Перейти к содержанию
  • Сообщения

    •  

      YXjTAse.jpegxIOxwdr.jpegYscPnfy.png

      Сарыбагыш (центр), карабагыш (север), акбагыш (запад), (восток) кокбагыш, багыш, Чонбагыш, учбагыш

      Quote

       Ах хыргыс (Белый западный хыргыс)

       Хара хасха (Черный хасха)

       Хара хыргыс (Черный северный хыргыс)

       Кёк хасха (Голубой хасха)

       Кёк хыргыс (Голубой восточный хыргыс)

       Малчан хасха (Белолобый хасха)

       Малчан хыргыс (Белолобый хыргыс)

       Тарыг хасха (Гнедой хасха)

       Сарыг хыргыс (Белолобый центрльный хыргыс)

       Талчан хасха

       Талчан хыргыс

       Паратан хасха

       Чарба хыргыс

       Ойрат хасха

       Алгай хыргыс

       Силген хасха

       Том хыргыс

       Талгын хасха

       Пилтир хыргыс

       Сабот хасха

       Ойрат хыргыс

      Пюрют

       Туба

       Ах пюрют

       Чода хыргыс

       Хара пюрют

       Хырын хыргыс

       Кёк пюрют

       Паратан хыргыс

       

      Quote

      Сайын: Чоон сайын (Большой сайын)

      Читi пÿÿр

       Сайын: Оох сайын (Мелкий сайын)

      Quote
      • Анджан (анджән, анджәң, анджян).
      • Арлат. Потомки арулатов.
      • Вай. Делится на две части: эрки вай «старый вай» и йаны вай «новый вай».
      • Джуныл (чоңыл, чуңыл). Отождествляются с бурят-монгольским племенем цонгол.
      • Йаглахкыр (йаглакыр, йаглахкар, йаглыхкыр, яглак). Подразделяется на две группы: ак (белый как белая кость либо западный) йаглахкыр и кара йаглахкыр . Йаглакар — название привилегированного рода уйгуров в эпоху Тан.
      • Йагток.
      • Йун (патан).
      • Каджан.
      • Калка. Отождествляются с халха-монголами.
      • Камер.
      • Каргос. Возможно отождествление с карагасами и монгольским племенем каркас, родственным арулатам.
      • Комджук. По одной из версий, имеют кыргызское происхождение. Имя рода, предположительно, связано с р. Кемчик и племенем кэм-кэмджиут[2]. Исследователи считают возможным отождествление кэм-кэмджиутов с татарским родом камаши (камачи)[3].
      • Коң. Род коңы есть у шорцев.
      • Конрат (конырат). Потомки хонгиратов.
      • Кулин. Произносится ещё колен. Предположительно, родственны тувинскому роду куль и хакасскому (койбальскому) роду кӧл.
      • Кыргыс. Потомки древних кыргызов.
      • Ланчак.
      • Лахшо.
      • Мнэг. Потомки тангутов. См. также: тангуты (монголы).
      • Ойрот (ойрат). Произносится также уйрат. Ойраты — западномонгольское племя.
      • Ӧрге. Этноним происходит от ср. монг. өргөө — «палата, чертог, стойбище хана».
      • Пагана. Отождествляются с монгольским родом баганас.
      • Паглыг. Этноним, предположительно, происходит от кыргызского баг «родовое деление народа», либо от монгольского баг — низовая единица административного деления в Монгольской Народной Республике.
      • Пайат. Потомки баятов.
      • Патан. См. йун.
      • Пашу.
      • Пегеши. Часть рода йаглахкыр.
      • Пейат.
      • Пәй. Отождествляются с тувинским племенем пайгара и хакасским (камасинским) байга.
      • Сокалыг. Термин состоит из основы сока- и аффикса -лыг (значение местопребывания). Слово «сока» в языке сарыг-югуров— «кочка земли с корнями степной травы (чия)».
      • Солтус. Потомки сулдусов.
      • Сына.
      • Темирт. В монгольском языке аффикс -т образует прилагательное: төмөр + -т «железный».
      • Темурчин. В монгольском языке төмөрч(ин) «кузнец». Термин монгольского происхождения. Известно, что у монголов наименования различных должностей нередко переходили в названия родов и племен.
      • Тогшы (тогша, тогши).
      • Тунса.
      • Тӳргӳш (тюргеши). Племя западной ветви тюрков. Встречается в енисейско-орхонских надписях V—VIII вв.
      • Хор. Отождествляются с хори-туматами и хори-бурятами.
      • Хараңгат (ораңгат, хуруңут)[2]. Отождествляются с харанутами[4].
      • Чанбан.
      • Чунса. Отождествляются с алтайским (теленгитским) родом чӱнӱс.
      • Чыгаллык. Предположительно от сарыг-югурского «чыган» и монгольского «цагаан» в значении «белый».
      • Шартың. Часть рода йаглахкыр.
      • Эркэр. Этноним, предположительно, происходит от эрк + эр «могущественный человек» или эрки-эр «свободный человек».
      • Ыглан. Этноним, по одной из версий, происходит от тибетского ɣălán̊, ɣlan̊ (бык)[2]. Согласно альтернативному мнению, восходит к этнониму олёт (ögeled)[5].

      Сары/шира югуры (уйгуры) более вероятно означает центральный а не желтый, хотя

      Quote

      Югуры исповедуют тибетский буддизм, и большинство их традиционных праздников связано с этой верой. Большинство югуров являются последователями секты гелугпа тибетского буддизма (ламаизма). До середины VIII века уйгуры верили в шаманизм. Они поклонялись духам, предкам и богу грома и верили, что ведьмы и колдуны могут предсказывать будущее и контролировать силы природы. После этого предки этнического меньшинства югуров верили в манихейство, гностическую христианскую секту, которая распространилась в Центральной Азии и Китае в VIII и IX веках, а затем в буддизм.

      Quote

      Гелу́г (тиб. དགེ་ལུགས་པ།, Вайли dge lugs pa) — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Известна в монгольском мире также как «жёлтая вера» (монг. шара шашин, бур. шара этигэл)[1].

      Quote

      Another alternative name for this tradition is the Yellow Hat school or sect.

      tibetan-monks-of-the-yellow-hat-sect-on-

      Quote

      Секта известна своими желтыми шапками, которые символизируют нравственное поведение и дисциплину. Это отличает ее монахов от монахов школы Карма Кагью, которые традиционно носят красные шапки.

      698E0817-860E-4126-9B48-578BF482C1BA.jpe

      Но я не видел ни одной фото на которой они были бы в желтых шапках. Так что я думаю сары как центр более вероятна.

       

      Quote

      1. А если нойгутов, то это отсылка к моголам

      2. Кулаалы таптап куш кылдым, курама жыйып журт кылдым. Это не Манаса слова оказывается. Это слова Көкетая. Вот историчность проглядывается. Это важно с идеологической и исторической точки зрения. Это тоже самое, что Монолдор - журттун уюткусу.

      3. Какие племена оформились в ВТ? Он канат? Сол канат? Ичкилик? Если вы об Он канат — солто (сулдус), баарын, черик, моңолдор, баргы, жору, коңурат - моголы. Катаган позже зашли. Саяки потом пришли из Сырдарьи, бугу давно еще оформились.

      Остались только сарыбагыш, карабагыш, багыш - только эти племенные «объединения (баг+ыш)» могли оформиться в ВТ, т.е. в Моголистане. Санжыра которую я приводил говорит о том, что они оформились в Чагатайском улусе.

      Опять же имя Тагая имеет могольские корни (может быть карлукского происхождения). «Тага» брат матери, то есть Наалы жены Көкө. 

      Бугу это хакасский пуга так что пришли из енисея. У думаю что они были как бы в подчинении у кыргыз еще в Енисее, затем кыргызы мигрировали взяв свои подчиненные племена (бугу, адыгине) как фуюйские кыргызы, затем переоформились в багыш и создали новое объединение, новый санжыра, поэтому багыши рассеяны по левому и правому крыльям, но в Ичилике багышей нет. Там еще баг+ыш, то есть возможно язык поменялся тут же. Карабагыш, акбагыш с адыгине, сарыбагыш с бугу, думаю это не случайно.

    • 14 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

      Ничего против их не имею , у вас как то по татарски устроено , татар пародируете ?

    • 15 минут назад, АксКерБорж сказал:

       

      Карлук не паленный? )

       

       

      Смысле палёный ? Образец с Кайлыка 

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Среднестатисеские дают барана  если карман позволяет , можно  ляшку это все по возможности 

       

      Хех, начал с қалжи, закончил сыбаға.

       

    • 18 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Понимаете есть палеоднк карлука(сартаула) у него ствркластер , только уровнем выше , не спроста вас сватаю с ними 

       

      Карлук не паленный? )

       

      В 20.06.2025 в 17:27, АксКерБорж сказал:

      Я хотел сказать, что ни один из историков, а тем более генетиков, не может утверждать со 100% вероятностью, что перед нами захоронение того-то или иного человека, племени, народа. Табличек с именем и племенем как нынче делают казахи, в те далекие времена не ставили, за исключением единичных случаев. Просто я замечал на на нашем форуме, что генетики форума порой так уверенно называют то или иное захоронение, якобы принадлежащим тому или иному человеку, племени, народу. Вопрос в том, на чем базируется и подтверждается их уверенность. Ведь вероятность ошибок здесь огромная. Мы ведь даже не можем определить с точностью кто изображен на фреске из Кум-Тура.

      Пример. Вот уже несколько лет некоторые из форумчан носятся с палео-днк "из-под Караганды", по их утверждению якобы принадлежащим монголу-татару 13 века. Если не ошибаюсь были также уверенные разговоры о якобы нахождении палео-днк енисейских кыргызов, киданей, усуней и пр.

      Поэтому в шутку для таких случаев я предложил термин палева-днк вместо палео-днк. ))   

       

  • Угдыжеков С.А. К оценке политической ситуации в Южной Сибири начала XIII в.


    Rust

    Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...