Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 7 часов назад, Лимфоцит сказал:

      Как ожидал плохо знаете народный фольклор 

      https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8

      Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13].

      https://www.bestiary.us/nokhoi-erte 

      Оказывается широкоизвестное предание о собакаголовых людей известное с многих источников, а не предание о прародителей монголов. Название “Нохой эртэн” без всяких тире и означает дословно “люди у которых мужчины собаки”. 


       

    • 2 часа назад, asan-kaygy сказал:

      Судить надо не по корочке а по академическим публикациям. У нас в стране десятки тысяч людей с корочкой историка.

      @asan-kaygy Да хоть 1000000 раз опубликуйте, что откочевки не было и Керей с Жанибеком были в Могулистане изначально или другие сомнительные свои гипотезы, оно от этого не станет истиной.

    • 49 минут назад, Boroldoi сказал:

      Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском. 

      Как ожидал плохо знаете народный фольклор 

      https://www.google.com/search?q=собака+тотем+у+маньчжур&oq=со&gs_lcrp=EgZjaHJvbWUqBggDEEUYOzIGCAAQRRg5MgYIARBFGDsyBggCEEUYOzIGCAMQRRg7MgYIBBBFGDsyBggFEEUYPTIGCAYQRRg9MgYIBxBFGD3SAQg0MTkwajBqN6gCD7ACAQ&client=ms-android-xiaomi-rvo3&sourceid=chrome-mobile&ie=UTF-8

      Известно, что тотем-собака является мифологическим прародителем монголов, о чем писал в свое время Г.Н. Потанин, приводя монгольское предание «Нохой-эр-тенъ» [Потанин, 1887]. Во многих бурятских родах имеется подрод нохой «собака» [Цыдендамбаев, 1972]. К тому же этимологический анализ таких родовых названий хори-бурят, как Батнайский и Худай, предполагает «собачье» начало, объясняемое из самодийских языков [Жамсаранова, 2009, 82-110]. Сохранились легенды у некоторых групп селькупов о том, что их предком в далеком прошлом была большая черная собака [Быконя, 2007; С. 13].

    • 2 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Загуглите , собака тотем у маньчжур , делов то 

      Как и ожидал наврали значит. У монголов нету легенды о предках собаках. Слова «Тэнъ» нету в монгольском. 

    • Перепост:

      "В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков".

      Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения.
      После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции.
      После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера.
      Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Олкуту - сыном Кутуку и внуком Орду. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу.
      Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром.
      Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье.
      Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию.
      Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду.
      В журнале "Stratum plus" вышла моя статья: "Джучидские владения в Газне и борьба за власть в улусе Орду на рубеже XIII-XIV веков".
      Основные выводы такие: Регион Газны и Бамиана, как и многие территории Афганистана, завоёвывался совместно представителями всех четырех ветвей «золотого рода». Поэтому, там существовали в том числе и джучидские владения.
      После убийства Балакана и Татара в Иране зимой 1261-1262 гг. и уничтожения их войск в этот район через Герат бежал со своим корпусом джучидский нойон Некудер. Он отступал в хорошо известный ему еще с 40-х гг. регион, в котором у Джучидов могли сохранятся какие-то позиции.
      После распада Монгольской империи этот регион стал «серой зоной», неподконтрольной ни чингизидским улусам, ни Делийскому султанату. Вероятно, это было еще одной причиной отступления туда корпуса Некудера.
      Некудерийская орда, лишенная связи с улусом Джучи, постепенно переходила в сферу влияния Чагатаидов, с которыми он напрямую граничила. Однако до 1298-1299 гг. какая-то ее часть возглавлялась Хулкуту – внуком Орду и сыном Кутуку. Затем она перешла под контроль Дувы, который отправил в регион Газны своего сына Кутлуг-Ходжу.
      Сообщения египетских историков о том, что война между Ордуидами Баяном и Кублуком велась за престол Газны можно объяснить тем, что именно в этом регионе находились потомки Кутуку восьмого сына Орду в 1298-1299 гг. Фактически Кублук являлся инструментом, при помощи которого Кайду и Дува взяли под контроль левое крыло улуса Джучи, реализовав таким образом одну из ключевых своих политических задач – блокирование возможного военного взаимодействия между ханом Токтой и кааном Тэмуром.
      Без учета Газны, улус Орду представлял собой два отдельных региона, вероятно, разделенных владениями Шибанидов - одно, где-то на территории Арало-Каспийской низменности, а другое в Прииртышье.
      Боевые действия 1298-1302 гг. представляли собой полномасштабную войну, сражения в рамках которой происходили на огромной территории от Яика до Западной Монголии. Первоначальный успех Кайду и Дувы, выразившийся в захвате ими левого крыла улуса Джучи и возведении в улусе Орду подконтрольного им хана, в конечно итоге привел их поражению. Уже в 1301 г. Токта, сумевший подавить сепаратизм Ногая и его детей, отправил на восток войско. В то же время каан Тэмур отправил против Кайду огромную армию. Контроль над левым крылом требовал от Угедедов вовлечения значительных сил. Задержка Дувы, который так и не прибыл к первому сражению с войсками канна в Западной Монголии, также может говорит о том, что Чагатаиды были вовлечены в противостояние с Джучидами. В результате Кайду вынужден был отступить в Семиречье и только там, получив помощь от Дувы, смог разгромить юаньскую армию.
      Ранение и последующая смерть Кайду полностью изменили расклад сил в регионе. Судя по сообщениям послов Баяна, зафиксированных Рашид ад-Дином, и известиям египетских источников, Токта продолжил действия, направленные на возврат контроля над левым крылом, отправив в 1303 г. на восток своего брата Бурлюка. Вероятно, именно тогда погиб Кублук и сарайскому хану на какое-то время удалось вернуть под свою власть левое крыло улуса Джучи и улус Орду."
  • Угдыжеков С.А. К оценке политической ситуации в Южной Сибири начала XIII в.


    Rust

    Оригинальная версия: // Известия лаборатории археологии. Вып. 1. Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 1995. С. 195-199.

    К началу XIII века, ставшего рубежом для самостоятельного развития народов Южной Сибири, судьба этого региона определялись двумя историческими реалиями: быстро протекающим процессом складывания единого государства монголоязычных народов – Великого Монгольского Улуса во главе с Чингисханом с одной стороны, и существованием Кыргызского государства с подчиненными племенами с другой.
    После курултая весны 1206 г. Чингисхан приказал разделить управление армией и страной в соответствии с древним, известным еще с эпохи ранних кочевников, принципом – на три основные части: два "крыла" – правое и левое и "центр" - свою ставку.

    В "Сокровенном сказании" эти военно-административные подразделения государственной системы названы "тьмами", выделена и четвертая "тьма" – земли "Лесных народов", темником над которыми был поставлен давнишний соратник Чингисхана – Хорчи /Сокровенное сказание", 207/. По традиционным представлениям монголов, каган, находясь в орде - ставке, "обращен лицом на юг" /Кычанов Е.И., 1991, С. 142/. В этом случае правая (барунгар) и левая (джунгар) "тьма" – соответственно, западное и восточное "крыло" армии под командованием Боорчу и Мухали. А земли "Лесных народов" – тыл, территории, лежащие к северу от монгольских земель. Чингисхан повелел Хорчи установить власть Монгольского Улуса "по всем кочевьям вплоть до прииртышских лесных, народов", запретить свободные передвижения и самовольные переходы (вероятно, для эффективного сбора дани).

    Перечисляемые в источниках "Лесные народы" большей частью были кыргызскими кыштымами /История Хакасии, 1993, С. 111/. Монгольская знать не рассчитывала натолкнуться на сколько-нибудь значительное сопротивление на севере. Так Хорчи в дополнение к своим трем тысячам воинов получил только две – отряды Тахая и Ашиха. Остальные пять он должен был сформировать из воинов "Лесных народов". Такими силами новоявленный наместник Хорчи, конечно, не мог добиться поставленных целей. Впоследствии даже одному из кыштымских племен – туматам, удалось пленить Хорчи и посланного к нему на выручку Худуху-беки ("хорошего знатока Лесных племен"), разгромить карательный отряд Борохула – ближайшего друга Чингисхана.

    Роль "железного аргумента" была отведена демонстрации силы – военному походу. Старший сын Чингисхана – Джучи – с войском Правого крыла отправился на север. Поскольку этот поход имел большое значение для народов Южной Сибири, важно правильно датировать это событие.

    Обычно в литературе указывается 1207 г. или даже осень 1207 г., основываясь на том, что в двух наиболее авторитетных источниках сведений по этому времени: "Сокровенному сказанию монголов" и сборнике Рашид-ад-дина указывается, что поход состоялся в год толай – год зайца по-монгольскому календарю. Но до реформы Хубилая в 1267 г., когда монгольский календарь был изменен в соответствии с китайским аналогом, монголы отмечали Новый год в сентябре – Цаган сааре /Календарные обычаи, 1985, С. 179/, называемом белым из-за обилия молочных продуктов. Ныне Цаган саар – в феврале, и его "цвет" отождествляется со снежным покровом. Поскольку признано, что "Сокровенное сказание" – памятник 1240 г. (то есть все события, в нем отмеченные, датируются, исходя из традиционного календаря), то рейд Джучи состоялся в хронологических рамках: сентябрь 1206 г. – август 1207 г. Об этом пишет Рашид-ад-дин, сообщая, что год толая (зайца) соответствует месяцам 603 г. мусульманского летоисчисления, который продолжался с августа 1206 г. по июль 1207 г. /Рашид-ад-дин, 1952, С. 150/.

    Таким образом, осенью 1207 г. похода Джучи не было, тем более, что Чингисхан в это время воевал с тангутами. Неразумным было бы отвлекать на севере в этот период большую часть войск. Маловероятным также представляется то, что поход мог состояться весной 1207 г., когда в тайге распутица, а состояние кочевой армии оставляет желать лучшего. Кони за зиму слабеют, а на все Правое крыло их было нужно не менее 150 тысяч. Скорее всего, это событие имело место ранней осенью 1206 г., не отмеченной особыми боевыми действиями, т.е. спустя всего полгода после создания единого монгольского государства.

    Те же источники позволяют нам оценить ситуацию внутри Кыргызского государства. Причиной потери суверенитета государством кыргызов часто видят децентрализацию – "феодальную раздробленность", однако, имея протяженную территорию и границу с воинственными соседями: найманами и тайджиутами, кыргызам удавалось сохранять независимость и удерживать в повиновении кыштымов. Следовательно, разобщенным монгольским племенам противостояла более организованная сила. В пользу этого мнения говорит то, что по сообщениям Рашид-ад-дина области государства на Енисее: "Кыргыз" и "Кэм-Кэмджиут" составляли "одно владение" под раздельным в каждой области управлением иналов /Рашид-ад-дин, 1959, С. 150/. Известно также, что в составе кыргызов, встречавшихся с Джучи, был Олибек-принц ("Олибек-тегин"). Так как переговоры такого уровня предполагают равный статус сторон, а Джучи - сын монгольского кагана, то предположение Л.Р. Кызласова о том, что Олебек-тегин – сын и наследник кыргызского монарха /Кызласов Л.Р., 1984, С. 81/ подтверждается косвенно и этим обстоятельством.

    Другими словами, нельзя говорить об очень серьезной, силе центробежных тенденций в кыргызском государстве накануне монгольской экспансии. Скорее вырисовывается модель государственного устройства типичная для региона Центральной Азии, бытовавшая, например у древних тюрков, когда ближайшие родственники кагана получали в управление уделы – становились "шадами", а наследник назывался "тегин" вне зависимости от занимаемого поста /Гумилев, 1993, С. 531/. В этом случае управляемые иналами уделы – не их "феоды", а военные округа с разверстанным на тумены, тысячи и сотни населением, что подтверждается "Сокровенным сказанием монголов", где кыргызы названы "Тумен-Кыргызами", т.е. "десятитысячными кыргызами".

    Такая организация военной структуры государства приносила успех в борьбе с соседями и грабеже кыштымов, однако подчинение тайджиутов Чингисхану, разгром им найман и меркитов создает страшную угрозу противостояния с единым Монгольским Улусом, который с момента своего создания питал агрессивные намерения в отношении государства кыргызов, стремился насильственным образом ввести Южную Сибирь в сферу своих жизненных интересов. Об этом говорит и номинальное включение кыргызов и их кыштымов в число подданных Чингисхана весной 1206 г., и поспешность похода Джучи, предпринятого осенью того же года.

    Кыргызское государство не смогло воспрепятствовать созданию общей границы с монголами и противостоять объединенной мощи монгольских племен. Ценой значительных огранизационно-военных усилий в первое десятилетие XIII в. монголам удалось установить свою гегемонию в Южной Сибири.

    Список литературы

    1. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993.
    2 История Хакасии с древнейших времен до 1917 г. М., 1993.
    3. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.
    4. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.
    5. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. Бишкек, 1991.
    6. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 1. М.; Л., 1952.
    7. Сокровенное сказание монголов. Улан-Удэ, 1990.


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...