Удивительно, но толькое сейчас я кажется нашёл чрезвычайно важную статью, которая приближает нас к разгадке тайны Чигилей.
Статья эта "Зөв зус, или “правильная” масть лошади в коневодческой культуре монгольских народов: символика масти // Вестник БНЦ СО РАН 2014 №3 (15) - c.100-116 "
Ключевые отрывки из неё:
"...Полагали, что под лопатками у крылатой лошади есть небольшие отверстия в коже и там, под кожей, лошадь прячет свои крылья. По словам унгинских бурят, крылья коня могли быть видны человеку только в то время, когда конь спал: "...тогда эти крылья растопыривались, как будто конь хотел лететь". Буряты говорят, что человеку не дано увидеть крылья лошади - конь может погибнуть...
... Д.С. Дугаров, который пришел к к выводу, что слово загалмай не является именем коня, а отражает его особые качества. Какими же были эти качества? Он пишет, что все рассмотренное им многообразие термина загалмай сводится к одному знаменателю - птице и ее символу - кресту. Хотелось бы подчеркнуть, что в наибольшей степени форме креста отвечает тень летящей хищной птицы - кобчика, беркута и т.д. Д.С. Дугаров приходит к выводу, что слово джагал (загал) - это не масть лошади, а особые отметины на теле животного - темновато-коричневые пятна и полосы на плечах лошади, в которых скрывается намек на крылья, якобы уже убранные, скрытые от людских глаз. Эту мысль в свое время выразил Г.В. Ксенофонтов и отметил, что лошади такой масти являются наиболее излюбленными для посвящения верхнему духу. У якутов божество, покровительствующее материнству и плодородию, Айыысыт представлялось в облике белой кобылицы, но с темными отметинами, являя собой яркий пример крылатой небесной лошади..."
Еще много интересного о СИНКРЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ОЛЕНЯ-КОНЯ-ПТИЦЫ ЗАГАЛМАЙ можно почерпнуть в книге:
Д.С. Дугаров "Исторические корни белого шаманства" На материале обрядового фольклора бурят.
Иранское божество Симург в петроглифах Жалтырак-Таша, часто ассоциируется с мифической птицей Хумай (прообраз Умай):