Jump to content
BAWIR$AQ

Вооружение и военное дело казахов XV-XVIII веков

Recommended Posts

18 минут назад, Le_Raffine сказал:

Левшин писал, что казахи делали подобие сабель из кос, полученных у русских. Интересно сохранились ли образцы такого оружия?

 

В школьные годы каждое лето с братьями косил сено в пойме Иртыша. Совхозного на весь скот не хватало. Пользовался при косьбе и магазинной косой - штамповкой, и старой косой - литовкой.

То есть до советской промышленности косы были кованными, их ковали кузнецы. Только потом наладили промышленный выпуск штампованных под прессом.

Литовка была тяжелее штамповки и если раз наточишь, то долго не тупилась в отличие от магазинной.

Поэтому логично, что из косы - литовки можно было выковать что угодно, а саблю сам бог велел - по форме и размерам.

Наверно можно было и обратно, например, перековать саблю в косу, в мирное время. :)

 

Link to comment
Share on other sites

01.06.2020 в 15:25, АксКерБорж сказал:

Наверно можно было и обратно, например, перековать саблю в косу, в мирное время. :)

Да, запросто. А потом коня своего боевого сожрать:D

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Duwa-Soqor сказал:

Да, запросто. А потом коня своего боевого сожрать:D

 

Не смешно, потому что ты, во-первых, язвишь, во-вторых, не разбираешься в вопросе, куда влез.

1) Если косу можно было перековать в саблю, то обратный процесс аналогичен и вполне возможен. После армии пару лет работал на селе, кем только не пришлось, даже немного попробовал себя помощником кузнеца в нашей кузне. Поэтому у меня понятия в этом вопросе есть. 

2) Про коня. Конь обычно говорят на жеребцов, на кобыл так не говорят. А жеребцов не режут. Тем более боевого коня, друга. Резали, режут, ели, едят, смаковали и смакуют (татары Чингизхана и казахи) только не используемых под седлом или в телеге кобылиц и жеребят. Знай на будущее.

  

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

1) Если косу можно было перековать в саблю, то обратный процесс аналогичен. 

Да что вы говорите! ну надо же. Хорошо что поведали миру об этом.

Да, в мирное время обратно из сабли делали косу. Наверное для того чтобы пшеницу или рожь косить, знатные хлеборобы были...

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

2) Конь обычно говорят на жеребцов, на кобыл так не говорят. А жеребцов не режут. Тем более боевого коня. Резали, режут, ели, едят, смаковали и смакуют (татары Чингизхана и казахи) только не используемых под седлом или в телеге кобылиц и жеребят.

По моему у вас для этого есть специальная безымянная порода для откорма и поедания, а раз порода там тоже есть жеребцы. У корейцев есть специальные породы собак для откорма и смакования, а для кого то есть собак неприемлемо, собака это же не овца. У некоторых к собакам  совершенно иное отношение, даже если это специальная порода для поедания и смакования, это все равно собака.

Про татар ЧХ - это бред, поэтому no comment

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, Duwa-Soqor сказал:

Да что вы говорите! ну надо же. Хорошо что поведали миру об этом. Да, в мирное время обратно из сабли делали косу. Наверное для того чтобы пшеницу или рожь косить, знатные хлеборобы были...

 

Ты не владеешь вопросом, зачем тогда споришь?

 

20 часов назад, Duwa-Soqor сказал:

1) По моему у вас для этого есть специальная безымянная порода для откорма и поедания, а раз порода там тоже есть жеребцы. У корейцев есть специальные породы собак для откорма и смакования, а для кого то есть собак неприемлемо, собака это же не овца. У некоторых к собакам  совершенно иное отношение, даже если это специальная порода для поедания и смакования, это все равно собака.

2) Про татар ЧХ - это бред, поэтому no comment

 

1) И тут ты не владеешь вопросом, не понимаю зачем тогда споришь.

2) Тебе надо больше читать и тогда ничего бредом казаться не будет.

 

Link to comment
Share on other sites

04.06.2020 в 13:24, АксКерБорж сказал:

 

Ты не владеешь вопросом, зачем тогда споришь?

 

 

1) И тут ты не владеешь вопросом, не понимаю зачем тогда споришь.

2) Тебе надо больше читать и тогда ничего бредом казаться не будет.

 

Вам нечем ответить?

Link to comment
Share on other sites

01.06.2020 в 16:16, Le_Raffine сказал:

Левшин писал, что казахи делали подобие сабель из кос, полученных у русских. Интересно сохранились ли образцы такого оружия?

Левшин же писал про ножи и кинжалы сделанные из кос: "Кузнецы делают ножи, копья, чеканы, удила для лошадей и другие необходимейшие в домашней жизни вещи. Ножи и кинжалы выделывают они из старых кос, от русских получаемых"

 

01.06.2020 в 16:25, АксКерБорж сказал:

Наверно можно было и обратно, например, перековать саблю в косу, в мирное время. :)

Перековать из боевого оружия сельхоз. инструмент это совсем не мышление воина ! До такого могут додуматься только абсолютные мирные пацифисты, которым сама мысль о военном ремесле совсем чужда и вызывает неприязнь. Это совсем не характерно для менталитета воинственных кочевников.

В мирное время сабля у кочевников скорее должна висеть на стене юрты и красоваться на фоне дорогого ковра.

Link to comment
Share on other sites

23.12.2020 в 21:13, Scythian foot fighter сказал:

Это совсем не характерно для менталитета воинственных кочевников.

 

Более чем уверен, что это миф про воинственность кочевников.

Они воевали лишь тогда, когда это было нужным.

Всё остальное время они были мирными скотоводами.

 

23.12.2020 в 21:13, Scythian foot fighter сказал:

В мирное время сабля у кочевников скорее должна висеть на стене юрты и красоваться на фоне дорогого ковра.

 

Это из фильмов взято? )

 

23.12.2020 в 21:13, Scythian foot fighter сказал:

Перековать из боевого оружия сельхоз. инструмент это совсем не мышление воина ! До такого могут додуматься только абсолютные мирные пацифисты, которым сама мысль о военном ремесле совсем чужда и вызывает неприязнь.

 

Запросто, если метал нужен в хозяйстве.

Оружие в те времена не коллекционировали развешивая на коврах. :)

Куда нужнее были для повседневной жизни топоры, зубила, вилы, казаны, ложки, стремена  и прочие орудия труда и утварь. 

 

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Более чем уверен, что это миф про воинственность кочевников.

Они воевали лишь тогда, когда это было нужным.

Всё остальное время они были мирными скотоводами.

Не миф, много лишнего времени давало мужчинам заниматься либо охотой либо набегами, ремесленников было немного.

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Это из фильмов взято? )

Ф. Назаров. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии

Мы видели разставленные по реке их подвижные юрты, сделанные из войлоков, натянутых на рамы; у богатых оные [юрты] украшены были внутри пестрыми шелковыми материями. Перед юртами стояли оседланные лошади; внутри юрт лежали молошные мешки, а на стенах висело оружие и конская збруя.

 

Картина Джона Кэстля, на стене юрты висят: лук и стрелы, ружье и сабля.

Suvret4.png

 

1913 год, как видно сабли никто в сельхоз инструменты не перековал, за пределами постановочных фото висеть они уже будут изнутри дома/юрты.

image08375.jpg

 

 

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Запросто, если метал нужен в хозяйстве.

Оружие в те времена не коллекционировали развешивая на коврах. :)

Богатые еще как развешивали, перековать дорогое для степняка длинноклинковое оружие в сельхоз инструмент это мышление земледельца-пацифиста-крестьянина. Вы случаем не узбек или не южный казах ?:ozbek:

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Оружие это престиж. Оружие ковалось кузнецами отборным металлом, а не из батиного лома с чердака или фольги от шоколадки "Казахстан". 

Мечи, кылыши, палаши, калаши передавались по наследству.

Так что если джигит вздумает перековать меч и пустить его на ложки и вилки для тоя, батя ушатает его за такое. 

 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Кочевники (напр казахи в прошлом и т.д.) всегда были на старте. И как здесь без оружия?

В экстренных случаях (джута-бескормица и т.д.) пострадавшие казахи объединялись, самоорганизовывались (в первую очередь родственники)  в вооруженные отряды для захвата новых пастбищ,  скота и т.д.  Т.е  для того чтобы выжить. И плевать здесь на какие либо законы. Главное выжить!

Можно прочитать об этом напр у Радлова.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Kenan сказал:

Оружие это престиж. Оружие ковалось кузнецами отборным металлом, а не из батиного лома с чердака или фольги от шоколадки "Казахстан". 

Мечи, кылыши, палаши, калаши передавались по наследству.

Так что если джигит вздумает перековать меч и пустить его на ложки и вилки для тоя, батя ушатает его за такое. 

 

Согласен, в мирное время оружие это семейная реликвия о былых славных временах своих предков. Артефакт который должен обрастать байками/преданиями/сказками.

Если бы казахи и другие кочевники активно занимались бы земледелием и косьбой травы. То скорее всего появился бы какой-нибудь инструмент типа шашки и мачете, или как пальма у сибирских народов. Хотя сибирская пальма скорее как топор и тесак.

В Восточной Европе для военной нужды косы в сабли/мечи/шпаги не перековывались, а просто изменялось направление крепления к древку. Получалась боевая коса/глефа/алебарда/пальма.

Косинеры:

https://warriors.fandom.com/ru/wiki/Литвинские_косинеры

https://karabai96.livejournal.com/94903.html

235779_600.jpgStachowicz_Kosynierzy.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

Кочевники не знали когда и откуда придет банда барымтачей налётчиков чтобы разграбить аул. Даже казахи нападали на казахов, не смотря на биртуганство 

Это были суровые времена. Телефонов тогда еще не было чтобы позвонить в полицию. Но в юрте каждого казаха была сабля, которой его дедушка резал хлеб, а когда не резал хлеб, то резал шужык и врагов. 

Link to comment
Share on other sites

25.12.2020 в 19:20, Scythian foot fighter сказал:

Не миф, много лишнего времени давало мужчинам заниматься либо охотой либо набегами, ремесленников было немного.

 

Кочевые степняки не будучи оседлым народом не могли быть ремесленниками по сути, они были просто скотоводами. 

Но кочевой быт предусматривал эти нужные в быту профессии, в их среде всегда находился сапожник, плотник, кузнец или ювелир, у них для этого были кочевые переносные кузницы и инструменты. Фото документы мной были залиты в теме "Жизнь и быт Северо-Восточного Казахстана по фотографиям Багаева и Дудина".

Охота это не воинственность, а мужское развлечение.

Набегов просто так скотоводы не совершали, если не было для того причин, о чем говорят исторические документы.

 

25.12.2020 в 19:20, Scythian foot fighter сказал:

у богатых оные [юрты] украшены были внутри пестрыми шелковыми материями. Перед юртами стояли оседланные лошади; внутри юрт лежали молошные мешки, а на стенах висело оружие и конская збруя.

 

Богач на то и богач, чтобы демонстрировать свое богатство.

Мы же наверно ведем речь о народе, а не о единицах людей? 

Поэтому я считаю это не аргумент.

Сомневаюсь, что в каждой семье и в каждой юрте на стенах висели сабли, копья, щиты, мечи. -_-

 

25.12.2020 в 19:20, Scythian foot fighter сказал:

Картина Джона Кэстля, на стене юрты висят: лук и стрелы, ружье и сабля.

 

Мы ведем речь про металл.

Лук, стрелы, да и ружье переплавить невозможно.

А сабли, если честно, на стене юрты я не вижу.

 

25.12.2020 в 19:20, Scythian foot fighter сказал:

Богатые еще как развешивали, перековать дорогое для степняка длинноклинковое оружие в сельхоз инструмент это мышление земледельца-пацифиста-крестьянина. 

 

Я не утверждал, что всё оружие непременно перековывалось. Я лишь допустил, что в мирное время если того требует нужда, простой народ, скотоводы, могли перековывать не нужные громоздкие орудия в остро необходимые хозяйственные предметы.

 

25.12.2020 в 19:20, Scythian foot fighter сказал:

Вы случаем не узбек или не южный казах ?:ozbek:

 

Нет, наоборот, я практически единственный казах на форуме из Степного края. -_-

С юга у нас очень много юзеров. Отсюда и все их групповые наезды на мои посты и темы, от невосприятия и непонимания незнакомых им традиций и терминов. :D

 

14 часов назад, Kenan сказал:

Кочевники не знали когда и откуда придет банда барымтачей налётчиков чтобы разграбить аул. Даже казахи нападали на казахов, не смотря на биртуганство 

 

Неправда. Барымта это не разбой, не налёт, не военный рейд.

Барымта это вид принудительного исполнения решения суда биев.

Навряд ли при барымте в ход шли сабли или копья.

Насколько мне известно по историческим документам, при барымте использовали кнуты, сойылы, максимум айбалта. И насколько мне известно, барымта со смертельными исходами была редкой. Целью было не убийство людей, а угон скота. Оружие шло в ход в случае, если натыкались на отпор.

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Я не утверждал, что всё оружие непременно перековывалось. Я лишь допустил, что в мирное время если того требует нужда, простой народ, скотоводы, могли перековывать не нужные громоздкие орудия в остро необходимые хозяйственные предметы.

 

Кажется в этой теме я заливал фото С.М. Дудина, на котором был представлен хороший пример в обоснование моих слов.

На фото был барабан для охоты с ловчими птицами из нашего края, который судя по явным признакам был переделан из воинского шлема.  

 

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Охота это не воинственность, а мужское развлечение.

Набегов просто так скотоводы не совершали, если не было для того причин, о чем говорят исторические документы.

Охота у кочевников это развлечение способствующее к воинственности.

Набеги кочевниками делались по разным причинам:

грабительская экономика; 

бедность самих налетчиков; 

вытеснение из своих кочевий другими кочевниками;

безделье большей части мужского населения.

У казахов в основном 2 и 4 пункты.

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Мы ведем речь про металл.

Лук, стрелы, да и ружье переплавить невозможно.

А сабли, если честно, на стене юрты я не вижу.

Почему считаете что ружье переплавить невозможно ? Умудрялись же кочевники как-то делать ружья - значит и обратный процесс возможен. Есть там сабля, внимательнее посмотрите под луком, видна рукоять и перекрестие, затем изогнутый темный клинок.

56a74f383d9f7c43ac5fc4f5a30b6bfc.jpg

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Я не утверждал, что всё оружие непременно перековывалось. Я лишь допустил, что в мирное время если того требует нужда, простой народ, скотоводы, могли перековывать не нужные громоздкие орудия в остро необходимые хозяйственные предметы.

Это мышление земледельца-пацифиста-крестьянина :ozbek:, которое требует подтверждений. Оружие тем более сабля это дорого, сельхоз инструменты легче купить чем жертвовать предметом гордости и самозащиты/войны.

 

Link to comment
Share on other sites

Народная мудрость гласит:  "казах без понтов = беспонтовый казах"

И я не нашел в википедии такой этнос как "беспонтовые казахи"

Если бай не махал саблей в боях, то хотя бы вешал ее в своей юрте для красоты. Это элемент престижа и роскоши, не каждый казах мог позволить себе саблю, тем более хорошего качества. 

Кому придет в голову делать из сабли сельхоз инструмент? 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Kenan сказал:

Народная мудрость гласит:  "казах без понтов = беспонтовый казах"

И я не нашел в википедии такой этнос как "беспонтовые казахи"

Если бай не махал саблей в боях, то хотя бы вешал ее в своей юрте для красоты. Это элемент престижа и роскоши, не каждый казах мог позволить себе саблю, тем более хорошего качества. 

Кому придет в голову делать из сабли сельхоз инструмент? 

 

Ув. Kenan, прошу почитать мой пост выше, там я вроде как предусмотрел прихоти баев с понтами, и возможность переплавки при острой нужде простолюдинами. ;)

 

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Охота у кочевников это развлечение способствующее к воинственности. 

 

Не считаю казахов воинственными, особенно казахов 20 - 21 веков, хотя и ярые охотники. ;)

Всю свою воинственность казахи давно растеряли. Нынче кроме понтов ничего не осталось.

 

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Набеги кочевниками делались по разным причинам: 

грабительская экономика;  бедность самих налетчиков;  вытеснение из своих кочевий другими кочевниками; безделье большей части мужского населения. 

У казахов в основном 2 и 4 пункты.

 

Вот вы рассуждаете, рассуждаете, рассуждаете, а привести исторические факты в обоснование своих 4-х или пусть 2-х пунктов сможете по казахам?

Сомневаюсь.

 

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Есть там сабля, внимательнее посмотрите под луком, видна рукоять и перекрестие, затем изогнутый темный клинок.

 

Прошу прощения, не заметил.

 

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Почему считаете что ружье переплавить невозможно ? Умудрялись же кочевники как-то делать ружья - значит и обратный процесс возможен.

 

Зачем? :o Ружье ведь не копье и не меч, это дорогой, сложный и дорогой механизм.

Это все равно что переплавлять Лэнд Крузер на металл. :D

 

2 часа назад, Scythian foot fighter сказал:

Это мышление земледельца-пацифиста-крестьянина :ozbek:, которое требует подтверждений. Оружие тем более сабля это дорого, сельхоз инструменты легче купить чем жертвовать предметом гордости и самозащиты/войны.

 

Повторяетесь, а это минус в беседе.

Если не секрет, из какой вы области родом? У вас заметен комплекс, уши которого так и торчат в каждом вашем посте, например, в каждом комменте пытаетесь выдать себя за воинственного тру степняка кочевника и по ходу принизить оседлых, земледельцев вставляя тюбетейку. Обычно так делают те, кто сам из энтих. ;)

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Не считаю казахов воинственными, особенно казахов 20 - 21 веков, хотя и ярые охотники. ;)

Всю свою воинственность казахи давно растеряли. Нынче кроме понтов ничего не осталось.

Не про современность говорим.

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Вот вы рассуждаете, рассуждаете, рассуждаете, а привести исторические факты в обоснование своих 4-х или пусть 2-х пунктов сможете по казахам?

Сомневаюсь.

Для меня это давно известная очевидность. Тот же Левшин и другие очевидцы тех времен писали, что казахов на грабеж толкает бедность и что так же большая часть мужского населения находится в праздности.

И вообще-то это моя очередь спрашивать с вас источники о перековке такого специализированного боевого оружия как сабля в сельхоз инструмент ! 

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Зачем? :o Ружье ведь не копье и не меч, это дорогой, сложный и дорогой механизм.

Это все равно что переплавлять Лэнд Крузер на металл. :D

Чаще всего ружье казахов и среднеазиатов это просто труба с фитилем и деревянным ложем.

 

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Если не секрет, из какой вы области родом? У вас заметен комплекс, уши которого так и торчат в каждом вашем посте, например, в каждом комменте пытаетесь выдать себя за воинственного тру степняка кочевника и по ходу принизить оседлых, земледельцев вставляя тюбетейку. Обычно так делают те, кто сам из энтих. ;)

Не пытайтесь с себя:ozbek: стрелки перенаправить.

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Тот же Левшин и другие очевидцы тех времен писали, что казахов на грабеж толкает бедность и что так же большая часть мужского населения находится в праздности.

 

И кого грабили праздно шатающиеся казахи по вашему?

Можно ссылки или цитаты?

 

17 часов назад, Scythian foot fighter сказал:

Не пытайтесь с себя:ozbek: стрелки перенаправить.

 

В отличие от вас я не скрываю откуда я.

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

И кого грабили праздно шатающиеся казахи по вашему?

Можно ссылки или цитаты?

Казахи грабили казахов и других соседей, а так же караваны проходившие через казахские степи.

ПОЕЗДКА ПОСПЕЛОВА И БУРНАШЕВА В ТАШКЕНТ В 1800 г.

Некоторые при речке Нуре и в других местах начали производить небольшое хлебопашество, но труд оного празднолюбивому народу не может быть приятен, отчего упражнение сие и не может сделаться общим.

Введенный в обыкновение грабеж под названием баранты для них самой разорительнейшей: одна волость пользуется слабостью другой и вооруженною рукою отнимает скот, или другое имущество. Таковыми поступками будучи одни другим опасны, взаимно себя истощают. Султаны и другие их власти не только не имеют попечения, чтоб благоразумным внушением зло сие отвратить, но и сами принимают главнейшее участие. Мщение их в том не может быть иначе удовольствовано, как подобным грабежом, каковой они между собой всегда щитают долгом, неимеющим ни числа ни времени. А как грабежи сии бывают частые, и скопляются для сего большими партиями, почему проезжающие всегда находятся в опасности, дабы не попасть в добычу грабителей; иногда целые караваны купцов не могут сего избежать; ибо — совокупные силы не одной воровской партии, но и всей волости превосходят могущество тех, которые бы решились себя защищать.

 

ЛЕВШИН А. И. ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ

Киргиз подходит к южному азиатцу леностию своею. Чего недостает в климате для произведения сего свойства, то довершает в нем образ жизни: большую часть лета от жары проводит он во сне, а зимою почти не оставляет своей кибитки потому, что снега засыпают все пути. Притом не зная никаких искусств и ничем почти не занимаясь, кроме скотоводства, он ни в какое время не [322] видит нужды много трудиться. Жены и дочери составляют также одну из причин, поощряющих его к лености, освобождая от всех трудов по домашнему хозяйству. Видя хотя немного достаточного киргиза, лежащего в совершенном бездействии близ турсука (кожаного мешка), наполненного кумысом, нельзя не вспомнить гомеровых циклопов 6, которые не пахали, не сажали и не сеяли, а жили на счет богов. Таковая праздность рождает в киргизе беспечность, сластолюбие и болтливость. Она же делает его до чрезмерности любопытным и даже жадным ко всяким новым слухам. Никакая почта не может сравниться в скорости с молвою, которая как ветер пустынь разносит новости по ордам киргизским. Коль скоро приезжает в аул гость, особенно издалека, то все тотчас собираются слушать его, и за все угощение никто не требует от него другой платы кроме рассказов. Богатые и знатные сообщают своим приятелям новости с нарочными вестниками.

Войны правильной они не ведут и вести не могут по недостатку подчиненности, распорядка и согласия, но нападения, как на проходящие чрез степи их караваны, так и на границы соседственных с ними народов делают они очень часто. Однако ж толпы таковых хищников редко бывают многочисленны.

 

ГАВЕРДОВСКИЙ Я. П.  ЖУРНАЛ

Главные понятия о законе заключаются здесь в следующих кратких правилах: чтоб исполнять всегдашнее омовение, употребляя для сего, за неимением воды, песок; повременное богомолье; снискивать пропитание чрез оружие, быть в беспрерывной праздности и удовлетворять желанию; по силе и по возможности пользоваться многоженством, что доводят они до чрезвычайности; а христиан считать врагами веры их, за что увозить иноверцев в неволю.

Сначала все сии племена жили по степям не соединено и, находясь в праздности, под предводительством мелких [48] семейных своих начальников довольствовались для пропитания себя грабежом друг друга и нападением на соседние земли, а от сего и составлялись партии или отделения, которые соединялись потом с другими по случаю корысти или по силе предводителей и более для того, дабы к спасению живота своего иметь над сильнейшими преимущество.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Scythian foot fighter сказал:

Некоторые при речке Нуре и в других местах начали производить небольшое хлебопашество, но труд оного празднолюбивому народу не может быть приятен, отчего упражнение сие и не может сделаться общим.

 

Причина не лень, как это показалось Поспелову с Бурнашевым, а чуждость землепашества для кочевого скотовода.

Вы прям составили целую подборку цитат о лентяйстве казахов. :)

 

1 час назад, Scythian foot fighter сказал:

почти не занимаясь, кроме скотоводства, он ни в какое время не [322] видит нужды много трудиться. Жены и дочери составляют также одну из причин, поощряющих его к лености, освобождая от всех трудов по домашнему хозяйству.

 

Труд скотовода не менее тяжел, чем землепашество, особенно суровыми зимами.

Стороннему наблюдателю, особенно оседлому человеку, на первый взгляд казах представлялся лентяем.

 

1 час назад, Scythian foot fighter сказал:

Введенный в обыкновение грабеж под названием баранты для них самой разорительнейшей: одна волость пользуется слабостью другой и вооруженною рукою отнимает скот, или другое имущество.

  

Навряд ли такой знаток степи и казахов как Левшин не знал, что барымта это не грабеж, а принудительное исполнение судебного решения.

 

1 час назад, Scythian foot fighter сказал:

Войны правильной они не ведут и вести не могут по недостатку подчиненности, распорядка и согласия, но нападения, как на проходящие чрез степи их караваны, так и на границы соседственных с ними народов делают они очень часто. Однако ж толпы таковых хищников редко бывают многочисленны.

 

Наверно речь идет о каком-нибудь отдельном роде и отдельном регионе где проходили караваны? Может про адаев?

Про другие области Казахстана я такого не встречал.

 

1 час назад, Scythian foot fighter сказал:

Сначала все сии племена жили по степям не соединено и, находясь в праздности, под предводительством мелких [48] семейных своих начальников довольствовались для пропитания себя грабежом друг друга и нападением на соседние земли, а от сего и составлялись партии или отделения, которые соединялись потом с другими по случаю корысти или по силе предводителей и более для того, дабы к спасению живота своего иметь над сильнейшими преимущество.

 

У меня нет под рукой его "Обозрения Киргиз-Кайсацкой Степи", но если я не ошибаюсь, Гавердовский это писал про неспокойные времена перед возвышением Чингизхана, ни капельки не сомневаясь, что казахи это потомки татарских племен Чингизхана.

 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Причина не лень, как это показалось Поспелову с Бурнашевым, а чуждость землепашества для кочевого скотовода.

Это вы так хотите думать, а так как они жили в то время то им было виднее. Земледелие для казахов по большей части было вынужденным. Им занимались в основном обнищавшие казахи, которые все равно старались обратно обзавестись скотом и снова относительно беззаботно кочевать.

 

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Труд скотовода не менее тяжел, чем землепашество, особенно суровыми зимами.

Стороннему наблюдателю, особенно оседлому человеку, на первый взгляд казах представлялся лентяем.

Кочевать и пасти скот легче чем постоянно работать на поле. В Казахстане хорошая плодовитая земля, но разные кочевники все равно в приоритет ставили кочевое скотоводство. О чем это говорит ? О том, что кочевое скотоводство дает больше выгоды, при меньшем вложении в него труда нежели земледелие.

 

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Навряд ли такой знаток степи и казахов как Левшин не знал, что барымта это не грабеж, а принудительное исполнение судебного решения.

Вот именно Левшин жил в то время и знал о чем писал. Всем казахам и неказахам главным образом надо запомнить-зафиксировать у себя в голове, что барымта в 19 веке чаще всего это взаимный грабеж друг друга основанный на субъективном суждений обиженных кочевников. А не повторять по сто раз идеализированное представление о барымте. Все современники кто хоть сколько-то подробно расписывал про барымту, все они свидетельствуют что барымта это губительный разорительный грабеж и даже с боевым оружием, а не только дубинки и ногайки.

 

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

У меня нет под рукой его "Обозрения Киргиз-Кайсацкой Степи", но если я не ошибаюсь, Гавердовский это писал про неспокойные времена перед возвышением Чингизхана, ни капельки не сомневаясь, что казахи это потомки татарских племен Чингизхана.

Это примерно после ордынское время.

Гавердовский про взаимный грабеж друг друга, грабеж караванов и набеги на всех соседей.

Когда обиженный предстанет к бию с просьбою, тут уже влекут и ответчика, и таким образом разбирая происшествия на словах, оканчивают дело в полчаса; но ежели последний другого совсем рода, тогда бий посылает истца с детьми к старейшине оного рода требовать удовлетворения и в случае неисполнения [431] велит барантовать, т.е. следующий иск отнять силою. А потом судья и истец отнятое разделяют поровну; а если невозможно будет совершить сие явным образом, тогда производят хищничество, нападая тайно на табуны или, дождавшись в скрытых местах выезда самого обвиняемого, снимают с него оружие, одежду и уводят лошадь. Сей род похищения нередко основывается на личных и несправедливых претензиях, а потому и подает право к отмщению, которое таким образом, переходя из рода в род, сделало между киргизцами повсеместное хищение за обиды дедов и прадедов; и вместо того, что прежде баранты совершались с воли родоначальников под управлением почтенных людей и производимы были только за великие претензии, т.е. за воровство 100 и более лошадей, ныне один баран, обидное слово – все производит баранту.

После таковых поступков неудивительно, что народ киргизский воровство не считает пороком. Человек, успевающий в сем ремесле, признается за человека искусного и нередко получает титул наездника (батыр). Бедные, соединясь с ним, составляют особое общество, которое иногда делается довольно знаменито. Они в сотовариществе с другими под видом баранты часто угоняют скот от аулов богатых, иногда делают для грабежа набеги в соседние земли, а более всего нападают на купеческие караваны под видом собрания пошлины за пропуск чрез свои жилища, останавливая их таким образом на каждом ночлеге. Получаемая подобным образом добыча составляет единственное пропитание многих киргизцев, которые по прибытии в свои жилища большую часть пригнанного скота, дабы не отняли у них его обратно другие партии, убивают для своего насыщения и все прочее отправляют на мену для получения зимнего съестного запасу и вещей для уборов; а после сего снова готовятся на оный же промысел. Киргизцы также во время проезда по степи не избегают сих опасностей. Иногда даже бии, встретясь нечаянно с шайкою воров, лишаются всего, что с собою имеют, и должны нагие брести до ближнего аула. Словом, ни один здешний обитатель с самыми добрыми расположениями души не может остаться спокоен, чрез что почти невольным образом делается хищником. [432]

Между киргизцами редко слышно смертоубийство, ибо мщение за кровь непримиримо в роды родов1(1 Так в тексте.), так что иногда стоит жизни и имения целых аулов. Во всякое время и во всяком месте, где бы не случилось встретить истцу киргизца того отделения, из которого был убийца, хотя бы сей и не был к тому причастен, но ежели не сделано по их обычаю примирения для заплаты мзды крови, то истец имеет право тотчас его умертвить.

В проезд наш в степи случилось следующее происшествие, которого мы почти были свидетели: чумекейского отделения наездник, скрытно прокравшись к чиктынцам, напал на один аул в намерении отогнать скот, но неожидаемое сопротивление произвело драку, окончившеюся смертоубийством. Брат убитого протестовал всему своему отделению и требовал мести. Виновный предлагал кун, т.е. мзду крови, и между тем во время сих переговоров он умер от ран, в сем же деле от другого киргизца полученных. Но, несмотря на сие, ненависть и после смерти его не прекратилась. Истец возбудил своих биев собрать толпу народа и идти вооруженною рукою на весь удел виновного. Начальники сего последнего выехали сами с оружием и после некоторых сношений согласились обоюдно сделать совет и примирить виновных с тенью убитого. Условие положено, избранные депутаты выехали от обеих воюющих сторон на средину поля, оба ратных строя разделяющего, и, слезши с лошадей, сели в круг. Они для лучшего средства к примирению, взяли с собою одни брата убитого, а другие – трех сынов убийцы. После обыкновенного приветствия и по краткой молитвы: «Да всевышний Бог пошлет им духа спасителя, могущего прервать восставший раздор», начались переговоры. Но при сем случае как скоро брат-мститель узнал в числе присутстующих детей ему ненавистных, то с поспешностью встал со своего места и мгновенно вонзил старшему из них в грудь кинжал. Вражда умолкла! Бии, принеся слова благодарения Богу и заключив друг друга в объятия, миролюбиво разъехались в свои жилища. Редко, однако ж, ныне совершаются таковые жертвы, корысть берет в сем случае преимущество, и кун кончит распрю.

В таковом положении мы видели народ киргизский. Бедность и грабежи час от часу между оным увеличиваются, караваны [433] купеческие погибают среди его, граница российская и прочие порубежные страны находятся во всегдашней опасности от набегов. Уже дошло до того, что некоторые из них просят милостыню то в российских селениях и, так сказать, из куска хлеба живут в работниках; но многие из беднейших скитаются еще по степи, дабы похитить что-нибудь утолить голод. Если волнения сии продолжатся далее, народ сей весь вконец разорится, и если погибель сия доведет их до отчаяния, то по необузданности и непреоборимой любви к праздности ничего более ожидать нельзя, как опасных последствий. Нужно только, чтоб между ними явился человек с твердою решительностью, тогда может произойти таковое же для соседних им народов опустошение, каковое было прежде при Чингиз-хане, Тамерлане и других кочевых завоевателях, которые соделались страшны, иногда от подобных же сему обстоятельств.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Казахи были настоящими гангстерами степей. Трудяги-работяги были не в почете. Ведь умелый кочевник - это проворный и дерзкий кочевник, способный прокормить семью скотом и прославить род успешными рейдами. А работают пускай другие народы, всякие катыны и рабы.  

Барымта это традиционная форма грабежа взаимоотношений между родами. Однажды в ауле, устав от рутины степняк решается на барымту дабы разбогатеть и прославить свой род. После успешной барымты племя наделяет его званием "батыра". Другой джигит из разграбленного аула запоминает обидчика и обещает отомстить ему или его потомству. Вот такая красивая степная романтика. Раньше пацанам хватало отечественных криминальных драм, и не было дурного влияния зарубежных гангстерских историй (всякие чуждые острые козырьки и бригады).  

Ведь не спроста даже многие современные казахи симпатизируют криминальным авторитетам, а бандиты являются образцом мужества. 
Казах должен был уметь делать движухи по-красоте и вести раздел имущества в своем роде. Даже самый несмышленный баурсак в племени был обеспечен скотом на всю жизнь, пока его не украдет другой степной бродяга-симпотяга. 

Поэтому в народе не осталось памяти о борце с преступностью Арынгазы хане, ведь степная братва не одобряла запрет на традиционный спорт барымту. 

Но жизнь была от этого опаснее. Вернувшийся с добычей борзый барымтач рисковал ответным ударом от потерпевшей стороны. За дерзость отца могли ответить его дети или потомки. 

Оружие имело огромное значение в жизни казаха. 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...