buba-suba Опубликовано 16 января Поделиться Опубликовано 16 января В 15.01.2024 в 17:11, Steppe Man сказал: Может они древние огузы? Не забывайте что Огуз-хан - внук Могул-хана. А монголы - потомки сыновей Могул-хана. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано 17 января Поделиться Опубликовано 17 января 23 часа назад, buba-suba сказал: Не забывайте что Огуз-хан - внук Могул-хана. А монголы - потомки сыновей Могул-хана. Опять вы с цитатами РАДа Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 17 января Поделиться Опубликовано 17 января В 16.01.2024 в 20:59, buba-suba сказал: Не забывайте что Огуз-хан - внук Могул-хана. А монголы - потомки сыновей Могул-хана. По Абулгази- именно татары победили монголов и выгнали из Монголии в Эргунэ кун. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января В 17.01.2024 в 21:36, Steppe Man сказал: По Абулгази- именно татары победили монголов и выгнали из Монголии в Эргунэ кун. Да, истинные татары, а не в общем-политоним. У татар был Жужаньский каганат (после того как разбили монголов, а Киян и Нагос бежали за Б.Хинган, в Эргунэ-кон. Монголы и татары всю жизнь враждовали. И у тех, и у этих было право власти, как у потомков близнецов. Из-за этого и воевали. Только ЧХ лишил татар этого права, уничтожив старший татарский род тутукулйут. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января Эргунэ кун по реке Аргунь, не за Хинган. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 22 января Поделиться Опубликовано 22 января 3 минуты назад, Steppe Man сказал: Эргунэ кун по реке Аргунь, не за Хинган. У ср.монголов Аргунь течет до моря, шилка - приток. Думаете что Киян и нагос спрятались от татар недалеко от Буир-нура??? на реке Кан/Кон, притоке Аргуни? По китайским источникам мэн-ва/мэн-го жили восточнее Б.Хингана. Монголы вышли из Эргунэ-кона восточнее Б.Хингана. Там где китайцы построили крепости от набегов монголов и корейцев. или корейцы нападали на китайцев около Буир-нура? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 23 января Поделиться Опубликовано 23 января Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 апреля Поделиться Опубликовано 16 апреля В 31.10.2011 в 11:06, enhd сказал: Во первых Ябуган мэргэн и др. не являются первопредками монголов. Они предки ойротов в том числе "хойт"-ов. а) Ябуган мэргэн и Бу хан (Бөө хан) есть две разное имя одного предка. б) Ябуган мэргэн предок хойтов/ойротов, а Бу хан предок дербетов/чоросов. (согласно по легенде) Йабаган мерген ("пеший мерген") можно иначе перевести? Кто был его прототипом, как думаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 16 апреля Поделиться Опубликовано 16 апреля https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/primtext6.phtml#34 Комментарии 34. Приволжские ойраты говорят: название Йобогон Мерген (йобогон — пеший, мерген — умный) произошло оттого, что он был тяжел, никакая лошадь не могла выдерживать его на себе, почему он принужден был даже на войну ходить пешком, что для ойрата, который без коня ни шагу не делает, обстоятельство весьма важное. Белошапочники же (как рассказывают) назвали его Темур Лан потому, что он носил железную кольчугу (лан?). Приволжские ойраты прибавляют, что ойратские нойоны из зависти и ненависти преследовали, причем его ранили в ногу (вот и железный хромец, как Темурлана величают русские летописи!), и что от приалтайских стран хойты кочевали при верховьях р. Или, в Юлдусе и в странах Тарбагатайских; гора Богдо была в их пределах; он не раз принужден был удаляться в страну приуральскую. Этот рассказ наводит меня на мысль, что Йобогон Мерген жил не в XVI столетии, но гораздо раньше. Отчего же не считать его за Темурлана, родившегося в году Гал Хулугуна (1336 год по Р. X.) или Гал Укер (1337 год по Р. X.)? Если же взять во внимание упоминаемый нашим автором год Гал Гахай, то он соответствует годам нашего летосчисления: 1347, 1407, 1467 и 1527. 1347 год может соответствовать тому времени, когда Темурлан заставил товарищей детских игр своих присягнуть себе в верности и повиновении, не этот ли год и был запамятован ойратами? В 1407 году Темурлана уже не было в живых, он за год перед тем скончался. (См. соч. проф. Грановского.) Что Йобогон Мерген должен был жить в более отдаленное время, чем полагает нойон Батур Убаши Тюмень, я заключаю из следующего обстоятельства: в прошлом году в Петербурге я пересматривал изданную китайским правительством "Историю монгольских и туркестанских ванов и гунов" (на монгольском языке), принадлежащую А. В. Попову, и собирал материалы для генеалогических таблиц монгольских и ойратских владельцев; там из 68 и 101 тетрадей извлечено мною следующее: "Йобогон Мерген; его сын Удана (Утха) нойон; в 10-м от него колене был Орлик хошучи; его дети Даши, Чжимба и Омбо..." Последние жили в половине XVII столетия. От Орлик хошучи считается 10 колен до Йобогон Мергена в продолжение каких-нибудь 250 лет. По этому счислению Йобогон Мерген жил в конце XIV столетия, а известно, что Темурлан жил с 1336-1406 год. Итак, хойтский Йобогон Мерген есть Темурлан? Не имея под руками "Истории татар", соч. Абулгази, впрочем, не решаюсь признать их тождество тем более потому, что Темурлан родился в Самарканде. В "Сказании" Батур Убаши Тюменя нет ли ошибки? Указывая так часто на год Гал Гахай (1527 год по Р. X.), автор также не смешивает ли личность Йобогон Мергена и Темурлана с личностью Султан Бабера? Вообще этот XVII отдел требует строгой проверки с другими источниками, которых у меня нет под руками. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля В 16.04.2024 в 18:51, Zake сказал: Йабаган мерген ("пеший мерген") можно иначе перевести? Кто был его прототипом, как думаете? Ябагар=пешком. Ябаhан=ходивший/двигавшийся. Ябаха=ходить/двигаться. Перевод верный. Мэргэн - меткий. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 19 апреля Поделиться Опубликовано 19 апреля 5 часов назад, buba-suba сказал: Ябагар=пешком. Ябаhан=ходивший/двигавшийся. Ябаха=ходить/двигаться. Перевод верный. Мэргэн - меткий. Я же ясно спросил: можно иначе перевести? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
buba-suba Опубликовано 20 апреля Поделиться Опубликовано 20 апреля В 19.04.2024 в 17:48, Zake сказал: Я же ясно спросил: можно иначе перевести? не вижу вариантов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Из фондов МАЭ. Фото Е.Э. Бломквиста. Астрахань. Невеста калмычка едущая в Хурул. Нач. 20 в. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля В 19.04.2024 в 11:52, buba-suba сказал: Ябагар=пешком. Ябаhан=ходивший/двигавшийся. Ябаха=ходить/двигаться. Перевод верный. Мэргэн - меткий. бур. - монг. - рус. ябагар - явгаар - пешком ябаhан - явсан - ходивший/двигавшийся; уходил/поехал; ушел ... ябаха - явах - ходить/двигаться/идти ябаган?? - явган - пеший (по казахски оказывается жаяу, а мы тывинцы говорим жадаг). мэргэн - мэргэн - меткий Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля В 19.04.2024 в 17:48, Zake сказал: Я же ясно спросил: можно иначе перевести? Нету другого варианта. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля 4 минуты назад, enhd сказал: бур. - монг. - рус. ябагар - явгаар - пешком ябаhан - явсан - ходивший/двигавшийся; уходил/поехал; ушел ... ябаха - явах - ходить/двигаться/идти ябаган?? - явган - пеший (по казахски оказывается жаяу, а мы тывинцы говорим жадаг). Выходит у халха и бурятов йокающая фонетика? жайау - жадаг - йадаг - йабаг [ан, ар] Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Калмык Дмитрий Шараев дает интервью на ТВ Кобдосского аймака. Его говор и язык очень понятно, т.е. чётко и чисто звучит, короче говоря очень хорошо без всякой заикания или застревания проливает. 👍 Мне понятно поскольку я более менее хорошо владею ойротским говором/языком чем рядовые халха монголы. Есть конечно моменты например на калмыцком "дасх-" - это обучить/ся, научить/ся; а на халха монгольском "дасах-" - это привыкать, привыкнуть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля 27 минут назад, АксКерБорж сказал: Выходит у халха и бурятов йокающая фонетика? жайау - жадаг - йадаг - йабаг [ан, ар] на классик монгольском "йабуху, йабуган", и на кириллик монгольском "явах, явган". Что интересно слово "пеший" в тюркских языках: турция - yürüyerek узбек - oyoqda туркмен - pyýada кыргыз - жөө Здесь турецкий yürüyerek как раз более соотвемтсвует монгольском "явган" - идущий (пешком). А вот казахский жайау, нашеньский жадаг, кыргызский жөө и похожие думаю что монголизмы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля 45 минут назад, enhd сказал: Нету другого варианта. Есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Только что, Zake сказал: Есть. Нету, если есть то только у каких то посторенних вымыслителей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Ойротские разные говоры или диалекты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля 3 минуты назад, enhd сказал: Нету, если есть то только у каких то посторенних вымыслителей. ябаха - явах - ходить/двигаться/идти "Явах" - это не только означает "ходить пешком", вы это и сами прекрасно знаете. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Может "жаулык" у казахских женщин из одного корня белых воротничек ойротских женщин? И изза принятия ислама у казахских женщит добавились головная платочная часть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля 1 минуту назад, Zake сказал: ябаха - явах - ходить/двигаться/идти "Явах" - это не только означает "ходить пешком", вы это и сами прекрасно знаете. Явах - это ходить, идти (люди раньше только на своих двух бежали) . Если надо мы уточняем "машинаар явах" - идти на машине, "мориор явах" - идти на лошади и т.п. "нүцгэ-" - оголяться, нүцгэн - голый. 🤣 "шалда-" - оголяться (снять штаны), шалдан - голый без штанов. 🤣 "явга-" - опешиться, явган - пеший. 🤣 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 21 апреля Поделиться Опубликовано 21 апреля Только что, enhd сказал: Явах - это ходить, идти (люди раньше только на своих двух бежали) . Если надо мы уточняем "машинаар явах" - идти на машине, "мориор явах" - идти на лошади и т.п. "нүцгэ-" - оголяться, нүцгэн - голый. 🤣 "шалда-" - оголяться (снять штаны), шалдан - голый без штанов. 🤣 "явга-" - опешиться, явган - пеший. 🤣 Не только. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться