Перейти к содержанию
Bas1

Средневековые татары

Рекомендуемые сообщения

5 минут назад, Zake сказал:

Алат - это олёт. На ойратском/алтайском ала - это ölö. 

Вы считаете, что казахи имели воспоминание о связи с олетами? Вряд ли. РАД для нас жил 8 веков назад, а для Абулгази 2-3 века назад. Последний упоминал об этой легенде. И оба упоминали о народе пегих коней и об их связях с татарами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Bas1 сказал:

30 татар появляются аккурат после жужан. Я об этом.

Я понимаю.  что есть связь между названиями, но все равно как-то пытаться уверенно вырисовывать прямую линию преемственности от жужан до алшын я всё-таки не стал бы. А вот с алчи-татарами другое дело.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Zake сказал:

Я понимаю.  что есть связь между названиями, но все равно как-то пытаться уверенно вырисовывать прямую линию преемственности от жужан до алшын я всё-таки не стал бы. А вот с алчи-татарами другое дело.  

Эти сведения бросаются в глаза. Историк не пробежит мимо)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.05.2023 в 14:21, Bas1 сказал:

Вы считаете, что казахи имели воспоминание о связи с олетами? Вряд ли. РАД для нас жил 8 веков назад, а для Абулгази 2-3 века назад. Последний упоминал об этой легенде. И оба упоминали о народе пегих коней и об их связях с татарами. 

По зафиксированным воспоминаниям казахи были  вместе с олетами, их общим ханом  и был легендарный могулистанский Алача хан. Читайте внимат-но сведения Спасского, казахи помнили даже все детали плена Алача-хана. У Алача-хана  было сборное могуло-калмакское (могуло-олетское) войско, это хорошо описал М. Салех. Это войско попало в плен  Шейбани. Поэтому по калмакским данным олёты "исчезли" в 1502 году где-то в Средней Азии или среди кызылбашей. Так и было, т.е. олеты после пленения могли быть задействованы в войне с кызылбашами. Короче все это связано с могулистанским периодом казахской истории. Но щас казахи полностью открещиваются от связей с  калмаками и бегут от них как от чумы, поэтому не хотят видеть очевидное. А нынешние казахские историки вообще отрицают связь с Могулистаном. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Bas1 сказал:

Эти сведения бросаются в глаза. Историк не пробежит мимо)

Тынышпаев обращал внимание на алшынские названия в  топонимах Горного Алтая. Я пошел по его следам и увидел в работах Грумм-Гржимайло там рядом, на монгольской стороне озеро Бери-Нор и рядом гору Шекти. Короче  алшынские названия Байлу, Адай, Черкеш, Маскар, Шекти, Бери-нор и истоки реки Кобдо все находятся  рядышком в южной части Горного Алтая и приграничной части Монгольского Алтая. А нам сейчас обьясняют что это имена предков после ордынского  алшына Алау (исходя из данных шежире). Человеческая память имеет недостатки,  люди могли запутаться в шежире.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Алат - это олёт. На ойратском/алтайском ала - это ölö. 

‘балобан’, элə (1) ‘коршун’, өлн. Элэй и туматы.

В 20-х гг. ХХ в. ориенталист О.М. Ковалевский записал у забайкальских бурят предание, по которому предок современных бурят и олё-тов монголо-туматский батур Баргу перекочевал откуда-то с юго-запада на южный берег Байкала и здесь поселился. Под старость Баргу-батур разделил свои владения между тремя сыновьями

- Оледаем, Бурядаем и Хоридаем. Старшему сыну Оледаю он отдал свои западные владения, и тот стал родоначальником олётов (т.е. олетов, или ойратов, кочевавших в Монголии и Туркестане).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Uran55 сказал:

‘балобан’, элə (1) ‘коршун’, өлн. Элэй и туматы.

В 20-х гг. ХХ в. ориенталист О.М. Ковалевский записал у забайкальских бурят предание, по которому предок современных бурят и олё-тов монголо-туматский батур Баргу перекочевал откуда-то с юго-запада на южный берег Байкала и здесь поселился. Под старость Баргу-батур разделил свои владения между тремя сыновьями

- Оледаем, Бурядаем и Хоридаем. Старшему сыну Оледаю он отдал свои западные владения, и тот стал родоначальником олётов (т.е. олетов, или ойратов, кочевавших в Монголии и Туркестане).

Да, буряты пришли на Байкал с алтайского региона. И скорее всего впитали в свой состав местных тунгусов. Я приводил данные на форуме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Bas1 сказал:

Иркутск это древние пра-эвенкийские земли. Там найдено единственное в мире захоронение с волком. Иркит с эвенкийского волк (в прям. хвостатый). 

 

Может быть не в тему, но пишут, что город и область названы по одноименной реке Иркит.

"Ирки" по-эвенкийски "хвост (животных)", но вряд ли такое значение подходит для реки.

Но есть и другое значение.

По-тюркски, в том числе по-казахски, "иркит" (а не "ирки") это скисшее молоко.

По моему это значение больше подходит для реки, возможно из-за какого-нибудь неизвестного нам свойства реки, которое ассоциировалось с прокисшим молоком.

 

22 часа назад, Zake сказал:

Посмотрите у  алтайцев алча айак  - это ритуальная/гадательная чаша и слово алча означает "быть угодным божествам, духам". 

Это очень близко  объяснению имени едигеида Алчи Исмаила в казахских словарях как Везучий, Удачливый Исмаил.

алча  нареч. «навзничь, вниз дном»: падение ритуальной чашки при гадании благоприятной стороной – вниз дном, навзничь – алча;

 

Может быть не в тему, но прям точно как у нас.

Алшы - выигрышная (благоприятная) сторона бараньего альчика при бросании.

Алшы поэтому означает везение.

Сувенир "Будь везунчиком (удачливым)":1.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Может быть не в тему, но прям точно как у нас.

Алшы - выигрышная (благоприятная) сторона бараньего альчика при бросании.

Алшы поэтому означает везение.

Сувенир "Будь везунчиком (удачливым)":1.jpg

В тему. Так и есть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

Да, буряты пришли на Байкал с алтайского региона. 

 

Полностью с вами согласен.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Может быть не в тему, но пишут, что город и область названы по одноименной реке Иркит.

"Ирки" по-эвенкийски "хвост (животных)", но вряд ли такое значение подходит для реки.

Но есть и другое значение.

По-тюркски, в том числе по-казахски, "иркит" (а не "ирки") это скисшее молоко.

По моему это значение больше подходит для реки, возможно из-за какого-нибудь неизвестного нам свойства реки, которое ассоциировалось с прокисшим молоком.

 

 

Может быть не в тему, но прям точно как у нас.

Алшы - выигрышная (благоприятная) сторона бараньего альчика при бросании.

Алшы поэтому означает везение.

Сувенир "Будь везунчиком (удачливым)":1.jpg

Именно волк у них называется хвостатым. Никакое другое животное. Как у нас иткус например. На территории Иркутска находят захоронения глазковской культуры. Это пра эвенки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Полностью с вами согласен.

 

Калмаки назывались в общем нойрот и ойлиот (ölöt). Входившие в их состав  баргу-бураты ушли из Алтайского региона на Байкал. Кроме пимьменных источников об этом свидетельствует и фольклор бурятов. 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1760-1780/Bakunin_V/text11.htm

"...Но сие достоверно, что в XVI веке калмыцкой народ назывался на их языке ойрот (Ойротами назывались поколения западных монгол, объединенных под главенством Чоросского князя Махмуда), а по мунгальски ойлиот, и от мунгал научился грамоте и арифметике, а разделялся между себя на четыре части и назывались: 1. Хошоут, 2. Баргу Бурат (Одно из главных племен бурят-монголов. Рашид-эд-Дин упоминает в племенном составе бурят-монголов: Эхиритов, Баргу-бурят и Хоринцев. Баргу-буряты в состав ойротов не входили), 3. Зенгор, 4. Торгоут.

Из них первые Хошоут пребывание свое и доныне имеют при Коку Нуре (Ку-ру-нор — Голубое озеро в Тибете.) то-есть при Синем озере, лежащем между Китайского государства, Тебетского или Тангутского народа, в котором жительствует Далай лама (Далай-лама – высшее духовное лицо у буддистов. Тибета, обладающее советской властью), и Малой Бухарин (Малой Бухарией назывался Кашгар или Восточный Туркестан) и имеют своих ханов, а около д 700 года от нападения зенгорцов вступили в подданство Далай ламы.

Другие Баргу Бурат напредь сего кочевали при вершине реки Иртыша и при Алтайских горах и имели собственных своих владельцов. Но с 1 618 года от частых нападений соседей их мунгал и других калмык они раззорены и многие из них по их разным улусам разделены. Да из них же немалая часть вступила в подданство Российской империи и ныне пребывание свое имеет в Сибири в Иркутской провинции и на своем языке называют себя бурат, а россияня называют их братскими калмыками, и таким образом сей народ перевелся.

Третие Зенгор кочевали при реке Или и около озера на их языке называемого Балхаш Нур, лежащего под 48 градусом северной широты, в которое впадает река Или..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Баргузине буряты оказались только в первой половине 18 века по источникам. И дрались за эти земли с местными тунгусами. При этом тунгусы сильно притесняли пришлых баргузинских бурят (Зугейский грабеж)

https://www.vostlit.info/Texts/rus8/Burjat/Letopis_barguz_burjat/text1.phtml

Баргузинские буряты перешли в Баргузин из Иркутской губернии Верхоленского округа 1 с урочища Анги в 1740 годах; очем имеются официальные сведения отом, что: селенгинский воевода бригадир Якобий 2 18 апреля 1745 года 3 предписал указом ея императорского величества в Баргузин прикасщику дворянину Федору Ловцеву, чтоб указать под владения вновь перешедшим бурятам в Баргузине земли”....

... И так буряты сии по переходе в Баргузин нашли здесь местных жителей тунгусов, которые смотрели на новых пришельцев ненавистно, старались — как-нибудь стеснять их, и были частые между ними стычки и споры насчет поземельного владения; 16 так как тунгусы имели в то время преимущество — как многочисленностью, так и по праву местных жителей, первенство, (Тунгусов было душ 5 и 6 тысяч) поэтому тунгусы заставили бурят, чтобы они указанные им места /л. 2 (157) a/ загородили толстыми листвяничными косяками под названием Ута Хуре (длинная городьба), (Почти верст на 60) что действительно было исполнено со стороны бурят; 17 Несмотря на это тунгусы нарочито из городьбы поскотины перегоняли бурятский скот, таким образом отзываясь, что бурятский скот, перешли на тунгускую землю, захватывали таковых в пользу своего общества, главною долиею грабежа пользовался их начальник, под названием Зугей; почему буряты эти события называли Зугейским грабежем! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня не удивляет почему буряты топят за "автохтонность " на Байкале и Баргузине. Это логично. Меня удивляет почему другие юзеры на это не обращают внимание? Напр часто пишется о сходстве  в днк с бурятами, так может нужно бы разобраться откуда и когда буряты оказались на Байкале? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Zake сказал:

Калмаки назывались в общем назывались и ойрот и ойлиот (ölöt). Входившие в их состав  баргу-бураты ушли из Алтайского региона на Байкал. Кроме пимьменных источников об этом свидетельствует и фольклор бурятов. Например в Баргузине буряты оказались только в первой половине 18 века по источникам. И дрались за эти земли с местными тунгусами. При этом тунгусы сильно притесняли пришлых баргузинских бурят (Зугейский грабеж). 

 

Кость меркит среди бурятов возможно тоже пришли с Алтая, вероятно осколки племени меркит на верхнем Иртыше, западном Алтае и Имиле.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Кость меркит среди бурятов возможно тоже пришли с Алтая, вероятно осколки племени меркит на верхнем Иртыше, западном Алтае и Имиле.

 

По источникам носители названия баргу бурят пришли из Алтая. Они пришлые на нынешних землях. Все кочевники перемещались, а переселившись и осев, начинают искренне верить в "автохтонность".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 минут назад, АксКерБорж сказал:

"Ирки" по-эвенкийски "хвост (животных)", но вряд ли такое значение подходит для реки.

Гидроним реки Иркут имеет многозначное истолкование и связывается с монголо-бурятскими словами в значении «сила, энергия, крутиться, вертеться, поворачиваться». Согласно наиболее правдоподобной версии, название реки образовано от этнонима Ырху, который в вариантах иркит, иргит, иркыт распространено у тувинцев и других народов. По-монгольски река и город называются Эрхүү, по-бурятски — соответственно Эрхγγ мγрэн и Эрхγγ хото, где «мγрэн» это «большая река», а «хото» — «город»[11].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иркутск

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Zake сказал:

По источникам носители названия баргу бурят пришли из Алтая. Они пришлые на нынешних землях. Все кочевники перемещались, а переселившись и осев, начинают искренне верить в "автохтонность".

 

Так оно и есть.

Кстати по ряду наших областей тоже слышна автохтонность. )

 

1 час назад, Харабыл сказал:

Гидроним реки Иркут имеет многозначное истолкование и связывается с монголо-бурятскими словами в значении «сила, энергия, крутиться, вертеться, поворачиваться». Согласно наиболее правдоподобной версии, название реки образовано от этнонима Ырху, который в вариантах иркит, иргит, иркыт распространено у тувинцев и других народов. По-монгольски река и город называются Эрхүү, по-бурятски — соответственно Эрхγγ мγрэн и Эрхγγ хото, где «мγрэн» это «большая река», а «хото» — «город»[11].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иркутск

 

На кону уже 3 версии - мерзни, мерзни волчий хвост, свернувшееся или скисшее молоко (на вид или на вкус?) и будущая Саяно-Шушенская ГЭС сила, энергия, крутиться. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Так оно и есть.

Кстати по ряду наших областей тоже слышна автохтонность. )

 

Почти у всех экс-кочевников так. Боятся претензий оседлых соседей. Поэтому история превращается в политику и историки будут доказывать автохтонность с неолита.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гидроним Олекма ,  происходит от имени второго персонажа Эллейя приплывшего по одноименной реке из Даурии. Сплав по Тунгиру - Олекме 20 дней протяженность 1000 км.

Оногоя и Э л л е я  близки к местным названиям в верховьях Амура: на истоке Малаго Агуза (бассейна р. Ингоды) есть «скалистая вер­шина, называемая Еллоо», на которой вьют свои гнезда коршуны-бородача (по монгольски О л о о ) , а на р. Аргунь есть деревня О н о х ой (см. русский перевод
«Землеведения Азии» Риттера, «Восточная Сибирь», вып. I, 1879 г., стр. 310, 340 н 361)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вариант той же легенды в записях М. Н. Хангалова [1960, с. 107-109], сделанных ближе к концу XIX в., гласит (изложение не дословное, с комментариями. - П. К., Д. Ц.), что, по преданиям кудинских бурят, родоначальником бурят был Баргу-батур, который жил около Тобольска и имел трех сыновей; старшего звали Илюдэр-Тургэн, среднего - Гур-Бурят, младшего - Хоридой-Мэргэн. Впоследствии Баргу-батур с Гур-Бурятом и Хори-дой-Мэргэном двинулся на восток, а старшего сына оставил в Тобольске, сказав ему: «Ты будешь царем здешних мест! Твое счастье - на старом месте». Илюдэр-Тургэн там и остался, от него произошли нынешние калмыки (ушедшие в низовья Волги ойраты. - П. К., Д. Ц.). Некоторые потомки Илюдэр-Тургэна пришли потом и на восток; по крайней мере, бурятские роды Балаганского ведомства, зунгарский и икинатский, считаются из племени калмыков - по-бурятски «елед» или «сэгэнуд» (из них собирательное название «елед», или «олёд/олюд», относится к ойратам, олицетворенным в имени Илюдэр. - П. К., Д. Ц).-

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Uran55 сказал:

Вариант той же легенды в записях М. Н. Хангалова [1960, с. 107-109], сделанных ближе к концу XIX в., гласит (изложение не дословное, с комментариями. - П. К., Д. Ц.), что, по преданиям кудинских бурят, родоначальником бурят был Баргу-батур, который жил около Тобольска и имел трех сыновей; старшего звали Илюдэр-Тургэн, среднего - Гур-Бурят, младшего - Хоридой-Мэргэн. Впоследствии Баргу-батур с Гур-Бурятом и Хори-дой-Мэргэном двинулся на восток, а старшего сына оставил в Тобольске, сказав ему: «Ты будешь царем здешних мест! Твое счастье - на старом месте». Илюдэр-Тургэн там и остался, от него произошли нынешние калмыки (ушедшие в низовья Волги ойраты. - П. К., Д. Ц.). Некоторые потомки Илюдэр-Тургэна пришли потом и на восток; по крайней мере, бурятские роды Балаганского ведомства, зунгарский и икинатский, считаются из племени калмыков - по-бурятски «елед» или «сэгэнуд» (из них собирательное название «елед», или «олёд/олюд», относится к ойратам, олицетворенным в имени Илюдэр. - П. К., Д. Ц).-

Название Ангара  когда появилось в русских источниках, отслеживали? Про название Верхняя Тунгуска в курсе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, Uran55 сказал:

Вариант той же легенды в записях М. Н. Хангалова [1960, с. 107-109], сделанных ближе к концу XIX в., гласит (изложение не дословное, с комментариями. - П. К., Д. Ц.), что, по преданиям кудинских бурят, родоначальником бурят был Баргу-батур, который жил около Тобольска и имел трех сыновей; старшего звали Илюдэр-Тургэн, среднего - Гур-Бурят, младшего - Хоридой-Мэргэн. Впоследствии Баргу-батур с Гур-Бурятом и Хори-дой-Мэргэном двинулся на восток, а старшего сына оставил в Тобольске, сказав ему: «Ты будешь царем здешних мест! Твое счастье - на старом месте». Илюдэр-Тургэн там и остался, от него произошли нынешние калмыки (ушедшие в низовья Волги ойраты. - П. К., Д. Ц.). Некоторые потомки Илюдэр-Тургэна пришли потом и на восток; по крайней мере, бурятские роды Балаганского ведомства, зунгарский и икинатский, считаются из племени калмыков - по-бурятски «елед» или «сэгэнуд» (из них собирательное название «елед», или «олёд/олюд», относится к ойратам, олицетворенным в имени Илюдэр. - П. К., Д. Ц).-

@Bas1 обратите внимание, тут речь идет об олётах, часть потомков которых ушла на Байкал. И жили они в Тобольске, т.е. в Западной Сибири. На старых картах они показаны на обширной тер-рии, в т.ч. и на тер-рии восточного и юго-вост. Казахстана. Об этих алатах- олетах или сибирских татарах и помнили казахи, это зафиксировано у Левшина (Красовского), "пегоконники" тут не при чем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Bas1 сказал:

На территории Иркутска находят захоронения глазковской культуры. Это пра эвенки. 

Согласно палеогенетическим исследованиям 4 захоронений из местонахождения Усть-Ида (ранний бронзовый век Прибайкалья), все они принадлежали к Y-хромосомной гаплогруппе Q1a2. У более ранних (поздненеолитических) образцов из того же местонахождения определена та же гаплогруппа, а также Y-хромосомная гаплогруппа N1a1.

На праэвенков не похоже.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Харабыл сказал:

Гидроним реки Иркут имеет многозначное истолкование и связывается с монголо-бурятскими словами в значении «сила, энергия, крутиться, вертеться, поворачиваться». Согласно наиболее правдоподобной версии, название реки образовано от этнонима Ырху, который в вариантах иркит, иргит, иркыт распространено у тувинцев и других народов. По-монгольски река и город называются Эрхүү, по-бурятски — соответственно Эрхγγ мγрэн и Эрхγγ хото, где «мγрэн» это «большая река», а «хото» — «город»[11].

https://ru.wikipedia.org/wiki/Иркутск

Ер + құт = мужская сила, мужская энергия. С позиции тюркских языков Иркут легко объясняется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...