Zake Опубликовано 19 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2023 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 19 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2023 @Zakeу меня не открывается. О чем видео? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 21 марта, 2023 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 On 3/17/2023 at 5:45 AM, Zerek said: Все они - потомки императора Юань Тайцзу. судя по википедии это Чингисхан Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 22 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2023 14 минут назад, boranbai_bi сказал: судя по википедии это Чингисхан Да. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 В 22.02.2023 в 20:05, Bir bala сказал: @Zerek А вот нашел. Мурад Рамзи. А в источниках того времени как его имя пишется? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 @Zerek что вы имеете ввиду под "те времена"? Если 14 века, то оно писалось اوروس. Передний алиф не читается, и получается Урус. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 6 минут назад, Bir bala сказал: @Zerek что вы имеете ввиду под "те времена"? Если 14 века, то оно писалось اوروس. Передний алиф не читается, и получается Урус. В общем это слово пишется одинаково со словом урус/ырыс означающим счастье? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 @Zake Да. При этом фонетический казахи разговаривали по другому в отличии от современного казахского. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 1 час назад, Bir bala сказал: @Zake Да. При этом фонетический казахи разговаривали по другому в отличии от современного казахского. А какие конкретно отличия были? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 И еще странно почему такие зубры, как Гафуров, Султанов или Трепавлов прошли мимо такого очевидного объяснения имени хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 2 часа назад, Bir bala сказал: @Zerek что вы имеете ввиду под "те времена"? Если 14 века, то оно писалось اوروس. Передний алиф не читается, и получается Урус. А кыргызский Урус тоже связан со словом "счастье"? https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga1/frametext3.html Племя киргиз Киргиз и Кэм-кэмджиут две области смежные друг с другом; обе они составляют одно владение [мамлакат]... ...Титул [каждого] их государя, хотя бы он имел другое имя, – инал, а родовое имя тех из этой области, кто пользуется уважением и известностью, – иди. Государь ее был... [пропуск]. Название другой области – Еди-Орун 755, государя тамошнего называли Урус-инал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 @Zerek @Zake с ним могло произойти тоже самое, что и с вашим Байдаган. Возможно калька, а возможно, что это вообще другое слово к примеру Ұрыс-ссора. Имя Урус хана связано с исламом как бы то ни было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 1 минуту назад, Bir bala сказал: @Zerek @Zake с ним могло произойти тоже самое, что и с вашим Байдаган. Возможно калька, а возможно, что это вообще другое слово к примеру Ұрыс-ссора. Имя Урус хана связано с исламом как бы то ни было. мы два разных человека, а не один. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 Kazakhs While Muslim and Turkic speaking, the Kazakhs emerged as a people from the breakup of the MONGOL EMPIRE and have been in constant contact, both warlike and peaceful, with Oirats and Khalkha Mongols. Today they form Mongolia’s largest non-Mongol minority. ORIGINS The Kazakh aristocracy reckons its descent from ToqaTemür, the 13th son of CHINGGIS KHAN’s son JOCHI (d. 1225?). The descendants of Toqa-Temür seized power over the BLUE HORDE in modern Kazakhstan under Urus Khan (d. 1377) but were driven east by the Uzbeks (Özbegs) under the rival Shibanid line in the mid-15th century. Urus Khan’s descendants became qazaqs, “freebooters,” around the modern Xinjiang-Kazakhstan border. (Kazakh is simply the Russian pronunciation of qazaq, a term that also gave rise to the designation Cossack.) Under Qasim Khan (d. 1523) the Kazakhs rose to power again and eventually drove both the Uzbeks and the rulers of MOGHULISTAN south to the oasis cities of Mawarannahr (Transoxiana) and the Tarim Basin. Kazakh tribal and CLAN NAMES show their mixed origins. JALAYIR, Qunghrat, Manghit, Dughlat (Dogholad) and, of course, Chinggisid Qiyat clan names are of Mongolian origin (see BORJIGID, MANGGHUD, QONGGIRAD). The Nayman, Kerey, Qara-Qitay, Tangut, and Arghin (Arghun)clans are descended from conquered steppe peoples of the MONGOLIAN PLATEAU subjugated by the Mongols and brought west with the Mongol conquest (see KEREYID, NAIMAN, ÖNGGÜD, QARA-KHITAI, and XIA DYNASTY). QARLUQS, QIPCHAQS, and Qanglis were the native Turkish tribes of the area. Other tribal names are of obscure origin. The Kazakh language is a dialect of Common Turkish and shares with Tatar, Baskir (Bashkurt), and other Turkish languages of the Qipchaq family the change of initial y- to j- or zh- (thus zheti, “seven,” and zhïl, “year,” not yeti or yïl). WARS WITH THE OIRATS From their emergence in the 15th century the Kazakhs faced the OIRATS (whom they, like all Turkish peoples, called KALMYKS) on their eastern frontier. During the 16th century the Kazakhs pushed the Oirats north toward southern Siberia, but in the 17th century the Oirats conquered Züngharia (Junggar Basin) and the Ili Valley and attacked the Kazakhs. Under TSEWANG RABTAN KHUNGTAIJI (b. 1663, r. 1694–1727) and Galdan-Tseren (r. 1727–45) the Oirats’ Zünghar principality smashed the Kazakh confederation and drove the Kazakhs north and west in what was long remembered in Kazakh folklore as the “Barefoot Flight” (Aqtaban Shubirindi). By this time the Kazakhs were divided into three zhüz (100s, called “hordes” in Russian): the Great (Ulu) Zhüz in eastern and southeastern Kazakhstan, the Middle (Orta) Zhüz in central, northern, and southern Kazakhstan, and the Lesser (Kishi) Zhüz in western Kazakhstan.The wars with the Oirats left a strong impression on the Kazakhs, Kyrgyz, and other Islamic peoples of the Inner Asian steppes. The Kazakhs had become Muslim in the 14th century, and after the Oirats converted to a peculiarly militant form of Tibetan-rite Buddhism around 1580–1615, their conflict became not just a struggle for livestock, territory, and honor but also on both sides a religious war against unbelievers. In Kazakh and Kyrgyz epics the hero’s enemy is always a Kalmyk (i.e., Oirat). EXPANSION EAST As the Manchu QING DYNASTY (1636–1912) destroyed the crumbling Zünghar principality in 1752–59, Kazakhs migrated westward to occupy Oirat lands. The Ili Valley was settled by the Great Zhüz and the Zünghar (Junggar) Basin by the Kerey, Nayman, and Waq tribes of Middle Zhüz. The Qing dynasty granted the Kazakhs in Xinjiang titles as teizhi (from Mongolian TAIJI) and collected tribute from them. As Russia subdued and settled Kazakhstan from 1730 to 1864, more Kazakhs migrated into the less crowded Xinjiang pastures. The Kazakhs, having greater mobility, better weapons, and better Russian-language skills than did the XINJIANG MONGOLS, dominated border trading and smuggling. By 1862 Kerey Kazakhs of the Middle Zhüz first appeared in western Mongolia’s Khowd frontier. The Qing court granted them provisional recognition there in 1882. Legal disputes continued as the Kazakh population advanced at the expense of the indigenous ALTAI URIYANGKHAI. During the 20th century Kazakhs began moving into pastures in Barköl, Gansu, and even Qinghai on the Tibetan plateau. The Kazakhs generally kept the upper hand in frequent clashes with the original Oirat Mongolian inhabitants. In 1949 the new Chinese Communist administration began fixing separate settlements for the Kazakhs and the Mongol nomads. The Kazakhs’ higher birthrate continues to increase their share of the population even in Mongol autonomous units. KAZAKHS OF MONGOLIA In July 1912 a Kerey Kazakh leader, Sükirbay, on behalf of 400 families requested that the Kazakhs be allowed to stay in newly independent Mongolia. This request was granted and land set aside for a Kazakh banner in modern BAYAN-ÖLGII PROVINCE. Other Kazakh bands, however, continued to ignore the border between Mongolia and Xinjiang, now under the Republic of China, roughly defined in 1913. Even the recognized Kazakhs had tense relations with the local western Mongols, who accused them of horse theft and raiding. After Mongolia’s 1921 REVOLUTION the Kazakhs were organized into two banners. In 1940 Mongolia’s maximum leader, MARSHAL CHOIBALSANG, (r. 1936–52), after visiting KHOWD PROVINCE, created a new province, Bayan-Ölgii, in predominantly Kazakh areas. The provincial administrative council consisted of seven members, five Kazakh and two Altai Uriyangkhai. The new province facilitated Mongolia’s interventions as a Soviet proxy among northern Xinjiang’s Kazakhs from 1942 to 1946. Kazakhs also form the majority in Khowd Sum just north of KHOWD CITY. In the postwar period the population of Kazakhs in Mongolia rose from 36,700 (4.3 percent in 1956 to 120,500 (5.9 percent) in 1989. Kazakh (in the Cyrillic script) was used in all grades of general schooling and for some official purposes in Bayan-Ölgii as well. Distinguished Kazakhs in Mongolia included the Kazakh-language poet B. Aqtan (1897–1976), the Turcologist B. Bazylhan (b. 1932), and the union leader and political reformer Q. Zardyhan (b. 1940). Kazakhs were also recruited for the coal mines of Nalaikh (near ULAANBAATAR). Compared to the overall population, Kazakhs in 1989 were slightly overrepresented in both white-collar and working-class positions; collective herders were only 26.4 percent of the nationality’s population. Mongolia’s Kazakh nomads are famous, however, for their custom of FALCONRY with golden eagles. In 1991, during the disintegration of the Soviet bloc, Bayan-Ölgii’s unemployment rate hit 18.9 percent, and large numbers of Mongolian Kazakhs responded to the newly independent Kazakhstan’s call for migration back to the homeland. The population of Bayan-Ölgii dropped from 101,000 in 1991 to 75,700 by 1993. By 2001 Kazakhstan figures showed 63,900 Mongolian Kazakhs had crossed the border from Mongolia at least once, and 5,000 had become Kazakhstan citizens. The Mongolian Kazakhs, however, generally did not fit well into Kazakhstan’s sedentary and Russified lifestyle. Large numbers eventually returned to Bayan-Ölgii, whose population had rebounded to 94,600 by 2000. Grade school education in Bayan-Ölgii continues to be conducted in Kazakh, with most textbooks supplied from Kazakhstan. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol empire Christopher P. Atwood 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 24 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 24 марта, 2023 @Zerek Я в курсе. На сотовом непонятно, как убрать предыдущего собеседника. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 27 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2023 Пребывание мое в Астрахани доставило мне возможность собрать разные любопытные сведения. Первая орда, встречающаяся на восток от Волги, состоит из Татар Ногайских, походящих на Астраханских. За Уралом или Яиком живут три орды Киргизцев, которые, говорят, могут выставить до 150,000 всадников. — После Туркменцев Киргизцы самые дурные соседи, каких только можно иметь в Азии. Хотя часть сего народа признает владычество России, но частные люди часто сами ведут войну. Они переплывают Волгу или Яике, ведя лошадей своих за веревку, и горе Русскому, который попадется к ним в руки! Его отводят в Хиву и продают. Но и им платят тою же монетою; теперь в Астрахани человек тридцать пленных Киргизцев. Я сидел их [230] плоские лица; они составляют средину между Татарами и Калмыками, но выше ростом и сильнее сих последних. Каракалпаки или черные шапки составляют ныне орду уже не многочисленную и кочуют по берегам Аральского озера; они нанимаются в Хиве в поденщики. Хивинские Татары народ оседлый; у них есть постоянные деревни и главный город. Деревянные их домы выстроены хорошо; внутри смазаны и выкрашены. Хивинский Хан пленник в своем собственном замке и те, которые пользуются верховною властию, только действуют его именем; если им недовольны, то посылают его в Бухару и вызывают на его место другого. Набеги Киргизцев доставляют каждому семейству в Хиве по одному или по два Русских пленника; если сии последние согласятся сделаться Мусульманами, то их тотчас же освобождают. Говорят, что не многие из них на это решаются; те которые женятся увеличивают народонаселение и промышленность. Подробности сии сообщены мне одним Русским, который слишком двадцать лет был невольником в Хиве. В Астрахани всегда бывают купцы из [231] сего города; они приезжают в Россию так смело, как будто не нарушают всеобщего права покупая Русских невольников и поощряя таким образом Киргизцев к новым набегам. Я встречался со многими из них; они грубы и необходительны; от них много не узнаешь. Город Бухара сообщает тон всему Туркестану. Бухарский Хан, владетель могущественный и столь искусный, что основывает власть свою на Теократии, ибо всегда говорит именем Корана. Бухарцы, древние Согдиане, и теперь, как прежде производят всю торговлю в Верхней Азии. Они ездят за Индейскими товарами в Мультан, за Китайскими в Кашгар, за Русскими в Оренбург. Древнее имя их: Согдияне, весьма походит на слово Судахер, которое по Персидски, значит купец. Туркменцы, живущие по берегам Каспийского моря, также как и Киргизцы, народ совершенно кочующий; главная отрасль промышлености их есть грабительство; однакоже они производят некоторый торг в Мангишлаке, куда приходят для того Русские корабли; но никто не смеет выйти на берег, пока [232] они не дадут заложников; даже эта предосторожность не всегда бывает достаточна. — По сему весьма было бы опасно итти познавать этот народ в его собственной стране. Есть также Туркменцы подвластные России. https://www.vostlit.info/Texts/rus13/Potockij/text4.htm 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tima_2109 Опубликовано 29 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2023 В 13.03.2023 в 17:44, Zerek сказал: Итак, летом 1598 г. политическая обстановка в Мавераннахре осложнилась. Воспользовавшись ссорой ‘Абдаллах-хана с его сыном ‘Абд ал-Му’мином, Таваккул-хан вступил во владения Шайбанидов. Войску ‘Абдаллах-хана было нанесено жестокое поражение. Это заставило Абдаллаха быстро мобилизовать новое войско и самому встать во главе его, но вскоре он умер. Власть перешла к сыну ‘Абдаллах-хана ‘Абд ал-Му’мину. Положение нового хана оказалось весьма неустойчивым, и вскоре он был убит мятежными эмирами. Узнав о гибели ‘Абд ал Му’мин-хана, Таваккул в августе 1598 г. развернул активные действия против Шайбанидов. Исходным пунктом его действий называются горы Алатак, т.е. Алатау, где он сосредоточил крупные военные силы. Искандар Мунши исчисляет войско обоих братьев, Таваккула и Ишим-султана, общим числом около ста тысяч человек. Такое же число людей у Таваккула называет и Мухаммад ‘Аваз, автор «Зийа’ ал-кулуб», добавляя, что при Таваккуле находились 120 сыновей-султанов 11. В короткий срок Таваккул овладел Туркестаном, Ташкентом, Ферганой, Самаркандом. По «Мусаххир ал-билад», Фергана была передана Таваккулу местными деятелями: «Иусуф-ходжа Саййид-атайи с шайкой неверных людей... вышел из Андижана и взял в плен Мухаммад-Кули-султана. И, отвезя к Таваккул-султану, бросил того высокородного [127] шахзаде в вертеп погибели» 12. Йусуф-ходжа Саййид-Атайи, судя по его имени, был потомком шейха Саййид-Ата и, скорее всего, духовным лицом. Таким образом, предпринимая свой поход на Среднюю Азию, Таваккул строил свои расчеты не только на силе оружия. Он имел опору в определенных социальных слоях населения Средней Азии, которые должны были оказать и в нужный момент действительно оказали ему поддержку своими решительными действиями, что доказывает вышеприведенная цитата из «Мусаххир ал-билад». Об активных действиях Таваккула с целью завоевать расположение среднеазиатских суфийских пиров ордена накшбандийа, и, следовательно, заручиться их поддержкой рассказывает и Мухаммад Аваз. Возможно, связи Таваккула с духовными кругами Средней Азии восходят еще к тому времени, когда он вместе со своим отцом Шигаем находился на вассальной службе у ‘Абдаллах-хана II. В научной литературе широко бытует мнение о том, что в XV-XVI вв. среди казахов еще сохранялся шаманизм и различные языческие культы, а ислам прививался слабо. Мнение, видимо, в целом справедливое, но требующее определенной коррекции. Ислам прививался прежде всего в среде, окружавшей казахских ханов, которыми он и насаждался. Известно, например, что в 1512 г. будущий знаменитый джуйбарский шейх Ислам бежал от Бабура и кызылбашей не куда-нибудь, а к казахскому хану Касиму, и довольно долго пользовался его гостеприимством 13. Мнение об активной роли казахских ханов и султанов в распространении ислама среди кочевников-казахов на основе общности идеологических и классовых интересов казахских ханов и среднеазиатского духовенства в литературе уже высказывалось 14. Суфийские пиры были заинтересованы в расширении источников доходов, вели активную пропаганду своих догматов среди кочевников-казахов и вовлекали их в число своих мюридов, о чем также сообщается в «Зийа’ ал-кулуб». Об успехах их пропаганды среди казахов говорит, например, тот факт, что в числе учеников накшбандийского шейха Лутфуллы Чусти (убит в 1571/1572 г. н. э.) был казах Мухаммад, который и был одним из проповедников суфизма среди казахов и киргизов. Сведения об этом содержатся в житии Лутфуллы [128] Чусти 15. Эти земные заботы и заставили духовных предводителей суфийских корпораций налаживать добрые отношения с казахскими ханами и султанами и помогать им. Таким образом, положение о союзе Таваккула с определенными духовными кругами Средней Азии представляется достаточно обоснованным. Но он опирался в Средней Азии не только на духовенство. Исключительный интерес для нас представляет сообщение Искандара Мунши о том, что в составе войска Таваккула находились воины «из племен Туркестана и степняков-узбеков». Здесь имеются в виду, вероятно, прежде всего казахи, но не только. Таваккул включил, видимо, в состав своего войска и узбеков, проживавших в Туркестане, и какие-то иные этнические группы, скрывающиеся под названием «племена Туркестана». Возможно, имеются в виду представители воинского сословия городов Туркестана, не из кочевников, а из оседлых жителей. Судя по описанию военных действий, они активно сражались на стороне Таваккула, и источники не отмечают их перехода на сторону Пир-Мухаммад-хана и Баки-Мухаммад-султана, что, видимо, имело место, если бы их участие в походе Таваккула было принудительным. Ведь Искандар Мунши не упустил возможности упомянуть о переходе отдельных представителей воинского сословия от Пир-Мухаммад-хана и Баки-Мухаммад-султана во время их сражения под Самаркандом. Наоборот, Искандар Мунши говорит о переходе на сторону Таваккула ‘Абд ал-Васи-бия, одного из активных деятелей шайбанидского государства периода правления ‘Абдаллах-хана II. Надо думать, что ‘Абд ал-Васи-бий не был каким-то исключением. Таким образом, и для служилого сословия Средней Азии воцарение Таваккула в Мавераннахре было вполне приемлемым. Более того, согласны были разделить власть в Туркестане и Мавераннахре с Таваккулом и некоторые влиятельные Шайбаниды, имевшие по меньшей мере равные права с ‘Абдаллахом на верховную власть в шайбанидском государстве в Средней Азии. Так, например, по «Мусаххир ал-билад», Узбек-султан вступил с Таваккулом в заговор против ‘Абдаллаха, отправив к нему своих сыновей, чтобы спасти их от мести ‘Абдаллаха, и Таваккул обещал ему, что «если он овладеет каким-либо вилайетом Туркестана и[ли] Мавераннахра, то поровну поделит (эти области)» 16. Вспомним, что в 1551 г. Узбек-султан претендовал на власть в Бухаре, а соперником [129] выступал его брат ‘Абдаллах-султан, будущий ‘Абдаллах-хан II 17. Следовательно, воцарение Таваккула в Средней Азии было вполне приемлемым и для высшей шайбанидской знати. Таким образом, поход Таваккула на Среднюю Азию не был неожиданным и случайным. Его ожидали в Мавераннахре, обещали помощь и оказали ее в действительности. При этом он пользовался поддержкой самых различных кругов — духовенства, служилого сословия и даже Джучидов шайбанидской линии. Таким образом, можно говорить об особом движении, пока, правда, только в высших социальных слоях среднеазиатского общества, в пользу замены династии Шайбанидов в Мавераннахре династией казахских ханов. Позиция отдельных Шайбанидов может быть определена как согласие на раздел власти, на соправление. Дальнейшее изучение источников позволит, вероятно, выявить эту политическую тенденцию более отчетливо, однако уже сейчас могут быть сделаны определенные выводы. Поход Таваккул-хана и Ишим-султана на Среднюю Азию в 1598 г. нельзя рассматривать в ряду многих других набегов кочевников, воспользовавшихся смутами в Мавераннахре в качестве удобного момента для опустошения оседло-земледельческих оазисов и захвата «живого товара». Этот поход был заранее спланированной кампанией, подготовленной многолетней предшествующей деятельностью Таваккула и имевшей далеко идущие дели. Была предпринята попытка основать новое государство, которое включило бы в свой состав все земли, входившие в государство Шайбанидов. Только так Таваккул мог преодолеть относительную хозяйственно-экономическую и социально-политическую изолированность Казахского ханства. За сто лет до этого события кочевые узбеки под руководством Мухаммад Шайбани-хана с такой задачей справились. Имели место аналогичные события и в предшествующей многовековой истории Средней Азии. Как и всякая война, поход Таваккула на Среднюю Азию принес большие страдания народным массам Мавераннахра. «Длительные войны между казахскими и бухарскими феодалами за обладание сырдарьинскими городами тормозили развитие производительных сил края, губительно сказывались на хозяйстве трудящихся земледельцев и кочевников. Эти взаимные набеги узбекских и казахских феодалов противоречили коренным интересам народов Средней Азии и Казахстана, стремившихся к развитию мирных, хозяйственных связей, [130] игравших столь существенную роль в их экономике» 18. Однако, анализируя события 1598-1599 гг., нельзя ограничиться лишь констатацией того известного факта, что кочевники вновь выступили как грозная, разрушительная сила; нельзя в анализе этих событий исходить также лишь из агрессивности хана Таваккула и его окружения. В данном случае за ханом стояло казахское кочевое общество с его политико-экономическими потребностями. Как побудительная причина действий Казахского ханства в Туркестане и Мавераннахре эти экономические потребности казахского общества глубоко проанализированы в работе о роли присырдарьинских городов в истории казахских ханств 19. Поставленную перед собой задачу Таваккулу полностью решить не удалось. Однако Туркестан, Ташкент и на определенное время Фергана вошли в состав Казахского ханства. Их вхождение в состав Казахского ханства было закреплено миром между казахскими и среднеазиатскими ханами, заключенным при посредничестве шейхов суфийского ордена накшбандийа. Характерна позиция накшбандийских шейхов в этом случае: они, собственно, благословили казахских ханов на правление в Туркестане. Нельзя при этом не вспомнить, что Таваккул был мюридом-накшбанди. https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Munschi_2/pred.htm Кстати а Касым хан завоевывал город Туркестан? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 29 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 29 марта, 2023 а что, если наши ногай-казаки не стали так называться в БукеевскойОрде, а уже пришли с этим названием? Оказались тезками Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2023 12 часов назад, Jagalbay сказал: а что, если наши ногай-казаки не стали так называться в БукеевскойОрде, а уже пришли с этим названием? Оказались тезками Вполне возможно. Но большая часть ногайских казаков скорее всего (или казахов) ушла в Турцию. Обратите внимание, когда автор говорит про қазақ жырлары он подчеркивает что именно в этих произведениях встречается чёткое "джокание". Эти ногайские қазақ жырлар как раз могут иметь отношение к казахам, но ногайцы это вряд ли признают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 30 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2023 Насчет джоканья в ногайском языке. Обратил внимание что джокают крымские ногаи, а также джокают ногайцы Турции. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 30 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2023 @Tima_2109 кажись нет. 13 часов назад, Tima_2109 сказал: Касым хан завоевывал город Туркестан? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 30 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2023 15 часов назад, Tima_2109 сказал: Кстати а Касым хан завоевывал город Туркестан? Сайрам точно. А так вроде бы непонятно какие города были под его контролем. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 30 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 30 марта, 2023 14 часов назад, Zake сказал: Насчет джоканья в ногайском языке. Обратил внимание что джокают крымские ногаи, а также джокают ногайцы Турции. Йокающий вариант выбрали в качестве литературного при Баскакове в 20 веке... В ногайской среде бытуют несколько диалектов. Литературный (йокающий), созданный на основе ставропольского диалекта в прошлом веке. https://vesti095.ru/2017/05/nogajtsy-kto-oni/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 31 марта, 2023 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2023 5 часов назад, Jagalbay сказал: Йокающий вариант выбрали в качестве литературного при Баскакове в 20 веке... В ногайской среде бытуют несколько диалектов. Литературный (йокающий), созданный на основе ставропольского диалекта в прошлом веке. https://vesti095.ru/2017/05/nogajtsy-kto-oni/ Какие ногайские эпосы джокающие, какие йокающие не изучали? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться