Jump to content
Guest Alp-Tas

Узбеки

Recommended Posts

1 час назад, кылышбай сказал:

у меня изображение отсутствует. что там?

то изображение что выложили

Link to comment
Share on other sites

Хивинские узбеки

Абулгази хан делит живущие в Хивинском ханстве узбекские племена и рода на четыре группы: 1. уйгур и найман. 2. кунграт и кият. 3. нукуз и мангыт. 4. канглы и кипчак. К упомянутым группам он также добавляет четырнадцать других племен, в частности: джалаир и али-эли входят в группу кият; кенегес – к нукуз; ходжаэли – к мангыт; дурмены, юзы, минги –к уйгурам; саиды входят к найманам. Входившие в группу узбеков в Хиве кунграты и хитайцы весьма малочисленны. Однако в округе встречаются представители почти всех упомянутых племен, но особенно много было кунгратов, дурменов и найманов.

Сведения об этническом составе населения Хивинского ханства содержатся в произведениях русских путешественников и дипломатических работников. Прибывший в Хиву с дипломатической миссией майор И.И. Бланкеннагель пишет следующее: «В общем можно предположить, что численность населения Хивинского ханства превышает более ста тысяч душ. Из них узбеки составляют 45700, сарты 15000, каракалкаки 10000, явмуты (туркмены) 5000–6000, остальные – плененные рабы.

Заслуживают внимание этнографические данные Г.И. Данилевского, относящиеся к первой половине XVIII в. По его сведениям, узбеки, находясь в основном в северной части ханства, представляют большинство населения в упомянутых им двадцати пяти городах. Лишь в шести из них не было узбеков, а проживало только сартское и персоязычное население. В восьми городах, расположенных на севере Хивы (Гурлан, Богот, Кипчак, Кытай, Кашкапир, Кангирот, Мангыт, Хожейли) проживали только представители узбекских племен. А в других восьми городах проживало смешанное сарто-узбекское население.

По сведениям академика Я. Гулямова, к началу XVIII в. в Хорезме узбекские родоплеменные группы располагались следующим образом: племена кунграт и кытай – в туманах Гурлен и Шават, мангыты – в Гурлене и в Анбар – Манаке, кияты – в тумане Шават, кипчаки – в Ургенче и Кашкапире, дурмены – в Ургенче и Анбар-Манаке, хыдырэли – в Ургенче и Хиве, тама – проживали в Ханке, Багате и Янги-арыке. Найманы занимали большую территорию, начиная от Питнака до Янгиарыка, до пригорода Ургенча, Хазараспа. Уйгуры также оседали в ряде туманов. Земли, расположенные на правом берегу Амударьи, начиная от Ходжакола до Кекогуза принадлежали канглы и кипчакам. Вместе с ними здесь находились еще четырнадцать родоплеменных групп.
Помимо них вокруг Хивы расположились небольшие этнические группы, состоящие из разных родов и племен. Особенно большую территорию от Хивы до Янгиарыка занимали кияты и кунграты.

С конца XVIII до начала XX вв. проходила ожесточенная борьба между представителями кунгратского племени, занимавшими высокие посты. Эта борьба по существу была за престол и высокие посты. С одной стороны между Эльтузар ханом, а с другой Мухаммад Рахим ханом, Нур Мурад шахом и Ходжа-
муродами. В результате победы Мухаммад Рахим хана власть полностью переходит кунгратам, после чего происходит объединение юга и севера ханства единое государство. Упомянутые представители династии начали проводить свою политику, естественно, опираясь на узбекскую аристократию господствующей тогда династии. Как сообщает Мунис, сторонниками Мухаммад Рахим хана, поддерживающими его, были представители племен
кипчак, кенегес, кунграт, кият, нукус, мангыт, джалаир, катаган, найман, канглы.

Иса Джаббаров (Этно-исторические очерки)

Link to comment
Share on other sites

В.В. Трепавлов. Шибаны - несостоявшийся этноним.

https://cyberleninka.ru/article/n/shibany-nesostoyavshiysya-etnonim/viewer

Носители имени шибан (узбек-шибан) в огромном количестве, двумя разновременными волнами, переселились в Среднюю Азию, на территорию ослабевшей державы Тимуридов – бывшего Чагатайского улуса и Приаралья. Внук Абу-л-Хайра Мухаммед Шейбани в самом начале. XVI в. завоевал Мавераннахр, а в 1511 г. его дальние родственники-Шибаниды, Ильбарс и Бильбарс, обосновались в Хорезме, изгнав оттуда персидского наместника. Приблизительные подсчеты дают численность переселившихся узбеков-шибанов в 240–360 тыс. чел. [21, с. 254, 255; 54, с. 20, 21]. На новых землях для пришельцев стала актуальной идентификация себя только как узбеков, в противовес местным тюркам и таджикам – кочевым чагатаям и оседлым сартам. Уточнение «шибанские узбеки» в отдалении от «узбеков» казахских и мангытских теперь теряло значимость, уступив место соотнесению себя с новыми соседями и подданными. Оказавшись в новом окружении, в ином культурно-цивилизационном пространстве, потомки мигрантов формировали ценности, отличные от тех, которых придерживались на покинутой родине, и более адекватные изменившимся жизненным условиям. Обозначение шибан уже не служило маркером принадлежности к совокупности племен Улуса Шибана или в целом Дешт-и Кыпчака. Тем более, что теперь
бывшие носители этого онима, оставшиеся на севере, образовали собственные государства и стали применять для их жителей иные наименования – казахи и
ногаи (= мангыты). Слово узбек довольно быстро стало уходить там из повседневного употребления. Объективно получилось так, что его носителями оставались только степняки, ушедшие в Мавераннахр и Хорезм, но для них добавление шибан тоже уже утрачивало практический смысл. Кроме того, в глазах местного населения все степняки являлись «узбеками», поэтому для отличения себя от чагатаев и сартов пришельцам с севера не было необходимости всякий раз подчеркивать: «мы – именно шибанские узбеки, а не казахские или мангытские». Но при этом узбеками еще долго, до XIX в., в Средней Азии обозначали потомков дештских мигрантов. Прочее же население Мавераннахра в период противостояния потомков Тамерлана с Шейбани на некоторое время обрело общую идентичность, отличавшую их от пришлых
узбеков, и стало называться чагатайским народом (чагатай эли) [56, с. 79, 84].

Link to comment
Share on other sites

https://ru.wikipedia.org/wiki/Карши

По мнению известного историка-востоковеда В.В. Бартольда, монгольский хан Кебек (1318-1326), преемник своего брата Эсен-Буки хана, переселился в южную часть Мавераннахра и построил для себя дворец карши на расстоянии 2,5 фарсахов (около 15 вёрст) от города Нахшеба по нижнему течению Кашка-Дарьи. В Монголии того времени слово «карши» употреблялось в значении «дворец»[4].

Продолжая свои мысли о происхождении названия «Карши», В.В. Бартольд пишет, что оно встречается уже в сочинениях авторов XI века — Юсуфа Баласагунского, автора поэмы «Кутадгу билик», и Махмуда Кашгари.

Причём последний даже не говорит, употреблялось ли оно только восточными тюрками или западными тоже. Тюрки, по-видимому, заимствовали его из языка коренного населения Китайского Туркестана.[4]

220px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%90%D0
 
Мост Амира Темура в Карши.

По этому дворцу город Нахшеб получил название Карши, сохранённое им и до сих пор, хотя местоположение нынешнего города не соответствует местоположению ни Нахшеба домонгольского периода, ни города XIV века.[4].

Уроженцем этого города был известный индо-персидский учёный и писатель Нахшаби. В XVII веке в этом городе родился один из известных поэтов периода Бухарского ханства — Сайидо Насафи Миробид.

Иную версию происхождения названия города приводит в своих записках «Бабур-наме» известный полководец и государственный деятель Бабур:

"Еще один округ — Карши, который называют также Несеф и Нехшеб. Карши — могольское название; кладбище на могольском языке будет «карши».

Вероятно, такое наименование появилось после завоевания Чингизханом. Это — маловодное место. Весна там прекрасная, хлеба и дыни хороши. Карши лежит к югу от Самарканда, с легким отклонением к западу, в 18 йигачах пути.

Там водится птичка вроде багрикара, которую называют «кил-куйрук». Так как в округе Карши её бесчисленно и бесконечно много, то её в тех местах называют «каршинской птичкой»[5].

Link to comment
Share on other sites

Сабитов Ж.М. Сведения о казахах XVIII века в Фирдаус ал Икбал//Казахи и Хивинское ханство. Каскелен. 2020. С. 45-56

https://www.academia.edu/44413151/Сабитов_Ж_М_Сведения_о_казахах_XVIII_века_в_Фирдаус_ал_Икбал_Казахи_и_Хивинское_ханство_Каскелен_2020_С_45_56

Link to comment
Share on other sites

01.11.2020 в 22:13, asan-kaygy сказал:

Сабитов Ж.М. Сведения о казахах XVIII века в Фирдаус ал Икбал//Казахи и Хивинское ханство. Каскелен. 2020. С. 45-56

https://www.academia.edu/44413151/Сабитов_Ж_М_Сведения_о_казахах_XVIII_века_в_Фирдаус_ал_Икбал_Казахи_и_Хивинское_ханство_Каскелен_2020_С_45_56

Кого вы подразумеваете под "аральцами", которых отделяете от каракалпаков и хорезмских узбеков?

Link to comment
Share on other sites

41 минуту назад, кылышбай сказал:

Кого вы подразумеваете под "аральцами", которых отделяете от каракалпаков и хорезмских узбеков?

аральские узбеки. Среди них Шах-тимур правил

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, asan-kaygy сказал:

аральские узбеки. Среди них Шах-тимур правил

С ним воевал хивинский хан Шергазы, шибанид, из Бухары. Есть версия, что Шергазы из казахских чингизидов. Каково ваше мнение?

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, кылышбай сказал:

С ним воевал хивинский хан Шергазы, шибанид, из Бухары. Есть версия, что Шергазы из казахских чингизидов. Каково ваше мнение?

я писал про это статью.

В академии есть

Сейчас не помню уже

Link to comment
Share on other sites

09.07.2020 в 17:17, asan-kaygy сказал:

:D Кыргызы значит произошли по прямой мужской линии от Каина. Одни от некрасивой девицы, другие от красивой.

а узбеки от Исаака? Евреи получается...

мда уж. 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Samatq сказал:

:D Кыргызы значит произошли по прямой мужской линии от Каина. Одни от некрасивой девицы, другие от красивой. а узбеки от Исаака? Евреи получается... мда уж. 

У русских этнографов сарты сравниваются с евреями. Спорно, но нельзя не вспомнить их когда видишь рядом с простыми кочевниками торговцев, ремесленников, да и вообще оседлое население, занимающееся еще чем то кроме скотоводства. Узбеков чаще разделяют, они как элита, правящая. главенствующая каста

Link to comment
Share on other sites

Абрамзон. Этническая история узбеков (кипчакский компонент), рецензия на книгу Шаниязова:

https://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1976/no2/1976_2_167_Abramzon.pdf

Edited by кылышбай
Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, Rust сказал:

Это рецензия Абрамзона на книгу Шаниязова.

Да, только увидел. Хороший сайт https://journal.iea.ras.ru/, там много оцифрованных номеров журналов ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, СОВЕТСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

Link to comment
Share on other sites

On 6/4/2017 at 10:03 AM, asan-kaygy said:

1. Не понял вашей мысли точнее откуда она вытекает.

2. Китайское написание усунь не факт что читается как уйсун. Зуев вообще ее по другому читает.

Есть ли связь между древними усунями и современными уйсынами? или они всего лишь тезки

Link to comment
Share on other sites

35 минут назад, Qazaqbalasy сказал:

Есть ли связь между древними усунями и современными уйсынами? или они всего лишь тезки

тезки

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...