Guest Posted May 28, 2002 Share Posted May 28, 2002 http://www.zaimka.ru/kochevie/bobrov2.shtml Военное искусство джунгар. Вооружение и комплектование. Вплоть до середины XVII в. система вооружения и комплектования джунгарских армий мало отличалась от восточномонгольских аналогов. Однако здесь военное и культурное влияние государств Запада (Бухарского ханства и России) уже со второй четверти XVII в. становится достаточно ощутимым. Ойраты начинают достаточно широко применять в общем-то не свойственные монголам предметы вооружения: кольчато-пластинчатые доспехи (бехтерцы), кольчуги, рогатины и т.д. , как среднеазиатского, так и выполненного русскими ясачными людьми производства (Потапов Л.П.,1953, С. 137).. Однако по настоящему серьезные изменения произошли в 60- 70-е годы и были связаны с широким внедрением ручного огнестрельного оружия в ойратской армии. По всей видимости, это было связано с тем, что джунгарские правители во время серии ойрато-казахо-бухарских войн, смогли наглядно убедиться в эффективности действий пехоты, вооруженной ружьями и занимающей укрепленные позиции (Златкин, 1964, С. 198). Сам факт применения кочевниками огнестрельного оружия неудивителен (вспомним, как быстро и успешно усвоили монголы Чингис-хана осадную джурдженьскую технику), поражает размах перевооружения. Современники называли цифры в 20 и даже 30 тысяч стрелков с огненным боем» (Материалы… , 2000, С. 335, С. 338, С. 385). Последнее, при общей численности джунгарской армии в 40- 50 тыс. человек (Бичурин, 1991, С. 48), маловероятно, но сам факт широкого применения джунгарами огнестрельного оружия неоспорим. Русские летописцы и осведомители настойчиво подчеркивают эту особенность ведения боя ойратами, причем это становится особенно заметно, когда джунгар начинают сравнивать с их восточными собратьями: «И калмыки (джунгары) в военном деле гораздо мунгалов (халхасцев – Л.Б.) сильны и много имеют огненного боя от бухарцев» (Материалы… , 2000, С. 181), «…калмыцкий Бошохту-хан с людьми своими со многим огненным боем мунгальского хана… разбил» (там же, С. 303) и т.д. В начале XVIII в. ружья и пищали стали производиться и в самой Ойратии, но в XVII веке основным экспортером этого вида вооружения, по сведениям русских осведомителей, были среднеазиатские государства (Материалы… , 2000, С. 181). Однако мощный поток контрабанды шел и с территории России. Закупкой огнестрельного оружия в Москве занимались бухарские купцы (которых в отличии от монгольских послов русские власти осматривать не решались), в результате вплоть до начала 80-х гг. в Джунгарию регулярно отправлялись по 30 и больше возов с огнестрельным оружием (Материалы… , 1996, С. 357). Судя по маньчжурским миниатюрам, ойратские мушкетеры не носили доспехов и небыли способны вести рукопашный бой, поэтому в сражении их прикрывали воины с копьями и пиками. Которые, накануне Ологойской битвы, были выданы из ханских арсеналам даже русским послам (Материалы…, 2000, С. 385). Кроме стрелков из огнестрельного оружия (передвигавшихся на лошадях и спешивавшихся на поле боя) в состав армии входили конные стрелки из лука, а так же латники вооруженные древковым и клинковым оружием (Потапов, 1953, С. 137). Помимо самих ойратов в составе войск Галдана Бошокту-хана числились отряды данников и союзников Джунгарии: кыргызов (Материалы…, 2000, С.426), бухарцев (там же С. 349), халхассов. Тактика. Непрекращающиеся войны, которые вела Джунгария, предопределили гибкость тактики ойратов. И если на Западе колмаки сделали ставку на быстрые рейды своей латной конницы, то на Востоке, где им противостояли более многочисленные и лучше вооруженные отряды империи Цин, джунгары предпочитали вести оборонительные бои и добиваться победы в контратаках. На поле боя ойраты выстраивались в две линии, так чтобы фланги были выдвинуты в сторону противника и прикрыты болотом, лесом или горами (Златкин, 1983, С. 190). В первую линию боевого порядка становились мушкетеры и возможно копейщики. Их позиции джунгарские полководцы пытались прикрыть либо естественными складками местности, либо плетеным тыном (Златкин, 1983, С. 194). В случае если противник нападал на армию джунгар внезапно живым щитом , для прикрытия стрелков, могли выступать стада крупного рогатого скота (Материалы… , 2000, С. 349). Плотность огня ойратов была настолько велика, что маньчжурские воины, несмотря на поддержку собственной артиллерии, были вынуждены спешиваться и атаковать Галдана в пехотных колоннах. (Записки… , 1895, С. 350-351.). Основной задачей стрелков было остановить атаку войск противника, в то время как кавалерия (составлявшая вторую линию джунгарских войск) должна была опрокинуть его фланги. Такая тактика, основанная на активных действиях кавалерии с опорой на огнестрельную пехоту широко применялась в Средней Азии еще в XVI веке (Дюпюи, 1997, С. 344), но была совершенно неизвестна на степных просторах к востоку от Алтайских гор. Именно она стала предпоследней стадией развития военного искусства кочевников. Во многом благодаря ей были одержаны победы над халхассами (приведшие к ликвидации восточномонгольской государственности) и лучший армией Дальнего Востока регулярными войсками империи Цин. Особенно ярко превосходство джунгарской тактики над тактикой воинов Халхи было продемонстрировано во время сражения у оз. Олгой в самом начале войны, когда после степной кавалерийской схватки халхасцы были оттеснены джунгарами к топким озерным берегам, где …не мочно де было … конем ездить и были (не смотря на наспех возведенные укрепления) в упор расстреляны подоспевшей огнестрельной пехотой , причем вырваться из окружения удалось только самому Тушету-хану с кучкой телохранителей (Материалы… , 2000, С. 335). После этого сражения только вступление в войну Цинской империи воспрепятствовало объединению Монголии в единое государство. Причину поражения джунгар в войне 1688-1697 г.г. следует искать не на поле боя (где джунгарская армия показала почти безупречно), а в стратегических просчетах ойратских полководцев и междоусобной грызне джунгарской знати. Таким образом, можно констатировать, что основное отличие военного искусства кочевников Ойратии от Восточной Монголии заключалось в том, что для первых огнестрельное оружие стало основой ведения сражения, а для вторых лишь одной из многих форм дистанционного боя. Это во многом предопределило военное поражение Халхи, приведшее к ликвидации ее национальной независимости и как следствие к завершению развития ее военного искусства, как самостоятельного военно-исторического феномена. В то время как джунгарская продолжала развиваться по пути возрастания значимости огнестрельного оружия, его производства в степных условиях и создания собственной артиллерии. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор НГУ Ю.С. Худяков Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted May 28, 2002 Share Posted May 28, 2002 В последней четверти XVII в. Джунгарское ханство добилось значительных внешнеполитических успехов: был подчинен Восточный Туркестан, временно ликвидирована опасность со стороны казахских жузов, ослаблена Халха. Казалось, наступил благоприятный момент для объединения Монголии в единое государство. В 1688 г. войска Галдана Бошокту-хана вторглись в Восточную Монголию. Очень быстро войска халхасцев были разбиты, но на их стороне в войну вступила Цинская империя, сама мечтавшая о подчинении Монголии. Однако маньчжурский экспедиционный корпус был разбит ойратами в Ологойской битве (летом 1690 г.). Но император Сюань-Е, объявивший Галдана злейшим врагом династии не собирался сдаваться, тем более, что в Ойратии, метрополии Бошокту-хана, поднял мятеж его племянник Галдан – Церен, который отрезал дядю от родных кочевий. Узнав об этом Галдан начал отступать на север , но был настигнут в Улан-Бутуне стотысячной маньчжурской армией, однако сумел отбиться и отойти. Находящейся между двух огней , покинутый союзниками, лишенный баз, надеющийся только на помощь России, Галдан сражался еще 6 лет. И только в 1696 г. маньчжурам, в тяжелом для обоих сторон сражении у Дзун-Мод, удалось одержать верх. В следующем 1697 г. , Галдан Бошокту- хан умер. И война прекратилась, но только для того, чтобы в XVIII в. вспыхнуть с новой силой. Представленные здесь реконструкции трех основных сражений ойрато-маньчжурской войны 1688- 1697 гг. выполнены по материалам русских летописей (Материалы , 2000), сообщениям маньчжурских военных чиновников (Мен-гу-ю-му-цзы , 1895, С. 348-351; Златкин, 1983, С. 190-195, и др.). Подписи к цветной карте: 1. Сражение у оз. Ологой. 21 июля 1690 г. (рис. 1.1). Джунгары: 20 000 – 25 000 чел. (кавалерия, спешенные воины вооруженные огнестрельным оружием, копейщики). Цинские войска: 20 000 чел. ( кавалерия легким делом, с копьи, луки и сайдаки ). А). Нападение на джунгарский лагерь 500 халхасов и 200 воинов из Южной Монголии, скравших ойратские караулы, отбито латниками Галдана Бошокту-хана. Б). Джунгары, распределив свое войско в две линии, построились полумесяцем и ружейным огнем отбили атаку маньчжуров. В). Объединенная атака халхасов и цинского резерва захлебнулась, так и не достигнув переднего края обороны джунгар. После того, когда наша первая часть войска с калкаским войском на них наступала, то калка, опасаясь их огненного ружья, прежде всех побежала, за которыми и все джасакские (южно-монгольские) не видя себе подкрепления, им уступили" (из сообщения командования войск Цинской империи). Фланги цинской армии были сметены атакой джунгарской конницы, обступавшей основные силы имперцев. Видя опасность окружения, Арани отдал приказ о начале общего отступления. Ойраты преследовали цинов несколько недель, но полностью уничтожить группировку Арани им все же не удалось. 2. Битва при Улан-Бутуне. 1-2 августа 1690г. (рис.1.2). Джунгары: 20 000 чел. Цинские войска: 100 – 110 000 чел. (кавалерия, стрелки из ручного огнестрельного оружия, артиллерия). На заре 1 августа маньчжурская разведка обнаружила на берегу реки ойратские войска. Джунгары разместили отряды в лесу на высоких, откосных берегах реки, для защиты положа перед собой верблюдов" (в последующие дни применялись щиты из прутьев и укрепления из сваленных деревьев). Пользуясь пятикратным превосходством в живой силе, цины сковали центр ойратской армии перестрелкой из ружей и пушек, в то время как их отряды на обоих флангах переправились на тот берег. Левому крылу маньчжуров удалось окружить и сбить с позиций джунгарских стрелков, на правом фланге наступление цинов было менее удачным. Восьмизнаменная конница увязла в болотах и была отброшена джунгарской контратакой. Вечером маньчжурские полководцы, так и не сумев укрепиться на вражеском берегу, отвели войска. Следующие 4 дня сражения не принесли успеха ни одной из сторон. В итоге сражение закончилось в ничью. Ночью(5 августа) Галдан снялся с позиций и ушел на север. Цины не преследовали его. Сражение при Улан-Бутуне демонстрирует блестящие боевые возможности джунгарской армии: несмотря на 5-ти кратное превосходство в живой силе, наличие артиллерии и резервов Цины (лучшая армия Дальнего Востока не так давно сокрушившая многомиллионный Китай) так и не сумели уничтожить войска Галдана Бошокту-хана. 3. Битва у Дзун-Мод. Июнь 1696 г. (рис.1.3). Джунгары: 5-6 000 чел. Цинские войска: 35-40 000 чел. (пехота, кавалерия, артиллерия). А). Авангард цинской армии встретив джунгарские отряды, отошел на основные позиции. В ожидании ойратов, Цины построили армию в боевой порядок (в центре – китайские войска, справа и слева от них столичные шо-пинь-фуские и синаньские войска, на флангах – монголы. Датунский отряд был послан в засаду в обход горы напоминавшей лошадиное седло , небольшие отряды Цзунь-бину Така (1000 чел.) и нинь-янский отряд (1300 чел.) заняли соответствующие позиции за артиллерией на правом и левом флангах). Как только цинская армия построилась на вершине горы, стало ясно, что ойраты так же начали общую атаку , но увидав, что войско (цинов – Л.Б.) уже заняло вершину горы, они остановились у восточного склона ее и под его прикрытием открыли пальбу из ружей вверх . Б). Когда солнце приблизилось к полудню Галдан Бошокту-хан бросил все силы на прорыв центра маньчжурской армии. Тогда цинским войскам был отдан приказ спешиться, каждый солдат взял по пять лошадей, а остальные пешими устремились в бой . Был открыт огонь из орудий, но Галдан с женой Ану и другими мятежниками, не взирая на пушки и стрелы, сражались, побросав лошадей. Натиск их был настолько силен, что не было возможности нанести им поражение. Потери убитыми и ранеными с той и другой стороны были одинаковы (из сообщения цинского командования). Цинский центр прогнулся, наступил решающий момент сражения. В это мгновение маньчжурский отряд, посланный в засаду, обрушился на беззащитный ойратский лагерь и тылы джунгарской армии, а цинские полководцы начали контрнаступление по всему фронту. Большая часть ойратской армии (более 3 тыс. человек попало в окружение и было уничтожено), а меньшая бежала с поля боя. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted May 28, 2002 Share Posted May 28, 2002 1. Галдан Бошокту-хан (в центре). Свое детство и юность будущий правитель Джунгарии провел в Тибете при дворе Далай-ламы, где и был подстрижен в монахи, но, даже став светским государем, он не изменил привычкам юности, так, по сведениям современников, он до конца своей жизни так и не отрастил косу, следуя своему монашескому обету. Галдан одет в желтый китайский халат, поверх которого он носит панцирь типа «куяк» (металлические пластины изнутри приклепаны к матерчатой основе, так что взгляду постороннего видны лишь ряды заклепок). По покрою панцирь представляет собой «жилет» маньчжурского типа с осевым разрезом, но в отличие от своих цинских аналогов перехвачен поясом. К нижней части «жилета» пристегнуты лопасти, прикрывающие ноги всадника. Грудная часть панциря бронирована крупными прямоугольными (12 на 8см.) пластинами, подол – более мелкими (8 на 6 см.). ( Пластины обнаружены Лбовой Л.В. и Именохоевым П.М. и хранятся в музее БНЦ СО РАН). Наплечники и «подмышечники» реконструированы по аналогии. Руки хана от кисти до локтя прикрывают створчатые наручи бухарского производства. В левой он держит сфероконический «шелом» с козырьком и трехчастной бармицей. Поверхность шлема покрыта черным лаком и украшена золотой насечкой (шлем хранится в Государственном Эрмитаже). Во втулку шлема вставлена трубочка, к которой прикреплен флажок и пучок перьев (с маньчжурских миниатюр кон. XVII в.). На ногах ойратского правителя сапоги «гутулы» украшенные цветной аппликацией. К поясу подвешен колчан со стрелами. Его лицевая сторона украшена бронзовыми дисками, резными металлическими накладками и ракушками. Боевой конь Галдана покрыт броней (для кон. XVII в. это уже относительная редкость) кольчато-пластинчатого типа. Монгольские конские доспехи этого периода до нас не дошли. На рисунке изображен классический полный конский доспех широко использовавшийся мусульманской знатью от Герата до Дели, и от Бухары до Кашгарии (в частности изображенный на рисунке образец находится в экспозиции лондонского Тауэра). Он состоит из «нашейника» (из двух половин), нагрудника, накрупника (из трех сегментов) и маски с нащечниками. В сплошную броню вплетены металлические диски, усиливающие ее защитные свойства. Не стоит удивляться тому факту, что ярый ламаист использует элементы вооружения «правоверных» (незадолго до войны с Цинской империей Галдан подчинил Джунгарии Восточный Туркестан населенный мусульманами. Во время его похода на Восток в его армии насчитывалось не менее 5 тысяч «бухарцев» и кашгарцев. Да и по описаниям выходит, что комплекс вооружения ойратов был ближе скорее к Средней Азии, чем к Восточной Монголии). Нижняя кромка конских лат по монголо-тибетской традиции украшена лентами и крашеным конским волосом. Бунчуками и колокольчиками украшена и лошадиная сбруя. 2. Русский посол казак Кибирев (справа). «Албазинская» война с Цинской империей показала Москве, что тягаться на равных с Китаем на Дальнем Востоке Русское государство пока не может. Поэтому джунгаро-маньчжурская война пришлась, как нельзя кстати: халхасские нойоны, еще недавно угрожавшие русскому пограничью, были разгромлены Галданом, а интересы Цинской династии почти на столетие переключились с Севера на Запад. Противоборствующие стороны переоценивали военную мощь «Белого царя» и поэтому любыми способами пытались втянуть Россию в войну на своей стороне. Россия уклонилась от прямых военных действий и одновременно вела переговоры с обоими противниками, но в начале войны ее симпатии были явно на стороне западных монголов. Стремясь склонить русских на свою сторону, Галдан и пригласил Киберева «для освидетельствования» на поле боя у оз. Ологой. В Сибири, в отличие от европейской части России, где уже с 70-х гг. в обиход входят «ляшские и венгерские одежи», даже в кон. XVII продолжают носить одежду по покрою близкую ко временам правления Алексея Михайловича. На голове посла высокий колпак крытый синим атласом, с меховой опушкой. Кафтан с короткими рукавами, по казачьей моде, наброшен только на одно плечо и стянут на поясе кушаком. Поверх нательной рубахи одета кольчуга с «твердым» воротником и рукавами до середины предплечья (Красноярский музей). Простые двухстворчатые наручи работы московских мастеров. Стрелецкие «перчатки». 3. Тибетский телохранитель Галдана Бошокту-хана. Шлем из 4 металлических подтреугольных пластин со срезанными вершинами. Стыки пластин прикрыты резными накладками с выпуклыми «ребрами». Пластины соединены между собой кожаными ремешками. Плоское круглое навершие с узкой железной втулкой. К передней лицевой пластине шлема прикреплен небольшой треугольный козырек. К боковым и затылочной пластинам прикреплены три лопасти из красной парчи с белым рисунком и зеленой окантовкой. Ширина боковых лопастей по 44см., диаметр 22см. Длинна втулки – 6 см. (реконструкция выполнена по материалам тибетской коллекции МАЭ). Плюмаж из конского волоса и небольшого флажка укрепленного на деревянном пруте, вставленном во втулку шлема реконструирован по аналогиям в китайской и маньчжурской миниатюре XVI- XVH вв. Ламеллярный «халат» с осевым разрезом из металлических пластин соединенных кожаными шнурами («люй-е-цзя»). Панцирь состоит из ламеллярного жилета с тремя длинными полами ( две из которых прикрывают ноги воина, а третья- крестец). Правая передняя сторона панциря составлена из 15 рядов пластин, левая из 16 (длинна пластин 9 см., ширина 2 см.), спина и лопасть, прикрывающая крестец – из 17 рядов. К «халату» прикреплен пояс, крепящийся к правому боку и завязанный узлом на левом. Верхний ряд пластин снабжен кожаным воротником (ширина Зсм.), предохраняющим горло владельца от пореза об острые края пластин. Наплечники (длина 49 см.) состоят из 10 рядов пластин и крепятся отдельными лямками к предплечью латника. Руки телохранителя («хя») прикрывают кожаные наручи с металлическими накладками. На левом запястье- плеть. В правой руке воин держит копье со значком сюзерена, в левой – плетеный щит («халха»). К поясу подвешен колчан, налучье и палаш. На ногах бронированные металлическими пластинами гутулы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Qasqyr Posted June 4, 2002 Share Posted June 4, 2002 В начале XVIII в. ружья и пищали стали производиться и в самой Ойратии, но в XVII веке основным экспортером этого вида вооружения, по сведениям русских осведомителей, были среднеазиатские государства (Материалы… , 2000, С. 181). Однако мощный поток контрабанды шел и с территории России. Закупкой огнестрельного оружия в Москве занимались бухарские купцы (которых в отличии от монгольских послов русские власти осматривать не решались), в результате вплоть до начала 80-х гг. в Джунгарию регулярно отправлялись по 30 и больше возов с огнестрельным оружием (Материалы… , 1996, С. 357). На форуме Куба один халхассец привел цитату из одного источника XVIII века, из которого явствовало, что немало пушек и ручного огнестрельного оружия было поставлено джунгарам из России, а также упомянуты "подставы", в результате которых джунгарской армией был осуществлен ряд успешных операций против казахов Среднего и Старшего Жузов. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted June 17, 2002 Share Posted June 17, 2002 несколько версий происхождения этнонима калмык, еще 1 отрывок из пока неопубликованной части ойратского обзора: Самое раннее упоминание о калмыках (калмак, калмок, колмак, калимак, халимак, хальмг) встречается в Стогановской летописи, излагающей указ Ивана IV от 30 мая 1574 г., на имя Строгановых, которым повелевалось: «А когда станут в те крепости приходить к Якову и Григорию торговые люди бухарцы и калмыки и казанские орды и инных земель с какими товары, и у них торговати повольно беспошлинно» («Сибирские летописи», СПБ., 1907, с.54, цитировано по Златкину, 1964). Таким образом ойраты (по именем калмыков) были известны русским во второй половине XVI в., а возможно и раньше. Эрдниев (1980) упоминает, что на надгробной надписи уйгурского кагана Моюн-чура, относящейся к середине VIII в., встречается слово «калмысы», обозначавшее «оставшиеся» (Тихонов Д. И. Хозяйство и общественный строй уйгурского государства Х - XIV вв. М.-Л., 1966, с. 24; Вестник НИИЯЛИ, № 10, с. 96 цитировано по Эрдниеву, 1980), отмечая при этом, что несмотря на то, что слово «калмык» и «калмысы» сходны как по форме, так и по содержанию, «калмак» и «калмысы» того времени не имеют никакого отношения к ойратам. Абашин (2001) пишет, что в современных преданиях ферганского населения калмыки нередко рассматриваются как коренное, наиболее древнее население Ферганы. Правда при этом их нередко путают с «мугами» (кал-муг), древним немусульманским населением Средней Азии. Подробный обзор значений термина «калмык» приводится Эрдниевым (1980). Так, Pаllas (1771), полагал: «Элеты, именно та ветвь монгольского народа, которая известна в Западной Азии и Европе под именем калмыков, оставшиеся на родине элеты получили от своих соседей татар прозвище «калимак», т. е. оставшиеся позади» (Pаllas. Sammlungen historischen Nachrichten über Mongolischen Volkerschaften, 1776. цитировано по Эрдниеву, 1980). Вergmann (1804), занимавшийся изучением калмыцкого фольклора, давал иное объяснение, согласно которому татары и монголы имели общую религию (т. е. были шаманистами — У. Э.). Когда монголы приняли буддизм, их стали называть отступниками — калмыками. Те монголы, которые не приняли буддизм, не назывались калмыками (Вergmann B. Normandische Streiferein unter Kaimücken in jahren 1802 und 1803. Riga. 1804. цитировано по Эрдниеву, 1980). Французский монголовед Абель Ремюза (Abel R'emusat, 1820) пришел к выводу, что «калмыками называются те монголы, которые ушли вперед, а не оставшиеся позади» (Abel R'emusat. Bechsehes sur les jaques Tartares. Paris, 1820, s. 245—246. цитировано по Эрдниеву, 1980). А. Позднеев указывал, что название «калмыки» произошло от татарского слова «калмык» — отделившийся, отставший: этим именем называют западную ветвь монголов, местообитание которой — отчасти в пределах Российской империи, в Калмыцкой степи, между Волгой и Доном, на Алтае и т. д. (Позднеев А. Калмыки. Энциклопедический словарь Брокгауза Ефрона, т. XIV, СПБ., 1895. цитировано по Эрдниеву, 1980). В. В. Бартольд (1968) полагал, что слово это выводится (вероятно, народной этимологией) от глагола «калмак» (оставаться) и что оно будто бы обозначает «оставшихся язычниками ойратов в противоположность «вернувшимся» (глагол «домек») вновь в ислам (по известным мусульманским представлениям) дунганам (мусульманам, говорящим по-китайски). По мнению Бартольда, слово «калмак», согласно мусульманским источникам, появляется не позже XV в. как географический термин. После изгнания монгольской династии из Китая в ее владении остались только коренные области (юрт и асли), т. е. Каракорум и Калмак; позднее «эмиры ойратов отняли у них и это» (Бартольд В. В. Соч., т. V, 1968, с. 538. цитировано по Эрдниеву, 1980). Ц.-Д. Номинханов, который сделал ряд предположений по данному вопросу, считает мнение В. Бартольда наиболее правильным. Слово «калмык» появилось в связи с распространением религии ислама среди народов Восточного Туркестана, потому что ойрат-монголы не приняли ислам, остались шаманистами или буддистами (Номинханов Ц.-Д. Происхождение слова «калмык». Вестник Академии наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1958, вып. II, (164), с. 99—103. цитировано по Эрдниеву, 1980). Таким образом, в настоящее время существует 2 наиболее вероятные версии происхождения этнонима «калмык»: первая – означающая остатки (вероятно монголов) и вторая означающая не принявшие ислам, что не исключает первой версии (остатки, не принявшие ислам). Обе версии основываются на тюркском происхождении этнонима. И по всей вероятности это действительно так, косвенное подтверждение этому дает Бичурин (1991, сочинение 1834): «Калмык, правильнее Калмак, есть собственное имя, данное Западным Монголам от Туркистанцев. Сего слова нет в Монгольском языке и монголами не употребляется. Фишер, сочинитель Сибирской истории, ошибочно принимает оное за одно со словом Калпак. См. Сиб. Ист.: введения стр. 22». По поводу распространения этого этнонима Г. Ф. Миллер (1937) утверждает, что «калмыки» татарское слово и произносится на этом языке «калмак». Но это слово употребляется только теми татарами, которые живут от Волги до Оби, тогда как «качинские, сагайские и прочие татары Красноярского и Кузнецкого уездов называют калмыков уйрятами», т. е. ойратами (Миллер Г. Ф. История Сибири, т; I, М.-Л., 1937, с. 179 цитировано по Эрдниеву, 1980). Это подтверждается и русскими архивными документами. Начиная со второй половины XVI в., ойраты, перекочевавшие на европейскую территорию, неизменно называются калмыками (Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607 – 1636 гг. М., 1959, с. 179. цитировано по Эрдниеву, 1980), те ойраты, которые остались в Джунгарии, именуются «зюнгары» (Посольство к зюнгарскому хун-тайчжи Цеван-Рабтану капитана от артиллерии И. Унковского. Зап. Русского Географического общества, по отд. этнографии, т. X, вып. 2, 1887, стр. 193. цитировано по Эрдниеву, 1980). Калмыки - именно это название ойратов утвердилось в русских исторических документах. Произошло это по всей видимости потому что до ойратов русские контактировали с тюркоязычными соседями ойратов, у которых бытовал этот этноним. Златкин (1964) пишет, что первые сведения об ойратах стали поступать в Россию задолго до установления официальных контактов русских с обитателями Западной Монголии. Источником этих сведений могли быть как «кучюмляне», так ногайцы и казахи, политические и экономические связи с которыми у России установились раньше. Добавим также, что помимо казахов, ногайцев, ойратов называли калмыками, жители Средней Азии, у которых этот этноним бытовал в форме «калмок» (Абашин С.Н. Миндонцы в XVIII-XX вв. История меняющегося самосознания // Расы и народы. Вып. 27. М.: Наука, 2001). Что касается периода, когда этот этноним стал самоназванием самой западной группы ойратов, можно сказать, что это начало этого периода приходится, по всей видимости, на сер. XVIII в., причем первыми, кто «осознал» себя калмыками, были торгоуты, составлявшие основную массу населения Калмыцкого ханства (1630-1771). Об этом свидетельствовал секретарь Калмыцких дел при Коллегии иностранных дел, действительный статский советник В. М. Бакунин (1995, его сочинение датируется 1761 г.): «Примечания достойно, что хошоуты и зенгорцы сами себя и торгоутов калмыками и доныне не называют, а называют, как выше означено, ойрот. Торгоуты же как себя так и хошоутов и зенгорцев калмыками хотя и называют, но сами свидетельствуют, что сие название не свойственно их языку, а думают, что их так назвали россияне, но в самом деле видно, что сие слово «калмык» произошло из языка татарского, ибо татары называют их калмак, что значит «отсталые» или «отстальцы»». Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted June 19, 2002 Share Posted June 19, 2002 кое-что об ойрат-калмыках в средней азии: http://www.kyrgyz.ru/biblio/b_33.shtml в основном в деле распространения чая Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 6, 2002 Share Posted July 6, 2002 просьба к чилагуну или джунгару. не могли бы вы перевести если не весь, то хотя бы части текста, моего знания языка тут явно не хватает. особенно версии происхождения слова ойрат http://tsahimortoo.freeyellow.com/journal1...3/20020205.html Ойрад Монголын гарал vvсэл Б.Бат-Орших Унгар Улс Yvсэл гарал: Ойрадын гарал vvслийн талаар бичгийн зохиол Монголд ховор боловч аман домог яриа цєєнгvй. Гарал vvслээ домгоор нэгтгэн илэрхийлдэгээрээ Ойрад хvмvvс онцлог. Энэ талаар Ойрад Монголчуудын дотор нилээд єргєн дэлгэрсэн нэгэн домгийг єгvvлсv. Эрт урьд цагт Амунэ (Эмvнэ), Домунэ (Дэмvнэ) гэдэг нэртэй хоёр хvн байжээ. Хоёулаа єдєр ой модоор гєрєєлєн явж байтал цорго хэлбэртэй нэгэн модны дор нялх хєвгvvн модны шvvсээр хооллон хэвтэж бяцхан ууль шувуу тvvнийг сахин байхыг vзэв. Хоёр анчин дээд тэнгэрээс заяасан хvv хэмээн тvvнийг авч гэртээ харьжээ. Хєвгvvн єсєєд том болж, тэдний ноён сууж. Цорго хэлбэртэй модны дор байсан учираас хvvгийн захирсан аймгийг Цоргос (Цорос) овогтон болгожээ. Чухам ингэж Цорос овог Дєрвєн Ойрадын тэргvvлэх ястан болов. Амунэ нь 10 хєвгvvн тєрvvлж vр удам нь єсєєд Єєлд,Зvvнгар болж, Домунэгийн дєрвєн хєвгvvн єсєн vржиж Дєрвєд аймаг болсон гэнэ. Єєр хоорондоо тєсєєтэй иймэрхvv домог Ойрад Монголын дотор ихээхэн тархсан байдаг. Зарим домогт Амунэ, Домунэ хоёр эмэгтэй хvн байсан гэх, зарим домогт vргvй євгєн эмгэн байсан гэж ч байдаг. Yvнээс vзвэл бvр эрт эхийн эрхэт ёсын vед ч байсан байх магадлалтай ба эцгийн эрхэт ёс vvссэний дараа эр хvн байсан гэж солигдсон байж болох юм. Аман уламжлал ба бичгийн тvvхээс vзвэл Ойрад Монголчуудын євєг дээдэс эртнээс нааш Байгаль нуур, Сэлэнгийн адаг, Тагна Саяны нуруу, Гєрлєг (Хэмчик буюу Енисэй), Эрчис Мєрний эх, Алтайн уулсын ой тайгаар нутаглаж мал маллахаас гадна ан гєрєєгєєр амьдарч байжээ. Тvvхэнд тэднийг хорь тvмэд, Баргуд, Булгачин, Хэрэмчин, Урианхайд гэх мэтээр тэмдэглэсэн байдаг. Урианхайчvvд бол Ойрад Монголын гол євєг дээдэс болж явсан тvvхтэй бєгєєд IX зууны vед Бурхан Халдунд нутаглаж байсан гэж сурвалж бичигт бий. ХIII зууны эхэн vед Байгалийн баруун сугаас цааш нутаглаж, мал аж ахуйн зэрэгцээ, ан ав хийн амьдардаг байсан ард иргэдийг Ойрад, Байгалийн зvvн биеэр нутаглаж байсныг нь Барга, Буриад гэж нэрлэж байсан ажээ. XIV зууны эцэс ХV зууны эхэн vед Ойрадууд ой хєвчєєсєє гарч, хагас анчин, хагас малчин ахуйгаасаа ангижран жинхэнэ малчин болж хувирсан байна. Ойрад хэмээх vгийн утга: Ойн иргэд, ойн ард, ойр-ард, ойр суух иргэд, ойр дотно, ойрын холбоо гэх vгээс гаралтай байж болох "ОЙРАД" Монгол тvмэн Монголын тvvхэнд Дєрвєн Ойрад, Зvvнгарын Монголчууд, баруун Монголчууд гэх мэтээр тэмдэглэгдэн иржээ. Ойрадын тvvх: Ойрад Их Монголд улсад нэгдсэнээс Монголчууд Манжид эзлэгдэх хvртэлх vе: Байгаль нуурын хавийн єргєн уудам сав газарт мал маллахаас гадна гєрєєлєн, загасчилан амьдардаг байсан олон Монгол аймгийг Чингис хаан Их Монгол улсын бvрэлдэхvvнд хураан нэгтгэсэн билээ. Ингээд Чингис хаан ойрадуудыг дєрвєн мянгатын засаг захиргааны зохион байгуулалтанд оруулжээ. Yvнээс vзэхэд XII зууны эцэс гэхэд дєрвєн хэсгээс бvрдсэн дєрвєн Ойрадын эхлэл тавигдсан байж болох юм. Энэ vеэс Ойрадууд баруун тийш нvvдэллэж, Алтайн уулсын ар єврєєр голчлон нутаглах болжээ. Чингис хаан харъяат Ойрад, Урианхай аймгийг хvv Зvчид євлvvлж дотор нь засаг захиргааны дєрвєн нэгж-дєрвєн мянгатан болгожээ. Чухам эндээс л дєчин тvмэн Монгол, дєрвєн тvмэн Ойрад гэдэг нэр томъёо гарсан бололтой. (Энд мянгат гэдэг нь мянгаар хязгаарлах тооны нэр бус харин тухайн vеийн засаг захиргааны томоохон нэгж болж байжээ.) Чингис хааны vед урианхай гаралтай Сvбэдэй, Зэлмэ, Єгэдэй хааны vед хvv Гvег тус тус Урианхай аймгийг захирч байв. Зэв, Сvбэдэйн vйл ажилгаа, Гvегийн ухаант хатан Ойрадын зонхилогч Хvтvгv Бэхийн охин Огулкаймиш нєлєєгєєр урианхайчvvдыг Чингисийн удамд хамгийн vнэнч зvтгэгч хэмээн Монгол хаадын цогцсыг нууцлан хадгалдаг Бурхан Халдунаар нутаглуулж халдашгvй эрх дарх олгожээ. Монгол гvрэн задарсанаас хойш Ойрадын ноёдоос Монголыг нэгтгэх гэсэн оролдлого их гарч, улмаар баруун зvvн Монголчууд хоорондоо дайтаж байв. Эднээс Тогоон тайш, Эсэн хаан, Галданбошигт хаан нар тvvхэнд нэрээ vлдээжээ. Ойрадууд: Oдоогийн Монголын баруун хязгаар, ОХУ-ийн Тува, Халимаг, БНХАУ-ийн Шинжан Уйгарын бvс нутагт амьдарч байна. Ойрад судлал: БНХАУ-ын Шинжан Уйгарын єєртєє засах орон Ойрад судлалыг нилээн хєгжvvлж Ойрад Монголчуудын тvvх, ёс заншил, соёлийг хадгалж vлдэх, хєгжvvлэж тал дээр Монгол улсаас илvvтэй ажиллаж байгаа юм байна. Монгол улсад 1970-1993 оны хооронд Ойрад судлалыг нилээн эрчимжvvлж судалж байжээ. Тухайн vеийн Шинжлэх Ухааны Академид Ойрад судлалын тэнхим гэж байсан юм байна. Яг єнєєдрийн байдалд ямар тvвшинд ажиллаж, юу хийж байгаа нь тодорхой бус. Оросын холбооны улсын Халимаг, Буриад, Тува улсуудад мєн Ойрад судлал ямар тvвшинд, хэрхэн хєгжиж буй нь тодорхой бус. Орос дахь Ойрадууд єнєєг хvртэл тєрєлх хэлээрээ ярьж байгаа хэдий ч оросын соёлын нєлєє ихэссээр байгаа нь тийш уусах аюул нvvрлvvлж буй мэт. Ойрадын Соёлоос: Оросын Ойрадууд (Халимаг, Буриад, Урианхай буюу Tува, ...) тод бичиг хэрэглэж байв. Єнєєгийн Монгол улсын Ойрадууд (Баян–Єлгий, Ховд, Увс аймаг) кирил vсэг хэрэглэж байгаа бол Шинжан Уйгарын єєртєє засах орны Ойрадууд єнєєг хvртэл худмал Монгол бичгийг хэрэглэсээр иржээ. Ойрадууд Буддын, Лалын, Бєєгийн зэрэг шашинтай ч ерєнхийдєє бєєгийн шашинаа илvvтэй шvтдэг. Зан vйлийн холбогдолтой зарим дом шившлэгийн vгс. Хэрээ бархилдахад (гуаглахад): Сай хэл сай хэл Сай хэлбэл чин Сангирцагар дvvрэн тос єгнай. Муу хэлбэл чин Модон буугаар хааж алнаа би. Tайлбар : Сай = Сайн, єгнай = єгнє, хааж алах = буудаж алах. Eр нь -эй, -ой, -ий, -уй - дагаварын оронд -ай -г ихэвчлэн, -гvй -ийн оронд -гуа, “х” vсгийн оронд “к”-г хэрэглэсэн vгс ч байдаг. Жишээ нь : кvмнай = хvний, тэмээнай = тэмээний, хар = хар (х vсэг к-ээр солигдоогvй) гэх мэт... Хараалын vгс. Хараал чин ерєєл болтугай! Хавс чин дэгээ болтугай! Кэлсэн єргє чин цайж Кэлvvлсэн нь амрах болтугай! Ойр чинь євс ургашгуа Yргэлж мєнх гагцаараа явмар! Уудагтаан ус хийж Унадагтаан чулуу тохмор ... Tайлбар : хавс = хавирга , кэлсэн = хэлсэн , кэлvvлсэн = хэлvvлсэн, ургашгуа = ургашгvй , єргє = эрvv. Зvйр цэцэн vгс. - Санаа байвал хvрдэг Сааль байвал исдэг. *** Танайд манайд ялгалгуа Тэмай ямаанд жороогуа *** Хvйтнай туйл мєс Ялахийн туйл єшєє *** Алтайг магтаагvй туульч Туульч болдоггvй Алтайгvй тууль, тууль болдоггvй Авгайгvй айл, айл болдоггvй. Tайлбар : тэмай = тэмээ, -гуа = -гуй , хvйтнай = хvйтний Ардын дуу. Жангарын магтаал дуу (Дєрвєлжин сиян) Шихэр далайн хєвєєд Шvтээний єргєє буурилна Шинж ноён Жангар нь Бум саяар жарганаа Бумба далайн хєвєєд Бурханы єргєє дvнхийнэ Бvгдийн ноён Жангар нь Бум саяар жаргана Дєчин дєрвєн тэрэмтэй Дєрвєн мянган уньтай Дунгийн цагаан єргєєнvvд Тvvний газар дvнхийлдэнэ Ємнє дээврийг нь харвал Єл бугын арьсан Ар дээврийг нь харвал Алаг бугын арьсан Унь тэрмийг нь харвал Арслан зааны соёо Оосор бvчийг нь харвал Олон єнгийн солонго Баруун биеийн барааг Барын арьсаар бvтээсэн Зvvн биеийн барааг Зvрийн арьсаар бvтээсэн Барvvн биеийг нь харвал Бахтай олон залуучууд Зvvн биеийг нь харвал Зvстэй олон бэрээчvvд Таж торгон хошиг нь Таатайхан сайхан байдаг Тансаг ахай хатан Гилгар гєлгєр байдаг Хаан ноён Жангар нь Хараадай живэр сахлаа шувтраад Хамаг олон ардтайгаа Хамтаар сууж жарганаа. Ашигласан ном, зохиол, мэдээлэл бvхий сэтгvvл, цахим хуудас: - Шинжлэх ухааны Акaдeми, Дорно Дахины судлал сэтгvvл. Ойрад Монголын тvvхээс єгvvлэх ину. 1991. Тvvхийн ухааны доктор, профессoр Ч.Далай. - Ойрад Монголын аман зохиолын дээжис. 1994 Д.Баттогтох. - Цахим Єртєє - Монгол Туургатны Сvлжээ. Гишvvдийн санал бодол. - Манан будан Ш. Пvрэв - Монголын нууц товчоо. Санал болгох ном зохиол: - БНМАУ-ын угсаатны тvvх, 2-р боть, Ойрадын угсаатны зvй. - Ойрадын тvvхэн сурвалж бичиг - Бадай-Эрдэнэ, Алтан-Оргил. БНХАУ, ЄМШХ Хороо 1985 - Ойрадын тvvхэн дурсгалууд - Yрэмч 1992. - Ойрадын зан ааль – На. Баасан, БНХАУ, ЄМШХ Хороо 1990. - Євєрмєнгєлын єєртєє засах орны зарим vндэстэн ястaны гарал vvсэл зан заншил - Ж.Єлзий 1990. - Монгол хэл бичгийн тухай - Акaдeмич Ц.Дамдинсvрэн 1957 - Сударын чуулган - Эрдэнийн эрхи, Галдан - Алтан товч - Эсэн хаан, Одон, Хєх хот 1988 - Дєрвєд ардын "Тэнгэрийн дагина" домог -UNESCO RED BOOK ON ENDANGERED LANGUAGES: NORTHEAST ASIA, Dr. Juha Janhunen, Helsinki, 1993. - "Das Gebet des Herrn in den Sprachen Russlands" ("The Lord's Prayer in the languages of Russia"), St. Petersburg, 1870. Reaching the Unreached: The Oirat of China, Beth Ran Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 6, 2002 Share Posted July 6, 2002 просьба к чилагуну или джунгару.не могли бы вы перевести если не весь, то хотя бы части текста, моего знания языка тут явно не хватает. особенно версии происхождения слова ойрат <...> Ойрад хэмээх vгийн утга: Ойн иргэд, ойн ард, ойр-ард, ойр суух иргэд, ойр дотно, ойрын холбоо гэх vгээс гаралтай байж болох "ОЙРАД" Монгол тvмэн Монголын тvvхэнд Дєрвєн Ойрад, Зvvнгарын Монголчууд, баруун Монголчууд гэх мэтээр тэмдэглэгдэн иржээ. Значение слова ойрат Возможно происходит от Ойн иргэд(Лесное племя), ойн ард (лесной народ), ойр-ард (близкий, соседский народ), (близкий, дружеский народ), ойрын холбоо (союз близких ). "Ойрад" монголы отмечены в истории монголов под названиями Дурбэн Ойрад, Джунгар монголы, западные монголы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 6, 2002 Share Posted July 6, 2002 а это? ойр суух иргэд, ойр дотно Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 6, 2002 Share Posted July 6, 2002 а это? ойр суух иргэд, ойр дотно Два значение слова ойр (близкий). Первое близкое племя, в смысле географически близкое, живущее по соседству, недалеко. Второе близкое племя, в смысле внутренне близкое, дружественное или родственное племя. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest chilagun Posted July 6, 2002 Share Posted July 6, 2002 Perevod moj- chilagun- pervaya chast' http://tsahimortoo.freeyellow.com/journal1...3/20020205.html Ойрад Монголын гарал vvсэл Происхождение ойрат монголов Б.Бат-Орших Унгар Улс Yvсэл гарал: Ойрадын гарал vvслийн талаар бичгийн зохиол Монголд ховор боловч аман домог яриа цєєнгvй. Гарал vvслээ домгоор нэгтгэн илэрхийлдэгээрээ Ойрад хvмvvс онцлог. Энэ талаар Ойрад Монголчуудын дотор нилээд єргєн дэлгэрсэн нэгэн домгийг єгvvлсv. Хотя в Монголии редки письменные документы о происхождении ойратов, есть много устных легенд и былей. Ойраты отличаются тем, что они обобщают свое происхождение через легенды. Я процитирую одну широко распространенную среди ойрат монголов легенду. Эрт урьд цагт Амунэ (Эмvнэ), Домунэ (Дэмvнэ) гэдэг нэртэй хоёр хvн байжээ. Хоёулаа єдєр ой модоор гєрєєлєн явж байтал цорго хэлбэртэй нэгэн модны дор нялх х?вгvvн модны шvvсээр хооллон хэвтэж бяцхан ууль шувуу тvvнийг сахин байхыг vзэв. Хоёр анчин дээд тэнгэрээс заяасан хvv хэмээн тvvнийг авч гэртээ харьжээ. Хєвгvvн єсєєд том болж, тэдний ноён сууж. Цорго хэлбэртэй модны дор байсан учираас хvvгийн захирсан аймгийг Цоргос (Цорос) овогтон болгожээ. Чухам ингэж Цорос овог Дєрвєн Ойрадын тэргvvлэх ястан болов. Амунэ нь 10 хєвгvvн тєрvvлж vр удам нь єсєєд єєлд,Зvvнгар болж, Домунэгийн дєрвєн хєвгvvн єсєн vржиж Дєрвєд аймаг болсон гэнэ. ---Давным давно жили два человека по имени Эмуне и Домунэ. Бродя по лесу, они нашли младенца под деревом, который питался древесным соком и его охраняла птица. Охотники решили что ребенок дарован им от небес и принесли его домой. Когда он подрос, стал нойоном. Поскольку дерево под которым нашли ребенка, имело форму цорог, округ нойона назвали Цоргос или Цорос. Так Цоросы стали ведущим племенем союза Дурбэн Ойратов (4 ойратов). Амунэ имел 10 сыновей, его потомки стали єєлдами и зунгарами, Домунэ имел 4 сыновей, которые стали 4 аймаками.-- єєр хоорондоо тєсєєтэй иймэрхvv домог Ойрад Монголын дотор ихээхэн тархсан байдаг. Зарим домогт Амунэ, Домунэ хоёр эмэгтэй хvн байсан гэх, зарим домогт vргvй євгєн эмгэн байсан гэж ч байдаг. Yvнээс vзвэл бvр эрт эхийн эрхэт ёсын vед ч байсан байх магадлалтай ба эцгийн эрхэт ёс vvссэний дараа эр хvн байсан гэж солигдсон байж болох юм. --Существует множество подобных легенд среди ойрат монголов. Некоторые говорятт что Амунэ и Домунэ были женщинами, некоторые упоминают о 4 бездетных бабках. Возможно что легенды возникли еще в пору матриархата и лишь позднее образ женщин был заменен на мужской.--- Аман уламжлал ба бичгийн тvvхээс vзвэл Ойрад Монголчуудын євєг дээдэс эртнээс нааш Байгаль нуур, Сэлэнгийн адаг, Тагна Саяны нуруу, Гєрлєг (Хэмчик буюу Енисэй), Эрчис Мєрний эх, Алтайн уулсын ой тайгаар нутаглаж мал маллахаас гадна ан гєрєєгєєр амьдарч байжээ. Тvvхэнд тэднийг хорь тvмэд, Баргуд, Булгачин, Хэрэмчин, Урианхайд гэх мэтээр тэмдэглэсэн байдаг. Урианхайчvvд бол Ойрад Монголын гол євєг дээдэс болж явсан тvvхтэй бєгєєд IX зууны vед Бурхан Халдунд нутаглаж байсан гэж сурвалж бичигт бий. --из устных и письменных источников, ойраты занимались животноводством и охотой издавна вблизи Байкала, Селенги, на склонах Тагна Саян, Енисея, Эрчис реки, тайги гор Алтая. В истории есть обозначения их как хори туматов, баргут, булгачин, хэрэмчин, урианхай. Урианхайцы были одним из главных предков ойратов и есть свидетельства что в 9 веке они проживали в районе Бурхан Халдун.--- ХIII зууны эхэн vед Байгалийн баруун сугаас цааш нутаглаж, мал аж ахуйн зэрэгцээ, ан ав хийн амьдардаг байсан ард иргэдийг Ойрад, Байгалийн зvvн биеэр нутаглаж байсныг нь Барга, Буриад гэж нэрлэж байсан ажээ. XIV зууны эцэс ХV зууны эхэн vед Ойрадууд ой хєвчєєсєє гарч, хагас анчин, хагас малчин ахуйгаасаа ангижран жинхэнэ малчин болж хувирсан байна. --В начале 12 века тех кто жил западнее Байкала охотой и животновдством называли ойратами, тех кто жил на востоке Байкала называли Барга, Буриад. С 14 по 15 век ойраты отошли от смешанного образа жизни охотников и животноводов, вышли из леса и стали настоящими скотоводами.-- Ойрад хэмээх vгийн утга: Ойн иргэд, ойн ард, ойр-ард, ойр суух иргэд, ойр дотно, ойрын холбоо гэх vгээс гаралтай байж болох "ОЙРАД" Монгол тvмэн Монголын тvvхэнд Дєрвєн Ойрад, Зvvнгарын Монголчууд, баруун Монголчууд гэх мэтээр тэмдэглэгдэн иржээ. --- Значение слова ойрат. В истории ойрат монголы остались как дурбэн ойраты, зунгары и западные монголы, и слово ойрат по видимому происходит от ойн иргэд – жители лесов, ойн ард – лесной народ, ойр ард – соседи, ойр дотно, ойрын холбоо – близкие, соседние союзы-- Ойрадын тvvх: Ойрад Их Монголд улсад нэгдсэнээс Монголчууд Манжид эзлэгдэх хvртэлх vе: Байгаль нуурын хавийн єргєн уудам сав газарт мал маллахаас гадна гєрєєлєн, загасчилан амьдардаг байсан олон Монгол аймгийг Чингис хаан Их Монгол улсын бvрэлдэхvvнд хураан нэгтгэсэн билээ. Ингээд Чингис хаан ойрадуудыг дєрвєн мянгатын засаг захиргааны зохион байгуулалтанд оруулжээ. Yvнээс vзэхэд XII зууны эцэс гэхэд дєрвєн хэсгээс бvрдсэн дєрвє?н Ойрадын эхлэл тавигдсан байж болох юм. Энэ vеэс Ойрадууд баруун тийш нvvдэллэж, Алтайн уулсын арєврєєр голчлон нутаглах болжээ. Чингис хаан харъяат Ойрад, Урианхай аймгийг хvv Зvчид євлvvлж дотор нь засаг захиргааны дєрввн нэгж-дврввн мянгатан болгожээ. Чухам эндээс л дєчин тvмэн Монгол, дєрвєн тvмэн Ойрад гэдэг нэр томъёо гарсан бололтой. (Энд мянгат гэдэг нь мянгаар хязгаарлах тооны нэр бус харин тухайн vеийн засаг захиргааны томоохон нэгж болж байжээ.) Чингис хааны vед урианхай гаралтай Сvбэдэй, Зэлмэ, єгэдэй хааны vед хvv Гvег тус тус Урианхай аймгийг захирч байв. Зэв, Сvбэдэйн vйл ажилгаа, Гvегийн ухаант хатан Ойрадын зонхилогч Хvтvгv Бэхийн охин Огулкаймиш нєлєєгєєр урианхайчvvдыг Чингисийн удамд хамгийн vнэнч зvтгэгч хэмээн Монгол хаадын цогцсыг нууцлан хадгалдаг Бурхан Халдунаар нутаглуулж халдашгvй эрх дарх олгожээ. *--История Ойратов. От присоеднения к Великой Монголии – Их Монгол, до манжчуров. Чингисхан присоединил многие племена монголов, живших в долинах близ Байкала рыболовством, охотой и скотоводством к Их Монгол державе. Чингисхан организовал администрацию ойратов из 4 тысяч. Можно судить что к концу 12 века уже оформились 4 крыла ойратов. С тех пор ойраты переселились на запад, и стали жить на сев и южных склонах Алтайских гор. Чингисхан передал власть над ойрат и урианхай сыну Зучи и организовал 4 административные единицы – тысячи. Тысяча означает не буквально тысячу, а тогдашнее административную единицу большого масштаба. Урианхай аймаг руководился во времена Чингисхана Зэбэ и Субудаем, во время хана Гуюка под влиянием его умной хатан Огулкаймиш, дочери ойратского нойона Хутугу Бэх урианхайцы были признаны одними из самых верных подданных династии Чингисидов и они были расселены в районе Бурхан Халдун сторожить секретные могилы монгольских ханов и дарованы неприкосновенность--- дархан эрх --- Примечание мое --- дархады Ордоса также многие были из западных монголов – есть параллель Монгол гvрэн задарсанаас хойш Ойрадын ноёдоос Монголыг нэгтгэх гэсэн оролдлого их гарч, улмаар баруун зvvн Монголчууд хоорондоо дайтаж байв. Эднээс Тогоон тайш, Эсэн хаан, Галданбошигт хаан нар тvvхэнд нэрээ vлдээжээ. n После распада империи, со стороны ойратских ханов было очень сильная инициатива по объединению Монголии и начались междусобные войны между западными и восточными монголами. В истории остались имена Тогоон тайши, Эсэн хана, Галданбошигт хана. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Отличный обзор, Санжи. Очень много интересной информации. Полагаю многие захотят прокоментировать, поэтому предлагаю все замечания по тексту ставить сюда. Подробнее напишу попозже, а пока хотел бы пояснить значение выражения ах-дуу нар. В монгольском это означает не младший брат, а братья. Ах - старший брат, дуу - младший брат, ах-дуу нар - братья (буквально старшие и младшие братья). Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 спасибо, , я очень много времени потратил (в ущерб основной теме) на эту часть обзора, а впереди еще 3 - что делать не знаю.. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest chilagun Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Превосходный обзор и образец тщательного подхода и анализа оригинальных материалов, источников и фактов! Я думаю, что обзор будет полезен и интересен не только исследователям истории и происхождения западных монголов ойратов, но и интересующимся историей и судьбой всех монгольских народностей и составных частей Монгольской империи в 13-15 веке. Обзор содержит множество интересных фактов и подробностей, которые проливают новый свет на казалось бы уже изведанные ранее факты. Особенный интерес вызывает картина ломки племенной структуры на территориальную при создании новой административной структуры Чингисханом, отлично показанная автором , а также тот факт, что обзор показывает, что значительные миграции населения в ту эпоху являлись не стихийным продуктом, а целенаправленной административной политикой (например, история подчинения лесных монголов и регламентация их переходов назначенной администрацией.) Это очень важный факт, означающий что уже при Чингисхане администрация тысяч и тумэнов (не только воинских подразделений, но и больших административных округов) взяла на себя регулирование хозяйственной жизни, т. е миграции, распределение пастбищ, тем что ранее ведали роды и племена. Вообще роль административного аппарата в Монгольской империи и ее влияние на структуру и жизнь самих монголов часто опускается, дается только упоминание о Ясе . Данный обзор восполняет этот недостаток тем, что показывает роль административного деления и аппарата на последующее этническое развитие монгольских народов - через деление и абсорбцию покоренных народов , создавание смесей племен на территориальной основе либо через административные поручения - кэшигтэны, вероятно торгуты; (сюда можно включить дархадов в Внутренней Монголии), выделение ойратов в 4 тысячи . По мере знакомства с этим превосходным обзором, родилась у меня мысль, что особое место ойратов , закрепленное формулой 40+4 тумэна, может быть обьяснено следующим фактом, приведенным в обзоре - возможно ли, что в то время как большинство монгольских племен в эпоху Чингисхана были изрядно перемешаны во время составления новых тысяч и тумэнов, ойраты избежали этой участи, и командиры тумэнов были не назначены откуда то из других племен за доблести или по приказу, но были в сущности собственные же нойоны ойратов, и ойратские тумэны в сущности основывались на прежних родах с минимальным включением других элементов ( мне кажется, такая картина может быть увидена из обзора). В таком случае, то обособление ойратов, о котором говорит автор, возможно было уже заложено во времена Чингисхана, в то время как другие монгольские племена полностью переварились в единую массу, даже дав начало племенам по административным функциям - т . е. абсолютно синтезированных? В таком случае, неудивительно, что ойраты выделялись от других монголов , что в большой мере может, послужило толчком не только к обособлению ойратского диалекта - у прочих племен все диалекты смешались - но и косвенной причиной деления на западных и восточных монголов , и далее к гражданской войне 15-18 веков, где по сути, формула Чингисхана 40+4 сыграла злую шутку, столкнув через 200 лет как раз эти потомков этих 40 и 4 тумэна между собой. Другая интересная мысль, навеянная обзором Санжи, а также рядом других фактов- возможно ли, что гражданская война 15-18 веков в большой мере именно обьяснялась тем, что ойратская конферерация 4 племен, которая пользовалась таким доверием всемонгольских ханов, что ей были дарованы различные привилегии и тд., сохранила особое отношение к государству или государственным обязанностям, которые они получили при Чингисхане и его потомках, такие как служение в гвардии, выполнение различных административных функций и тд., что 1, При Даян хане и после, когда этих привилегий не уже было (поскольку государство Их Монгол уже не существовало более), ойраты не захотели мириться с рядовым, так сказать, статусом и вероятно, не хотели признавать главенство восточных монголов именно потому, что они помнили о привилегиях прошлого 2, По сравнению с восточными монголами, которые к 16-17 веку уже дробились до предела и мало были заинтересованы в настоящем обьединении (каждые малые ханы и нойоны правили сами по себе), ойраты сохранили тягу к централизованному гос-ву времен Чингисхана и может, быть верность тому государству. Попытки обьединить Монголию ойратскими ханами тогда выглядят как попытка реставрации Монголии 13 века и выполнение ойратами долга ,возложенного на них еще Чингисом. В любом случае, очень хороший обзор Санжи порождает множество идей, проливает свет на многие страницы истории и безусловно должет быть отмечен. Желаю успеха в написании остальных частей обзора! Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 столько похвал спасибо, родилась у меня мысль, что особое место ойратов , закрепленное формулой 40+4 тумэна, может быть обьяснено следующим фактом, приведенным в обзоре - возможно ли, что в то время как большинство монгольских племен в эпоху Чингисхана были изрядно перемешаны во время составления новых тысяч и тумэнов, ойраты избежали этой участи, и командиры тумэнов были не назначены откуда то из других племен за доблести или по приказу, но были в сущности собственные же нойоны ойратов, и ойратские тумэны в сущности основывались на прежних родах с минимальным включением других элементов ( мне кажется, такая картина может быть увидена из обзора). В таком случае, то обособление ойратов, о котором говорит автор, возможно было уже заложено во времена Чингисхана, в то время как другие монгольские племена полностью переварились в единую массу, даже дав начало племенам по административным функциям - т . е. абсолютно синтезированных? В таком случае, неудивительно, что ойраты выделялись от других монголов , что в большой мере может, послужило толчком не только к обособлению ойратского диалекта - у прочих племен все диалекты смешались - но и косвенной причиной деления на западных и восточных монголов , и далее к гражданской войне 15-18 веков, где по сути, формула Чингисхана 40+4 сыграла злую шутку, столкнув через 200 лет как раз эти потомков этих 40 и 4 тумэна между собой. да наверное ойраты были наименее всего затронуты новой системой чингис-хана. об этом если правильно помню пишет владимирцов. но в последующие периоды состав ойратского союза изменялся, причем довольно значительно. к тогону тайши примкнули торгуты и хошуты, уже составлявшие в послеюаньский период не военные подразделения а этнические группы (это есть в еще невывешенном окончании второй части). что же касается основной массы монголов, то мне просто неизвестна в подробности их история, но судя по косвенным данным большая часть монголов действительно была очень сильно перемешана, хотя племенные подразделения все же оставались. деление на восточных монголов и ойратов - довольно сложный вопрос, тут я тоже сам до конца не понял, почему так сильно играло роль это разделение. у златкина приведено много мнений по этому поводу. Другая интересная мысль, навеянная обзором Санжи, а также рядом других фактов- возможно ли, что гражданская война 15-18 веков в большой мере именно обьяснялась тем, что ойратская конферерация 4 племен, которая пользовалась таким доверием всемонгольских ханов, что ей были дарованы различные привилегии и тд., сохранила особое отношение к государству или государственным обязанностям, которые они получили при Чингисхане и его потомках, такие как служение в гвардии, выполнение различных административных функций и тд., что1, При Даян хане и после, когда этих привилегий не уже было (поскольку государство Их Монгол уже не существовало более), ойраты не захотели мириться с рядовым, так сказать, статусом и вероятно, не хотели признавать главенство восточных монголов именно потому, что они помнили о привилегиях прошлого 2, По сравнению с восточными монголами, которые к 16-17 веку уже дробились до предела и мало были заинтересованы в настоящем обьединении (каждые малые ханы и нойоны правили сами по себе), ойраты сохранили тягу к централизованному гос-ву времен Чингисхана и может, быть верность тому государству. Попытки обьединить Монголию ойратскими ханами тогда выглядят как попытка реставрации Монголии 13 века и выполнение ойратами долга ,возложенного на них еще Чингисом. да возможно это так, привилегии элитных войск могли быть закреплены в памяти их потомков. а торгуты и хошуты как раз и являлись таковыми. неясным остается кто такие дербеты. я дал те версии которые мне встречались но оставил их без комментариев. в послеюаньский период вообще довольно много неясного. любопытно было б сравнить информацию которую имею я (из русскоязычных в основном источников) и ту которая находится в монголии (наверняка источники будут дополнять друг друга). но к сожалению это не моя прямая специальность. попытки реставрации всего монгольского государства несомненно неоднократно предпринимались, честно говоря также не знаю насколько у ойрат эта тяга была больше. в послеэсеновский период по златкину, когда союз терпел много поражений именно противодействие объединению привело ойратских владельцев к потере довольно больших территорий и изменению локализации, а способность сплотиться проявлялась в критические моменты, когда всем им грозила опасность потери независимости. собственно благодаря этому ойратский союз держался очень долго. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest chilagun Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Мне кажется, что ваш обзор нащупал очень интересную тему - влияние административного/военного устройства на последующую судьбу ойратов и всех монголов. Если не считатъ добровольное присоединение халха к манчжурам и добровольное присоединение джунгаров к россии, то в целом чингисовская модель военной машины - общества доказала свою живучесть в экстремальных условиях - по сути дела, монголы не были покорены внешним врагом ни разу после смерти Чингисхана до 20 века, если не считать утерянной Бурятии. Причем та часть монголов, а именно западные монголы, откуда вышло много военных, сохранили свою независимость дольше всех - уже когда чахары, халха и буряты не имели ее, джунгары все еще были независимы. Влияние это еще по моему мало исследовано. Возможно, что тут и гены сработали? Не помню где, слышал что перемешение генов дает толчок высвобождению энергии народа именно то, что сделал Чингисхан перекраивая все границы и племенные составы внутри Монголии - этого заряда хватило лет на 200; возможно ли что нечто подобное повторилось в несколько меньших масштабах на западе Монголии после Юаня, когда к старому костяку 4 тумэнов ойратов добавились другие роды, и там тоже произошел выпуск энергии с запасом лет 200 тоже? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 вообще то первоначальная цель обзора - это интерпретация моих биологических результатов, точнее основа для интерпретации. я получал на выходе генетические расстояния между современными калмыцкими группами. сравнивал калмыков в целом и другие популяции евразии. естественно в первую очередь, которые по фенотипическим признакам относятся к монголоидным. кое-какие места объяснить до сих пор не могу. а обзор принял уже самостоятельное значение, его можно использовать не только для справки по тому или иному вопросу. я писал эти части долго, увязал в материале, но зато в результате получилось как мне кажется довольно последовательное изложение. в принципе материала по этим периодам еще достаточно, но я решил ограничиться пока тем что уже сделано, иначе для остального диссера времени не хватит. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Любопытно, что Рашид-ад-дин пишет о 4 тысячах ойратского войска, а последующая история знает уже 4 тумена ойратов. За счет чего они так сильно размножились? Полагаю, основным фактором был территориальный рост за счет земель меркитов, найманов, кара-китаев. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Не было никакого добровольного присоединения халхасцев к маньчжурам. Их заставили подать просьбу о вступлении в маньчжурское подданство когда они умирали с голоду у китайских границ после разгрома Халхи джунгарами. К России джунгары тоже не присоединялись, кроме разве что, тех кто бежал от маньчжурского геноцида в Россию. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 Любопытно, что Рашид-ад-дин пишет о 4 тысячах ойратского войска, а последующая история знает уже 4 тумена ойратов. За счет чего они так сильно размножились? Полагаю, основным фактором был территориальный рост за счет земель меркитов, найманов, кара-китаев. Это характерно и для остальных монголов. В 1206, монгольское войско насчитывает 95 тысяч, в эпоху Юань их уже 40 туменов монголов и 4 тумена ойратов. Полагаю, тут опять же прирост главным образом из за освоения новых земель во Внутренней Монголии, Джунгарии, Маньчжурии и в самом Китае. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 11, 2002 Share Posted July 11, 2002 "Влияние монгол распространялось на часть территории современной Индии. До основания государства хулагидов монголы захватили в 1241 г. у Индийского султаната Лахор, в 1246 г. - Мультаном и Учем, в 1246 - 1287 гг. ими ведутся военные действия против Делийского султаната. После образования улуса Хулагу в 1293 г. фиксируется монгольское нападение, отбитое раджей Маджапахита, в 1296 - 1308 гг. делийский султан отбил три вторжения монгол иль-хана, в 1339 - 1351 гг. происходит распад Делийского султаната, север которого подчиняют монголы ильханата. " Тут ошибка. Из контекста видно, что ты относишь Маджапахит к Индии. На самом деле Маджапахитом называлось государство в Индонезии созданное после отражения нападения монголов, но не из улуса Хулагу, а из улуса великого хана Хубилая. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest chilagun Posted July 12, 2002 Share Posted July 12, 2002 Не было никакого добровольного присоединения халхасцев к маньчжурам. Их заставили подать просьбу о вступлении в маньчжурское подданство когда они умирали с голоду у китайских границ после разгрома Халхи джунгарами. К России джунгары тоже не присоединялись, кроме разве что, тех кто бежал от маньчжурского геноцида в Россию. Можно не придираться к словам, а смысл таков, что маньчжуры не присоединили себе халха, а русские джунгаров силой оружия, т е не покорили их, а те сами в силу разных причин предпочли присоединиться им. Если же и джунгары и халха не были ослаблены междусобной войной, если бы у халха у власти были военные или ханы, а не религиозные деятели вроде Занабазара, то еще неизвестно, смогли бы манжчуры победить монголов, а русские одолеть джунгаров, Впрочем, к сожалению, история не пошла таким путем. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest sanj Posted July 12, 2002 Share Posted July 12, 2002 "Влияние монгол распространялось на часть территории современной Индии. До основания государства хулагидов монголы захватили в 1241 г. у Индийского султаната Лахор, в 1246 г. - Мультаном и Учем, в 1246 - 1287 гг. ими ведутся военные действия против Делийского султаната. После образования улуса Хулагу в 1293 г. фиксируется монгольское нападение, отбитое раджей Маджапахита, в 1296 - 1308 гг. делийский султан отбил три вторжения монгол иль-хана, в 1339 - 1351 гг. происходит распад Делийского султаната, север которого подчиняют монголы ильханата. "Тут ошибка. Из контекста видно, что ты относишь Маджапахит к Индии. На самом деле Маджапахитом называлось государство в Индонезии созданное после отражения нападения монголов, но не из улуса Хулагу, а из улуса великого хана Хубилая. ок извиняюсь не силен в тамошней географии, потом надо будет поправить. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 12, 2002 Share Posted July 12, 2002 Не было никакого добровольного присоединения халхасцев к маньчжурам. Их заставили подать просьбу о вступлении в маньчжурское подданство когда они умирали с голоду у китайских границ после разгрома Халхи джунгарами. К России джунгары тоже не присоединялись, кроме разве что, тех кто бежал от маньчжурского геноцида в Россию. Можно не придираться к словам, а смысл таков, что маньчжуры не присоединили себе халха, а русские джунгаров силой оружия, т е не покорили их, а те сами в силу разных причин предпочли присоединиться им. Если же и джунгары и халха не были ослаблены междусобной войной, если бы у халха у власти были военные или ханы, а не религиозные деятели вроде Занабазара, то еще неизвестно, смогли бы манжчуры победить монголов, а русские одолеть джунгаров, Впрочем, к сожалению, история не пошла таким путем. Как это у халха не было ханов? Были ханы, куда ж без них. Главным ханом Монголии в 1689 был Тушээт-хан, брат Занабазара-гэгээна. Он собственно и ответствен за ту гибельную политику союза с маньчжурами против русских и джунгар, что и привела Халху к разгрому 1688 и позору 1691 гг. Вопрос о том, могли бы халхасцы отстоять свою независимость решается просто. Нет, не могли. Почему станет ясно из следующей цитаты: "Легкую конницу, – основу халхасских и чахарских армий, – составляло народное ополчение скотоводов-аратов. Отряды средней кавалерии комплектовались из профессиональных воинов: дружинников владетельных ханов и представителей мелкой феодальной знати. Обычно латники действовали вместе с легковооруженной конницей, но иногда из них комплектовались отдельные отряды, достигавшие внушительной цифры в 4-5 тысяч человек (Материалы… , 2000, С. 141). Общая численность войск Халхи по сведениям русской разведки превышала 100 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 181). Однако политическая раздробленность Восточной Монголии, непрекращающиеся междоусобицы привели к тому, что армии халхассцев к моменту решающей схватки с джунгарскими агрессорами не превышали 10 тыс. человек (Златкин, 1983, С. 186). Армии северной периферии степи были еще менее многочисленны: войска Алтын-ханов насчитывали 10- 18 тыс. человек (Материалы… , 2000, С. 235), енисейских кыргызов 5-6 тыс. чел., бурятов 2 тыс. чел. (Михайлов, 1993 ,с.52). Тактика ведения боя восточными монголами практически не изменилась со времен Чингисхана. Она включала в себя 3 фазы: обстрел противника из луков, атака копейной конницы, рукопашный бой на клинковом оружии (Материалы…, 1959, С. 54, 286). Однако такая тактическая схема для XVII в. была уже явным анахронизмом, а в купе с низким уровнем дисциплины и слабой индивидуальной подготовкой воинов неизменно приводила монгольские войска к поражению, даже в столкновении с двукратно уступающим по численности противником (Материалы… , 2000, С. 319). " http://zaimka.ru/kochevie/bobrov2.shtml Последняя фразу чересчур мягка. На самом деле халхасцы терпели поражения и от противника еще более меньше численности. Например, в 1688 году 20-тысячная халхасская армия Тушээт-хана в течение месяца не смогла взять Селенгинский острог обороняемый гарнизоном в 294 человека, а затем потерпела поражение от отряда московских стрельцов численностью в полторы тысячи. Поэтому по-большому счету у халхасцев оставался лишь выбор чье подданство им принять - джунгарское, русское или маньчжурское. Неразумная политика Тушээт-хана привела к тому, что выбор этот они сделали когда уже никакой альтернативы им не оставалось - русские заключили Нерчинский мир с Китаем, с джунгарами поссорились до гроба и оставалось только принять все условия маньчжур. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Guest Posted July 13, 2002 Share Posted July 13, 2002 "Сводка библиотеки Конгресса США (http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/mntoc.html) говорит, что к концу XV в., Даян-хан восстановил мир и установил новую конфедерацию, включающую обширный регион, между Уральскими горами и озером Байкал. Он также расширял свой контроль в восточном направлении, для включения остатка Монголии. " Санж, не позорься. Зачем ссылаться на этот компилятивный сайт как на серьезный источник. Да и какая польза может быть от обзора двухсотлетней истории монгольских народов в шести абзацах. Тем более, что авторы обзора как и все американцы безнадежно путаются в географии стран находящихся в Восточном полушарии. Оставь такие ссылки Аксклу, лучше давай побольше подробностей из Златкина. Link to comment Share on other sites More sharing options...