Jump to content
  • Сообщения

    • Казахские Жетыру это Джеты-огуз (семь быков) ???

      Карабука и Шербуга из Жагалбайлы, Жалин-бука из Алшын (Алчи-татар)

    • В 19.01.2025 в 14:58, Бозбет Шыны сказал:

      Коллекция некоторых тюрко-монгольских деятелей с именами, оканчивающимися на "бука", чья тенгри-несторианская вера вероятна или подтверждена. Некоторые уйгуры из списка возможно исповедовали буддизм. Список естественно неполный. После 14 века бука-подобные тюркские имена практически исчезают из летописи.

      Забыл добавить:

      1) сын Анка-торе Кок-бука (14-15 вв.) , который исламизировался, став Мухаммад-беком.

      2) Токбуга бий жил в период правления Токтага-хана (14 в.), был великим бием, затем являлся диктатором на Сырдарье. Его называли также Башкыр Токбуга. Он был язычником (кяфир), а не мусульманином, поэтому считался вышедшим из уйгурского племени.  (ссылка 1, ссылка 2)

      3) Также и Джурмагун назначил от каждого царевича к Чин-Тимуру по одному эмиру: со стороны каана – Кол-Булата, а ... со стороны Бату, Кызыл-Бука – со стороны Чагатая, а … от Соркуктани-беги и царевичей. https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext1.html

      4) Есу-бука aka Иису-бука https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext1.html:

      [I] Мункату, его мать была ... 30 Кутан, он появился на свет от ... 31-хатун и имел сына; его имя Кутан имеется в [родословном] дереве Иису-Бука. 32

      5) Жалин-бука или Жали-бука (Jalin buqa) - лидер Алчи-татар в 1201 году, упоминается в ССМ 

      (ссылка 1, ссылка 2, ссылка 3, ссылка 4)

      6) Тайбука / Байбука aka Таян-хан (1134-1204) - найманский правитель , отец Кучлука, несторианец

      Имя

      Период

      Описание

      Род/племя

      Религия

      Этимология

      Кит-бука/Кет-бука

      1184-1260

      Нойон, участник ближневост. похода Хулагу

      найман

      Тенгри-несторианство

      "Кет"  - огниво

      Кызыл-бука

      12 век

      Прадед Эртогрула, отца Османа I

      Возможно был эмиром Чагатая: https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_3/frametext1.html

      кайи-канглы

      Тенгри-несторианство (?)

      "Кызыл" - красный

      Кара-бука

      13 век

      cын Уйгуртая,

      оказывал тыловую поддержку Хубилай хану

      уйгур

      ?

      "Кара" - черный

      Кёк-бука или Кара-бука  (K'uo-k'uo-pu-hua)

      13 век

       офицер армии Тамачи в Юане

      ?

      Тенгри-несторианство (?)

      "кёк" - синий, небесный

      Кюн-бука и Ай-бука

      сер. 13 века

      внуки Алакуш-тегин-кури

      онгут

      Тенгри-несторианство

      "Кюн" - солнце

      "Ай" - луна

      Ариг-бука

      1219 — 1266

      Внук Чингисхана

      борджигин

      Тенгри-несторианство

      "Ариг" - светлый,белый

      Кара-бука (Karabuga, K'uo-pu-hua)

      13 век

      Генерал Ариг-буки

      ?

      Тенгри-несторианство (?)

      "Кара" - черный

      Кутлуг-бука, Яйла-бука и др. братья

      13 век

      Дети Куркуза,

      который [служил] в должности секретаря [битикчи], благодаря своей грамотности стал одним из секретарей Джучи. Вместе с Чин-Тимуром, назначенным баскаком Ургенча, был отправлен туда. Затем вместе с ним перешел в Хоросан и стал наместником. При Угедее был казнен. Дети Кутлуг-буки: Уйгуртай и Газан-бахадур

      уйгур близ Бешбалыка

      ?

       

      Кара и бука (или один Карабука)

      13-14 век

       видные китайские литераторы и каллиграфы эпохи Юань, причем Кара достиг высшей ученой степени цзиньши

      канглы

      Тенгри-несторианство (?)

      "Кара" - черный

      Кутлуг-бука

      14 век

      один из аристократов Золотой Орды, даруга Крыма при хане Джанибеке

      найман

      Тенгри-несторианство (?)

      "Кутлуг" - благодатный

      Сары бука

      14 век

      Весной 1376 г. эмиры Сары-Бука и Адилшах Бахрам из племени джалаир, восставшие против Тимура, но не сумевшие противостоять ему, бежали в Дешт-и Кипчак, «укрылись у Урусхана и стали мулазимами того двора».

      кыпчак

      ?

      "Сары" - желтый

      Кара-бука (Карабукан)

      13-14 век

      родоначальник казах. рода Жагалбайлы, отец Каракатыша, Каракатыса/Каракатыша иногда изображают в качестве предсказателя и сподвижника Алау батыра

      Прорицатель войска племени кият

      Тенгри-несторианство (?)

      "Кара" - черный

      Шер-бука

      13-14  век

      родоначальник казах. рода Жагалбайлы, по шежире дед Кара-буки

      Предок Мырза и Лез в 7 колене

      Тенгри-несторианство (?)

      "Шер, шера, сары" - желтый

      Уч-огуз (три быка) - карлуки

      Сегиз-огуз (восемь быков) - найманы

      Токуз-огуз (девять быков) - уйгуры

      Джеты-огуз (семь быков) - горное ущелье в Кыргызстане в 28 км на запад от города Каракол по южному берегу Иссык-Куля.

      Отуз-татар (30 татар) - в VI—VII вв. союз татарских племён  в орхонских надписях

      Казахские Жетыру это Джеты-огуз???

    • 25 минут назад, Zake сказал:

      Какая теория заговора? Против кого?  Я что виноват, что люди не могут просто тупо чекнуть инфо? 

      Мне, как простому обывателю, орхонских надписей (с 8 века) и китайской летописи (4 век до н.э.) с упоминанием Тенгри у гуннов достаточно, чтобы сделать вывод о древности культа Тенгри у тюрко-монголов. Хоть эту концепцию наверно и нельзя назвать полноценной религией.

    • Надо писать правду, какие религии были до ислама у тюрков, а не прятать все под ширмой выдуманного термина (тенгрианства). 

    • 8 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      Ничё я не приуныл, там еще орхонские надписи есть. И куча исследователей спокойно говорят о тенгрианстве древних тюрков. Это опять ваши теории заговора...

      Какая теория заговора? Против кого?  Я что виноват, что люди не могут просто тупо чекнуть инфо? 

  • Т.Д. Скрынникова. Тюркизмы социальной лексики Монгольской империи


    Rust

    Оригинальная версия: // Монгольские языки: история и современность: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 21–23 октября 2013 г. / Отв. ред. П.О. Рыкин. — СПб.: Нестор-История, 2013. — C.106-111

    С. 106
    Безусловно, Монгольская империя наследовала традиции политической культуры предшествовавших ей древнетюркских империй. Задача данного доклада – показать те свидетельства значительного участия тюркоязычных сообществ в формировании Монгольской империи и ее элиты, которые нашли отражение в политической культуре.
    На двусоставность правящей элиты монгольской империи указывают уже имена ее первопредков, которые репрезентируют две различные этнические компоненты – тюркскую и монгольскую: Бортэ-Чино и Гоа-Марал. Следует заметить, что в именах первопредков Бортэ-Чино – Гоа-Марал первая часть передает наименование животного на родном языке, тогда как вторая – на языке брачного партнера: Бортэ – ‘волкʼ в тюркских языках, Гоа – ‘оленихаʼ в монгольском (тунгусо-маньчжурских) [Крадин, Скрынникова 2006: 187]. Соответственно, Бортэ-Чино означает ‘Волк-Волкʼ, а Гоа-Марал – ‘Олениха-Маралухаʼ, причем составная часть имени Гоа маркирует жен-монголок, как и в следующих именах: Борджигидай-Мэргэн – Монголджин-Гоа, Желтый пес – Алан-Гоа.
    1. Этноним борджигин встречается в "Тайной истории монголов" (далее ТИМ) трижды: дважды в имени Борджигидай-Мэргэн [Rachewiltz 1972: 13], эпониме, который означает ‘Мэргэн – владыка (досл. ‘который владеетʼ) борджигиновʼ, и еще один раз – в связи с Бодончаром, который называется "владыкой родов, составляющих общность борджигин" (монг. Bodoncar borjigin oboqtan bolba [Ibid.: 20]). Но женой Борджигидай-Мэргэна была Монголджин-Гоа. Поскольку в качестве брачных партнеров выступают представители кланов борджигин и монгол, а браки в монгольской средневековой среде были экзогамными, то можно констатировать невозможность включения группы борджигин в состав монголов. Напротив, это две разные группы. Если сторона женщин маркируется именем монгол и сопутствующими ему этнонимами, то брачные партнеры мужчины – рядом других этнонимов. Можно расширить семантический ряд известных пар: тайджиут – монгол = нукуз – кият
    С. 107
    = борджигин – монгол = борджигин – кият = мужское – женское = Бортэ-Чино – Гоа-Марал, т.е. архетип сохраняется во всех парах. При этом первый компонент пары принадлежал тюркоязычной общности: тайчи, бор (‘серыйʼ) – ‘волкʼ в тюркских языках.
    Можно вспомнить также, что в десятом поколении мы обнаруживаем супружескую пару Хорилартай-Мэргэна и Баргуджин-Гоа, в которой мужской эпоним выступает как маркер тюркоязычной общности (хори), а женское имя указывает на монгольское происхождение (баргу), что позволяет говорить о двухчастности ядра общности, разросшейся впоследствии до размеров Монгольской империи.
    2. Достаточно известна связь монгольских терминов с тюркским социально-политическим лексиконом. Я бы хотела обратить внимание на этнопотестарную характеристику группы, пришедшей с Хорилартай мэргэном (tede bölök irgen ber kölbarqujin-tögüm-ün ejen barqudai-mergen-nü ökin barqujin-go’a neretei ökin-ni qori-tumad-un noyan qorilartai-mergen-ne ökdeksen aju’u) [Rachewiltz 1972: 14].
    2.1. Привлекает внимание различие титулатуры в обозначении правителей разных этнических групп: eǰen у баргу и noyan у хори-туматов, что может обусловливаться как подчеркиванием их различных функций (впрочем, это невозможно определить на основании имеющихся фактов), так и их этно-культурными и языковыми различиями. То, что позже (в хронике XVII в.) Хорилартай-мэргэн обозначается как eǰen [AT 9], позволяет предположить идентичность значений обоих титулов.
    2.2. На мой взгляд, Баргудай-Мэргэн отмечается как владелец köl-barqujin-tögüm – линиджа, являвшегося той частью баргу, которая проживала около озера (тюркское обозначение – köl)[Подробнее см. Скрынникова 1993]. Слово tögüm, попавшее в тюркские языки из иранских, означает ‘семя; зерно; род, племя, потомствоʼ [СИГТЯ 1997: 116], что синонимично слову uruγ, а аффиксом -ǰin образуется прилагательное от имени barqu. Его связь с монгольским миром подтверждает и наличие данного термина в калмыцком языке:
    С. 108
    Калм. toxm ‘Rasse, Herkunft, Stamm; Nachkommenschaftʼ (KWb 397b), совр. калм. toxm ‘породаʼ (Мун. 510), ойр. Синьцз. toxom ‘род, поколение; происхождениеʼ (Тодаева 335); – тюрк., ср. каз. tuqïm ‘зерно; потомки; семья; семена; плод; потомство; поколение; порода; родʼ, кир. tukum ‘семя, семенаʼ, тат. tokïm ‘порода; потомство, потомокʼ [Kempf 2012: 144].
    2.3. Обращает на себя внимание упомянутое в ТИМ слово bölök, которое я также перевела как ‘линиджʼ Хорилартай-мэргэна [Это очень показательный пример вероятного сохранения в языке хори данного слова. Как видим, Хорилартай-мэргэн – глава части хори, в то время как рукопись Вандана Юмсунова – это хроника, отмечающая историю одиннадцати хоринских родов]. На мой взгляд, подобную интерпретацию позволяет предложить синонимичность bölök и uruγ, сохранившаяся в бурятской традиционной культуре. Вандан Юмсунов, автор летописи, пишет, что хори хоорондо обог обогоор гу. Али яhаар болон бүлэг айлнуудаар хамтаран нийлэгэд ‘между собой объединялись в роды, или в кости и в группы аиловʼ (пер. мой. – Т.С. ) [БТБ 75].
    Здесь мы видим следующую структуру: хори (племя) – роды (обог обогоор) – линиджи (яhаар = бүлэг айлнуудаар, что аналогично уруг).
    3. Я думаю, что дополнительным свидетельством тюркской этноидентичности борджигинов является расшифровка имени Бодончар, который называется родоначальником этой этнической группы. Известно, что он был младшим сыном Алан-Гоа. Имя Бодончар состоит из двух частей: первая часть означает ‘дикий кабанʼ [Rachewiltz 2004/1: 260], значение же второй части -чар, на мой взгляд, представляет собой иное написание известного в Тюркском каганате титула/звания чор [Обсуждение моей точки зрения на формант -чар в связи с публикациями П.О. Рыкина о значении суффикса -чар/-нчар [Рыкин 2009; Rykin 2010], с которыми я в основном совершенно согласна, не представляется возможным из-за ограничения объема настоящих материалов]. С.Г. Кляшторный пишет, ссылаясь на Э. Шаванна: "Восточная сторона называлась пять племен дулу, во главе которых были поставлены пять великих чоров" [Кляшторный, Савинов 1994: 19]. Из дальнейшего текста С.Г. Кляшторного о реформах Ышбара Хилаш-хана 634 г. следует, что иркины и чоры являлись племенными вождями [Там же: 23].
    C.109
    Все это позволяет, на мой взгляд, предположить, что Бодончар (Бодон-чор), младший сын Алан-Гоа, являлся вождем одного из племен (групп) тюркоязычной политии тайджиутов – борджигинов. Если вспомнить, что титул связывался с восточным, т.е. левым крылом, принадлежавшим младшему, то можно предположить, что Бодончар как младший сын наследовал коренной юрт – сакральный центр общности. Подтверждением моего предположения о том, что морфема -чар может быть монгольским вариантом тюркского титула чор, служат материалы источников, в которых встречаются имена, содержащие этот формант. Примечательно, что люди, их носившие, как правило, принадлежали к восточному крылу, так как были младшими в линидже. Хотя формант -чар использовался в именах не только в качестве маркера статуса младшего сына, все-таки данные источников позволяют отметить эту тенденцию как преобладающую.
    Материалы, приведенные в данной публикации, демонстрируют, сколь актуальным было участие тюркского субстрата в сложении ядра Монгольской империи.

    Список сокращений
    БТБ – Буряадай туухэ бэшэгуудэ (Бурятские исторические хроники) / Сост. Ш.Б. Чимитдоржиев. Улан-Удэ, 1992.
    СИГТЯ 1997 – Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков: Лексика / Отв. ред. чл.-корр. РАН Э.Р. Тенишев. М., 1997.
    ТИМ – "Тайная история монголов" [Rachewiltz 1972].
    AT – Altan Tobči: A Brief History of the Mongols by bLo-bzań bsTan-‘jin, with a Critical Introduction by The Reverend Antoine Mostaert, C.I.C.M., Arlington, Virginia, and an Editor’s Foreword by Francis Woodman Cleaves, Associate Professor of Far Eastern Languages, Harvard University. Cambridge MA, 1952. (Scripta Mongolica; 1.)

    Библиография
    Кляшторный, Савинов 1994 – Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи Евразии. СПб., 1994.
    Крадин, Скрынникова 2006 – Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., 2006.
    Рыкин 2009 – Рыкин П.О. Об этимологии терминов родства с суффиксом .čA(r~g) ~ .nčA(r~g) в монгольских языках // Алгебра Родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. СПб., 2009. Вып. 12. С. 195–207.
    C.110
    Скрынникова 1993 – Скрынникова Т.Д. Этнотопоним Баргуджин-токум // История и культура народов Центральной Азии. Источниковедение: Сб. ст. Улан-Удэ, 1993. С. 41–50.
    Kempf 2012 – KempfB. Kalmyk – Semantical Categories of Turkic Elements in Kalmyk // Oirad and Kalmyk Linguistic Essays / Ed. by Á. Birtalan. Budapest, 2012. P. 134–162.
    Rachewiltz 1972 – Rachewiltz I. de. Index to The Secret History of the Mongols. Bloomington, 1972. (Indiana University Publications: Uralic and Altaic Series; Vol. 121.)
    Rachewiltz 2004 – The Secret History of the Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century / Transl. with a Historical and Philological Commentary by I. de Rachewiltz. Leiden; Boston, 2004. Vol. 1–2. (Brill's Inner Asian library; Vol. 7/1 –2.)
    Rykin 2010 – Rykin P. Towards an etymology ofMiddle Mongolian Bodončar ~ Bodančar // Mongolo-Tibetica Pragensia ’10: Ethnolinguistics, Sociolinguistics, Religion and Culture. 2010. Vol. 3, № 1. P. 105–122.


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...