Jump to content
АксКерБорж

Фольк-хистори в Казахстане-2

Recommended Posts

 

Ваши версии противоречат комплексу источников, не выдерживают критического анализа. Я не думаю, что вы настолько глупы, что не способны понять этого. Поэтому я полагаю, что вы сознательно осуществляете подлог и мошенничество. Зачем вам это надо, не знаю. 

 

Не противоречат, а в точности соответствуют!

 

У Рашид-ад-дина (издание Казвини, которое цитировал академик А.Х.Маргулан) даются четкие границы юрта Чингизхана, который далек от современной Монголии: "Угедею, а затем и его сыну Гуюку, достался юрт Чингизхана "местность Кумак, Бори-Манграк, Эмиль, Уршаур"

 

Так в юрт Чингисхана к его смерти входил не только Эмиль и Кобук, которые он завоевал в 1204 г. у найманов, но и миллионы кв. км других территорий (вспоминаем пример, который я приводил, про гипотетическую вашу квартиру в Астане, которая является вашим владением (юртом), передаваемым по  наследству, но не вашей родиной). В данном отрывке нет логического основания, которая позволяла бы говорить, что Чингисхан в этой земле родился. 

 

Вся причина в том, что вы неправильно толкуете значение тюркского понятия "юрт - журт"!

Юрт это не государственное образование, не страна, а родня и близкие, свой родной род, который владеет определенной территорией. Как правило родной юрт и есть место рождения человека.

 

На казахском это "ата журт" или "ел". Кстати также на кыргызском и других тюркских языках, жалко под рукой не оказалось алп-бамси)))))). Все остальные значения во всевозможных словарях, как жилище, административно-территориальное образование и др. производные. 

 

А потому юрт не мог расширяться. А то, о чем говорите вы могло называться как угодно, но не юрт - по мере его завоеваний разрастался, можно сказать, к примеру его улус, орда и т.д.

 

Так что у меня все верно. Рашид-ад-дин писал про родной, коренной юрт Чингизхана, местность, принадлежавшую его роду, где он и родился.

   

 

Link to comment
Share on other sites

Тогда и я закину копипаст. Кстати , с Казахстанского ресурса!

 

 

 Поход на земли Казахстана и Средней Азии был лишь звеном в общей цепи военной политики Чингисхана. Тем не менее, он придавал походу в мусульманские страны большое значение и готовился к нему с особой тщательностью. В связи с этим нелишне будет изложение периодизацию завоевательных походов Чингисхана. Она выглядит следующим образом:

- подготовительный период 1207— 1218 гг; 
- первый поход 1219— 1224 гг; 
- второй поход 1236 — 1248 гг; 
- третий поход — 1253 —1269 гг;

Отметим, что в политическом отношении для Темуджина был наиболее важен подготовительный период. Именно он способствует сосредоточению в его руках всей мощи государства. В этом отношении укажем три момента:

- 1189 г. небольшая часть монголов признают ханом Темуджина; 
- 1206 г. все монголы признают его ханом; 
- 1220 г. все монголы, плюс монголы казахской земли, признают его верховным ханом;

post26small4.jpgКстати, отсюда берут свое начало название Чингисские горы в современном Абайском районе Семипалатинской области, где он жил с 1219 — 1226 гг. В 1218 г., вступив в пределы владений найманского предводителя Кучлука, монгольский полководец Джэбэ издал объявленный через глашатаев приказ, по которому воинам было запрещено трогать имущество мирных жителей, а мусульманам было возвращено право публичного богослужения, отнятое у них правителем найманов. Хан найманов был настигнут монголами в Бадахшане и обезглавлен. С захватом Восточного Туркестана и Семиречья путь монголам в Южный Казахстан и Среднюю Азию был открыт. Поводом для вторжения явилась так называемая «Отрарская катастрофа».

 

http://www.kazakhistory.ru/post26.php

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

По поводу понятия "юрт" немного "погуглил" , везде общий смысл , как некое территориальное образование , не очень большое , типа современного района. "Юртов" , подконтрольных одному правителю могут быть десятки. Привязки к понятию "малая Родина" ни где не нашел.

Link to comment
Share on other sites

 

На казахском это "ата журт" или "ел". Кстати также на кыргызском и других тюркских языках, жалко под рукой не оказалось алп-бамси)))))). 

здесь можете не указать другие языки. юрт - бесспорно тюркское слово

 

что касается спорных слов, кунан, донен и т.п. вы специально не отмечаете наличие этих слов в других тюркских языках, чтобы показать казахский язык монголизированным

  • Не согласен! 2
Link to comment
Share on other sites

 

 

Ваши версии противоречат комплексу источников, не выдерживают критического анализа. Я не думаю, что вы настолько глупы, что не способны понять этого. Поэтому я полагаю, что вы сознательно осуществляете подлог и мошенничество. Зачем вам это надо, не знаю. 

 

Не противоречат, а в точности соответствуют!

 

У Рашид-ад-дина (издание Казвини, которое цитировал академик А.Х.Маргулан) даются четкие границы юрта Чингизхана, который далек от современной Монголии: "Угедею, а затем и его сыну Гуюку, достался юрт Чингизхана "местность Кумак, Бори-Манграк, Эмиль, Уршаур"

 

Так в юрт Чингисхана к его смерти входил не только Эмиль и Кобук, которые он завоевал в 1204 г. у найманов, но и миллионы кв. км других территорий (вспоминаем пример, который я приводил, про гипотетическую вашу квартиру в Астане, которая является вашим владением (юртом), передаваемым по  наследству, но не вашей родиной). В данном отрывке нет логического основания, которая позволяла бы говорить, что Чингисхан в этой земле родился. 

 

Вся причина в том, что вы неправильно толкуете значение тюркского понятия "юрт - журт"!

Юрт это не государственное образование, не страна, а родня и близкие, свой родной род, который владеет определенной территорией. Как правило родной юрт и есть место рождения человека.

 

На казахском это "ата журт" или "ел". Кстати также на кыргызском и других тюркских языках, жалко под рукой не оказалось алп-бамси)))))). Все остальные значения во всевозможных словарях, как жилище, административно-территориальное образование и др. производные. 

 

А потому юрт не мог расширяться. А то, о чем говорите вы могло называться как угодно, но не юрт - по мере его завоеваний разрастался, можно сказать, к примеру его улус, орда и т.д.

 

Так что у меня все верно. Рашид-ад-дин писал про родной, коренной юрт Чингизхана, местность, принадлежавшую его роду, где он и родился.

   

 

Рашид-ад-дин "Огуз-наме":

 

 

Пробыв здесь несколько дней, он вместе со всей своей армией благополучно отправился в свой юрт.

С момента выступления Огуза из своей страны, захвата им различных стран, а затем возвращения назад,. в свой юрт, прошло приблизительно пятьдесят лет.

Когда он подъезжал к своему юрту, к нему навстречу на растояние девятидневного пути выехали племена канклы и уйгуров, которых он в свое время возвратил с дороги назад. Они доставили ему подарки.

По случаю благополучного возвращения в родной юрт Огуз приказал ради такого праздника зарезать 90 тысяч баранов, 900 жеребят и, задав большой пир, он воздвиг золотой дом (шатер).

Однажды, во время этого пира, шесть сыновей Огуза, участвовавших с ним в мирозавоевательных походах и вместе с ним в добром здравии возвратившихся в основной юрт, отправились на охоту. Случайно они нашли один золотой лук и три золотых стрелы. Они взяли все это и отнесли к отцу, чтобы он по своему усмотрению распределил их среди братьев.

Огуз здесь же перебрался в свой юрт.

 

Рашид-ад-дин "Джами-ат-таварих":

 

Племена, упомянутые в предшествующем отделе в близкое [к нам] время, также не имели друг с другом близкого родства и отношения. У каждого из этих [нижеследующих] племен был государь и предводитель, свой юрт и определенное становище; каждое [разделялось] на несколько племен и ветвей.

Во время Он-хана главою племени харакин был [некто] по имени Кеюк-бахадур, правитель Курани, одного тумана; его юрт [находился] в местности Караун-Джидун и Чикир-Джулгур.

Курджакуз-Буюрук-хан имел [свой] юрт в местности Орта-Балагасун.

Так как он (АКБ: Сангум) беглецом ушел [из юрта Чингиз-хана, последний] 

 

 

А здесь вообще все расставлено великим историком по местам:

 

 

Распределение юртов найманов таково:

Летние кочевья: Талак – юрт их государя; Джаджиэ-наур – место его ставки [орда].

Зимовки: гора Адари-Эбкэ, Бакрас-олум; Ачирик-наур и река Ала-Етрин.

Link to comment
Share on other sites

Из смысла приведенных цитат следует, что в понятие «ЮРТ»:


 


-  не входят территории завоеванных земель;


-  и это даже не вся страна подчиненная одному правителю (улус);


-  и это и не ставка (орда) правителя; 


-  из смысла текста следует, что у каждого племени был свой юрт (один);


-  который даже не обязательно должен был вмещать в себя все кочевья племени, зимовки и летние пастбища;


 


Такое же значение сохраняется за термином и у современных казахов: "Менің жұртым (или ата жұртым) Әзембайда" - мой юрт расположен в Азембае (для примера говорю о своем родном юрте)))))) 


 


Таким образом, у Чингизхана не могло быть двух или нескольких родных (своих, коренных) юртов!!!


А приведенные мной цитаты из источников четко указывают на место расположения его юрта, это «Местность Кумак, Бори-Манграк, Эмиль, Уршаур». В наши дни это Кобук, Манрак, Эмиль и Уржар/или Уркашар - в самом пограничье Казахстана и Китая!


 


Все остальные многочисленные значения слова "юрт", которыми переполнен Интернет, это, как я писал выше, производные с измененным первоначальным смыслом - деревня, район, стан и т.д. и т.п. Поэтому я специально привел документ 14 века... 

Link to comment
Share on other sites

Вот мнение:

 

Начнем с самой ранней. Она базируется главным образом на свидетельстве Рашид ад-Дина, который утверждает, что на момент смерти (1227 г.) Чингисхану исполнилось семьдесят два года. Однако у самого же иранского историка в другом месте указана совсем иная дата – 1152 – 1153 годы. В то же время он уверенно заявляет, что будущий повелитель монголов появился на свет в год Свиньи, что соответствует 1155 году (или, что немаловажно, 1167 г.). С мнением Рашид ад-Дина, как крупнейшего авторитета, приходится считаться, но целый ряд обстоятельств делает его хронологию довольно сомнительной.
Конечно, следует обратить внимание на то, что у Рашид ад-Дина в «Сборнике летописей» имеется масса неточностей и прямо противоречащих друг другу фактов. Путаница в родственных и племенных связях, да и датировке событий в этом знаменитом труде присутствует постоянно. Примеров противоречивых данных буквально сотни (!), что в принципе только доказывает, что этот труд создавался несколькими людьми, использовавшими разные первоисточники, а Рашид ад-Дин был только сводчиком и редактором, хотя, несомненно, талантливым. Отсюда вполне логично сделать вывод, что один из «литературных негров» персидского визиря имел перед глазами документ, позволяющий отнести рождение Темучина именно к 1155 году.

http://oldevrasia.ru/library/Aleksandr-Domanin_Mongolskaya-imperiya-CHingizidov--CHingiskhan-i-ego-preemniki/5

Link to comment
Share on other sites

Из смысла приведенных цитат следует, что в понятие «ЮРТ»:

 

-  не входят территории завоеванных земель;

-  и это даже не вся страна подчиненная одному правителю (улус);

-  и это и не ставка (орда) правителя; 

-  из смысла текста следует, что у каждого племени был свой юрт (один);

-  который даже не обязательно должен был вмещать в себя все кочевья племени, зимовки и летние пастбища;

 

Такое же значение сохраняется за термином и у современных казахов: "Менің жұртым (или ата жұртым) Әзембайда" - мой юрт расположен в Азембае (для примера говорю о своем родном юрте)))))) 

 

Таким образом, у Чингизхана не могло быть двух или нескольких родных (своих, коренных) юртов!!!

А приведенные мной цитаты из источников четко указывают на место расположения его юрта, это «Местность Кумак, Бори-Манграк, Эмиль, Уршаур». В наши дни это Кобук, Манрак, Эмиль и Уржар/или Уркашар - в самом пограничье Казахстана и Китая!

 

Все остальные многочисленные значения слова "юрт", которыми переполнен Интернет, это, как я писал выше, производные с измененным первоначальным смыслом - деревня, район, стан и т.д. и т.п. Поэтому я специально привел документ 14 века... 

 

Юрт Чингисхана имел удивительную способность расширяться, о чем есть свидетельство Рашид-ад-Дина, которое несколько противоречит вашим утверждениям:

 

Затем между ним и государями найманов, с которыми Чингиз-хан [ранее] несколько раз сражался вследствие вражды, которую они имели с Он-ханом, государем кераитов, и дружбы Чингиз-хана с последним, утвердилась вражда и неприязнь, и злоба укрепилась в их сердцах. Кроме того, области, которые находились близко к [юрту] Чингиз-хана, были очищены [им] от противящихся и враждебных [ему], границы найманов соединились с [границами юрта Чингиз-хана], и несколько врагов Чингиз-хана из его родичей и монгольских племен ушли к ним [найманам] и положили начало неприязни и вражде к нему. По этим причинам [Чингиз-хан] был вынужден воевать с ними, пока не уничтожил и не покорил их всех.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext4.html

 

То есть, Чингисхан зачищал территории своих соседей и расширял свой юрт. В конце концов и найманские земли также в его юрт вошли, а затем были выделены старшим сыновьям. Аналогом тюркского "юрт" является монгольское слово "нутуг" (по-бурятски "нютаг").  Где кочевали члены политического объединения "монгол", там и был их нутуг. На бывших землях найманского ханства в том числе. 

 

Кроме того, я фиксирую неточность в вашем понимании понятия "улус". "Улус" определяет не территорию, а людей, политическое объединение. То есть, это не страна, а государство. 

Link to comment
Share on other sites

Еще одно противоречие вашим утверждениям, опять же у старика Рашад-ад-Дина:

 

Так как его сын, по имени Бутун, состоял при Чингиз-хане, он имел к нему расположение. Те [враждебные] племена находились в местности, называемой Курлу524, впоследствии она стала одним из юртов Чингиз-хана.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext5.html

 

Можно сделать вывод, что юртов у правителя может быть несколько. 

Link to comment
Share on other sites

Вот о том, кто был хозяином "коренного юрта":

 

Те из войск Чингиз-хана, что относились к центру, правой руке и левой и составляли его собственность [хассэ], а после него стали принадлежать Тулуй-хану, который был господином коренного [монгольского] юрта и жилища, – [есть именно] эти вышеупомянутые тысячи и туманы, которые обстоятельно и подробно перечислены. А то, что он дал по отдельности другим своим сыновьям и братьям, мы начнем теперь [об этом], вписав обстоятельно и подробно во втором отделе, если пожелает всевышний Аллах!

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_2/kniga2/frametext11.html

 

Как видим, об Угэдэе речи не идет

Link to comment
Share on other sites

То, что досталось старшим братьям (по ссылке выше):

 

Часть

старшего сына Джочи-хана [составляла] четыре тысячи человек.

Тысяча Мунгура, 

Тысяча Кингитая 1616 Кутан-нойона, 

Тысяча Хушитая, бывшего из эмиров племени хушин,

Тысяча Байку, 1618 [также] бывшего из племени хушин.

... И все!

Часть

второго сына Чагатай-хана [составляла] четыре тысячи человек.

Тысяча Барулатай 1620 Каралджара, 1621 бывшего из племени барулас; 

Тысяча Мугэ-нойона, бывшего из племени кунгират, 

Тысяча….. 1625 тысяча….. 1626, их в основном списке не было.

Этих двух упомянутых эмиров вместе с другими эмирами, имена которых не выяснены, со всеми четырьмя тысячами войск Чингиз-хан отдал Чагатаю. Основою войска Чагатая и его детей, которые ныне пришли вместе с Дува[-ханом], были эти четыре тысячи, умножившиеся путем рождения и размножения. Возможно, что к ним прибавилось [еще] какое-нибудь племя из других родов [аснаф] не монгольских.

Часть

третьего сына Угедей-каана [составляла] четыре тысячи человек.

Тысяча Илугая, бывшего из племени джалаир. 

Тысяча Илак-Туа, 

Тысяча Дайра, бывшего из племени конкотан,

Тысяча….. 1629 ее в основном списке не было. Этих четырех упомянутых эмиров со всеми четырьмя тысячами войск Чингиз-хан отдал Угедей-каану. И хотя [у того] были и другие эмиры,1630 но пользовались доверием [именно] эти. Все войска, которые составляли личную собственность [хасс] каана, все принадлежали к потомству [насл] этих четырех [тысяч]. Но когда [Угедей] стал государем, то по существовавшему обычаю, согласно его приказу, [подчинялись и] выступали [в походы] и войска других царевичей, так же было и во время его сына Гуюк-хана. 1631 Когда же его дети, не послушав его слов, заменили [их] своими незрелыми [суждениями] и Менгу-каан сел на царство, он роздал все их личные войска, исключая тех, что принадлежали Кутану, по той причине, что тот всегда находился в дружбе с Менгу-кааном и не изменял [ему]. Его [Кутана] потомки доныне попрежнему при каане, и войско утверждено за ними.

Так как войска уруга Угедей-каана были разделены и розданы, то войско, которое собрал Кайду, было не коренное войско, потому что Кайду во время смуты Ариг-Бука был с ним заодно. После того, как тот, обессилев, ушел к своему брату, Кубилай-каану, Кайду бежал и прибыл в коренной юрт отца и деда в пределах страны... 1632 [Туда] из каждого угла к нему собирались рассеянные войска. Постепенно из каждой родовой группы [таифэ] собирались [люди] и к нему приставали все оставшиеся воины из старых войск тех краев. Войско, которое ныне принадлежит его потомкам, – такого рода, а из того войска, которое Чингиз-хан дал [некогда] его [Кайду] деду, они больше ничего не имеют. И все!

Часть

пятого сына Кулкана [в числе] четырех тысяч человек.

Тысяча Кубилай-нойона, бывшего из племени барулас.

Тысяча Тогорила, бывшего из племени нукуз.

Тысяча [другого] Тогорила, тоже бывшего из племени нукуз.

Тысяча….. 1633 не была.

Link to comment
Share on other sites

Свидетельство о том, что коренной юрт был на Керулене, и о том, кто был его хозяином:

 

 Когда ослабли сила и ярость холода и наступили первые дни весны, все царевичи и эмиры направились со [всех] сторон и краев к старинному юрту и великой ставке. 95 Из Кипчака – сыновья Джучи-хана: Урадэ, [19] Бату, Шейбан, 96 Берке, Беркечар, Бука-Тимур; из Каялыга – Чагатай со всеми сыновьями и внуками; из Имиля и Кунака 97 – Угедей-каан с сыновьями и своим родом; с востока – их дяди; 98 Отчигин, Бильгутай-нойон и их двоюродный брат Илджидай-нойон, 99сын Качиуна, – со всех сторон в местность Келурен явились эмиры и сановники войска. Тулуй-хан, почетные прозвища которого Еке-нойон 100 и Улуг-нойон, – глава дома и коренного юрта своего, 101 – был уже там.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext1.html

 

Об Угэдэе как о "хозяине коренного юрта" речи не идет, как и об Эмиле в качестве его центра. 

Link to comment
Share on other sites

Как все непросто с юртами!

 

После этого Чингиз-хан еще несколько раз приказывал вызвать его к себе, но [тот] из-за болезни не приезжал и приносил извинения. Затем [однажды] какой-то человек из племени мангут проезжал через пределы юрта Джучи; а Джучи, перекочевывая, шел от юрта к юрту и таким же больным достиг одной горы, которая была местом его охоты.

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext3.html

 

То есть большой юрт состоит из малых. 

Link to comment
Share on other sites

Бату говорит так, 

 

Бату обрадовался его прибытию и, поскольку он воочию увидел в нем признаки блеска и разума и будучи [кроме того] обижен на детей Угедей-каана, сказал: «Менгу-каан – старший сын Тулуй-хана, который был старшим сыном Чингиз-хана; коренной юрт и место [Чингиз-хана] принадлежат ему. Этот царевич 328 сам по себе очень умен и даровит и подготовлен к царствованию. При наличии его каким образом кааном станет кто-либо другой?

 

http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext3.html

 

Тулуй - старший сын Чингисхана: ошибка автора, переводчика или редактора? Но явно, что "место Чингисхана" Угэдэю не принадлежало, а значит, Эмиль-Кобук в этом качестве, как АКБ со товарищи пытаются доказать, не при  чем. 

Link to comment
Share on other sites

Еще одно опровержение утверждения АКБ, что 

 

 

 в понятие «ЮРТ»:

 

-  не входят территории завоеванных земель;

 

Мы находим здесь: http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext3.html

 

Когда Нокай [об этом] узнал, в нем заговорили ревность и негодование. Притворившись больным, он выступил из областей Урус и Кехреб, которые он сам завоевал и сделал [своим] юртом и местопребыванием, переправился через реку Узи 336 и склонял на свою сторону каждую тысячу и каждого эмира, к которым приходил, и говорил [им]: «Подходит пора старости, я оставил споры, распри и смуты, ни с кем не ссорюсь и не помышляю воевать. Однако есть у меня от Саин-хана 337 указ, что если кто-либо в его улусе совершит непутевое и расстроит улус, то чтобы я расследовал это [дело] и склонил их сердца к согласию друг с другом».

 

Таким образом, юрт вполне можно утвердить на завоеванных землях. 

Link to comment
Share on other sites

В общем, я укрепляюсь в мысли, что мое понимание значения термина "юрт" является правильным. По крайней мере, в том смысле, в котором это слово употребляется в труде Рашид-ад-Дина.

 

Для нынешних реалий казахской культуры допускаю, что утверждения АКБ справедливы. В монгольских языках ныне слово "нутуг, нютаг" также часто используется в значении "малая родина". В бурятском языке, правда, правильная форма звучит как "тоонто нютаг". "Тоонто" - это послед, "тоонто нютаг", таким образом, это место, где послед зарыт. 

Link to comment
Share on other sites

Преднамеренно или нет не знаю, но вы искажаете смысл приведенных цитат, вдобавок к этому еще неправильно понимаете значение тюркского понятия "юрт". Доказывать вам очевидное не вижу смысла. 

Link to comment
Share on other sites

Преднамеренно или нет не знаю, но вы искажаете смысл приведенных цитат, вдобавок к этому еще неправильно понимаете значение тюркского понятия "юрт". Доказывать вам очевидное не вижу смысла. 

 

Как я искажаю смысл такой цитаты:

Кроме того, области, которые находились близко к [юрту] Чингиз-хана, были очищены [им] от противящихся и враждебных [ему], границы найманов соединились с [границами юрта Чингиз-хана],

 если делаю вывод, что юрт Чингисхана расширился за счет противников и стал граничить с найманами? 

 

Вообще не понимаю, о чем в данном случае можно спорить? Цитаты из Рашид-ад-Дина наглядно показывают, что его понимание слова "юрт" не совпадает с вашим.  

Link to comment
Share on other sites

Преднамеренно или нет не знаю, но вы искажаете смысл приведенных цитат, вдобавок к этому еще неправильно понимаете значение тюркского понятия "юрт". Доказывать вам очевидное не вижу смысла. 

 

ЮРТ / ЖУРТ = место рождения, родина, родная земля, очаг, отчизна, территория родного племени и другие синонимы:

 

 

Др. тюрк. – дом

Др. рус. – вотчина князя (во́тчина - земельное владение, принадлежавшее феодалу потомственно по наследству от отца, от слова «отец»)

Узбек. – родина

Азери – очаг

Туркмен. – родина

Крым татар.  – родина (ана-юрт –родина-мать)

Казах.  – родина, отчизна, отечество, родина (ата-журт – дословно отцовский дом)

Кыргыз. – аналогично

и т.д.

 

ЮРТА также означала не само войлочное жилище, а местность, где человек родился и живет. Так, возвращаясь издалека мы говорим «домой», имея в виду не саму квартиру, а свой родной город, аул.

Link to comment
Share on other sites

А здесь то кто не прав? Ногай или Рашид-ад-Дин? Первый не имел права завоеванные им земли считать своим юртом, или Рашид-ад-Дин не имел права завоеванные Ногаем земли называть юртом? 

 

Здесь, видимо, неправ сам Чингисхан. Должен был вотчиной своего отца ограничиться и дробить ее между своими сыновьями, а он завоевал все земли в округе и раздал детям их. 

 

АКБ, вы иной раз поражаете нереальной широтой мышления, когда можете нагло опровергать написанное черными буквами по белому фону в вами же лично приведенных цитатах, а здесь такую узость демонстрируете. Не ограничивайтесь словарем, фиксирующим современные постфеодальные смыслы и значения слов, учебниками истории вы же не ограничиваетесь. 

Link to comment
Share on other sites

ЮРТ / ЖУРТ = место рождения, родина, родная земля, очаг, отчизна, территория родного племени и другие синонимы:

 

Др. тюрк. – дом

Др. рус. – вотчина князя (во́тчина - земельное владение, принадлежавшее феодалу потомственно по наследству от отца, от слова «отец»)

Узбек. – родина

Азери – очаг

Туркмен. – родина

Крым татар.  – родина (ана-юрт –родина-мать)

Казах.  – родина, отчизна, отечество, родина (ата-журт – дословно отцовский дом)

Кыргыз. – аналогично

и т.д.

 

Вобью последний гвоздь в нашем споре с Гуре!   B)  :asker13mt:

"Джами-ат-таварих" Рашид-ад-дина в переводе Т.Тыныбайына с арабицы:

 

Ч.1.

 

"Все эти племена до сегодняшних дней проживают почти в тех же областях и занимают те же свои собственные, коренные территории.

Границы родового юрта, включающего в себя летние и зимние пастбища, города, охотничьи угодья и места захоронения людей племени на протяжении веков были неизменными.

 

Эти земли назывались «Енчi юрт», т.е. родовые, передаваемые по наследству, от отца к сыну. 

 

А вновь приобретенные, завоеванные земли, которые могли передаваться в дар, назывались «Суюргал юрт».

Link to comment
Share on other sites

Вобью последний гвоздь в нашем споре с Гуре!   B)  :asker13mt:

"Джами-ат-таварих" Рашид-ад-дина в переводе Т.Тыныбайына с арабицы:

 

Ч.1.

 

"Все эти племена до сегодняшних дней проживают почти в тех же областях и занимают те же свои собственные, коренные территории.

Границы родового юрта, включающего в себя летние и зимние пастбища, города, охотничьи угодья и места захоронения людей племени на протяжении веков были неизменными.

 

Эти земли назывались «Енчi юрт», т.е. родовые, передаваемые по наследству, от отца к сыну. 

 

А вновь приобретенные, завоеванные земли, которые могли передаваться в дар, назывались «Суюргал юрт».

 

У вас мания величия, меня еще рано хоронить.

 

Коренной юрт, как мы уже показывали выше на сведениях из Рашид-ад-Дина, получил Толуй. Как отхончик, младший сын. И находился сей "юрт" на Керулене. Угэдэй получил лишь завоеванные земли в Эмиле и 4000 людей впридачу. Негусто, согласитесь.  

 

Таким образом, Эмиль-Кобук никак не связан с родными для Чингисхана землями. 

Link to comment
Share on other sites

хун: - "Сегодня Вы подпортили свою репутацию по ХАРА НАМЯТ и таких моментов будет очень много в монгольской истории. Много не надо времени чтобы понять,что Вы не рубите в монгольской исторической действительности. И не задавайте наивных вопросов типа -"

 

Забавно.

Хун, дружище. Скажу Вам по секрету - я не рублю в монгольской исторической действительности. Оно мне параллельно.

Тема про Казахстан -  Вы дверью ошиблись.

Но с другой стороны тему давно пора переименовать в "Фольк-хистори в Монголии".

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...