Далее тот же автор отмечал, что родоплеменные ополчения огузов и туркмен делились на правое и левое крылья, при этом беками правого крыла при Санджаре, т.е. середина ХП в., назначались представители племен кайи и баятов, т.е. племен, которых производят от [ средневековых канглы и кипчаков. Так, исследователь писал: “...интересно отметить, что родовые знаки кайи и баятов изображены на монетах и золотой медали, выбитой в 1063 г. в честь Мухаммада Тогрул-бека”.
Таким образом прослеживаются этнические взаимосвязи племени канглы с сельджуками. Что касается происхождения османской династии малоазийских турков, образовавших в конце ХП1 в. свое государство, имеются следующие данные. Средневековый автор Нешри, османский историк, писавший в конце XV в., производил Османа, основателя турецкого бейлика в Малой Азии, от Кок-хана, сына Огуз-хана, потомка Иафета, но по особой от сельджукидской линии, которая возводилась к племени канглы. По поводу трудов османских историков, в том числе и Мехмеда Нешри известный исследователь истории огузов С.Агаджанов писал, что они полны противоречий и характеризуются некритическим отношением к легендарным сказаниям огузов, особенно о племени кайи, из среды которых происходила османская династия. Однако у д'Оссона, который также опирался на труды средневековых османских авторов, мы вновь встречаем сведения об основателях Османского государства. “В ту пору, когда монголы вторглись в Хорасан, - пишет автор, - небольшое туркменское племя каи-ханлы (Cayi-khanli), обосновавшееся в Маханском районе, вблизи Мерв-Шахиджана, покинуло свои земли из-за страха, который ему внушали грозные враги. Оно эмигрировало на запад и обосновалось в области Ахлатта, в Армении. Восемь лет спустя, когда монголы появились, чтобы опустошить и эту местность, каи-ханлы удалились в Малую Азию. Эртогрул, который тогда был во главе этого племени, состоявшего из четырехсот сорока семей, получил от сельджукидского султана Рума земли у Ангоры, на границе с греческой империей, с титулом удж-бека. По его смерти этот феод, который он увеличил кое-какими завоеваниями у греков, перешел во владение его сына Османа или Отмана. Последний в 1300 году, после уничтожения монголами сельджукидского государства из своих феодов, превратил свою небольшую территорию в самостоятельную монархию, принял титул султана и стал основателем оттоманской империи”. Возможно, воинственность средневековых племен канглы, а также их многочисленность давала основание считать их создателями больших государственных образований. В войсках султан-Мухаммеда Хорезм-шаха также служили десятки тысяч канглов, перешедших на службу с Таласа, где кочевали их родовичи. В связи с этой воинственностью Н.Аристов предположил значительное сокращение численности канглов уже в период державы Тимура. Что касается появления племени канглы в долинах Таласа и Сырдарьи, то, по мнению некоторых исследователей, это произошло гораздо раньше, за много веков до монгольского нашествия. Потомки этого некогда могущественного и древнего тюркского племени сохранились в составе почти всех современных тюркских народов. Среди узбекских родов Зеравшанской долины, упоминаемых этнографами Гребенкиным, Хорошхиным, а также по сведениям В.Радлова значатся канглы, как небольшое племя, проживающее в окрестностях Джизака. Узбеки, проживавшие в Хиве, имели в своем составе одним из главных племен племя канглы-кипчак. Среди главных тюркских племен, положивших начало образованию тюркских народностей, исследователи называют племя канглы. Более двух третей всех ныне существующих тюрков, по словам Н.Аристова, происходят от канглов и родственных им кипчаков. Это известные нам азербайджанцы, туркмены, ногайцы, башкиры, волжские татары и, конечно, казахи. Кроме канглы и кипчаков, исследователь этнического состава тюркских народностей называет также карлуков, которые в значительной степени слились с канглами и сохранили позднее только свое название среди узбекских племен.
Recommended Comments
There are no comments to display.