Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 5 hours ago, Clownman said:

      Если кыргызы появилась тут в составе арми калмакаов.То чем объясняется последующяя демонизация калмаков и ухудшение отношений.В какой момент произошел конфликт сторон

      Пропаганда того времени возможно

    • В 01.02.2026 в 16:03, АксКерБорж сказал:

       

      Рахмет.

      А у таминцев какой днк, с какими другими казахскими или не казахскими родоплеменами близок?

       

      Теперь ваше нирунство в прошлом для вас ? Исходя данным палеоднк

    • В 27.01.2026 в 00:58, Амырай сказал:

      Третий Ayakkamir по аутосомам  так же Орочон все три собственно тунгусоязычные Орочоны.

      E11 (56%)
      鄂伦春 North Chinese Oroqen: 34.59%
      雅库特 Yakut: 27.29%
      日本 Japanese: 12.74%
      彝族 Southwest Chinese Yi: 8.28%
      欧洲 European: 7.15%
      印度 India: 6.20%
      美洲 American: 2.89%
      华东 East Chinese: 0.87%

      Палеобразцы с Монголии тоже близки орочонам ,тунгусо-маньчжурам , можно сказать кровные родственники образцами с мавзолея Джучи , жалко нет аутосомных данных по современным людям из этой ветке

    • 10 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Получается да...

      Там один раз упоминается этноним кыргыз.

      Абд ар-Раззак Самарканди. «Матла ас-садайн»:

      "В качестве подношения Тимуру (Искандер) отправил в сопровождении Шейх-Йасаула несколько десятков из периликих алмалыгских и хотанских красавиц и киргизских и пишпалыкских чаровниц; тот (Шейх-Йасаул) в стране Шам прибыл в Высокую Орду".

      Насильная переселения кыргызов Ильчидай ханом не подтверждается. Не потверждает достоверные Тимуридские источники сообщение Сайфидина Ахсыкенди:

      "Сахибкиран, захватив улус Анга торе, пленив сотню семейств значимых могулов, увели в Самарканд. Четыре тысячи из них отправили в лес Мазандарана. Еще одну тысячу семейств из могулов отправили в Ларстан. Десять тысяч семейств, бежав, ушли в город Булгар. Семь предводителей кыпчаков (Жетикашка кыпчак) попали в плен. Хызыр-ходжа Чагатай, Акмат-ходжа (сын Хызыр ходжи), Дамбур-буга попали в плен. Алусу Ялгачи приказали отправиться к Ак огулу. Он, придя туда, вступил в сражение. Салусбек Булгачы попал в плен. Охотники с беркутами, с соколами и другие охотники тоже попали в плен. Четверо сыновей Отуз огула – Адина, Мункуш, Карабагыш, Тагай тоже попали в плен. Всех их вместе с войском отправили в Самарканд. Анга торе с Даулати-Йар кыпчаком (один из Жети кашка-кыпчаков) бежали в горы Тениза".

      См.Т.Акеров, Ж.Сабитов. "Сведения Маджму Ат-Таварих об истории кыргызов".

      Из улуса Анга Торе вышли только могулские компоненты нынешних кыргызов.  Разгромление Тимуром улуса Булгаачы подтверждается. Центральном Моголистане кыргызов не встретила армия Тимура. То есть, Ильчидай хан насильно переселил не кыргызских племен в Кыргызстан. Кыргызы в Восточном Тянь-Шане оставались вплоть до 1470 г. Когда западные монголы уничтожили первые Ойратскую ханству, кыргызы окончательно переселились в Могулистан. Кыргызы в рамках Юанской армии попали на Притяньшанья. 

      Такое же близкое мнение есть К.Петрова.

      "В район Или-Иртышского междуречья в конце концов переместились и те кыпчакско-киргизские войска, несшие охрану пограничных областей наподобие русского казачества, из которых формировались силы Тутука и Чоангура. Касаясь действий этих войск на границе владений великого хана, передвинувшейся во времена преемника Хубилая, Тимура, в Или-Иртышское междуречье, на линию Кобук (Тарбагатай) — Кара Ходжа, составители «Сборника летописей», современники событий того времени, писали: «С обеих сторон на границе стоят войска и караулы, которые охраняют ее. Временами случаются сражения. Граница владений каана с этой стороны тянется на восток на месяц пути. В большинстве мест находятся войска и караулы. В начале восточной стороны стоит с войском брат бабки каана по отцу, Камила, ниже его — зять каана, Кургуз-гургэн, и ниже его — Чоангур, сын Тутука — одного из великих эмиров Хубилай-хана; ниже его — Нанкидай, сын другого великого эмира (баарина) Баяна Кубукчи. Далее граница доходит до области Тангут... Царевич Ананда стоит с войском в том краю в пределах Чаган-нора. Ниже его — владения уйгурского города Кара Ходжа..., что расположен между владениями каана и Хайду. Уйгуры живут в согласии с обеими сторонами».

      Поскольку кыпчакская армия Тутука-Чоангура включала, как видно из предшествующего, киргизские подразделения, то киргизы, находившиеся в ее составе, были здесь же. За воинами, как обычно в то время, должны были потянуться и семьи, скот и пр. Вероятность этого тем более значительна, что в данном случае имел место не один кратковременный марш-поход, но многолетнее пребывание, длившееся несколько десятилетий и превратившееся в конце концов в постоянное проживание".

      См. К.И. Петров "К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их взаимоотношений с ойратами в XIII-XV вв.Ф_1961

       Пребывания енисейских кыргызов на Восточном Притяньшанье потверждает Мин ши.

      Гл. 332 «Жизнеописания: Западный край» («Сиюй чжуань») «Истории Мин» («Мин ши»):

      «Цзилицзисы (Киргизы)...Их земли на востоке примыкают к реке Иртыш (Ердис/Ертиш), на западе граничат с Бешбалыком...».

      Уже в начале 16 века,булгаачыны стали один из подразделений кыргызов.  Сайфиддин Ахсыкенди, Маджму ат-таварих, Кыргызы:Булгачы (Ичкилик):

      Бостон, Тейит, Жоо Кесек, Доолос,Кангды, Кыдыршаа.

      То есть, они были кыргызами, а не монголами.

      Бартольд:

      «Истинное народное имя» усуней, по мнению Аристова, «было всегда кыргыз».

      Против этих мнений, помимо полного отсутствия известий о киргизах в западном Тянь-шане до XVI в., говорит факт, что эти киргизы и в XVI в. считались чуждыми исламу и мусульманской культуре. Из этого можно заключить, что их присутствие в западном Тянь-шане в XVI в. не находилось в связи с теми событиями эпохи киргизского великодержавия, когда влияние киргиз, действительно, распространилось до западного Тянь-шаня; по-видимому, после утраты киргизами великодержавного могущества никаких киргиз на юго-западе не осталось. Столь же мало вероятно, чтобы киргизы были здесь в эпоху принятия ислама средне-азиатскими монголами. Более правдоподобно, что киргизы принимали участие в походах на запад их южных соседей, языческих ойратов или калмыков. Из Тарихи Рашиди и некоторых других источников видно, что вторжения калмыков в Моголистан начались в 1420-х годах и временно прекратились в 1470-х годах, когда калмыки очистили Моголистан и вернулись в свою страну; только Мансур-хан после своего оттеснения в Карашар и Турфан вновь должен был воевать с калмыками. Возможно, что в калмыцком движении приняли участие некоторые племена киргиз и что эти киргизы после ухода калмыков остались на западе, в Тянь-шане, хотя и об этом в источниках ничего не говорится...

      Дуглатские беки вместе с монгольскими ханами должны были вести упорную войну с Тимуром; о вторжениях Тимура до нас дошли довольно подробные рассказы, но ни в этих рассказах, ни в рассказах о походах Улугбека и других потомков Тимура нет упоминания о киргизах. В первый раз киргизы называются в рассказе о событиях, происходивших зимой 1503—4 г. В эту зиму в городе Аксу умер монгольский хан Ахмед; ему наследовал его сын Мансур; с Мансуром находился во вражде его брат Султан-Халиль и ушел от него в Моголистан, где присоединился к киргизам, считавшимся «дикими львами» того края; они сделали его своим главой. Туда же пришел потом другой брат, Султан-Саид, перед тем живший в Джетыкенте, у восточной границы Ферганы, по дороге к перевалу Ясы. В 1508 г. братья были разбиты Мансур-ханом; Султан-Халиль бежал в Фергану, в то время уже принадлежавшую узбекам; Султан-Саид после многих приключений в том же году достиг Кабула. В 1511 г., когда узбеки на короткое время были прогнаны из Самарканда и других областей персами и пользовавшимся их поддержкой потомком Тимура, Бабуром, Султан-Саид был послан Бабуром в Фергану, откуда потом завоевал Китайский Туркестан.

      См. В.Бартольд Киргизи _1927.

      Если кыргызы появилась тут в составе арми калмакаов.То чем объясняется последующяя демонизация калмаков и ухудшение отношений.В какой момент произошел конфликт сторон

  • Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...