Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Le_Raffine

    Le_Raffine

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      5473


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      28380


  3. Rysbek Alimov

    Rysbek Alimov

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      123


  4. alp-bamsi

    alp-bamsi

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      6689


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/15/23 во всех областях

  1. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  2. Буряты - это баргуты, а не монголы. А хазарейцы - монголы. Разницу ощущаете? Среди калмыков/ойратов тоже нет коренных монголов.
    1 балл
  3. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    1 балл
  4. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    1 балл
  5. Всем советую купить и как можно скорее. Давайте будем поддерживать труд историков.
    1 балл
  6. @Steppe Man Казахи Алачинцы - кровные враги (Архевраги) Хатагинов/Катаганов? Тут Катаганам говорят, что Алачины враги их отцов и предков. Предупреждают, что как у алачинцев появится удобный момент, они тут же их прикончат.
    1 балл
  7. 1718 г. декабря 10 29. — Письмо хана Каипа имп. Петру 1 просьбой о присылке войск для совместного выступления против джунгар. Благочестивый и великий монарх восточныя, и заподныя, и северный земли, и премногих градов, и сел, и деревень, и улусов и премногих воинских людей владетель, и на многих на приятелей милостивейший, и многих неприятелей победительствующий, и привеликий правдливо, и храбрый, и великие казны богатством, и благоверный великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всеа России самодержец, желаю от бога всегда Вашего царского величества многолетного здравия на царствованном превысоком вашею величества престоле и при преславном войск своих и других подданных под высокодержавнейшею Вашею рукою. И превозвыши бог всегда Ваше царское величество во владении на многие веки и желаю от бога всегда Вашего царского величества неприятелем в покорении быть. Казачей орды владелец Каип-хан премного челом бьет и кланяется, [29] ежели изволите про нас припомнить, и мы, слава богу, живем по милости великого бога во всем, сохранении. Доношу Вашему царскому величеству: посланные Ваши посланцы Федор Жилин с товарыщи и з башкирцами и с нашим посланным Тогунуром Култабаевым и отпущенным Малдыбаем Елболдиным все к нам приехали в добром здравии и привезли к нам Вашего царского величества за золотою печатью милостивой лист и оной лист у оных посланных принят честью и прочтено, и потом, услыша по Ваше здравие, обрадовались. Которые попалися к высокодержавнейшии Ваши руки наши грешные люди и виноватые, не токмо нашие прозьбы, и без нашие просьбы оной прощен и освобожден, и видя мы Вашу такую великую к себе милость и паки обрадовались. Доношу еще Вашему царскому величеству, чтоб нам не прогневать Вашего величества о том, что беглой вор от Вас Сеитка, и про то велено нам, чтобы поймав, прислать ево к Вашему царскому величеству. И мы оного вора ищем непрестанно, изловить не можем, и оной вор, ущед от нас, которые живут в дальном разстоянии, соединясь с ними, с такими ж глупыми ворами, ездили и вашее владение раззорили и побрали многих полонеников, и таких полонеников Ваше величество указал, чтобы сыскав, прислать. И те воры живут от нас в дальном разстоянии, например, к Вашему владению ближе. И вышеписанного вора Сеитку сыскать приказал сыну своему Кудайберде-Багатыр-султану, чтобы он роставлял от себя людей везде по дорогам и по перелазам, и по переправом, и изловили б неотложно. Да прошу у Вашего царского величества, желаю ехать на неприятеля Вашего на контайшу, и кроме ево, у меня ныне никаковы войны нет. А ежели повелишь, Ваше величество, нас пожаловать, и Вы б указали от себя послать воинских людей на него ж, контайшу, и нам на то можение, и в которое время оные воинские люди посланы будут, о том нам ведомость прислать наскоро, и на тот срок мы також-де выедем со всеми, и таких неприятелей, милости божиею, чаем розбить. А хорошо на него, контайшу, ехать зимним временем или весною, чтоб по Вашему царскому величеству между нами непрестанно переезжатца посланцов и купецким людям без опасения, и от того подвласным людем было жить упокойно и торгов заводить, чтоб всегда Вашему величеству, также и нам вечно в доброй славе быть. Еще доношу Вашему величеству, которые наши казачьи орды прибудут без нашего ведения для раззорения к Вашему владенью, и такие воры попадутца к Вам в руки, и таких глупых воров прикажите казнить смертью, чтоб другим неповадно было, и о том мы гневаться ни в чем не будем. А ежели також-де такие воры попадутся к нам в руки, и мы их искоренять будем. И к Вашему царскому величеству подписался я, Каип-хан, для уверения своею рукою и припечатал лист своею печатью, чтоб нам в коих чисел вечно в миру и в союзе быть и промеж собою посланцев и купецких людей пересылатца. А послал я от себя к Вашему величеству старинного своего слугу и аталыка Араслана-батыря, лутчего человека, сына его Тантая-батыря большим посланником, да с ним же и Тогунура Култабаева и Федора Жилина с товарыщи приказал я поставить к Вашему величеству в добром здравии, а чем их жаловать ты, великий государь, волен. Назади того подлинного письма печать ево, Каип хана.
    1 балл
  8. Вот, наконец-то хороший вопрос А вот ответ на него: А. И. ЛЕВШИН ОПИСАНИЕ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ
    1 балл
  9. Я лично, в отличие от некоторых казахских юзеров, всегда считал и считаю казахов наиболее братским народом. Казак-кыргыз бир туган.
    1 балл
  10. Киргизы, откочевавшие на Алатау, всегда были в составе Казахского ханства. Для убедительности будем опираться на данные из киргизских источников. В своей книге «Қызыл қырғыз тарихы» (История красных киргизов) известный киргизский историк Белек Солтоноев говорит, что казахи изначально были защитой, щитом для киргизов: «Тарых боюнча 1510-жылы Касымхандын кыргызды каратпаса да калканч болгону көрүнөт. 1526-жылы анын Тайыр деген баласына кыргыздын карап турганын көрдүк» (Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 132 б.). Из этой книги известно, что, когда при создании Хакназар ханом административно-территориальной системы управления киргизы входили в состав Старшего жуза казахов: «Тарыхка караганда XVI кылымдын аягында казактан Акназар деген кан чыгып, бир мамлекеттин сайасы жана жеринин ыңгайына карата кичи жүз, орто жүз, улуу жүз деп үч бөлгөн. Жүз термини арап сөзүндө болук деген сөз болуп, жүзи сөз жүз дегенге айланып кеткен. Демек улуу жүз — улуу жүз, орто жүз - орто жүз, кичи жүз - кичи жүз делип кетти. Ал заман да кыргыз (улуу жүз) улуу жүзгө кирген» ( Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 131 б.). После этого в источниках упоминается имя киргизского вождя Кокема, который был близок к Есим хану. Опираясь на древние легенды Ч. Валиханов писал, что в те времена киргиз-казахские отношения были очень близкими: «С киргизами отношения в те времена были более дружны и миролюбивы. Ишим хан имел в своем распоряжении родоначальника бия Кукема, при помощи которого ему удалось низвергнуть Турсуна катаганского и чанчклинского. В память союза киргизов и казаков Ишим построил в Ташкенте башню, которая существуют до сих пор и называется «Көкемнің көк күмбезі» (Синий купол Кукема). Также имя Есим хана упоминается в связи с происхождением рода под названием Катаган. По этим легендам выясняются подробности войны между Есимом и Турсыном: «Түгелдүн малы эсеби жоқ көп болгон үчүн Түгөл көп малын айдап, көчүп, Сусамырды жайлатын, андан ары Олуя-Ата-Таласқа көчүп түштү. Олуя-Атанын қаны Эр Эшимкандын элине арашалшып, көшулуп конот». Похоже, так состоялось знакомство Есим хана и киргизского бая Тугеля. Во время подготовки похода против калмыков Тугель бай подарил Есим хану скакуна Сарыпкула (Шапкула, Шарыпкула): «Шапкуланын сөөгү туюк болду деп минип алып, өзүнүн элинен миң киши қол алып, жана катаган кан Турсун дегенден миң киши қол алып, элин кан Турсынга тапшырып, эки мын қол менен жөнөп кетет. Қалмаққа барып, мөрөйү үстүп болүп, олжо аттын кара капталынан болүп, үч жылы токтолүп, қалмакты сурап калат». Вернувшийся с калмыкского похода Есим хан застал свою ставку разбитой и разграбленной: «Олуя-Атаға барса кеткен карга жок, жан адам таппай, аң-таң болыпты…Эшимкан калмакка қол аттанып, үш жылга кечигип калганда, катаган кан Турсын Эшимкандын елин чаап алып, Олуя-Атадан суруп, кол башы тесейнне жана ар кайсы жактарга, Анжиян, Ташкенге жана казакка тентриретип жиберипти». Таким образом началась война между Есим ханом и Турсыном, которая завершилась полным крахом народа катаган и гибелью Турсын хана. Услышав весть о победе Есим хана, взятии Ташкента и гибели Турсын хана, Тугель бай отправил своего сына Мангыта к Есим хану с просьбой сауга (дар, подарок из военной или охотничьей добычи). Хан, в благодарность за скакуна Сарыпкула и поддержку в войне с катаганами, подарит ему одну из дочерей Турсун хана: «Эми ошол кан Турсундүн кызынан туулган Мангыттың балдары…Сүйоркул батыр, Казыгул, Эсиркемиш, дегендерди тууган. Ошон үчүн, энелери Катаган кызы болгондуктан бул үчеенүн уругы Катаган деп аталып калды» (Қырғыздар: санжыра, тарых,мурас,салт. Т. 2, Бишкек,1993. 59 б. ) Внешняя политика Салкам Жангира была тесно связана с Восточным Туркестаном. Возможно, это было связано и с нарастающей угрозой со стороны ойратского союза. Поэтому имя Салкам Жангира в большинстве своем упоминается в связи с казахско-джунгарскими отношениями, и погиб он в 1652 году во время отражения джунгарской атаки на киргизов. В калмыкском устном творчестве это история повествуется с конкретными доказательствами: «Зимою года усун лу (1652г.) Цецен-хан возвратился в свои кочевья из похода на бурутов; в этом походе 17-летний Галдама лично заколол Янгир-Хана, повелевавшего бурутами и киргиз-кайсаками и питавшего непримиримую вражду к зюнгарскому Ердени Батур-Хон-тайчжию и его союзнику и зятю хошоутовскому Цецен-Хану» (Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с.45.). Во всех источниках говорится, что во времена Тауке хана киргизы относились к казахскому государству. Исторические сведения времен Тауке хана, собранные М. Тынышбаевым, позволяют понять деятельность совета «Жети жаргы»: «Главный труд Тауке хана, он создал для казахов точные правила общественной жизни. Умный и энергичный Тауке хан, которого А.И. Левшин называл «Ликург, дракон орд казачьих», был известен своей административной и законодательной деятельностью. Слабые угнетенные роды Тауке соединял в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначали 6 биев: 1) в Старшем жузе - Толе Алибеков /дулат, отделение жаныс /: 2) в Среднем жузе - Казыбек /Каз дауысты Казбек – аргын-каракесек; 3) в Младшем жузе –Айтеке /алим, торт кара, внук брата знаменитого Джалантос-батыра Самаркандского; 4) к Кыргызов - Кокым-бий Карашорин; 5) у Каракалпаков – Сасык-би; 6) бий мелких родов Катаган, Жайма и других, имя которого неизвестно» (Тынышпаев М. История казахского народа. Алматы,1993, 161-б.). Резюмируя этот период, как и писал Белек Солтоноев: «1628-жылында казак ханы эңчер бойлуу эр Эшимге кыргыздын карап тургандыгы анын баласы 1717-жылында өлгөн Тооке ханга кыргыз Анжиан, Алайга жете калмактан качканга чейин (1684-85) карап турган». Итак, согласно Белеку Солтоноеву: «демек кыргыз 1510-1685 жылдарда карап турган. Буга караганда кыргыз 170-жыл чамалуу казакка карап турган деп айтууга мүмкүн болсо керек». Здесь следует уточнить: киргизы отделились от казахов во времена «Ақтабан шұбырынды» «когда казахи пили сок березы, киргизы перешли Гиссар». Но к середине ХVІІІ века в Центральной Азии снова установилась традиционное политическое состояние. В результате кровопролитных войн Джунгарское ханство исчезло с лица земли, казахи обозначили границы со своим новым соседом Китаем. И в это время киргизы, переселившиеся из Бадахшана, стали грызться из-за земель между Иле и Чу, тес самым отбирая покой у казахов. Кокжал Барак со своими батырами в 1767 году погиб от рук киргизов, из их голов была сооружена «кәлла мұнара (башня из голов)» определяющая границу. Б. Солтоноев объясняет, что это случилось, чтобы вернуть прежний статус казахско-киргизским отношениям: «Кыргызды букара кылып үйрөнүп калган казак кыргыздын Анжиан, Алайдан келип жерине орношкондо казакка көрсөткөн кордугуна чыдай албай ... казактан жогоруда айтылган Көкжал Барак келип, кыргыз менен согушкан». Лишь после этой бойни в 1770 году Абылай отправился в Алатау. Как пишет Белек Солтоноев, после умерщвления Барака и безнаказанности за содеянное, киргизы возгордились: «Кыргыз менен казактын арасы сан Барак жеңилген соң катуу бузулуп, кыргыздын көкүрөгү өсүп, казакты баштагыдан бетер уурдап, талап, жыгып алып карактап, чоң кордук көрсөтүп, көбүнчө сайак кыргызынан: чакыр, уман, жаманак (кабалардын хан Садырдын күчөгөнчагы, ошого сүйөнүп) тынчын алганда, чыдай албастан, казактар кеңешип короолош уругунан Жоогаш баатырды Абылай ханга жиберген. Абылай ханга барып Жоогаштын айтканы: - Алдаяр таксыр! Алатоону жердеген макоо кыргыз, көбүнчө Көкжал Барактын согушунан соң, бизди тынчытпастан кордук көрсөттү, малыбызды урлады, өзүмүздү карактады. Кыргыздын баштыктарына көбүнчө Каба Арзыматтын уулу хан Садырга киши кийирсек, анын берген жообу: Чапырашты, Жапекти өлтүрдүм. Абак-Таракты алдым. Көкжал Баракты алдым, Чолок Коргон Созокту алдым. Сор аяк Абылай хан сартыңды алууга аз калдым деген. Абылай: «Казак, кыргыз үркөрдөй болгон эл эдик, калмактан жаңыдан кутулдук. Баш-аягыбыздан орус менен кытай ажыдаардай оп тартып сорууга оозун ачып турат», деп башын чайкап жооп айтпаган. Жооп бербеген соң казактын баштыктары, бийлери жана аскер баштыктары кеңешип, хандын акунунан тамак ичип жатканда өлөң менен айттырганда, көптөн соң Абылай хан: «Көбүң болбодуң, кайыр эми, барайын, бирок абели жакшылыкча сүйлөшөлүк, кыргызга барып менин сөзүмдү айт», - деп, Жоогашты кайта жумшаган. Жоогаш кыргыздын чети, солтонун баштыгы Момокан менен Жайылга келип, Абылай хандын сөзүн айтып кайта кеткен. Ошол жылы Абылай хан Сары Аркадан аттанып келип Ташкенди кыдырып жаныш (дуулат) казагынан Байтикти улук кылып, өзү Ташкенди кыштап калган. Кыргыздан элчи барып көпкө жатып калып кыргыздын көпчүлүгү менен кеңешип, жооп берүүгө убадалашып кайткан. Көктөмдө Абылай Ташкенден келип, Меркенин түн багыты Короготу өзөнүндө «Түйүшкөн» деген жерге колу менен жатып калып, кыргыздын жообун алып кел деп Жоогашты жиберген. Жоогаш келип, солто кыргызы Жайыл менен Момоканга сүйлөшүп, ыгы келише албай бузулушуп кайткан». Уже не раз говорилось о «Жаильской бойне», поэтому мы приведем лишь краткий отрывок из записи М.Ж. Копейулы: «И тогда хвастался киргизский правитель Садыр бала: Кази Мамека взял, Алибек Шолака взял, Кокжал Барака взял, говорят на Арке есть старик по имени Абылай. Что он мне сделает?!». Абылай, услышав эти слова, собрал все три жуза, бросил клич Алаш «Қыл құйрық», отправился к кыргызам... разбили киргизов в пух и прах, обратили в бега, казахи их преследовали и не дав им до перевалов Карабалта, Сокылык, уничтожили многих... Садырбала услышав, что Абылай намерен перейти перевал Карабалта, Сокылык, отправляет к нему посла и поклялся «біз бір тайпа елді ақ үйліге берейік» (мы отдаем целое племя в аманат). Батыры получили доли в виде одного киргизского очага (дом, семья) ...» (9-том, 121-122 стр). Этот «аманат» был в силе вплоть до Кенесары. В случае нарушения клятвы, род, предоставленный в качестве аманата, подлежал истреблению. Кенесары десять лет воевал с русскими, когда он со своим народом приблизился к границе киргизов, принцип аманата действовал как документ с печатью. Б.Солтоноев пишет: «Кыргыз менен элдешип турууга киши жиберели, эгерде болбосо күч менен караталы деп, 1846-жылы эрте көктөмдө Кенесары көчүп келип Жангарач, Жантай, Тыналы, Төрөгелдиге элчи жиберген». Қырғыз басшылары «чаар атка жолборстун терисин жаап, тартуу кыла» елшілік жіберген күні «бөлөкбай кыргызы төкөлдөш уругунан Илип деген барып, Кенен хандын тогуз кысыр ак чаар байталдарын уурдап келип, семизин союп, арыктарын өткөрүп жиберген». И когда пришел человек Кене хана, его выпроводили со словами: «мында казактын жылкычысы жок» деп, күлүшүп жооп бербеген». После того, как Кенесары начал наказывать киргизские рода со словами: «раз не вняли послам, может поддадитесь враждебным намерениям», Жантай манап отправил своего посла «Калыгулду элчиликке жиберген». «Калыгул өз сөзүндө бул сапарда берген убадасы аныгы мындай болгон: казак, кыргыздын жоосу болсо биргелешип жоолайлы, өзүбүз эл болуп туралы, чоң кеңешибизди Кенеханга салып, анын айтканынан чыкпайлы». После этого киргизы убили Саурык батыра и снова начинается вражда. О соглашении Калыгула с казахами Белек Солтоноев говорит, что слышал этот рассказ от него самого: «Бул сөздүн баарын 1895-жылында Калыгулдун үйүндө олтуруп, элге айтып берип жатканда оозмо-ооз жаздым... Кенесарынын башын алып барганда алган алтын медалдары бар экен. Түштөнүп олтурган элдин өтүнүчү боюнча көрсөттү». Это и есть первоисточник тех разговоров, которыми нас упрекают сегодня, говоря, что Кенесары напал на киргизов.Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/3562© e-history.kz
    1 балл
  11. Торе он. Иначе бы ДНК потомков не совпало с его родней по письменным генеалогиям
    1 балл
  12. Если русский спросит у картвелеби, кто он тот ответит, что грузин, а галгай, скажет, что он ингуш. Никто себя киргизом, кроме как в разговорах с русскими, используя традиции названий в РИ не называл. Крафт: Гавердовский: Левшин:
    1 балл
  13. Это очередное натягивание на глобус своей версии. Кыргызские бии были подданными казахского хана Жолбарса из Старшего жуза, поэтому то в документе и употреблен такой термин. Кроме того не забывайте, что эти письма писали секретари из сартов, которые вероятно следовали старой письменной традиции. А что касается самоназвания казахов, то почему-то никто кроме русских не называл казахов киргизами, да и русские сами признают, что казахи себя так не называют. Так ничего кроме кыргызского фольк-хистори про Ишим-хана вы не привели. Забавно, что это фольк-хистори даже просочилось в ваши учебники.
    1 балл
  14. Раньше у всех казахов была такая традиция.Просто в некоторых регионах сохранилась,а в некоторых нет. А насчёт того что южные,западные,центральные,восточные,северные казахи внешне отличаются-это неправда.Казахи монголоидной,европеоидной внешности встречаются везде.
    1 балл
  15. Я сам южный казах.У нас тоже как и у всех казахов есть "закон 7го колена". Может быть наши узбеки (южного Казахстана) инцест практикуют.Но казахи нет-150%
    1 балл
  16. Да вы больше узбек чем я. Я к вашим среднеазиатским темам вообще не имею отношение, ибо я калмык. На счет того, что вы узбеков обвиняете в инцесте- это зря, так как казахи это тоже практикуют, особенно на юге, и не надо тут пытаться меня переубеждать, так как я знаю что такое есть. У нас же в отличии от вас есть закон 7го колена. Про вольный и гордый народ своим внукам будете рассказывать, а здесь подобные понты вызывают смех и только, так как ничего кроме ваших болтовни за собой не имеют. Успокойся и перестань показывать свой комплекс неполноценности.
    -1 балл
  17. "C-M216", an SNP that is now regarded as synonymous with C-M130 – (xM8, M38, M217, M210, M356) have been found in 3.9% (3/77) of a sample of the general population of Kathmandu, Nepal.[26] Other examples of C-M216 have been reported among Mongol and Turkic peoples, including the: Jalairs, Kazakhs, Merkits, Jochids and Uzbeks;[citation needed] https://en.wikipedia.org/wiki/Haplogroup_C-M130
    -1 балл
×
×
  • Создать...