Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 37 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

      Теперь и эта моя трактовка не кажется достаточно удовлетворительной, т.к. на горизонте замаячила другая, более интересная:

      1) Тутель (Тонг, Тон) - возможно Тун ябгу - каган ЗТК (618 — 630)

      В 619 году племена киби и сеяньто, возглавляемые ханами Мохэ-хан Гэлэном и Ышбаром, подчинились кагану.

      Каган был ставленником племени нушибибыл убит восставшими

      2) Чигиль - возможно имя/прозвище некого деятеля каганата. Чагал (жеребец)???

      3) Барсхан - вероятно один из пяти старейшин союза Нушиби Barsqan tun iśbara irkin, по легенде был знаменитым коневодом у уйгуров.

      4) Илак - очевидно титул некого правителя, был распространен у Караханидов https://ru.wikipedia.org/wiki/Илик-хан

      Так что версия "Чигиль-->Чагал - рыжый жеребец" всё еще актуальна, тем более что Чиков в 7 веке в ЗТК еще не было!

      По логике этой версии второй сын должен был быть не Чигиль, а Азкиль (Ezgil), т.к. было целых два старейшины Нушиби с подобным именем:

      Äskäl niźuk[d] irkin 

      Äskäl[a] čur irkin

      Но всё же там стоит Чигиль! Поэтому через "соколиную" тематику возможно предпочтительным аналогом из Нушиби будут Кушчу, которых тоже два

      Qošu[b] čur irkin

      Qošu čupan irkin

    • В 02.02.2025 в 14:31, Бозбет Шыны сказал:

      Эх, всё-таки я тут безбожно просчитался. К успеху шёл, не фартануло)

      Чигиль-->Чик+эль (земля Чиков)

      Тутель-->Тут+эль (земля Тухси, по другой версии земля шелка)

      Барсхан - город на юго-восточной стороне Иссык-Куля 

      Илак -->Яйлак (Ayloq) - летнее пастибище. 

      Но Эгдиш всё равно скотина.

      Цитата из "МАХМУД КАШГАРИ: АРГУ, ХАЛАДЖ" Г. ДЁРФЕР:

      Теперь и эта моя трактовка не кажется достаточно удовлетворительной, т.к. на горизонте замаячила другая, более интересная:

      1) Тутель (Тонг, Тон) - возможно Тун ябгу - каган ЗТК (618 — 630)

      В 619 году племена киби и сеяньто, возглавляемые ханами Мохэ-хан Гэлэном и Ышбаром, подчинились кагану.

      Каган был ставленником племени нушибибыл убит восставшими

      2) Чигиль - возможно имя/прозвище некого деятеля каганата. Чагал (жеребец)???

      3) Барсхан - вероятно один из пяти старейшин союза Нушиби Barsqan tun iśbara irkin, по легенде был знаменитым коневодом у уйгуров.

      Цитата

      Барсхан  тюркское племя в составе Западно-тюркского каганата. Впервые упоминается в летописях 651 года в составе тюрков Семиречья. Племя Барсхан существовало и в эпоху Тюргешского каганата (в это время десятичная система в военно-племенной организации не подвергалась изменениям). Махмуд аль-Кашгари, по данным тюркских легенд, отмечает, что сын предка тюрков Афрасиаба Барсхан был знаменитым коневодом у уйгуров. Эти сведения указывают на то, что племя Барсхан занималось в основном кочевым скотоводством.

      4) Илак - очевидно титул некого правителя, был распространен у Караханидов https://ru.wikipedia.org/wiki/Илик-хан

      Так что версия "Чигиль-->Чагал - рыжый жеребец" всё еще актуальна, тем более что Чиков в 7 веке в ЗТК еще не было!

    • На эту связь недвусмысленно намекал Юрий Зуев [1], но в своем труде он по привычке переборщил с манихейством и "ушёл в астрал". Не пытаясь ловить его ход мыслей в стратосфере, хотел бы лишь вычленить рациональное зерно и аргументировать такой тезис:

      Племя Тухси (сары-тюргеш) связано с уйгурским кланом (телесским племенем) Эдиз если не этногенетически, то как минимум на религиозной манихейской основе.

      Для начала соберем в кучу все известные факты и более менее правдоподобные гипотезы:

      1) Идентичность тухскийской тамги http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/TuhsianTamga.gif на тюргешских монетах и тамги лошадей Эдизов в 8 веке отмечал сам Зуев [1]

      2) Племя Эдиз до 7 века входило в конфедерацию Теле и изначально кочевало на берегах Сыр-Дарьи и юго-западной части Восточного Туркестана, т.е. в ЗТК [2 , 3, 4]. Примерно там же локализовало их и Суй шу: "In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)" 

      Суй шу (636 год):

      Цитата

      In the west of Hami (Yiwu), North of Karashahr (Yanqi), and close to Aqtagh (Bai Mountain)74, there were Qibi (契弊, CE khet-biɛi)75, Boluozhi (薄落職, CE bɑk-lɑk-tɕɨk), Yidie (乙咥, CE ʔˠit-tet)76, Supo (蘇婆, CE suo-bʷɑ), Nahe (那􁭨, CE nɑ-ɦɑt), Wuhuan (烏讙, CE ʔuo-hʷjɐn)77, Hegu (紇骨, CE ɦet-kuot), Yedie (也 咥, CE jja-tet)78, Yunihuan (於尼讙, CE ʔuo-ɳi-hʷjɐn)79and so on. These clans had powerful army of almost 20 thousands men.

      3) В 795 году в уйгурском каганате к власти приходит преставитель клана Эдиз - Кутлуг II, который восстанавливает манихейство в каганате. При нём в 803 году был захвачен Кочо [А.К. Камалов "Древние уйгуры"], при его сыне кагане улучшилась торговля с Согдианой.

      Цитата

      В 789 году Дуньмага умер, и ему наследовал его сын Паньгуань. Карлуки воспользовались этой возможностью, чтобы вторгнуться на территорию уйгуров и присоединить долину Футу[18]. В 790 году уйгуры и танские войска были разбиты тибетцами в префектуре Тин (Бешбалик)[19]. Паньгуань умер, и его сын, Ачжо-хан, унаследовал его трон как Кутлуг Бильге.

      В 795 году Кутлуг Бильге умер, и династия Яглакар подошла к концу. Полководец по имени Кутлуг объявил себя новым каганом под титулом Ай Тенгриде Улуг Болмиш Алп Кутлук Кюлюг Бильге Каган («велико рожденный на лунном небе, победоносный, славный, великий и мудрый каган»)[10], основав новую династию, Эдиз. В 803 году уйгуры захватили Кочо[20]. В 808 году Кутлуг умер, и ему наследовал его сын Бо-и-хан. В том же году уйгуры захватили у тибетцев префектуру Лян[21].

      В 821 году Бо-и-хан умер, и ему наследовал его сын Чин-дэ-хан. Чин-дэ-хан считался последним великим каганом Уйгурского каганата и носил титул Гюн Тенгриде Улуг Болмиш Кючлюг Бильге Каган («велико рожденный на солнечном небе, победоносный, сильный и мудрый»). Его достижения включали улучшение торговли с регионом Согдиана, и на поле боя он отразил вторжение тибетцев в 821 году. В 822 году уйгуры послали войска на помощь Тан в подавлении мятежников. Тан отказалась от этого предложения, но была вынуждена заплатить им 70 000 кусков шелка, чтобы те вернулись домой[17]. В 823 году Тибетская империя начала войну с уйгурами[22]. В 824 году Чин-дэ-хан умер, и его сменил брат Чжаоли-хан. В 832 году он был убит. Ему наследовал сын Чин-де Кюлюг-бег-хан. В том же году Тибетская империя перестала воевать с уйгурами[22].

      4) Такео Абэ считал переселение уйгуров в Вост. Туркестан (после падения УК) закономерным и связанным с западным проектом уйгурских каганов из династии Эдизов. То есть придя к власти в 795 году Эдизы инициировали "западный проект" по экспансии УК на запад вплоть до Сыр-Дарьи. [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      5) Правители идыкутства Кочо (843 –14th century) ведут свою родословную от Кутлуга II из династии Эдиз. Уйгурское манихейство практиковалось в Кочо вплоть до 11 века, но постепенно было вытеснено буддизмом [5]

      6) Эдизы в составе токуз-огузов были довольно малочисленным племенем и выставляли лишь 1700 войнов [А.К. Камалов "Древние уйгуры"]

      7) Последний тюргешский каган Ата Бойла (Ata Bojla) бежал в 760х вместе со своими людьми в Уйгурский каганат. По данным Кляшторного он был из сары-тюргешей [6]. К тому же он сверг предыдущего кагана Tengri Ermish Qaghan, который был из кара-тюргешей.

      8 ) О том, что Тухси скорее всего и есть большей частью сары-тюргеши ранее писал я [7] и некоторые историки [8, 9].

      Продолжение следует...

    • 9 часов назад, Мадьяр сказал:

      В одном интервью Радику Темиргалиеву вы говорили, что Керейты и Керейт-Кожа являются родственными и оба принадлежат к старкластеру или близкому к нему субкладу. А там N1a2)

      Там надо по подродам смотреть

  • Угдыжеков С.А. К оценке политической ситуации в Южной Сибири начала XIII в.


    Rust

    Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...