Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      57281


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      18540


  3. Бозбет Шыны

    Бозбет Шыны

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1651


  4. buba-suba

    buba-suba

    Пользователи


    • Баллы

      -1

    • Постов

      6027


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 03/16/25 во всех областях

  1. Я знаком со всеми версиями этимологии "Жағалбайлы" и согласен с ними. Но сейчас на память просто пришла древняя казахская созвучная традиция. Лишним в теме думаю не будет. ) Не знаю как в других регионах, но у нас при сватовстве сватам стараются подарить верхнюю (надплечную) одежду именно с воротником - жағалы киім. Именно такая одежда считается более дорогой и ценной. Подозреваю, что и название национального монгольского халата тоже связано с этим, дээл / дэгэл. Подозреваю еще более древнюю связь воротника одежды с конской гривой жал, возможно в прошлом были фонетические варианты жаал / жағал.
    1 балл
  2. Вы правы, ув. Zake, например, в наших краях этот глагол «көрісу» в недавнем прошлом использовался несколько в ином смысле, "көрісу" или "көрісіп жылау" - причитать, оплакивать покойника, когда женщины обнимают друг друга, плачут и причитают по умершему. Я раньше задавался вопросом, почему род тобыкты одновременно присутствует только в двух регионах - в Семипалатинской области и в Южно-Казахстанской области. До ваших слов раньше предполагал, что тобыкты могли попасть в ЮКО во время бегства от калмыков "Ақтабан шұбырынды", при миграции с востока на юг, но теперь обнаруживается версия об обратном процессе миграции части тобыктинцев, из ЮКО на восток.
    1 балл
  3. Буряты (костяк) тоже выходцы из калмаков/ойратов, тоже когда-то жили в Иртыш-Алтайском регионе, а позже в 16- 17 веках переселились в байкальский регион. Это все есть и в источниках и в фольклоре, но это уже проблема бурятов как с этим всем быть. https://eurasica.ru/forums/topic/4339-вопросы-монголам/?do=findComment&comment=472424
    1 балл
  4. Удивительно, но толькое сейчас я кажется нашёл чрезвычайно важную статью, которая приближает нас к разгадке тайны Чигилей. Статья эта "Зөв зус, или “правильная” масть лошади в коневодческой культуре монгольских народов: символика масти // Вестник БНЦ СО РАН 2014 №3 (15) - c.100-116 " Ключевые отрывки из неё: "...Полагали, что под лопатками у крылатой лошади есть небольшие отверстия в коже и там, под кожей, лошадь прячет свои крылья. По словам унгинских бурят, крылья коня могли быть видны человеку только в то время, когда конь спал: "...тогда эти крылья растопыривались, как будто конь хотел лететь". Буряты говорят, что человеку не дано увидеть крылья лошади - конь может погибнуть... ... Д.С. Дугаров, который пришел к к выводу, что слово загалмай не является именем коня, а отражает его особые качества. Какими же были эти качества? Он пишет, что все рассмотренное им многообразие термина загалмай сводится к одному знаменателю - птице и ее символу - кресту. Хотелось бы подчеркнуть, что в наибольшей степени форме креста отвечает тень летящей хищной птицы - кобчика, беркута и т.д. Д.С. Дугаров приходит к выводу, что слово джагал (загал) - это не масть лошади, а особые отметины на теле животного - темновато-коричневые пятна и полосы на плечах лошади, в которых скрывается намек на крылья, якобы уже убранные, скрытые от людских глаз. Эту мысль в свое время выразил Г.В. Ксенофонтов и отметил, что лошади такой масти являются наиболее излюбленными для посвящения верхнему духу. У якутов божество, покровительствующее материнству и плодородию, Айыысыт представлялось в облике белой кобылицы, но с темными отметинами, являя собой яркий пример крылатой небесной лошади..." Еще много интересного о СИНКРЕТИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ОЛЕНЯ-КОНЯ-ПТИЦЫ ЗАГАЛМАЙ можно почерпнуть в книге: Д.С. Дугаров "Исторические корни белого шаманства" На материале обрядового фольклора бурят. Иранское божество Симург в петроглифах Жалтырак-Таша, часто ассоциируется с мифической птицей Хумай (прообраз Умай):
    1 балл
  5. Я уже писал, что поздние ойрат. союзы частично связаны с древним ойратами Худука беки, братья которых уйгуры (читайте Шебангараи). В этих западно-сиб краях их (поздние ойрат. союзы) сделали "пришельцами" из енисейского и "околобайкальского" Сегизмурена историки, благодаря своим сомнительным географ реконструкциям. Это тоже является воровством ойратской/калмакской и частично бурятской истории. Они в этом плане такие же пострадавшие как и казахи.
    1 балл
  6. Может быть средн узбеки, моголы и калмаки были потомками одной средн. монголо-татарской общности, которые со временем разделились по конфессиональному и улусному принципу? И которые взаимопересекались в долине средн Иртыша? Имею в виду Улус Джучи, Могольский улус и Юань? Над этим я предлагаю задуматься читателям, для себя я нашёл ответ. Кыргызы были очень близки к ним, но у них судя по всему была отдельн самоидентификация.
    1 балл
  7. Мда, ну это уже совсем откровенный фольк и татаро-монгольский глобус 😞
    1 балл
  8. Jagalbay, отвлекитесь хоть немного от своих сибирских татар. )) Давайте все таки вместе разберем по деталям иллюстрацию в словаре Скалоне (в процессе разбора можете шепотом нацокивать чтоб не разучиться)). Здесь автор или привлеченный им художник явно хотел показать нам, что в той местности, где они собирали лексический материал для словаря, присутствуют: высокие горы; местные ездят верхом на верблюдах; местные носят высокие остроконечные головные уборы. Горы. По Иртышу (белому) есть только одни высокие горы и это Алтай, Рудный Алтай в ВКО РК. В Юго-Западной Сибири гор нет. А заявленный вами Баянаул совершенно в другой стороне. Верблюды и головной убор. На этом фото нач. 20 в. Горный Алтай, казах верхом на верблюде в остроконечном головном уборе. Здесь художник показал процесс изготовления молочной водки в той же местности. Для сравнения: МАЭ. Г.И. Чорос-Гуркин. 1930 г. Алтайцы. Прибор для перегонки арака (буквально один в один). Здесь характерные головные уборы и навряд ли казахские и сибирских татаров. Может быть художник хотел показать головные уборы алтайцев (бөрүк)? У сидящих с двух сторон этот. У сидящего по центру этот.
    1 балл
  9. Да слышал это все с детства , не придавал этому значение ещё тогда , а когда кошка перейдет дорогу тогда что у вас ? Ваши предки это жети ата , это вам непонятны простые вещи
    -1 балл
  10. Да, мэн-у ши-вэй - потомки Кияна и Нукуза на Эргунэ-кон - носили общий этноним "монгол", как потомки Могулла, обозванные Огузом мунглами. В ССМ при переводе на русский "Хамаг Монгол" перевели "Всеми монголами", у Тэкстона осталось "Хамаг монголами". Ну тут АКБ и и упирается, что никакого Хамаг Монгол Улуса не было, были одни казахи татары и Каракорум под Павлодаром (западней Алтая)... Кстати, татары - совсем не монголы, этнонимы могол/монгол и татар возникли одновременно при делении одного народа на две части: ушедшие на восток - татары, оставшиеся - могол/монголы (в т.ч. Кара-хан с братьями). Татар назвали су-монгал из-за проживания на территории (земле) Монгал.
    -1 балл
×
×
  • Создать...