АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 2 часа назад, asan-kaygy сказал: тезки Есть палео днк уйсуня и уверенность что это именно уйсунь, а не кто-то другой? (постоянно терзающий меня вопрос ) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 21 минуту назад, АксКерБорж сказал: Есть палео днк уйсуня и уверенность что это именно уйсунь, а не кто-то другой? (постоянно терзающий меня вопрос ) есть палеоДНК усуня. И есть современные данные по уйсунам. Нет ничего общего плюс субклад явно не был распространен в Семиречье и Киргизии до 13 века Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 5 минут назад, asan-kaygy сказал: И есть современные данные по уйсунам. Нет ничего общего плюс субклад явно не был распространен в Семиречье и Киргизии до 13 века Это всё понятно. Меня интересует исключительно это: 5 минут назад, asan-kaygy сказал: есть палеоДНК усуня. Каковы гарантии, что это именно уйсунь, а не кто-то другой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 19 минут назад, АксКерБорж сказал: Это всё понятно. Меня интересует исключительно это: Каковы гарантии, что это именно уйсунь, а не кто-то другой? археологи его так классифицировали Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) и усуни были старкластерами, то не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 48 минут назад, asan-kaygy сказал: археологи его так классифицировали И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) А если они ошибаются? (что тоже и очень вероятно) 48 минут назад, asan-kaygy сказал: не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? 48 минут назад, asan-kaygy сказал: и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов Ну это понятно и вполне объясняется. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Koshoj Опубликовано 18 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2021 5 hours ago, АксКерБорж said: А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области: DA222, DA230, Karluk, 800-1000 AD; DA203, DA204, DA205, Karakhanid, 900-1200 AD https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2 doi:10.1038/s41586-018-0094-2 DA222: mtDNA: A+152+16362 Y-DNA: J2a (J-Z7706 ?) DA230: mtDNA: F1b1e Y-DNA: (J-Z7706 ?) DA203: mtDNA: G2a2 Y-DNA: (J-Z7706 ?) DA204: mtDNA: A+152+16362+16189 Y-DNA: (J-Y14698 ?) DA205: mtDNA: J1c DA124, Medieval Nomad, 650-700 AD https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2 doi:10.1038/s41586-018-0094-2 DA124: mtDNA: HV19 Y-DNA: (J-PF4993 ?) DA126, Medieval Nomad, 900-920 AD https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2 doi:10.1038/s41586-018-0094-2 DA126: mtDNA: F2c1 Y-DNA: R-CTS6 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 19 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 19 марта, 2021 13 часов назад, АксКерБорж сказал: А если они ошибаются? (что тоже и очень вероятно) А разве искали в этом регионе захоронения, к примеру, 9 - 12 веков? Ну это понятно и вполне объясняется. 1. Я думаю археологи в этом случае более компетентны чем мы с вами 2. Искали и нашли много чего и не только в том регионе 3. И как объясняется? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2021 19.03.2021 в 00:16, Koshoj сказал: Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области: DA126, Medieval Nomad, 900-920 AD https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2 doi:10.1038/s41586-018-0094-2 DA126: mtDNA: F2c1 Y-DNA: R-CTS6 По Y-хромосомной гаплогруппе явно не местный. Кто-то из Европы или Ближнего Востока Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2021 19.03.2021 в 00:16, Koshoj сказал: Были исследованы следующие образцы древней ДНК из Алматинской области: DA222, DA230, Karluk, 800-1000 AD; DA203, DA204, DA205, Karakhanid, 900-1200 AD https://www.nature.com/articles/s41586-018-0094-2 doi:10.1038/s41586-018-0094-2 DA222: mtDNA: A+152+16362 Y-DNA: J2a (J-Z7706 ?) DA230: mtDNA: F1b1e Y-DNA: (J-Z7706 ?) DA203: mtDNA: G2a2 Y-DNA: (J-Z7706 ?) DA204: mtDNA: A+152+16362+16189 Y-DNA: (J-Y14698 ?) Это не они? J-KMS86BY206620/Y163990 * BY207151/Y163985 * BY207390/Y163988+22 SNPsformed 7000 ybp, TMRCA 2400 ybpinfo id:YF16881TUR [TR-10]tur id:ERS2374416KAZ [KZ-ALA]age id:ERS2374409KAZ [KZ-ALA]age id:ERS2374402KAZ [KZ-ALA]age Эти вполне могли быть тюрками, плюс есть совр. родич (потомок) из Турции. Может их предки попали в ЦА из Ближнего Востока задолго до н.э. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 20 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 20 марта, 2021 5 часов назад, кылышбай сказал: Это не они? J-KMS86BY206620/Y163990 * BY207151/Y163985 * BY207390/Y163988+22 SNPsformed 7000 ybp, TMRCA 2400 ybpinfo id:YF16881TUR [TR-10]tur id:ERS2374416KAZ [KZ-ALA]age id:ERS2374409KAZ [KZ-ALA]age id:ERS2374402KAZ [KZ-ALA]age Эти вполне могли быть тюрками, плюс есть совр. родич (потомок) из Турции. Может их предки попали в ЦА из Ближнего Востока задолго до н.э. возможно. Надо копаться Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 26 марта, 2021 Поделиться Опубликовано 26 марта, 2021 https://www.youtube.com/watch?v=jXBgyul2l8k Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ереке Опубликовано 13 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2021 18.03.2021 в 18:11, asan-kaygy сказал: И даже если представим что это не усунь (что маловероятно) и усуни были старкластерами, то не понятно почему старкластера нет в этом регионе до 13 века и почему у современных уйсунов совпаденцы из нирунов Этот вопрос надо закрыть окончательно изменив школьную программу по Историю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ARS Опубликовано 13 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2021 Вам дай волю , историю казахов , переписали бы на свой лад Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 13 мая, 2021 Поделиться Опубликовано 13 мая, 2021 Это по новым данным. Но такие детали вряд ли в школьные учебники попадут Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 17 августа, 2021 Admin Поделиться Опубликовано 17 августа, 2021 Провокационные сообщения удалены. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 22 декабря, 2021 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2021 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 19 января, 2022 Поделиться Опубликовано 19 января, 2022 В 10.08.2020 в 14:05, кылышбай сказал: В.В. Трепавлов. Шибаны - несостоявшийся этноним. https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer Носители имени шибан (узбек-шибан) в огромном количестве, двумя разновременными волнами, переселились в Среднюю Азию, на территорию ослабевшей державы Тимуридов – бывшего Чагатайского улуса и Приаралья. Внук Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани в самом начале. XVI в. завоевал Мавераннахр, а в 1511 г. его дальние родственники-Шибаниды, Ильбарс и Бильбарс, обосновались в Хорезме, изгнав оттуда персидского наместника. Приблизительные подсчеты дают численность переселившихся узбеков-шибанов в 240–360 тыс. чел. [21, с. 254, 255; 54, с. 20, 21]. На новых землях для пришельцев стала актуальной идентификация себя только как узбеков, в противовес местным тюркам и таджикам – кочевым чагатаям и оседлым сартам. Уточнение «шибанские узбеки» в отдалении от «узбеков» казахских и мангытских теперь теряло значимость, уступив место соотнесению себя с новыми соседями и подданными. Оказавшись в новом окружении, в ином культурно-цивилизационном пространстве, потомки мигрантов формировали ценности, отличные от тех, которых придерживались на покинутой родине, и более адекватные изменившимся жизненным условиям. Обозначение шибан уже не служило маркером принадлежности к совокупности племен Улуса Шибана или в целом Дешт-и Кыпчака. Тем более, что теперь бывшие носители этого онима, оставшиеся на севере, образовали собственные государства и стали применять для их жителей иные наименования – казахи и ногаи (= мангыты). Слово узбек довольно быстро стало уходить там из повседневного употребления. Объективно получилось так, что его носителями оставались только степняки, ушедшие в Мавераннахр и Хорезм, но для них добавление шибан тоже уже утрачивало практический смысл. Кроме того, в глазах местного населения все степняки являлись «узбеками», поэтому для отличения себя от чагатаев и сартов пришельцам с севера не было необходимости всякий раз подчеркивать: «мы – именно шибанские узбеки, а не казахские или мангытские». Но при этом узбеками еще долго, до XIX в., в Средней Азии обозначали потомков дештских мигрантов. Прочее же население Мавераннахра в период противостояния потомков Тамерлана с Шейбани на некоторое время обрело общую идентичность, отличавшую их от пришлых узбеков, и стало называться чагатайским народом (чагатай эли) [56, с. 79, 84]. Рузбихан прямо фиксирует этноним шибаниты: Однажды в бухарской степи, будучи верхом на коне, я доложил его ханскому величеству, что в этом году в месяце рамазане я ездил в Самарканд и в четырех собраниях читал хадисы и лекции. Одно собрание — на мазаре Чакардизи 54, другое — в соборной мечети, третье — в медресе Алийа-йи мабани 55, основание высокого здания которого заложил его величество хан, четвертое — на мазаре имама Мухаммада б. Исма'йла ал-Бухари 56, да смилуется над ним Аллах всевышний, в местности Хартанг в области Согд. В каждом собрании присутствовало более [нескольких] тысяч улемов, студентов, бедняков, благочестивых и почтенных людей. Однажды, когда в медресе Рафи' ал-бунийат его высокоуважаемого ханского величества я приступил по обыкновению к поучению и прочел хадис о Джабра'иле, объяснил сущность религии и другие значимости вещей, которые содержатся в этом высокодостойном хадисе, [73] то, дойдя до знаков [наступления] дня Страшного суда, я воочию увидел высокое величественное здание, перед которым небесная основа казалась ничтожной, а высота свода ее суффы соперничала со сводом купола небосвода, /43а/ [мне] пришлона ум, что, возможно, в хадисе есть указание на господство воинов-узбеков над миром, что они, после того как выйдут из степей, откажутся от ухода за овцами, а мир сделается пространством, на котором расширится их здание. И в словах pa'a аш-ша'а, означающих по-персидски шабанан (пастухи), возможно, имеется намек на название этого племени узбеков, которых называют шибанитами. Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] — шибаниты и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, /22б/ и третье племя — мангыты, а [из] них цари астраханские. https://www.vostlit.info/Texts/rus7/Isfachani/frametext1.htm Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 25 января, 2022 Поделиться Опубликовано 25 января, 2022 https://www.academia.edu/63612510/О_происхождении_этнонима_узбек 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 30 января, 2022 Поделиться Опубликовано 30 января, 2022 https://www.academia.edu/46949475/Safavids_and_Ozbeks Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 28 февраля, 2022 Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2022 Упоминание узбекского наймана в "Новые события" Зайниддина Васифи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кладоискатель Опубликовано 22 марта, 2022 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2022 Сообщение кушчи на лингвофоруме: Итак, начну с самаркандской области. Первый район по пути от Ташкента – Булунгурский. Булунгур полностью заселен туяклы. В Джамбае тоже есть туяклы, но, вероятно, они там не доминируют. В Каттакургане бахрины и сараи. В Пастдаргаме найманы. В Джуме алчины. В остальных районах много кырков и юзов. О своем родном Ургуте и прилегающих районах остановлюсь подробнее. Ургут, как город, так и деревни, в основном заселен мингами. Есть юзы, кенагасы, бахрины и пр. в малом количестве. Деревни, где проживают кушчи – Ваткан, Турткуль, Жартепа, Жаркишлак, Устахона и пр. С ними соседствуют деревни, где живут турки – Чеп и Шурнава (последний на территории Пенджикента в Таджикистане). Пенджикентский район в целом заселен туяклы. В горной местности Пенджикента есть турки. В поселке Суджина близ Пенджикента живут барласы. В Тайляке есть юзы. Также есть деревня Кавчинон, где живут кавчины. В городе Самарканд есть махалля Коштамгалы, где живут юзы (у зеравшанских юзов есть подрод коштамгалы, а в Сурхандарье – это подрод кунгратов). В массиве Дахбед живут найманы (это емнип было у Кармышевой, вы сами отрывок приводили; неплохо было бы, кстати, если бы вы отправили мне этот отрывок из Кармышевы про найманов Дахбеда). узбеки-найманы, в большинстве своем проживающие в Наманганском районе Наманганской области, Пастдаргамском районе Самаркандской области, в поселке Окрач Ургутского на, в поселке Акджар близ Куляба, в городе и окрестностях Каратага, а отдаленными генетическими родственниками являются казахи-найманы Среднего жуза, расселенные преимущественно в Атырау. Главный узбекоязычный массив города Самарканд – это ирони-иранцы, живут в Железнодорожном районе города, в поселке Равонак и квартале Саттепо. В Джизаке тоже разношерстная масса. В Галляарале и Сангзоре – туяклы. В Заамине юзы и много разных племен. В Китабе, Карши и Шахрисабзе основное население кенагасы, но есть кунграты, катаганы и пр. В Дехканабаде районный центр заселен турками, а в деревнях живут кунграты. В Чиракчи – сараи. Это кратко, что я вспомнил Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
elimkaz Опубликовано 22 марта, 2022 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2022 3 часа назад, Alimuly сказал: Сообщение кушчи на лингвофоруме: Итак, начну с самаркандской области. Первый район по пути от Ташкента – Булунгурский. Булунгур полностью заселен туяклы. В Джамбае тоже есть туяклы, но, вероятно, они там не доминируют. В Каттакургане бахрины и сараи. В Пастдаргаме найманы. В Джуме алчины. В остальных районах много кырков и юзов. О своем родном Ургуте и прилегающих районах остановлюсь подробнее. Ургут, как город, так и деревни, в основном заселен мингами. Есть юзы, кенагасы, бахрины и пр. в малом количестве. Деревни, где проживают кушчи – Ваткан, Турткуль, Жартепа, Жаркишлак, Устахона и пр. С ними соседствуют деревни, где живут турки – Чеп и Шурнава (последний на территории Пенджикента в Таджикистане). Пенджикентский район в целом заселен туяклы. В горной местности Пенджикента есть турки. В поселке Суджина близ Пенджикента живут барласы. В Тайляке есть юзы. Также есть деревня Кавчинон, где живут кавчины. В городе Самарканд есть махалля Коштамгалы, где живут юзы (у зеравшанских юзов есть подрод коштамгалы, а в Сурхандарье – это подрод кунгратов). В массиве Дахбед живут найманы (это емнип было у Кармышевой, вы сами отрывок приводили; неплохо было бы, кстати, если бы вы отправили мне этот отрывок из Кармышевы про найманов Дахбеда). узбеки-найманы, в большинстве своем проживающие в Наманганском районе Наманганской области, Пастдаргамском районе Самаркандской области, в поселке Окрач Ургутского на, в поселке Акджар близ Куляба, в городе и окрестностях Каратага, а отдаленными генетическими родственниками являются казахи-найманы Среднего жуза, расселенные преимущественно в Атырау. Главный узбекоязычный массив города Самарканд – это ирони-иранцы, живут в Железнодорожном районе города, в поселке Равонак и квартале Саттепо. В Джизаке тоже разношерстная масса. В Галляарале и Сангзоре – туяклы. В Заамине юзы и много разных племен. В Китабе, Карши и Шахрисабзе основное население кенагасы, но есть кунграты, катаганы и пр. В Дехканабаде районный центр заселен турками, а в деревнях живут кунграты. В Чиракчи – сараи. Это кратко, что я вспомнил В Атырау расселены найманы? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Кладоискатель Опубликовано 22 марта, 2022 Поделиться Опубликовано 22 марта, 2022 24 минуты назад, elimkaz сказал: В Атырау расселены найманы? Ошибка или оговорка. А так найманы везде есть Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tama Опубликовано 13 февраля, 2023 Поделиться Опубликовано 13 февраля, 2023 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться