Qairly Опубликовано 9 января, 2021 Поделиться Опубликовано 9 января, 2021 3 минуты назад, Qairly сказал: Или к байулы, но мы не татары, а вхожденцы со стороны ойратов (изначальных) Не могли же мы сохранять этот этноним, в течении двух тысяч лет. Или могли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 9 января, 2021 Поделиться Опубликовано 9 января, 2021 6 минут назад, Qairly сказал: Авторы статьи связали местность Бай-тайга с Байулы, ого. На самом деле, есть о чем подумать, но эта информация же полностью противоречит теории общего предка алчи-татарина Алау и вероятнее все это относится к баятам, но не к байулы. Или к байулы, но мы не татары, а вхожденцы со стороны ойратов (изначальных) что тоже не укладывается в имеющиеся результаты. Там много устаревшего Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 05.01.2021 в 17:46, Tama сказал: Раньше во времена Абулхаир хана они назывались Каракесек, Алимулы стали называться уже позднее. В шежире это конкретно видно. Потому что не все там дети Алима. Шомекей и Кете не потомки Алима. Скорее всего эти два рода и есть "сыновья" Каракесека - "брата" Алима. Грубо говоря Алшыны подразделяются на две ветки: 1. Адай + Байулы и 2. Алим + Каракесек. Генетически это подтверждается Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 05.01.2021 в 07:34, АксКерБорж сказал: Казахи так не говорят. Сын богача правильно "байдың ұлы". В "байұлы" скрыто что-то другое. Большая часть подродов племени Сыргели относятся к подразделению Байулы. Как ни странно: их прадед по легенде вырос у нагашы, а нагашы у него был сыном Алау-алчина. Байулы и алшыны. Совпадение?! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ереке Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 13 минут назад, кылышбай сказал: Шомекей и Кете не потомки Алима. Скорее всего эти два рода и есть "сыновья" Каракесека - "брата" Алима. Грубо говоря Алшыны подразделяются на две ветки: 1. Адай + Байулы и 2. Алим + Каракесек. Генетически это подтверждается Каракаесек кирме ? Шомекей+Кете+Алим братья ? Шекты Кыргыз и Кенегес тоже выхожденцы ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 15 минут назад, Ереке сказал: 1. Каракаесек кирме ? 2. Шомекей+Кете+Алим братья ? 3. Шекты Кыргыз и Кенегес тоже выхожденцы ? 1. Нет, эти каракесеки это алшынские каракесеки (не путать с аргынами) 2. Я думаю да 3. Кыргызы скорее всего по отцу алшыны, а кенегесы - кырме от каракалпакских кенегесов 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 28 минут назад, Ереке сказал: Каракаесек кирме ? Шомекей+Кете+Алим братья ? Шекты Кыргыз и Кенегес тоже выхожденцы ? Каракесек это прозвище Кадырбая( Кадыркожа ). Алау батыр - Кудуар тентек - 1. Кадыркожа от него 3 сына. Алим младший. - 2. Кыдыркожа это 12 - ата байулы. Кыргызы вошли в род Шекты конец 17 начала 18 века и они делятся на три подрода 1.Тата 2. Барак 3. Естек. Кенегесы также вошли в род Шекты в 18 веке и их основатель рода это Айдар баба которого усыновил Санкебай батыр Назар улы. Об этом много раз писалось и обсуждалось здесь. Просто надо перечитать с первой страницы до конца и все станет ясно. У Каракесека ( Кадырбая ) умерли дети и он воспитывал внуков сам так его один из внуков сын Алима Уланак получил от своих сородичей прозвище своего деда Каракесек хотя дед его называл Сасыкбай это по легенде так пришло. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 17 минут назад, кылышбай сказал: 1. Нет, эти каракесеки это алшынские каракесеки (не путать с аргынами) 2. Я думаю да 3. Кыргызы скорее всего по отцу алшыны, а кенегесы - кырме от каракалпакских кенегесов 3. Сабитов Ж. Тестировал этих кыргызов двое из них r1a а третий c2 так что сложно делать вывод так как надо ещё их тестировать и исследовать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 4 часа назад, elimkaz сказал: Сабитов Ж. Тестировал этих кыргызов двое из них r1a а третий c2 так что сложно делать вывод так как надо ещё их тестировать и исследовать. Два из трех R1a - высока вероятность что кыргызские кырме 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 12 января, 2021 Поделиться Опубликовано 12 января, 2021 Емнип в нашей статье из форенсика 15 гаплотипов тех кыргызов есть Они разные Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 12.01.2021 в 14:07, elimkaz сказал: Кыргызы вошли в род Шекты конец 17 начала 18 века и они делятся на три подрода 1.Тата 2. Барак 3. Естек. Раз есть и Естеки видимо и башкиры вошли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 2 минуты назад, Tama сказал: Раз есть и Естеки видимо и башкиры вошли. Скорее всего это башкирские кыргызы 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 7 минут назад, Zake сказал: Скорее всего это башкирские кыргызы Врядли, хотя тоже интересная версия. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 12.01.2021 в 14:07, elimkaz сказал: 2. Кыдыркожа это 12 - ата байулы. Кстати, слово -сиык в названиях Кыдырсиык, Султансиык у Байулинских родов, я считаю от арабского -шейх. Кадыр-шейх, Султан-шейх И так далее. Такие имена были распространены в то время например, Шейх-Хайдар, Азиз-шейх итп в Дешти Кипчакской антропонимии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 1 час назад, Tama сказал: Врядли, хотя тоже интересная версия. У них есть легенда что когда представители рода Тата и Барак шли в дороге нашли мальчика Естек и взяли его собой и так они пришли в таком составе к казахам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 1 час назад, Tama сказал: Кстати, слово -сиык в названиях Кыдырсиык, Султансиык у Байулинских родов, я считаю от арабского -шейх. Кадыр-шейх, Султан-шейх И так далее. Такие имена были распространены в то время например, Шейх-Хайдар, Азиз-шейх итп в Дешти Кипчакской антропонимии. Согласен с Вами вот только нас начнут опять упрекать что мы видим в исконно тюркских словах арабизм. Это как Аким хотя слово от Хаким и Асан и Усен Хасан и Хусейн. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 13 января, 2021 Поделиться Опубликовано 13 января, 2021 40 минут назад, elimkaz сказал: Согласен с Вами вот только нас начнут опять упрекать что мы видим в исконно тюркских словах арабизм. Это как Аким хотя слово от Хаким и Асан и Усен Хасан и Хусейн. Казахи всегда изменяли же арабские имена на свой лад, примеров тому куча. Алшын Кадыр-ходжа и Кыдыр-ходжа, аргын Кара-ходжа, Мейрам-суфи, Найман Тохтар-ходжа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 18 часов назад, Tama сказал: Кстати, слово -сиык в названиях Кыдырсиык, Султансиык у Байулинских родов, я считаю от арабского -шейх. Кадыр-шейх, Султан-шейх И так далее. Такие имена были распространены в то время например, Шейх-Хайдар, Азиз-шейх итп в Дешти Кипчакской антропонимии. А может быть все таки "сиык" это что-то другое? Почему так подумал? Потому что "шейх" в казахских именах, если не ошибаюсь, это "шайык". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ереке Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 17 часов назад, elimkaz сказал: Согласен с Вами вот только нас начнут опять упрекать что мы видим в исконно тюркских словах арабизм. Это как Аким хотя слово от Хаким и Асан и Усен Хасан и Хусейн. Жүсіп - Юсуф ? Әділет- Адаля ? Жақып - Якуб ? Дәуіт- Дэвид?, Ысқақ- Исаак ? Әлим - Ғалим ? Также у некоторых казахов в 7 коленах есть Ходжа - ДауырКожа, Аккожа, Молдакожа, Каракожа, Сейткожа - Арабизмы ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 10 минут назад, Ереке сказал: Жүсіп - Юсуф ? Әділет- Адаля ? Жақып - Якуб ? Дәуіт- Дэвид?, Ысқақ- Исаак ? Әлим - Ғалим ? Также у некоторых казахов в 7 коленах есть Ходжа - ДауырКожа, Аккожа, Молдакожа, Каракожа, Сейткожа - Арабизмы ? Никто присутствие их не отрицает, но порой в арабизмы-персизмы-монголизмы попадает исконная наша лексика. Я как-то пытался привести примеры и обосновать ошибочность слепой арабизации. Так и среди ваших примеров вполне может присутствовать не арабское "ходжа" (господин), а казахское "кожа" (хозяин, владелец). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ереке Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 15 минут назад, АксКерБорж сказал: Никто присутствие их не отрицает, но порой в арабизмы-персизмы-монголизмы попадает исконная наша лексика. Я как-то пытался привести примеры и обосновать ошибочность слепой арабизации. Так и среди ваших примеров вполне может присутствовать не арабское "ходжа" (господин), а казахское "кожа" (хозяин, владелец). Хозяин- Қожайын Тюркизм/Арабизм сов.Русского языка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ереке Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 каз. ага – монг. ах «старший брат», каз. апа «старшая сестра» – монг. ав «отец, папа, батюшка», каз. арка «спина» – монг. ар «зад, спина, тыл», каз. аяк – монг. аяга «чашка, пиала», каз. ала – монг. алаг «пегий», каз. кара – монг. хар «черный», каз. сары – монг. шар «желтый»,алакан (из монг. алга) – «ладонь»; кунан (из монг. гунан) – «бычок по третьему году»; кунажын (из монг. гунжин) – «телка по третьему году»; кауырсын (из монг. гуурс) – «птичье перо из крыла»; канжыга (из монг. ганзага) – «седельные торока»; торай (из монг. торой) – «поросенок»; тулга – «опора, защи та» (из монг. тулга «таган; подпорка» от монг. тул= «подпирать»).арил= «очищаться; чиститься; проясняться- арыл,арылу?мон. кесег "часть, кусок, обрезок" - каз.Кесек.Монг. билиг (п.-монг. bilig) "талант", "дар", бур. бэлиг "мудрость", "ум", "разум", "знание", "способность", - каз.Билим Монг. элхэг (п.-монг. elgeg) "сито", калм. элгэг "сито" < тюркск., Др.-тюрк. elga = "просеивать"- каз. елек, Монг. эсэн (п.-монг. esen "здоровый" в сочетании эсэн мэнд и калмыцк. эсн "здоровый" <Каз, esan ,Есен -"здоровый, невредимый",Монг. той (п.-монг. toi) "свадебный пир" - Каз.Той, Калм. аю "медведь" < тюркск.каз- аю, Ашу "месть, мщение" < каз- ашу(Ыза,кек), Лексические параллели Монголо- Казахских языков. Монголизм или Тюркизм ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 35 минут назад, Ереке сказал: Хозяин- Қожайын Тюркизм/Арабизм сов.Русского языка. Это не арабизм, это казахское/тюркское слово. Казахи говорят не только "кожаин", но и "кожа": https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-kazakh-russian-term-14080.htm В старом советском фильме "Менін атым Қожа" (Меня зовут Кожа") мальчика зовут не Ходжа Насреддин , а Хозяин, то есть мужчина, хозяин дома, очага: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/13507/forum/ И русское "хозяин" не от арабского "ходжа" (господин), а от тюркского "кожаин" (хозяин): https://ru.wikipedia.org/wiki/Хозяин Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 января, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 Предположу, что термин "кожаин" или "кожоюн" имеет арабские корни. В тюрко-монгольских языках другие термины: Цитата Proto-Altaic: *ĕdV Nostratic: Nostratic Meaning: host, husband Russian meaning: хозяин, муж Turkic: *Edi Proto-Turkic: *Edi Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: host Russian meaning: хозяин Old Turkic: edi (idi) (OUygh.) Karakhanid: iδi (MK) Turkish: ije, ɨs, is Tatar: ijä Middle Turkic: eje (Бор. Бад., Abush.), ije (Pav. C.) Uzbek: äjä (dial.) Sary-Yughur: ise Azerbaidzhan: jijä Turkmen: eje Khakassian: ē Shor: ē Oyrat: ē Yakut: ičči Dolgan: ičči Tuva: ē ( < Oyr. or Khak.) Kirghiz: ē Kazakh: ĭje Noghai: ije Bashkir: ĭjä Balkar: ije Karaim: ije, je Karakalpak: ije Kumyk: jeje Comments: ЭСТЯ 1, 237-241, TMN 2, 176, EDT 41, Лексика 324-325, Stachowski 122. Some forms (Tur. ɨs, is, Yak. ičči etc.) go back to a suffixed *ede-si; the Khak. and Shor forms should be explained as a haplology of the same form. Mongolian: *eǯen Proto-Mongolian: *eǯen Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: host Russian meaning: хозяин Written Mongolian: eǯen (L 336) Middle Mongolian: eǯen (HY 27, SH), äǯinu (IM), iǯä̆-lä- (MA) Khalkha: eʒen Buriat: ezen Kalmuck: ezṇ Ordos: eǯin Dongxian: eǯen Dagur: eǯin (Тод. Даг. 138, MD 142) Monguor: nʒ́ēn 'l'individu en lui-même, propre, séparément, famille' (SM 267), rʒ́i-le- 'se rendre maître de, usurper, ravir' (SM 312) Mogol: eǯän; ZM eižän (9-8a) Comments: KW 129-130. Tungus-Manchu: *edī- Proto-Tungus-Manchu: *edī- Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: husband Russian meaning: муж Evenki: edī Even: edi Negidal: edī Ulcha: edi(n) Orok: edi Nanai: eǯi Oroch: edi Comments: ТМС 2, 437-438. Despite Doerfer MT 18, the root cannot be a Mong. loanword - unlike forms like Evk., Man. eǯen 'host', obviously recent borrowings (cf. Rozycki 67). Comments: EAS 97, KW 130, Poppe 53, 105, Цинциус 1972a, 49-52, Дыбо 6. A Western isogloss. Despite Щербак 1997, 114, Mong. is hardly borrowed from Turk. Doerfer's (TMN 2, 177-178) doubts in the validity of the etymology are hardly grounded: all forms are easily explained if we suppose a protoform like *edije. The form can be in fact an old derivative of *ĕda 'thing, household' (q. v., cf. Poppe UJb XIII, 114, 120). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 14 января, 2021 Поделиться Опубликовано 14 января, 2021 27 минут назад, Rust сказал: Предположу, что термин "кожаин" или "кожоюн" имеет арабские корни. В тюрко-монгольских языках другие термины: У нас тоже он есть, "ие" (у вас - ээ). Может быть, что "кожаин - кожоюн" и "ие - ээ" это синонимы. А возможно, у них близкие, но слега отличные значения. Например, возможно: "ие - ээ - ия - игя" - это хозяин, владелец неодушевленных предметов; а "кожа - хужа - кожаин - кожоюн" - это хозяин, владелец людей, например, жен, батраков, то есть господин, барин. Примеры на вскидку: Кыргызы - кожоюн, ээ. Казахи - кожа, кожаин, ие. Башкиры - хужа, ия. Татары - хужа, ия. Уйгуры - хожа, хожаин, игя. Узбеки - хожа, игя. и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться