Перейти к содержанию
  • Сообщения

    •  

      YXjTAse.jpegxIOxwdr.jpegYscPnfy.png

      Сарыбагыш (центр), карабагыш (север), акбагыш (запад), (восток) кокбагыш, багыш, Чонбагыш, учбагыш

      Quote

       Ах хыргыс (Белый западный хыргыс)

       Хара хасха (Черный хасха)

       Хара хыргыс (Черный северный хыргыс)

       Кёк хасха (Голубой хасха)

       Кёк хыргыс (Голубой восточный хыргыс)

       Малчан хасха (Белолобый хасха)

       Малчан хыргыс (Белолобый хыргыс)

       Тарыг хасха (Гнедой хасха)

       Сарыг хыргыс (Белолобый центрльный хыргыс)

       Талчан хасха

       Талчан хыргыс

       Паратан хасха

       Чарба хыргыс

       Ойрат хасха

       Алгай хыргыс

       Силген хасха

       Том хыргыс

       Талгын хасха

       Пилтир хыргыс

       Сабот хасха

       Ойрат хыргыс

      Пюрют

       Туба

       Ах пюрют

       Чода хыргыс

       Хара пюрют

       Хырын хыргыс

       Кёк пюрют

       Паратан хыргыс

       

      Quote

      Сайын: Чоон сайын (Большой сайын)

      Читi пÿÿр

       Сайын: Оох сайын (Мелкий сайын)

      Quote
      • Анджан (анджән, анджәң, анджян).
      • Арлат. Потомки арулатов.
      • Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».
      • Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.
      • Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак (белый как белая кость либо западный) йаглахкыр и кара йаглахкыр . Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.
      • Йагток.
      • Йун (патан).
      • Каджан.
      • Калка. Отождествляются с халха-монголами.
      • Камер.
      • Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.
      • Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].
      • Коң. Род коңы есть у шорцев.
      • Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.
      • Кулин. Произносится ещё колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.
      • Кыргыс. Потомки древних кыргызов.
      • Ланчак.
      • Лахшо.
      • Мнэг. Потомки тангутов. См. также: тангуты (монголы).
      • Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.
      • Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. өргөө — «палата, чертог, стойбище хана».
      • Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.
      • Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.
      • Пайат. Потомки баятов.
      • Патан. См. йун.
      • Пашу.
      • Пегеши. Часть рода йаглахкыр.
      • Пейат.
      • Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.
      • Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово «сока» в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».
      • Солтус. Потомки сулдусов.
      • Сына.
      • Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + -т «железный».
      • Темурчин. В монгольском языке төмөрч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.
      • Тогшы (тогша, тогши).
      • Тунса.
      • Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.
      • Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.
      • Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].
      • Чанбан.
      • Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.
      • Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».
      • Шартың. Часть рода йаглахкыр.
      • Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».
      • Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского ɣălán̊, ɣlan̊ (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

      Сары/шира югуры (уйгуры) более вероятно означает центральный а не желтый, хотя

      Quote

      Югуры исповедуют тибетский буддизм, и большинство их традиционных праздников связано с этой верой. Большинство югуров являются последователями секты гелугпа тибетского буддизма (ламаизма). До середины VIII века уйгуры верили в шаманизм. Они поклонялись духам, предкам и богу грома и верили, что ведьмы и колдуны могут предсказывать будущее и контролировать силы природы. После этого предки этнического меньшинства югуров верили в манихейство, гностическую христианскую секту, которая распространилась в Центральной Азии и Китае в VIII и IX веках, а затем в буддизм.

      Quote

      Гелу́г (тиб. དགེ་ལུགས་པ།, Вайли dge lugs pa) — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Известна в монгольском мире также как «жёлтая вера» (монг. шара шашин, бур. шара этигэл)[1].

      Quote

      Another alternative name for this tradition is the Yellow Hat school or sect.

      tibetan-monks-of-the-yellow-hat-sect-on-

      Quote

      Секта известна своими желтыми шапками, которые символизируют нравственное поведение и дисциплину. Это отличает ее монахов от монахов школы Карма Кагью, которые традиционно носят красные шапки.

      698E0817-860E-4126-9B48-578BF482C1BA.jpe

      Но я не видел ни одной фото на которой они были бы в желтых шапках. Так что я думаю сары как центр более вероятна.

       

      Quote

      1. А если нойгутов, то это отсылка к моголам

      2. Кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым. Это не Манаса слова оказывается. Это слова Көкетая. Вот историчность проглядывается. Это важно с идеологической и исторической точки зрения. Это тоже самое, что Монолдор - журттун уюткусу.

      3. Какие племена оформились в ВТ? Он канат? Сол канат? Ичкилик? Если вы об Он канат — солто (сулдус), баарын, черик, моңолдор, баргы, жору, коңурат - моголы. Катаган позже зашли. Саяки потом пришли из Сырдарьи, бугу давно еще оформились.

      Остались только сарыбагыш, карабагыш, багыш - только эти племенные «объединения (баг+ыш)» могли оформиться в ВТ, т.е. в Моголистане. Санжыра которую я приводил говорит о том, что они оформились в Чагатайском улусе.

      Опять же имя Тагая имеет могольские корни (может быть карлукского происхождения). «Тага» брат матери, то есть Наалы жены Көкө. 

      Бугу это хакасский пуга так что пришли из енисея. У думаю что они были как бы в подчинении у кыргыз еще в Енисее, затем кыргызы мигрировали взяв свои подчиненные племена (бугу, адыгине) как фуюйские кыргызы, затем переоформились в багыш и создали новое объединение, новый санжыра, поэтому багыши рассеяны по левому и правому крыльям, но в Ичилике багышей нет. Там еще баг+ыш, то есть возможно язык поменялся тут же. Карабагыш, акбагыш с адыгине, сарыбагыш с бугу, думаю это не случайно.

    • 14 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

      Ничего против их не имею , у вас как то по татарски устроено , татар пародируете ?

    • 15 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Карлук не паленный? )

       

       

      Смысле палёный ? Образец с Кайлыка 

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Среднестатисеские дают барана  если карман позволяет , можно  ляшку это все по возможности 

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Понимаете есть палеоднк карлука(сартаула) у него ствркластер , только уровнем выше , не спроста вас сватаю с ними 

       

      Карлук не паленный? )

       

      В 20.06.2025 в 17:27, АксКерБорж сказал:

      Я хотел сказать, что ни один из историков, а тем более генетиков, не может утверждать со 100% вероятностью, что перед нами захоронение того-то или иного человека, племени, народа. Табличек с именем и племенем как нынче делают казахи, в те далекие времена не ставили, за исключением единичных случаев. Просто я замечал на на нашем форуме, что генетики форума порой так уверенно называют то или иное захоронение, якобы принадлежащим тому или иному человеку, племени, народу. Вопрос в том, на чем базируется и подтверждается их уверенность. Ведь вероятность ошибок здесь огромная. Мы ведь даже не можем определить с точностью кто изображен на фреске из Кум-Тура.

      Пример. Вот уже несколько лет некоторые из форумчан носятся с палео-днк "из-под Караганды", по их утверждению якобы принадлежащим монголу-татару 13 века. Если не ошибаюсь были также уверенные разговоры о якобы нахождении палео-днк енисейских кыргызов, киданей, усуней и пр.

      Поэтому в шутку для таких случаев я предложил термин палева-днк вместо палео-днк. ))   

       

  • 405-километровая стена в Восточной Монголии


    Rust

    Исследователи изучили 405-километровую систему стен в восточной Монголии, известную как "Монгольская дуга", чтобы узнать больше о ее истории и назначении. "Монгольская дуга” состоит из земляного вала, траншеи и 34 сооружений.

    Этот участок Великой Китайской стены, простирающийся на территории Монголии, был проанализирован впервые, что позволило им представить некоторые умозрительные выводы об истории и функциях этого огромного сооружения.

    Проходя примерно параллельно границе между Китаем и Монголией, древний барьер простирается от провинции Сухэ-Батор до провинции Дорнод на северо-востоке Монголии, где зимние температуры часто опускаются до -25 градусов по Цельсию.

    Основываясь на исторических записях, исследователи предполагают, что вся система была построена между 11 и 13 веками нашей эры, но археологических исследований на сегодняшний день недостаточно, чтобы более точно датировать время строительства различных ее частей.

    Авторы исследования проанализировали стену и связанные с ней сооружения, используя спутниковые снимки, китайские атласы и советские карты в дополнение к прямым полевым наблюдениям, отметив, что "Монгольская дуга", несмотря на ее масштабы, в значительной степени игнорировалась в существующем академическом дискурсе.

    В своей статье, опубликованной в журнале полевой археологии, команда описывает методы и технологии, которые они использовали для изучения стены.

    Самым поразительным открытием исследователей было то, что "Монгольская дуга" содержит многочисленные большие проемы, что наводит на мысль о том, что она строилась в спешке и поэтому никогда не была полностью укреплена. Есть также свидетельства, свидетельствующие о том, что стена была построена как средство контроля за передвижением людей или животных.

    "Одно из возможных объяснений проемов стены, которые были уязвимыми местами в системе, заключается в том, что "Монгольская дуга" была спешно построена в последние годы династии Цзинь в качестве защиты от ожидаемого вторжения монгольских армий", - пишут исследователи.

    Такие теории возникли, когда стало ясно, что стена не служила бы таким серьезным барьером — многие из ее аванпостов, например, находились в местах с ограниченным обзором окружающей территории.

    Вся система стен, к которой относится "Монгольская дуга", получила разные названия в исследовательской литературе. Ее называли "пограничная стена Цзинь", "стена Цзинь лонг" и "Стена Ляоцзинь".

    Это также одна из самых загадочных систем длинных стен и траншей в истории Китая и Монголии. Несмотря на ее размеры и сложность, неясно, когда она была построена, кто ее построил и с какой целью.

    Неясно даже, был ли весь массив стен построен одновременно или, как предполагают исследователи, это совокупность различных проектов, построенных за длительный период времени.

    Исследователи полагают, что "Монгольской дуге" уделялось гораздо меньше внимания, чем другим сооружениям стены (или Великой Китайской стене) в истории этого региона, возможно, из-за неопределенности, связанной с ее строительством и использованием, того факта, что она расположена в отдаленных районах, и того факта, что она не производит визуального впечатления.

    Авторы исследования в настоящее время не могут сделать каких-либо окончательных заявлений относительно назначения "Монгольской дуги", хотя они планируют провести более масштабные раскопки некоторых сооружений в предстоящем полевом сезоне. Они надеются, что это поможет им определить "даты строительства стены и продолжительность использования, а также прольет свет на деятельность людей, размещенных в этих ограждениях".

    Источник: arkeonews.net


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...