Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 03/18/24 во всех областях
-
1 балл
-
1 балл
-
Заимствовали у ташкентцев говорил же ранее: көкпар от купкари1 балл
-
Ибрагимов Ш.М. «Очерки быта киргизов», 1872 г. "... Притом киргизы чрезвычайно боятся , чтобы кто-нибудь не сглазил их коней; поэтому, предназначенных на скачку лошадей они никому не показывают, держат их под попоной, а гривы и хвосты сплетают на манер девичьих кос, прикрепляя в разных местах, перья филина". "... Если джолдас (АКБ: послед у рожениц) долго не выходит, то это опять также приписывается козням злых духов и против этого принимаются следующие меры: 1) приводят из табуна лошадь с светлыми, большими глазами, вводят ее быстро в кибитку и морду лошади наклоняют к груди больной, желая испугать этим нечистых духов; 2) приносят филина (укю) которого насильно заставляют кричать, в убеждении, что голос его отгоняет нечистых духов. Киргизы верят этому до такой степени, что желая предохранить детей своих от влияния нечистых духов, прикалывают на шапки перья филина, или нашивают их на одежду думая, что нечистые духи боятся этого; 3) втыкают в землю саблю острием вверх, в изголовье больной, предполагая, что злые духи, увидев обнаженную саблю, испугаются и оставят больную; 4) приглашают баксу (знахаря), который вбегая в кибитку, стремглав бросается на больную и начинает бить ее палкой, чтобы выгнать из нее злых духов". Если верить подписи на миниатюре Хулагу-хан: Перья филина традиционно присутствуют и на казахских головных уборах (сейчас про них, хотя много на чем): Оспан-батыр из племени керей (слева от него, то, что с рукой у рта, монгольский коммунист Чойбалсан): Казахи Монголии 1940 год, предположительно кереи и найманы: Казах одного из племен Улу джуза, Семиречье, 19 век (явно носитель старкластера как субъект сабжа)):1 балл
-
У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.1 балл
-
https://books.google.com/books/about/Owl_The_Mysterious_Bird.html "In one story, Genghis Khan was hiding from enemies in a small coppice when an owl roosted in the tree above him, which caused his pursuers to think no man could be hidden there." История о чудесном спасении Чингизхана в перелеске от неких врагов благодаря филину, который сидел на дереве (преследователи подумали, что там не может находиться человек) есть у армянского Хетума, который совершал поездку в Каракорум и мог слышать различные истории из уст самих монголов. ЭПИЧЕСКИЙ ЦИКЛ О ЧИНГИЗ-ХАНЕ В ТРУДЕ ХЕТУМА ПАТМИЧА Гоар Карагезян. (Стр 135) "В этой связи заслуживает внимания приведенное Хетумом историческое предание о счастливом знамении в образе филина, избавившего Чингиза от пленения. Однажды Чингиз-хан, столкнувшись с неприятелем, храбро вступил с ним в бой, однако конь его упал под ним замертво. Когда его люди увидели Чингиз-хана на земле, они лишились мужества и пустились в бегство, неприятель погнался за ними и упустил из виду Чингиз-хана. Последний, воспользовавшись их отсутствием, укрылся в кустарнике, на котором расположился и герой этой легенды– пролетавший рядом филин. Завидев филина, враги татар удалились, не допуская мысли, что там может укрыться император. “Татары возблагодарили бога и с тех пор до такой степени стали почитать птиц, название которых филины, что носили их перья на голове. Я же привел эту историю для того, чтобы был понятен смысл, почему татары носят наголове перо”" В общем от смерти Чингисхана спас филин. Получается чоросская генеалогическая комбинация "дерево+ филин/сова" может отражать некоторые эпизоды реальной истории Чингизхана. Плюс наложились древнеуйгур. -манихейские легенды с шаманским "кривым" деревом. Кроме того, есть обьяснение почему монголы Чингизхана почитали филина и носили перья филина на голове.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Удивительно, пытаясь выяснить что-то люди умудряются запутать дело еще дальше. И даже строят целую фантастическую теорию о каких-то “законниках” ))) Название рода үшин/hүшин (этимология еще не ясна) никак не может быть связано с йосун (“закон; традиция”) и тем более с усун (“вода; река”). Это ясно видно по их писанию и произношению. Поэтому нельзя ссылаться на метатезу Теперь сравним название рода үшин / hүшин (اوشین هوشين) со словом йосун (یوسون), обе названия встречаются у Рашид ад-дина неоднократно. И в частности в главе о законах Чингизхана читаем: • “И после того, как он завоевал множество царств за короткий период времени, он организовал и систематизировал обычаи и законы государства как Йасақ и Йосун, а также ввел церемонию справедливости и вассальной зависимости”. • و بعد از آنکه در زمانی اندک بسیاری از ممالک در حوزه تصرف آورده بود، رسوم و قوانین یاساق و یوسون پادشاهی را مرتب و مدون گردانید و مراسم عدل گستری و رعیت پروری به تقدیم رسانید Здесь ясно видно что среднемонгольское слово yosun یوسون “закон; обычай” по своему произношению и по написанию никак не схож с названием монгольского племени üšin اُوشین или hüšin هوشین. У Рашид ад-Дина есть два варианта (اُوشين / هوشين) писания этого племени и оба даже отдалённо не напоминают слово یوسون yosun.-1 балл
-
До какой степени у некоторых участников форума могут быть своебразными ментальные особенности, чтобы не догадаться о чем идет речь в этой теме и связанных темах, где я очень подробно, дотошно, даже нудно разъяснил свою точку зрения, в частности почему уйшин/хушин и уйсун/йусун - изначально совершенно различные термины.-1 балл
-
Вы уже столько времени привязаны ко мне. Казаха из него делаете вы и те, кто вам лайкует. В моих постах Темур-Чингизхан никакой не казах, а кара-татар. Глаза свои раскройте шире, даже если будет больно. Одна желчь. Аргументы где?-1 балл
-
-1 балл