Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • В 26.10.2025 в 15:41, АксКерБорж сказал:

      История Казахстана в русских источниках. Т. 4. Стр. 90:

      11111111111111111111111.jpg

       

      В кругу историков обсуждаемые постройки или "Семь палат", "Семь чудских палат", принято считать ламаистскими (будистскими) монастырями наподобие монастыря Аблайкит в том же краю.

      Но оказывается изначально первые русские исследователи называли "Каменными мечетями".

       

      Из комментариев И. Ерофеева к тексиу «Описание Средней Орды киргиз-кайсаков» И.Г. Андреева:

      "… Сем чудских палат – разрушившийся культово-жилищный комплекс ойратов XVII в., известный в русских источниках того периода под названием "Каменные мечети".

      Первое упоминание 1616 год:

      "... Г.Ф. Миллер в своем донесении Сенату и Академии наук 20 мая 1735 года пишет о найденной им в Тюмени грамоте Михаила Федоровича от 25 октября 1616 года, где эти постройки называются "Каменными мечетями". Следовательно, в 1616 году они были уже построены".

       

      Существовавшие тогда определения "чудские" и "мечети" и отсутствие в первых названиях характерного для ламских монастырей того периода слова "кит" (монг: монастырь) ставит вопрос, а действительно ли они были построены калмыками в нач. 17 века, может быть они докалмыцкого периода?

       

    •  

      В 22.12.2025 в 17:12, Лимфоцит сказал:

      Север же 

      у нас тут 2 соседних аула: атыгайский и керейский, и в одном говорят қоспа, в другом - жент

    •  

      Фото Д.П. Багаева

      Павлодарский уезд

      г. Павлодар

      Левый берег Иртыша напротив Павлодара (виден высокий берег Иртыша, яр, чем и запомнился Коряков яр)

      Поле для меновой торговли

      1895 год

      (вроде заливал раньше, лишним не будет, тем более многие прежние форматы сбились)

      1895.jpg

       

    • 22 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Тамерлан (Амир Тимур) и ойраты (западные монголы, предки калмыков) были могущественными силами в Центральной Азии в XIV-XV веках, и хотя ойраты в основном действовали как независимые конфедерации, а Тамерлан создавал огромную империю, их отношения были сложными: они сталкивались, заключали союзы и соперничали за господство в регионе, причем Тамерлан часто побеждал их, подчиняя своей воле, но ойраты сохраняли силу и влияние, становясь важным фактором в политике Тимуридов и последующих государств Средней Азии, как об этом рассказывают средневековые летописи. 

      Контекст:

      Тамерлан: Создал огромную империю, охватывающую Среднюю Азию, Персию, часть Индии, Кавказ и Ближний Восток. Его армия была высокоорганизованной и дисциплинированной.

      Ойраты: Мощный союз западных монгольских племен (чоросы, хойты, дербеты, торгуты), занимавший обширные территории от Алтая до Иртыша и Забайкалья. Они были известны своей военной силой и независимостью. 

      Основные аспекты взаимодействия:

      Соперничество и войны: Тамерлан вел несколько походов против ойратских племен, стремясь подчинить их своей власти и включить в свою империю.

      Победы Тимура: В ходе этих кампаний Тимур одержал ряд крупных побед, например, разгромил ойратского хана Кун-Тайцзи и подчинил часть ойратских родов, заставив их платить дань и служить в его армии.

      Ойратское сопротивление: Несмотря на поражения, ойраты не были полностью уничтожены. Они сохраняли свои территории и продолжали играть значительную роль, часто выступая союзниками против врагов Тамерлана или восставая в его отсутствие.

      Культурное и военное влияние: В армии Тамерлана были ойратские воины. Ойраты заимствовали элементы военной тактики и организации у Тимуридов, а сами тимуридские правители учитывали силу ойратских племен в своей политике. 

      В целом, отношения Тамерлана и ойратов можно охарактеризовать как борьбу за гегемонию, в которой Тамерлан добился временного превосходства, но ойраты сохранили свою идентичность и мощь, оказав значительное влияние на историю Центральной Азии. 

      https://www.google.com/search?q=тамерлан+и+ойраты&oq=тамерлан+и+ойраты&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUyBggAEEUYOdIBCDg0OTFqMGo3qAIPsAIB&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8#ip=1&lfId=ChxjMe

       

      17 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Походы 1370-х – 1390-х годов: Во время кампаний против Камар ад-Дина (правителя Могулистана) войска Тамерлана сталкивались с ойратскими отрядами. В исторических хрониках (например, в «Зафар-наме») упоминается, что Тимур преследовал противников вплоть до Иртыша и предгорий Алтая, где кочевали ойратские племена.

      Часть ойратских родов, захваченных в плен или добровольно перешедших на сторону Тимура, была включена в его армию. Известно, что в государстве Ильханов (Персия), которое позже завоевал Тамерлан, уже существовали ойратские поселения, чей военный потенциал он использовал.

      Несмотря на многочисленные победы, Тамерлан не ставил целью полное уничтожение ойратов. Он рассматривал их как силу, способную сдерживать влияние восточных монголов, но при этом регулярно проводил карательные экспедиции, чтобы они не могли консолидироваться и угрожать Самарканду. 

      После смерти Тамерлана в 1405 году давление на ойратов ослабло. Это позволило им начать процесс объединения, который позже привел к созданию мощного союза «Дербен-Ойрат» и их доминированию в степях Евразии в XV–XVII веках. 

       

      Просьба писать только по теме, офтоп не нужен.

       

    • 23 часа назад, Kamal сказал:

      А главное, конратские Суфиды правили только на севере Хорезма, после чего распространили свою власть силой оружия и на его южные области. А на всей этой территории Хорезма появились многочисленные конраты/кунграты, которые к самим монгольским хунгиратам (правителям) имели лишь подчинённое положение. Речь об этом.

      Если конкретно, то все конраты/кунграты появившиеся на территории Хорезма в период правления хунгиратских Суфидов во второй половине 14 века, на самом деле составляли основное войско, выполнявшее военно-политические установки своих правителей (Суфидов), а не являются исключительно монгольскими племенами. Это как бы схоже с тем, типа от Ногая пошли ногайцы, от Узбека - узбеки и т.д. Потому и Конраты у нас Арыс (объединение разных родов и племен), а не конкретное однородное племя со своим первопредком-основателем, так как рода имеют разные происхождения, что видно даже и по ДНК. Потому и Нангудай (Нагадай) является "отцом" всех конратов, а Жайыл хан ураном по Шежере. По поводу мифического героя всех конратов (Алпамыса), которому будто бы 1000 лет, то его могли записать в конраты/кунграты задним числом, по крайней мере в монгольских эпосах он отсутствует.

      У узбеков кунграты в отдельный Арыс не смогли локализоваться, так как у них в дальнейшем пошла "каша" из-за чередов волн дештикипчакцев, то есть у них очень много вливаний разных родов и племен, которые временами между собой даже враждовали, да и частично растворились среди местного населения в особый колорит. У каракалпаков конраты также разделились, но это произошло в связи со стихийными бедствиями 15 века, когда они на равне со всеми ушли в разные части Евразии. Но, по воле судьбы в конце 18 века снова сошлись (кто уцелел) в низовье Амударьи.

  • Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...