Перейти к содержанию
  • Сообщения


    • Из открытых источников о Рахматходже ака.

      Цитата

      https://handicraftman.uz/shahrixon-milliy-pichoqsozlik-maktabining-yetuk-vakili

      Рахматходжа Алиходжаев – известный узбекский мастер-ремесленник, представитель старинной школы ножевого дела города Шахрихан (Андижанская область, Узбекистан). Он происходит из династии потомственных пичокчи (ножевщиков) – его предок Исмоилходжа заложил основы шахриханского искусства изготовления ножей еще в конце XVII – начале XVIII века.
      Алиходжаев является продолжателем этой династии уже в седьмом поколении, то есть его семья на протяжении приблизительно 300 лет сохраняет и передает секреты ремесла. Родился и всю жизнь проживает в городе Шахрихан, где с юных лет перенимал навыки мастерства у своего отца – тоже известного ножовщика (по данным ассоциации ремесленников, Рахматходжа обучался у своего отца Алиходжи Убайдуллаева). Формального профессионального образования в сфере ремесел он не получал – его “школой” стала семейная мастерская и многовековой опыт предков. При этом Алиходжаев сумел гармонично сочетать традиционные технологии изготовления холодного оружия с современными методами и материалами, развивая ремесло на новой основе.

      Рахматходжа Алиходжаев – мастер по изготовлению национальных ножей (пичаков) и ножниц. Его изделия славятся высоким качеством металла и богатым художественным оформлением. В своих работах мастер придерживается классических технологий ковки и обработки: например, рукояти дорогих ножей он до сих пор изготавливает из натурального рога яка или оленя, либо из прочной кости, инкрустируя их «глазками» из перламутра и украшая традиционной гравировкой. Мастер выпускает широкий ассортимент холодного оружия – более полутора десятков видов ножей.

      Среди них как классические узбекские пичоки разных форм (“Қайқи”, “Қозоқча”, “Толбарги” и др.), так и декоративные сабли (киллич) и кинжалы (ханжар). Отдельные авторские модели ножей Алиходжаев снабжает особыми названиями – например, с инкрустацией серебром «Кумуш сарбаста» или «Chilmixa»
      Его оригинальные красочные изделия хорошо узнаваемы благодаря фирменному клейму и творческому стилю, и выпускаются под творческим псевдонимом мастера – «Эшон-ака» (“старец-брат”). Продукция Алиходжаева не раз побеждала на профильных конкурсах и ярмарках: он является лауреатом республиканских выставок народного творчества и победителем ремесленных конкурсов. Знатоки и коллекционеры высоко ценят работы мастера – как отмечали СМИ, его ножи раскупаются без торга, по любым назначенным ценам

      Высокое качество и художественная ценность шахриханских ножей сделали имя Рахматходжи Алиходжаева известным далеко за пределами Узбекистана. Его лучшие изделия демонстрировались на международных выставках в разных странах (включая Японию, Турцию, Саудовскую Аравию, Германию, Индию и др.) и попадают в коллекции за рубежом.
      Сегодня бренд «ножи Эшон-ака» ассоциируется с эталонным качеством и самобытным стилем: среди молодых ремесленников работы Алиходжаева служат образцом высочайшего мастерства и приверженности традициям. 

      О значимости Рахматходжи Алиходжаева для культуры свидетельствуют и данные официальных организаций. По информации Республиканского объединения ремесленников, он является одним из главных представителей шахриханской ножевой школы с 200-летней историей и фактически ее лидером-практиком. . Мастер активно участвует в общественной жизни ремесленников Андижанской области: он выступает организатором местных конкурсов и ярмарок (в частности, районного этапа конкурса «Ташаббус» и выставок ко Дню независимости)

      Алиходжаев воспитал целую плеяду учеников – его подмастерья добиваются признания на крупном уровне. Так, лучший ученик мастера Содикжон Нематов занял 1-е место в национальном конкурсе «Tashabbus-2007», получив золотую медаль и приз Президента (автомобиль). Другие последователи (например, Мамиржон Саидохунов и Хабибулло Устахонов) под руководством Алиходжаева успешно представляли узбекское ножевое искусство на международной арене – в 2007 году они завоевали 2-е место на выставке «Мастер клинок» в Киеве. Подобные достижения подтверждают высокий авторитет шахриханской школы и лично усто Рахматходжи в профессиональном сообществе. Представители творческой интеллигенции отмечают его большой вклад в сохранение национального наследия и подготовку молодежи. В одном из обзоров мастеров народных промыслов Алиходжаева и его учеников назвали достойными особого почета за продолжение традиций и развитие ремесла своего региона. Таким образом, Рахматходжа Алиходжаев сегодня не только хранитель многовековой семейной традиции, но и активный участник культурной жизни Узбекистана – своими руками и своим опытом он связывает прошлое и будущее узбекского народного искусства ножевого дела, представляя его как на родине, так и за ее пределами.

       

       

       

      На видео у Рахматходжи ака берут интервью.  Ножи Шахрихана. На видео представлены ножи мастера.

       

       

       

      https://www.youtube.com/watch?v=4EO9HnO6XmY 

       

       

       

       

    • В 15.07.2025 в 23:16, olley сказал:


      Благотворительный плов во дворе мечети. 
      Раньше пловом угощали бедных, сегодня всех желающих. Угощение готовят весной. Обратите внимание на резьбу по дереву на дверях. Город Шахрихан известен и своими мастерами ножей.

      Видео - 6 минут.

       

       

       

       

       

       

       

      Скриншот с видео. На благотворительном плове в мечети узнал известного мастера узбекских ножей из Шахрихана, Андижанская область. Зовут его Рахматходжа Алиходжаев . На фото он справа.

       

       

       

      p132.png

    • Ниже ссылка на статью алтайца Арчына Торбокова, который считает себя ойратом. Хотя ни лингвинистически, ни большей частью культурно алтайцы не связаны с монголоязычными буддистами ойратами-калмаками. Однако долгое господствование ойратов на Алтае привело к тому что элита, а за ней и все остальные считали себя ойратами. С 40х годов их идентичность снова стали перекраивать и современные уже себя считают алтайцами - вымышленным названием народа. Когда-то и кыргызами считали и кипчаками, в зависимости от того какая политическая коньюктура там была.

      https://asiarussia.ru/articles/6008/

    • Факт в том, что енисейские кыргызы стали частью современных хакасов. Их немного, но они остались.

    • 11 часов назад, Clownman сказал:

      Нельзя игнорировать другое.Факт в том что среди хакассов есть рода с кыргызским корнем.Факт в том что у хакассов более 20% R1a  Z93.Факт в том что у кыргызо-хакасских родов сохранились санжыра про то как их джунгары угоняли,и часть из них избежала угона,часть вернулась после угона.Да сейчас они с тадарской идентичности а не кыргызской.Но все же,кыргызы не были искоренены в минусинской котловине

      Смена идентичности на тадар возможна схожа со сменой идентичности части алтайцев, которые были кыргызами, но стали алтайцами?

  • Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...