кылышбай Posted May 28, 2020 Share Posted May 28, 2020 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted May 28, 2020 Share Posted May 28, 2020 1 час назад, кылышбай сказал: у меня изображение отсутствует. что там? то изображение что выложили Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tama Posted June 24, 2020 Share Posted June 24, 2020 Хивинские узбеки Абулгази хан делит живущие в Хивинском ханстве узбекские племена и рода на четыре группы: 1. уйгур и найман. 2. кунграт и кият. 3. нукуз и мангыт. 4. канглы и кипчак. К упомянутым группам он также добавляет четырнадцать других племен, в частности: джалаир и али-эли входят в группу кият; кенегес – к нукуз; ходжаэли – к мангыт; дурмены, юзы, минги –к уйгурам; саиды входят к найманам. Входившие в группу узбеков в Хиве кунграты и хитайцы весьма малочисленны. Однако в округе встречаются представители почти всех упомянутых племен, но особенно много было кунгратов, дурменов и найманов. Сведения об этническом составе населения Хивинского ханства содержатся в произведениях русских путешественников и дипломатических работников. Прибывший в Хиву с дипломатической миссией майор И.И. Бланкеннагель пишет следующее: «В общем можно предположить, что численность населения Хивинского ханства превышает более ста тысяч душ. Из них узбеки составляют 45700, сарты 15000, каракалкаки 10000, явмуты (туркмены) 5000–6000, остальные – плененные рабы. Заслуживают внимание этнографические данные Г.И. Данилевского, относящиеся к первой половине XVIII в. По его сведениям, узбеки, находясь в основном в северной части ханства, представляют большинство населения в упомянутых им двадцати пяти городах. Лишь в шести из них не было узбеков, а проживало только сартское и персоязычное население. В восьми городах, расположенных на севере Хивы (Гурлан, Богот, Кипчак, Кытай, Кашкапир, Кангирот, Мангыт, Хожейли) проживали только представители узбекских племен. А в других восьми городах проживало смешанное сарто-узбекское население. По сведениям академика Я. Гулямова, к началу XVIII в. в Хорезме узбекские родоплеменные группы располагались следующим образом: племена кунграт и кытай – в туманах Гурлен и Шават, мангыты – в Гурлене и в Анбар – Манаке, кияты – в тумане Шават, кипчаки – в Ургенче и Кашкапире, дурмены – в Ургенче и Анбар-Манаке, хыдырэли – в Ургенче и Хиве, тама – проживали в Ханке, Багате и Янги-арыке. Найманы занимали большую территорию, начиная от Питнака до Янгиарыка, до пригорода Ургенча, Хазараспа. Уйгуры также оседали в ряде туманов. Земли, расположенные на правом берегу Амударьи, начиная от Ходжакола до Кекогуза принадлежали канглы и кипчакам. Вместе с ними здесь находились еще четырнадцать родоплеменных групп. Помимо них вокруг Хивы расположились небольшие этнические группы, состоящие из разных родов и племен. Особенно большую территорию от Хивы до Янгиарыка занимали кияты и кунграты. С конца XVIII до начала XX вв. проходила ожесточенная борьба между представителями кунгратского племени, занимавшими высокие посты. Эта борьба по существу была за престол и высокие посты. С одной стороны между Эльтузар ханом, а с другой Мухаммад Рахим ханом, Нур Мурад шахом и Ходжа- муродами. В результате победы Мухаммад Рахим хана власть полностью переходит кунгратам, после чего происходит объединение юга и севера ханства единое государство. Упомянутые представители династии начали проводить свою политику, естественно, опираясь на узбекскую аристократию господствующей тогда династии. Как сообщает Мунис, сторонниками Мухаммад Рахим хана, поддерживающими его, были представители племен кипчак, кенегес, кунграт, кият, нукус, мангыт, джалаир, катаган, найман, канглы. Иса Джаббаров (Этно-исторические очерки) Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted July 9, 2020 Share Posted July 9, 2020 https://www.academia.edu/43562165/Диваев_А._Легенда_о_происхождении_кара-киргизов_Туркестанские_ведомости_ТВ_._1900_88_Предание_о_возникновении_азиатского_гор._Ташкента_ТВ._1900_91_Предание_о_происхождении_узбеков_ТВ._1900_97 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted July 27, 2020 Share Posted July 27, 2020 https://www.academia.edu/2075491/Из_истории_кунгратов_Среднеазиатского_междуречья Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted August 10, 2020 Share Posted August 10, 2020 В.В. Трепавлов. Шибаны - несостоявшийся этноним. https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer Носители имени шибан (узбек-шибан) в огромном количестве, двумя разновременными волнами, переселились в Среднюю Азию, на территорию ослабевшей державы Тимуридов – бывшего Чагатайского улуса и Приаралья. Внук Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани в самом начале. XVI в. завоевал Мавераннахр, а в 1511 г. его дальние родственники-Шибаниды, Ильбарс и Бильбарс, обосновались в Хорезме, изгнав оттуда персидского наместника. Приблизительные подсчеты дают численность переселившихся узбеков-шибанов в 240–360 тыс. чел. [21, с. 254, 255; 54, с. 20, 21]. На новых землях для пришельцев стала актуальной идентификация себя только как узбеков, в противовес местным тюркам и таджикам – кочевым чагатаям и оседлым сартам. Уточнение «шибанские узбеки» в отдалении от «узбеков» казахских и мангытских теперь теряло значимость, уступив место соотнесению себя с новыми соседями и подданными. Оказавшись в новом окружении, в ином культурно-цивилизационном пространстве, потомки мигрантов формировали ценности, отличные от тех, которых придерживались на покинутой родине, и более адекватные изменившимся жизненным условиям. Обозначение шибан уже не служило маркером принадлежности к совокупности племен Улуса Шибана или в целом Дешт-и Кыпчака. Тем более, что теперь бывшие носители этого онима, оставшиеся на севере, образовали собственные государства и стали применять для их жителей иные наименования – казахи и ногаи (= мангыты). Слово узбек довольно быстро стало уходить там из повседневного употребления. Объективно получилось так, что его носителями оставались только степняки, ушедшие в Мавераннахр и Хорезм, но для них добавление шибан тоже уже утрачивало практический смысл. Кроме того, в глазах местного населения все степняки являлись «узбеками», поэтому для отличения себя от чагатаев и сартов пришельцам с севера не было необходимости всякий раз подчеркивать: «мы – именно шибанские узбеки, а не казахские или мангытские». Но при этом узбеками еще долго, до XIX в., в Средней Азии обозначали потомков дештских мигрантов. Прочее же население Мавераннахра в период противостояния потомков Тамерлана с Шейбани на некоторое время обрело общую идентичность, отличавшую их от пришлых узбеков, и стало называться чагатайским народом (чагатай эли) [56, с. 79, 84]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted October 5, 2020 Share Posted October 5, 2020 http://goldhorde.ru/wp-content/uploads/2020/09/ЗО-3-2020-515-532.pdf 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Dambjaa Posted October 9, 2020 Share Posted October 9, 2020 https://ru.wikipedia.org/wiki/Карши По мнению известного историка-востоковеда В.В. Бартольда, монгольский хан Кебек (1318-1326), преемник своего брата Эсен-Буки хана, переселился в южную часть Мавераннахра и построил для себя дворец карши на расстоянии 2,5 фарсахов (около 15 вёрст) от города Нахшеба по нижнему течению Кашка-Дарьи. В Монголии того времени слово «карши» употреблялось в значении «дворец»[4]. Продолжая свои мысли о происхождении названия «Карши», В.В. Бартольд пишет, что оно встречается уже в сочинениях авторов XI века — Юсуфа Баласагунского, автора поэмы «Кутадгу билик», и Махмуда Кашгари. Причём последний даже не говорит, употреблялось ли оно только восточными тюрками или западными тоже. Тюрки, по-видимому, заимствовали его из языка коренного населения Китайского Туркестана.[4] Мост Амира Темура в Карши. По этому дворцу город Нахшеб получил название Карши, сохранённое им и до сих пор, хотя местоположение нынешнего города не соответствует местоположению ни Нахшеба домонгольского периода, ни города XIV века.[4]. Уроженцем этого города был известный индо-персидский учёный и писатель Нахшаби. В XVII веке в этом городе родился один из известных поэтов периода Бухарского ханства — Сайидо Насафи Миробид. Иную версию происхождения названия города приводит в своих записках «Бабур-наме» известный полководец и государственный деятель Бабур: "Еще один округ — Карши, который называют также Несеф и Нехшеб. Карши — могольское название; кладбище на могольском языке будет «карши». Вероятно, такое наименование появилось после завоевания Чингизханом. Это — маловодное место. Весна там прекрасная, хлеба и дыни хороши. Карши лежит к югу от Самарканда, с легким отклонением к западу, в 18 йигачах пути. Там водится птичка вроде багрикара, которую называют «кил-куйрук». Так как в округе Карши её бесчисленно и бесконечно много, то её в тех местах называют «каршинской птичкой»[5]. Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted October 14, 2020 Share Posted October 14, 2020 https://moluch.ru/archive/48/5969/ 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted November 1, 2020 Share Posted November 1, 2020 Сабитов Ж.М. Сведения о казахах XVIII века в Фирдаус ал Икбал//Казахи и Хивинское ханство. Каскелен. 2020. С. 45-56 https://www.academia.edu/44413151/Сабитов_Ж_М_Сведения_о_казахах_XVIII_века_в_Фирдаус_ал_Икбал_Казахи_и_Хивинское_ханство_Каскелен_2020_С_45_56 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted February 28, 2021 Share Posted February 28, 2021 https://www.academia.edu/45245074/Герасимов_М_М_Портрет_Тамерлана_Опыт_воспроизведения_на_краниологической_основе_Краткие_сообщения_о_докладах_и_полевых_исследованиях_Института_истории_материальной_культуры_Вып_XVII_М_Л_1947_Циммерман_С_Э_Мозг_узбеков_Бюллетень_Ср_Азиатского_гос_университета_Вып_11_Ташкент_1925 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted February 28, 2021 Share Posted February 28, 2021 https://www.academia.edu/45245152/Бурыкина_Н_Н_Измайлова_М_М_Некоторые_данные_по_языку_арабов_Узбекской_ССР_Записки_Коллегии_востоковедов_при_Азиатском_музее_АН_СССР_Т_V_Л_1930_Церетели_Г_В_К_характеристике_языка_среднеазиатских_арабов_Труды_второй_сессии_ассоциации_арабистов_Вып_XXXVI_М_Л_1941?fbclid=IwAR0OIpJKs8vzZ5jziP37lEzRiIgvkx-b9lh-ATFcD9IETjDBb5M7Tx2Jj48 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted February 28, 2021 Share Posted February 28, 2021 https://www.academia.edu/45245001/История_Самарканда_В_2_х_томах_Т_2_Ташкент_1970?fbclid=IwAR086ALDqdIIhNR9N9hx0EbEzxWtJQxijch2OLtY9L-ADQ9x7ic4-_5Op9o Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 1, 2021 Share Posted March 1, 2021 01.11.2020 в 22:13, asan-kaygy сказал: Сабитов Ж.М. Сведения о казахах XVIII века в Фирдаус ал Икбал//Казахи и Хивинское ханство. Каскелен. 2020. С. 45-56 https://www.academia.edu/44413151/Сабитов_Ж_М_Сведения_о_казахах_XVIII_века_в_Фирдаус_ал_Икбал_Казахи_и_Хивинское_ханство_Каскелен_2020_С_45_56 Кого вы подразумеваете под "аральцами", которых отделяете от каракалпаков и хорезмских узбеков? Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted March 1, 2021 Share Posted March 1, 2021 41 минуту назад, кылышбай сказал: Кого вы подразумеваете под "аральцами", которых отделяете от каракалпаков и хорезмских узбеков? аральские узбеки. Среди них Шах-тимур правил Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 1, 2021 Share Posted March 1, 2021 2 часа назад, asan-kaygy сказал: аральские узбеки. Среди них Шах-тимур правил С ним воевал хивинский хан Шергазы, шибанид, из Бухары. Есть версия, что Шергазы из казахских чингизидов. Каково ваше мнение? Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted March 1, 2021 Share Posted March 1, 2021 1 час назад, кылышбай сказал: С ним воевал хивинский хан Шергазы, шибанид, из Бухары. Есть версия, что Шергазы из казахских чингизидов. Каково ваше мнение? я писал про это статью. В академии есть Сейчас не помню уже Link to comment Share on other sites More sharing options...
Samatq Posted March 1, 2021 Share Posted March 1, 2021 09.07.2020 в 17:17, asan-kaygy сказал: https://www.academia.edu/43562165/Диваев_А._Легенда_о_происхождении_кара-киргизов_Туркестанские_ведомости_ТВ_._1900_88_Предание_о_возникновении_азиатского_гор._Ташкента_ТВ._1900_91_Предание_о_происхождении_узбеков_ТВ._1900_97 Кыргызы значит произошли по прямой мужской линии от Каина. Одни от некрасивой девицы, другие от красивой. а узбеки от Исаака? Евреи получается... мда уж. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 2, 2021 Share Posted March 2, 2021 9 часов назад, Samatq сказал: Кыргызы значит произошли по прямой мужской линии от Каина. Одни от некрасивой девицы, другие от красивой. а узбеки от Исаака? Евреи получается... мда уж. У русских этнографов сарты сравниваются с евреями. Спорно, но нельзя не вспомнить их когда видишь рядом с простыми кочевниками торговцев, ремесленников, да и вообще оседлое население, занимающееся еще чем то кроме скотоводства. Узбеков чаще разделяют, они как элита, правящая. главенствующая каста Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 10, 2021 Share Posted March 10, 2021 Данные по антропологии локайцев в сравнении с соседними таджиками: https://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1975/no1/1975_1_102_Pestriakov.pdf Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 10, 2021 Share Posted March 10, 2021 (edited) Абрамзон. Этническая история узбеков (кипчакский компонент), рецензия на книгу Шаниязова: https://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1976/no2/1976_2_167_Abramzon.pdf Edited March 12, 2021 by кылышбай Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted March 12, 2021 Admin Share Posted March 12, 2021 11.03.2021 в 04:54, кылышбай сказал: Абрамзон. Этническая история узбеков (кипчакский компонент): https://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1976/no2/1976_2_167_Abramzon.pdf Это рецензия Абрамзона на книгу Шаниязова. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted March 12, 2021 Share Posted March 12, 2021 26 минут назад, Rust сказал: Это рецензия Абрамзона на книгу Шаниязова. Да, только увидел. Хороший сайт https://journal.iea.ras.ru/, там много оцифрованных номеров журналов ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Qazaqbalasy Posted March 18, 2021 Share Posted March 18, 2021 On 6/4/2017 at 10:03 AM, asan-kaygy said: 1. Не понял вашей мысли точнее откуда она вытекает. 2. Китайское написание усунь не факт что читается как уйсун. Зуев вообще ее по другому читает. Есть ли связь между древними усунями и современными уйсынами? или они всего лишь тезки Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted March 18, 2021 Share Posted March 18, 2021 35 минут назад, Qazaqbalasy сказал: Есть ли связь между древними усунями и современными уйсынами? или они всего лишь тезки тезки Link to comment Share on other sites More sharing options...