Jump to content
Guest Alp-Tas

Узбеки

Recommended Posts

Только что, mechenosec сказал:

Ава у нас дед, отец эцке, брат отца- баджя, ну если мама это эке , можно и ээдже, как бабушку, то и отца может ава? 

маленькие дети бегали в магазине, и стали звать кого-то :Ава, Ава! я с удивлением обернулся и увидел молодого парня моего возраста, азиатской внешности. я не постеснялся, подошел и спросил: что значит слово Ава? Он сказал с монгольского -Отец.

Link to comment
Share on other sites

Quote

Узбекское Племя Катаган Происхождения Тюркское. Одна из крупных этнических групп узбекского народа — большая количество катаганов проживают на территории Хорезма. Катаганы проживают еще в Ташкентской, Самаркандской, Бухарской, Сурхандарьинской, Кашкадарьинской областей и в Ферганской долине Узбекистана. Катаганы живут также на территории Казахстана, Таджикистана и Афганистана. Первые данные о катаганах встречаются у Рашидиддина Фазлуллох Казвини в одном из его историко-этнографических трудов "Жомъе-ут-таворих" который был написан в XIV в. Много сведений приводится в трудах других восточных историков, таких как (Абдул Гази Хивинский Хан), Мухаммад Юсуф Мунши, Махмуд ибн Вали. Важные сведения о катаганах, живущих в области Балх (Северный Афганистан), который является их родиной, содержатся в трудах Бурханиддин-хана Кушкеки. О катаганах Зарафшанского оазиса писал А. Д. Гребенкин. В очерках Н. А. Маева, написанных после Гиссарской экспедиции 1872 и 1878 гг., имеется ряд важных сведений о катаганах предгорий Гиссарских гор. В научных трудах И. П. Магидовича, Б. X. Кармышевой, С. С. Губаевой даны важные заключения о территориальном размещении и этнической истории катаганов. В произведениях Рашидиддина и Абу-л Гази приводятся сведения легендарного характера о происхождении катаганов, в которых говорится, что они произошли от женщины по имени Аланкува из монгольской группы племен нирун. Хотя Рашидиддин называет катаганов монгольским племенем, он отмечает, что катаганы — не монгольское, а тюркское племя, которое только называется монгольским. Этническая история катаганов довольно сложная, в ходе формирования они были в близких отношениях со многими народами Средней Азии — казахами, кыргызами, каракалпаками. Например, Чокан Валиханов, говоря о Старшем Жузе казахов, отмечает, что из одной его ветви произошел главный род катаганов, из второй — уйсуны, из третьей — кангли. Именно указанных катаганов он относит к составу дашти-кипчакских узбеков. Ученый продолжает свою мысль о том, что катаганы — самый древний народ, проживающий на юге Средней Азии Хорезма и Казахстана. В начале XVII в. они составляли основную опорную силу правителя Ташкента — Турсун-хана, а в середине XVII в. одна их часть вошла в состав узбекского народа, а другая — в состав казахского племени чанишкли. Появление катаганов в составе узбекского народа исследователи связывают со следующим трагическим событием: в 1628 г. казахский хан Ишим убил правителя Ташкента Турсун-хана, победил и истребил катаганов, которые составляли основную силу последнего. Часть катаганов вошла в состав казахского племени кангли под именем чанишкли, остальные бежали на юго- запад Сырдарьи и влились в состав узбеков. И. П. Магидович считает, что узбеки-катаганы имеют родственные отношения с некоторыми группами кыргызов. Об одном роде кыргызов-катаганов — саёках И. П. Магидович пишет: "Род кыргызов-катаганов, проживающих на северо-востоке Афганистана, относит себя к саёкам. Если мы сможем определить их непосредственное родство с афганскими и бухарскими узбеками- катаганами, подтвердится, что это одно из многочисленных древних племен, также как племена, знаменитые в Китае под названием "се", у греков и персов — под названием "сак". В письменных источниках не говорится, что катаганы были в составе племен дашти-кипчакских узбеков, участвовавших в завоевании Мавераннахра под предводительством Шейбани-хана. Но в источниках имеются сведения, что позже, в середине XVI в., они заняли свое место в составе узбеков в качестве авторитетного сословия. По историческим данным, в 40-х гг. XVII в. катаганы были одним из сильных и неустойчивых племен, проживающих в Балхе и, частично, в Кундузе. Это племя упоминается наряду с аймаками, хазарами и другими, проживающими в северном Афганистане. Во времена Аштарханидов Северный Афганистан был выдан катаганам в качестве улуса. В это же время катаганы формируются как сильное политическое объединение. В начале XVII в., в период правления Махмудбия из рода катаган Балха и Бадахшана, этот край стал называться краем катаганов. Таким образом, катаганы проживали на очень большой территории — это Средняя Азия, Северный Афганистан, Восточная Турция, и являются одной из многочисленных тюркских этнических групп. Катаганы говорят на кипчакском и карлук-чигильском диалектах узбекского языка, о чем свидетельствует ряд этнолингвистических исследований. Тохчи-катаганы, проживающие в Сурхан-Шерабадском оазисе, говорят на диалекте карлуков-чигилей с употреблением "й", как тюрки и карлуки. Их язык похож на вокализм таджикского языка. К концу XIX — началу XX в. узбеки-катаганы хорошо сохранили свое этническое имя и этнографические особенности. И по сей день целые села катаганов можно встретить в Хорезме — Сурхандарье и Кашкадарье. В Сурхандарье встречается род под названием тохчи-катаган. В материалах переписи населения 1926 г. указывается, что на востоке горы Кухитанг живут 1190 катаганов.

image?id=812708663432&t=20&plc=WEB&tkn=*

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Только что, Peacemaker сказал:

В Сурхандарье встречается род под названием тохчи-катаган.

это не совсем катаганы, мне кажется. Это группа тагчи, которая по происхождению относиться к домонгольским тюркам, но за период гегемоний узбекских племен, тагчи вошли в состав катаганов. такая же, группа тагчи есть в горах восточного туркестана, там они называются "таглыками", то же являются домонголскими тюрками по происхождению.
А вообще по остаткам этнических тюрков домонгольского периода четко прорисовывается маршрут расселения, или миграций этой группы. где отправная точка караханидское государство.

 

Link to comment
Share on other sites

11 minutes ago, Yagli Canac said:

это не совсем катаганы, мне кажется. Это группа тагчи, которая по происхождению относиться к домонгольским тюркам, но за период гегемоний узбекских племен, тагчи вошли в состав катаганов. такая же, группа тагчи есть в горах восточного туркестана, там они называются "таглыками", то же являются домонголскими тюрками по происхождению.

тохчи катаган -это тугч хатагин.Хатагины по древним обычаем среди халхамонголов и чахаров - знаменоносцы.

 

cc34597416988059ed43203f4afc754d.jpeg

 

 

чахарский хатагинка  тугч Урнаа

1*DoQ7rZa8VJmakVx9iA945A.jpeg

 

Link to comment
Share on other sites

Только что, Peacemaker сказал:

тохчи катаган -это тугч хатагин

мне кажется сильно ошибаетесь. Путаете звуки. В Узбекском во многих местах, где пишут "О" -это означает "а". например, Акром-Акрам, Илхом-Илхам и т.д. поэтому здесь гласная о\а может играть, и т/д. Тогчи/Дагчи на нашем языке означает горец.  и сурхандарья -это горная местность, и тагчи ка к раз проживали в  горах.
Знамя будет "Туг". Есть группа Турк-тугьён, здесь как раз имеется виду турки знаменосцы. или по-другому переводу "Тугьён" -бунтари. (По Гумилеву).

Link to comment
Share on other sites

  Мне кажется вы сами ошибаетесь!

В монгольском туг -знамя, тугч,тугчин-знамяносец.

tugchin.png

хатагинец/катаган/-знамяносец Хулагу хана.

 

Link to comment
Share on other sites

On 10/17/2018 at 10:18 AM, Yagli Canac said:

кстати, интересный факт. оказывается по монгольский "Ава" это отец, у нас "Ава" это родные братья отца. ))):D
Асан-кайгы не подумайте, что это аргумент против вас)))


По монгольски "аав" - это будет "папа". Ну там начале длинний "аа" или как ещё называется лингвитик.

Если короткий "а" то будет другие слова: "ав" - охота, если глагол то "ав" - возьми. "авга" - родственники со стороны отца.

Поскольку у Вас не существует такого типа "длинных гласных" объяснимо что вам кажется что слышали как "ава", а на самом деле на кириллик монгольском пишем "аав аа" слово отец "аав" и суффикс обращения "аа".

Link to comment
Share on other sites

18.10.2018 в 09:01, asan-kaygy сказал:

Не были они основой его войска, могли быть частью.

По Берке да, он был сводным, а насчет насколько он мусульманин, его корану и исламу начали учить по приказу Угедея, как писала его мать в письме брату

А Берке хан когда родился? Хорезмшаха когда разбили? Могла ли дочь Хорезмшаха быть матерью Берке? Маловероятно.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Tama сказал:

А Берке хан когда родился? Хорезмшаха когда разбили? Могла ли дочь Хорезмшаха быть матерью Берке? Маловероятно.

Родился он во время похода Джучи на булгар и сакалиба после Хорезма.

Хан-султан дочь Хорезмшаха была матерью Берке, Беркечара и Бури (Буда, Будакур)

Link to comment
Share on other sites

Quote

 

Среди кумуков есть субэтническая группа кайтаглар, у них есть в языке несколько монголизмов, или по крайней мере слов, которые таковыми считаются. Например слово собака по кайтакски локай, сравните с нокай.

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Peacemaker сказал:

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Согласно санджыра племени Мундуз,  у их отца-основателя Мундуза было 5 сыновей, одного из них звали Локай. Судьба потомков всех сыновей, кроме Локая , прослеживается среди кыргызов . А вот следы Локая затерялись. И что интересно у локайцев , наоборот, санджыра начинается с Локая. Локайцы не считают себя ни таджиками, ни узбеками, ни кыргызами. Хотя московские :)  локайцы тесно общаются с кыргызскими мундузами.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Peacemaker сказал:

Узбекские лакайцы это катаганы?

И название лакай это  монгольское слово нокай/собака/?

Кармышева

"...Этнографическое изучение локайцев, проведенное мной в 1945—1950 гг., позволило установить, что они являются типичными представителями узбеков даштикипчакского происхождения, наиболее ярко сохранившими в своей культуре черты, роднящие их с казахами [155, 11 —29; 165; 157, 121 — 159]. Для выяснения происхождения локайцев я прежде всего обратилась к их генеонимам. Сравнительный анализ их показал, что наименование локай у других тюркских народов и племен пока не встречено. Можно предполагать, что оно возникло относительно поздно, во время окончательного сложения локайского союза уже на современной его территории, и происходит от имени или прозвища предводителя какого-то рода или племени, сыгравшего большую роль в организации союза, как об этом говорят локайские предания.

Из зарегистрированных мною 155 названий локайских родо-племенных подразделений 69 обнаружены среди других тюркоязычных кочевников.

Локайцы почти не имели общих этнонимов с ранними узбекскими племенами Южного Таджикистана, за исключением двух названий весьма сомнительного созвучия — локайского шекей и шакайди карлуков Афганистана и совпадения одного элемента этнонима тентекавлод с барласскими — крыктентак и элликтентак (совпадение может быть и случайным, так как слово тентак — придурковатый, глупый, сумасбродный — часто употребляется в разговорной речи).

Больше всего сходных этнонимов (38) у локайцев было с казахами, в частности, с племенами аргын, найман, керей, кыпчак, входившими в Средний жуз (28). При внимательном анализе названий казахских родов, входивших в Старший и Младший жузы, оказалось, что некоторые из них, совпадавшие с локайскими, происходят также от указанных четырех племен, образовавших Средний жуз. Следовательно, совпадений локайских этнонимов с этнонимами племен Среднего жуза, в частности аргынов, фактически больше..."

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Это на узбекском поет???

 

Какая прекрасная музыка и песня, хотя я понимаю только 1% понимаю что ли?

мне только "дидим" - понятно.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, enhd сказал:

Это на узбекском поет???

Какая прекрасная музыка и песня, хотя я понимаю только 1% понимаю что ли?

мне только "дидим" - понятно.

Это не узбекский, узбекский полон фарсизмами.

Поет китайский уйгур. 

Link to comment
Share on other sites

Отвага Джалалиддина Мангуберды

Захватив основные города Мавераннахра, монгольские захватчики двинулись на крупные торговые и культурные центры Хорасана: Балх,Герат, Мерв, Газну, расположенные к югу от Амударьи. Но в этих краях они встретили сильное сопротивление Джалалиддина Мангуберды. Здесь он собрал большое войско.

Dzhalaliddin-Manguberdi-177x300.jpg

Несколько лет назад Джалалиддин Мангуберды был провозглашен правителем территорий Газны, Бамиана и территорий до Индии. Поэтому он двинулся в сторону Газны. По пути к нему присоединились наместники Хорасана со своими войсками. Султан Джалалиддин нанес сокрушительные удары по монгольским войскам близ городов Ниса, Кандагар и прибыл в Газну. К нему присоединяются новые силы. Джалалиддин дает отпор монголам, осаждавшим крепость Валиен, и разбивает их. Это была самая большая и самая важная победа Джалалиддина Мангуберды.

Чингизхан направил против Джалалиддина Мангуберды сорока пятитысячное войско, возглавляемое войоном Шики Хутуху. В битве в степи Парван близ Газны Джалалиддин одержал победу. Но среди его военачальников начались разногласия, связанные с разделом захваченных трофеев. Сайфиддин Аграк, Аъзам Малик и Музаффар Малик предали Хорезмшаха и увели свои отряды. В результате военная мощь Джалалиддина значительно ослабла.

Чингизхан, воспользовавшись моментом, двинул войска на Газну и разбил разрозненные отряды Мангуберды. Ведя неравные бои, Джалалиддин с поредевшим войском отступает к реке Синд (Инд). 25 ноября 1221 г. на берегу реки произошло ожесточенное сражение, в котором Джалалиддин нанес несколько ударов по монгольским войскам. Но десятитысячное монгольское войско, вышедшее из засады, сокрушительным ударом решило исход этой битвы. Не желая сдаваться, Джалалиддин верхом на коне спрыгнул с крутого берега в бурную реку и переплыл на другой берег Инда. С ним спаслось около четырех тысяч воинов. В настоящее время один берег реки называется «Скачок лошади», а другой — «Степь Джалалиддина». Чингизхан, восхищенный героизмом Мангуберды, не стал преследовать своего врага. Он даже сказал своим сыновьям: «Вот таким должен быть сын своего отца».

Джалалиддин еще на протяжении одиннадцати лет продолжал борьбу против монголов на территории Ирана и Азербайджана.

Таким образом, хотя Джалалиддин Мангуберды и его соратники на протяжении многих лет вели героическую борьбу против врага, но так и не смогли сохранить свободу родного края. В 1231 г. завершилось правление последнего Хорезмшаха. Великое государство на Востоке прекратило свое существование.

Orden-ZHaloliddin-Manguberdi.jpg

В независимом Узбекистане в 1999 г. было широко отмечено 800-летие великого полководца, который пожертвовал своей жизнью ради свободы Родины. В Хорезме установлен памятник, его именем названы площадь и улица, снят видеофильм, написаны пьеса и дастаны. 30 августа 2000 г. учрежден орден «Жалолиддин Мангуберди» — высшая воинская награда Республики Узбекистан за проявленные мужество и героизм во имя

Последствия монгольского завоевания

Монгольское завоевание нанесло тяжелейший удар по хозяйственной жизни Мавераннахра и Хорезма. Цветущие земледельческие оазисы и города были разорены, особенно Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв, Бинакет и Ходжент превратились в руины. Был разрушен и известный Султанабад — головная плотина оросительной системы Мервского оазиса.

Самаркандцы покинули родные места. Население Мервского оазиса из-за безводья вынуждено было обосноваться на других территориях. Ургенч был полностью затоплен водой. Из-за резкого сокращения населения намного уменьшились засеваемые площади и сельское хозяйство пришло в упадок. Насильственный угон в Монголию многих тысяч искусных мастеров ослабил ремесленное

Существовавший многие века Великий шелковый путь во время нашествия монголов полностью замер. Был нанесен огромный ущерб культурной, экономической и научной жизни страны.

Link to comment
Share on other sites

Quote

. Насильственный угон в Монголию многих тысяч искусных мастеров ослабил ремесленное

Существовавший многие века Великий шелковый путь во время нашествия монголов полностью замер. Был нанесен огромный ущерб культурной, экономической и научной жизни страны.

Наши сартаулы?  

:D

Link to comment
Share on other sites

Үнэнч миний андууд- Мой верные друзья.

/ Инанч-хан (Үнэнч-Бильге-Буку хан[2], Эниат-хан[1]; ? — 1198, 1200 или 1202[1]) — правитель найманов, живший во времена Чингисхана./

:D

 

Link to comment
Share on other sites

4 minutes ago, Эфталит said:

Хе-хе смешно.

Почему смешно? Сартаулы построили Каракорум. Может их к вам обратно отправить чтобы они постройли новый Самарканд?

:D

middle-ages.jpg

Link to comment
Share on other sites

Quote

Термин гул/кул(«река») обычно считают монгольским. Однако 17 монгольская принадлежность этого слова еще научно не доказана, так как

оно уже встречается в тюркских рунических письменностях, в «Диване» Махмуда Кашгари (ХII в.), т. е. еще до прихода монголов в Среднюю Азию.

Термин кул часто встречается в «Бабур-наме» «кулнинг ичи киши мамарридин ирог хилват йул, кул юкори-ук юруб, сувни унг кулга куюб, яна

бир курук кулга кирдук. Эрта намоздигар бор эдигим,кулдин тузга чикилди»- «Вверх, вдоль реки, мы нашли хорошую дорогу. Сухое русло реки

находилось далеко от проезжей дороги. Поднявшись уединенной тропой по высохшему руслу и оставив реку на правой руке, мы вошли в другое

пересохшее русло»). Этот термин отмечен в составе многих названий мест Узбекистана: Олтикул, Кизилкул (Сырдарьинская область), Норингул

(Зарафшанская долина) и др. Слово норин тоже считают монгольским. Действительно, в Монголии по списку географических названий, приложенному к«Очеркам северо-западной Монголии» Г. Н. Потанина, можно насчитать 21 объект под названием Нарын, из них 11 - реки. В условиях Узбекистана, по всей вероятности, оно имеет другое значение, потому что находилось в обиходе еще до приходамонголов, кроме того, здесь имеется этноним норин.

Река Сурхандарья в средние века называлась Чаrонруд,а Сурхандарьинский оазис - Чагониён (по-арабски Сагониян).

Такой крупный ученый, как И. Маркварт пытался соотнести название области Чагониён с монгольским цаган «белый». Однако В. В. Бартольд

опровергает такое утверждение и считает название реки Чагонруд домусульманским, т. е. возникшим до завоевания Средней Азии арабами, ибо

оно встречается в анонимном географическом сочинении «Худуд ал-а'лам» , написанном в 982-983 гг.

Т. Нафасов топоним Fузор считает монгольским. Такое утверждение не обосновано, ибо Fузор в форме Хузор встречается у арабских географов еще в Х в. Как мы уже отмечали, ущелье в Сурхандарьинской области (в горах 18 Байсунтау), через которое шла главная дорога из Бухары и Самарканда в Балх, иногда (у Шарафиддин Язди, Бабура) называлось по-монгольски Кахлага или Кахлуг. Это искаженное в арабском описании монгольское слово халга, хаалга (н) «Bopoтa».

Широко распространен в Узбекистане и монгольский термин шибир, шибер («болото»). Происхождение топонима Сибирь мы связываем с этим

термином. Один из древнейших каналов Средней Азии (Самаркандская область) носит монгольское название Булунгур (булuнгар «муть») . Арык с таким же названием отмечен и в Сурхандарьинской области. Несколько рек в Китае также носят название Булунцзир (булунгир).

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...