Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Samatq

    Samatq

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      2251


  2. Steppe Man

    Steppe Man

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      10836


  3. Nurbek

    Nurbek

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2021


  4. Ronin1

    Ronin1

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      505


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08/11/22 во всех областях

  1. Эр сайыш — жооокерчилик замандан бери аш-тойлордо ойнолуучу оюн-шоок, баатырлардын жекеме-жеке ат үстүндөгү эрөөлү. эрөөл 1. поединок; эрөөлгө чык- выйти на поединок; эрөөлгө чыгып эрендер, эки-экиден урушту фольк. выйдя на поединок, богатыри один на один (букв. по двое) дрались; баатырың келет, жер чардап, эрөөлгө чыгар ар тандап фольк. приедет богатырь место разведать, выбрать молодцев, которые выйдут на поединок; эрөөлгө бел байла- решиться на поединок; эрөөлгө бел байлаган баатыр богатырь, решившийся выйти на поединок; карып калган катындан эрөөлгө чыгар эр туубас погов. от старой женщины не родится молодец, который мог бы выйти на поединок; эрөөлдө — выслеживать, наблюдать;
    2 балла
  2. Хошуты - одно из четырех ойратских племен. В XVI-XVII вв. они составляли один из самых многочисленных нутуков Ойратского Союза. Владельцы хошутов были заметными личностями в ойратской истории. В середине XVI века зафиксирован Хани-Нойон-Хонгор. От его первой жены по имени Ахай-хатун родилось пятеро сыновей, известные в истории как Табун-барс -Пять барсов: это Байбагас-Баатур, Кундулен-Убуши, Тюрю-Баирлху (Гуши-Номин-хан), Засакту-чинг-батур и Буян-хатун-батур. И все они вписали свои имена в историю ойратов. Они вошли в историю по имени своей матери, как «Ахаин табун-барс». Старшим из пяти братьев был Байбагас-Баатур. Профессор Норбо в примечаниях к биографии Зая-Пандиты писал, что Байбагас-Баатур являлся потомком младшего брата Чингис-хана Хабуту-Хасара в 18 колене. Его дед - известный деятель по имени Бубей-мирза - первым из хошутов был председателем ойратского сейма. Байбагас-Баатур сам был одним из лидеров ойратского сейма. Это он усыновил и послал в Тибет на учебу будущего Зая-Пандиту. Третий из пяти барсов Тюрю-Баирлху основал свое ханство, известное под названием Хошутского или Кеке-Нурского, затем завоевал Тибет и был удостоен титула Гуши-Номин-хана. Вторым из Табун-барсов был Кондулен-Убуши. Как писал историк Ю.Лыткин, он был прославленным ойратским силачом, прожил более 120 лет, видел своих правнуков и умер после 1771 г. Кондулен-Убуши, участник ойратского сейма, на котором было принято «Великое уложение» 1640 года. Он участвовал во многих войнах, как с соседними народами, так и в междоусобных - со своими многочисленными братьями и племянниками. Имея много сыновей и внуков, он свое имение раздал и обеднел. Историки представляют его человеком высоких моральных качеств. Так, Эмчи Габан-Шараб писал о нем, что, совершив паломничество в Тибет, на аудиенции у Далай-ламы просил его: «Сделай так, чтобы, обогатившись, я не сделался скупым, а когда стану влиятельным нойоном, я не возгордился». В годы правления Аюки-хана Кондулен-Убуши с сыновьями и тремя тысячами кибиток своих подданных хошутов прикочевал на Волгу. Его потомки до 1771 г. принимали активное участие в войнах России и вписали немало ярких страниц в истории. Но в 1771 году вместе с Убаши-ханом почти все старшие нойоны со своими поданными ушли в Китай. В то смутное время на Яике были остановлены икицохуровские нойоны Асархо и Маши и возвращены на Волгу. Тогда Асархо говорил, что в состав своего улуса включил один аймак из хошутов - всего из 35 кибиток. Таким образом, аймак хошутов со своим зайсангом по имени Хангай попал в состав Икицохуровского улуса. И последующая история этой группы хошутов связана с этим улусом. В документах 30-х годов XIX века зайсангом Хошутова рода Икицохуровского улуса идет Тюбкюнке (Тепкенке) Хангаев. В деле за 1838 год даются подробные сведения, что зайсангом Хошутова рода является Тюпкин-ке Хангаев 29 лет, жена Тачжи -24, сын Цебеден-Убуши - 3, дочь Улюмджи - 5 лет. «Аймаком владеет со времени получения звания зайсанга, а до тех пор владел под: властными как владелец по наследству». В графе «Из какого сословия возведен в зайсанги?» ответ: «Из хошеутовских владельцев». Это доказательство того, что Хангаев является потомком Кондулен-Убуши. Тогда он указал, что в его аймаке 143 кибитки. Далее в документе 1851 г. говорится, что после умершего зайсанга Тепкенки Хангаева остались сыновья Натыр - 17, Дорджи -10, Очир - 6, дочь Дельгирке - 12 лет. В справке по этому делу уточнены некоторые обстоятельства. В ней говорится, что «аймачный зайсанг Икицохуровского улуса Хошеутова рода Тепкенке Хангаев 26 марта 1850 года от приключившейся болезни помер, оставив после себя трех сыновей: Натыра - 15, Дорджи - 8, Очира - 4, и дочерей Улюмджи - 16, Дельгира - 10 лет; аймак, состоящий из 135 кибиток и имение, заключающееся в кибитке, 14 верблюдах, 80 лошадях, 10 коровах и 400 овцах». Опекуном над имением был назначен их родственник Дорджи Шараев. Старший сын зайсанга Натыр Тепкенкиев по достижении совершеннолетия был введен в управление аймаком. Как упоминалось выше, у Тепкенки осталась дочь по имени Дельгирка. В отношении ее обнаружились интересные факты. Так, в Центральном историческом архиве России в Санкт-Петербурге находится дело за 1866 г. под названием «О назначении вдове владельца Малодербетовского улуса Тундутова Бальджирме с детьми содержания». В нем говорится: «Владелец Малодербетовского улуса Цанджин-Убуши Тундутов в январе месяце с.г. умер, оставив после себя жену Бальджирму и двух малолетних сыновей: Церен-Давида от первой жены, с которой он разведен по обрядам ламаистской веры, и второго - Церен-Арши, рожденного от настоящей вдовы Бальджирмы Тундутовой, при которой и находятся оба сына». В другом деле, хранящемся в фондах Национального архива Калмыкии, внесены уточнения. В нем написано: «После смерти Цанджин-Убуши Тундутова остались два сына, а именно: Церен-Давид, родившийся от первой жены Тундутова - Дельгирке Тепкенкиевой и Церен-Арши - от второй законной жены Цанджина Тундутова - Бальджирмы Гахаевой, из них Церен-Давид, как старший сын, есть прямой наследник на владение Малодербетовским улусом». Заметим, что по традиции представители высшего сословия нойоны заключали браки с представительницами равного сословия, и, как мы видим, зайсанги хошутов были именно из знаменитого древнего рода. А Бальджирма была дочерью владельца Большедербетовского улуса Гахаева, после смерти мужа и сына Церен-Арши, она приняла святое крещение, была наречена Антониной, вышла замуж за черноярского мирового посредника и стала Антониной Таранниковой. В последние годы происходили изменения в составе семьи зайсангов Хошутова аймака: старшие уходили из жизни, а аймак - к их наследникам. Например, в деле о смерти зайсанга Икицохуровского улуса Хошутова рода Натыр Тепкенкиева говорится, что он «от одержимой болезни 5 мая умер» 1883 года. Вдова зайсанга Ялман Тепкенкиева об этом подала прошение в декабре, в котором писала: «Мой муж, зайсанг Натыр Тепкенкиев, умер летом, после которого я осталась с 7-ю малолетними детьми». Сыновьями Натыра были: Ниме, Очир, Бадма, Улюмджи, Ноха. Некоторые сведения о них приводятся в документах за 1907 г. В нем указали: Натыров Нимя - 38 лет, жена его Коку - 34, сын Санга-джи - 7, дочь Киштя - 8, Натыров Очир - 31, жена его Ользете - 29, сын Тюрбе - 9, Сангаджи - 5, Бадма - 2, дочь Амархан - 7; Натыров Бадма - 28, жена Ользете - 20 и т.д. Ниме Натыров, как старший в роду, был утвержден аймачным зайсангом Хошутова аймака. Здесь открылись другие подробности. Оказалось, что аймак состоял из двух частей. Одна из них, состоящая из 215 кибиток, кочевала в степном Икицохуровском улусе, а другая - из 66 кибиток - в Мочагах. По решению улусного зарго Нимя Натыров был введен во владение обеими частями аймака. По реорганизации управления калмыцкого народа, после многочисленных реформ аймачные зайсанги были приравнены с российскими дворянами, а безаймачные получали звание потомственного почетного гражданина. И так как аймаком управлял Нима Натыров, то его брат Очир обратился по этому вопросу в Управление, и ему 15 мая 1900 г. было выдано такое удостоверение: «Дано зайсангу Икицохуровского улуса Хошутова рода Очир Натырову на предмет представления в правительствующий Сенат по Департаменту Герольдии при исходатайствовании звания потомственного почетного гражданина в том, что, как видно из дел Управления Калмыцким народом, аймаком этим в 1834 году владел и управлял зайсанг Тепкенки Хангаев, имел тогда 24 года, за смертию Хангаева в управление аймаком вступил сын его Натыр Тепкенкиев, за смертью сего последнего аймаком управлял до 16 марта 1892 г. Нима Натыров, проситель же, Очир Натыров, родной 2-й сын Тепкенкиева, что удостоверяется подписью и с приложением казенной печати». В делах архивов сохранились документы с родословными таблицами зайсангского рода Хошутова аймака. У них было очень много родственников, они идут как дядья, племянники, братья в нескольких поколениях, всех их невозможно перечислить. Например, в делах за 1907 г. даны фамилии: Азаевы, Бадмаевы. Убушиевы, Надбитовы, Басанговы, Хараевы, Хутькиевы, Очировы. В 20-е гг. зайсанги подверглись репрессиям и выселениям за пределы своих улусов или за пределы области, тогда в списках даны Натыровы Иджа, Лиджи, Цаган, Бадма... В списке 1927 г. у Натырова Иджи, которому в то время было 52 года, было семеро сыновей: там же идут Очиров-Натыров, Балдыров-Натыров и просто Натыров с обозначением членов их семей с указанием их возраста и т.д. Дается Натыров Цаган Пюрбеев, у которого были и сыновья: Сангаджи-Гаря, Лиджи-Гаря, Дорджи-Гаря, Босхомджи и две дочери и т.д. И последнее известие об одном из потомков этих зайсангов было в газете «Ленинский путь» за 1934 г. В статье говорилось, что Натыров Сангаджи-Гаря работал в 1932 г. зав. Хошеутовской школой, а в настоящее время работает учителем Алцынхутинской школы. При этом подчеркнуто, что он является сыном крупного скотопромышленника. В настоящей статье мы дали ретроспективу истории зайсангского рода Хошутова аймака, а восстановление полной картины генеалогии семьи требует специального исследования. А. МИТИРОВ, кандидат исторических наук, зав. сектором этиологии КИГИ РАН.
    1 балл
  3. Битва на Ворскле, 1399 год (Битва войск Тимур Кутлуга и Едигея с Тохтамышем и его союзниками Великим княжеством Литовским): "Битва состоялась 12 августа. После поединка ханского мурзы и литовского рыцаря Сырокомли, закончившегося победой последнего, литовское войско начало переправу через реку. Ногайцы притворно отступили, заманивая противника на открытое пространство. Литовцы бросились их преследовать. Отступив на 10—12 километров, татары остановились и встретили их фронтальным ударом, а часть кавалерии, которая была до этого скрыта от глаз литовцев, ударила с флангов и сзади, сомкнув ряды и отрезав литовское войско от пехоты. Несмотря на многочисленность литовского войска и его хорошее оснащение (в том числе наличие артиллерии, применение которой оказалось малоэффективным против подвижных всадников, а также пищалей и самострелов), армия Витовта не устояла и была наголову разбита. "
    1 балл
  4. В ДТС есть слово "хун" - "пустой", "бесполезный". Пишут что это китаизм. Очень близко к семантике "кипчак".
    1 балл
  5. Это по монгольски называется Байр авалдах.Воина кто вышел на сражение называют Ирүүл. https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=52748&opt=1&word=ИРҮҮЛ# Традиция полностью сохранилась в монгольской национальной борьбе.
    1 балл
  6. Уже обсуждали не раз и пришли к мнению, что озеро Буйр в современной Маньчжурии это навряд ли средневековая местность Буир[н]ауур, где Чингизхан в союзе с Тугрул-ханом сразился с тайчиутами. Потому что все те междоусобные сражения происходили в пределах родины Чингизхана и татарских племен, которая по недвусмысленному смыслу источников находилась близ основного массива Алтая, Большого Алтая, и в смежности к нему на западной ее стороне. Потому что в тех событиях и битвах упоминаются также Алтай, Иртыш, Урунгу, Бухтарма, Урунгу, Кизилшбаш и другие прозрачные ориентиры. Междоусобные рейды отдельных племен не могли происходить от Иртыша до Маньчжурии (даже сейчас на современных иномарках это путь на целые сутки и того больше непрерывной езды, не считая труднопроходимости ледникового Большого Алтая). Это потом после восседания на великий ханский трон Чингизхана и его преммники стали совершать военные походы сперва на соседние (за Алтаем?) лесные народы и только потом на другие страны, соседние и отдаленные. А эта местность Буир[н]ауур емнип упоминается в улусе керейтов, т.е. здесь вообще отпадают любые вопросы где он был и есть. Среди его летовок упоинается местность Наур, но в сноске переводчик поясняет, что в рукописи I написано Бадур, а в рукописи S - ?ауур.
    -1 балл
  7. Найманы да, не причастны к Кара-Коруму, потому что найманы и тогда и сейчас это примерно современный ВКО. По источникам, на вскидку, Кара-Корумом сперва владел кара-китайский гурхан, затем керейтский хан, а у последнего его отнял Чингизхан. Прекрасный здесь ориентир для поиска Кара-Корума - это каракитаи. То есть останки города надо искать в пределах владений кара-китаев!
    -1 балл
  8. не совсем... Получается что КАЗАХи - узбеки, покинувшие Абулхаир-хана, но не дошедшие до стадии ДЖЕТЕ..., образовавшие свое ханство.
    -1 балл
×
×
  • Создать...