В повседневной жизни населения Ферганской долины, как и в других регионах мира. Поэтому в результате анализа хозяйства узбеков, каракалпаков и других этносов, проживающих в долине, было собрано значительное количество этнографических сведений о рыболовстве.
Известно, что каракалпаки, составляющие заметную часть населения Ферганской долины, в основном располагались по обоим берегам Сырдарьи, и в их хозяйстве рыболовство занимало важное место. Поэтому среди их предметов домашнего обихода часто встречаются камышовые циновки, корзины и сумки, изготовленные из камыша и ветвей [23. C. 27]. Подобные вещи имели важное значение и в рыбной ловле. Например, по свидетельствам пожилых информантов, каракалпаки, поселившиеся у берегов Сырдарьи и Нарына, активно использовали и лодки для рыбалки [24. Полевые записи. Наманганская область, Мингбулакский район, сёла Qolgandaryo и Momoxon. 2016–2020 гг.].
Для каракалпаков, живших рядом с рекой, рыбная ловля имела существенное значение. Считая рыболовство традиционным занятием, каракалпаки, оказавшись в условиях долины, по возможности продолжали им заниматься. Поэтому среди местного населения они получили название «shabakkor», то есть «рыбоеды» [25. Полевые записи. Наманганская область, Норинский район, село Kemaboshi. 2016–2020 гг.].
Однако в условиях долины рыболовство для каракалпаков постепенно утратило своё значение. Так, если во времена Кокандского ханства, насколько позволяли условия, почти все группы каракалпаков занимались рыбной ловлей, то после российского завоевания в хозяйстве каракалпакских групп, проживавших в Андижанском и Наманганском уездах, этому занятию стали уделять меньше внимания. Лишь каракалпакские группы, жившие на территории Каракалпакской волости Кокандского уезда, регулярно занимались рыбной ловлей вплоть до 1940-х годов XX века [26. B. 48]. Каракалпаки Ферганы ловили сазана, щуку, сома и другие виды рыбы в реках и озёрах с помощью таких рыболовных снастей, как ilashma, sanchqi, gaza, savat, to‘r и qarmoq.
Теперь обратимся к мифологическим представлениям населения Ферганской долины, связанным с культом рыбы. Известно, что, как и у других народов Центральной Азии, у узбеков имеются представления, связанные с рыбным тотемом. Культ рыбы издавна был широко распространён в Центральной Азии [27. C. 82]. Мифологические представления о легендарной рыбе, плавающей в небесном океане, были известны и в «Авесте». В этой священной книге необычная рыба называется Кара; она живёт в реке Farog‘ Kart и защищает дерево kavakirna (белый хавм) от вреда Ахримана [28. B. 30].
Заслуживает внимания и легенда, связывающая гибель мира с рыбой. В легенде рассказывается, что причиной гибели прекрасной Хорезмской оазы якобы стала пара гигантских рыб-наханг, живших в Аральском море. Эти рыбы всегда обитали в море и никогда не приближались к руслу реки. Если же они проплывали по Амударье, уровень воды падал на сорок газов; когда же рыбы, преследуя друг друга, проплывали обратно, вода углублялась ещё на сорок газов, становилась очень низкой и переставала выходить на поля. В итоге люди страдали от засухи и покидали оазис [29. C. 327].
Вероятно, эта легенда возникла на основе образа kerbaliq из древнетюркских мифов о конце света. Древние тюрки представляли kerbaliq (или kyorbalыq) как легендарное существо, живущее в подземном мире. Будто бы спокойствие земли зависит от этих рыб: если kerbaliq нырнут на дно или поднимут голову вверх, земля начнёт дрожать, а реки выйдут из берегов. Поэтому некий мифический богатырь Мангдий Шира якобы контролировал этих рыб при помощи верёвки, привязанной к их хвостам [30. B. 30].
Почитание рыб связано и с шумерским богом наводнений Иа (Yea), одним из трёх пантеонов [31. C. 127]. «Baliqchi» — общетюркский этноним; известно, что у башкир существовали род/племя «baliqsы». Также известно, что в составе Улы жуза у казахов имеются роды balыq и balыqchы. По сведениям С. М. Абрамзона, род baliqchi относился и к саруу у киргизов [32. C. 67]. Кроме того, у туркмен племени йовмут также есть роды balыqsы и baliqchi.
Следует подчеркнуть и то, что представители рода baliqchi давали своё название местам проживания, в результате чего возник ряд этнотопонимов, восходящих к названию рода. Например, Oqbaliq в Бўкаском районе Ташкентской области, Baliqchi в Андижанской области, а также сёла Baliqchi в Чортакском районе Наманганской области и в Косонском районе Кашкадарьинской области; история названия махалли «Baliqchi» в городе Маргилан также связана с этим этнонимом [33. B. 31].
Следы сакрализации рыб можно увидеть и в запретах на употребление в пищу этих существ, связанных со святыми местами. До настоящего времени рыбы в святых местах — у Мавлоно бува в городе Чуст и у Baliqliko‘l в Чортакском районе Наманганской области — считаются священными; их запрещено ловить и есть. Особенно почитаются рыбы в источниках при святых местах: считалось, что человеку, посмотревшему на них, станет легче, он избавится от болезни. По словам местных жителей, те, кто ловил или ел рыбу из таких мест, заболевали неизлечимыми болезнями, такими как pes и maxov, либо погибали на месте [34. Полевые записи. Наманганская область, Чустский район, город Чуст. 2015–2018 гг.].
Кроме того, изображение рыб на надгробиях в святых местах трактовалось как символ умерших. Это отражено и в изображениях на дверях самаркандских мавзолеев Рухобод и Кусам ибн Аббас. В таком изображении рыбы могут присутствовать понятия, характерные для представлений, связанных с культом предков [35. C. 37].
Рыбы в источниках при святыне Sadkak ota (Ферганская область, Ферганский район) местными жителями воспринимаются как святой в облике рыбы. Поэтому считается, что убить или поймать такую рыбу означает навлечь тяжёлые последствия. Особенно почитаются рыбы в источниках при святых местах. Например, существовало убеждение, что если больной «желтухой» (гепатитом) посмотрит на рыб в источниках Sadkak ota или у мазора Hazrat Ali в Сохе, болезнь «перейдёт» к рыбам, и человек исцелится [36. B. 14].
Религиовед Дж. Фрэзер также отмечал, что у ряда народов широко распространено представление: в каждой рыбе священного озера находится душа одного человека; если рыбу поймать, умирает один человек [37. C. 761]. В сознании первобытных людей рыба предстала как сверхъестественное явление, как божественное существо, очищающее пространство от злых духов, дарующее людям бодрость, силу и энергию, что стало причиной формирования у разных сообществ системы разнообразных обрядов и обычаев, связанных с рыбой. По словам некоторых пожилых информантов, в прошлом отдельные шаманы, «читая» больного и изгоняя злых духов, поселившихся в его теле, лечили его, ударяя по плечу живым сазаном. Следовательно, как подчёркивается в мифологических исследованиях, там, где есть рыба, отступают злые духи, появляется здоровье и «чистота/праведность» [38. B. 9].
Кроме того, представления, связанные с культом рыбы, нашли отражение и в семейной жизни, и в повседневной пище населения долины. Например, во многих районах Ферганской долины беременным женщинам запрещали употреблять рыбу; считалось, что при нарушении запрета будущий ребёнок может родиться с некоторыми физическими недостатками, например с искривлённым ртом [39. Полевые записи. Ферганская область, Дангараский район, сёла Tumor и Quduq. 2020–2025 гг.].
Следует также отметить, что рыба считалась настолько «халальной», что даже женщина после родов не ела рыбу до истечения сорока дней. Потому что в этот период женщина считалась «нечистой» и могла «осквернить» халальную пищу [40. Полевые записи. Ферганская область, Дангараский район, сёла Xo‘jaqishloq и Olaxamak]. У сурхандарьинских узбеков, следуя пословице «хотя бы раз в год нужно съесть рыбу и “очистить” свою долю халальности», время от времени употребляли рыбу [41. B. 76]. Подобное строгое соблюдение существовало и в Ферганской долине: особое внимание уделяли употреблению рыбы перед началом поста (Рамадана) [42. B. 134].
С учётом этого приведём некоторые обряды, приметы и суеверия (irim-sirim), связанные с культом рыбы и рыболовством, которые до сих пор встречаются среди населения Ферганской долины:
По дороге на ловлю не возвращаются назад. Если кто-то остановит, не останавливаются: считается, что иначе удача в ловле может исчезнуть.
Если по дороге на ловлю кто-то попросит какую-то вещь, её не дают, потому что рыбак «сам идёт брать добычу».
Первую пойманную рыбу — какой бы маленькой она ни была — не выбрасывают, потому что она считается «началом добычи».
В пятницу при любых обстоятельствах не выходят на ловлю, поскольку это священный день.
Один конец рыбацкой сумки опускают в воду, чтобы сумка «наполнилась рыбой».
В декабре–январе рыбы становится меньше: из-за холода она уходит на дно.
Речная рыба вкуснее, потому что она живёт на свободе и много движется.
Речная рыба бывает тонкой и длинной, а рыба из «zovur» — толстой; это связывают с различием в «радиусе движения».
Во время ловли стараются не разговаривать: считается, что рыба может испугаться [43. Полевые записи. Ферганская область, Дангараский район, село Tumor. 2020–2025 гг.].
В качестве вывода следует отметить, что представления, связанные с животными, имеют многотысячелетние религиозно-нравственные, мифологические и обрядовые корни. Эти аспекты сохранились в образцах устного народного творчества, в символике, в религиозно-этических взглядах и в представлениях о животных.
Кроме того, в обрядовой жизни узбекской семьи животные выступали важным средством и сохраняли актуальность: через них выполнялись обряды от рождения ребёнка до похорон. Помимо этого, в выполнении некоторых магических обрядов также присутствуют представления, связанные с миром животных: они осуществлялись в среде населения с целью профилактики и лечения отдельных болезней либо для преодоления некоторых трудностей.
Наконец, рыба — «одно из семи сокровищ» — и связанные с ней представления и обряды восходят к очень древним временам. В основе этих представлений и обрядов лежит позитивное отношение человека к природе и её дарам. Рыба была не только пищей, но, в определённом смысле, выполняла и лечебную функцию, что известно из этнографических источников. Это можно наблюдать и в целительских традициях шаманизма — одного из древних религиозных верований, сохранившихся среди населения долины.
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет