Steppe Man Опубликовано 28 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 4 minutes ago, Zake said: Он всё это прекрасно понимает - поэтому и выводит эти названия из токуз-огузских. Просто делает всё это в своебразной манере. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 41 минуту назад, Steppe Man сказал: АКБ вы с вашим любимым Очирбатам являетесь оба потомками зашитников Отрара.. В отличии от вас он татарин, а вы потомок маньчжура рода кере.. Но ведь Указ существует? Или нет? И Единая статистическая база, специально созданная под этот Указ? Или нет? И разве Терентьев В.И. написал в своей статье ложь про свободный выбор и даже придумывание этнонимов, разрешенные этим Указом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 Думаю,что значительная часть керейтов стала борджигинами, как только они узнали,что Ванхан был врагам Чингисхана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 сентября, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 4 часа назад, Steppe Man сказал: хаян ,хаялга - это горный поток в современном монгольском. От слова хаях /бросать/ https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=108103&opt=1&word=ХАЯХ есть другое монгольское слово хаяа/ косогор горы и холма/ https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=107984&opt=1&word=ХАЯА "Бросать" не подходит. А вот "косогор" и т.д. подходит. Но это тюркизм у вас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 28 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 12 minutes ago, Zake said: "Бросать" не подходит. А вот косогор, холмы и т.д. подходит. Но это тюркизм у вас. Значит РАД лгал? Почему после этого у него голова на плечах осталась? Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и названием и стала отдельным обаком 769, а под [термином] обак [имеются [154] в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду. Эти обаки еще раз разветвились. В настоящее время у монгольских племен так установлено, что те, которые появились от этих ветвей, чаще всего состоят между собой в родстве, и монгол-дарлекины – суть они. Слово же монгол сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный». По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият – множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 сентября, 2021 Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 4 часа назад, Steppe Man сказал: хаян ,хаялга - это горный поток в современном монгольском. От слова хаях /бросать/ Хаян - борцовский бросок. Хаях - бросать. Где горный поток? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 28 сентября, 2021 Автор Поделиться Опубликовано 28 сентября, 2021 В 28.09.2021 в 14:04, Steppe Man сказал: Значит РАД лгал? Почему после этого у него голова на плечах осталась? Каждая их ветвь стала известной под определенным именем и названием и стала отдельным обаком 769, а под [термином] обак [имеются [154] в виду] те, кои принадлежат к определенным кости и роду. Эти обаки еще раз разветвились. В настоящее время у монгольских племен так установлено, что те, которые появились от этих ветвей, чаще всего состоят между собой в родстве, и монгол-дарлекины – суть они. Слово же монгол сперва звучало [букв. было] мунгол, то-есть, «бессильный» и «простосердечный». По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем. Кият – множественное число от киян; тех из этого рода, которые ближе к его началу, называли в древности кият. РАД не лгал, он всё дотошно и скрупулезно изложил. Так и есть. Ведь "горные", "скалистые " реки являются быстрыми, бурными и сильными. Поэтому такие реки так и называют қыйа, қия, кайа. И/или в названии таких рек присутствует формант қыйа, қия, кайа, хыйиг. Тем более в каз. языке есть и слово ҚИЯН с точно таким же значением как и у Рашид ад Дина http://kaz.slovopedia.com/147/53914/1540413.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 25 июня, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 25 июня, 2022 http://az.lib.ru/z/zagoskin_l_a/text_1845_puteshestviya_k_amerikanskim_beregam.shtml Лаврентий Алексеевич Загоскин Путешествия к американским берегам Пешеходная опись части русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 годах ...Расселившиеся известны нам под двумя видовыми названиями - киятайгмютов и аглегмютов. Первые занимают берега озер Нушагакских и реки Ильгаяк; вторые - прибрежье Бристольского залива и окрестных озер. Киятайгмют, от слова "киятай" (вершина) - означает в переводе "житель верховья реки", что и было справедливо, когда племя это жило в верховье реки Ильгаяка... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 2 июля, 2022 Поделиться Опубликовано 2 июля, 2022 Кайи — название одного из двадцати четырёх племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ». Вполне возможно, что каи были монголами; Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 2 июля, 2022 Автор Поделиться Опубликовано 2 июля, 2022 5 часов назад, Steppe Man сказал: Кайи — название одного из двадцати четырёх племён огузов, из которого происходит династия османских султанов. У Махмуда Кашгарского приводится древняя форма — кайиг, чем опровергается предложенное Марквартом отождествление с каи, упоминаемыми Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке. Кайиг=қыйа/қия/кайа, туг=ту, алак=ала, сариг=сары, катиг=қатты, сатиг=сату и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 22 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2023 В 22.07.2020 в 15:39, Zake сказал: Парадокс ситуации заключается в том, что Махмуд Кашгари дал блестящую наводку , назвав огузское племя кайы именно как кайиг. Но почему-то это послужило наоборот аргументом против тождества кайы (кайиг) и кай. Меня тоже заинтересовал этот вопрос в связи с "народом змей". Кто такие "народ змей"? Кай и Кайы одни говорят, что это разные племена, другие нет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 22 февраля, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 22 февраля, 2023 8 часов назад, Tama сказал: Меня тоже заинтересовал этот вопрос в связи с "народом змей". Кто такие "народ змей"? Кай и Кайы одни говорят, что это разные племена, другие нет. стр 913 Диван Лугат ат Тюрк, М. Кашгари. 5763 бука - "большая змея" Пословица: йитй башлиг йил бука „Змея о семи головах”. Этим словом называли воинов. Одного из главных воинов ябаку звали Бука Будраж... Таким образом, выражением йитй башлиг йил бука „Змея о семи головах” называли воинов по Кашгари. Имхо отсюда и народ змей в армянском источнике и вся эта "змеиная" тематика. Будрач, вождь ябаку, басмылов и т.д. как раз и носил прозвище Бёке, т.е. "большая змея, дракон". Поэтому "народ змей", который упоминали в армянском источнике можно отождествить с этой коалицией (ябаку и т.д.). Или вообще это может быть какое-то художественное сравнение, гипербола и т.д. А вообще переселению части тюркских племен способствовали кидане (их экспансия). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 28 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2023 В 22.02.2023 в 18:35, Zake сказал: стр 913 Диван Лугат ат Тюрк, М. Кашгари. 5763 бука - "большая змея" Пословица: йитй башлиг йил бука „Змея о семи головах”. Этим словом называли воинов. Одного из главных воинов ябаку звали Бука Будраж... Таким образом, выражением йитй башлиг йил бука „Змея о семи головах” называли воинов по Кашгари. Имхо отсюда и народ змей в армянском источнике и вся эта "змеиная" тематика. Будрач, вождь ябаку, басмылов и т.д. как раз и носил прозвище Бёке, т.е. "большая змея, дракон". Поэтому "народ змей", который упоминали в армянском источнике можно отождествить с этой коалицией (ябаку и т.д.). Или вообще это может быть какое-то художественное сравнение, гипербола и т.д. А вообще переселению части тюркских племен способствовали кидане (их экспансия). Есть легенда о городе Джанкенте записанная в конце 19 в., якобы погибшем от нашествия змей. ЕМНИП Ахинжанов связывал "этих змей" с народом Кай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Eger Опубликовано 5 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 5 марта, 2023 В 22.02.2023 в 08:08, Tama сказал: В 22.07.2020 в 12:39, Zake сказал: Но почему-то это послужило наоборот аргументом против тождества кайы (кайиг) и кай. Меня тоже заинтересовал этот вопрос в связи с "народом змей". Кто такие "народ змей"? Кай и Кайы одни говорят, что это разные племена, другие нет. Да, сидели мы как-то месяц в 1988 году с нашим ОВП на аэродроме с похожим названием Кокайды в Узбекистане, близ одноименного поселка. Да, действительно змеиное место, чего там только нет - гюрза, эфа, кобра, а скорпионы по полу палатки запросто так бегают или прячутся за досчатым настилом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 18 мая Автор Поделиться Опубликовано 18 мая В 19.09.2021 в 17:43, Zake сказал: QAJA (КАЙА) - скала, ДТС, стр 406. Кайа=Кайы=Кыйя=Хыйыг на разных тюркских языках и диалектах имеет одно и тоже значение: "скала", "утёс", "косогор" и т.д. На тюркских языках реки, текущие с гор, могут называться в том числе и как "кыйя"="кайя" и пр. вариации. Это уже вторичное значение слова. Т.е. "кайа"/"кыйя" означает в том числе и "скалистую" реку. А теперь слово ҚИЯН в каз.языке http://kaz.slovopedia.com/147/53914/1540413.html Перевод: ҚИЯН Бурный поток, паводок (сель), текущий с горы. Что означает "сель" смотрите по ссылке: https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/сел/ Т.е. тоже самое как и Рашид Ад Дин обьяснял слово "Киян": "...большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный" "Киян" - это и есть тюркское "Кыйя" плюс конечное неустойчивое "н": "Кыйя" + ["н"]"! РАД обьяснил название "кайи" как "крепкий". https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/text1.phtml Племена Бозук, принадлежащие к правому крылу войска, дети трех старших сыновей, от каждого по четыре сына, [а всего] двенадцать душ; четверо детей Кун-хана, который был старше всех сыновей, [следующие]: [88] Первый – Кайи, т.е. крепкий; [его рода] Тамга *** | Онгон – белый сокол | Часть мяса – правая лопатка https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext3.htm 103 В «Сборнике летописей» и у Березина: «крепкий». Название передается также в форме Кайиг, Кай, Кайгат, Кыйгат, Кыйат, Кара-Кай и Орюнг-Кай. Согласно словарю "Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские лексические основы на буквы "К","Қ". Левитская Л.С., Дыбо А.В. Рассадин В.И." (стр 199) слово Кайа (Кайы-Кыйя-Хыйыг) кроме значений "скала", утес" имеет также значения "большой кусок твердого камня" (азерб.), "твердый, крепкий камень" (турецк.), "гранит" (гагауз.), "камни" (уйгур.) По-монгольски киян значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный. Так как кияны были отважны, храбры и крайне мужественны, то это слово положили их именем РАД прав, Кайа-Кайы-Кыйя-Хыйыг также можно обьяснить как твердый, крепкий как скала (камень,гранит), также как быстрый, сильный, мощный как горный поток. Всё это вторичные значения от "скала", "скалистая" река. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чече-Баатыр Опубликовано 19 мая Поделиться Опубликовано 19 мая Если здесь идёт построение теорий по племенам “Кия“ и “Кият“ соответственно,то я бы добавил ,что реконструированный этноним древнего,ещё Хуннского,племени “Цзе“ очень напоминает собой название племени “Кият“ Цзе — /ki̯at/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая 23 минуты назад, Чече-Баатыр сказал: Если здесь идёт построение теорий по племенам “Кия“ и “Кият“ соответственно,то я бы добавил ,что реконструированный этноним древнего,ещё Хуннского,племени “Цзе“ очень напоминает собой название племени “Кият“ Цзе — /ki̯at/ Насколько мне известно, самое первое упоминание племени "кай" (как и "ягма") в Терхинской надписи (753-756г.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая В 19.09.2021 в 19:36, Zake сказал: Я не утверждаю, что огузские "кайы" и монгольские "кият" - это прямо (или буквально) на 100 % одно и то же племя, ибо прошли столетия. http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext4.html Несмотря на то, что по той причине, которая была подробно изложена выше, в древние времена это племя называли кият, однако после Добун-Баяна, поскольку от него появились многочисленные племена, ветви и колена [кабилэ], то каждое колено было отмечено каким-нибудь [особым] именем и прозванием, а прозвание кият исчезло. После того потомок в шестом колене Алан-Гоа, по имени Кабул-хан, породил шесть сыновей. Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием. Предки Чх назвавшись киятами "восстановили" древнее название своих предков («ата-бабаларының атын жаңғырту») Имена великих предков повторяются, чтобы они окончательно не предались забвению. Исходя из сведений РАДа древнее название "кият" восстановили во времена сыновей Кабул-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Чече-Баатыр Опубликовано 19 мая Поделиться Опубликовано 19 мая 36 минут назад, Zake сказал: Насколько мне известно, самое первое упоминание племени "кай" (как и "ягма") в Терхинской надписи (753-756г.) Да,но есть также реконструированная название племени “цзе“ - “к'ят“. Связи никакой не обнаружено,окромя названия и предположительно региона (Монголия,Туркестан) . Это просто так,быть может у кого есть материал по этой теме Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 19 мая Поделиться Опубликовано 19 мая 4 часа назад, Zake сказал: Исходя из сведений РАДа древнее название "кият" восстановили во времена сыновей Кабул-хана. Кият - мн.ч. от Киян. Потомки Кияна, убежавшего на Эргунэ-кон. 4 часа назад, Чече-Баатыр сказал: Да,но есть также реконструированная название племени “цзе“ - “к'ят“. Связи никакой не обнаружено,окромя названия и предположительно региона (Монголия,Туркестан) . Это просто так,быть может у кого есть материал по этой теме Кият у монголов частенько встречалось в этнонимах. Просто кият (2 раза), кият-борджигин (1). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая 17 часов назад, Чече-Баатыр сказал: Да,но есть также реконструированная название племени “цзе“ - “к'ят“. Связи никакой не обнаружено,окромя названия и предположительно региона (Монголия,Туркестан) . Это просто так,быть может у кого есть материал по этой теме Тоже интересно послушать мнение других. Если честно, я сомневаюсь что речь идет именно о племенном названии "кай" в Терхинской (Тариатской) надписи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая Я много раз актуализировал вопрос касательно существования дублирующих, в основной массе синонимичных родоплеменных названий среди тюрко-монгольских номадов. Причины этого феномена мне до конца непонятны, возможно они, в силу своих суеверий, пытались запутать враждебных духов и т.д. Например, в семье номадов невестка не называла родственников мужа по имени и подбирала подходящее название. Что касается родоплеменных названий, то побирались двойные-тройные и т.д. синонимичные названия, ибо имхо изначально стояла задача запутать/дезориентировать враждебных духов разными названиями (но не окружающие народы) и тем самым ослабить их вредоносное воздействие. Позже это могло войти в привычку, суеверие. Я пытаюсь найти рациональные причины "усложнения" имен, пусть даже и через синонимы и т.д.. Зачем тратить энергию, если это не принесло бы никаких бенефитов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая Касательно этимологий. Хочу внести дополнение. Я пытаюсь найти логику и причинно-следств. связи в родоплеменных названиях и соответствие в релевантных словарях. И по мере возможностей давать своё толкование. Находить первичные этимологии - это удел проф. лингвистов. Все этимологии в источниках являются по сути "фольковыми", т.е. народными. Яркий пример с "кыргыз". В танских источниках этот термин емнип обьясняли как "краснолицые", а в Юань Ши и прочих как "40" и т.д. Как мы видим, "кыргыз" можно толковать и как "киргу йуз" (красное/румяное лицо) так и как "кырк уыз" (сорок огузов/уызов). Мы вряд ли когда-нибудь "доберемся" до истинных этимологий, но причинно-следственные связи между синонимичными названиями можно найти. (Кас. кыргызов я сам склоняюсь к "красной" этимологии) Касательно термина "Керей" я уже не раз писал, что это эпонимный этноним связан с фигурой Керей-кагана или Баин-чура (в монг. интерпретации Бодончар, в каз. фольклоре Бозаншар) https://eurasica.ru/forums/topic/32-кереит-керейт-хэрэйд-керей-гирей/?do=findComment&comment=448277 Также предположил, что термин "Керей" также мог пониматься как "юртные" или "домостроительные" названия, которые имеют отношение к керейско-найманскому кругу племен, к которым я отношу и уақ и сіргелі (несмотря на то, что последние считаются уйсынами). Я не считаю, что эти названия как-то связаны с профес. деятельностью, как считали этнографы (это уже поздние интерпретации наших современников) или идут от тамг, наоборот имхо знаки тамг отражают эти названия. Например, в рукописи Рашид Ад Дина Шуаб-и панджгана, племя найманского Кучлука указано как бахан (бағаналы найман, тамга бақан). https://eurasica.ru/forums/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087 В общем, как я уже написал, в моем дилетантском представлении или понимании средневековые номады в силу своих шаманских суеверий "плодили" синонимичные названия. В общем, эпонимный этноним "Керей" имел "цветовое" и "юртное" толкования и цепочку связанных названий (как правило близких по семантике). У термина "Керей" основа "кер"/"гир". Имхо еще было и архаичное "горно-скалистое" синонимное толкование. https://en.m.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Turkic/kïr *kïr isolated mountain mountain top mountain ridge steppe, desert, level ground edge https://starlingdb.org/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=%2fdata%2falt%2fturcet&text_number=1013&root=config Proto-Turkic: *Kɨr Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: 1 isolated mountain 2 mountain top, mountain ridge 3 steppe, desert, level ground 4 edge Russian meaning: 1 отдельно стоящая гора 2 вершина горы, гребень горы, возвышенность 3 степь, пустыня, равнина 4 край Karakhanid: qɨr 1 (MK, KB), 'rising ground' (IM,14 c.) Turkish: kɨr 3 Tatar: qɨr 3, 4 Middle Turkic: qɨr (Sangl.), qir (Pav. C.) 2, 3 Uzbek: qir 2, 3, 4 Uighur: qir 3, 4 Turkmen: Gɨr 3 Khakassian: xɨr 2, 'roof' Shor: qɨr Oyrat: qɨr 2, 3, 4 Chuvash: xir 3 Yakut: kɨrtas 2; kɨrdal 'hill' Dolgan: kɨrdal 'hill' Kirghiz: qɨr 2, 3 Kazakh: qɨr 2, 4 Noghai: qɨr 3 Bashkir: qɨr 3, 4 Balkar: qɨr 3 Gagauz: qɨr 3 Karaim: qɨr 3 Karakalpak: qɨr 2, 4 Kumyk: qɨr 3 Comments: EDT 641, VEWT 265, Лексика 95-96, ЭСТЯ 6, 225, Stachowski 169. Derived is PT *Kɨran 'edge, ridge' (ЭСТЯ 6, 226); but note that modern forms like Turkm. Gɨra, Tuva qɨra etc. are borrowed < Mong. kira. Т.е. тут понятно, что термин "Qir" является синонимом Кайа (Кайы-Кыйя-Хыйыг). Кас. Қайа-Қыйа лингисты видят также контаминацию с қыя- "наискось". Напомню, что в ДТС именно вариант Qir -Қир (ДТС, стр 473) а не "Кер" означает "караковую" (темно-гнедую) масть, а другая вариация "Қиргу" означает "розовый, румяный" цвет (ДТС, стр 473). Получается, во многих языках цветовое "Қир" трансформировалось в "Кер". Но в тувинском языке "кыр" означает и "горный хребет" и "игреневый" (коричнев. цвет). (Еще раз хочу заострить внимание, в древнетюркском языке қир-қиргу относился именно к красному цвету, это видно на примере "красных" қырғызов qirgu=qizgu, пратюркск. qir. Позже в среднетюркском периоде только в отдельных случаях қир сохранился, а в большинстве кир перешло в кер, а цветовое обозначение уже не совсем красный, а больше коричневый, темно-красный, карий и т.д. Языки меняются!) https://classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-6888.htm Поэтому предположу, что аутентичное название древнеуйгурского Баин-Чура было "Кир-Кирай" или даже "Қир-Қирай" каган". Изначально термин "Қир-Қирай" имел именно цветовую коннотацию, ибо "Байн" в ДТС означает "густо красный цвет", т.е. qir(qirgu)=qiz(qizgu)=bain и скорее всего действит-но древнеуйгурский Моян/Байн чур - это господин с "темно-красным" лицом. Короче, "киргу йуз", т.е. "кыргыз") Раньше уже связывали "кайи" и "кият" историки. Считайте эти мои посты дальнейшим развитием темы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая Особенно хочу подчеркнуть для генетиков и вообще "буквалистов". Керей или Кайы и т.д. - это что-то вроде "Узбеки", "Шибаны", т.е. "Узбековцы", "Шибановцы" и т.д. Это группы племен, которые вместе сплотились и обьявили своим общим названием (или это было экзоэтнонимом, не суть важно) некий эпонимный этноним. Поэтому огузский этноним Кайы-Кайыг связан с древнейуйгурским Керей-каганом, просто в названии обыгрывается "горная" версия трактовки эпонима. Не надо искать среди носителей этих этнонимов генетических потомков древнеуйг. кагана, это потомки сторонников с разнообразием в гг. Надо понимать, что под хаканским эпонимным этнонимом как правило могут собираться очень много племен/родов. Часть носителей эпонимного хаканского этнонима Кайы-Кайиг (Кият-Кереит) прошла на запад, т.е. на тер-ю Казахстана и Ср. Азии еще во времена эдизского Бокуг-кагана (начало 9 века) и в итоге стала "туркменами". Были и другие волны перемещений Кайы-Кайиг (есть данные напр у Марвази и т.д.). Оставшиеся на родине Кайы-Кайиг (Кият-Кереит) стали больше известны под именем кереиты. Также надо понимать, что в эпоху Чх туркмены "кайы" и "кереиты" уже 200-400 лет как "разбежались" (с учетом того, что перемещение на запад не был одномоментным явлением) и не были одним народом. Могли за это время они смешиваться с окрестными народами? Да. Но в каких пропорциях и как это всё происходило, с учетом сильного родового и шаманского культа? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 мая Автор Поделиться Опубликовано 19 мая По синонимичным родоплемен. названиям у меня не единичные примеры, а уже целая статистика (интересующие могут просмотреть соот-щие посты и темы). Яркий пример с Комук=Кипчак=Кобн (Кубан/Куман)=Кун, эти термины означают одно и то же, т.е. "полость", "выдолбленную нишу", "дупло", "пустоту", "никчемность" и т.д. Касательно "Комук", "Кипчак" и "Кун" я приводил словарные значения, в т.ч. из ДТС. А "Кубан" - это производное от "Кобы" ("пустой", "дупло") плюс аффикс "Н", т.е. "Кобн" который скорее всего связан с киданским влиянием. Сравните, "Канлы" может звучать в монг. интерпретации и как "Канлин" или "Алчи" как "Алчин" или "Кайа/кыйя" как "киян" и т.д. Понятно, что под этим тройным названием Кипчак-Кобан-Кун скрывается один и тот же народ. По крайней мере для меня это очевидно и для тех, кто способен проникнуть в суть этих названий, а другие пусть ищут предков кимаков-кипчаков где-то в Маньчжурии и т.д. Или пусть считают названия "Комук"- "Оймак" - "Кипчак"-"Кобан"-"Кун" рандомными и вообще несвязанными между собой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться