же Дженкинсон получил информацию в Бухаре Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня Цитата От Соучика до Камчика (Camchik) — 5 дней пути, а от Камчика до Китая (Cathay) — 2 месяца. Весь путь проходит через населенные страны с умеренным климатом; страна полна несчетного количества плодов, а главный город всей страны называется Камбалу (Cambalu); он находится в 10 днях пути от Китая. За китайской землей, которую прославляют как цивилизованную и несказанно богатую, лежит страна, называемая на татарском языке Кара-Калмак; она населена черными людьми. Но в Китае, [191] большая часть которого простирается к восходу солнца, — люди белые и хорошего сложения. Их религия, как говорят татары, — христианская, или похожая на христианскую, а язык их особенный, отличающийся от татарского языка. вот еще калмаки, тоже с чужих слов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 18 июня Поделиться Опубликовано 18 июня 14 часов назад, Jagalbay сказал: qings больше похоже на qirgis, возможно Дженкинсон не разобрался в почерке вы согласны с заметкой калмыка Санчирова? Цин по английски будет qing. Тяжело спутать с qirgiz. Звук другой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 18 июня Поделиться Опубликовано 18 июня 37 минут назад, Bas1 сказал: Цин по английски будет qing. Тяжело спутать с qirgiz. Звук другой какая Цин в 1558 году? внимательнее читайте, они описаны как кочевники Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 18 июня Admin Поделиться Опубликовано 18 июня ...which warre with the said countrey of Caskayre, are called Kings,¹ Gentiles & idolaters. 1* Вероятно, это опечатка для киргизов (см. карту). Но речь идет о калмыках, чей буддизм объясняет, почему их называют идолопоклонниками. Их могущественная Джунгарская империя, некогда принадлежавшая Джагатаю, лежала к северу от Кашгарии и занимала почти такую же территорию, как сейчас китайская провинция Или или Кульджа. Калмыков или джунгар очень часто призывали на помощь соперничающим князьям Кашгара в XVI и XVII веках. После смерти султана Саида Кашгарского, самого выдающегося из монгольских ханов, потомка Тоглук Тимура, в 1534 году его старший сын Рашид захватил столицу и подчинил всю страну единому правительству. Но после его смерти из-за разногласий между его сыновьями несколько государств, входивших в его состав, распались. Неспокойное положение в Кашгарии, вызванное этими раздорами, и религиозные войны ходжей, которые были разделены на две секты, сильно повлияли на торговлю и перенесли ее в другие области. В 1678 году джунгары, которые тогда образовали могущественную конфедерацию под предводительством своего хана Галдана, захватили город Кашгар и правили страной семьдесят восемь лет, пока не были свергнуты китайцами. - Беллью, Кашмир и Кашгар, с. 25 ; Куропаткин, Кашгария, с. 83-86. Из английского издания записок Дженкинсона. Надо смотреть конкретные данные. ИМХО в 1558 году калмыков около Кашгара не могло быть. У Сейфи кыргызы также объявлялись не мусульманами. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться