Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 08/12/25 в Сообщения
-
Так писать не следует в отношении любого народа. Казахи - это этнос и социально‑историческая общность. Маркеры по мужской линии (Y‑хромосомные) полезны для изучения древних миграций и контактов между группами людей. Также не следует выбирать из науки только то, что удобно для подтверждения собственных убеждений. Следует либо опираться на весь спектр научных данных и методов при изучении происхождения народа, либо ясно оговаривать ограниченность выбранного подхода. Использовать только маркеры по мужской линии (Y‑ДНК) лишь потому, что это приемлемо и понятно в обществе в силу историко‑культурных практик, - нарушение научной методологии. Так легко подогнать факты под культурные ожидания, не выстраивая научного объяснения. Этническая принадлежность - это не биологическая данность, а социальная категория. Есть патрилинейные общества (родство по отцу), матриллинейные общества (родство по матери/ иудеи, африканские общества). Если собрать полсотни исследований по происхождению народа/народов за последние 15 лет и провести метаанализ, окажется, что применяются взаимодополняющие подходы: анализ аутосомной ДНК, палеогеномные данные (палеоДНК), маркеры по мужской линии (Y‑ДНК) и по женской линии (мтДНК). Только совокупность этих методов и данных вместе с археологией, лингвистикой и исторической антропологией дает адекватную картину этногенеза народа. Не следует ссылаться только на частоту мужского маркера, а тем более на единичные случаи. Хотя отдельные выбросы (outliers) могут представлять интерес в отдельных исследованиях. Тем не менее обобщать выводы на их основе нельзя.3 балла
-
а у нас в Ер Кокше, записанным Радловым тоже был Манаша, друг Ер Кокше2 балла
-
Автор утверждает проблемный тезис, который 100% будет интерпретироваться иначе, чем автор сам имел ввиду. Таким образом автор не несет ответственность за чужую интерпретацию. А какой может быть интерпретация простого неуча? - что казахи это такой народ, на который "повлияли" калмыки, еще калмаки и еще халха монголы. Бред абсолютный. Такой же бред как про "казахи это испорченные монголами кыпчаки".2 балла
-
1 балл
-
1 балл
-
Хорошее видео приготовления самаркандского плова на зигире (льняное масло), 2023г. Результат в конце видео.1 балл
-
Попробуйте копченное қазы или шұжық. Только на рынке не берите. На рынке коптят горячим копчением, для варки не годится.1 балл
-
1 балл
-
какие еще отдельные случаи, все мои родственники в аулах так делают, с обеих сторон1 балл
-
Сабитов Ж., Каратаев А., Толегенулы Б. Представители казахских племен в эпосе «Манас» // Asian Journal “Steppe Panorama”. 2025. Т. 12. № 4. С. 946–959. https://www.academia.edu/143726744/Сабитов_Ж_Каратаев_А_Толегенулы_Б_Представители_казахских_племен_в_эпосе_Манас_Asian_Journal_Steppe_Panorama_2025_Т_12_4_С_946_9591 балл
-
СКО не могу найти, кокшетауские попадаются, так же сур ет - копченка у них, так же варят ее1 балл
-
Спасибо за текст. Я недостаточно читал по теме переселения каракалпаков в долину. Возможно, имели место две–три волны миграции каракалпаков в долину. Наверняка переселения согласовывались с местной властью: просто прийти и занять пастбища без разрешения было бы трудно. И Кокандское ханство в то время находилось на подъеме и вело войны с соседями — с казахскими родами, Бухарским и Хивинским ханствами. Войны Коканда с джунгарами были и ханство проводило политику дружбы с разными силами против джунгар. К началу 18-го века ханство расширилось: был взят Ташкент - важный узел путей сообщения - и установлен контроль над городами юга современного Казахстана (Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата). Там мечети строили. Также над частью Семиречья (крепости Пишпек и Токмак). Дорога и логистика в ту часть Чуйской долины (верховья Чу) далекая и трудная: чтобы попасть из Ферганской долины в Чуйскую, надо преодолеть Сусамырский перевал, который выше и сложнее перевала Камчик. Очень непросто с логистикой там до сих пор. Зимой дорогу время от времени закрывают. Закрепление в Токмаке (рядом с древней столицей Караханидов Баласагуном) открывало выход к Иссык-Кулю и далее в Восточный Туркестан. Также Коканд соперничал с Бухарой за Худжанд и Ура-Тюбе (историческая Согдиана), в конце концов тоже присоединили к Кокандскому ханству. Не умаляя воинственности каракалпаков, которые позднее наверняка участвовали в коннице Кокандского ханства, надо отметить: на фоне усиления и экспансии того времени, выступить против Кокандского ханства, после давления на средней Сырдарье на каракалпаков, было бы крайне трудно для каракалпаков. Ферганская долина защищена горами со всех сторон, а один из основных входов в неё - перевал Камчик. Да и зачем , если можно было договориться? Я считаю каракалпаков приняли в Фергане как скотоводческое население с согласия хана. Переселение каракалпаков, по всей видимости, происходило волнами в Ферганскую долину. Кроме Ферганы, часть каракалпаков осела и в Зарафшанской долине. Исследования о миграциях каракалпаков за последние 300 лет существуют, но картина фрагментарняа. История разбросана в источниках эпизодами. В последние годы эту тему подробно не изучали.1 балл
-
Текст к последнему видео «До этого мы не расставались, давайте и дальше будем вместе». Репортаж из махалли в Намангане, где живут каракалпаки и их потомки. В Мингбулакском районе Наманганской области проживает более 15 тысяч человек каракалпакского происхождения. Об этом рассказывает корреспондент «Дарё» Азизбек Абдувалиев. «Согласно историческим источникам, в 1723 году в результате нашествия джунгар каракалпаки были вынуждены переселиться с мест своего проживания. Они разделились на две группы: одна направилась к побережью Аральского моря, другая — в сторону долины. Карай в долину, каракалпаки отправили послов к кокандскому хану Нарбута-бию с просьбой о приюте. Хан, узнав, что каракалпаки — народ скотоводов, разрешил им поселиться на пустующих, богатых травой землях вдоль Сырдарьи. Так каракалпаки расселились от Коканда до Оша. Кенагаc, Бешсори, Жийдалик, Найман, Уйручи — названия этих кишлаков происходят от имен каракалпакских родов, что свидетельствует о том, что в древности здесь селились именно эти роды. По словам старожилов, в Колгандарью переселились и осели каракалпаки из рода Жийдали-Бойсун. Сейчас обычаи у нас почти не отличаются. То же самое и с языком: раньше говорили на наречии, близком к кипчакскому диалекту, а теперь в основном говорят на узбекском литературном языке. Жители занимаются в основном животноводством, земледелием, рисоводством и ремеслами, в частности, поскольку мы живём у озера — гончарным делом», — говорит Комилжон Маматов. Комилжон Маматов написал книгу об истории и сегодняшнем дне каракалпаков, переселившихся в Наманган, в частности в Колгандарью. Кроме того, он намерен создать музей, в котором будут представлены их история, культура и обычаи. «Мы встревожились и были подавлены из-за произошедших беспорядков» Житель Колгандарьи Акбарали-ота Ахмадалиев всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, сейчас он на пенсии. В прошлом году он съездил на родину — в Каракалпакстан. «Мы побыли там неделю и вернулись. Осмотрели Нукус, посетили музеи, оставили подпись от имени наманганских каракалпаков. Доехали до Муйнака, Бозатау. Нас приняли очень хорошо, оказали почёт и уважение. Но, вернувшись с такими добрыми впечатлениями, я был глубоко подавлен, когда услышал и увидел беспорядки, которые там произошли. Честно говоря, до сих пор не могу поверить в эти события. Ведь мы с узбеками — как плоть и кровь одного тела. В моём паспорте записано «каракалпак», а в паспорте моего родного брата — «узбек». Когда я говорю детям: «Вы каракалпаки», они отвечают: «Нет, мы узбеки». У меня пятеро детей, 15 внуков и трое правнуков. Один из внуков учится в Японии, другой этой осенью едет учиться в Америку. Наша махалля «Колгандарья» в прошлом году вошла в программу «Обод махалла»: все улицы заасфальтированы, проведена вода туда, где её не было, обновлена электросеть, отремонтированы школа, махаллинский комитет, благоустроены мечети. В общем, живём хорошо, жаловаться — грех. Поэтому все каракалпаки здесь были против беспорядков, с тревогой ждали, чтобы скорее всё успокоилось», — говорит Акбарали-ата. «Пусть наши обычаи и добрососедство останутся целыми» Рахима-ая Ахмадалиева прожила с Акбарали-атой в браке более 50 лет. Всё это время они жили в согласии и поддержке друг друга. По её словам, у узбеков и каракалпаков различия в речи, обычаях и блюдах почти исчезли. «Раньше наш говор был более грубым, а потом, читая книги, смотря телевизор, мы начали говорить литературно. Я читала Уйгуна, Улмаса Умарбекова, Мирмухсина. После хаджа читаю только Коран. Муж тоже хотел поехать, но из-за беды, случившейся с его братьями, остался дома, чтобы поддержать их. У нас сохранились хорошие традиции и добрососедство. Наши молочные продукты, фрукты, овощи никогда не остаются в стороне от соседей и родственников. Помню, как однажды сын удивился: «Почему наша соседка Санобар-хола купила в магазине катык, ведь у нас есть корова?» Мы тут же отправили им катык. То же самое с хлебом или любым вкусным блюдом. Мы никогда не делили друг друга на «ты каракалпак, я узбек», и не должны делить. Не зря говорят: «Разделённого волк съест»», — говорит ая. Итак, в махалле «Колгандарья» Мингбулакского района Наманганской области звучат такие слова. Жители уверены, что события вскоре забудутся и два народа снова будут жить в мире и согласии, как прежде. Ведь на протяжении 300 лет они жили именно так. Для справки: Наманганская область взяла шефство над Караузякским районом Каракалпакстана. Здесь создано представительство области, разработаны десятки проектов общей стоимостью более 200 миллиардов сумов.1 балл
-
@Momyn Не надо мне приписывать чужие мысли. Коныраты в Улусе Джучи это те же хунгираты, что и в остальных источниках, я никогда это не отрицал. Я отрицаю существование только одного племени конырат на всю Золотую Орду, которые как мячик по мнению историков перекидывали от руки в руки разные Чингизиды. По моему мнению, в Улусе Джучи существовали разные кланы коныратов, у Бату свои коныраты, у Орду свои коныраты и т.д. Салджидай гургэн конырат Тохты, эмир Нангудай конырат это не казахские коныраты, а другие. Казахские коныраты находились в левом крыле то есть на Востоке Дешт-и Кыпчак. Если вы не согласны, то приведите аргументы, почему Батуидские коныраты это казахские.1 балл
-
Не понял вашего удивления? Если вы открыли новую тему с мыслями Н. Салтаева значит вас это заинтересовало очень. Поэтому вы должны быть последовательны и утверждать , не я , что аргыны это не аргуны, ибо не помнят Шейх Джамал Хара, Зу-н-Нуна, ибо вы утверждали в споре со мной что дулаты это не дуглаты, ибо не помнят эмиров дуглатов Камариддина, Полатчи. ЕМНИП Бир Бала утверждает что казахские конраты не кунграты из источников, наши тихо сидели на востоке в Бетпак дале под столом. Рабская психология, комплекс неполноценности, вы же антиуйсунист заклятый. Найдите хоть у одного народа столько дулатов , аргынов, конратов, жалайыров, найманов и других как у казахов. Хочется сказать : к стенке вас всех, но не скажу.1 балл
-
Мда. Как я и полагал, под "узбеками" казахи на самом деле подразумевали выражение "Өз билеріміз бар", а не "наш этноним узбек". Некоторые недобросовестные историки вырвали из контекста и преподнесли это как "Вот казахи раньше себя называли узбеками". Поэтому надо все сверять, никому нынче нельзя доверять в исследовании собственной истории.1 балл
-
Если по легенде аргыны отошли от Абулхаира, то они и не пошли с ним в Мавреннахр и летописцам не нужно было о них упоминать. А казахские ханы использовали их в своих интересах. Причины отхода тукатимуридов от шейбанидов сугубо внутрисемейные, в борьбе за власть.1 балл
-
@АксКерБорж Разрекламированное питьё кобыльего парного молока - похоже на новшество. -- Выше я указал ссылку на книгу «Конный мир казахов» (2022). Автор ссылается на первоисточники. Книга в открытом доступе. В этой книге утверждается, что семиреченские казахи и кыргызы смазывали козлятину кумысом. И в других местах упоминается об употреблении козлятины. У автора целая глава, посвящённая кумысу. С фотографиями из музеев. Там также есть глава о конском снаряжении - стременах, седлах и региональных различиях. На первый взгляд хорошая книга. Цитата: "Семиреченские казахи, а также кыргызы имеют обыкновение хранить козлятину, предварительно смазав ее кумысом (CLXI, 386). " Страница 198 386. Никольский Д.П. О спиртных напитках среди наших инородцев // Труды антропологического общества при императорской военно-медицинской Академии. Т. 5. СПб., 1901.1 балл
-
К сожалению, выдающиеся заслуги нашего предка Махсум хана, настоящее имя Убайдулла Бахауатдинов, до сих пор должным образом не оценены благодарными потомками. Этому помешали его дальнейшие действия против советской власти и участие на стороне басмаческих формирований. В 1920 году вникая в суть идеи большевиков, которую поддерживали и его подданные, Махсум хан добровольно перешел на сторону большевиков, но после окончания гражданской войны оказался не у дел, советская власть хоть и оправдала его, но всё же лишила всех привилегий занимать административные посты. К концу жизни даже сослали за пределы ККАО, где он умер в одиночестве. Только Аллаяр Досназаров знал, что именно Махсум хану он обязан в восстановлении территории Каракалпакстана в его прежних границах и поддерживал с ним теплые отношения, которые в конечном итоге сыграло злую шутку с ним самим. Его обвинили в поддержании связи с врагами народа, к тому же приписали крупное ЧП, произошедшее в Тахтакупирском районе в его личную вину. Аллаяра Досназарова по одному и тому же делу приговорили дважды, второй раз к высшей мере в 1937 году.1 балл
-
Постоянные участники форума в какой-то мере знают хивинский период истории каракалпаков из моих прошлых постов, остальные судя по всяким комментам в интернете ничего о Каракалпакстане не знают. На одном посте всё не раскрыть, лишь хочу освежить несколько ключевых моментов с конца 18 века до образования ККАО в 1925 году, как всё происходило и как появился Каракалпакстан. Ни в Википедии, ни в каких-нибудь специальных статьях о деталях данного периода не упоминается. Тем не менее главные эпизоды есть в хивинских архивах и в 30-ых годах были обнародованы ещё Ивановым, Самойловичем и другими историками, но в статьях последующих историков они не были использованы, хотя Иванов лично рекомендовал изучить хивинские архивы по каракалпакам. Итак, в предыдущем посте я кратко прошелся по событиям с конца 18 века вплоть до 1827 года, который завершился восстанием Айдос бия против Хивинского хана. После подавления восстания Айдоса, каракалпаки всецело оказались под властью не только хивинского хана, но и под абсолютной хивинской чиновничьей властью и беспределом почти на последующие 30 лет. Естественно, возникали недовольства в народе, то и дело происходили стычки с чиновниками, споры само собой решались в пользу хивинцев, что привело к всеобщей ненависти к поработителям и, все были согласны с призывом Ерназар Алакоза, что мира и свободу можно добиться лишь силой оружия. Крупное восстание началось в 1855 году, к 1856 году вся территория бывшего Аральского (Каракалпакского) ханства была очищена от хивинцев. На каракалпакский трон был посажен чингизид Зарлык торе, приглашенный из казахских степей. После освобождения своей территории от хивинцев встал вопрос - продолжать далее войну или договориться на относительно мирное сосуществование как в былые времена. Для решения данного вопроса на переговоры с хивинским ханом была направлена делегация во главе с Ерназар Кенегесом, управлявшим Арысом Онторт уру. Он был другом детства хивинского хана, учились вместе в медресе и очень был набожным, чем хивинский хан во время переговоров и воспользовался, обьявив Ерназар Алакоза и Зарлык торе русскими агентами, которые хотят обратить каракалпаков в христиан, против которых хан борется и ему (Ерназар Кенегесу) тоже нужно присоединиться к нему, если он хочет свободу всему каракалпакскому народу. В общем, каракалпаки героический народ, но тупизм и трусость некоторых власть имущих всегда приводили к печальным последствиям и, в этот раз тоже привели к предсказуемому финишу. Теперь Арыс Онторт уру перешел на сторону хивинского хана и восстание Ерназар Алакоза было подавлено. Но, Ерназар Кенегес приобрёл Автономию для каракалпаков на правах самоуправления, которая сохраняется до сих пор на тех же границах. Конраты в 1859 году требовали полную независимость, но после некоторых противостоянии уступили. В 1873 году пришли русские и по Гандемианскому договору, Каракалпакская Автономия была разделена на 2 части - левый берег Амударьи отошел хивинскому ханству, правый вошел в состав РИ. В 1917 году каракалпаки и вовсе могли лишиться своей территориальной идентичности, так как пользуясь смутой (февральской и октябрьской революциями) того года в РИ, хивинцы предприняли попытку захватить земли правобережных каракалпаков, направив свои войска во главе с Джунайдханом. Но на его пути встал предводитель российских каракалпаков Махсум хан, который собрав многотысячное ополчение разгромил Джунайдхана, да ещё заставил Хиву заплатить контрибуций, за нанесенный материальный и моральный ущерб. Данная победа Махсум хана в последующем и сыграла решающую роль в восстановлении Каракалпакской Автономии в прежних ее границах. Правда, в связи с образованием Навоийской области УзССР в советский период, границы Автономии намного сузились. В общем, Каракалпакию никто, ни большевики, ни Ленин, ни Сталин не придумали. Каракалпакстан достойно сражался за своё существование и был признан советской властью заняв достойное место среди своих среднеазиатских собратьев.1 балл
-
При изученнии У ДНК рюриковичей выступающий берет в пример исследования казахских родов по шежире и ДНК. Также как у нас появляется Караходжа общий предок аргын, у них Ярослав Мудрый общий предок рюриковичей.1 балл
-
Раньше казахи, как исконные кочевые скотоводы, использовали для приготовления различных продуктов и блюд все виды молока - верблюжье, кобылье, коровье, овечье и козье (прим: сырое молоко казахи никогда не употребляют, традиционно подвергают либо кипячению, либо брожению). После оседания, коллективизации и голодомора казахи стали довольствоваться лишь коровьим молоком, а где есть верблюды - верблюжьим тоже. Хороший пример казахи Монголии, которых не коснулись эти события, они до сих пор активно используют верблюжье, кобылье, коровье, овечье, козье и еще сарлачье (ячье).1 балл
-
@Rust Брать на веру гипотезы учёных самая большая ошибка. Настоящая наука и держится на сомнениях.1 балл
-
1 балл
-
Во время восстания Айдос бия против хивинского хана в 1827 году, каракалпаки массово его не поддержали, так как считали его предателем, особенно бывшие Аральцы и представители Арыса Онторт уру, которых Айдос бий в 1811 году вместе со своим войском на стороне хивинцев безжалостно резал, в том числе не щадя даже своих собственных родных братьев, воевавших на стороне Аральцев и Онторт уру. В итоге, Арыс Конрат тоже отказался от массового вовлечения в его войну и, имея под своим началом лишь некоторых Конратцев преимущественно из Колдаулинцев (в числе которых были и некоторые мои предки из рода Кызылаяк) и осознавая свою беспомощность против хивинского войска, Айдос бий приказал своим людям уйти в Кокандское ханство. Сам со своими военачальниками сдался хивинцам и был убит. К слову, надо отметить, что Айдос бий в 1811 году со своим Арысом Конрат добровольно перешел на сторону Хивы, предвкушая абсолютную власть над всеми каракалпаками, убил своего лучшего соратника в лице Маман бия с Арысом Онторт уру объединившимся с Аральцами. То есть, Айдос клюнул заведомо хитрому плану, навязанному хивинским ханом, а когда осознал свою грубейшую ошибку, то было уже поздно вернуть всё в прежний порядок. Он лишь был способен на последний отчаянный прыжок против своего истинного врага, убить его или погибнуть, что и случилось с ним в 1827 году.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
https://www.gov.kz/memleket/entities/ecogeo/press/news/details/1048856 Официальная мировая премьера казахских тазы на Всемирной выставке собак WDS 2025 в Хельсинки1 балл
-
Авары (Карпатский бассейн, 7–8 вв.). По опубликованной выборке из 14 мужчин выявлены Y-гаплогруппы: N1a1a-M178 - 8/14; C2-M217 - 2/14; R1a-Z94 - 1–2/14; G2a-P15 - 1/14; I1-M253 - 1/14; E1b1b1a1b1a-V13 - 1/14. Выборка невелика, поэтому частоты ориентировочны. https://www.nature.com/articles/s41598-019-53105-5.pdf Аварская элита (ядро DTI, Венгрия; n = 20 мужчин). У всех 20 мужчин определена Y-гаплогруппа N1a1a1a1a (N-F4218) - 100%. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0092867422002677 Усуни (Турген-2, Семиречье/Жетысу, 1-3 вв. до н.э.). На сегодня для усуней опубликован единственный(?) мужской результат: R1a1a-Z93(xZ94), субклад Y41571. Это единичное наблюдение и не задаёт типичную гаплогруппу для усуней. Липка-татары (современные образцы, Беларусь). По Y-хромосоме обследовано 74 мужчины. Выявлено 15 гаплогрупп (точные частоты по каждой ветви — в Supplementary). По тексту статьи у липок встречаются ветви R1a-M458, R1a-M558, R1a-Z2125, R1b-M412/M478, Q-M242, G2a-U1, J1-P58, J2a-M410, J2b-M12, N-Tat; причём N-Tat представлена двумя разными линиями (всего 2/74, то есть ~2,7%). В совокупности R1a ~50% преобладает европейская подветка.https://www.nature.com/articles/srep30197.pdf Аутосомно у липок фиксируется смешанное происхождение. Анализ IBD показывает избыток общих сегментов с Казахстаном и южно-сибирским регионом по сравнению с беларусами. Даты смешения по GLOBETROTTER/ALDER - преимущественно 12–14 вв. https://www.nature.com/articles/srep30197.pdf О липках известно много из письменных источников. Исторически липки получили земельные наделы и титулы в ВКЛ (нынешние Гродненская и Минская обл., Виленский край, окр. Белостока) за службу, рано перешли на славянские языки (сначала на старобелорусский, затем часто на польский) и сохранили ислам, что способствовало сохранению общины. В этногенез липок вошли разные народы ВКЛ исповедующие ислам. И не только ислам. Генетическую близость между современными популяциями обычно оценивают по доле сегментов IBD (identical by descent). И как я писал выше часто географические народы оказываются генетически близкими. Это мы видим из графика IBD по липкам и их соседними народами. Генетически близкие народы современных липок - литовцы, латыши, беларусы, поляки. Смотрите график IBD ниже из статьи. --- Объединять находки, разнесённые по времени и пространству (Семиречье, Суздаль, Карпатский бассейн, Беларусь/Литва 1-3 вв до н.э, 7-8 вв, 12ый век, 21-век), можно только в рамках междисциплинарного анализа (aDNA, археология, радиоуглеродная датировка, исторический контекст). Выводы должны опираться на рецензируемые данные из разных дисциплин. По единичным индивидам надписывать 'исторические этнонимы'нельзя , в том смысле в каком себе представляем этносы сегодня. Тем более по данным ДНК одного, двух индивидов. Я не являюсь спецом по популяционной генетике. Замечу, что частое цитирование нерецензируемых, нередко псевдонаучных источников на форумах, видимо связано с отсутствием содержательных дискуссий по теме касательно нашего региона. Пусть даже любительских и дилетантских дискуссиях. Если тему не обсуждать и не привлекать к ней внимание, не популяризовать, то тему заполнят другие, и ссылки на псевдонаучные работы 15-летней давности а-ля "кыргызы пошли от славян, или наоборот, славяне кыргыз, а R1a метка тому доказательство". График из статьи: https://www.nature.com/articles/srep30197.pdf1 балл
-
Анализ ДНК останков двух молодых людей, живших в Англии в седьмом веке, показал, что они имели недавнее западноафриканское происхождение. У обоих людей — мужчины, найденного в Дорсете, и девочки—подростка в Кенте - бабушка и дедушка, вероятно, были выходцами из Западной Африки. Полученные данные свидетельствуют о том, что люди, жившие в Великобритании в то время, были более разнообразными, чем считалось ранее. Эти двое были похоронены среди своих сверстников на своих кладбищах, что говорит о том, что их ценили в своих сообществах, - говорит исследовательская группа. https://www.livescience.com/archaeology/1-300-year-old-skeletons-found-in-england-had-grandparents-from-sub-saharan-africa-dna-studies-reveal1 балл
-
Нет, это золотордынский Абдаллах-хан. https://ru.wikipedia.org/wiki/Абдуллах_(хан_Золотой_Орды)1 балл
-
Помимо "Кодекс Куманикус" есть ещё армяно-кыпчакские рукописи: https://ru.wikipedia.org/wiki/Армяно-кыпчакский_язык1 балл
-
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Арака_(хакасский_напиток)На кыргызском будет Арак.Вики говорит что все эти названия восходят к арабскому1 балл
-
Я специально написал пост в таком тоне чтобы наши казахские юзеры перестали мусолить тему кыпчаков. Потому что неприятно постоянно писать о бедствиях кыпчаков в качестве доказательства. Я не пытаюсь принизить роль кыпчаков. На счет включения покоренных народов в свой состав - это вероятно 100% но не в больших количествах и это трудно доказуемо. Потому что взятые под опеку / усыновленные дети воспитанные в татаро-монгольских семьях уже теряли кыпчакскую идентичность. По мнению Ж. Сабитова те кыпчаки что были элитой в Золотой Орде это изначально присоединившиеся к Чингис хану кыпчаки токсоба, воевавшие с кыпчаками дурутами и враждовавшие кыпчаками Хорезма. Поэтому Аль Омари описывает бедствия одних кыпчаков на фоне факта что царевна Тайдула кыпчакская была женой Узбек хана.1 балл
-
Мани легендарный герой эвенкийского эпоса, а Мани - основатель манихейства жил как раз в восточной степи. Его тамги повсеместно находят включая минусинскую котловину. Гербы Монголии и Казахстана несут его символику. У алтайцев была легенда об Алп Манаше. Вполне распространенное имя.1 балл
-
Это действительно два разных, но родственных народа. Основной, главный этнический компонент тяньшанских кыргызов - енисейские кыргызы. Бурутами нас называли китайцы и исключительно монголоязычные народы. Указанные вами племена мундуз, солто и т.д. - одни из основных кыргызских племен. Начало 16 века, т.е. первые десять лет, написано сочинения "Маджму ат-Таварих". Там присуствует список кыргызов - "Затем приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах, Кангды. Потом приехали, признав (Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), Сунджек Хытай". Как мы видим Ай-Баш Мундуз присутствует. В этот период еще не сформировалось собственно Джунгарское ханство, вся его история впереди. Данные ДНК надо интерпретировать очень осторожно. Особенно это важно для кочевых обществ в прошлом. А то сейчас уже наблюдается тенденция признавать "чистыми" кыргызами исключительно потомков R1a. Я про то, что это лишь вспомогательный инструмент, довольно специфичный.1 балл
-
Кыргызы и южные алтайцы действительно единая общность, оба народа входили в состав ойратской орды, однако кыргызы ушли на юг на Тянь-Шань, отколовшись от ойратов. У алтайцев сохранилось несколько легенд об уходе родичей, "когда начали расти березы".1 балл
-
1 балл
-
Пусть источник живет сам по себе. Он тут противоречит генетике а не подтверждает ее. Так что бред не пишите и не поддерживайте его. В азиатском R1a куча популяций начиная от монголов заканчивая индусами. Значит ли что они славяне?1 балл
-
Если взять N1a, то она обнаруживается у шведов, рюриковичей, бурят и нанайцев. Расхождение 4-5 тыс лет. Кто кого обнанаил или обрюриковичел или оббурятил непонятно. Но ясно одно, что это разные народы по культуре и языку.1 балл
-
Новое видео о ЧХ и Монгольской империи на подкасте Лекса Фридмана. Продолжительность 4,5 часа. Гость - Джеком Уэзерфорд. --- Лекс Фридман - американский исследователь ИИ и ведущий подкаста Lex Fridman Podcast. У него 4,8млн подписчиков. Родился в Чкаловске (ныне Бустон, Согдийская область, Таджикистан); имя при рождении - Алексей Валерьевич Фридман. Его отец, Александр Фридман, — известный физик-плазменщик, уроженец Киева. Чкаловск в советское время был закрытым городом, связанным с обогащением урана для оборонных целей. В подкасте Лекс беседовал с Илоном Маском, Ноамом Хомским, Теренсом Тао, Сэмом Альтманом, Ричардом Докинзом, Яном Лекуном, Джошуа Бенджио, Роджером Пенроузом и другими известными людьми из разных научных областей. Неделю назад Лекс выложил 4-часовое интервью с Джеком Уэзерфордом - американским антропологом-историком, прославившимся книгами о Чингисхане и Монгольской империи. Подкасты Лекса наверное можно слушать и на других языках с помощью машинного перевода. При наличии подходящего софта можно настроить аудиоперевод и перевод субтитров.1 балл
-
Всем добрый вечер! Две статьи по Жетыру находятся в редакциях журналов. Надеюсь, успею к осени, хотелось бы по крайней мере выпустить их1 балл
-
1 балл
-
@Лимфоцит Я не отрицал генетические исследования. Это уже вы начали придумывать. Из генетики прекрасно можно проследить время появление этногенетического коллектива, из генетики можно проследить родственные линии, из генетики можно проследить число поколении. Но с помощью генетики нельзя проследить к примеру какие рода найманов были изначально у казахов, а какие позже пришли и ассимилировались. А вы как раз хотите вот эту вот не верифицированную часть выдать за лже науку. Вы так и не смогли объяснить как гаплогруппы соотносятся тем, что я у вас спрашивал. Или у вас какие то проблемы с русским языком?1 балл
-
C учетом многоженства это вполне реально. Коэффициент геометрической прогрессии q=1.8 при среднем возрасте деторождения 25 лет. Другой пример - аргыны. Ясно, что по материнской линии в Алшын вливались и представительницы других племен.1 балл
-
Если опираться строго на фольклор то и Есим-хан из кыргызов. Ясно одно, что кыргызы были тесно связаны и с Турсуном и Есимом, и вообще с казахами, что и отразилось в фольклоре, а катаган - это какое-то большое обьединение и в ядре которого имхо были в первую очередь мангыты-уруты.1 балл
-
Сомнительно. Турсун ведь опирался именно на катаганов и они в его войске должны были быть большинством. А кстати еще катаганского Искандар-султана автор "Тарих-и-Кашгар" называет Искандар-султан-казак.1 балл
-
То что нынешний Кыргызстан (если я вас с Бектемиром правильно понял) является исконной территорией кыргызов начиная с 9 века - бред (на мой взгляд).1 балл
-
1 балл
-
Таке, задали вы задачку. Пришлось стать специалистом по войлочным головным уборам. Я писал ранее, что войлочные шапки были распространенным головным убором у кочевников. Из войлока делали не только шапки но и жилище с одежду. Из этого можно сделать вывод о том, что первыми кто одевал войлочные колпаки были скифы, саки. Саки-скифы охватывали огромные территории и граничили с античной Европой, Ассирией, Персией, Древним Китаем. Поэтому во всех этих странах мы можем увидеть войлочные колпаки. Так, появился фригийский колпак в древнем Риме и Греции "Был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию,Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался pileus. Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока,меха или шерсти. Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображен нареверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччопосле убийства Джулиано Медичи в 1478 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов." "Фалангиты были вооружены легче гоплитов. Вместо металлических нагрудников они были одеты в кожаные колеты, только местами покрытые на груди металлическими бляхами. Вместо медного шлема у них были войлочные македонские шапки (каузиа)" В Ассирии царский головной убор назывался кидарисом. Он был сделан из белого войлока. Украшением кидариса были золотые чеканные пластины — розетки, которые являлись символом солнца. Вверху кидарис завершался золотым шишаком, внизу он был охвачен белой лентой, называвшейся «фотнасл». Фонасл имел большую ширину спереди, сзади лента была более узкой, концы были длинными, украшенными бахромой. Голову царицы покрывали шапочка с фигурным бортиком. Головной убор прислужниц царицы был с гладкими бортиками. В Древней Персии народ носил головные уборы, сделанные из войлока, материи или кожи (рис. Н.2.). Они напоминали шапочки английских моря' ков, затем формы их становятся различными, но в то время они, вероятна всего, выступали в роли символа принадлежности к сословию. Также носили войлочную высокую шапку с ниспадающими по бокам частями в виде «лопастей». Знаком царского влияния была тиара, или митра, цилиндрической или полусферической формы. "Передав готам из своих знаний все это и многое другое, Дикиней прославился у них как чудодей и повелевал не только меньшими, но даже королями. Выбрал он тогда из них благороднейших и благоразумнейших мужей и, научив их теологии, убедил их почитать некоторых богов и святилища и сделал их жрецами, придав им название {72}«пиллеатов» оттого, я думаю, что они совершали жертвоприношения, покрывая головы тиарами, которые иначе мы зовем «войлочными шапками» 237; остальной же народ он приказал называть «простоволосыми» 238. Это имя и приняли готы в большинстве своем, и до сего дня они поминают его в своих песнопениях." На восточной части степи мы также видим войлочные колпаки История династии Ляо "Штат имел войлочные шапки, украшения из золота и цветов или же (еще) из драгоценных камней, яшмы, из шерсти синего цвета налобник (е), свешивающийся позади (назатыльник), вытканный из золотых перьев, узкий пояс, волоса в прическе чжунь-чжу (наполовину собранные) с 1 рядом..." Уйсуни "Их шапки с синей маковкой, внутри подшивают соболиный мех, снаружи нашивают жемчуг и коралл или употребляют медвежий (буквально: син-син, т. е. орангутанг) мех (буквально: войлок), нашивают соболиный мех." Кыргызы "Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Они, по знакомству с хуйгусцами(Tynych.уйгурами), доныне еще надевают такие головные уборы.Подчиненные делают шапки из белого войлока, в остальном покрой в общем одинаков." Из всего этого можно сделать вывод, что войлочные шапки были изобретением скифов, саков. Войлочные шапки в античном мире стали символом свободы и продолжали ими быть даже во время Французской революции. Видимо вольность степных народов была для рабов элементом зависти и вожделения. В более северных широтах более ценились шапки из меха, а войлочные шапки одевали менее именитые пастухи. Но со временем шапки из белого войлока стали грозным символом у монголо-татар и уже московитяне перенимают у них колпак. "У татар длинные туники без складок и сборок, удобные, легкие для верховой езды и сражения; их белые остроконечные войлочные шапки сделаны не для красоты; их высота и блеск придают толпам [татар] грозный вид и устрашают врагов, хотя почти никто из них не носит шлемов. Этому приему также подражают москвитяне (Mosci). А делаются эти шапки из овечьей шерсти, часто моются и купленные за один грош (grosso) долго им служат." Колпаки мы встречаем практически у всех жителей степи, в частности у казахов " Из круглой остроконечной шапки, на которую при выезде в гости или в дорогу надевается другая — летом валяная из белой овечьей шерсти с загнутыми и разрезанными полями, а зимою большая меховая с тремя ушами."1 балл