АксКерБорж Опубликовано 21 января, 2023 Поделиться Опубликовано 21 января, 2023 15 часов назад, Jagalbay сказал: нет, там аргынская земля, Караоткел - аргыны Вы про Омбы, Бурабай или Акмолу? 15 часов назад, Jagalbay сказал: у вас басентиин в основном? В нашей области начиная с нач. 18 века и по сей день (приблизительно по убыванию численности): 1) Аргынские роды (они большинство в области) - басентиинские, суюндыкские, сырымские и канджыгалинские поколения. 2) Уакские роды (их гораздо меньше, но тоже немало). 3) Кыпшакские роды (меньшинство). 4) Керейские роды (меньшинство). 5) Найманские роды (еще меньше). 6) Торе (очень мало). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 21 января, 2023 Поделиться Опубликовано 21 января, 2023 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Вы про Омбы, Бурабай или Акмолу? Караоткел, не слышали о таком названии что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 21 января, 2023 Поделиться Опубликовано 21 января, 2023 Во времена упразднения ханской власти, потомки Аблая хотели сделать толенгитов своими крепостными и просили об этом в письмах русской администрации. В ответ на это от лица всего рода Сару кыргыз также писались письма. Они писали, что они не пленники и добровольно пришли к Аблай хану. Получается калмак Бике жил среди Сару кыргыз и увёл часть рода с собой. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 января, 2023 Поделиться Опубликовано 22 января, 2023 17 часов назад, Jagalbay сказал: Караоткел, не слышали о таком названии что ли? Караоткелей много. И у нас есть. Но вы наверно про Акмолинский уезд? Было бы хорошо, если бы вы или кто-нибудь другой залил здесь карту расселения казахских родов Акмолинского уезда. Знаю одно, что в Акмолинском уезде существовала Аксаринская волость. И знаю местных акмолинских ребят аксары кереев (еще до переезда сюда столицы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Enigma Опубликовано 23 января, 2023 Поделиться Опубликовано 23 января, 2023 On 5/18/2020 at 2:05 PM, mechenosec said: Он не был алшином, он был алчин - татаром. «Происходящие из племени алчи-татар называются алчитай и алчин; из — племени куин-татар, — куитай и куинчин.» Рашид ад Дин Теперь понимаете бессмысленность вашей претензии?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dinzhan Опубликовано 25 января, 2023 Поделиться Опубликовано 25 января, 2023 В 21.01.2023 в 16:15, АксКерБорж сказал: Вы про Омбы, Бурабай или Акмолу? В нашей области начиная с нач. 18 века и по сей день (приблизительно по убыванию численности): 1) Аргынские роды (они большинство в области) - басентиинские, суюндыкские, сырымские и канджыгалинские поколения. 2) Уакские роды (их гораздо меньше, но тоже немало). 3) Кыпшакские роды (меньшинство). 4) Керейские роды (меньшинство). 5) Найманские роды (еще меньше). 6) Торе (очень мало). Количествен ное соотношение племен на территории уезда в начале XX в. было следующее: аргынов 27 327 хозяйств, кипчаков — 2962, найманов — 1982, уаков — 1399, кереев — 376 и сословие туленгут — 1352 хозяй ства 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 25 января, 2023 Поделиться Опубликовано 25 января, 2023 ДОК. № 57 1742 г. после мая 15. — Из показаний в Оренбургской губернской канцелярии возвратившегося из Казахстана английского купца Гока ...Апреля 14 числа к киргис-кайсацкому Батыр-салтану 1 приехал от зюнгорскаго владелца Галдан-Чирина посол в трех человеках с малым подарком и привезли с собою от оного владелца грамоту, кою отдали к Абул-хаир-хану, и оную он, Гок, после сам видел, в которой написано. Первое: Галдан-Чирин приказывает, чтоб Абдулмамет-хан, Батыр-салтан, и протчие [80] владелцы, и главные старшины приехали жить к Туркестану. Второе: требует детей их к себе в аманаты, в том числе и Абулхаир-хана сына з белою кибиткою. Третие. Требует, чтоб с кайсацких Средней и Меншей орд собрать с каждой кибитки по одному корсаку и, определя к тому сотников, прислать к нему оные в дань. Четвертое: спрашивает притчины для чего он, Батыр-салтан, вместе с Карасакалом 2 ездили и разорили ево границы улусы притом. Пятое: подтверждает накрепко, дабы проезжающим из России в Хиву и в Ташкент и оттуда /л. 70об./ в Россию купцам, какие б они ни были, от касаков отнюдь никаких обид не было. Которая грамота окончана тем, что ежели они, кайсаки, по тому не исполнят, то он, Галдан-Чирин, пришлет двух зайсангов с войском своим, одного — на Среднюю, а другаго — на Меншую орду и велит всех разорить... От онаго ж приехавшаго зюнгорскаго посла он, Гок, слышал, что прошлаго году от владелца их прислан был к каракалпаком посол, которого они, каракалпаки, застрелили, и для того де владелец их приказал розведать о причине того каракалпацкого убивства. У онаго зенгорскаго посла он, Гок, спрашивал, бывали ль когда от персидскаго Надыр-шаха к владелцу их, Галдан Чирину, посол, которой ему объявил, что никогда еще не бывал... Оной же посол ему, Гоку, сказывал, что владелец их, Галдан-Чирин, ныне по сей стороне живет от Китайского государства до самаго Водошкана в добром намерении, и тихости, и к покою. И китайской де император, ежели оной владелец их потребует силы то до дватцати и тритцети тысяч, ему дать готов... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 января, 2023 Поделиться Опубликовано 26 января, 2023 В 25.01.2023 в 09:51, Dinzhan сказал: Количествен ное соотношение племен на территории уезда в начале XX в. было следующее: аргынов 27 327 хозяйств, кипчаков — 2962, найманов — 1982, уаков — 1399, кереев — 376 и сословие туленгут — 1352 хозяй ства Из какого это источника? И есть ли у вас данные Муканова и Вострова по Акмолинскому уезду? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dinzhan Опубликовано 27 января, 2023 Поделиться Опубликовано 27 января, 2023 17 часов назад, АксКерБорж сказал: Из какого это источника? И есть ли у вас данные Муканова и Вострова по Акмолинскому уезду? Незнаю какой источник в интернете нашел Нету Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tima_2109 Опубликовано 3 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2023 В 20.01.2023 в 15:25, Bas1 сказал: Узнал интересную информацию про свои каин журт. Жена происходит из рода калмак подразделения сару кыргыз, которые раньше были толенгитами, но в 19 веке вошли в аргын-атыгай. Проживают компактно в Бурабае - территории ставки ханов Средней орды. Проводили исследования У ДНК - оказался ойратский М48. Сохранилась легенда о Бике (8й дед жены по шежире, 18 век), который был бием у кыргыз. У него был брат, которому он передал бийство и ушел на "пенсию". Занимался разведением лошадей. У него был какой-то самый лучший конь, на который положил глаз его родной брат. Он потребовал его, но Бике отказался. Из-за этого конфликта он откочевал вначале на территорию Синзяна. Но братишка послал за ним и он вынужден был уйти в ставку Аблайхана. Аблай хан сказал ему, чтобы просил у одного из аргынов о выделении земли.У Аблайхана он занял какое-то почетное место, сохранились записи о его награждении орденами посланниками цинского двора. Также его конь стал предком лучших скакунов Бурабая. Вплоть до прихода красных их род был влиятельным. Родной дедушка жены был молдой, а это одно из ветвей власти у казахов того времени. Молда, Бий, Бай. Их семья подверглась классовой репрессии. Все братья дедушки были расстреляны, а самого деда отправили на строительство Беломор канала. Интересным из этой истории является следующее: 1. Ойраты того времени жили среди кыргыз и занимали высокое положение. 2. Бике ушел на территорию Синзяна, которая была Джунгарией, т.е. сохранялись связи. А его брат, как к себе домой, отправлял джигитов в погоню туда же. 3. Придя к Аблайхану он занимался взаимодействием с Цинами и ойратами. Т.е. Аблайхан использовал его происхождение и связи. 4. Калмаки вполне себя комфортно чувствовали среди казахов, сохраняя название своего рода. И занимали руководящие места вплоть до революции. Хотя это могло относится только к этой семье. Это не ордынские калмаки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tima_2109 Опубликовано 3 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2023 В 21.01.2023 в 19:08, Bas1 сказал: Во времена упразднения ханской власти, потомки Аблая хотели сделать толенгитов своими крепостными и просили об этом в письмах русской администрации. В ответ на это от лица всего рода Сару кыргыз также писались письма. Они писали, что они не пленники и добровольно пришли к Аблай хану. Получается калмак Бике жил среди Сару кыргыз и увёл часть рода с собой. Это информация из шежире? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tima_2109 Опубликовано 3 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2023 В 25.01.2023 в 16:30, Jagalbay сказал: ДОК. № 57 1742 г. после мая 15. — Из показаний в Оренбургской губернской канцелярии возвратившегося из Казахстана английского купца Гока ...Апреля 14 числа к киргис-кайсацкому Батыр-салтану 1 приехал от зюнгорскаго владелца Галдан-Чирина посол в трех человеках с малым подарком и привезли с собою от оного владелца грамоту, кою отдали к Абул-хаир-хану, и оную он, Гок, после сам видел, в которой написано. Первое: Галдан-Чирин приказывает, чтоб Абдулмамет-хан, Батыр-салтан, и протчие [80] владелцы, и главные старшины приехали жить к Туркестану. Второе: требует детей их к себе в аманаты, в том числе и Абулхаир-хана сына з белою кибиткою. Третие. Требует, чтоб с кайсацких Средней и Меншей орд собрать с каждой кибитки по одному корсаку и, определя к тому сотников, прислать к нему оные в дань. Четвертое: спрашивает притчины для чего он, Батыр-салтан, вместе с Карасакалом 2 ездили и разорили ево границы улусы притом. Пятое: подтверждает накрепко, дабы проезжающим из России в Хиву и в Ташкент и оттуда /л. 70об./ в Россию купцам, какие б они ни были, от касаков отнюдь никаких обид не было. Которая грамота окончана тем, что ежели они, кайсаки, по тому не исполнят, то он, Галдан-Чирин, пришлет двух зайсангов с войском своим, одного — на Среднюю, а другаго — на Меншую орду и велит всех разорить... От онаго ж приехавшаго зюнгорскаго посла он, Гок, слышал, что прошлаго году от владелца их прислан был к каракалпаком посол, которого они, каракалпаки, застрелили, и для того де владелец их приказал розведать о причине того каракалпацкого убивства. У онаго зенгорскаго посла он, Гок, спрашивал, бывали ль когда от персидскаго Надыр-шаха к владелцу их, Галдан Чирину, посол, которой ему объявил, что никогда еще не бывал... Оной же посол ему, Гоку, сказывал, что владелец их, Галдан-Чирин, ныне по сей стороне живет от Китайского государства до самаго Водошкана в добром намерении, и тихости, и к покою. И китайской де император, ежели оной владелец их потребует силы то до дватцати и тритцети тысяч, ему дать готов... Большинство требовании по итогу выполнено не было, единственное что аманаты в Джунгарию отправлялись и то от малого количества владельцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 21 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2023 В 04.02.2023 в 00:48, Tima_2109 сказал: Это не ордынские калмаки? Это был не большой род. Он пришел с двумя братьями его рода, остальные сару кыргызы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 21 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 21 февраля, 2023 В 04.02.2023 в 00:54, Tima_2109 сказал: Это информация из шежире? В имперских источниках сохранилась переписка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля В 16.05.2018 в 04:46, Zake сказал: Письмо, датируемое 1837 г, от поручика Виткевича (Ставрополь) В.Далю (Оренбург). Тут он пишет, что киргизский язык идентичен местному наречию в Ставрополье (полагаю, что ногайскому). Далее, почему-то очень невысоко оценил Донских казаков ( по сравнению с мещеряками на Оренбургской линии). И совсем жестко прошелся по боеспоспобности полков, которые шли в Грузию. "Ставрополь, 31 Майя 1837 года. Благословенный Петербург остался далече, а в нём и лень, которая заставляла меня так долго не писать к Вам, почтеннейший Владимир Иванович. – С приездом в Ставрополь я увидел новый мир, совершенно отличный от всего, виденного доселе. – На всех лицах видна печать удальства, молодечества, [307]беззаботливости, чего увы! в нашем Оренбурге не заметно. Быть может, что черкесский костюм и обязанность казаков быть всегда вооружёнными представляют их удалее, нежели они в самом деле. Прибавьте, что они, как и наши киргизы, неохотно ходят пешком – это уподобляет Ставрополь киргизскому аулу во время игровое – не менее того город не завиден, мал и имеет какой-то вид неопрятнейший и неприятный – единственное, по-моему, украшение – это пирамидальные тополи необыкновенной вышины и красоты. Я приехал сюда вчера вечером и успел уже свести знакомство с одним князем черкесским – они совершенно похожи на наших голодных султанов и чуть ли не бесчестнее их. Я начинаю высоко ценить мое знание киргизского языка, – наречие, которым говорят здесь, так похоже на наше, что мне кажется, будто я у Ивашкевича 18 в гостях и беседую с Джагалбайлинцами. Вильяминов и все войска отправились в экспедицию, барон Розен также в горах в 7000 <вёрст> где-то к Чёрному морю около Абхазии. Приехавши в Тифлис, я отправлюсь туда, потому что он нескоро возвратится, а я должен непременно засвидетельствовать <от> Азиятского департамента лично. – Ежели успею попасть на пир, на драку, постараюсь не ударить в грязь честью Оренбургской Казацкой. Я совершенно скандализован (простите выражению) тем, что видел на Дону – по совести мещеряки наши во всех отношениях лучше Донцев – тому, кто привык видеть Оренбург, трудно поверить, что существует где-либо такой беспорядок, какой вы тут встречаете. Несколько полков обогнал я дорогою, они шли на службу в Грузию для сохранения персидской и турецкой границы. Все, что об них можно сказать, это то, что ежели бы наша линия была охраняемая такими молодцами, давно бы Кутебаровы 19 дети продали нас всех в Хиву. – Одним словом, это польская Ruchawka без водки. Я завтра со светом оставлю Ставрополь, сожалея, что мы не заехали сюда с Н. В. Балкашиным 20, купили бы шашек да кинжалов, которых здесь такое множество и за безделицу, меньше 200 рубл. и не ценят. Гуссейна я оставил в Москве, и кажется, что он оттуда не выедет, впрочем, судьбы Аллаха неисповедимы, может быть, он и оживёт. В Тифлисе я буду дней через 5, а оттуда, съездив послушать свисту пуль черкесских – поскачу в Тегеран подышать воздухом чумы и прислушаться щёкоту скорпионов – не правда ли, что это поэтически? А наше дело козацкое, добиваем как умеем скорее остатки жизни – а всё конца нет как нет! Прощайте, почтеннейший Владимир Иванович. Потрудитесь засвидетельствовать моё истинное почтение Юлии Егоровне да Батыря Арслана 21 поцеловать за меня, и вспоминайте иногда истинно Вам преданного – Виткевича». 19. Кутебар – известный в Оренбурге разбойник. Скорее всего под детьми Кутебара подразумевается Есет Котибарулы и его братья: Есе́т Котиба́ров (каз. Есет Көтiбарұлы, в старых хрониках: Исет Кутибаров/Кутебаров; 1807—1888)— казахский батыри бий, крупный феодал из рода шекты, руководитель антиколониального восстания, лидер национально-освободительного движения казахов. ..На степных перепутьях встретил и батыра Исета Кутибарова ещё до того, как он возглавил антиколониальное движение в Приаралье, среди некоторой части казахов Малого жуза. Исет был сложен как Геркулес; его атлетические формы, его дикая красота и приемы, полные отваги, могли поразить европейца и имели сильное влияние в кругу его соотечественников. — Е. П. Ковалевский Странствователь по суше и морям, СПб., 1843, кн.1, стр. 155 Виткевич знал казахский язык и пишет, что казахский язык почти идентичен тюркскому языку Ставрополья. Наш язык так поменялся? Или так отличался джагалбайлинский казахский от общеказахского?) @Джагалбайлы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля @Zake Читал) Аманжолов также писал о существовании отдельного джагалбайлинского языка, впрочем, как и других. Не знаю, насколько это верно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля Кстати, на карте Риччи Занони имеется Liman, недалеко от Dzhegal Boldi, последние в узбекских источниках встречаются Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля @Zake У Исы Капаева также можете найти информацию об этом. Степени изменениия языков. Уплывающие тени Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля 2 часа назад, Zake сказал: Виткевич знал казахский язык и пишет, что казахский язык почти идентичен тюркскому языку Ставрополья. Наш язык так поменялся? Или так отличался джагалбайлинский казахский от общеказахского?) @Джагалбайлы Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться