АксКерБорж Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 32 минуты назад, Kenan сказал: По крайней мере у казахов имя Кадыр очевидно арабское. Вероятно да, вероятно от арабского существительного قادر "қадір" - "уважение", "почет". Ведь есть не только имя Қадір, но и Қадірсіз - неуважаемый (фамилии Кадырсизов, Кадирсизов). Правда второй вариант имени в северных областях Казахстана редкость, если оно вообще есть. С тувинским широко распространенным именем Кадыр пока загадка, хоть специальную тему открывай. ) Очень жалко, что все тувинские юзеры были забанены админом в прошлые годы, можно было бы послушать их мнение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 54 минуты назад, Tama сказал: Это альчиново место было в Большой Орде Я все таки именно про Ногайскую орду. И меня больше камень со стихом в Каратауских горах интересовал) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 22 минуты назад, АксКерБорж сказал: Вероятно да, вероятно от арабского существительного قادر "қадір" - "уважение", "почет". Ведь есть не только имя Қадір, но и Қадірсіз - неуважаемый (фамилии Кадырсизов, Кадирсизов). Правда второй вариант имени в северных областях Казахстана редкость, если оно вообще есть. С тувинским широко распространенным именем Кадыр пока загадка, хоть специальную тему открывай. ) Очень жалко, что все тувинские юзеры были забанены админом в прошлые годы, можно было бы послушать их мнение. Запросто могло произойти наслоение. Ведь это имя до принятия ислама было у тюрков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 51 minutes ago, Zake said: Как раз неочевидно. (Я лично ничего против арабского не имею). Очевидно, тюркского-тувинского слова "кадыр" со смыслом "крутой" у нас нет. 31 minutes ago, АксКерБорж said: Вероятно да, вероятно от арабского существительного قادر "қадір" - "уважение", "почет". Ведь есть не только имя Қадір, но и Қадірсіз - неуважаемый (фамилии Кадырсизов, Кадирсизов). Правда второй вариант имени в северных областях Казахстана редкость, если оно вообще есть. С тувинским широко распространенным именем Кадыр пока загадка, хоть специальную тему открывай. ) Очень жалко, что все тувинские юзеры были забанены админом в прошлые годы, можно было бы послушать их мнение. Арабское имя, без вариантов. В северных регионах имеется имя Кадыр, как и все остальные типично "южанские" имена есть и на северах. У моего знакомого сельского северянина фамилия "Кадыр". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 4 минуты назад, Kenan сказал: Очевидно, тюркского-тувинского слова "кадыр" со смыслом "крутой" у нас нет. Арабское имя, без вариантов. В северных регионах имеется имя Кадыр, как и все остальные типично "южанские" имена есть и на северах. У моего знакомого сельского северянина фамилия "Кадыр". Конечно сейчас будет только арабская этимология. Но это же исторический форум. Такое имя было у наших предков:у найман, кипчаков. Могу еще напомнить про Кадыр-хана йемекского. Поэтому мы не можем сказать что это имя пришло нам только с исламом и до этого это имя было неизвестно . Это будет неправдой! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 12 минут назад, Qairly сказал: Я все таки именно про Ногайскую орду. И меня больше камень со стихом в Каратауских горах интересовал) В НО алчины особого места не занимали, там всем заправляли мангыты. Альчиново место тоже самое что в Крыму Айдарово место для кунгратов. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 3 минуты назад, Zake сказал: Конечно сейчас будет только арабская этимология. Но это же исторический форум. Такое имя было у наших предков:у найман, кипчаков. Могу еще напомнить про Кадыр-хана йемекского. Поэтому мы не можем сказать что это имя пришло нам только с исламом и до этого, это имя было неизвестно . Это неправда! Вы правы. Кадыр тюркское и Кадир/аль Кадир арабское. Кадiр, кадiрлi от арабского Кадир. У нас есть два произношения и Кадыр и Кадiр, но смысл Кадыр тюрского слова возможно утерян либо наслоение, либо смысл похож. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 1 час назад, Zake сказал: Почему не замечают? ) Не видел что кто то писал об этом. Даже в многотомнике нет комментария, только Альчиново место упоминают. Трепавлов тоже обошёл этот момент хотя ждал от него в переизданиях. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 1 минуту назад, Tama сказал: Не видел что кто то писал об этом. Даже в многотомнике нет комментария, только Альчиново место упоминают. Трепавлов тоже обошёл этот момент хотя ждал от него в переизданиях. А вы в этом плане. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 16 минут назад, Tama сказал: В НО алчины особого места не занимали, там всем заправляли мангыты. Альчиново место тоже самое что в Крыму Айдарово место для кунгратов. В списках алшыны есть, но согласен с вами, что в НО большой роли не играли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 1 час назад, Tama сказал: Не видел что кто то писал об этом. Даже в многотомнике нет комментария, только Альчиново место упоминают. Трепавлов тоже обошёл этот момент хотя ждал от него в переизданиях. asan-kaygy предполагал, что алимы были уже при Есиме (в его время впервые упоминаются алчины у казахов, правда не помню где), байулы же пришли от узбеков после Ялангтуша. А как вы считаете: когда и как алшыны попали к казахам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 1 час назад, Kenan сказал: как и все остальные типично "южанские" имена есть и на северах. Неправда. Почему в последнее время вы стали чаще привирать, ув. Kenan? Это не делает вам чести. Антропонимика юга и севера (пока что) отличается. 1 час назад, Kenan сказал: В северных регионах имеется имя Кадыр У моего знакомого сельского северянина фамилия "Кадыр". Ну дык я так и написал, у нас действительно имя Қадір есть. Я писал другое, что на севере нет южного варианта имени - Қадірсіз. 1 час назад, Zake сказал: Конечно сейчас будет только арабская этимология. Но это же исторический форум. Такое имя было у наших предков:у найман, кипчаков. Могу еще напомнить про Кадыр-хана йемекского. Поэтому мы не можем сказать что это имя пришло нам только с исламом и до этого это имя было неизвестно . Это будет неправдой! Логично. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 39 минут назад, кылышбай сказал: asan-kaygy предполагал, что алимы были уже при Есиме (в его время впервые упоминаются алчины у казахов, правда не помню где), байулы же пришли от узбеков после Ялангтуша. А как вы считаете: когда и как алшыны попали к казахам? Торткара как раз из алимулы. Вы что-то путаете. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 2 часа назад, кылышбай сказал: asan-kaygy предполагал, что алимы были уже при Есиме (в его время впервые упоминаются алчины у казахов, правда не помню где), байулы же пришли от узбеков после Ялангтуша. А как вы считаете: когда и как алшыны попали к казахам? Он писал как раз наоборот. Я думаю что алчины были как раз одним из первых в Казахском ханстве как аргын и уйсын, катаганы ещё возможно. Во всех преданиях они фиксируются. Ну а отдельные подразделения могли туда сюда переходить в этом не вижу ничего странного. Тот же Кудуд алчин служил ведь Барак хану. И мы не должны забывать что Шейбанские узбеки ушли из Казахстана а не наоборот. То есть туда ушла не основная масса. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Неправда. Почему в последнее время вы стали чаще привирать, ув. Kenan? Это не делает вам чести. Антропонимика юга и севера (пока что) отличается. Ну дык я так и написал, у нас действительно имя Қадір есть. Я писал другое, что на севере нет южного варианта имени - Қадірсіз. Логично. Не надо придумывать что на севере какие-то другие казахи живут. Имена в целом одинаковые по всему Казахстану. У казахов ЮКО нет имен типа Шахзод, Шавкат, Бабур и т.д. Также как на Севере у казахов нет имен типа Саша, Витя, Алеша и др. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 13.01.2021 в 20:36, elimkaz сказал: У них есть легенда что когда представители рода Тата и Барак шли в дороге нашли мальчика Естек и взяли его собой и так они пришли в таком составе к казахам. Прочитал в шежире что кыргызы среди шектинцев происходят от кыргызов рода Солто. Первым к шекты пришёл Аркарбек у него три сына Барак, Тата и Естек. От Барака Аккиси от последнего Баимбет и Кара. Баимбет же скончался в 1749-1750 году, на его асе были Нуралы хан и Есет тархан, об этом сообщил русский офицер ездивший в Хиву. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 В прошлом региональные отличия в именах были об этом говорится в книге Казак есимдери вышел в СССР ещё. Например, на западе часто добавляют -али, -кали, -гали; на юге же - кожа. По фамилиям это сейчас видно даже. Сейчас в именах различия не такая я бы сказал. Тренде арабские и мусульманские. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 1 час назад, Tama сказал: Прочитал в шежире что кыргызы среди шектинцев происходят от кыргызов рода Солто. Первым к шекты пришёл Аркарбек у него три сына Барак, Тата и Естек. От Барака Аккиси от последнего Баимбет и Кара. Баимбет же скончался в 1749-1750 году, на его асе были Нуралы хан и Есет тархан, об этом сообщил русский офицер ездивший в Хиву. Есть такая версия. Я спрашивал у представителей подрода Тата и они мне рассказали об этом. А также если вы хотите прочитать о них то можете почитать книгу Закараддина Байдосова про род Шекты-Кыргыз он из подрода Барак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 Как то я уже писал о наших шекты кыргызов. Барак кыргыз и Тата кыргыз это разные рода у кыргызов. Богорстон- Эштек- Солто- Чаа- Тата. А Барак я уже не помню к какой ветки относятся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Qairly Опубликовано 16 января, 2021 Поделиться Опубликовано 16 января, 2021 3 часа назад, Tama сказал: Ну а отдельные подразделения могли туда сюда переходить в этом не вижу ничего странного. Букеевцы и предки наши ногайцы? Вроде кочевали возле Урала в Казахском ханстве. Моя теория - алшыны из разных стран. Но она основана на жузах, как изобретении Тауке Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 12 часов назад, Kenan сказал: Не надо придумывать что на севере какие-то другие казахи живут. Имена в целом одинаковые по всему Казахстану. У казахов ЮКО нет имен типа Шахзод, Шавкат, Бабур и т.д. Также как на Севере у казахов нет имен типа Саша, Витя, Алеша и др. В Ташкентской области встречаются узбекские имена, они модны у молодежи. Среди людей старшего возраста нет 11 часов назад, Tama сказал: В прошлом региональные отличия в именах были об этом говорится в книге Казак есимдери вышел в СССР ещё. Например, на западе часто добавляют -али, -кали, -гали; на юге же - кожа. По фамилиям это сейчас видно даже. Сейчас в именах различия не такая я бы сказал. Тренде арабские и мусульманские. У нас много имен с -бек в конце. Думаю это тоже региональная особенность Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 14 часов назад, Zake сказал: Торткара как раз из алимулы. Вы что-то путаете. Да, перепутал местами. Основного смысла вопроса не меняет Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 13 часов назад, Kenan сказал: Не надо придумывать что на севере какие-то другие казахи живут. Имена в целом одинаковые по всему Казахстану. У казахов ЮКО нет имен типа Шахзод, Шавкат, Бабур и т.д. Также как на Севере у казахов нет имен типа Саша, Витя, Алеша и др. Ув. Kenan, речь не про узбекские имена в ЮКО или русские имена в СКО, как раз таковых там не было и нет. Вы либо лукавите (что уже становится привычным явлением в последние дни ), либо не владеете вопросом и добросовестно заблуждаетесь, а просто пытаетесь побыть патриотом своего края где это совершенно неуместно и не нужно. Не понимаю зачем отрицать очевидные факты и что в них плохого? Ну есть некоторые отличия и что в этом? Почему они вас раздражают, ув. Kenan, а не радуют? Примеры некоторой (не повальной) отличной антропонимики юга и севера приведены мной в темах Казахский язык и Тюрко-монгольские имена. Некоторые отличия в других сферах тоже неоднократно мной комментировались в темах про конские седла, юрты, одежды, музыкальные инструменты, кухню, терминологию, обычаи и т.д. и т.п. Здесь оффтопить не буду. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 12 часов назад, Tama сказал: Он писал как раз наоборот. Я думаю что алчины были как раз одним из первых в Казахском ханстве как аргын и уйсын, катаганы ещё возможно. Во всех преданиях они фиксируются. И мы не должны забывать что Шейбанские узбеки ушли из Казахстана а не наоборот. То есть туда ушла не основная масса. Да, перепутал, алимулы связывает с ялангтушевскими. По уйсунам не все так однозначно. Но обсуждать их тут не будем. Я имел ввиду, что ялангтушевские алчины не узбеки коренные (шейбанидские). Много было миграции из Дешта в Хорезм, Мавераннахр и Фергану позже. У тех же узбеков-муйтенов сохранилось в памяти, что они пришли из Ногайской орды. Узбеки-алчины не могли прийти в недавнее время из ногайцев (от казахов навряд ли)? Тут я могу ошибаться, но разве не на западе в основном записали жыры? Почему именно на западе?! Из-за соседства? Тогда жыры сохранились бы у др. жузов: в дотаукеевские времена ареал расселения родов не мог точь в точь таким же. Как раз из алимов был бий Тлеуберген: На сих-де наших кочевьях прежде нас кочевали ногайцы, которые были наши прадеды, токмо от своего непослушания и несогласия получили себе разорение и гибель, и кочевьях их остались все пусты. Д.Гладышев (1742 г.): Киргис-кайсацкой один Мунияк-батыр сказывал… что-де нам нечево таиться, ежели паче чаяния зюнгорцы будут киргис-кайсаков разорять, то они, киргис-кайсаки, намерены на Кубань идти для того, что кубанцы, приезжая их к себе зовут. И хотя для лучшаго о сем совета киргисцы в Кубань посылали от себя посланцов, только нижняя калмыки, перенимая, их побивали. Позже калмыцкий тайша Дондук-Даши писал похожее, что мол хотят казахи Мадшего жуза откочевать на Кубань, объединиться с ногайцами. Правда это было им выдумано. Откуда такая связь с ногайцами? Только потому что волею судьбы именно алшыны оказались на западе? И окажись на их месте аргыны или катаганы, они также выучили бы ногайские эпосы и так пытались прорваться на Кубань? Я понимаю, большой пласт эпосов, преданий, истории общий, золотоордынский. Но я писал выше: почему у западных они сохранились лучше? С др. стороны тяжело связать алшынов с ногайцами т.к. упоминаний их именно в НО нет. Понимаю, однозначный ответ мы никогда не получим Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 17 января, 2021 Поделиться Опубликовано 17 января, 2021 41 минуту назад, кылышбай сказал: Да, перепутал местами. Основного смысла вопроса не меняет Скорее всего байулы первыми из алшынов вошли в казакский союз. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться