Jump to content
АксКерБорж

Фольк-хистори в Казахстане-2

Recommended Posts

Напомню, что по моей версии это приблизительно преемственные области: "Монголия = Могул улус = Улу жуз", занимаемые ныне казахами Юго-Восточного Казахстана и Или-Казахского автономного округа СУАР КНР.

Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. Т.5.- М.: Наука, 1968, стр.235:

Бартольд о родовом уделе хана Батыя в приграничье Восточного Казахстана и Или-Казахского АО СУАР КНР:

«В следующем году новый великий хан (АКБ: Бату) объявил о своем желании отправиться в свой родовой удел на Эмиле (река в нынешнем округе Тарбагатай, на границе между Россией и Китаем) (АКБ: теперь правильнее уточнить, что на границе между Казахстаном и СУАР КНР)».

Бартольд о Монголии в Восточном Казахстане:

«Еще в пределах Монголии, в пяти или семи днях пути (очевидно, на север) от Бешбалыка (около современного Гу-чэна), в месте, которое Абу-л-Фарадж называет Камастакй, Джувейни и зависимые от него источники -«Самаркандом» (конечно, не идентичным знаменитому городу на Зеравшане), а китайцы - Хын-сян-и-р (вероятно на реке Урунгу) Гуюк умер».

«Батый получил это известие в Ала-Камаке, в семи днях пути от города Каялык (недалеко от нынешнего города Копала), вероятно в горах Алатау к югу от Или».

«Собрание, которое должно было решить этот вопрос (АКБ: о наследовании престола), было созвано Батыем в Ала-Камаке (АКБ: на берегу озера Ала-куль, Восточный Казахстан) там по его предложению принесли присягу как великому хану царевичу Мункэ (по-тюркски Менгу), старшему сыну Тулуя».

Как видим, опять повсюду описание местностей Восточного Казахстана и равнин СУАР КНР и нет ни единого упоминания о местностях современной Монголии.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Надо также отметить, что судьбоносный курултай 1251 года, на котором был избран наследник ханского престола вместо умершего Куюка, был созван в ...... Ала-Камаке (АКБ: на берегу Ала-куля?) либо, как предполагает Почекаев, в горах Алатау к югу от реки Или [Ал-Джузджани, Джувайни, Бартольд].

Это место Рашид ад-Дин и Бартольд называют Каракорумом!

Хотя сторонники традиционных научных мифов соотносят место проведения данного курултая с ..... подножиями горы Бурхан-Халдуном в Восточной Монголии! ))))))))

Современник тех событий Ал-Джуздани (Т.2,Стр.1172, 1177-1181) писал -

О царском престоле в приграничье Восточного Казахстана и Или-Казахского АО СУАР КНР:

«Большинство собравшихся предложило Батыю принять престол: «Тебе следует быть царем нашим, так как из рода Чингис-хана нет никого старше тебя; престол и корона и владычество прежде всего твои». Бату ответил: «Мне и брату моему Берка принадлежит уже в этом крае столько государств и владений, что распоряжаться им (краем), да вместе с тем управлять областями Китая, Туркестана и Ирана невозможно».

Отказавшись от престола Чингис-хана, он предложил избрать на престол великим ханом царевича Менгу, сына Тули: «Дядя наш Тули, младший сын Чингис-хана, умер в молодости и не воспользовался царством, так отдадим царство сыну его и посадим на престол царский старшего сына его, Менгу-хана. Так как на престол посажу его я. Бату, то на самом деле владыкою буду я». Все согласились с этим мнением».

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

«Еще в пределах Монголии, в пяти или семи днях пути (очевидно, на север) от Бешбалыка (около современного Гу-чэна), в месте, которое Абу-л-Фарадж называет Камастакй, Джувейни и зависимые от него источники -«Самаркандом» (конечно, не идентичным знаменитому городу на Зеравшане), а китайцы - Хын-сян-и-р (вероятно на реке Урунгу) Гуюк умер».

Сдается мне, что это нынешний г.Сарканд как раз таки недалеко от Ала-куля!

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

При расположении Монгол улуса или средневековой Монголии в Моголистане согласно перечисленным в этой теме документам, нет ничего удивительного, что все военные походы так называемых монголов проходили по равнинам в обход горных систем Алтая и Тянь-Шаня, главные направлениями которых были:

1. Юго-Восточное направление к западным окраинам Китайской стены (на Тангут и далее Китай);

2. Западное направление в среднеазиатские оазисы (на кыпчаков и канглы) и далее уже "многовекторно" на Индию, Иран, Кавказ, Русь и т.д.

3. Никем не затрагиваемое (!) - Северо-Западное направление вниз по течению Иртыша, которым воспользовался Тайбуга основав Сибирский юрт (возможно раньше его тем же маршрутом ходил Джучи для покорения "лесных народов"...).

И нет ничего удивительного в том, что в то же время не было походов на Южную Сибирь, окрестности Байкала, Приамурья и в земли АРВМ...

Link to comment
Share on other sites

Надо также отметить, что судьбоносный курултай 1251 года, на котором был избран наследник ханского престола вместо умершего Куюка, был созван в ...... Ала-Камаке (АКБ: на берегу Ала-куля?) либо, как предполагает Почекаев, в горах Алатау к югу от реки Или [Ал-Джузджани, Джувайни, Бартольд].

Это место Рашид ад-Дин и Бартольд называют Каракорумом!

Кстати наверняка именно этот район (Алакамак - Каракорум - Ала-куль) посещал сам Джувейни в поездке с эмиром Аргуном.

При таких фактах в басни про поездки в 13 веке перса Джувейни, русских князей, европейских путешественников, армян и других в искусственно созданный в 20 веке халхаский Хар-Хорин на Хангае уж очень трудно верится.))))))))

Link to comment
Share on other sites

С кем и о чем Вы разговориваете ? :D

С Вами и со всеми другими о том, что притязания монголоязычных народов на наследство с хуннами и с племенами Монгол-Могол улуса ошибочные. :osman6ue:

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Попробую еще и еще раз проанализировать имеющиеся данные, более досконально чем в предыдущие разы:

Итак, по свидетельству Рашид-ад-дина Чингизхан родился в шести днях пути от Буркан-Калдуна (на местности это расстояние не более 300 км.)

Место, где по своему завещанию был погребен Чингизхан (а позже и его сыновья с потомками или так называемый «алтын урук»(каз: «алтын ұрұқ» - золотое потомство) - Угедей, Толуй, Куюк, Монке, Хубилай, Арик-Бука и другие), Рашид-ад-дин называет Буркан-Калдуном: «Наше место погребения и нашего уруга будет здесь!». Летние и зимние кочевья Чингис-хана находились в тех [же] пределах, а родился он в местности Булук-булдак ... оттуда до горы Буркан-Калдун будет шесть дней пути».

Первый вывод – от места рождения до места погребения Чингизхана не более 300 км. или близко к тому!

Бартольд используя свидетельства Рашид ад-Дина и Джувейни детализирует эти географические ориентиры:

«На Иртыше после Джучи жил его старший сын, Орда. Несколько южнее, на берегу реки Эмиль, впадающей в Ала-куль, была орда третьего царевича, впоследствии императора, Угедея; место погребения Угедея было, по словам Рашид-ад-дина, на высокой горе в двух днях пути от Иртыша, откуда вытекал один из притоков этой реки. Джувейни говорит, что юрт Угедея при жизни его отца находился «в пределах Эмиля и Кобука» [В.В.Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Лекция 10]

Из данного отрывка очевидно следует то, что речь идет исключительно об областях, находящихся западнее Алтайского горного хребта.

Второй вывод территория современной Монголии при описаниях в источниках не затрагивается вовсе, все они приурочены исключительно к западным областям от Алтая, к районам близ Иртыша и Ала-куля.

Причем в данном тексте Рашид-ад-дин не упоминает широко известное уже в его времена название Алтая, а называет горный ориентир просто «на высокой горе в двух днях пути от Иртыша, откуда вытекал один из притоков этой реки».

Следовательно, это не Алтай. Другими горными хребтами западнее Алтая являются только Тарбагатай и Саур.

А притоками Иртыша, как известно, служат реки, впадающие в него как со склонов Алтая, т.е. с востока, так и с запада, со склонов Тарбагатая и Саура.

Третий вывод – таким образом, место захоронения Чингизхана и его потомков (Буркан-Калдун, заповедный «Корык» или по-монгольски «Хориг») находится на склонах Тарбагатая или Саура, причем на расстоянии порядка 100 км. от Иртыша!

С учетом этого можно сделать четвертый вывод, что место рождения Чингизхана или его коренной юрт находилось не далее 300 км. от указанного места захоронения.

Хочу особо подчеркнуть, что северо-западные отроги Тарбагатая называются Чингиз-тау - Абайский район Семипалатинской области (согласно Абулгазы до покорения Чингизханом найманов называвшиеся Найман-тау).

Абай Нунанбаев основываясь на старинных устных преданиях (старинных уже на вторую половину 19 века) писал, что курултай (АКБ: надо полагать судьбоносный, 1206 года), на котором Чингизхан был избран всеобщим ханом, проходил именно в горах Чингиз-тау, на реке Караул, у горы, названной позже "Хан төбесі" или Ханская вершина (другое название "Хан-тау"). Кстати, здесь же в Чингиз-тау есть гора Орда-Басы.

Таким образом, в обоих случаях (место рождения "Былык-Булак" как коренной юрт и место погребения "Буркан-Калдун" как заповедный корык-хориг) мы имеем дело исключительно с областями Восточного Казахстана и менее предположительно – с областями Или-Казахского автономного округа СУАР КНР (уезд Алтай), если речь идет о притоке Черного Иртыша.

По Рашид-ад-дину «летние и зимние кочевья» Чингизхана (или юрт, страна Чингизхана или собственно Монголия, Монгол улус) были порядка в 100 км. от Иртыша в указанных мной районах - это пятый мой вывод.

Кстати все памятные места, отмеченные средневековыми авторами и путешественниками в связи с описанием событий, связанных с рождением Чингизхана, его возвышением, проведением курултаев и погребением рода в коренном юрте, куда везли предать земле всех чингизидов несмотря на расстояния – будь то сам Чингизхан умерший в далеком Тангуте, Хубилай умерший в Китае или Толуй якобы сидевший в отдаленной Восточной Монголии))))))))), расположены вблизи друг от друга:

Море-океан (Тенгиз или Балкаш), Ала-куль, Ала-Камак, Эмиль, Кобук, Найман-тау (Чингиз-тау), горы Каракорум (упоминаются Рашид ад-Дином при описании земель найманов, именно на равнинах в этих местах Угедей позже построил дворец и город-орду Каракорум), Иртыш, Черный Иртыш, Бухтарма, Урунгу, Куяш, Алмалык, Коялык, Бешбалык, Эби (ветер Джунгарских ворот у Ала-куля), Эквиус, Аргун-усун, Сарканд, Алатау, Теплое озеро (Иссык-куль, их два – близ Алматы и в Кыргызстане), Или и др.

Наглядно перечисленные области в Восточном Казахстане:

600823_BIG_0_0.jpg

И в Или-Казахском автономном округе СУАР КНР:

300px-Ili.png

Кстати, до сих пор вышеперечисленные районы казахи именуют «Қорық» (Qoryq), которые государством объявлены национальными парками и заповедниками: Алтын-Емел, Тарбагатай-Шынгызтау, Джунгар Алатауы и др.

И еще, до сегодняшних дней, перечисленные местности населяют в основной своей массе многочисленные роды и поколения найманов и кереитов (ВКО и ИКАО СУАР КНР) и далее по соседству за Тарбагатаем и Ала-кулем (в Семиречье) роды и поколения джалаиров, хушинов, доглатов, хунгиратов и др.

-----------------------------------------------------------------

Единственно сбивают с толку встречающиеся (правда в основном у комментаторов и переводчиков и причем не у всех средневековых авторов) названия рек никак не вписывающиеся в вышеперечисленные области, это Онан, Керуле и Орхон. Такое чувство, что это результат неверного перевода, домысливание непонятных мест в рукописях (преднамеренное или нет это уже другой вопрос).

Вместе тем ни в одном из источников нет упоминаний о таких крупных озерах, реках и горных системах современной Монголии, АРВМ, Бурятии и близлежащих областей как: Убсу-нур, Хяргас-нур, Хубсугул, Байкал, Далай-Нор, Кем (Енисей), Шилка, Хилок, Амур, Селенга, Аргунь, Хэнтэй, Хангай и песков Гоби.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

При расположении Монгол улуса или средневековой Монголии в Моголистане согласно перечисленным в этой теме документам, нет ничего удивительного, что все военные походы так называемых монголов (тюрков) проходили по равнинам в обход горных систем Алтая и Тянь-Шаня, главные направлениями которых были:

1. Юго-Восточное направление к западным окраинам Китайской стены (на Тангут и далее Китай);

2. Западное направление в среднеазиатские оазисы (на кыпчаков и канглы) и далее уже "многовекторно" на Индию, Иран, Кавказ, Русь и т.д.

3. Никем не затрагиваемое (!) - Северо-Западное направление вниз по течению Иртыша, которым воспользовался Тайбуга основав Сибирский юрт (возможно раньше его тем же маршрутом ходил Джучи для покорения "лесных народов"...).

И нет ничего удивительного в том, что в то же время не было походов на Южную Сибирь, окрестности Байкала, Приамурья и в земли АРВМ...

Эти естественные направления наглядно и отчетливо видны на размещенной выше карте:

1. Меж Алтаем и Тянь-Шанем по Джунгарии на Китай, Монголию и далее;

2. Меж Тянь-Шанем и Балхашом по Семиречью на Среднюю Азию, Итиль и далее;

3. Меж Алтаем и Балхашом по Иртышу на Сары-Арку и Сибирь.

Других путей нет..., а потому, имхо, хронология военных походов Чингизхана должна совпасть с указанными путями, месторасположением стран и расстояниями!

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

По-моему, имя Ашина и монгольское чоно - волк ничем не связаны. По-моему, чья-та ошибка породила аксиому...

Вполне допускаю что это не имя, но титул, кстати корень которого ну очень уж схож с аналогичным титулом Темрче (Тэмуджина), объяснений которому (шын-чын) масса - истинный, настоящий, наивысший и т.д.

Link to comment
Share on other sites

Есть еще одна речка, упоминаемая в ССМ - это Тунгелик (или Тенгелик) (у Рашид-ад-дина и у других ее кажется нет):

§ 5. «Однажды Дува-Сохор, вместе со своим младшим братом Добун-Мергеном, взобрался на Бурхан-Халдун. Наблюдая с высоты Бурхан-Халдуна, Дува-Сохор усмотрел, что вниз по течению речки Тенгелик подкочевывает какая-то группа людей»;

§ 107. "Когда, возвратясь домой, Хасар с Бельгутаем пересказали эти слова Чжамухи Темучжину, он послал уведомление Тоорил-хану. Тоорил-хан двинулся в поход. Темучжин в это время находился в урочище Бурги-эрги, но рассчитав, что он окажется как раз на пути его следования, так как, двигаясь южным склоном Бурхан-халдуна, неминуемо попадет к Бурги-эрги, Темучжин отошел в сторону с дороги (Разминулся с ним) и, пройдя вверх по течению речки Тунгелик, расположился по речке Тана, на южном склоне Бурхан-халдуна".

Сторонники монгольской Монголии (простите за тавтологию) исходя из принятого в официальной науке расположения Монгол улуса и Буркан-Калдуна в северо-восточной Монголии (северо-восточный Хэнтэй) пытаются обнаружить здесь же и речку Тунгелик...

При этом она отождествляется то с рекой, впадающей в Керулен, при этом почему-то под названием Богд, то с правым притоком Орхона (или даже Онона?), также почему-то под другим названием Хара, и даже располагают речку на восточном берегу Байкала!

Но судя по анализу географических названий у Рашид-ад-дина и Джувейни, речки Тенгелик и Тана у подножия Буркан-Калдуна должны течь со склонов Тарбагатая!

Не заикаясь о тюркской форме звучания названия речки Тенгелик, хочу обратить на вторую упоминаемую в ССМ речку Тана на южном склоне Буркан-Калдуна - одноименная река течет в Крыму, не говоря уже о Тыныс (тихий) - Дон, Тана - каз. племя и т.д.

На каз. яз: Тана - перламутр, блестящая; точно также как и Тенгелік - наверняка блестящая (подобно тенге, т.е. монете).

И такие названия в Восточной Монголии?

Link to comment
Share on other sites

При такой расстановке я думаю будет уместно и справедливо вспомнить свою версию об этно-географическом соответствии:

"Дикие татары - Черные татары - Белые татары" = "Младший жуз - Средний жуз - Старший жуз"!

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4470-%d1%84%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%ba-%d1%85%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8-%d0%b2-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%85%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b5/page__st__1140

Link to comment
Share on other sites

Всего лишь несколько фактов в пользу родствп тюрков – кыпчаков и тюрков – канглы с так называемыми монгольскими племенами найман, кереит, меркит, хунгират, баяут и др.

1. А.Х.Маргулан. Найман, керей, оңгіттердің жазулары. Павлодар, 2007. Стр.97-117:

«Кереиты и найманы говорили на тюркском языке, были родственными племенами и соседями. По Рашид-ад-дину они кочевали на Алтае, на Иртыше, Тарбагатае, Джунгарии и Чингизтау. Их близкими соседями были кыпчаки, канглы, аргыны, хунгираты.

До 12 века найманы, канглы, кыпчаки, аргыны кочевали смешанно. Они занимали области Большого Алтая, Иртыша, Черного (Синего) Иртыша, Ала-куля, Тарбагатая, Эмиля, Киши-Таласа».

«Найманы особенно были объединены с канглы и представляли в одно время единое общество на Большом Алтае, Черном Иртыше, Джунгарском Алатау (Рашид-ад-дин, кн.1, стр.136-137). Их предок Бура-Найман родственен с канглы, которых именовали «яғмаут» (ягма)».

2. К.Д'Оссон. От Чингисхана до Тамерлана. Иркутск, 1937. Стр.105:

«Племя баяут есть одна из ветвей народа канглы».

3. Ю.А.Зуев. Казахстан в эпоху феодализма (Проблемы этнополитической истории). А: Наука, 1981. Стр.75-76, 78:

«Их язык (или языки канглы и кыпчаков) обладал признаками, присущими тюркским языкам кыпчакской группы, в том числе современному казахскому языку (переход ч-ш-, й-дж). Та же особенность была свойственна языку найманов и кереитов».

"По Рашид ад-дину, среди объединения конгратов существовало племя, называемое по-монгольски канглиут (РАД, т. 1, с. 415; Синь Юаньши, гл. 29, с. 23б)".

4. С.А.Плетнева. Половцы. М: «Наука» - 1990. С.178, 183:

Подозревала, что Чингизхан и его сыновья решили уничтожить именно аристократическую верхушку кыпчаков-ольбурлик (бурчевичей русских летописей, бурджоглы восточных авторов). Среди которых эмир Бачман, султаны Бейбарс, Калаун, Кутуз, Кайр-хан, Хорезм-шах, Джалаль-ад-дин и др.

5. А.Ш.Кадырбаев. Тюрки и иранцы в Китае и Центральной Азии 13 – 14 вв. Алма-Ата, 1990// Юань-ши. История монгольской династии Юань:

Также утверждал, что кыпчакские династии в различных районах Средней Азии, например, в государстве Хорезмшахов были правящими. Поэтому Чингизхан и его сыновья сделали все для полного уничтожения кипчаков.

Он же со ссылкой на китайские исторические хроники "Юань-Ши" и "Мэнуэр-Шицзи" связывал происхождение кереитов с канглы «Креиты были предками канглы, западные именовались канглы, восточные киреитами».

6. Ибн Халдун. Китаб аль-Ибар:

Утверждал о родстве тюрков – токсоба из кыпчаков и татар Джучи.

7. Ибн-аль-Асир:

«Татары (АКБ: Чингизхана или монголы официальной науки) – большое тюркское племя».

Кстати татарами он называет также найманов под предводительством Кучлука.

8. Абулгазы Бахадур хан. Шаджара-и Таракима (родословное древо тюрков):

Древних тюрков - огузов он называет прямыми предками кереитов, найманов и меркитов.

К указанным сведениям могу навскидку добавить:

- Ведь не зря меркиты проиграв битву Чингизхану при Бухтарме (1205 г.) бежали именно к канглы и кыпчакам, несмотря на расстояния, которые укрывали меркитов в своем приаральском Каракоруме.

- И наверно не зря в источниках прямо подчеркивается, что воины Чингизхана обращались к кыпчакам об их общем родстве (на Калке в 1222 г.), а также и канглы с кыпчаками обращались к воинам Чингизхана об общем родстве (в Самарканде в 1219 г.).

Link to comment
Share on other sites

Еще раз о мифах официальной науки:

Как известно, кереитов и меркитов она помещает в северо-восточной Монголии, в противном случае события, связанные с молодыми годами Чингизхана придется связывать с областями западнее Иртыша, но источники с ней, с наукой, не согласны. Вот лишь несколько примеров:

Кереиты согласно Плано Карпини (Путешествие в восточные страны. Стр.116, 130, 134) обитали "за горами Каракатаев", т.е. по склонам Тарбагатая. Он приписывает кереитскому Он-хану владение эмильским Каракорумом и что под рукой кереитского Он-хана находилось также племя меркитов.

ССМ (С.А.Козин. Сокровенное сказание. § 151, 152, 198) повествует о кереитах на западе, в Туркестане.

Зуев в обоснование древности происхождения племен Среднего жуза (кыпчак, найман, керей-кереит, конырат-хунгират, аргын, уак-онгут) приводит казахское предание о происхождении племени аргын, согласно которому предок аргынов некто Котан посадил своего пестрого сына (Алаш), чтобы избавиться от него, в сундук и пустил в море..... Судя по приведенному известию о месте жительства потомков Котана (АКБ: у него сын Угедея) на Эмеле и значению имени самого мальчика (Ала), этим "морем" должно быть озеро Ала-куль, названное Плано Карпини океаном. На другой стороне моря сундук попал в руки нищего, который взял мальчика к себе и вырастил богатырем. Кажется именно по ту сторону этого обширного тогда моря (Семиречье) находился Органум. Западными центрами карлуков становятся Баласагун (Орду) и Талас. Эти области, занятые карлуками, получили у средневековых авторов название страны Аргу (аргун) (АКБ: идет ссылка на труд Габена). По свидетельству Джамала ал-Карши (13 век), они составляли основную часть улуса Чагатая после монгольского завоевания.... Рубрук, пересекавший Семиречье в 1253 г., писал в своем отчете: "Прежде эта земля называлась Органум. Синхронное сообщение об этой области находим у Махмуда Кашгарского, который называет область между Таразом и Баласагуном страной Аргу".

Веротяно с этим же морем связана и легенды о предках Чингизхана и о нем самом:

У А.П.Чулошникова (с.270), на которого ссылается в своей упомянутой выше статье Ю.А.Зуев, приводится версия предания, записанного в первой четверти 18 века. В которой с морем (тенгиз) связываются не только легендарные события предков Чингизхана ("переплыв внутреннее море "тенгис"), но и с самим Чингизханом: "Из-за моря, от Чингиз-хана, пришли три человека; они искали косяк лошадей и заблудились, старшего из них звали Аргын".

У Рашид-ад-дина (Сборник летописей. Издание Казвини) даются четкие границы юрта Чингизхана, который далек от современной Монголии: "Октаю (Угедею), а затем и его сыну Гуюку, достался юрт Чингизхана "местность Кумак (современный Кобук у Эмеля), Бори-Манграк (?), Эмиль (долина р.Эмель, притока Ала-куля), Уршаур (видимо современная р.Уржар приток Ала-куля".

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

О древних казахских рукописях, а также еще раз о "монгольских племенах" далеко от Монголии и о союзе канглы и жалаиров:

Маргулан А.Х.

О значении эпиграфических памятников Казахстана. Сб. Мир казаха./Сост. Е.М.Арын, Д.А.Маргулан. Алматы: Институт

развития Казахстана, Международный фонд им. Ак. Алькея Маргулана, 1997:

К сожалению, некоторые ученые не знают о существовании на казахском языке печатной литературы, изданной в гг. Ташкенте, Казани, Уфе, Семипалатинске и Петербурге, о многочисленных казахских рукописях, частично описанных Н.И.Веселовским, В.В.Вельяминовым-Зерновым, В.В.Радловым, А.А.Диваевым.

Громадное количество (свыше ста названий) дореволюционных казахских рукописей ныне хранится в библиотеке Казанского университета, в архиве Г.Н.Потанина в библиотеке Томского университета, в рукописном фонде библиотеки Института востоковедения АН СССР и во многих библиотеках им архивах.

Количество обнаруженных мною дореволюционных рукописей в разных хранилищах составляет не менее 800 названий.

Самая древнейшая из них относится к 16 веку ("Насаб наме и казак").

Поэтому выводы некоторых ученых, что казахи бесписьменный "младописьменный" народ, глубоко противоречат фактическим данным.

Первое послание на казахском языке, написанное ханом Тауекелем, было направлено русскому царю Федору Ивановичу в конце 16 века.

На надгробных камнях резчики вырезали краткую биографию умершего, его родословную до седьмого колена, тамги и др. Изучение этих памятников дает сведения о жизни целого племени на протяжении ряда столетий.

Памятники казахских племен сохранились на Алтае, в бассейне Иртыша, в горах Дегелен (АКБ: ядерный полигон близ Курчатова в Павлодарской области), Абралы, Саура, Тарбагатая, Калбы, Чингизском хребте и в северной части Джунгарского Алатау. Это древние места обитания аргынов, найманов, кереев и уаков. По надписям, оставленным ими на богато оформленных надгробных памятниках, можно узнать об их жизни

(Влангали А. Геогностические поездки по восточной части Киргизской степи в 1849 г. и в 1851 г. СПб, 1853, ч.1).

Хорошо известно, что во время войны с Чингизханом значительная часть найманов была вытеснена с Иртыша в Центральный Казахстан, огромная масса кереев ушла вниз по течению Иртыша до Тобола, потомки которых ныне живут в Омской, Северо-Казахстанской, Костанайской и Кокшетауской областях (АКБ: в т.ч. и мои дальние предки, я бы дополнил, что - в Акмолинской области, а также в северной части Кулундинской степи и в Тюменской области РФ).

До Чингизхана хребет назывался Найман-таг (Абулгазы - Найман-Кух). Один из горных массивов Восточно-Каркаралинской системы до сих ор носит название Найман-кашкан, что связано с бегством найманов от преследований Чингизхана.

"Шесть племен" - это традиционное название союза "Алты-Алаш", известного еще в домонгольский период. В Енисейской надписи "Уюк Тарлак" глава племени Елтуган тутук говорит, что он был "правителем у шестисоставного народа".

Теснимые восточными соседями племена после Тюркского каганата составили сильный союз под названием "Алаш", куда входили кыпчаки, огузы, канглы, уйсуны, жалаиры и союз карлуков.

По словам Кадыргали Жалаири, в конце 12 - начале 13 вв. главенствующую роль в этом союзе играли канглы и жалаиры.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Единственно сбивают с толку встречающиеся (правда в основном у комментаторов и переводчиков и причем не у всех средневековых авторов) названия рек никак не вписывающиеся в вышеперечисленные области, это Онан, Керуле и Орхон. Такое чувство, что это результат неверного перевода, домысливание непонятных мест в рукописях (преднамеренное или нет это уже другой вопрос).

Читайте РАДа:

"Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных пространствах, в горах и лесах областей Дешт-и Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама 208, Ибира и Сибира 209, Булара и реки Анкары 210, в пределах областей, которые известны [под названиями] Туркестана и Уйгуристана; по рекам и горам в [областях] народа найман, как, например, Кок-Ирдыш [Синий Иртыш], Ирдыш 211, [гора] Каракорум 212, горы Алтая, [74] река Орган 213, в области киргизов и кэм-кэмджиутов 214, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана [т.е. страны монголов, – А.С.] и принадлежащих народу кераит.

Вот так, к примеру, родился якобы монгольский Орхон!!!!

У коментатора: 213. По видимому, разумеется р.Орхон, правый приток Селенги.

Уверен, что аналогично появились у перводчиков-коментаторов-домысловиков и Керулен с Ононом. :(

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

А тюркское слово Moğol тюркских племен Восточного Казахстана и Джунгарии (отождествленных официальной историей с современными монголами) в значении большой, великий, солидный, тучный стало по иронии судьбы (точнее по желанию кого-то) монгольским этнонимом....

У казахов это слово - Myğ uly, у саха - Moğol (кажется те самые Гог и Магог).

http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мықты/

Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. М; Академия наук СССР, 1959 г. Т.2, с.2075:

Link to comment
Share on other sites

Желающей братии достаточно было обнаружить в китайских исторических хрониках созвучного "мэнгву", т.е. названия шивэев на территории действительно восточной Монголии и Амура.

Link to comment
Share on other sites

У казахов это слово - Myğ uly,

Не лгите самому себе! У казахов это слово -монгол. :)

Мыкты-это у монголов нягт-прочный,плотный, тесный.

Link to comment
Share on other sites

У Кляшторного можете почитать доказательства.

вы так и не объяснили что за "ашинас" и откуда это взялось?

Link to comment
Share on other sites

Не лгите самому себе! У казахов это слово -монгол. :)

Мыкты-это у монголов нягт-прочный,плотный, тесный.

Myğ - в казахских легендах исполины, якобы населявшие казахскую степь до них, способные передвигать огромные камни, с нии связываются курганные захоронения

Myğty - сильный, мощный, крепкий, прочный

Myğtylyq - крепкость, прочность

Myğ tau - гора Мык

Myğtyn uyi - жилища Мыков

Myğ uly - Мык, представитель Мыков

Читайте Маргулана, Шангина и др. А монгол это русское звучание тюркского мuğul.

Link to comment
Share on other sites

А монгол это русское звучание тюркского мuğul.

Какое русское звучание! Монгол- итальянского монгал и французского моал! :)

Link to comment
Share on other sites

Какое русское звучание! Монгол- итальянского монгал и франзузского моал! :)

Созвучия обманчивы, Hooker, на казахском manqa вообще сопливый. Поэтому лучше выссказывайтесь по существу изложенных мной несовпадений средневекового улуса Чингизхана и современной Монголии или Халхи.

Link to comment
Share on other sites

Созвучия обманчивы, Hooker, на казахском manqa вообще сопливый. Поэтому лучше выссказывайтесь по существу изложенных мной несовпадений средневекового улуса Чингизхана и современной Монголии или Халхи.

La Historia Mongalorum-(Монгал)

Il viaggio verso l'Impero Mongolo di Giovanni da Pian del Carpine fu lunghissimo e avventuroso. Molto si sa di questo viaggio (che attraverso la Polonia e poi la Russia sembrava doverlo condurre ai confini del mondo) grazie allo straordinario resoconto che egli stesso ne dette nella sua Historia Mongalorum, l'opera che scrisse al ritorno dalla sua missione, trattando degli usi e costumi dei mongoli. Il suo itinerario si sviluppò da Cracovia a Kiev, superando poi il fiume Volga e il mar Caspio, per giungere sul lago di Aral; da qui si diresse verso il lago Balqaš, per proseguire in direzione di Karakorum, dove per la prima volta incontrò il Khan e la nobiltà mongola.

Fu un viaggio costellato di spettacoli raccapriccianti, fatiche e stenti, ma anche di racconti e incontri favolosi. Dalle pagine della sua cronaca risuona vivida la voce umile e al contempo risoluta di Giovanni, uomo che, per primo e dal vero, svelò agli europei i segreti di quell'Estremo Oriente per secoli temuto e favoleggiato. Senza alcun mezzo, se non la compagnia del fedele Benedetto Polacco (in latino Benedictus Polonus), un francescano polacco che si aggregò a fra' Giovanni a Breslavia (Wroclaw), e fino a poco oltre Kiev anche di Stefano di Boemia, che dovette rinunciare al viaggio per la sua salute precaria, Giovanni s'inoltrò in questa avventura senza paura e con spirito del dovere verso la Chiesa cattolica.

http://it.wikipedia.org/wiki/Giovanni_da_Pian_del_Carpine

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...