Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • По шежіре младшего жуза:

      Алау отец Алшына, дальше ҚұдиярҚаракесек,

      От него: Байсары, Әлім и Шөмен

      Дети Шөмена - Дөйіт и Шөмекей.

       

      По Гавердовскому вроде..     

      .. Алимулы, сын хана Меньшей орды и основатель сильного колена, женил сына своего на дочери главного начальника чумекейского.

         

      О каком Алимулы говорится? Если Шомекей это Джамуха они породнились являясь и так родственниками?

       

      Если Джамуха это Шомекей есть ли информация о его брате? Если под имя Дөйіт подходит, то может это действительно Джамуха?

    • 23 часа назад, Rust сказал:

      Ув.Рустам байке, принимая во внимание вот этот момент "Также найдены человеческие кости", интересно российские генетики будут проводить ген экспертизу ?? Если в кургане действительно кости принадлежат енисейским кыргызам то реальный шанс установить ген связь Енисейских и Тянь Шанских кыргызов.

    • 19 часов назад, olley сказал:

       

      Миниатюра из рукописи Jāmiʿ al-Tawārīkh Рашид-ад-Дина, хранящейся в Париже (Bibliothèque nationale de France, Dép. des manuscrits, Supplément persan 1113, л. 39 v). На полях каталога и на портале Biblissima она озаглавлена Peuple des forêts kirghizes / The people of the Kirghiz forests. Датируется Тимуридским вторичным списком 1420-1430 гг., вероятно Герат.

      В источниках XIV–XV вв. так называли тюркоязычное население «лесов Иртыша» и Енисея. Художник работал в Хорасане и пользовался условным «персидско-монгольским» иконографическим языком.

      Миниатюра с текстом из рукописи по кыргызам

      https://portail.biblissima.fr/en/ark%3A/43093/ifdataad6d5bc0f1c79338acf793e81512381355525201

      ---

       

      Достоверность, приведённой ниже информации, не проверялась. Mожете перепроверить первоисточник и перевод.

      ----

       

      Отдельного перевода-вставки для листа 39v рукописи Supplément persan 1113 нет. Тем не менее текст  входит в главу «О лесных кыргызах» (فصل در بیان قرغیزان جنگل، faṣl dar bayān-i qarġīzān-i jangl) первого тома всемирной истории Рашид-ад-Дина. Ниже приводится дословный перевод с персидского по критическому изданию М. Рушди (Тегеран, 2014, с. 105–107), где параграфы и красные рубрики точно соответствуют разметке листа 39v.

       

      ---

      Кыргызы лесов (قرغیزان جنگل)


      [Рубрика] Урасут, Талангуут, Куштамы

      Кыргызы, которых называют также людьми лесов, проживают на обоих берегах великой реки Иртыш. Леса там густы, и дичи в них неисчислимо. Нравы их суровы, а тела коренасты; лица широкие, волосы и бороды редкие.

      Племена их известны под именами Урасут, Талангуут, Куштамы и другими, всего - двенадцать родов. У каждого рода - свой старейшина, а над ними всеми стоит один князь, которого зовут Татмут; живёт он на острове посреди Иртыша.

      Они не пашут земли; добычей их служат животные и рыба. Из шкур сшивают одежды, а из коры ели и кедра - жилища, похожие на шатры. Зимой передвигаются по снегу на дощечках, похожих на полозья, а по льду — на костяных коньках.

      [Рубрика] Покорность Чингис-хану

      В 603 г. хиджры (1206/7) Чингис-хан отправил против них старшего сына Джучи с большим войском. Кыргызы, увидев военную силу монголов, вышли навстречу, опустив луки, и преподнесли дань собольими шкурами. Джучи взял у них в заложники сыновей и дочерей и вернулся. С тех пор они ежегодно отсылают в Орду меха и рыбий клей.

      [Рубрика] О нравах и верованиях

      Среди них принято поклоняться высоким кедрам: они вешают на ветви цветные тряпицы и приносят куньих хвостов в жертву лесному духу (уэнь-и-джэн). Колдунов зовут кам, они лечат недуги настоем кедровой смолы и поют протяжные песни с бубном.

      [Рубрика] О ратном деле

      Когда выходит на войну, каждый воин держит два длинных лука: тяжёлый - для ближнего боя, лёгкий - для верховой стрельбы. Они искусно метают копья с широкими костяными наконечниками, оперёнными перьями журавля.

      Написано рукой недостойного писца Ибн-Фазла с наставлений устных преданий.

      ---

       

      Комментарии к переводу выше

       

      M. Rashidi (ed.), Jāmeʿ al-tavārīḫ, Tehran 2014, vol. 1, pp. 105-107. – Текст этих страниц совпадает с расположением строк на Suppl. pers. 1113 f. 39v.

      Гидроним Иртыш

      В рукописи: اردش (Ardiš). Большинство исследователей (Kara 1990; Biran 2013) считают это формой «Иртыш».

      Имена племён    

      Урасут (اُراسوُت), Талангуут (طلنگوت) и Куштамی (كُشْتَمى) - редкие этнонимы, встречающиеся только у Рашид-ад-Дина. Их связывают с поздними группами енисейских кыргызов.


      Датировка 603 г. х.

      Соответствует 8 августа 1206 — 27 июня 1207 гг. н. э. Это первый поход Джучи после курултая Чингис-х

       


      Миниатюра «Народ лесных кыргызов» (Peuple des forêts Kirghizes) и сопутствующий персидский текст были созданы в Герате (северо-запад современного Афганистана)  в 1430-1440 (~230 лет спустя похода Джучи)в рамках тимуридского издания «Джамиʿ ат-тауарих» Рашид-ад-Дина. Позднее рукопись оказалась в коллекции принца Махмуда Мирзы, а в 1889 г. поступила в Библиотеку Национального собрания Франции (ныне BnF, Suppl. persan 1113).

      Ув. @olley где можно посмотреть этот перевод? 

    • 18 часов назад, АксКерБорж сказал:

      Я со своей сторону замечу, что различий в культуре кыпчаков и татаров не было - это по сути кыпчакско-татарская культура - одежда, юрты, обычаи, несмотря на споры язык наверняка тоже, а также традиции погребения и пр.

      Латиняне, ехавшие по их степям в ставки великих кара-татарских ханов разве не об этом утверждали? Но разве кыпшаковедение-отрароведение-тёзковедение-анатиливедение воспринимает это? Конечно же нет.

      У кыпчаков и монголов Чх были различные варианты погребения и другая культура.

    • 5 часов назад, Лимфоцит сказал:

      По форме похож , его как едят , с вилкой разрезая ножом ?  Вкус теста зависит от сорпы , если сорпа наваристый то тесто вкусное 

      зачем резать ножом, если есть ложки, ложкой делят и едят

  • Угдыжеков С.А. К оценке политической ситуации в Южной Сибири начала XIII в.


    Rust

    Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...