Перейти к содержанию
enhd

Казахские жузы

Рекомендуемые сообщения

Трепавлов, Атыгаев пишут, что это про Хакназара. Но я в этом сомневаюсь, тут речь о царице - явно Сююмбике, а мужем ее стал Шигалей в 1551

 

По мнению В. В. Трепавлова, первые сведения о Хакк-Назаре как о правителе казахов попали на страницы дипломатической переписки в 1552 г. [60, с. 20]. При этом он ссылается на текст грамоты ногайского мирзы Исмаила, в котором он говорит, что выдал дочь за «Бараков царев род», «за Барака царя». «Имелся в виду, конечно, правнук хана Барака Хакк-Назар, правитель Казахского ханства – «Баракова царева юрта» – пишет исследователь [61, с. 34]. Такое мнение вполне допустимо, хотя вряд ли следует утверждать категорически. Приведем отрывок грамоты Исмаил-мирзы о выдаче дочери замуж: «Другу моему Белому царю ведомо буди, что еси дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род, ино наша земля жадная, здесь не добудем того» – писал ногайский мирза Ивану Васильевичу [62, с. 40].

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 14:50, Jagalbay сказал:

187. Султан Турецкой в Нагайских и других книгах обыкновенно Хан Дыкерем называется.

Показать  

Валиханов:

14. Галдан спрашивал у Аблая, когда тот был у него в плену: «Какие государи выше других?» «Кондакер, русский белый царь, Ижен-хан, Галдан, после я сам». «Мен, мен!» — говорил Галдан. «Управляешь малым народом, но достоин большого народа», — сказал Аблай.

  • Like 1
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Получается, ногаи "Бараков царевым юртом" называли не династию, ведь в 1549 Сююмбике была женой гереида Сафа-Герея,  а в общем казанских ханов?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 16:31, Jagalbay сказал:

Получается, ногаи "Бараков царевым юртом" называли не династию, ведь в 1549 Сююмбике была женой гереида Сафа-Герея,  а в общем казанских ханов?

 

Показать  

Может там рили казацкий юрт. Трепавлов же пишет о том же. Хотя может и он счел казанский опечатой?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 17:01, Zerek сказал:

Может там рили казацкий юрт. Трепавлов же пишет о том же. Хотя может и он счел казанский опечатой?

Показать  

Бир бала писал выше пару дней назад, что там  Казанский в оригинале

 

 

Другу моему белому царю ведомо буди, что еси дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род.

тут вроде  написано, что "белому царю ведомо будет, что ты? дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род"

Еси - часть сказуемого - глагола в перфекте, указывает на 2 лицо (я есмь, ты еси, он, она, оно есть, мы есмы, вы есте, они суть)

Еси — устаревшая форма. В современном русском языке она не используется, а опускается: мы говорим не «ты еси здесь», а просто «ты здесь».

Однако в старых русских или церковнославянских текстах «еси» встречается наряду с другими формами глагола «быти» (быть). Например: «благословен еси Господи» — то есть по-современному «Господь, ты благословен».

 

то есть, это царь дал отдал ее Шах-Али, как написано в википедии

 

В 1551 году она по требованию русскому царю Ивана IV Грозного была выдана мурзами беглому казанскому оппозиционному хану и касимовскому правителю Шах-Али вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной. 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Posol_kniga_nog_orda_1533_1538/text1.htm

В 1535 г. Маия во 2 день приехал из Нагайской земли, от Данила Губина городетской вож [проводник] Ян Булат с товарищами, и привез следующую к Государю от Губина грамоту: (Стат. кн. н. 2 л. 57-65)

...Да прислал, Государь, к нам Тику Дувана, да Кождовлетя, а велел говорити: посылаю де и с тем ко государю к твоему гонца, что де и неправда отца его, а нынеча его, что де и городетцкие Татарове грабили у Барака мою казну и гостей моих сорока человек. А сего лета посол мой шел из Казани Салтанак; ино его городетцкие же ограбили. А что у моих людей грабили мою казну, и мой уголок у них что на Москве, и яз того у них просил, ине (ино) мне того не отдали. И яз посылал о том гбратье думать, и похочет де и со мною быть государь твой в дружбе и в правде потомуже, как еси был со отцем с его; и он бы мою казну, и что людей моих, грабили, и полон мой весь сыскав ко мне прислал, да поминки бы ко мне [241] прислал, что слал поминки к Магмет-Кирею царю; а что к Магмет-Киреевым князем, то бы к моим карачкам. А не отдает моей казны и полону, и поминков не пришлет, что к Магмет Кирею царю посылал; и яз де и з братьею иду на его землю воевать, и шерть с меня доля. И ты де и пишы то к своему Государю. И яз, Государь, им говорил: на чем Кудояр и Мурзины послы шерть давали, что тем делом прежним дерть, и о поминках по твоему государеву наказу. И они мне, Государь, о всех о твоих делах государевых ответу не учинили. А здесь, Государь, князю сказал Кура Дуван: что будто Бараков грабеж и полон Кудояру отдавали, и Кудояр и не захотел сам взять. И ты де и Государь, пошли меня з гонцом, и они де и Бараков грабеж и полон пришлют А Кудояр, сказывают, князю говорил, что шерть дал княжею душею по его наказу.

Что тут подразумевают под словом Барак?

тут же 

А пришла весть к Ших Мамай Мырзе от Юргеньского царевича, а сказывают, Государь, что Казаки 12 до полна хотят итти, Нагаи воевать. А сказывают, Государь, казаки сильны, и Колмаки им передалися, и Ших Мамай и Исул и иные Мырзы, кои с ними кочюют, стоят в заставе за Яиком на реке на Еме, всю зиму берегутся от Казатцкой орды; а Кошум Мырза, и Мамай Мырза, и Смаил 13 Мырза, и Келмагмет и Урак и все мелкие Мурзы собравши людей, сказали, пошли Черкас воевать. А они, Государь, стояли в заставе от Крыму береглися всю зиму. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 17:19, Jagalbay сказал:

Бир бала писал выше пару дней назад, что там  Казанский в оригинале

 

 

 

Показать  

А может есть и другие источники?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Князь дей мне велел тобе говорити: видишь дей сам со всех сторон послы ко мне идут, а никто дей мне так не смеетца, как Государь твой Князь велики Иван. Прислал ко мне Татарина своего Алиша, а хотел дей мне дать что посла моего Барака грабили, и сорока человек, и полон мой, и поминки, что и Магметъгирею царю послал, и шерть дей Алиш на том дал с моих рук великого князя душею, что было то все князю прислати.

 

тут уже понятнее написано

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Posol_kniga_nog_orda_1533_1538/text2.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/Otryv_chronik/frametext.htm

64. Не подтверждаются слова М. Г. Сафаргалиева о том, что в этом списке «Дафтар-и Чингиз-наме» «камские булгары названы "урусхановым юртом''» (см.: Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций. М., 1996. С. 392). В этом, как и в других известных нам списках «Дафтар-и Чингиз-наме», юртом Урус-хана названа Тура (см.: ОРРК НБЛ КГУ, ед. хр. 40 т, л. 79 а; Ьаза китабе фасле дастане несле Чынгыз-хан... Казан, 1882. Б. 42; Ivanics М., Usmanov М. A. Das Buch der Dschingis-Legende (Daftar-i Cing iz-nama). Bd. I: Vorwort, Einfuhrung, Transkription, Worterbuch, Faksimiles. Szeged, 2002. S. 89). С другой стороны, заслуживает внимания свидетельство Сейида Мухаммеда Ризы («Ассеб о-ссейяр») о правлении в Булгаре «султана» из потомков Урус-хана. Известна также монета Барака (внука Уруса), чеканенная в Булгаре в 1420-е гг. (Пачкалов А. О монетном обращении в Казани в XIII-XV вв. // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004. С. 115).

В 1431 году город Булгар был окончательно разрушен воеводой великого князя Василия II Фёдором Палецким, что, по мнению некоторых историков, положило конец надеждам на восстановление прежней Булгарии[15]. Впоследствии булгары фактически восстановили своё государство с последней столицей в Иске-Казань[16]. В XV веке единым культурно-политическим центром волжских булгар и перенесённой столицей стала Казань, а государство стало называться Казанское ханство. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот еще про Барака царя 

Арслан сын Хаджи-Мухаммада, внук Мусы как я понял

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1551_1556_II/frametext3.htm

2. От Арслан мирзы 418:

Силы находца и победителя от Арслан мирзы брату моему Белому Царю поклон. Мы зде по здорову живем слава Богу, а и тыб на многие лета здоров был, дай Боже. З дядью своим со Князем и с племянники и з детми со всеми есмя гораздо говорили.

Мы твоего добра хотим при нашем [193] бы здоровье торговцы бы ходили на обе стороны; и послыб наши беспрестани ходили гораздоб поговорив нам ссылатися. Хто будет тебе ратен, иноб мы тобе пособили воевати ево. А хто будет нам ратен, инобы ты нам пособил воевати ево. К нам твое братство, пришли к нам боярина доброво. А братство то, з боярином пришли вместе Девлетъхозю Усейнова. Белому Царю холопство делал, и нам вежство его дошложе. Братъбы прислал мне шубу бархат з золотом на соболех, дочерь свою за Барака Царя дал есми. Чтоб нам шубу горностайну прислал, да черева лисьи черны прислал бы, да тысячю бы алтин денег, да чару золоту, послуб моему борзо дал. По другой год в войну попали есмя, поистряслися есмя. А опричь тово братство учинишь что дашь сам ведаеть. Пришли кречат да ястреб, и от шафрану, и от нашатырю, и от олова, [194] ото всего тово пришли, нам надобе. Война нам есть, прислал бы мне с послом моим вместе сто пищалников. Доброво своево человека сына болшова своего посла, Кулчаном зовут, паробка своего послал есми, здоровья твоево отведати. Тяжелой поклон, лехкой поминок послал есми. Молвя нишань написал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А се грамота Исмаиль мирзина с его человеком Баитереком.

Другу моему белому царю ведомо буди, что еси дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род. Ино наша земля жадная, здесе не добудем того, и ты б к нам прислал шубу соболью черну да шапку лисью черну, да шубу горностаину, да шубу кунью, да доброй пансырь, да шелом, да постав сукна синего, да шатер. А что которые моеи казны лошеди покрали, а тому два году, и за те лошади денег не дали. И мы тово просим, чтобы еси те денги велел Баитереку дати. Да нам же надобе четыре вещи: киноварь да бумаги, да шафран да поталь. Однолично о тех четырех вещех бьем челом. Да и нашатырь бы еси дал да олова, бьем челом. 

Еси - часть сказуемого - глагола в перфекте, указывает на 2 лицо (я есмь, ты еси, он, она, оно есть, мы есмы, вы есте, они суть).

еси -  2 лицо

есмя/есмя - 1

есть - 3

Если бы Исмаил сам отдал свою дочь, то было бы есмя. Но тут написано еси, т. е., ты

к тому же на странице несколько писем про царицу, и понятно, что это Сююмбике


 

  Показать контент

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1551_1561/text3.htm

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 15:51, Jagalbay сказал:

дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род 

это не про Сюююмбике ли, когда она стала женой Шигалея? 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1551_1561/text3.htm

 

  Показать контент

 

Показать  

Какая аргументация у Трепавлова, Атыгаева и т.д.?

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1551_1561/text3.htm

"...Другу моему белому царю ведомо буди, что еси дочерь нашу царицу дал за Бараков царев род ..."

В комментариях

121. Бараков царев род — потомки золотоордынского хана Барака б. Куйручака (около 1424-1428); здесь имеется в виду династия казахских ханов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 16.04.2023 в 10:58, Bir bala сказал:

@Zerek Зачем шибанидам об этом упоминать? Логический не стыкуется. То, что Чагатайский летописец об этом упомянул стыкуется, потому что это событие коснулась их территории. В Могулистане жили старые могули, которые были очевидцами тех событий, и Дулати записал много данных с их слов и с официальных документов. Кухистани записывал инфу со слов Суюнчук хана, который далеко не старший сын Абулхаира. Поэтому Суюнчук не мог застать много событий в принципе.

Показать  

В Могулистане по вашему жили старые могулы, которые, оказывается, нашептали Дулати подробности бегства Керея и Джанибека от Абулхаира  в Могулистан. 

И почему-то возле Суюнчука не оказалось рядом  престарелых узбеков, которые подтвердили бы эту историю. Может Суюнчук был некоммуникабельный, т.е. не распрашивал ничего у стариков? 

Или престарелые болтуны с отличной памятью могли быть только в окружении Дулати? 

Это же чушь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake чушь это ваши рандомные локализации "казахских летовок" и этимологии. 

  В 18.04.2023 в 02:47, Zake сказал:

Возле Суюнчука рядом не было престарелых узбеков, которые тоже рассказали бы эту историю? 

Или старые болтуны могли быть только в окружении Дулати? 

Показать  

В "Абулхаир наме" есть хоть что то касающиеся казахов? Ни самих казахов, ни одного казахского султана я что то не встретил там. 

  В 18.04.2023 в 02:47, Zake сказал:

Чушь несете.

Показать  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.04.2023 в 03:00, Bir bala сказал:

@Zake чушь это ваши рандомные локализации "казахских летовок" и этимологии. 

В "Абулхаир наме" есть хоть что то касающиеся казахов? Ни самих казахов, ни одного казахского султана я что то не встретил там. 

 

Показать  

Престарелые узбеки ничего такого не сказали Суюнчуку потому что не было откочевки Керея и Джанибека от Абулхаира. Они в Могулистане оказались вместе с Бараком. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake не факт, что Барак умер в Могулистане. Очевидно, что сыновья сопровождали своих отцов, но у вас нету информации, что Джанибек жил и правил в Могулистане, а не в центральном Казахстане к примеру. 

  В 18.04.2023 в 04:50, Zake сказал:

Они в Могулистане оказались вместе с Бараком. 

Показать  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 17:56, Zerek сказал:

А может есть и другие источники?

Показать  

Насчет Бараков царев Казанский или Казацкий юрт нужно всё таки Атыгаеву вопрос задать. Либо он присоединился к другим без критического анализа, либо у него есть свои аргументы. 

Это узкий вопрос для профи. Мне кажется, что квалификации участников форума на это не хватит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake Чтобы увидеть опечатка там или нет быть профи не надо. Достаточно иметь логическое и критическое мышление. 

 

Н. Атыгаев не может быть беспристрастным (объективным ) в данном вопросе. Так как без анализа сефевидских рукописей он принял на веру, что у Касым хана был сын по имени Абулхаир. 

  В 18.04.2023 в 05:30, Zake сказал:

Это узкий вопрос для профи. Мне кажется, что квалификации участников форума на это не хватит.

Показать  

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.04.2023 в 05:30, Zake сказал:

Это узкий вопрос для профи. Мне кажется, что квалификации участников форума на это не хватит.

Показать  

Bir bala как я понимаю профи?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 18.04.2023 в 08:00, Zerek сказал:

Bir bala как я понимаю профи?

Показать  

На форуме есть вопросы, на которые он может проф-но ответить, если захочет. По данному вопросу я не видел от него разбора.

(И вообще мы его статьи пока не видели, чтобы понимать его вклад в историческую науку)

Просмотрел статью Ускенбая, он тоже пишет про Бараков царев Казацкий Юрт. По ходу они (историки)  просто друг друга цитируют, без собственного анализа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 17.04.2023 в 15:52, Bir bala сказал:

@Zerek Ну я не встречал такого названия из источников.

Показать  

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1520-1540/Posol_kniga_nog_orda_1533_1538/text1.htm

"...Бог даст слава богу Темир Кутлуевы царевы дети нам повинилися, Иванов царев сын, и тот нам повинился со всеми своими товарыщы и слугами. Казатцкой царь Хозя Махмет царь с пятьюнатцатью сынъми у нас живет, триста тысячь моих казаков. И братье моей, и детем моим всем им от пятнатцати шуб покольку ся им достанет..."

 

Кто это Хозя Махмет царь? 

Этот тот Ахмет-хан, которого убил Орак согласно Джалаири?

https://kk.m.wikipedia.org/wiki/Ахмет_хан

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...